Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто платит после ДТП в 2022 и 2023 году?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Результатом первичной экспертизы будет акт о состоянии автомобиля после ДТП. В нем указывают информацию относительно места и времени осуществления экспертной оценки. Также перечисляют присутствующих при экспертизе участников дорожного происшествия, уточняют информацию об общем состоянии ТС, наличии дефектов, не имеющих отношения к аварии, и присутствии/отсутствии скрытых повреждений. К акту могут быть приложены фото- и видео свидетельства, подтверждающие факты осмотра. Возможно, потребуется вторая экспертиза, если будет зафиксировано наличие скрытых повреждений.
Транспортное средство не подлежит ремонту
Страховые компании признают под полной гибелью машины две ситуации:
- машина настолько разбита, что отремонтировать её не получится;
- автомобиль отремонтировать можно, но стоимость ремонта превысит стоимость самой машины на дату аварии или будет равна ей.
Если машина после ДТП не подлежит восстановлению, страховщик выплатит её стоимость на момент аварии, но в пределах лимитов, установленных 40-ФЗ. Есть ряд особенностей при таком страховом случае:
- Страховщик имеет право оставить поврежденное транспортное средство у себя. Однако он может сделать это только после выплаты компенсации.
- Потерпевший может оставить себе годные детали автомобиля (например, для продажи), но тогда их стоимость будет вычтена из размера страховой выплаты.
Полная гибель транспортного средства может быть установлена только экспертом после осмотра. В ходе экспертизы специалист отмечает все повреждения и оценивает стоимость ремонта, эти сведения обязательно отражаются в заключении эксперта. На следующем этапе изучается рынок автомобилей и определяется стоимость машины. Полученные цифры сопоставляются и выносится заключение.
Единая методика обязательна для применения экспертами страховщика при расследовании последствий ДТП. Это собрание требований к порядку проведения экспертиз и методикам расчета. Там же установлены типовые коэффициенты пробега и износа. Утвержден документ в 2014 г. Несмотря на то, что в названии методики используется заглавие одного документа, она связывает три:
- «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» N 432-П.
- «О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства» N 433-П.
- Электронная база стоимости запчастей.
Всего в документе 7 глав и 10 приложений-справочников. В главах подробно изложен порядок экспертиз после ДТП, процесс установки характера дефектов, описаны алгоритмы расчетов стоимости ремонта. В справочниках изложены:
- № 1 — требования к проведению фотосъемки;
- № 2–3 — перечень типовых повреждений и рекомендации производителей по ремонту кузова (иномарки);
- № 4 — цены на запасные части по регионам. Всего определено 13 зон, в каждой из которых действуют свои цены. Например, запчасти в Санкт-Петербурге и Москве значительно дороже, чем в среднем по России;
- № 5–6 — коэффициенты износа, дополнительные сведения;
- № 7 — детали, для которых износ не предусмотрен (показатель износа — 0);
- № 8 — данные по среднегодовому пробегу машины по регионам;
- № 9 — коэффициенты эксплуатации;
- № 10 — коэффициенты механических повреждений.
Эта методика применяется только для физлиц при страховании автогражданки. Результат каждой экспертизы должен быть оформлен в виде акта.
В настоящее время методика используется для того, чтобы рассчитать ущерб после ДТП, если экспертам СК необходимо выехать на место аварии при наступлении страхового случая. Методики ЕМРУ должны использовать эксперты при проведении независимой оценки повреждения автомобиля. Лицензированные частные специалисты или государственные эксперты во время судебного разбирательства также придерживаются утвержденных правил.
Какие факторы могут влиять на сумму ущерба
Экспертный акт осмотра ТС после ДТП — основной документ, по которому рассчитывают сумму ущерба. По мере обнаружения скрытых повреждений или проведения дополнительных экспертиз сведения в него могут добавляться. Информация для расчета затрат на ремонт берется из этого акта.
Важные критерии для оценки состояния автомобиля:
- марка ТС;
- год его производства и постановки на учет;
- оснащение авто в момент покупки;
- город регистрации авто и где произошло ДТП;
- в каком состоянии был автомобиль до аварии;
- в каком состоянии запчасти, требующие замены.
Страховая компания для расчета стоимости ремонта использует средние показатели стоимости:
- ремонтных работ;
- материалов для произведения работ;
- запчастей для замены.
Последний показатель берут из Единого электронного справочника цен на автозапчасти, составленного РСА. Он размещен в интернете, в открытом доступе. Справочник периодически корректируют. По сути, это простой калькулятор. Чтобы рассчитать цену, нужно указать дату ДТП, марку авто, номер экономической зоны и номер запчасти.
Показатели, которые уменьшают размер компенсации:
- износ поврежденных запчастей (выражается в процентном коэффициенте);
- год выпуска ТС, время эксплуатации;
- пройденный путь в километрах.
Если ремонт невозможен или его стоимость будет больше, чем стоимость новой машины, СК обязана выплатить компенсацию в сумме, достаточной для покупки нового авто. Здесь тоже применяется методика расчета. Из предположительной стоимости новой машины вычитают цену целых запчастей. Предполагается, что владелец сможет их реализовать. Коэффициенты для расчета их стоимости тоже определены ЕМРУ.
Что такое гибель транспортного средства?
На основании пп. «а», пункта 18, статьи 12 закона «Об ОСАГО», под гибелью транспортного средства, понимается ситуация, когда ремонт транспортного средства после ДТП не возможен, или стоимость ремонта поврежденного автомобиля, равна его рыночной стоимости, или превышает ее на дату наступления страхового случая.
Простыми словами, если рыночная стоимость автомобиля на дату ДТП равна 200000 рублей, а стоимость восстановления автомобиля экспертом оценивается также в 200000 рублей и более, то по закону об ОСАГО, такой автомобиль признается погибшим (тотальным).
Но скажу сразу, если в ситуации, когда автомобиль признали тотальным, только на основании того, что стоимость ремонта равна или превышает рыночную стоимость авто на момент ДТП, это значит, что автомобиль нужно утилизировать. Бывает, что возраст автомобиля на момент ДТП, составляет 15-20 лет и старше, соответственно рыночная стоимость данного авто, будет минимальной, но вот запчасти, будут стоить дорого и получается, что у автомобиля, разбиты передние и задние фары, два бампера и стоимость этого добра по справочнику будет составлять рыночную стоимость авто. Самые дорогие в этом плане автомобили, БУ японцы и немцы. Вот и получаем, что несколько деталей на авто, стоят по справочнику дороже, чем сам автомобиль.
В вышеописанной ситуации, автомобиль можно спокойно восстановить, и ездить на нем далее, ведь никаких серьезных повреждений, препятствующих его дальнейшей эксплуатации, он не получил, несмотря на то, что страховая признала его тотальным. Как это обосновать с точки зрения закона, я расскажу далее в статье.
Как получить деньги по ОСАГО, вместо ремонта?
Но есть другая ситуация, когда автомобиль получил очень серьезные повреждения, так сказать разбит в «мясо», когда на автомобиль смотришь и понимаешь, ездить он больше никогда не будет. Вот как раз такие автомобили, уже не целесообразно восстанавливать, их признают конструктивно погибшими, ремонтировать их никто не возьмется, да и сам владелец понимает, что даже если он восстановить этот авто, это будет стоить очень и очень дорого, и далее он его не сможет продать и отбить вложенные в ремонт деньги. Вот в таких ситуациях с автомобилем уже ничего не поделать и на нем ездить уже нельзя, так как он физически признан погибшим, и разбит так сильно, что даже если его восстановить, он будет крайне небезопасным.
В большей степени, автомобили по ОСАГО, тоталят в случае превышения стоимости ремонта, над рыночной стоимостью авто (когда автомобиль экономически нецелесообразно восстанавливать), а не по причине конструктивной гибели, то есть невозможности восстановить транспортное средство по причине слишком серьезных повреждений, к примеру, когда требуется замена номерного элемента кузова или рамы, или по причине отсутствия поставок элементов автомобиля, или запасных частей.
Можно ли ездить на автомобиле и оформлять не него страховку, если по ОСАГО, он признан тотальным?
Признаюсь, наши клиенты, считают этот вопрос, самым интересным, и я с ними соглашусь. Поскольку выше, я описывал ситуацию с немецкими и японскими БУ иномарками. Когда к нам приезжали на субару 1999 года, рыночная цена которого была 250000 рублей, а один передний бампер по каталогу, на этот авто, стоил в районе 140000 рублей, при кроме бампера были повреждены фары, капот и другие детали. В итоге восстановление такого субару, выходило без износа в районе 275000 рублей, что дороже его рыночной стоимости.
Фактически, этот субару пострадал по минимуму, так как фары, бампер и капот можно заменить и ездить на нем дальше, потому как ни одна конструкция автомобиля не пострадала и после данного ДТП, автомобиль не стал менее безопасным.
Таких примеров куча и как я говорил, главный вопрос от владельцев таких авто, можно ли на нем дальше ездить, после восстановления, страховать его и полноценно пользоваться?
Для России, очень типичный случай, когда автомобиль тоталят, по причине экономической нецелесообразности его восстановления, далее собственник автомобиля, получив выплаты, находит БУ запчасти по сходной цене, восстанавливает автомобиль и пользуется им дальше как ни в чем не бывало. То есть автомобиль при таком раскладе, может дальше участвовать в дорожном движении, со своими техническими рисками, который при ДТП где пострадало пару бамперов и фары, практически нет, и тем более больше не стало.
На сегодняшний день, тотальная гибель, в подавляющем большинстве случаев, никак не связана с утилизацией автомобиля. Автомобиль или все, что от него осталось, может быть легко восстановлен, а далее реализован для дальнейшего использования на дорогах и по документам, это никак не будет видно. Единственное, это проблема рынка автомобилей с пробегом. Страховая компания не может наложить запрет, на использование конкретного автомобиля, даже после того, как он будет этой самой страховой признан как тотальный (погибший). Утилизация автомобиля, это прихоть ее собственника.
Есть решение Первореченского районного суда г. Владивостока, № 2-3903/2019 ~ М-3093/2019, судья Симонова Наталья Павловна. Суть дела состояла в том, что страховая компания расторгла по собственной инициативе договор ОСАГО с клиентом, после ДТП, в котором автомобиль клиента страховой был признан тотальным. Да авто был признан тотальным, но по факту, авто получил незначительные повреждения, собственник восстановил его и продолжал пользоваться, не подозревая, что страховая расторгла с ним договор.
Возврат полиса ОСАГО: Как вернуть деньги и досрочно расторгнуть договор
Сам клиент, узнал, что страховая расторгла с ним договор, только при очередном обращении за возмещением ущерба, но через два месяца после последнего обращения в страховую он отремонтировал автомобиль и продал его. Новый собственник без проблем поставил авто на учет в ГИБДД и продолжал им пользоваться.
Соответственно, страховая отказала клиенту в возмещении ущерба, при повторном обращении за возмещением, так как ранее страховая признала этот автомобиль тотальным и на основании этого, в одностороннем порядке, расторгла договор ОСАГО с клиентом.
Страховая ссылалась на п.1.13 Положения о Правилах обязательного страхования, на основании которых, договор страхования ОСАГО досрочно прекратил свое действие, по причине признания гибели транспортного средства.
Но суд пришел к выводу, что гибель (утрата) транспортного средства, указанного в страховом полисе обязательного страхования, должна быть подтверждена соответствующим документом уполномоченного органа. А такого документа у страховой нет, и никто его в данном случае, не выдавал и не оформлял, и очевидно уже не оформит, так как автомобиль был успешно зарегистрирован в ГИБДД на нового собственника и продолжает ездить по дорогам общего пользования.
Также в суде установлено, что согласно статье 15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
Транспортное средство по факту уже зарегистрировано и в отношении него, выданы соответствующие документы.
В случае утилизации, транспортное средство снимается с регистрации, чего в данном случае не произошло. Напротив, истец в свою очередь предоставил свидетельство о регистрации данного ТС, где указан новый собственник, а также имеются сведения с сайта РСА в отношении указанного ТС. Ответчиком (то есть страховой) не представлены документы уполномоченного органа (МРЭО ГИБДД) о снятии автомобиля с регистрационного учета в связи с его утилизацией (утратой).
Суд пришел к следующему выводу:
Федеральный закон «Об ОСАГО» (пункт 18, статьи 12), Правила N 431-П (пункт 4.15), для определения размера страхового возмещения в случае причинения вреда имуществу потерпевшего используют понятие полной гибели имущества потерпевшего, что не тождественно понятию гибели (утрате) транспортного средства, указанного в страховом полисе обязательного страхования. Полной гибелью имущества потерпевшего считаются такие его повреждения, когда его ремонт невозможен либо стоимость ремонта поврежденного имущества равна его стоимости или превышает его стоимость на дату наступления страхового случая. При этом только повреждения, описанные в первом случае полной гибели имущества потерпевшего, соответствуют понятию гибели (утрате) транспортного средства и при подтверждении данного события документами уполномоченных органов действие договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств является досрочно прекращенным с его наступлением. При повреждениях транспортного средства, описанных во втором случае полной гибели имущества потерпевшего, гибель (утрата) транспортного средства, указанного в страховом полисе обязательного страхования, не наступает. Собственник транспортного средства, реализуя права, декларированные статьей 209 Гражданского кодекса РФ, самостоятельно определяет его судьбу и разрешает вопрос о целесообразности ремонта своего имущества без влияния чьего-либо мнения о необходимости такового.
Из материалов дела усматривается, что конструктивная гибель транспортного средства причинителя вреда не наступила, автомобиль не снят с регистрационного учета в органах ГИБДД, после ДТП 04.05.2019 автомобиль истца был восстановлен и эксплуатировался им, участие данного автомобиля в ДТП в августе 2019, а также последующая продажа автомобиля и постановка его на учет новым собственником свидетельствует о том, что он утрачен не был.
Оснований признать договор ОСАГО прекратившим свое действие с 05.05.2019 по основаниям, предусмотренным п.1.13, 1.16 Правил ОСАГО не имеется.
Суд вынес решение: Признать уведомление АО «АльфаСтрахование» от 31.07.2019 №2536 о досрочном прекращении действия договора ОСАГО № от 14.03.2019 незаконным и признать договор действующим до 04.10.2019.
То есть, здесь мы видим, что страховая не смогла признать договор ОСАГО расторгнутым, только на основании того, что она ранее признала автомобиль тотальным. Как видим, если есть возможность отремонтировать автомобиль, то никто не запрещает этого делать, не смотря, на то, что страховая признала авто тотальным.
Мы приходим к выводу, что при признании автомобиля тотальным, если его можно починить и продолжать эксплуатировать, то это можно сделать. Далее таким авто никто не может запретить пользоваться, страховать его, продавать, ставить на учет и снимать с учета.
Помните про решение суда, и ничего не бойтесь, восстанавливайте тотальный авто, если это возможно, пользуйтесь им сколько угодно.
Порядок получения компенсации вследствие тотальной гибели автомобиля
Машина признаётся конструктивно погибшей в том случае, если затраты на её ремонт составляют 60-80% от её стоимости. При таких обстоятельствах пойти по вышеописанному пути получения компенсации не выйдет. Стоит отметить, что выплата возмещения по тотальной гибели авто крайне невыгодна автомобилисту, так как страховщик фактически самостоятельно рассчитывает стоимость ТС после аварии.
Автомобилист получает разницу между начальной стоимостью авто и его стоимостью после ДТП. Существует риск того, что страховщик может осознанно занизить размер возмещения. Для того чтоб не быть обманутым и получить компенсацию в полном объёме, владелец должен:
- заказать независимую экспертизу авто, в ходе которой выяснится, насколько повреждено ТС и подлежит ли оно восстановлению, либо же оно действительно конструктивно уничтожено;
- произвести расчёт стоимости годных остатков автомобиля, при продаже которых он может частично компенсировать ущерб.
Полезно знать, что некоторые страховщики самостоятельно определяют процент, при котором автомобиль считается погибшим, потому как их условия страхования не предусматривают зафиксированного минимального показателя непригодности (60%). В этом случае компания вправе признавать авто уничтоженным по своему усмотрению. Необходимо учитывать этот момент при подписании договора со страховщиком.
Признание полной гибели авто означает превышение стоимости ремонтных работ для восстановления над рыночной стоимостью. Водителю не всегда понятно, как страховщики признают ТС таковым.
Исходя из понятия, собственник представляет себе груду железа, которой место только на пункте приёма металлолома. Но, на практике всё не так страшно!
Согласно Закону «Об ОСАГО» № 40-ФЗ, транспортное средство признаётся страховой компанией полностью погибшим в тех случаях, когда его невозможно восстановить или если расходы на восстановление будут равны или превысят рыночную стоимость аналогичного автомобиля.
Страховщику выгодно признать конструктивную гибель автомобиля, если траты на ремонт составляют 70% и больше от рыночной цены машины.
Признание зкономической тотальной гибелью ТС означает отсутствие выгоды для страхователя в ремонте ТС.
Сколько возмещается по ОСАГО, если есть пострадавшие
Если в результате аварии пострадал один или несколько человек, то в первую очередь нужно сделать все, чтобы он попал в руки к медикам. И если автовладельцу выплачивается нанесенный ущерб его транспорту, то людям, получившим увечья, производится выплата в соответствии с характером полученной травмы.
Ранее мы отметили, что при нанесении вреда здоровью максимальный размер компенсации равен 500 тыс. руб. Но в определённых случаях предоставляется фиксированная выплата:
- 100%, то есть 500 тыс. руб. получают люди, которым в результате аварии были нанесены увечья, повлекшие присвоение первой группы инвалидности.
- 70%, то есть 350 тыс. руб. получают граждане, которые приобрели повреждения, повлекшие присвоение второй группы инвалидности.
- 50%, то есть 250 тыс. руб. получают лица, получили травмы, повлекшие присвоение третьей группы инвалидности.
- 100%, то есть 500 тыс. руб. получают все дети, которые в результате аварии получили любую из трех групп инвалидности.
По правилам ОСАГО при наступлении страхового события страховщик производит денежную компенсацию пострадавшему человеку в зависимости от типа увечья. Например, если в результате внутреннего кровотечение потеряно меньше 1 тыс. мл, то величина компенсация составляет 7%, то есть 35 тыс. руб., а если больше 1 тыс. мл, то 10% — 50 тыс. руб.
Можно ли потребовать отремонтировать?
Если по расчету по страховому случаю получается полная гибель, в таком случае требовать отремонтировать авто бессмысленно.
Данная норма прямо прописана в Законе об ОСАГО, и выплата должна производиться деньгами.
Но всегда можно пробовать договориться. Например, можно согласиться на использование оригинальных б/у запчастей или новых, но аналогов, которые будут дешевле оригиналов. В таком случае, возможно, страховщик и сервис согласятся отремонтировать ваш автомобиль вместо признания тотала.
Но не стоит забывать об экономической выгоде страховых компаний. Они в первую очередь будут делать так, как им выгоднее по деньгам:
- если целесообразнее платить – заплатят,
- если ремонтировать, тогда отремонтируют.
Благо за клиента им переживать не надо, поскольку страхование ОСАГО для всех обязательно.
Страховая сама расторгла полис – что делать?
Нестыковкой в формулировках успешно пользуются страховщики, когда им выгодно. Они самостоятельно расторгают договор, часто, даже не сообщая об этом страхователю. Они подменяют понятие гибель (утрата) на полную гибель, которое используется только лишь для целей подсчета размера ущерба и ни в коем случае не свидетельствует о том, то ТС нельзя восстановить, или оно не может быть в дальнейшем быть использовано по назначению.
Что делать, если ваша страховая компания расторгла договор ОСАГО? Порядок действий приблизительно такой:
- получите от страховщика письменное подтверждение (ответ) о том, когда и на каком основании был прекращен договор;
- подайте заявление о разногласиях в страховую компанию и потребуйте признать договор действующим – здесь страховщик чаще всего либо не отреагирует на такое письмо, либо пришлёт отказ, мотивировав это тоталом по ОСАГО;
- подайте обращение финансовому уполномоченному по данному спору (но и здесь с вероятностью в 99% финуп ответит, что он не рассматривает нефинансовые требования к страховщику, но такое обращение поможет сэкономить время, если вас развернут в суде и отправят к финупу);
- далее остаётся только обратиться в суд за защитой своих прав – в исковом заявлении необходимо указать о понуждении страховщика признать договор действующим.
Ну и в любом случае страховщик, если признал, что договор прекратил своё действие, обязан был выплатить вам стоимость страховки за неиспользованный период. При этом, датой прекращения договора для расчета дней будет дата ДТП.
Можно ли взыскать недостающую сумму выплаты с виновника?
Хорошая новость из примера выше заключается в том, что остаток суммы 500 тысяч вы можете при этом взыскать напрямую с причинителя вреда – виновника ДТП.
Выше был приведен расчет выплаты исключительно для целей ОСАГО, но как мы знаем, с виновного водителя можно взыскать разницу, если выплата по ОСАГО не покрывает ущерб в полном размере.
И здесь у нас для вас уже плохие новости. В таком случае для определения этого ущерба применяется новая методика Минюста. В ней описаны новые правила проведения судебных автотехнических экспертиз, которыми в 2021 году обязаны руководствоваться эксперты.
По данной методике в случае, если стоимость восстановительного ремонта плюс стоимость утери товарной стоимости (УТС) больше или равна рыночной стоимости машины до повреждения, тогда ущерб считается равным этой рыночной стоимости.
Как вы можете заметить, есть противоречия. Для целей ОСАГО из стоимости ТС вычитается стоимость годных остатков, а для случаев взыскания разницы с виновника или ущерба (когда у виновника не было полиса ОСАГО) возмещается рыночная стоимость авто.
Но, к счастью или нет, наши суды сглаживают данное противоречие своими решениями и не возмещают рыночную стоимость авто в полном объеме, если остались годные остатки. Мотивируют, в частности, тем, что собственник поврежденной машины получит неосновательное обогащение. Судебная практика по таким случаям, как правило, однозначна – вот одно из подобных решений, а вот ещё одно.
Однако, нельзя исключать такую возможность, когда суд может вынести решение о взыскании с причинителя вреда полной стоимости транспортного средства, но с передачей годных остатков виновнику ДТП. А уже он пусть их пытается реализовать. Такая судебная практика в 2021 году тоже есть.
Советы юриста: выгодно ли получать выплату по тоталу
Получить выплаты по тоталу выгодно в случае, если стоимость автомобиля до происшествия не высока, а уцелевших деталей осталось немного. Например, если цена авто составляет 400 тыс., а остатков набралось на 50 тыс., то ОСАГО предложит порядка 250-300 тыс. к выплате, что составляет существенный процент от рыночной стоимости ТС.
При этом выплаты при гибели дорогостоящих автомобилей с небольшим объемом остатков будут не выгодны страхователю, но довольно выгодны страховщику, если авто останется у него. В таком случае лучше попытаться доказать возможность восстановления ТС в судебном порядке. Необходимо основываться на перечне и стоимости уцелевших остатков, составив их полный список в расчетах.
Таким образом, если автомобиль получил большой процент повреждений либо его стоимость ниже стоимости восстановления, то высока вероятность расчета страховых выплат по тоталу. Страховые компании нередко прибегают к манипуляциям с расчетами, что бы сократить сумму выплат, поэтому рекомендуется рассчитать компенсацию самостоятельно либо обратиться к независимым экспертам.
Когда возникает конструктивная гибель (тотал) автомобиля
Полная гибель автомобиля (тотал) признается, если повреждения транспортного средства составляют более 65%. В такой ситуации восстанавливать его будет невыгодно — целесообразнее отправить его на утилизацию или разобрать на запчасти. Страховые компании могут немного уменьшать или увеличивать эту цифру — все зависит от внутренних правил страховщика.
Оценку повреждений ТС после аварии проводит экспертиза — независимая или организованная страховой компанией. Она определяет размер и тяжесть ущерба, а также стоимость годных остатков автомобиля. На основании экспертизы выносится решение — признавать транспорт полностью уничтоженным или нет. В первом случае пострадавший получит денежную компенсацию, во втором — машина будет направлена на ремонт.
Что влияет на сумму отчислений?
При свершившейся аварии виновником может быть нанесён урон:
- имуществу потерпевшего;
- его здоровью;
- его жизни.
Соответственно, и сумма возмещения пострадавшему лицу зависит от того, что именно пострадало в ДТП и насколько сильным оказался ущерб. В случае когда пострадало имущество, то должно учитываться следующее:
- Если автомобиль повреждён, то должны быть оценены убытки, связанные с восстановлением первоначального состояния машины, и документально подтверждены. В этом случае сумма, предназначенная для ремонта транспортного средства, зависит от того, как сильно оно пострадало.
- Если автомобиль повреждён настолько, что не подлежит восстановлению, то выплаты должны быть направлены на приобретение нового транспортного средства. Поэтому выплаты будут зависеть от того, какова марка авто, год выпуска и др.
Новыми правилам ОСАГО, вступившими в силу в 2020 году, установлена еще одна форма возмещения вреда, причиненного ТС, — натуральное возмещение ущерба по ОСАГО.
При причинении вреда водителю в расчёт берётся то, насколько тяжелы оказались травмы, к примеру:
- Если ухудшилось здоровье пострадавшего, то выплаты зависят от того, какой диагноз был поставлен медицинской организацией, была ли утрачена трудоспособность лица, наступила ли инвалидность в результате ДТП.
- Если имеет место летальный исход, то возмещение лицам, имеющим на то право в соответствии с гражданским законодательством, зависит от затрат на погребение и др.
Важно! Для получения всей необходимой суммы выплаты денежные убытки и степень вреда здоровью должны быть подтверждены соответствующими документами, перечень которых установлен нормативными правовыми актами, регулирующими правоотношения в данной области: ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и Положением о правилах ОСАГО, утверждённым Банком России. Подробнее о том, как производится выплата по ОСАГО пострадавшему, можно узнать тут.