Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инспектор по охране труда и технике безопасности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, — лишение свободы на срок до 5 лет с лишением права заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового (часть 2 статьи 143 УК РФ); Трудовым законодательством также предусмотрена материальная ответственность работодателя: O за задержку выплаты заработной платы и других выплат — работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно (статья 236 ТК РФ). При этом размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором или трудовым договором.
Должностные обязанности специалиста по охране труда: ознакомление с инструкцией
Перед тем как приступить к работе, специалист изучает свою должностную инструкцию и по выбору работодателя расписывается:
1) в листе ознакомления (крепится к экземпляру инструкции, который хранится у работодателя);
2) в Журнале ознакомления с должностными инструкциями или Журнале ознакомления с внутренними актами организации;
3) в экземпляре трудового договора, который хранится у работодателя.
Эта подпись – подтверждение того, что новичок действительно ознакомился с обязанностями специалиста по охране труда в организации. Если специалист отказывается от подписи либо не хочет ознакомиться с инструкцией, нужно составить по этому поводу акт. Это защищает работодателя от возможных обвинений в том, что обязанности специалиста по охране труда не были доведены до его сведения в момент трудоустройства.
Как правило, один экземпляр инструкции выдается работнику на руки. О его получении он расписывается в Журнале выдачи инструкций. На этом экземпляре можно написать фамилию, имя и отчество специалиста, которому он выдан.
В этой статье Вы ознакомились с должностными обязанностями специалиста по охране труда, собрана информация о том, что должен знать инженер по охране труда, какую может нести ответственность, что входит в его должностную инструкцию, кем она составляется, как утверждается и в каком порядке выдается работнику на руки. Описана разработка инструкций по охране труда и нормативный документ, который следует применять при разработке.
А напоследок…
посмотрите занимательное видео о том, как пытались привлечь специалиста по охране труда за те нарушения, которые не прописаны у него в должностных обязанностях.
Обязанности государственных инспекторов труда
Инженер по охране труда и технике безопасности
Действия главного инспектора трудовой инспекции закреплены нормами трудового законодательства.
Законодательство Российской Федерации установило для них следующие обязанности:
- инспектирование предприятий согласно установленному порядку. Инспектировать требуется согласно инструкции с составлением соответствующего заключения;
- при выявлении нарушений отстранить от работы виновных должностных лиц до момента завершения расследования возникшей ситуации;
- назначать штраф при необходимости;
- составлять протокол;
- заниматься расследованием травматизма либо смертельных случаев на производстве.
Должностная инструкция инспектора включает в себя исчерпывающие сведения прав и обязанностей специалиста.
Проведение проверки государственным инспектором по охране труда
С целью организации и осуществления соответствующего надзора на государственном уровне квалифицированные специалисты осуществляют следующие виды проверок:
- внеплановую;
- плановую.
Основной задачей проведения проверок считаются выявление фактов полного соответствия заявленным требованиям российского законодательства, выполнение всех имеющихся предписаний, а также устранение нарушителей с дальнейшим привлечением к ответственности.
Внеплановая проверка может быть инициирована на основании:
- завершение срока действия ранее предоставленного предписания специалистами регионального представительства трудовой инспекции о необходимости устранить выявленные нарушения для обеспечения максимальной безопасности на территории предприятия;
- получение жалоб или прочих сообщений об имеющихся нарушениях у конкретного работодателя.
Важно! Подобного рода проверки могут официально на законных основаниях проводиться в максимально сжатые сроки, причем с уведомлением иных уполномоченных государственных органов (к примеру, прокуратуры) в четко оговоренном порядке, без предварительного согласования с непосредственным работодателем.
Комментарий к ст. 358 TК РФ
1. Настоящая статья конкретизирует обязанности государственных инспекторов труда, закрепленные Конвенцией МОТ N 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» (1947 г.), которая указывает на возможность национального законодательства предусматривать некоторые исключения для инспекторов труда в целях эффективного осуществления функций инспекционной службы.
2. См. Приказ Роструда от 10 апреля 2006 г. N 60 «Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации), уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» (БНА РФ. 2006. N 21).
Инспектор по охране труда и технике безопасности
Должностные обязанности Осуществляет надзор за соблюдением в подразделениях организации действующего законодательства, инструкций, правил и норм по охране труда, технике безопасности, производственной санитарии, предоставлением работникам установленных компенсаций по условиям труда с целью сохранения здоровья и работоспособности граждан. Осуществляет надзор за условиями труда на рабочих местах, наличием на них соответствующей оградительной техники, предохранительных устройств и других средств защиты; выполнением и внедрением мероприятий по созданию безопасных и здоровых условий труда, рациональных режимов труда и отдыха с учетом специфики производства, динамики работоспособности, периодичности физиологических функций человека, а также рекомендаций научно-исследовательских учреждений по научной организации труда. Проводит контрольные замеры производственного шума, воздушной среды, вибрации и т.п. Контролирует соответствие технического состояния оборудования требованиям безопасного ведения работ. Принимает участие в разработке проектов перспективных и годовых планов по улучшению и охране труда, укреплению здоровья работников. Контролирует своевременность испытаний, проверок и правильную эксплуатацию оборудования, применяемого в организации. Осуществляет надзор за соблюдением субъектами хозяйствования правил по охране труда и стандартов безопасности труда в процессе производства. Устанавливает конкретные причины производственного травматизма, профессиональных заболеваний и принимает меры по их устранению. Применяет правовые меры в соответствии с предоставленными ему полномочиями. Проводит анализ состояния охраны труда в организации.
Должен знать: постановления, распоряжения и другие руководящие материалы по вопросам охраны труда, технике безопасности и производственной санитарии; действующее законодательство по вопросам охраны труда, защиты прав работников в случаях потери здоровья по вине субъектов хозяйствования; основные технологические процессы производства продукции организации; методы изучения условий труда на рабочих местах; систему стандартов безопасности труда; организацию работы по охране труда, технике безопасности; психофизиологические требования к работникам, исходя из категории тяжести работ, ограничения применения труда женщин, подростков, рабочих, переведенных на легкий труд; особенности эксплуатации оборудования, применяемого в организации; правила и средства контроля соответствия технического состояния оборудования требованиям безопасного ведения работ; основы экономики, научной организации труда, производства и управления; основы трудового законодательства, правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.
Федеральная инспекция труда. Принципы деятельности, права и обязанности государственных инспекторов труда
- Федеральная инспекция труда — это единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).
- Руководство деятельностью Федеральной инспекции труда осуществляет Главный государственный инспектор труда РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ.
- Основными принципами деятельности являются:
- ♦ обеспечение соблюдения и защита трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;
- ♦ обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства;
- ♦ обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных методах соблюдения норм трудового законодательства;
- ♦ доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений или злоупотреблений, не подпадающих под действие трудового законодательства.
- В соответствии со ст. 357 ТК государственные инспекторы труда имеют право:
- ♦ в порядке, установленном законодательством, в любое время беспрепятственно при наличии соответствующего удостоверения посещать организации любой организационно-правовой формы, работодателей — физических лиц;
- ♦ осуществлять проверки и расследования причин нарушений трудового законодательства и правил охраны труда;
- ♦ получать от любых должностных лиц и органов объяснения, документы и другую информацию, необходимую для осуществления своих полномочий;
- ♦ давать работодателям обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
- ♦ изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ;
- ♦ направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
- ♦ расследовать несчастные случаи;
- ♦ запрещать использование не имеющих сертификатов или не соответствующих требованиям охраны труда средств индивидуальной защиты;
- ♦ выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших обучение и инструктажи по охране труда, технике безопасности;
- ♦ составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, готовить и направлять в правоохранительные органы и суд другие материалы о привлечении виновных к ответственности в соответствии с законодательством;
- ♦ выступать экспертами в суде по искам о нарушении трудового законодательства.
В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.
Обязанности государственных инспекторов труда.
Государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей — физических лиц и работодателей — юридических лиц (организаций).
В чем заключается государственное управление охраной труда
Государственное управление охраной труда — это деятельность государственных органов власти, направленная на исполнение надзорных и контролирующих функций в сфере трудовой охраны в соответствии с государственной политикой. Чтобы гарантировать россиянам безопасные условия труда, в перечень функций государства были включены задачи по:
- утверждению профилактических мер и устранению нарушений правительственных предписаний, касающихся охраны труда;
- разработке специальных программ по увеличению безопасности на рабочих местах;
- формированию адекватных требований к организации технологической деятельности, производства, использованию основных средств и т.д.;
- поддержание в актуальном состоянии нормативных актов, нормы которых направлены на обеспечение безвредности условий на рабочих местах.
Ответы на распространенные вопросы про государственное управление охраной труда
Вопрос №1: Согласовывают ли федеральные органы исполнительной власти свои действия в сфере трудовой охраны с другими уполномоченными органами власти?
Ответ: Да, федеральные органы исполнительной власти согласовывают принятые ими решения с Министерством труда и социального развития РФ.
Вопрос №2: В чем разница между государственными трудовыми инспекциями и муниципальными структурами по охране труда?
Ответ: Государственные инспекции по труду — это территориальные представительства Роструда, посредством которых федеральная трудоохранная служба осуществляет администрирование и контроль. А муниципальные структуры необходимы для того, чтобы данный контролирующий орган мог осуществлять взаимодействие с частными работодателями регионов.
Структура государственного управления охраной труда
Государственные органы РФ обязаны разрабатывать документы, которые необходимы для регулирования всех отношений в сфере труда. Но необходимо осуществлять и надзор за выполнением всех правил, созданных для улучшения условий труда. Существует следующая структура уполномоченных на это государственных органов Российской Федерации.
Главным контролирующим органом является Федеральная служба по труду и занятости. Под ее постоянным руководством осуществляют свою деятельность Управление контроля и надзора, а также территориальные органы, в чьи функции входит управление и контроль за условиями охраны труда.
Органы государственного управления охраной труда
Надзор за всеми трудовыми отношениями на государственном уровне осуществляется несколькими органами власти Российской Федерации. Все основные функции выполняет Правительство РФ, например, распределяя обязанности в сфере охраны трудового процесса между остальными органами. Правительство выполняет свои функции с помощью законодательных актов.
Разработку государственной политики, а также правовое регулирование в области охраны труда по заданию Правительства РФ выполняет Министерство труда. Выполняя свои функции, этот государственный орган принимает следующие нормативно-правовые документы:
- положение о комиссии об охране труда;
- правила и стандарты, которые определяют безопасность труда в различных организациях;
- различные методические рекомендации;
- правила аккредитации и список услуг, для которых она требуется;
- другие правовые акты.
Что касается других органов власти Российской Федерации, то они решают все необходимые вопросы в сфере труда только в рамках их компетенции. К примеру, необходимые функции надзора за тем, как руководители придерживаются установленных правил и стандартов, выполняют соответствующие федеральные органы.
Организация общественного контроля
Форма участия профсоюзов в обеспечении контроля за охраной труда является многоуровневой:
- правовые и технические общественные инспекции труда профессиональных союзов;
- уполномоченные представители общероссийских профсоюзов;
- представители отраслевых, краевых (областных), районных объединений профсоюзов;
- уполномоченные представители первичных профсоюзных организаций непосредственно в компаниях.
Всех уполномоченных (доверенных) лиц избирают открытым голосованием на общем собрании структурного подразделения либо на профсоюзном собрании работников организации.
На предприятии общественный контроль за охраной труда осуществляется:
- На конкретных рабочих местах в структурных подразделениях.
- В отделах, участках и цехах.
- В целом по предприятию.
Какие обязанности возложены на специалиста по охране труда
Специалист по охране труда – требующая внимательности и ответственности должность, нередко она требует от сотрудника технического склада ума. К примеру, когда есть необходимость разобраться с инструкциями используемого предприятием оборудования или технически сложного инструмента. Это позволит грамотно и безошибочно разработать инструкции по ОТ, а также впоследствии контролировать безопасность трудовой деятельности сотрудников отдельных структурных подразделений.
Вместе с тем специалист по охране труда по мере осуществления трудовой деятельности неизбежно контактирует со всеми сотрудниками, в том числе с руководителями. Это требует от специалиста коммуникабельности и способности выстраивать диалог, убеждать.
Многое зависит от того, как специалист по ОТ поставит себя и зарекомендует. Важно выстраивание доверительных и взаимно уважительных отношений. Это действительно крайне важно именно с точки зрения контакта и понимания со всеми без исключения работниками. При этом чрезмерная лояльность – не лучший выбор: где-то можно поинтересоваться, как у работника идут дела, как его настроение, не нужно ли ему обновить спецодежду, а где-то спросить объяснительную, к примеру, за отказ от использования СИЗ.
Отдельного внимания заслуживают работники инженерно-технических служб. Сотрудники таких служб, как и простые рабочие, должны видеть в специалисте по охране труда не злобного надзирателя, а советника, человека, с которым можно обсудить вопросы и проблемы, касающиеся области охраны труда.
Среди прочих обязанностей специалиста:
- способность ориентироваться в законодательстве, правильное применение нормативно-правовых актов, знание и учет их при работе;
- отслеживание изменений, вносимых в нормативно-правовые акты, последующая корректировка инструкций, других документов, касающихся области охраны труда;
- работа с инструкциями по ОТ, журналами инструктажей.
Ответственность руководителей
При отсутствии в организации должности специалиста по охране труда, руководителям грозит наступление административной ответственности. Величина штрафа может достигать 50-80 тыс. руб. Основание – ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Также в случае, если по факту инспекционной проверки будет обнаружено несоответствие квалификационным требованиям специалиста по охране труда, предприятию будет выписан штраф.
Кто еще может заинтересоваться квалификацией штатного специалиста по охране труда:
- Заказчики. Пример – работа фирмы с крупным холдингом.
- Администрации муниципальных образований. В отчетах, подаваемых кураторам по ОТ, необходимо указывать сведения о соответствии требованиям НПА компетенции/опыта/образования специалистов по ОТ.
Обязанности государственных инспекторов труда
Специалист по охране труда и технике безопасности
Действия главного инспектора трудовой инспекции закреплены нормами трудового законодательства.
Законодательство Российской Федерации установило для них следующие обязанности:
- инспектирование предприятий согласно установленному порядку. Инспектировать требуется согласно инструкции с составлением соответствующего заключения;
- при выявлении нарушений отстранить от работы виновных должностных лиц до момента завершения расследования возникшей ситуации;
- назначать штраф при необходимости;
- составлять протокол;
- заниматься расследованием травматизма либо смертельных случаев на производстве.
Должностная инструкция инспектора включает в себя исчерпывающие сведения прав и обязанностей специалиста.
ВНИМАНИЕ! Деятельность трудовой инспекции должна осуществляться строго в соответствии с законодательством.
В перечень документов, касающихся работы трудовой инспекции, входит несколько наименований:
- Статья 353 (часть 1) Трудового кодекса РФ.
- Постановление Правительства №324 «Об утверждении положения о Федеральной службе по труду и занятости».
- Постановление Правительства №156 «Вопросы федеральной службы по труду….».
- Федеральные законы 294 и 59.
- Приказ Роструда №211, в нем даются указания на регламент службы.
- Конвенция Международной организации труда №81. В России она ратифицирована была в 1998 году.