Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пенсионный возраст женщин «заморожен» до 2028 года на уровне 61 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Основное обеспечение предоставляется в виде базовой и солидарной частей, финансируемых за счет бюджетных ассигнований. Следующий уровень: обязательные отчисления — трудящихся — 10% и профессиональные работодателей — 5% от ЗП рабочих, занятых в опасных условиях труда. Третий уровень представлен индивидуальными и корпоративными добровольными взносами.
График повышения пенсионного возраста женщин в РК:
Год рождения |
Возраст выхода женщин на пенсию |
Месяц рождения |
Месяц выхода на пенсию |
Год выхода на пенсию |
1962 год | 60,5 лет | 1-6 | 7-12 | 2022 год |
1962 год | 61 год | 2023 год | ||
1963 год | 61 год | 2024 год | ||
1964 год | 61 год | 2025 год | ||
1965 год | 61 год | 2026 год | ||
1966 год | 61 год | 2027 год | ||
1967 год | ? | ? |
Виды пенсионных выплат
Основные виды пенсионных отчислений представлены в таблице.
Вид пенсии | Описание |
Базовая | Ее получают все казахстанские пенсионеры, вне зависимости от трудового стажа и отчислений. Размер базовой пенсии сегодня составляет 19,4 тыс. тенге/30 календарных суток. |
Солидарная пенсия в Казахстане | Выплачивается тем казахам и представителям других национальностей, стаж которых до 98 года составлял 6 месяцев. |
Накопительная | Это новый вид пенсии, получать который казахстанцы стали с 2014 года. Выплаты накоплений происходят как единожды, так и каждый год или месяц. В первом случае максимальная сумма не должна превышать 12 МРП. |
Кто может выйти на пенсию раньше?
Досрочный выход на пенсию предусмотрен для:
Граждан, проживавших с 29 августа 1949 года по 5 июля 1963 года (не менее 5 лет) в зонах экологического риска, пострадавших вследствие испытаний ядерного оружия на Семипалатинском ядерном полигоне, условия:
- мужчины – по достижении 50 лет;
- женщины – 45 лет.
Женщин, родивших либо усыновивших 5 и более детей и воспитавших их до 8 летнего возраста, при достижении 53 лет.
Для участниц накопительной пенсионной системы при достаточности пенсионных накоплений сохранено право назначения пенсионных выплат из накопительной пенсионной системы в 51 год в случае приобретения пенсионного аннуитета.
Пенсионный возраст в казахстане
Однако в Евразийском экономическом союзе разрабатывается пенсионный договор, который предусматривает экспорт ежемесячного пенсионного платежа при переезде и смене гражданства внутри союза. Ранее сообщалось, что этот договор начнёт действовать в 2018 году. Но пока нам в ЕНПФ ответили, что на данный момент изменений нет. №10. Можно ли получать накопительную пенсию до наступления пенсионного возраста? Можно. Мужчины имеют право выйти на пенсию в 55 лет, женщины с 2018 года – в 50,5 лет (+0,5 лет каждый последующий год, в 2027 году – с 55 лет), при условии достаточных пенсионных накоплений. Для этого нужно оформить страховой аннуитет. Пенсию страховая компания вам будет выплачивать пожизненно, даже если накопления ваши собственные закончатся. О том, как это сделать и как выбрать страховую компанию, можно прочитать в разборе Informburo.kz здесь. №11.
Повышение (индексация) пенсии в 2022 году пенсионерам в Казахстане
По словам Виктории Шегай, при переходе к минимально гарантированной пенсии увеличится минимальный порог этой выплаты для всех пенсионеров.
«Если сегодня размер базовой пенсии на минимальном уровне составляет 54 процента от прожиточного минимума, около 18 500 тенге сегодня, то при переходе к минимально гарантированной пенсии минимальный порог увеличивается до 70 процентов от величины прожиточного минимума, около 24 тысяч тенге», — объяснила представитель Минтруда.
По действующей системе минимальный стаж участия в пенсионной системе — 10 лет, по новой системе стаж участия снизится до 5 лет.
«На уровне 70 процентов от величины прожиточного минимума будут получать те пенсионеры, у которых нет стажа либо этот стаж составляет менее 5 лет. За каждый год сверх установленного стажа размер пенсии увеличивается на 2 процента», — рассказала директор департамента Минтруда.
Если базовая пенсия сегодня ограничивается 100 процентами от величины прожиточного минимума, то при переходе к минимально гарантированной пенсии предлагается не устанавливать верхний предел.
«То есть за каждый год, который проработал человек сверх пяти лет, размер этой пенсии предлагается увеличивать на 2 процента и без ограничений. Если человек проработал, скажем, 20 лет, то сегодня он получает порядка 74 процентов от прожиточного минимума — около 25,5 тысячи тенге. При переходе на систему минимальной гарантированной пенсии с таким же стажем человек будет получать 100 процентов от прожиточного минимума. На сегодняшний день это 34 302 тенге», — поделилась директор департамента Минтруда.
В концепции модернизации пенсионной системы до 2030 года также предполагается предоставить казахстанцам право «отложенного выхода на пенсию». Сегодня трудовой стаж рассчитывается до момента достижения человеком пенсионного возраста (для мужчин — 63 года, для женщин — 60 лет). При переходе на новую систему предлагается, чтобы этот стаж не ограничивался возрастом выхода на пенсию.
«Если человек не обратился за пенсией и продолжает работать после достижения пенсионного возраста, скажем, проработал еще два года, то размер его минимальной гарантированной пенсии должен увеличиться на четыре процента — по два процента за каждый год сверх того, что он проработал, достигнув пенсионного возраста», — рассказала Виктория Шегай.
Законодательная основа гарантии прав граждан на пенсионное обеспечение
В России приняты правовые нормы, дающие определенные гарантии прав иностранным гражданам, въезжающим в нашу страну с мечтой осесть в нашем государстве на постоянной основе. Тем не менее, сложности все равно существуют, и они продолжают отравлять жизнь людей.
Право на пенсионное обеспечение граждан, прибывших на жительство в Россию из бывших республик СССР, за исключением беженцев и вынужденных переселенцев, осуществляется по месту их жительства на территории России.
С целью урегулирования сложностей, возникающих у граждан в сфере пенсионного обеспечения, государства — участники СНГ заключили «Соглашение о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», заключенное 13 марта 1992 года правительствами Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины. Это соглашение не подписали республики Азербайджан и Грузия.
«Соглашение» по своей сути является всего лишь рамочным документом, в котором установлены основные принципы пенсионного обеспечения граждан. Главным постулатом достигнутого Соглашения стало утверждение, что пенсионное обеспечение граждан, проживающих в странах СНГ, и членов их семей должно осуществляться по законодательству того государства, на территорию которого они пребывают.
Каждое государство непосредственно отвечает за пенсионное обеспечение своих граждан.
В дополнении к «Соглашению» между Правительством РФ и правительствами некоторых бывших союзных республик СССР (Беларусь, Грузия, Латвия, Литва, Молдова, Эстония) заключены отдельные двусторонние соглашения в области гарантии прав граждан.
Гражданам, приехавшим в Россию на ПМЖ из союзных республик бывшего СССР, с которыми не заключено двухстороннее соглашение о пенсионном обеспечении, пенсия назначается на основании российского законодательства, при этом периоды работы на территории других государств после 13.03.1992 года в трудовом стаже не учитываются.
Действие «Соглашения о гарантиях прав граждан…» от 13.03.1992 года распространяется на трудовой стаж выработанный в период существования СССР.
В соответствии пункта 2 статьи 6 «Соглашения…» гражданам государств — участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Как осуществляется пенсионное обеспечение граждан прибывших из Белоруссии
Для граждан, прибывающих в РФ из Республики Беларусь, как Союзного с Россией государства, предоставлены исключительные возможности получения вида на жительство без предварительного получения Разрешения на временное проживание в РФ. Они могут обращаться за видом на жительство сразу после постановки на миграционный учет по месту нового пребывания в России, а срок получения вида на жительство сокращен для них до трех месяцев.
Назначение пенсии гражданам, прибывшим из Белоруссии, осуществляется в соответствии Договора между РФ и РБ «О сотрудничестве в области социального обеспечения» от 24.01.2006 года.
Этот договор основан на принципе пропорциональности. Пенсия гражданам назначается и выплачивается с учетом трудового стажа наработанного гражданином на территории соответствующей стороны этого договора.
При исчислении страхового стажа производится суммирование стажа выработанного гражданином на территориях обеих государств. Причем подсчет и подтверждение стажа производится по пенсионному законодательству того государства, в котором приобретен соответствующий стаж.
Граждане, по своему желанию, могут подать заявление о назначении и выплате им пенсии в соответствии того пенсионного законодательства, гражданами которого они являются. В таком случае положения Договора от 24.01.2006 года не будут применяться.
Договором установлен следующий порядок назначения и выплаты пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (статья 23 Договора):
★ за периоды трудовой деятельности на территории бывшего СССР, имевшие место до 13.03.1992 года, пенсию назначает и выплачивает то государство, на территории которого постоянно проживает гражданин, обратившийся за назначением пенсии;
★ за работу граждан, в период после 13.03.1992 года, на территориях РФ и РБ, каждое государство в отдельности исчисляет и выплачивает гражданам пенсию, в соответствии страхового стажа, приобретенного гражданами на его территории. То есть Россия будет отвечать только за стаж, который гражданин приобрел на её территории, а Беларусь за стаж, приобретённый у неё.
Периоды работы после 13.03.1992 года, имевшие место на территории третьих государств, не засчитываются ни в страховой, ни в общий трудовой стаж.
Необходимость реформы и реакция народа
Изменение возрастных рамок вызвало дискуссии. Инициатива правительства не находит одобрения у граждан. Изменение возрастных рамок вызвано повышением длительности жизни народа и экономическими явлениями. За 2017 год в сравнении с 1998 годом число пенсионеров выросло. Следовательно, размер пенсий увеличивать невозможно, поэтому власти сокращают число получающих пенсии. Законотворцы обещают поднять базовую часть до 100% от величины ПМ.
В Казахстане женщин старше 50 лет работодатели принимают неохотно, поэтому подъем возрастных рамок для женского пола осложнит положение. При дефиците рабочих мест молодежь пострадает от нововведения, так как работодателей вынудят держать на работе сотрудников преклонных лет. Граждане высказывают мнение, что по достижении 55-летнего возраста женскому полу трудно переобучаться, адаптироваться к автоматизированным и компьютеризированным процессам в работе компаний. Казахстанские женщины возмущены решением правительства уравнять их пенсионные права с мужчинами.
Решение членов парламента аргументировано тем, что женщины долго живут, мало зарабатывают и часто рожают. Думцы обосновывают: чтобы сохранить текущий механизм пенсионных выплат, внедряется реформа корректировки возрастных рамок по выходу на пенсию.
В условиях борьбы женщин за равные права с мужским полом законодатели стремятся уравнять их права социальную позицию дам и представителей сильного пола. В силу особенностей физиологии женщины отличаются о мужчин, поэтому равенство до сих пор не реализуется.
Реформа механизма начисления пенсий стартовала в Казахстане в 1998 году. Факторы, повлекшие внедрение нововведений:
- изменения в составе народа;
- процессы миграции;
- экономические процессы.
Право отложенного выхода на пенсию
В концепции модернизации пенсионной системы до 2030 года также предполагается предоставить казахстанцам право «отложенного выхода на пенсию». Сегодня трудовой стаж рассчитывается до момента достижения человеком пенсионного возраста (для мужчин — 63 года, для женщин — 60 лет). При переходе на новую систему предлагается, чтобы этот стаж не ограничивался возрастом выхода на пенсию.
«Если человек не обратился за пенсией и продолжает работать после достижения пенсионного возраста, скажем, проработал еще два года, то размер его минимальной гарантированной пенсии должен увеличиться на четыре процента — по два процента за каждый год сверх того, что он проработал, достигнув пенсионного возраста», — рассказала Виктория Шегай.
Новое соглашение ЕАЭС
Поскольку действующие соглашения (за исключением Белоруссии) лишали граждан права на пенсию в случае работы после 2002 года в другом государстве, это было серьезной проблемой. И только в декабре 2019 года стало ясно, что проблема будет решена.
В Санкт-Петербурге было подписано соглашение между странами-членами Евразийского экономического союза, куда кроме России входят Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения. Это соглашение в течение 2020 года ратифицировали парламенты всех стран-участниц, и с января 2021 года оно вступило в силу.
Если говорить кратко, новое соглашение распространяет принцип пропорциональности на все страны ЕАЭС. По сути, теперь в любом государстве из этих пяти можно оформить пенсию, заработанную в любом другом государстве ЕАЭС, причем если стаж был в двух или более государствах, каждое будет платить свою долю пенсии.
Чем аннуитет отличается от обычной пенсии?
В традиционном варианте, получать выплаты из ЕНПФ граждане могут только после достижения пенсионного возраста. Согласно п.1 ст.11 закона №105-V, пенсионный возраст в Казахстане составляет:
- для мужчин -63 года;
- для женщин возраст меняется ежегодно:
- с 1 января 2021 года – 60 лет;
- с 1 января 2022 года – 60,5 лет;
- с 1 января 2023 года – 61 года;
- с 1 января 2024 года – 61,5 года;
- с 1 января 2025 года – 62 лет;
- с 1 января 2026 года – 62,5 лет;
- с 1 января 2027 года – 63 лет.
В итоге, с 01.01.2027 г. возраст выхода на пенсию по возрасту для мужчин и женщин в Казахстане сравняется и составит 63 года.
Существуют категории лиц, которые могут выйти на пенсию по возрасту раньше (пострадавшие от ядерных испытаний, многодетные матери). Но в общем случае, возраст выхода на пенсию довольно высок, а изъять средства из ЕНПФ раньше срока до 2021 г. не представлялось возможным.
С 2021 г. появилась возможность изъять со счета в ЕНПФ сумму, превышающую так называемый «порог достаточности», который рассчитывается для каждого возраста отдельно. «Излишки» можно направить на улучшение жилищных условий, лечение и еще некоторые цели. Однако, солидная сумма в рамках «порога достаточности» по-прежнему остается в ЕНПФ и лицо не может ею воспользоваться до наступления пенсионного возраста.
Но закон все же позволяет изъять эти средства (в т.ч. и «порог достаточности») из ЕНПФ в случае заключения физлицом договора пенсионного аннуитета со страховой компанией. Физлица при этом смогут выйти на пенсию гораздо раньше.
Согласно п.10 ст.60 закона №105-V, начать получать выплаты по пенсионному аннуитету от страховой компании можно:
- мужчинам – с 55 лет;
- женщинам в зависимости от года:
- с 1 января 2021 года – с 52 лет;
- с 1 января 2022 года – с 52,5 лет;
- с 1 января 2023 года – с 53 лет;
- с 1 января 2024 года — с 53,5 лет;
- с 1 января 2025 года – с 54 лет;
- с 1 января 2026 года – с 54,5 лет;
- с 1 января 2027 года – с 55 лет;
Какие документы нужны для заключения договора пенсионного аннуитета?
Для заключения договора в выбранную страховую компанию необходимо предоставить:
- удостоверение личности получателя выплат;
- копии удостоверений личности наследников;
- выписка из ЕНПФ о сумме накоплений;
- банковские реквизиты (20-значный IBAN);
- документ, подтверждающий уплату работодателем клиента ОППВ за 60 календарных месяцев (если используются ОППВ);
- справку об установлении клиенту инвалидности I и II группы бессрочно (при наличии).
Для того, чтобы затем перевести деньги из ЕНПФ в страховую организацию, необходимо предоставить в отделение ЕНПФ:
- копию удостоверения личности вкладчика и оригинал для сверки;
- оригинал договора пенсионного аннуитета;
- оригинал нотариально оформленной доверенности и удостоверение личности доверенного лица (если оформление происходит по доверенности).
Как начисляется пенсия?
Базовая пенсия имеет одинаковый показатель для всех граждан. Базовая ставка представляет собой гарантированное социальное пособие. В настоящее время данная сумма зависит от отчислений и стажа. Лица, принимавшие участие в системе до 10 лет, ограничатся социальной ставкой в размере 50 % от прожиточного минимума. За каждый год свыше 10 лет начисляется еще по 2 %. При трудоустройстве более 35 лет гарантируется получение пенсии в максимальном объеме от прожиточного минимума.
Накопительная система представляет собой сумматор всех начислений. При выходе на заслуженный отдых гражданин имеет право забрать все накопления. Для этого нужно обратиться в филиал и подписать договор на получение. Одноразовая выплата может быть не более 250 сумм минимального прожиточного минимума.
Рассмотрим, как начисляется пенсия в Казахстане. Отчисления складываются из базовой и трудовой пенсии. Для увеличения выплат можно вносить и добровольные отчисления в фонд.
Размер пенсии трудового типа рассчитывается от средней заработной платы. Рассчитывается 60 % от средней зарплаты за три года. В расчет берется постоянный трудовой стаж. Также учитывается трудовая выслуга. Для женщин – 20 лет, а для мужчин – 25 лет. При недостатке необходимого количества лет производится дополнительный расчет – отработанные годы делятся на обязательные.