- Административное право

НДС при реализации программного обеспечения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «НДС при реализации программного обеспечения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Все хорошо, если не считать письма Минфина от 20 ноября 2020 г. N 03-07-08/101332. В нем даны разъяснения по порядку начисления НДС на реализацию ПО, которые вызывают недоумение у многих специалистов.

II. Налог на прибыль и страховые взносы

Самые яркие новшества касаются условий применения льготной ставки по налогу на прибыль (0 % в 2022-2024 гг.) и пониженного тарифа по страховым взносам (совокупные отчисления составляют 7,6 % от облагаемой базы).

Федеральным законом от 14.07.2022 № 321-ФЗ внесены изменения в п. 1.15 ст. 284 НК РФ и пп. 3 п. 1, п. 5 ст. 427 НК РФ.

Новые правила уже действуют – их распространили на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 года (п. 3 ст. 3 Федерального закона № 321-ФЗ).

Сразу бросается в глаза, что из условий для применения этих льгот убрали требование о минимальной среднесписочной численности сотрудников – теперь она не значима, но требование о государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, по-прежнему актуально.

В ст. 427 НК РФ больше нет деления организаций на вновь созданные и не являющиеся таковыми.

В связи с этими изменениями ФНС России уже пояснила (Письмо от 20.07.2022 № БС-4-11/9270@), что в Расчете по страховым взносам не подлежит заполнению:

  • гр. 2 строк 010-040 приложения 3 «Расчет соответствия условиям применения пониженных тарифов страховых взносов плательщиками, указанными в пп. 3 или пп. 18 п. 1 ст. 427 НК РФ» к разделу 1;
  • гр. 3 строки 010 приложения 3 к разделу 1.

Долю доходов от профильной деятельности, необходимую для использования льготной ставки по налогу на прибыль и пониженного тарифа по страховым взносам, снизили с 90 % до 70 %. Определять, «работает» ли право на преференции стало проще:

  • долю дохода определяют по итогам каждого отчетного (налогового, расчетного) периода. Кстати, сам порядок учета доходов;
  • за отчетный период нулевая ставка, пониженный тариф применимы, если процентная доля доходов выдержана;
  • если по итогам налогового (расчетного) периода (т. е., года) организация не выполняет условие о доле доходов либо лишена государственной аккредитации, она лишается права применять льготу с начала налогового (расчетного) периода, в котором допущено несоответствие указанному условию либо утрачена государственная аккредитация. Это означает, что нужно пересчитать и доплатить налог на прибыль и страховые взносы за весь год. Если доплату произвести в срок, установленный для уплаты налога (взносов) за налоговый (расчетный) период, то пени несостоявшемуся льготнику не грозят (Письмо Минфина России от 17.02.2021 № 03-15-06/10863, Письмо ФНС России от 01.03.2017 № БС-4-11/3705). Если по итогам отчетных периодов 1-го квартала и полугодия 2022 г. условие о доле доходов не выполняется, то пониженные тарифы страховых взносов можно применять в период с 1 июля по 31 декабря 2022 г. при соблюдении условия о доле доходов по итогам периодов с 1 июля по 30 сентября 2022 г. и с 1 июля по 31 декабря 2022 г. (см. п. 1 ст. 2 Федерального закона от 14.07.2022 № 321-ФЗ).

В отчетных (расчетных) периодах 2022 г. при определении суммы всех доходов организации (т. е., 100 %) в целях расчета доли доходов от профильной деятельности не учитываются доходы от реализации или иного выбытия долей участия в уставном капитале организаций, если на дату реализации или иного выбытия они принадлежат налогоплательщику на праве собственности более одного года (см. п. 1 ст. 2 Федерального закона от 14.07.2022 № 321-ФЗ).

Еще одним ключевым нововведением стало существенное расширение спектра доходов, которые учитываются как профильные. К ним (в дополнении к ранее имевшемуся списку) отнесены доходы:

  • от реализации экземпляров программ для электронных вычислительных машин, баз данных (т. н., собственные программы для ЭВМ, базы данных), разработанных, адаптированных и (или) модифицированных лицом, входящим в одну группу лиц с налогоплательщиком, использующим рассматриваемые льготы, а также от передачи исключительных прав и прав пользования на такие продукты. При этом лицом, входящим в одну группу лиц с данной организацией, признается лицо, которое прямо участвует в данной организации, либо в котором прямо участвует данная организация, либо в котором и в данной организации прямо участвует третье лицо и доля участия во всех случаях составляет более 50 % (посл. абз. п. 1.15 ст. 284, посл. абз. п. 5 ст. 427 НК РФ). Эти новые формулировки призваны облегчить использование льгот группами компаний с внутригрупповым разграничением функций;
  • от оказания услуг (выполнения работ) по разработке (включая тестирование и сопровождение) российских программно-аппаратных комплексов. Нужно иметь документ, подтверждающий отнесение предусмотренных договором услуг (работ) к разработке программно-аппаратных комплексов, выданный Минцифры, а также по адаптации, модификации, тестированию и сопровождению программно-аппаратных комплексов, включенных в Единый реестр;
  • от реализации разработанных организацией программно-аппаратных комплексов, включенных в Единый реестр;
  • от оказания организацией услуг с использованием собственного ПО и БД, включенных в Единый реестр (либо в случае, если составная часть собственной программы включена в Единый реестр), по распространению рекламной информации в интернете и (или) получению доступа к такой информации, а также по предоставлению доступа к контенту;
  • от оказания образовательной организацией услуг по предоставлению доступа к электронной образовательной и (или) просветительской информации (сервисам) с использованием собственных программ для ЭВМ, баз данных, включенных в Единый реестр (либо в случае, если составная часть собственной программы включена в Единый реестр);
  • от предоставления организацией прав использования собственных программ для ЭВМ, баз данных или от оказания услуг в интернете с использованием собственных программ для ЭВМ, баз данных, включенных в Единый реестр (либо в случае, если составная часть собственной программы для ЭВМ включена в Единый реестр), по размещению и (или) продвижению предложений, объявлений о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав, предложений о трудоустройстве, услуг по осуществлению поиска таких предложений, объявлений (доступа к таким предложениям, объявлениям) и (или) по заключению договоров (за некоторыми исключениями).

Учитывая, что IT-отрасль обласкана льготами различного характера (далеко не только налоговыми), появляется немало желающих воспользоваться ими без должных оснований. Внося рассматриваемые изменения, законодатель оговорил, что:

  • с августа 2022 г. изменяется порядок государственной аккредитации IT-компаний (п. 5 ст. 2 Федерального закона от 14.07.2022 № 321-ФЗ) – попасть с реестр становится сложнее;
  • вне зависимости от выполнения условий для использования льгот, ими не могут воспользоваться организации, созданные в результате реорганизации (кроме преобразования) или реорганизованные в форме присоединения к ним другого юридического лица либо выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц после 1 июля 2022 г. Исключение сделано тех, кто получил документ о государственной аккредитации до 1 июля 2022 г. и применял льготную ставку по налогу на прибыль и пониженный тариф страховых взносов в 2022 г. (п. 3, 4 ст. 2 Федерального закона от 14.07.2022 № 321-ФЗ). Целью данного ограничения является попытка сдержать фиктивное дробление бизнеса в отрасли с целью получения незаслуженных налоговых льгот.

НДС при покупке права доступа к ЭВМ у иностранной компании

Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 265-ФЗ внес изменения в Налоговый кодекс, которые коснулись, в частности, ИТ-компаний.

С 1 января 2021 года не облагается НДС реализация на территории РФ исключительных прав только на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в Единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных. Также освобождаются от НДС права на использование таких программ и баз данных, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через сеть «Интернет» (подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Обратите внимание: услуги по передаче исключительных прав на ПО для ЭВМ и базы данных, а также прав на использование таких программ и баз данных будут освобождаться от НДС только с момента включения таких программ в специальный Реестр.

Поэтому начиная с 2021 года передача прав на использование программного обеспечения, не включенного в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, облагается НДС в общем порядке.

Льгота по освобождению от НДС не применяется, если:

  • передаваемые права состоят в получении возможности распространять рекламную информацию в сети «Интернет» и (или) получать к ней доступ;
  • размещать предложения о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав сети «Интернет»;
  • осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях (продавцах) и (или) заключать сделки.

Экономический смысл льготы по НДС для разработчиков

Как известно, важной составляющей расходов на производство любой продукции являются затраты на оплату труда специалистов, привлеченных к этому процессу. Однако в одних отраслях часть этих затрат на фоне, например, расходов на сырье и материалы, не слишком высока, в других же она составляет львиную долю. Именно к таким отраслям относится разработка программного обеспечения. В этой сфере расходы на заработную плату сотрудников порой составляют до 80% общей суммы затрат, ведь квалифицированные специалисты — это основной актив компании.

Читайте также:  Что положено многодетным семьям в Волгоградской области?

Это значит, что доля прочих расходов разработчиков ПО, по которым они могут получить вычеты НДС, составляет порядка 20% от общей суммы затрат. Получается, что в отличие от организаций, ведущих деятельность во многих других сферах, IT-компании могут компенсировать налоговыми вычетами лишь небольшую часть начисленного НДС.

Законодательные положения о программном обеспечении

Гражданским кодексом РФ компьютерные программы обозначены как результат интеллектуальной деятельности и отнесены к объектам охраняемой законом интеллектуальной собственности, на которые признаются интеллектуальные права, включающие исключительное или имущественное право (ст. 1225 и 1226 ГК РФ). Также программы для компьютеров отнесены к объектам авторских прав, охраняемым как литературные произведения (п. 1 ст. 1259, ст. 1261 и 1262 ГК РФ).

Автор или соавторы программного обеспечения, внесшие личный творческий вклад в создание объекта интеллектуальной деятельности, выступают его первоначальными правообладателями (ст. 1228 ГК РФ) и могут распорядиться имущественным правом на данный объект одним из не противоречащих законодательству способов (п. 1 ст. 1233 ГК РФ):

  1. Правообладатель может передать принадлежащее ему исключительное право на результат интеллектуального труда в полном объеме другому лицу — приобретателю по договору об отчуждении исключительного права (п. 1 ст. 1234 ГК РФ). Такой документ заключают в письменной форме и регистрируют в патентном органе (в предусмотренном законом случае). Переход исключительного права происходит в полном объеме в момент регистрации договора. Важными условиями договора об отчуждении являются передача исключительного права в полном объеме, согласованный размер и порядок оплаты программного обеспечения. Иначе договор может быть признан незаключенным.
  2. Право использования программного обеспечения в пределах, определенных документом, может быть предоставлено обладателем исключительного права (лицензиаром) другому лицу (лицензиату) по лицензионному договору (п. 1 ст. 1235 ГК РФ).

При этом лицензия может быть как простой (неисключительной), сохраняющей право выдачи лицензий другим лицам за лицензиаром, так и исключительной, при которой данное право не сохраняется. Возможен и случай, предусмотренный п. 1 ст. 1238 ГК РФ, при котором лицензиар может дать письменное согласие лицензиату на право использования интеллектуального продукта по договору другим лицом на основании заключения сублицензионного договора. При этом правила о лицензионном договоре, отмеченные в Гражданском кодексе, применимы и к сублицензионному договору.

Договор должен быть заключен в письменном виде при полном согласовании сторонами существенных условий:

  • предмета договора и права его использования (с указанием даты и номера патента, свидетельства, другого документа, удостоверяющего исключительное право на объект);
  • размера оплаты в случае заключения возмездного договора;
  • способов использования объекта интеллектуальной собственности.

Моментом заключения лицензионного договора является дата его госрегистрации (письмо Минфина от 04.05.2012 № 03-03-06/1/226).

Исчисление НДС на программное обеспечение

НДС на программное обеспечение необходимо исчислить и уплатить в бюджет в случае:

  • реализации работ по созданию компьютерных программ, выполняемых на основании договоров подряда (письма Минфина РФ от 21.10.2014 № 03-07-03/52967, 03.02.2009 № 03-07-07/04, от 24.06.2008 № 03-07-07/69 );
  • оказания услуг по разработке и модификации программного обеспечения, передачи права на них на основании смешанного договора (письмо Минфина РФ от 02.06.2008 № 03-07-08/134);
  • оказания услуг по предоставлению доступа к компьютерному обеспечению через интернет (письмо Минфина России от 30.11.2016 № 03-07-08/70744);
  • реализации экземпляров компьютерных программ на основании договора купли-продажи, включая и продажу в розницу (письма Минфина РФ от 04.09.2017 № 03-07-07/56481, от 05.03.2008 № 03-07-08/55, от 15.01.2008 № 03-07-08/07 и от 29.12.2007 № 03-07-11/649).

Гражданским кодексом РФ также предусмотрена возможность заключения лицензионного договора между правообладателем программного обеспечения и каждым пользователем через заключение договора присоединения между указанными сторонами. Изложенные на приобретаемых пользователями упаковках экземпляров программы условия данного договора вступают в силу с началом использования продукта. В розничной торговле начала использования программы не происходит, поэтому отсутствует и факт заключения договора присоединения. А это значит, что не происходит и заключения лицензионного договора.

Правила освобождения от НДС для IT-компаний изменились с 2021 года

Федеральная налоговая служба в связи с обращением по вопросам, касающимся изменения системы налогообложения IT-компаний в связи с принятием Федерального закона N 265-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», предоставляет информацию по вопросам, указанным в обращении.

Приложение: на 8 л. в 1 экз.

Действительный государственный
советник Российской Федерации
2 класса
Д.С. Сатин

Налоговые льготы для IT-компаний до 2022 года

В России налоговые льготы для IT-компаний появились не именно в 2022 году, они применялись и раньше:

1. Работают льготные ставки по страховым отчислениям на зарплату работников IT-компаний. В частности, в 2017 году применялись ставки 22 % на ОПС, 2,9 % на ВНиМ и 5,1 % на ОМС, а для IT-компаний это было 8, 2 и 4 процента соответственно. Эти цифры понизились в 2021 году (6 %, 1,5 %, 0,1 %) и остаются такими на сегодняшний день.

2. Согласно подпункту 26 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ, разработчики ПО и баз данных, осуществляющие деятельность на общем режиме, освобождались от уплаты НДС при передаче исключительных прав. Для этого требовалось соблюдение двух условий:

  • происхождение разработки российское;
  • речь идет о передаче прав на программы и базы данных, включенных в особый реестр, который был утвержден Постановлением Правительства РФ № 1236 от 16 ноября 2015 года.

Все льготы для IT-компаний в 2022 году. Применяйте правильно

С нового года вступают в силу поправки, фактически отменяющие льготу по НДС на реализацию софтверных лицензий в отношении большинства наименований ПО. В первую очередь это затронет зарубежный софт, далее идут программы для ЭВМ и базы данных российского происхождения, не попавшие в Реестр отечественного ПО.

Независимо от попадания в Реестр, льготы по НДС на ПО лишатся рекламные сервисы и приложения, агрегаторы (маркетплейсы) и поисковые программы. Есть мнение, что изменения затронут любые программы, в которых имеется реклама даже собственных продуктов или услуг. Предложение купить лицензию на платный доступ к сервису или расширенную версию условно бесплатной программы, также можно рассматривать в качестве рекламы.

Как это произошло и что предпринять читайте под катом

Поправки в Налоговый кодекс (НК РФ) внесены Федеральным законом от 31.07.2020 N 265-ФЗ. Изменения вводят дополнительные требования для освобождения от НДС реализации прав на программы для ЭВМ и базы данных. Поправки в НК РФ по «налоговому маневру в ИТ-отрасли» вступают в силу с 01 января 2021 года.

В чем суть нового требования? В новой редакции пп.26 п.2 ст.149 НК РФ право на «льготу» по НДС сохранено исключительно в отношении реализации прав на ПО, включенное в реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (Реестр отечественного ПО), который ведет Минкомсвязи.

В результате налогового маневра в ИТ-отрасли отчуждение и предоставление прав на зарубежное программное обеспечение независимо от вида договора будет облагаться НДС. Такой софт по определению нельзя включить в Реестр отечественного ПО.

Аналогично без льготы останется ПО большинства российских правообладателей, поскольку попасть в Реестр не так-то просто.

В качестве экономической причины фактической отмены льготы по НДС на ПО называют необходимость компенсации выпадающих доходов бюджета в результате одновременного снижения налога на прибыль и ставок страховых взносов для ИТ-компаний. Подробнее об этом смотрите информацию на нашем сайте.

Постановлением Правительства РФ от 24.03.2022 (№ 448) айтишников освободили от налогового, валютного и других видов контроля до 2024 года.

Также анонсировано введение упрощенного порядка проведения госзакупок для приобретения IT-продуктов у российских компаний-производителей.

Изменения коснулись и грантов. Упрощен процесс подачи заявок (путем сокращения количества документов). Теперь субсидии рассчитываются не раз в год, а ежеквартально.

Теперь, если компания выигрывает грант на создание и внедрение ПО, она обязана вложить только 20% средств, необходимых для реализации проекта (вместо 50%). Остальные деньги «добавит» государство.

Максимальные размеры грантов были увеличены. На особо важные проекты могут выделить колоссальную сумму в 6 млрд рублей.

Отмена НДС и бонусы для IT: что изменится в законах для бизнеса в 2022 году

Льгота по НДС имеет для разработчиков глубокий экономический смысл. Главный капитал разработчиков программного обеспечения — высококвалифицированные программисты и инженеры, расходы на оплату труда которых могут составлять до 80% в общей сумме затрат ИТ-компаний. Это значит, что на оплату услуг сторонних организаций приходится лишь 20% расходов, и только с части этих расходов ИТ-компании могут получить вычет по НДС.

Если иные организации имеют возможность компенсировать существенную часть уплаченного НДС налоговыми вычетами, то у разработчиков такой возможности нет.

Когда в 2008 году разработчиков ПО и баз данных освободили от уплаты НДС, это стало глотком свежего воздуха для отрасли. Бюджет от этого тоже только выиграл. Например, из анализа налоговых отчислений компании «СКБ Контур» за 2008-2015 гг. видно, что доходы государства, выпавшие в первоначальный период применения льготы, в течение пары лет были компенсированы: налоговые платежи по всем налогам, включая НДС, многократно возросли.

В теории налоговую нагрузку по косвенным налогам нужно переносить на покупателя. В данном случае это означает, что разработчики должны будут увеличить цену на ПО на 18%. Это проблематично даже в благоприятной экономической ситуации, а в кризис, когда платежеспособный спрос падает, и вовсе невозможно.

В результате разработчикам придется уплачивать НДС из выручки. На чем-то придется экономить. Снижать зарплаты нельзя: так компании потеряют свой главный капитал — разработчиков. Более того, чтобы не проиграть международную конкуренцию за ИТ-специалистов, некоторые компании, наоборот, повышают расходы на оплату труда.

Остается финансирование перспективных проектов. Информационные технологии — очень динамичная отрасль. Чтобы не вылететь из «обоймы», компаниям мало поддерживать и продавать текущие программные продукты. Нужно инвестировать во внутренние стартапы, подпитывать «фабрику идей», которая завтра может дать новый Google или Facebook. Смогут ли компании вкладывать в свое будущее столько же, сколько сегодня? Едва ли.

Другое направление, которое сегодня финансируют практически все крупные ИТ-компании, — это образовательные программы. Вузы дают теоретические знания, кругозор, но не дают практических навыков разработки, которые нужны бизнесу. Поэтому софтверные компании активно сотрудничают с вузами, проводят собственные школы программирования и стажировки, поддерживают талантливых студентов и т. д. Такая стратегия дает не только сиюминутный результат, но и работает на перспективу — помогает создавать питательную научно-техническую среду, которая даст кадры в будущем. С отменой налоговой льготы многие компании вынуждены будут сократить инвестиции в подобные проекты. Как это скажется на ИТ-отрасли, которая и без того испытывает кадровый голод?

Читайте также:  Налоги и страховые взносы: что изменится в 2023 г.

Формальная цель законопроекта — обеспечить равные условия для российских и зарубежных ИТ-компаний. Однако, на наш взгляд, если изменения будут приняты, цель эта вряд ли будет достигнута.

Как раз сейчас условия для всех равные: у отечественных производителей ПО и баз данных есть льгота, а зарубежные разработчики не платят НДС, потому что просто-напросто не зарегистрированы в России в качестве продавцов.

С отменой льготы отечественные разработчики гарантированно заплатят НДС, а положение иностранных производителей не изменится: как взыскивать НДС с иностранных организаций, не прописано ни в действующей редакции НК РФ, ни в предлагаемом законопроекте.

Как мы видели из сравнения налоговых отчислений «СКБ Контур» в 2007 и 2015 гг., введение льготы имело ярко выраженный положительный экономический эффект. Моделирование экономических показателей после отмены льготы по НДС показывает, что экономические показатели компаний-разработчиков и налоговые отчисления резко сократятся. Особенно пострадают региональные бюджеты, которые лишатся налога на прибыль.

Наконец, главное: законопроект противоречит пп. 11 п. 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 04.12.2014 (от 05.12.2014 № Пр-2821), который предусматривает, что условия налогообложения с 2015 по 2018 гг. не должны ухудшиться.

Что касается НДС, то закон вводит с 1 октября 2022 года нулевую ставку налога в отношении (пп. «а» п. 5 ст. 1 Федерального закона от 14.07.2022 № 323-ФЗ):

  • реализации необработанных природных алмазов фондам драгоценных металлов и драгоценных камней, банкам и иным организациям, осуществляющими добычу драгоценных камней;
  • реализации обработанных природных алмазов фондам драгоценных металлов и камней и банкам;
  • реализации судов, принадлежащих на праве собственности российской лизинговой компании и зарегистрированных в Российском международном реестре судов.

При реализации алмазов для подтверждения обоснованности применения нулевой налоговой ставки НДС в налоговую инспекцию нужно будет представить контракт на продажу алмазов и документы, подтверждающие передачу в фонды, банкам или иным организациям (п. 8.1 ст. 165 НК РФ).

Ставка НДС 0% при продаже судов лизинговыми компаниями применяется при условии представления ими контракта на реализацию судна, содержащего условие об обязательной регистрации построенного судна в Российском международном реестре судов в течение 90 календарных дней с момента перехода права собственности, либо иного договора на реализацию судна (п. 13 ст. 165 НК РФ).

Одновременно закон расширяет перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) НДС. Так, с 14 июля 2022 года от НДС были освобождены услуги по подключению (технологическому присоединению) к газораспределительным сетям оборудования, расположенного в домовладениях, принадлежащих физлицам для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (пп. «а» п. 1 ст. 1 Федерального закона от 14.07.2022 № 323-ФЗ). Данные услуги теперь не являются объектом налогообложения НДС.

Кроме того, с 1 октября 2022 года от налогообложения НДС освобождаются следующие операции (новая редакция ст. 149 НК РФ):

  • реализация банками драгоценных металлов в слитках и обработанных природных алмазов физическим лицам независимо от помещения этих слитков и алмазов в хранилища банков;
  • реализация банками драгоценных металлов в слитках организациям при условии, что эти слитки остаются в одном из хранилищ;
  • реализация иностранными компаниями физлицам имущества (за исключением денежных средств) и имущественных прав, доходы от получения которых данного физлица подлежат освобождению от налогообложения НДФЛ;
  • передача газа или оказание услуг по его транспортировке по газораспределительным сетям на безвозмездной основе потребителям, использующим газ для обеспечения постоянного горения Вечного огня и периодического горения Огня памяти на воинских захоронениях и мемориальных сооружениях.

Последние операции не признаются объектом налогообложения НДС при условии, что передача газа и оказание услуг по его транспортировке по газораспределительным сетям осуществляются без взимания платы с потребителей (пп. 23 ст. 146 НК РФ).

Законодательные положения о программном обеспечении

Гражданским кодексом РФ компьютерные программы обозначены как результат интеллектуальной деятельности и отнесены к объектам охраняемой законом интеллектуальной собственности, на которые признаются интеллектуальные права, включающие исключительное или имущественное право (ст. 1225 и 1226 ГК РФ). Также программы для компьютеров отнесены к объектам авторских прав, охраняемым как литературные произведения (п. 1 ст. 1259, ст. 1261 и 1262 ГК РФ).

Автор или соавторы программного обеспечения, внесшие личный творческий вклад в создание объекта интеллектуальной деятельности, выступают его первоначальными правообладателями (ст. 1228 ГК РФ) и могут распорядиться имущественным правом на данный объект одним из не противоречащих законодательству способов (п. 1 ст. 1233 ГК РФ):

  1. Правообладатель может передать принадлежащее ему исключительное право на результат интеллектуального труда в полном объеме другому лицу — приобретателю по договору об отчуждении исключительного права (п. 1 ст. 1234 ГК РФ). Такой документ заключают в письменной форме и регистрируют в патентном органе (в предусмотренном законом случае). Переход исключительного права происходит в полном объеме в момент регистрации договора. Важными условиями договора об отчуждении являются передача исключительного права в полном объеме, согласованный размер и порядок оплаты программного обеспечения. Иначе договор может быть признан незаключенным.
  2. Право использования программного обеспечения в пределах, определенных документом, может быть предоставлено обладателем исключительного права (лицензиаром) другому лицу (лицензиату) по лицензионному договору (п. 1 ст. 1235 ГК РФ).

При этом лицензия может быть как простой (неисключительной), сохраняющей право выдачи лицензий другим лицам за лицензиаром, так и исключительной, при которой данное право не сохраняется. Возможен и случай, предусмотренный п. 1 ст. 1238 ГК РФ, при котором лицензиар может дать письменное согласие лицензиату на право использования интеллектуального продукта по договору другим лицом на основании заключения сублицензионного договора. При этом правила о лицензионном договоре, отмеченные в Гражданском кодексе, применимы и к сублицензионному договору.

Договор должен быть заключен в письменном виде при полном согласовании сторонами существенных условий:

  • предмета договора и права его использования (с указанием даты и номера патента, свидетельства, другого документа, удостоверяющего исключительное право на объект);
  • размера оплаты в случае заключения возмездного договора;
  • способов использования объекта интеллектуальной собственности.

Моментом заключения лицензионного договора является дата его госрегистрации (письмо Минфина от 04.05.2012 № 03-03-06/1/226).

Лицензионный договор: Спорные вопросы обложения НДС

Любовь Печерская, эксперт, к.э.н.RosCo — Consulting & audit

В настоящее время в финансово-хозяйственной деятельности многих организаций и индивидуальных предпринимателей (далее – организации) используются лицензионные договоры, к числу которых относятся также и договоры на приобретение лицензионных программ, доступ к информационным лицензионным базам данных, создание специальных лицензионных продуктов для конкретной организации, например сайта или баз данных контрагентов и т.п.

В соответствии с п. 1 ст. 1235 ГК РФ по лицензионному договору одна сторона – обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах.

Лицензиат может применять результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации только в пределах тех прав и теми способами, которые установлены лицензионным договором.

Если соответствующее право прямо не указано в названном договоре, оно не считается предоставленным лицензиату.

Согласно п. 2 ст. 1235 ГК РФ лицензионный договор заключается в письменной форме, если законом не предусмотрено иное. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность лицензионного договора.

Предоставление права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации по лицензионному договору подлежит государственной регистрации в случаях и порядке, которые определены в ст. 1232 ГК РФ.

Как следует из п. 2 ст. 1232 ГК РФ, когда результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации в соответствии с ГК РФ подлежит государственной регистрации, отчуждение исключительного права на такой результат или на такое средство по договору, предоставление права использования такого результата или такого средства по договору, а равно и переход исключительного права на такой результат или на такое средство без договора также подлежат государственной регистрации, порядок и условия которой устанавливаются Правительством РФ.

Согласно пп. 1 и 5 ст. 1238 ГК РФ при наличии письменного согласия лицензиара лицензиат может по договору предоставить право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации другому лицу (сублицензионный договор).

К такому договору применяются правила ГК РФ о лицензионном договоре.

В соответствии с п.п. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.

Минфин России в письме от 1.04.14 г. № 03-07-14/14317 разъяснил, что освобождение от обложения НДС таких операций применяется только при наличии лицензионного договора или сублицензионного договора, в отношении которого на основании п. 5 ст. 1238 ГК РФ используются правила ГК РФ о лицензионном договоре. В случае осуществления указанных операций в рамках иных договоров, в том числе смешанных, которые включают отдельные элементы лицензионных договоров, заключенных в письменной либо иной форме, данные операции подлежат обложению НДС в полном объеме в общеустановленном порядке.

Аналогичная позиция изложена также в письме Минфина России от 6.10.16 г. № 03-07-11/58299.

Если налогоплательщик осуществляет операции, как подлежащие налогообложению, так и не облагаемые НДС (освобождаемые от налогообложения), он обязан вести раздельный учет таких операций (п. 4 ст. 149 НК РФ).

Читайте также:  Репетиторский центр как бизнес-проект

Кроме того, необходимо раздельно учитывать суммы предъявленного поставщиками НДС. В случае отсутствия раздельного учета сумма НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам вычету не подлежит и при исчислении налога на прибыль организаций в расходы не включается (п. 4 ст. 170 НК РФ).

Когда права на результаты интеллектуальной деятельности, а также права на их использование реализуются российской организацией иностранному лицу, не имеющему филиалов и представительств на территории РФ, объекта обложения НДС не возникает, что обусловлено следующим.

Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией товаров (работ, услуг) является, в частности, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказанных услуг. Услуга – это деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности (п. 5 ст. 38 НК РФ).

Согласно позиции Пленума ВАС РФ, изложенной в п. 9 постановления от 30.05.14 г. № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость», понятие «услуга» означает в том числе передачу и предоставление патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав и ряд других гражданско-правовых обязательств.

Минфин России в письме от 22.01.16 г. № 03-07-08/2275 поддержал данную позицию ВАС РФ, т.е. передача прав на использование результатов интеллектуальной деятельности относится к услугам.

В соответствии с п.п. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации работ (услуг) признается территория РФ, если покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории РФ.

Местом осуществления деятельности покупателя считается территория РФ в случае фактического присутствия покупателя на данной территории на основе государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя, а при ее отсутствии или в отношении филиалов и представительств указанной организации – на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) приобретены через это постоянное представительство), места жительства физического лица.

Изложенная правовая норма применяется в том числе при:

  • передаче, предоставлении патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав;

  • оказании услуг (выполнении работ) по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации.

В соответствии с п.п. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ местом реализации работ (услуг) не признается территория РФ, если покупатель работ (услуг) не осуществляет деятельность на территории РФ (данное положение касается выполнения работ и услуг, перечисленных в п.п. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ).

В случае приобретения российскими организациями прав на результаты интеллектуальной деятельности и (или) прав на их использование у иностранных лиц также следует учитывать положения ст. 148 НК РФ, согласно которым в целях исчисления НДС передача указанных прав относится к услугам.

На основании п.п. 4 п. 1 и п.п. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ место реализации услуг по передаче прав, в том числе прав на результаты интеллектуальной деятельности и прав на их использование, предусмотренных п.п. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ, определяется по месту нахождения покупателя этих услуг.

Изменения по НДС для ИТ-компаний с 2021 года

Комментарий: Пунктом 1.15 статьи 284 Кодекса в качестве необходимого условия для применения ставки в 3 процента по налогу на прибыль для российских организаций, занимающихся адаптацией программ для ЭВМ их установкой и сопровождением, не установлена необходимость его разработки именно российской компанией.

Отложено до 01.01.2023 введение макропруденциальных лимитов в отношении необеспеченных потребкредитов (займов).

Для обоснования назначения выездной налоговой проверки нижестоящим налоговым органом в вышестоящий налоговый орган должен быть направлен мотивированный запрос.

С 2021 года импорт прав на зарубежное ПО на основании договора отчуждения или лицензионного договора не является основанием для освобождения от НДС согласно новой редакции пп.26 п.2 ст.149 НК РФ. Следовательно, в отношениях b2b обязанность по уплате НДС возлагается на российского покупателя, как налогового агента (ст.161 НК РФ).

В 2022 и 2023 годах все плательщики НДС смогут возместить налог из бюджета в заявительном порядке, то есть авансом. Им не понадобится для этого банковская гарантия или поручительство. Сумма НДС, заявленная к возмещению, не должна превышать сумму уплаченных налогов и сборов за предыдущий календарный год. На разницу свыше нужна банковская гарантия.

Речь пойдет о снижении закупки ПО банками, задержке автоматизации отрасли, а следовательно к сокращению выручки IT-компаний, заключает член совета директоров РНКО «Платежный центр» Александр Погудин.

С помощью субсидий предприятиям в полном объёме возместят банковские комиссии за все покупки товаров и услуг, которые граждане совершат с января по июнь 2022 года через новый платежный сервис Банка России.

Минцифры России предоставляет гос. услугу по аккредитации IT-компаний — это одна из предпосылок получения различных льгот и иных мер поддержки от государства.

Его вводят, чтобы иметь возможность быстро принимать решения, направленные на поддержку бизнеса и граждан. Точно так же была организована работа в 2020 году, когда требовалось оперативно отвечать на вызовы пандемии коронавируса.

То есть если ИТ-компания платила налог на прибыль 3%, то теперь она вообще не будет его платить. Но налоговую декларацию все равно сдавать надо.

Последней льготой довольно часто пытаются воспользоваться компании, разрабатывающие программное обеспечение для заказчика. Однако налоговые органы в этом отказывают и нередко выигрывают споры в арбитражных судах.

Дело в том, что налогоплательщики зачастую неточно трактуют норму подпункта 26 пункта 2 статьи 149 НК РФ. Она гласит, что под освобождение от НДС попадает реализация исключительных прав на программы, база данных, ноу-хау, полезные модели, изобретения и прочие аналогичные результаты интеллектуальной деятельности. Кроме того, из-под налогообложения выведена передача прав на использование указанных выше разработок по лицензии. А вот создание программного обеспечения (ПО) как таковое, по мнению ФНС и многих судов, является оказанием услуги или выполнением работы, но не передачей прав на результаты интеллектуальной деятельности. Следовательно, такие операции подлежат обложению НДС, что соответствует позиции Минфина (письмо от 21.10.14 № 03-07-03/52967).

Аналогичной точки зрения придерживаются и суды. Так, Арбитражный суд Московского округа в постановлении по делу № А40-252272/2015 встал на сторону ФНС. Налогоплательщик настаивал на освобождении от НДС операции по разработке программного обеспечения для сторонней компании, поскольку вместе с самой программой он передал заказчику и права на нее. Но арбитры указали на то, что договор между сторонами предусматривал выполнение работы по заданию заказчика, а не передачу исключительных прав на программу для ЭВМ.

Преимущества, которые получают аккредитованные компании

Основные преференции, которые дает этот налоговый маневр для бизнеса:

  • Нулевая налоговая ставка на прибыль до конца 2024 года по региональному налогу и 3% по налогам, уплачиваемым в федеральный бюджет. Пока осуществляется переходный период, компаниям всё же рекомендуется подавать нулевую декларацию в ФНС.
  • Мораторий на налоговые проверки, проверки трудовых инспекций и других надзорных ведомств на тот же период. В части плановых выездных проверок ФНС мораторий продлен до 3 марта 2025 года. Однако это не значит, что можно нарушать НК РФ: внеплановые проверки остаются, и в последующем, при выявлении нарушений за прошедший период моратория, могут быть наложены взыскания.
  • Снижение тарифа страховых взносов с 14% до 7,6%.
  • Получение банковских кредитов по льготной ставке 3% (в форме субсидирования процентной ставки) на развитие IT-проектов. Правила их получения установлены Постановлением Правительства РФ №754 от 26.04.2022 г. Если сейчас такой кредит могут получить только те компании, которые имеют право на налоговую льготу, то в ближайшие месяцы это требование может быть устранено. В настоящее время Минцифрой предложен проект постановления, который отменит это условие. Достаточно будет иметь аккредитацию в этом ведомстве.

Расширение участников программы с 2023 г. и новые ограничения

Однако с принятием №321-ФЗ от 14.07.2022 г. список налогоплательщиков, имеющих право на льготы, значительно расширяется. Дополнительные меры обусловлены последними политическими событиями в стране.

С 1.01.2023 г. в доходы, необлагаемые налогом, будут включены следующие виды деятельности:

  • Сервисы по распространению рекламной информации с использованием собственного программного обеспечения. Такая мера будет очень своевременной, так как многие иностранные рекламные сети и сервисы уходят с российского рынка, из-за чего страдает маркетинг.
  • Образовательные услуги с использованием собственного ПО, в том числе при предоставлении удаленного доступа.
  • Услуги по продвижению предложений, объявлений купле-продаже товаров, о трудоустройстве, по заключению договоров – также при условии использования собственного программного обеспечения. Из этих видов услуг исключаются транспортные посредники, доставка еды и службы такси (считается, что они и так получают сверхприбыли), банковские и финансовые услуги, операции с ценными бумагами, сделки с недвижимостью, услуги связи и маркировки товаров.
  • Ресурсы, предоставляющие доступ к объектам авторского права с использованием собственного ПО. В первую очередь к этой категории относятся различные онлайн-кинотеатры и музыкальные сервисы, так как многие зарубежные сервисы «ушли» из России в связи с санкциями со стороны Запада.
  • Разработка и реализация программно-аппаратных комплексов с применением собственного ПО.

Федеральный закон №321-ФЗ устанавливает также дополнительные ограничения для применения сниженных налоговых ставок.

Из льготников исключаются:

  • Организации, которые созданы в результате реорганизации (присоединение или выделение из состава) после 1.07.2022 г. Эта мера направлена на сокращение злоупотреблений в отношении льгот.
  • Государственные организации, доля участия РФ в которых составляет более 50%.

Эти ограничения вступают в силу задним числом, с 1.01.2022 г. Поэтому те компании, которые уже внесены в реестр, могут потерять свой статус.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *