Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Когда налоговая может доначислить НДС на работы по содержанию». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 НК РФ в необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Комментарий к ст. 149 НК РФ
В соответствии с пунктом 1 статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Статьей 149 НК РФ определены операции, которые не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), что представляет собой одну из разновидностей налоговой льготы.
Внимание!
При применении освобождения, предусмотренного пунктом 1 статьи 149 НК РФ, следует обратить внимание на то, что данная норма НК РФ применяется только в отношении иностранных граждан или организаций, аккредитованных в Российской Федерации.
В случае предоставления арендодателем в аренду на территории Российской Федерации помещений иностранным гражданам или организациям, не имеющим аккредитации в Российской Федерации, освобождение от налогообложения не предоставляется и услуги по предоставлению в аренду помещений подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.
Такой позиции придерживалась ФНС России в письме от 17.05.2005 N ММ-6-03/404@.
Официальная позиция.
Так, в письме Минфина России от 09.10.2014 N 03-07-07/50957 разъясняется, что согласно пункту 1 статьи 149 главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ предоставление арендодателем в аренду на территории Российской Федерации помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в Российской Федерации, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) налогом на добавленную стоимость. При этом данное освобождение применяется в случаях, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении граждан Российской Федерации и российских организаций, аккредитованных в этом государстве, либо если такая норма предусмотрена международным договором (соглашением) Российской Федерации.
Перечень иностранных государств, а также наименования помещений, в отношении которых применяется указанное освобождение, установлены Приказом МИД России и Минфина России от 8 мая 2007 г. N 6498/40н. Так, в соответствии с данным Приказом от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождены услуги по аренде служебных (офисных) помещений, а также жилых помещений, предоставляемых иностранным гражданам и организациям, зарегистрированным в государствах, перечисленных в указанном перечне, и аккредитованным в Российской Федерации.
Аренда помещений, не относящихся к служебным (офисным), а также жилым, в данном перечне не поименована. Таким образом, услуги по аренде таких помещений подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
Внимание!
Перечень документов, подтверждающих правомерность применения освобождения по пункту 1 статьи 149 НК РФ, положениями главы 21 НК РФ не установлен, поэтому у налогоплательщиков возникают вопросы по поводу документального подтверждения права на указанное освобождение от налогообложения.
Документальным подтверждением права на получение освобождения от налогообложения является копия свидетельства о внесении в сводный государственный реестр аккредитованных на территории Российской Федерации представительств иностранных компаний, выданного Государственной регистрационной палатой.
Кроме того, документальным подтверждением правомерности применения вышеуказанного освобождения является договор аренды, заключенный с иностранной организацией.
А подтверждением права на применение освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость услуг по аренде, оказываемых филиалу некоммерческой организации, может являться выписка из реестра филиалов и представительств международных и иностранных некоммерческих организаций, выданная Минюстом России (письмо Минфина России от 28.02.2013 N 03-07-08/5901).
Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает перечень операций в отношении определенных товаров и услуг, которые не подлежат налогообложению НДС.
Внимание!
При применении подпункта 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ следует учитывать Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 17.01.2002 N 19.
Важно!
Льготный порядок налогообложения налогом на добавленную стоимость при реализации на территории Российской Федерации медицинской техники, в том числе ввезенного медицинского оборудования, применяется при наличии регистрационного удостоверения, представляемого в налоговый орган по месту постановки на учет налогоплательщика, осуществляющего реализацию соответствующей медицинской техники.
На данный факт также обращают особое внимание официальные органы в своих разъяснениях (см., например, письмо Минфина России от 17.12.2014 N 03-07-08/65344.).
Официальная позиция.
Та��, в письме Минфина России от 02.02.2015 N 03-07-07/3980 рассмотрен вопрос об освобождении от НДС реализации принадлежностей, ввозимых в РФ и входящих в состав комплектов медицинских изделий, отдельно от этого комплекта. По данному вопрос Департамент Минфина России дал нижеследующее разъяснение.
Облагаются ли услуги НДС
Чтобы услуги подлежали обложению НДС, местом их реализации, во-первых, должна признаваться территория РФ (ст. 148 НК РФ). А во-вторых, они не должны быть поименованы в п. 2, 3 ст. 149 НК РФ, где перечислены операции, не облагаемые НДС. В соответствии с этими пунктами освобождено от налогообложения оказание:
- медицинских услуг организациями и ИП, ведущими медицинскую деятельность (пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ);
- услуг по присмотру и уходу за детьми в организациях дошкольного образования, по проведению занятий в кружках, секциях, студиях (пп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ);
- услуг по ремонту и техобслуживанию товаров и бытовых приборов в рамках гарантийного срока их эксплуатации без взимания платы (пп. 13 п. 2 ст. 149 НК РФ);
- ритуальных услуг (пп. 8 п. 2 ст. 149 НК РФ);
- услуг аптечных организаций по изготовлению лекарств, изготовлению и ремонту очковой оптики (пп. 24 п. 2 ст. 149 НК РФ);
- услуг санаторно-курортных, оздоровительных организаций, организаций отдыха и оздоровления детей, расположенных на территории РФ (пп. 18 п. 3 ст. 149 НК РФ).
Перечень необлагаемых услуг достаточно большой, поэтому выше указаны только некоторые из них.
По НДС существуют льготы. Некоторые компании могут вообще не платить налог, другие — только по отдельным операциям.
Не обязаны платить НДС некоторые компании и ИП:
- ИП на ЕНВД, УСН и патенте.
- Участники проекта «Сколково».
- ИП и компании на любых системах налогообложения, если за последние три месяца их выручка меньше 2 млн рублей. Даже если компания на общей системе налогообложения. Чтобы получить такое освобождение, придется подавать дополнительные документы.
Компании на ЕСХН работают с особыми условиями. С 2019 года они платят НДС, если заработали за год больше определенной суммы:
- 100 млн рублей за 2018 год;
- 90 млн рублей за 2019 год;
- 80 млн рублей за 2020 год и т. д.
Чтобы получить льготу для ЕСХН, нужно подать документы на освобождение. Если этого не сделать, компания должна будет платить НДС при любых доходах.
Отдельные операции. Не нужно платить НДС по таким операциям, как:
- денежные займы;
- реализация медицинских товаров и услуг;
- перевозка пассажиров;
- торговля акциями.
Другой комментарий к Ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации
При применении статьи 149 НК, прежде всего, следует учитывать два момента.
Первый заключается в том, что перечень освобождаемых от налогообложения НДС операций является исчерпывающим.
Второй момент связан с тем, что при отсутствии соответствующей лицензии налогоплательщики не вправе воспользоваться льготой, предусмотренной статьей 149 НК.
Данная точка зрения изложена в письмах Минфина России от 15.03.2006 N 03-04-05/04, от 18.10.2004 N 03-04-11/169, письмах Управления ФНС России по г. Москве от 21.02.2007 N 19-11/16478, от 06.02.2007 N 19-11/10261, от 24.01.2007 N 19-11/00557, от 22.03.2006 N 19-11/22544, от 06.05.2005 N 19-11/32602.
Рассмотрим пример соотносимости права на применение положений статьи 149 НК и наличия у налогоплательщика лицензии.
Минфин России в письме от 27.08.2008 N 03-07-07/81 разъяснил, что операции по реализации не подлежащих лицензированию услуг по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного процесса в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающихся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации, не освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость.
При этом финансовое ведомство основывалось на норме пункта 2 Положения об образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2000 N 796, согласно которой не подлежит лицензированию образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации.
Следует отметить, что в настоящее время данное Постановление утратило силу. С 01.07.2009 вступило в силу Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 N 277.
Новое Положение содержит аналогичную приведенной норму (подпункт а пункта 2 Положения), согласно которой не подлежат лицензированию образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 27 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение в соответствии с лицензией выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем образовании и (или) квалификации в соответствии с лицензией. Форма документов определяется самим образовательным учреждением. Указанные документы заверяются печатью образовательного учреждения.
Следовательно, изложенные выводы Минфина России применимы и в настоящее время.
Однако суды в некоторых случаях указывают, что правомерность применения предусмотренной подпунктом 14 пункта 2 ст.149 НК РФ льготы не зависит от того, выдаются ли после оказания образовательных услуг документы об образовании или квалификации.
ФАС Уральского округа в Постановлении от 19.07.2007 N Ф09-5525/07-С2 пришел к выводу, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации услуг в сфере образования при выполнении следующих условий: оказывающая услуги организация должна иметь статус некоммерческой образовательной организации; реализуемые услуги должны относиться к услугам в сфере образования, оказываемым при проведении учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса; на оказание услуг в сфере образования организация должна иметь соответствующую лицензию.
Следовательно, право на освобождение от налогообложения не ставится в зависимость от выдачи образовательным учреждением лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документов о соответствующем образовании и (или) квалификации в соответствии с лицензией.
Также следует отметить, что некоторые суды не принимают доводы налоговых органов о том, что льгота, предусмотренная подпунктом 14 пункта 2 статьи 149 НК, может быть применена лишь при наличии лицензии (см., например, Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.06.2009 N А69-164/09-Ф02-2763/09 и ФАС Поволжского округа от 31.08.2006 N А72-14840/05-6/826).
В то же время ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 14.01.2008 N А56-21648/2006, сделав вывод о правомерности вывода налогового органа об отсутствии у налогоплательщика оснований для применения освобождения, установленного подпунктом 14 пункта 2 статьи 149 НК, руководствовался, в частности, тем, что образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающихся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации, лицензированию не подлежит. Данные выводы сформированы судом в отношении осуществления таких видов деятельности, как услуги по занятиям шейпингом и занятиям в тренажерном зале, осуществление которых не сопровождается итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании или квалификации. В то же время данные выводы суда следует учитывать и применительно к решению вопроса о применении НДС образовательными учреждениями в отношении подготовительных курсов, не сопровождающихся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации.
Таким образом, если подготовительные курсы сопровождаются итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации, то в отношении таких образовательных услуг применяется льгота, предусмотренная подпунктом 14 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса России. Если же подготовительные курсы организованы без выдачи документов о соответствующем образовании и (или) квалификации, то, исходя из позиции Минфина России и отсутствия единообразия в судебной практике, льгота по НДС не применяется. Правомерность применения освобождения от НДС в отношении подготовительных курсов, если документы о соответствующем образовании и (или) квалификации не выдаются, налогоплательщику, очевидно, придется доказывать в суде.
Кроме того, очень важно обращать внимание, в каком пункте — 2 или 3 — упомянуты осуществляемые налогоплательщиком операции, не подлежащие налогообложению. Если они упомянуты в пункте 3 статьи 149 НК, налогоплательщик вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения.
Кому положены налоговые льготы по НДС
Льготы по НДС условно делятся на 3 вида: полное освобождение от налога, частичное (не облагаются только конкретные операции) и пониженные ставки НДС — 10% и 0%.
Посреднические услуги
По закону, посредники, которые занимаются сбытом льготных товаров и услуг, обязаны выплачивать НДС от прибыли в предусмотренном кодексом порядке. Однако есть виды деятельности, при осуществлении которых НДС не выплачивается как производителем, так и посредником. Они прописаны в пункте 2 статьи 156 НК РФ:
- сдача в аренду недвижимости граждан других стран, а также различным учреждениям, аккредитованным в РФ;
- продажа изделий медицинского предназначения по списку, официально утвержденному Правительством РФ;
- предоставление ритуальных услуг, деятельность по изготовлению надгробных сооружений и отделки захоронений, включая продажу похоронных аксессуаров. Последние обязательно должны входить в список, одобренный Правительством РФ, в противном случае НДС выплачивается в обычном порядке;
- сбыт изделий народного художественного промысла (за исключением подакцизных товаров), которые утверждены в специальном перечне, установленном Правительством РФ.
НДС – это косвенный налог, которым облагаются как товары, так и услуги. Высчитывается он в качестве надбавочной стоимости, выплачивается со стоимости услуги или операции конечным потребителем в пользу бюджета страны. Особенностью данного налога является тот факт, что поступление налога возможно еще на этапах производства. Если говорить об услугах, он формируется и из тех операций, что являются оказанными в процессе производства конечного результата, оставаясь актуальными на всех стадиях. Основная ставка для НДС составляет 18 процентов, также российское законодательство предполагает возможность пользования пониженной ставкой в 10 процентов, или нулевой ставкой, а также полным освобождением.
Дополнительная информация
НДС имеет некоторые общие черты с налогом с оборота или с продаж, его также добавляют к общей стоимости услуги. Однако есть в этом отношении и существенные различия. Так, продавец услуг, за которые покупатель платит НДС, включенный в общую стоимость, может вычесть из уплаченной покупателем суммы те цифры, которые были выплачены тем же налогом поставщику.
Налог остается косвенным, он платится именно покупателем. Платежные бумаги требуют отдельного оформления НДС на услуги и операции, для этого отводится специальная строка. В целом, данный вариант системы налогообложения сформирован для достижения сразу нескольких целей:
- Распределение процесса уплаты налога между стадиями производства, коммерции, исключая при этом риск многократного взимания и переплат, которые могут стать очень серьезными.
- Распределение обязанности между несколькими плательщиками, снятие рисков неуплаты. Специфика налогообложения в этом плане такова, что необходимая сумма все равно будет снята для бюджета, даже если кто-то из участников процесса уклоняется от налогов. Уход возможен только при использовании сложнейших схем.
- Получение косвенного налога исключает национальные, это удобно в рамках существующей экономической ситуации.
Операции, не облагаемые НДС: полный список
Не облагаемые НДС операции и товары для реализации (или использования для собственных нужд) собраны в список, который является исчерпывающим и не подлежит расширению. Перечень отображен в пп. 1–3 ст. 149 НК РФ:
I. Деятельность по передаче помещений в аренду нерезидентам (физлицам и юрлицам), получившим аккредитацию в России (п. 1 ст. 149 НК РФ). Список иностранных государств, в отношении граждан и/или организаций которых может применяться освобождение от НДС, перечислен в общем приказе МИД и Минфина России от 08.05.2007 № 6498/40н.
При этом к деятельности такого типа можно отнести и эксплуатационное (коммунальное) обслуживание сдаваемых в аренду помещений на условиях, указанных выше, если такой вид услуг указан в договоре аренды (постановление ФАС Московского округа от 22.04.2010 № КА-А40/2596-10).
II. Продажа товаров, оказание услуг, в том числе и для собственных нужд, указанных в п. 2 ст. 149 НК РФ, также не облагается НДС. Перечень довольно объемный — он состоит из более чем 30 позиций, но стоит упомянуть их все. Большинство из перечисленных в данном пункте позиций имеет явную социально ориентированную направленность:
- Медицинские товары (отечественные и зарубежные) в соответствии с перечнем, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 № 1042 (с учетом изменений, внесенных постановлениями Правительства РФ от 31.12.2016 № 1581, от 22.11.2017 № 1404).
К ним относятся:
- медицинские изделия;
Что нужно представить в ИФНС, чтобы получить освобождение по НДС в отношении медицинских изделий, смотрите по ссылке.
- протезы и комплектующие к ним;
- техсредства (в т. ч. автотранспорт) для инвалидов;
- очки и линзы, предназначенные для коррекции зрения, оправы для таких очков.
- Медуслуги, которые оказывают организации и ИП, осуществляющие меддеятельность (кроме ветеринарных и санэпидемиологических услуг):
- оказываемые в рамках страховых полисов по обязательному медстрахованию;
- профилактика, диагностика и лечение населения — перечень разрешенных мероприятий утвержден постановлением Правительства от 20.02.2001 № 132;
- сбор крови у населения;
- экстренная медпомощь населению;
- услуги сиделки;
- услуги патологоанатома;
- медпомощь беременным, новорожденным, наркозависимым и инвалидам.
Какие не облагаемые НДС операции можно причислить к льготам
В связи с тем, что налогоплательщики при проведении некоторых хозяйственных операций, перечисленных в пп. 1–3 ст. 149 НК РФ, не уплачивают НДС, многие считают, что это своего рода льготы. Но это не совсем так, ведь льготами обычно могут пользоваться лишь определенные категории предпринимателей, а совершать освобожденные от НДС операции может кто угодно, лишь бы в наличии были необходимые разрешительные документы.
Тем не менее, пользуясь результатами анализа Пленума ВАС РФ, изложенными в постановлении от 30.05.2014 № 33, можно выделить отдельные операции из ст. 149 НК РФ, которые можно причислить к разряду льгот. Речь идет о передаче товаров (услуг), указанных в подп. 5 п. 2, а также хозоперациях, перечисленных в подп. 1, 2, 14 п. 3 этой статьи НК РФ.
По мнению Минфина, к льготируемым операциям можно отнести передачу (использование в своих целях) товаров или услуг, указанных в подп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ (письмо Минфина России от 03.12.2014 № 03-07-15/61906).
Существующие ставки НДС
В российском законодательстве приняты три ставки по данному налогу. Чтобы разобраться какую ставку необходимо применить организации нужно просто посмотреть в кодексе, может ли их направление бизнеса использовать пониженные ставки. Во всех остальных случаях применяются стандартная ставка.
Ставка, % | Комментарий |
18 | Стандартная ставка, применяемая во всех случаях, если иное не оговорено в налоговом законодательстве |
10 | Сниженная ставка, применяема для определенных групп товаров представляющих социальную значимость (медицинские товары, продовольствие и т.д.) |
Применяется для всех операций, связанных с вывозом товаров за пределы страны |
Поставка коммунальных услуг производится исполнителем, в качестве которого законодательством названы управляющая компания, либо ТСЖ, либо жилищный кооператив.
В соответствии с законом, исполнитель обязан заключить договоры по доставке с потребителями, собственниками квартир, в обязательства которых входит своевременная оплата предоставляемых услуг. Для того, чтобы выполнить обязанности перед потребителями, исполнитель должен подписать соглашения о закупке необходимых ресурсов (электроэнергии, газа, воды и т.д.) с организациями коммунального комплекса, ресурсоснабжающими предприятиями.
Важно! У данных поставщиков исполнитель приобретает необходимые ресурсы и обеспечивает их поставку потребителям, выполняя таким образом свои договорные функции по исполнению услуг.
Организация коммунального комплекса
Коммунальные услуги, которые предоставляются специализированными организациями коммунального комплекса. В соответствии с действующим законодательством не могут освобождаться от необходимости перечисления налога на добавленную стоимость.
Само понятие коммунального комплекса прописано в Законе №210-ФЗ, который был принят 30 декабря 2004 года, и представляет собой юридическое лицо, которое занимается обустройством систем коммунальной инфраструктуры, а также эксплуатацией всевозможных объектов, предназначенных для утилизации ТБО.
Организационно-правовая форма, на основании которой действует указанное юридическое лицо, в данном случае не имеет какой-либо существенной разницы, но в то же время достаточно важную роль играет порядок использования указанной системы коммунальной инфраструктуры.
Ее использование должно осуществляться для того, чтобы производить какую-либо товарную продукцию или же оказывать услуги, необходимые для поставки гражданам воды, тепла, электричества, а также очистки и отведения сточных вод.
В пункте 1 статьи 168 Налогового кодекса говорится о том, что в процессе реализации товарной продукции налогоплательщик в данном случае должен предъявить к изначальной стоимости товара также дополнительную сумму налога.
Итак, исчерпывающий перечень хозяйственных операций, которые освобождены от НДС, содержится в пп. 1–3 ст. 149 НК РФ. Использовать право на освобождение от налогообложения, в соответствии с этой статьей, могут все налогоплательщики, у которых есть необходимые разрешительные документы. При этом лицензия обязательна лишь при осуществлении деятельности, подлежащей лицензированию.
Существуют ограничения при выполнении посреднической деятельности: в большинстве случаев посредники лишены права воспользоваться освобождением от НДС (подробнее сказано в п. 7 ст. 149 НК РФ).
В случае если налогоплательщик посчитает, что ему невыгодно пользоваться освобождением от НДС (например, когда принятый к вычету НДС превышает размер уплачиваемого налога), он может отказаться от своего права на срок более года на основании п. 5 ст. 149 НК РФ.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Возможность отказа от применения льгот по НДС в соответствии с положениями налогового кодекса
В соответствии с положениями статьи 56 Налогового кодекса, льготами по налогам и сборам признаются:
- предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
При этом, нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.
В соответствии с п. 2 ст.56 НК РФ, налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом.
Положения статьи 149 НК РФ предусматривают возможность отказа от налоговых льгот по НДС только в отношении операций, освобождающихся от налогообложения в соответствии с п.3 ст. 149 НК РФ.
В соответствии с п.5 ст.149 НК РФ, налогоплательщики, осуществляющие операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные п.3 ст.149 НК РФ, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения.
Для того, чтобы использовать данное право отказа от льготы, налогоплательщику необходимо представить соответствующее заявление в ИФНС по месту учета в срок не позднее 1-го числа налогового периода*, с которого налогоплательщик намерен:
- отказаться от освобождения
- или приостановить его использование.
*В соответствии с положениями ст.163 НК РФ, налоговый период (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов, далее — налоговые агенты) устанавливается как квартал.
При этом, такой отказ или приостановление возможен только в отношении всех осуществляемых налогоплательщиком операций, предусмотренных одним или несколькими подпунктами пункта 3 статьи 149.
Налоговым законодательством не допускается, чтобы подобные операции освобождались или не освобождались от налогообложения в зависимости от того, кто является покупателем (приобретателем) соответствующих товаров (работ, услуг).