Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сделки между взаимозависимыми лицами». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Чтобы понять, относится ли сделка к контролируемым, необходимо проанализировать следующие факторы: характер отношений между участниками сделки, доход по сделке, налоговый режим компаний, а также вид хозяйственной деятельности.
Контролируемые сделки между взаимозависимыми лицами
Определение взаимозависимых лиц в общем виде содержится в ст. 20 НК РФ. Взаимозависимыми лицами признаются физлица и организации, отношения между которыми могут влиять на условия и результаты их бизнес-деятельности. Но это определение неприменимо для ситуации контролируемой сделки.
Но, говоря о взаимозависимости применительно к контролируемым сделкам, необходимо руководствоваться специальной нормой ст. 105.1 НК РФ, которая устанавливает, что для признания лиц аффилированными помимо особенностей взаимоотношений, способных влиять на их деятельность, необходимо руководствоваться и иными критериями. Указанный в данной статьей перечень лиц, однозначно признаваемых взаимозависимыми, значительно расширен по сравнению со ст. 20 НК РФ и является условно исчерпывающим, так как суду предоставлено право признавать субъекты взаимозависимыми и по иным основаниям.
Что такое взаимозависимость
Суть взаимозависимости в особых отношениях между лицами, при которых одни могут влиять на условия и результаты деятельности других. Это установлено в статье 105.1 Налогового кодекса. Непосредственным признаком существования связи между лицами является участие одного из них в капитале другого. Например, компания А является учредителем компании Б. Еще один классический пример — физическое лицо и ООО, участником которого он является. Это самые простые случаи.
Но взаимозависимости могут быть и более сложными. Закон гласит, что лица признаются зависимыми, если одно из них может влиять на решения, принимаемые другим. Такое влияние может быть обусловлено не только финансовой зависимостью, но и иной, например, родственными связями или должностным положением.
Случаи, когда лица признаются зависимым или подконтрольными, перечислены в пункте 2 статьи 105.1 НК РФ. Но в пункте 7 той же статьи сделана оговорка — судом могут быть признаны и иные основания для установления факта взаимной зависимости. Так что если суд усмотрит связь иного рода, например, дружеские отношения директоров двух компаний, они также могут быть признаны взаимозависимыми.
Комментарий к ст. 105.14 НК РФ
Комментируемая статья регулирует порядок и условия признания сделок контролируемыми.
Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами осуществляется ЦА ФНС России.
Исходя из совокупности норм НК РФ сделки между взаимозависимыми лицами можно разделить на две группы: контролируемые, признаваемые таковыми при соблюдении положений статьи 105.14 НК РФ, и иные сделки между взаимозависимыми лицами.
При определении того, является ли сделка контролируемой, не используется понятие «расходы». Контролируемость сделки определятся суммой доходов по сделке у продавца.
Так как покупатель также является стороной контролируемой сделки, то у него возникает обязанность заполнить уведомление.
На это указала ФНС России в письме от 26.10.2012 N ОА-4-13/18182.
В отношении контролируемых сделок на налогоплательщиков возложена обязанность по уведомлению налоговых органов о совершении таких сделок и представлению соответствующей документации при проведении ЦА ФНС России проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. В свою очередь, согласно пункту 1 статьи 105.17 НК РФ проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами проводится ЦА ФНС России. При этом контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам не может быть предметом выездных и камеральных проверок.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 105.14 НК РФ определены условия, при которых совокупность сделок по реализации (перепродаже) товаров (выполнению работ, оказанию услуг), совершаемых с участием (при посредничестве) лиц, не являющихся взаимозависимыми, для целей признания таких сделок контролируемыми приравнивается к сделкам между взаимозависимыми лицами.
При этом ограничения к величине суммы доходов по таким сделкам за соответствующий календарный год для целей признания их контролируемыми НК РФ не предусмотрены.
В соответствии со статьей 105.16 НК РФ налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в статье 105.14 НК РФ, в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки.
Пунктом 3 статьи 11 НК РФ установлено, что понятие «налогоплательщик» и другие специфические понятия и термины законодательства о налогах и сборах используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях Кодекса.
В соответствии со статьей 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги.
Таким образом, как разъяснил Минфин России в письме от 14.11.2012 N 03-01-18/9-169, обязанность уведомить налоговые органы о совершенных в календарном году контролируемых сделках, указанных в статье 105.14 НК РФ, должна быть исполнена лицом, на которое в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги.
Сделки между взаимозависимыми лицами, в которых одна из сторон является лицом, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, включенные в Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), утвержденный Приказом Минфина России от 13.11.2007 N 108н, признаются контролируемыми вне зависимости от величины суммы доходов, полученных по таким сделкам.
Аналогичная позиция изложена в письме Минфина России от 13.11.2012 N 03-01-18/9-168.
В случае, если сделка осуществляется между взаимозависимыми лицами, одно из которых является лицом, образованным в соответствии с законодательством иностранного государства, но действующим через постоянное представительство, можно говорить о ситуации, когда конечные получатели доходов (выгодоприобретатели) находятся на территории разных государств.
Сделки между взаимозависимыми лицами, одно из которых является лицом, образованным в соответствии с законодательством иностранного государства, но действующим через постоянное представительство, не подпадают под действие пункта 2 статьи 105.14 НК РФ и на них распространяются нормы пункта 1 данной статьи без учета особенностей.
Разъяснения об этом содержатся в письме Минфина России от 16.11.2012 N 03-01-18/9-172.
По мнению финансового ведомства, изложенному в письме от 17.01.2013 N 03-01-18/1-4, в случае, если сделка осуществляется между взаимозависимыми лицами, одно из которых является лицом, образованным в соответствии с законодательством иностранного государства, но действующим через постоянное представительство, создается ситуация, когда местом регистрации или местом налогового резидентства конечных получателей доходов являются разные государства или территории.
Сделки между лицами, одно из которых является лицом, образованным в соответствии с законодательством иностранного государства или территории, включенных в Перечень, но действующим через постоянное представительство, приравниваются к сделкам между взаимозависимыми лицами и на них распространяются нормы подпункта 3 пункта 1 статьи 105.14 НК РФ.
Следовательно, сделки между взаимозависимыми лицами, в которых одна из сторон является лицом, образованным в соответствии с законодательством иностранного государства или территории, включенных в Перечень, но действующим через постоянное представительство, признаются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 млн. руб.
В случае если вышеуказанные сделки совершены между взаимозависимыми лицами, то такие сделки признаются контролируемыми вне зависимости от величины суммы доходов, полученных по таким сделкам.
Контролируемые сделки
В случае применения налогоплательщиком в сделке между взаимозависимыми лицами цен товаров (работ, услуг), не соответствующих рыночным ценам, если такое несоответствие повлекло занижение сумм одного или нескольких налогов (авансовых платежей), а именно:
- налога на прибыль организаций;
- НДФЛ, уплачиваемого в соответствии со ст. 227 НК РФ;
- налога на добычу полезных ископаемых (в случае если одна из сторон сделки является плательщиком указанного налога и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое объектом обложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которых налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах);
- НДС (в случае если одной из сторон сделки является организация (индивидуальный предприниматель), не являющаяся (не являющийся) плательщиком НДС или освобожденная (освобожденный) от исполнения обязанностей плательщика НДС),
- налоговым органом производятся корректировки соответствующих налоговых баз, а налогоплательщик вправе самостоятельно произвести корректировку налоговой базы и сумм соответствующих налогов по истечении календарного года, включающего налоговый период (налоговые периоды) по налогам, суммы которых подлежат корректировке.
Сделки, приравниваемые к контролируемым
К контролируемым приравниваются следующие сделки.
- Сделки с участием посредников при соблюдении следующих условий:
- Посредники только организуют сделки, не выполняя более никаких функций
- Риски по таким сделкам посредники не несут
- Никакие активы для организации таких сделок посредники не используют
- Внешнеторговые сделки в области мировой биржевой торговли. Но не по всем товарам, а по товарам, входящим в товарные группы, перечисленные в статье 105.14 НК РФ.
- Сделки, одной из сторон которых является иностранное лицо, связанной с офшорными зонами местом регистрации, местом жительства или являющееся налоговым резидентом такой зоны.
Сделки между российскими взаимозависимыми лицами контролируются при превышении суммы доходов по сделкам определенного порога в зависимости от вида сделки. Пункт 9 ст. 105.14 НК РФ определяет, что сумма доходов по сделкам за календарный год определяется «путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленных главой 25 НК РФ».
В связи с такой формулировкой нормы возникает вопрос: при определении доходов цена сделки должна учитываться с включением в нее суммы НДС или без налога? В соответствии со ст. 248 НК РФ к доходам в целях главы 25 НК РФ относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и внереализационные доходы. При этом из доходов исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с НК РФ налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав). Однако подп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ, определяя доходный критерий контролируемой сделки (более 1 млрд. руб.) между взаимозависимыми лицами, указывает не только на сумму доходов, но и на «сумму цен сделок».
С одной стороны, ст. 168 НК РФ определяет, что продавец обязан дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) предъявить сумму налога на добавленную стоимость. С другой стороны, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 22.09.2009 N 5451/09 сказано: «Предъявляемая обществу к оплате сумма налога на добавленную стоимость является для общества частью цены, подлежащей уплате… по договору». Следовательно, налогоплательщику необходимо выявить контролируемые сделки с взаимозависимыми лицами, в которых сумма дохода с учетом НДС превышает установленные законом пределы. Организации необходимо быть готовой к возможным спорам с ФНС России, которая, руководствуясь приведенной позицией ВАС РФ, может рассчитать сумму цен по таким сделкам с учетом НДС, и такая сумма может превысить контролируемый порог, рассчитанный налогоплательщиком без учета НДС. На наш взгляд, подобная позиция ФНС России не будет соответствовать смыслу п. 9 ст. 105.14 НК РФ, но доказывать свою позицию налогоплательщику, возможно, придется в суде.
Подлежат ли контролю сделки, по которым налогоплательщик учел расходы? На этот вопрос можно ответить утвердительно, поскольку общие положения п. 13 ст. 105.3 НК РФ устанавливают, что правила НК РФ о трансфертном ценообразовании распространяются на сделки, осуществление которых влечет необходимость учета хотя бы одной стороной доходов, расходов и (или) стоимости добытых полезных ископаемых. При этом в п. 1 этой статьи речь также идет не только о доходах, но и о прибыли, которая определяется как разница между доходами и расходами налогоплательщика.
Какую информацию должен указывать налогоплательщик в уведомлении?
Итак, информация о проведенных контролируемых сделках должна содержать следующие сведения:
- Календарный год. В этом разделе указывают год, за который представляют информацию о проведенных налогоплательщиками контролируемых сделках.
- Предмет осуществленных сделок и их краткое описание.
- Информация обо всех участниках сделок. В этом разделе требуется указать полное наименование учреждения, а также ИНН в том случае, если предприятие состоит на учете в налоговом органе в России. Кроме того, если речь идет об индивидуальном предпринимателе, то требуется сообщить его фамилию, имя и отчество, а также ИНН. Гражданские лица предоставляют абсолютно те же сведения.
Контролируемые и «приравненные» сделки.
Надо сказать, что весь раздел V.1 кодекса «заточен» под категорию «контролируемых сделок», о чем говорит структура раздела, частое упоминание о возможности осуществления контроля только центральным аппаратом ФНС. В Определении от 1.12.2016 г. N 308-КГ16-10862 Верховный суд, анализируя положения пунктов 1,2,4 статьи 105.3 Налогового кодекса, указал, что взаимозависимость участников сделки, повлиявшая на размер доходов (расходов, прибыли), учитываемых налогоплательщиком в целях налогообложения, является основанием для определения налоговой базы исходя из рыночных цен в порядке, установленном разделом V.1 Налогового кодекса, если такая сделка признается контролируемой согласно статье 105.14 Налогового кодекса. И при этом добавил, что, по сравнению с ранее действующей 40 статьей НК, нормы раздела V.1 кодекса предельно сократили круг проверяющих органов, наделенных полномочиями по контролю цен, применяемых в сделках между взаимозависимыми лицами, ограничили сферу проведения такого контроля исключительным перечнем сделок, отвечающих определенным в законе критериям (контролируемые сделки).
Ст. 105.14. к контролируемым сделкам между взаимозависимыми лицами — российскими организациями, относит сделки, где есть хотя бы одно из нижеприведенных оснований: — цена сделок за календарный год более 1 млрд; — одной из сторон договора является льготник по налогам, в частности, резидент особых эконом зон, участник проекта «Сколково», региональных инвестпроектов (и сумма дохода по договорам между ними за год свыше 60 млн в год); — одной из сторон является «спецрежимник» по налогу на добычу полезных ископаемых (и сумма дохода по договорам между ними свыше 60 млн в год), единому сельхозналогу, ЕНВД (и сумма поступлений по договорам между ними свыше 100 млн в год); — некоторые иные менее значимые основания. И все это по сделкам, совершенным в рамках облагаемой таким налогом деятельности.
П.4 ст.105.14 НК еще больше ограничивает круг контролируемых сделок и выводит из него еще ряд сделок, например, по предоставлению поручительств (гарантий) юридическими лицами (кроме банков, и только если стороны – российские компании); по предоставлению беспроцентных займов как раз между взаимозависимыми лицами.
Налоговый кодекс к взаимозависимым контролируемым сделкам приравнивает и ряд других сделок (п.1 ст.105.14 НК): — совокупность сделок, где в качестве стороны или посредника присутствует невзаимозависимое лицо, которое имеет только одну функцию в этих сделках – организует реализацию товаров/работ/услуг между двумя взаимозависимыми лицами, не берет на себя никаких рисков и не использует какие-либо активы для реализации сделок; — внешнеторговые сделки (по нефтяным товарам, металлам и драгметаллам, минудобрениям — сумма поступлений по ним за год более 60 млн рублей); — сделки, одной из сторон которых является лицо-резидент оффшора по утвержденному перечню таких территорий (и сумма доходов по ним за год более 60 млн рублей).
Проверкой указанных контролируемых и приравненных к ним сделок может заниматься исключительно центральный аппарат ФНС России. Эти сделки не могут выступать основанием проведения выездной или камеральной проверок.
Таким образом, многие сделки хотя и совершаются взаимозависимыми лицами, контролю со стороны налоговых органов не подлежат.
Комментарий к Статье 105.7 НК РФ
1 — 2. В комментируемой статье закреплены общие положения о методах, используемых при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица. Пункт 1 данной статьи называет методы, которые федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, т.е. ФНС России (см. комментарий к ст. 105.3 НК РФ), использует при проведении налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, в том числе при сопоставлении коммерческих и (или) финансовых условий анализируемой сделки и ее результатов с коммерческими и (или) финансовыми условиями сопоставимых сделок и их результатами.
Согласно рассматриваемой норме эти методы ФНС России использует в порядке, установленном комментируемой главой. С учетом норм статей комментируемой главы речь идет о следующих методах:
1) метод сопоставимых рыночных цен — является методом определения соответствия цены товаров (работ, услуг) в анализируемой сделке рыночной цене на основании сопоставления цены, примененной в анализируемой сделке, с интервалом рыночных цен, определенным в установленном порядке (п. 1 ст. 105.9 НК РФ);
2) метод цены последующей реализации — является методом определения соответствия цены в анализируемой сделке рыночной цене на основании сопоставления валовой рентабельности, полученной лицом, совершившим анализируемую сделку, при последующей реализации (перепродаже) им товара, приобретенного им в этой анализируемой сделке (группе однородных сделок), с рыночным интервалом валовой рентабельности, определенным в установленном порядке (п. 1 ст. 105.10 НК РФ);
3) затратный метод — является методом определения соответствия цены в анализируемой сделке рыночной цене на основании сопоставления валовой рентабельности затрат лица, являющегося стороной анализируемой сделки (группы анализируемых однородных сделок), с рыночным интервалом валовой рентабельности затрат в сопоставимых сделках, определенным в установленном порядке (п. 1 ст. 105.11 НК РФ);
4) метод сопоставимой рентабельности — заключается в сопоставлении операционной рентабельности, сложившейся у лица, являющегося стороной анализируемой сделки, с рыночным интервалом операционной рентабельности в сопоставимых сделках, определенным в установленном порядке (п. 1 ст. 105.12 НК РФ);
5) метод распределения прибыли — заключается в сопоставлении фактического распределения между сторонами сделки совокупной прибыли, полученной всеми сторонами этой сделки, с распределением прибыли между сторонами сопоставимых сделок (п. 1 ст. 105.13 НК РФ).
Следует отметить, что в первоначальном варианте законопроекта, которым предлагалось включить в часть первую НК РФ раздел V.1, предусматривался еще один метод — метод цены реализации продукта переработки (вторичного продукта). При этом предлагалось определить, что названный метод предусматривает сопоставление цены, по которой товар приобретен у продавца его взаимозависимым лицом, с ценой реализации продукта переработки (вторичного продукта) указанным лицом — производителем продукта переработки (вторичного продукта) покупателю, не являющемуся взаимозависимым лицом с этим производителем.
Норма п. 2 комментируемой статьи допускает возможность использования ФНС России комбинации двух и более перечисленных в п. 1 данной статьи методов.
Ранее положениями п. 4 — 10 ст. 40 части первой НК РФ (в ред. Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ) предусматривались только три метода определения рыночной цены, причем без указания на возможность использования их комбинации:
1) метод сопоставимых рыночных цен (но сам метод назван не был) — метод, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется с учетом положений указанной статьи; при этом учитываются обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки; в частности, учитываются скидки, вызванные: сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги); потерей товарами качества или иных потребительских свойств; истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров; маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки; реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей;
2) метод цены последующей реализации — метод, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как разность цены, по которой такие товары, работы или услуги реализованы покупателем этих товаров, работ или услуг при последующей их реализации (перепродаже), и обычных в подобных случаях затрат, понесенных этим покупателем при перепродаже (без учета цены, по которой были приобретены указанным покупателем у продавца товары, работы или услуги) и продвижении на рынок приобретенных у покупателя товаров, работ или услуг, а также обычной для данной сферы деятельности прибыли покупателя;
3) затратный метод — метод, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли; при этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) и (или) реализацию товаров, работ или услуг, обычные в подобных случаях затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные подобные затраты.
В Постановлении Президиума ВАС России от 28 октября 2008 г. N 6272/08 отмечалось, что положения ст. 40 части первой НК РФ посвящены определению рыночных цен при реализации идентичных либо однородных товаров (работ, услуг), а также содержат в качестве расчетных методов определения цены сделки метод последующей реализации и затратный метод. При этом указано, что примененный налоговым органом расчет, основанный на величине чистых активов, в указанных нормах не содержится.
———————————
ВВАС РФ. 2009. N 2.
Как установлено в норме п. 5 ст. 105.17 части первой НК РФ, в случае, если для определения сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий контролируемых сделок с условиями сопоставляемых сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми, налогоплательщик применил методы, указанные в п. 1 комментируемой статьи, или их комбинацию, ФНС России при осуществлении налогового контроля в связи с осуществлением сделок между взаимозависимыми лицами применяет метод (комбинацию методов), примененный (примененную) налогоплательщиком. Там же предусмотрено, что применение иного метода (комбинации методов) возможно в том случае, если ФНС России докажет, что метод (комбинация методов), примененный (примененная) налогоплательщиком, исходя из условий совершения контролируемой сделки не позволяет определить сопоставимость коммерческих и (или) финансовых условий контролируемой сделки с условиями сопоставляемых сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми. ФНС России не вправе применять в ходе налогового контроля в связи с совершением сделок иные методы, не предусмотренные разделом V.1 части первой НК РФ (см. комментарий к указанной статье).
3 — 4. Норма п. 3 комментируемой статьи определяет метод сопоставимых рыночных цен в качестве приоритетного для определения для целей налогообложения соответствия цен, примененных в сделках, рыночным ценам. Исключение составляют случаи, предусмотренные положением п. 2 ст. 105.10 комментируемой главы, — согласно указанному пункту использование метода цены последующей реализации является приоритетным по сравнению с другими методами для определения соответствия рыночным ценам цен, по которым товар приобретается в рамках анализируемой сделки и перепродается без переработки в рамках сделки, сторонами которой являются лица, не признаваемые взаимозависимыми. Там же установлено, что метод цены последующей реализации используется в случае, если лицо, осуществляющее перепродажу, не владеет объектами нематериальных активов, оказывающими существенное влияние на уровень его валовой рентабельности (см. комментарий к указанной статье).
Критерии контролируемых сделок
НК РФ установлены, в частности, следующие критерии контролируемости сделок:
-
по сделкам между взаимозависимыми лицами — резидентами РФ при наличии хотя бы одного обстоятельства:
-
сумма доходов (сумма цен сделок) за год превышает 1 млрд. руб.;
-
одна из сторон сделки является плательщиком НДПИ, при этом сумма сделок за календарный год превышает 60 млн. руб.;
-
хотя бы одна из сторон сделки является плательщиком ЕНВД или ЕСХН, при этом сумма сделок за календарный год превышает 100 млн. руб.;
-
хотя бы одна из сторон сделки освобождена от обязанностей плательщика налога на прибыль или применяет к налоговой базе по прибыли налоговую ставку 0%, при этом сумма сделок за календарный год превышает 60 млн. руб.;
-
хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны или участником свободной экономической зоны, налоговый режим в которых предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль, при этом сумма сделок за календарный год превышает 60 млн. руб.;
-
одна из сторон сделки является организацией, владеющей лицензиями на пользование участком недр, в границах которого расположено новое морское месторождение углеводородного сырья, или оператором нового морского месторождения углеводородного сырья, при этом сумма сделок за календарный год превышает 60 млн руб.;
-
хотя бы одна из сторон сделки является участником регионального инвестиционного проекта, применяющим ставку 0% по налогу на прибыль в федеральный бюджет или пониженную ставку по налогу на прибыль в бюджет субъекта РФ, и сумма доходов по сделкам превышает 60 млн. руб.;
-
-
по внешнеторговым сделкам с резидентом оффшорной зоны более 60 млн. руб.;
-
по внешнеторговым сделкам между взаимозависимыми лицами независимо от суммы.
При этом в НК РФ указаны сделки, которые не признаются контролируемыми вне зависимости от того, удовлетворяют ли они вышеприведенным условиям.
К таким сделкам, в частности, относятся сделки между организациями, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям:
-
организации зарегистрированы в одном субъекте РФ, не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов РФ, а также за границей;
-
организации не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты других субъектов РФ;
-
не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль.
Сделки, не являющиеся контролируемыми
Не являются контролируемыми следующие сделки:
- Сделки, по которым не происходит определение налоговой базы в рамках НДС, Налога на прибыль, НДПИ и НДФЛ (для индивидуальных предпринимателей и самозанятого населения).
- Сделки между участниками одной консолидированной группы налогоплательщиков. Исключение – сделки по добычи полезных ископаемых, признаваемых объектом налогообложения НДПИ, при добыче которого налогообложение производится по процентной налоговой ставке;
- Сделки между лицами, одновременно удовлетворяющие следующим условиям:
- они зарегистрированы в одном субъекте РФ;
- они не имеют обособленных подразделений в других субъектах РФ и за пределами РФ;
- они не являются плательщиками налога на прибыль в бюджеты других субъектов РФ;
- у них нет убытков, в том числе убытков прошлых лет, переносимых на будущее;
- отсутствуют причины для признания таких сделок контролируемыми
Сделки по межбанковским кредитам на срок не более 7 дней, сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, сделки по предоставлению поручительства небанковскими организациями и некоторые другие тоже не считаются контролируемыми.
Таблица. Критерии контролируемых сделок 2021
На признание сделки контролируемой влияет несколько факторов. В том числе доход по сделке, налоговый режим компании, вид деятельности, характер отношений между участниками сделок. Для вашего удобства мы собрали основные критерии в таблицу (ст. 105.14 НК РФ). Изучите ее, чтобы определиться, нужно ли вам отчитываться по контролируемым сделкам 2021 года в 2021 году. Эти же критерии действовали для сделок, совершенных в 2021 году, и будут действовать для сделок 2021 года.
Характер контролируемой сделки | Признаки, указывающие на контролируемую сделку | Сумма сделки для признания ее контролируемой |
Участники сделки — взаимозависимые лица, которые являются резидентами РФ (п. 2 ст. 105.14 НК РФ) | Сумма цен сделок за год | Совокупный доход от сделок за год не менее 1 млрд руб. |
Стороны сделки применяют разные ставки по налогу на прибыль к деятельности, по которой заключена сделка (кроме ставок, предусмотренных пп. 2-4 ст. 284 НК РФ) | ||
Одна из сторон сделки платит НДПИ, а предмет сделки — добытое полезное ископаемое, признаваемое объектом налогообложения для указанной стороны и облагаемое по процентной ставке | ||
Одна из сторон сделки применяет ЕСХН или ЕНВД, а сделка совершена в рамках этой деятельности. Один из остальных участников сделки не применяет эти режимы | ||
Одна из сторон освобождена от налога на прибыль | ||
Одна из сторон сделки — налогоплательщик, который добывает углеводородное сырье на морском месторождении. Другая сторона сделки не занимается этой деятельности либо занимается, но не учитывает доходы и расходы по такой сделке в налоговой базе по налогу на прибыль | ||
Одна из сторон сделки — исследовательский корпоративный центр, указанным в ФЗ №244-ФЗ либо участником проекта «Об инновационных научно-технологических центрах» и освобожден от уплаты НДС | ||
Одна из сторон сделки в течение налогового периода применяет инвестиционный налоговый вычет | ||
Одна из сторон сделки платит налог на доп. доход от добычи углеводородного сырья. При этом доходы и расходы по сделке учитываются при расчете базы по этому налогу | ||
Любые лица-участники сделок, приравненных к сделкам взаимозависимых лиц | Сделки с посредниками, которые:
|
Совокупный доход от сделок за год не менее 60 млн руб. |
Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли | ||
Сделки, одна из сторон которых зарегистрирована, проживает или является налоговым резидентом в государстве или на территории, которая включена в перечень Минфина | ||
Один из взаимозависимых участников сделки не является налоговым резидентом | Сделки между лицами, которые признаны взаимозависимыми или приравнены к взаимозависимым (ст. 105.1 и ст. 105.14 НК РФ), если сделка не включена в закрытый перечень из п. 4 ст. 105.14 НК РФ | Совокупный доход от сделок за год не менее 60 млн руб. |
Определение рыночной стоимости
Мы разобрались, в каких случаях уведомление о контролируемых сделках будет актуальным, а в каких — нет. Для налоговой службы такие контракты в первую очередь представляют интерес из-за установленной в их положениях цены — соответствует ли она рыночной или является заниженной, завышенной.
Что касается РФ, в нашей стране действует «мировой принцип» в отношении регулирования трансфертного ценообразования. Это так называемый «принцип вытянутой руки». Тут в целях налогообложения величина выплат, цен по сделкам с взаимозависимыми участниками (и приравненными к ним сторонами) пересчитывается по отношению к рыночным показателям так, будто эти компании, организации являются независимыми друг от друга. Таким образом, цены проверяются не по всем сделкам вообще, а лишь по контролируемым.
Но при этом универсальной методики нахождения рыночной цены нет. Что касается российского НК (ст. 105.7), он допускает использование всего 5 способов:
- Метод рыночных сопоставимых цен. Он является приоритетным в данном списке. Для его использования необходимо наличие на соответствующих рынках хотя бы одной-единственной сопоставимой сделки, наличие достаточной информации по ее условиям.
- Метод стоимости последующих реализаций. Он избирается приоритетным в случае приобретения товара у взаимозависимого участника и перепродажи данной продукции независимому лицу без ее переработки.
- Затратный метод. Он выступает приоритетным при оценке сделок, связанных с услугами.
- Метод сопоставимой рентабельности. Он применяется в случае недостаточности или полного отсутствия данных, на основании которых можно сделать обоснованный вывод о наличии необходимого уровня сопоставимости финансовых условий сравниваемых сделок. Используется при невозможности приложения метода последующей реализации. Или же затратного метода.
- Метод распределения доходов. Он используется в случае невозможности применения иных методик. Или же при факте наличия в собственности, пользовании участников анализируемой сделки прав на какие-либо объекты НМА.
Что относится к контролируемым сделкам
Перечень контролируемых сделок определяется законом. В частности к ним относятся:
- различные операции с ценными бумагами;
- сделки, совершаемые и связи с исполнением кредитных договоров;
- строительные сделки;
- аренда;
- получение имущества в дар и т.д.
Нужно отметить, что не все получаемые организацией доходы признаются результатом контролируемых сделок и нуждаются в том, чтобы их вносили в документ. Например, не требуют уведомления:
- сделки, касаемые драгоценных металлов, валюты, ценных бумаг;
- дивиденды;
- прибыль от долевого участия и т.д.