Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Консультация: актуальные вопросы пенсионного обеспечения граждан». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Первоначально социальные пенсии в Беларуси необходимы были для поддержки тех групп населения, которые по каким-либо причинам не могут работать. Например, дети-инвалиды или несовершеннолетние дети, которые потеряли родителя (потеря кормильца).
Однако, с 2014 года в законодательство РБ были внесены изменения. После вступления в силу Указа Президента РБ «О совершенствовании пенсионного обеспечения» появилась новая категория. Теперь на социальную пенсию могут рассчитывать люди, достигшие пенсионного возраста, но не накопившие достаточного страхового стажа.
В итоге на социальное пенсионное обеспечение в Беларуси могут рассчитывать:
- дети-инвалиды до 18 лет (80-110% БПМ);
- инвалиды всех групп (I группа – 110% БПМ, II группа – 85-95% БПМ, III группа – 75%БПМ);
- детям до 18 лет при потере кормильца (85%БПМ);
- мужчины до 65 лет, женщины до 60 лет, не выработавшие минимальный страховой стаж (50%БПМ).
Декабрьская прибавка к пенсии
По данным Министерства труда и социальной защиты, в последний месяц 2022 года расходы на выплату пенсий составят 1,5 млрд рублей, из них 68 млн рублей пойдут на повышение пенсий согласно Указу Президента Беларуси № 397.
С 1 декабря 2022 года все виды трудовых пенсий (по возрасту, за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца) пересчитают. Выплаты для пенсионеров вырастут на 5%. Причем это уже третье в 2022 году повышение пенсий: в марте они выросли на 7%, в августе прибавка составила еще 10%.
В декабре средний размер пенсии по возрасту неработающего пенсионера составит 670 рублей и вырастет по сравнению с ноябрем без малого на 30 рублей, сообщили в Минтруда.
В ведомстве уточняют, что размер увеличения пенсии у каждого пенсионера будет индивидуален, поскольку выплаты зависят от продолжительности стажа и величины зарплаты, которые взяты за основу при расчете пенсии, а также установленных к ней доплат.
Согласно озвученной Министерством труда и социальной защиты статистики, в декабре 2021 года в среднем пенсия в Беларуси составляла 545 рублей. За год она выросла на 125 рублей. Таким образом, годовой прирост ожидается на уровне 23%.
Как изменяется пенсионный возраст согласно реформе
Пенсионный возраст в Беларуси в 2017 году подвергся реформированию, до этого времени он составлял 60 лет у мужчин и 55 у женщин. После старта изменений пенсионный возраст Беларусь планирует поднять до 63 лет мужчинам и 58 лет — женщинам. Переходный период предусматривает поэтапный рост на полгода каждый год. График выхода на пенсию в РБ представлен в виде таблицы.
Год | Пенсионный возраст в Белоруссии для женщин, лет | Пенсионный возраст в Белоруссии для мужчин, лет |
2017 | 55,5 | 60,5 |
2018 | 56 | 61 |
2019 | 56,5 | 61,5 |
2020 | 57 | 62 |
2021 | 57,5 | 62,5 |
2022 | 58 | 63 |
«У населения нет представления о том, что может происходить в дальнейшем». Что сами белорусы думают о пенсионной реформе
Глеб Шиманович, экономист Исследовательского центра ИПМ, тоже согласен с тем, что дальнейшая пенсионная реформа неизбежна.
— Повышение пенсионного возраста замедлило темпы роста дефицита Фонда соцзащиты, но этот дефицит все равно сохраняется. Это означает, что дальнейшие изменения в параметрах пенсионной системы необходимы, но какие это будут изменения и когда — другой вопрос. То, что в какой-то перспективе эту проблему нужно будет решать — это факт, — говорит Глеб Шиманович.
Чтобы выяснить отношение населения к существующей пенсионной системе и её возможным изменениям, Исследовательский центр ИПМ провёл соответствующий опрос. Его результаты говорят о том, что в целом у белорусов нет понимания того, какие еще возможны реформы помимо повышения пенсионного возраста.
— Повышение пенсионного возраста — это единственное изменение, вероятность которого люди считают очень высоким. Но о других возможных элементах пенсионной реформы, связанных с развитием накопительной системы, изменением формулы расчета пенсий в пользу большей дифференциации, изменением принципов предоставления пенсий на льготных условиях, люди не имеют почти никакого представления. В их глазах дальнейшее развитие накопительной системы имеет такую же степень вероятности, как то, что пенсии полностью отменят или их размер резко уменьшится. Это говорит о том, что у населения нет представления о том, что может происходить с пенсионной системой в дальнейшем. Остаётся надеяться, что это представление есть у госорганов. На самом деле то, что его не доносят до населения, плохо: это важный аспект, от которого зависит доверие к государственной политике и пенсионной системе, — говорит Глеб Шиманович.
Исходя из этого белорусы плохо представляют, какие именно реформы пенсионной системы могли бы изменить её к лучшему.
— Единственный пункт, который однозначно поддерживался, — это снижение требований по страховому стажу. Эта проблема очевидна большинству населения и ощущается остро. Около 17% респондентов говорили, что в будущем почти наверняка столкнутся с проблемой выработки страхового стажа, ещё четверть опрошенных видят для себя такой риск. Идея включения в страховой стаж службы в армии, отпуска по уходу за ребёнком тоже активно поддерживается населением, и такие изменения были бы однозначно позитивно восприняты обществом.
Также эксперты ИПМ спрашивали у людей, делают ли они накопления на будущую пенсию. Большинство ответили, что нет.
— Первая основная причина — низкий уровень дохода: у многих в принципе нет возможности что-то откладывать. Второй момент, о котором говорили люди — это отсутствие доверия к системе. На это повлияли и сгоревшие после распада Советского Союза сбережения, и все белорусские девальвации, — комментирует Глеб Шиманович. — Из-за недоверия к финансовой системе люди готовы делать сбережения на пенсию только в том случае, если их можно будет оперативно забрать, а это противоречит самой сути пенсионных накоплений. В этом я вижу большую проблему и одновременно пространство для развития: необходимо повышать доверие к финансовой системе, развивать её инструменты.
Ещё один вывод из проведённого исследования звучит так: отношение к пенсионной системе, накоплениям и реформам отличается у разных социальных групп. Глеб Шиманович рассказывает, что о функционировании пенсионной системы больше осведомлены те, кого можно назвать белорусским средним классом: люди с высшим образованием, востребованностью на рынке труда, доходом выше среднего.
— Они же больше остальных склонны к тому, чтобы самостоятельно делать сбережения, готовы и хотят взять больше ответственности за себя и обеспечить себе комфортную жизнь на пенсии. Эта группа населения достаточно существенная, и давать ей возможность реализовать свои стремления — логичный путь эволюции пенсионной системы Беларуси. Предпосылки для развития добровольной накопительной части в плане готовности населения есть, — делает вывод Глеб Шиманович. — Именно развитие добровольного пенсионного страхования кажется мне самым важным с точки зрения долгосрочной перспективы, и он тоже включает в себя достаточно много элементов: например, развитие фондового рынка, возможностей для инвестирования.
В целом же, говорит Глеб Шиманович, с необходимостью реформировать пенсионную систему сейчас сталкиваются практически все страны. Это связано как со старением населения, так и с изменениями на рынке труда: развитием неформальной занятости, уходом в сторону роботизации.
— А это создает новые вызовы — конечно, очень долгосрочные, но однозначного ответа на них пока нет, что создает поле для экспериментов. Беларусь тоже может стать первопроходцем в чем-нибудь. Не обязательно опираться на чей-то опыт, которого может и не быть, нужно творчески подходить к этой проблеме, — считает эксперт.
Предусмотрено две категории выплат – это трудовые пенсии в Беларуси и социальные. Первые полагаются в следующих ситуациях:
- При достижении возраста выхода на пенсию в Беларуси, который предусмотрен законодательством.
- По инвалидности. Пособие получают при наличии профессионального заболевания или по причине травмирования на производстве. Также выплаты предусмотрены и при серьезных заболеваниях, не связанных с рабочей деятельностью.
- При потере кормильца. Пособие выплачивается нетрудоспособным членам семьи, в которой нет кормильца.
- За выслугу лет получают пособие граждане, трудящиеся в условиях, ведущих к преждевременной потере профессиональной трудоспособности.
Предусмотрены и определенные социальные выплаты для тех, кто не может рассчитывать на трудовое пособие. К данной категории относятся люди, имеющие разную степень инвалидности и лица без минимального социального стажа.
Кто не имеет права на трудовую пенсию?
Важно понимать, что это касается именно трудовой пенсии, право на которую имеют не все граждане. Чтобы ее получить, необходимо достигнуть пенсионного возраста и отработать минимальный страховой стаж (его продолжительность прописана в законе), т.е. выработать некий временной интервал, на протяжении которого из заработка человека делались отчисления в пенсионный фонд.
Этот показатель до 2013 года исчислялся пятью годами. С 2014 года он поднялся до 10 лет, а затем и до 15 лет. В настоящее время его уровень растет каждый год на 6 месяцев, так будет до той поры, пока минимальный страховой стаж не увеличиться до 20 лет.
Если человек не выработал минимальный страховой стаж, то он получает лишь социальную пенсию по достижению им пенсионного возраста. Выплачивается она после 60 лет женщинам и после 65 – мужчинам. Ее размер составляет 50% от прожиточного минимума.
Оформление пенсии по возрасту в рб 2021 год
С 1 января текущего года в Беларуси на полгода вырос пенсионный возраст. Теперь на заслуженный отдых женщины смогут выйти в 57 лет и 6 месяцев, а мужчины, соответственно, в 62 года и 6 месяцев.
Поэтапное повышение пенсионного возраста в нашей стране началось с 2017 г. и продолжит увеличиваться, пока не составит 58 лет для женщин и 63 года для мужчин. Это произойдёт в 2022 г.
Вместе с пенсионным возрастом с 1 января вырос и минимальный страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии. Теперь он составляет 18 лет.
Страховой стаж – это тот период работы гражданина, в течение которого работодатель уплачивал за него взносы в Фонд соцзащиты. С 2020 г. в страховой стаж включили срок срочной службы в армии.
Тому, кто по той или иной причине такого трудового багажа не накопил, можно рассчитывать только на социальную пенсию. Размер данной выплаты зависит от страхового стажа и будет составлять от 73% бюджета прожиточного минимума пенсионера за 10 лет до 100% этого бюджета за 19 лет (за каждый полный год свыше 10 лет дополнительно прибавляется 3%). На сегодняшний день социальная пенсия составляет 129 руб. 6 коп. К слову, претендовать на неё женщины могут по достижении 60 лет, а мужчины – 65.
Теперь размер трудовой пенсии зависит от заработной платы, которую работник получал в течении 27 лет подряд. Если в этот период в работе были перерывы, то зарплату возьмут за более ранние годы пропорционально этим перерывам.
Непрерывность стажа на размер пенсии никак не влияет, а вот сумма зарплаты значение имеет. При расчёте индивидуального пенсионного коэффициента человека будет учитываться не только то, сколько зарабатывал пенсионер, но и то, как его зарплата соотносилась со средней заработной платой по стране.
Рассмотрим на примере. Фактический заработок за каждый месяц за последние 27 лет работы сравнивается со средней зарплатой по стране за тот же месяц. Если коэффициент получается 1 – значит, зарплата была средней, если 1,5 – значит, в полтора раза больше, а если 0,5 – в полтора раза меньше. Коэффициенты за каждый месяц суммируются, а потом делятся на количество отработанных месяцев. Таким образом получается итоговый пенсионный коэффициент – число с пятью знаками после запятой, которое и используют при расчете пенсии.
Изменился размер социальной пенсии у родителей детей–инвалидов с тяжёлой степенью утраты здоровья. Речь идёт о тех, кто ухаживает за своими детьми длительное время (не менее 20 лет). Пенсия повысилась со 129, 06 руб. до 272, 57 руб.
Помимо этого, инвалидам с детства на 5 лет сократили продолжительность трудового стажа для получения права на досрочную пенсию по возрасту. Для женщин с 20 лет до 15, а для мужчин – с 25 лет до 20-ти.
Комплект документов зависит от вида пенсии: по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет. Но обязательным для назначения любого вида трудовой пенсии являются документы, подтверждающие стаж работы и сведения о заработной плате.
Документами, удостоверяющими личность, возраст, место жительства, гражданство являются: для белорусов – паспорт гражданина РБ; для иностранца или лица без гражданства – национальный паспорт и (или) вид на жительство; для несовершеннолетних, не достигших 16 лет – свидетельство о рождении или паспорт.
К заявлению о назначении пенсии должны быть приложены документы, подтверждающие стаж работы: представление работодателя (для работающих граждан) и трудовая книжка, военный билет, документы об обучении на дневной форме получения образования, свидетельства о рождении детей, справка о периоде нахождения в отпуске по уходу за ребенком, справка о периоде получения пособия по безработице и т.д.
Также понадобятся документы, подтверждающие сведения о зарплате: в случае назначения пенсии в текущем году – справки о заработке за последние 24 года подряд стажа работы, но не более чем за фактически имеющийся стаж работы. Ежегодно период, за который избирается заработок, увеличивается на один год до фактически имеющегося у лица, обратившегося за пенсией, стажа работы.
Еще один нюанс. Справки о зарплате за периоды работы, имевшей место после 1 января 2003 года, представлять не надо, так как после введения индивидуального (персонифицированного) учета данные сведения подтверждены выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, выдаваемой органами ФСЗН. Этот документ запрашивается органом социальной защиты, в который заявитель обращается за назначением пенсии.
Это лишь перечень основных документов. В необходимых случаях представляются и иные, например, удостоверяющие право заявителя на надбавку или повышение пенсии. Для того чтобы получить полную консультацию относительно документов, необходимых для назначения пенсии конкретному человеку, следует обратиться в орган социальной защиты по месту жительства.
Информация подготовлена редакцией портала «Нормативка.by» с использованием материала «АиФ»
В Беларуси постоянно повышают минимальный страховой стаж, который нужен для получения трудовой пенсии. К примеру, в 2013 году минимальный страховой стаж увеличился с 5 до 10 лет, в 2015-м — с 10 до 15, а с 2016-го начал повышаться каждый год на полгода. В 2020-м минимальный страховой стаж составляет 17,5 года, с 1 января 2021-го он увеличится на полгода до 18 лет. К 2025 году его намерены повысить до 20 лет.В страховой стаж входит только то время, когда вы работали и работодатель платил за вас страховые взносы в Фонд соцзащиты. К примеру, учеба в вузе и декретный отпуск не учитываются в этом стаже. Но с этого года входит служба в армии.
Белорусы, которые не выработали страховой стаж по новым правилам, попадают в «пенсионную ловушку» – они не могут претендовать на трудовую пенсию, им могут назначить только социальную: мужчинам — с 65 лет, женщинам — с 60 лет. Социальная пенсия составляет 129,06 рубля.
Сейчас чиновники решили ввести очередные изменения, связанные со страховым стажем.
С 1 января 2021 года те, у кого есть минимум 10 лет страхового стажа, смогут претендовать на трудовую пенсию по возрасту, которая составит 73% бюджета прожиточного минимума пенсионера. При определении размера такой пенсии будут учитывать только страховой стаж, поясняли ранее в Минтруда.
Сейчас БПМ для пенсионера составляет 195,15 рубля. То есть 73% от этой суммы — 142,46 рубля. Это почти на 10,4% больше, чем социальная пенсия.
Но, как и в случае с социальной пенсией, новую пенсию мужчины смогут получать с 65 лет, женщины — с 60 лет. При этом в 2019 году мужчины выходят на заслуженный отдых и получают трудовые пенсии по возрасту в 62 года, а женщины — в 57 лет. В 2021 году пенсионный возраст составит 62 года и 6 месяцев и 57 лет и 6 месяцев соответственно.
Если говорить про новый вид пенсий, то за каждый полный год страхового стажа сверх 10 лет пенсия будет дополнительно увеличиваться на 3%, но она не может быть более чем 100% от БПМ для пенсионера, уточняли ранее в Минтруда.
К примеру, женщине, которая родилась 15 января 1960 года и которая не выработала минимальный страховой стаж, с 15 января 2020-го назначили социальную пенсию по возрасту (при достижении 60 лет). В 2020 году необходимый страховой стаж — 17 лет 6 месяцев, у этой женщины — 14 лет. Но в 2021 году она сможет перейти на новый вид пенсии для работников с неполным страховым стажем. В ее случае размер трудовой пенсии составит 85% БПМ пенсионера — 165,88 рубля. То есть за каждый год страхового стажа сверх 10 лет ей назначат по дополнительных 3% БПМ для пенсионера (73% + 12% = 85% от БПМ для пенсионера).
Так как в 2021 году минимальный страховой стаж вырастет до 18 лет, то, соответственно, максимальный размер нового вида пенсии для работников с неполным страховым стажем с 1 января будет на уровне 183,44 рубля (94% от БПМ пенсионера). За 10 лет минимального страхового стажа — 73% от БПМ пенсионера, за остальные 7 лет стажа — еще плюс 21%.
В 2022 году минимальный страховой стаж будет уже 18,5 года, а максимальный размер нового вида пенсии для работников с неполным страховым стажем составит 97% от БПМ для пенсионера.
В 2023 году минимальный страховой стаж вырастет до 19 лет, а максимальный размер нового вида пенсии для работников с неполным страховым стажем составит 100% от БПМ для пенсионера.
- Инвалиды 1-ой и 2-ой группы получают выплаты в размере 100% от минимальной пенсии по возрасту.
- Граждане-инвалиды третьей группы гарантированно получают пенсию, размер которой составляет уже 50% от средней по возрасту.
- Отдельно оговаривается пенсия для матерей-героинь, имеющих любую степень инвалидности. Данной категории граждан выплачивает 100% от размера минимальной пенсии, назначенной по возрасту.
В 2021-2021 годах пенсии в стране неоднократно индексировались. Повышались все виды пенсий, в том числе – минимальные. В частности, размер минимальной пенсии по возрасту в январе 2021 года составлял 392 тыс. неденоминированных рублей. После нескольких повышений, в январе уже 2021 года, данный вид пенсий увеличился до 43, 8 деноминированных рублей. Сумма, прямо скажем, небольшая, однако она определена в полном соответствии с действующим законодательством Беларуси.
Документы Для Назначения Пенсии По Возрасту Рб В 2021
- Трудовой: выплаты по возрасту, за выслугу лет, по инвалидности и за особые заслуги перед республикой. Такие пособия назначаются пожизненно, вне зависимости от состояния трудоспособности пожилого человека.
- Социальный: выплаты гражданам, в силу состояния здоровья, возраста не способным самостоятельно зарабатывать себе на жизнь. Пособия по инвалидности назначаются только при предъявлении соответствующего заключения врачебных комиссий – как на конкретный срок, так и пожизненно.
- Женщины – государственные служащие. Для них установлен возрастной ценз 63 года.
- Указанные в нормативных актах группы лиц, имеющие право на досрочное прекращение трудовой деятельности.
- Граждане, отработавшие определенный страховой стаж. Для представительниц слабого пола это 37 лет, сильного – 42. В этом случае допускается назначение выплаты на 2 года раньше установленного возраста, но только в том случае, если женщине исполнилось 55, а мужчине 60 лет.
Согласно закону «О пенсионном обеспечении» классическую пенсию по возрасту с Беларуси могут получить:
- Люди, которые работали и платили взносы в ФСЗН (ежемесячно – 35% от заработной платы, из которых 34% перечисляет работодатель и 1% сам работник)
- Люди, которые вышли из трудоспособного возраста (сейчас – 62 года для мужчин и 57 лет для женщин)
- Мужчины, которые отработали 25 лет, и женщины, которые работали в течение 20 лет
Важно! Если гражданин не выполнил хотя бы одно из перечисленных условий, то он не имеет права на полноценную пенсию по возрасту. Вместо нее государство назначает социальную пенсию, которая не зависит от средней зарплаты и устанавливается на базе бюджета прожиточного минимума. Размер социальной пенсии значительно ниже пенсии по возрасту.
Если человек работал на вредных предприятиях или имел особые условия труда, то он имеет право на досрочную пенсию в Беларуси.
В нашей стране 11 апреля 2016 года был принят закон об увеличении пенсионного возраста, который добавил к работоспособному периоду белорусов 3 года. Если ранее мужчины выходили на пенсию в 60, а женщины в 55 лет, то к 2022 году выход на пенсию в Беларуси будет осуществляться в 63 года и 58 лет соответственно. Переход к новой системе происходит постепенно. Например, в 2020 году белорусы могут выйти на пенсию в 62 года и 57 лет, а в 2021 можно будет стать пенсионером в 62,5 года и 57,5лет.
Начисление пенсий в Беларуси начинается только после официального оформления. Для того, чтобы запустить процесс, необходимо подготовить следующий пакет документов:
- Документы с информацией о заработке за последние 26 лет (если вы выходите на пенсию в 2020 году)
- Документы с информацией о трудовом стаже
- Страховое свидетельство
Документы для оформления пенсии нужно передать своему работодателю. Если вы ИП или безработный, то заявление и все бумаги нужно самостоятельно отнести в управление по труду, занятости и социальной защиты по месту жительства.
Сейчас для расчета пенсии учитывается зарплата за последние 26 лет (312 месяцев) работы подряд (или меньше, если вы проработали меньше 26 лет). С 1 января 2021 года его повысят на один год – до 27 лет (324 месяца). Ежегодно этот период увеличивается на 1 год до фактически имеющегося стажа работы.
Учитывает ли Пенсионный фонд России стаж в странах СНГ
После распада СССР в 1991 году порядок начисления пенсий значительно усложнился. Каждая теперь уже независимая страна создала свое пенсионное законодательство.
Чтобы бывшие соотечественники могли без проблем перемещаться между странами и оформлять пенсию в стране проживания, 13 марта 1992 года было заключено Соглашение о гарантиях в области пенсионного обеспечения. Участниками Соглашения стали почти все страны бывшего СССР – за исключением Грузии, Азербайджана, Эстонии, Литвы и Латвии.
Соглашение подписали Правительства Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины. При этом представитель Молдовы тоже подписал соглашение, но с оговоркой, что Соглашение регулируется двусторонними соглашениями.
Основная суть Соглашения – пенсию выплачивает та страна, в которой проживает пенсионер, вне зависимости от того, в какой стране он заработал стаж. Между странами при этом не проводятся взаимные расчеты.
Размеры пенсионных выплат
Размер пенсии по возрасту в Беларуси начисляется с учетом разных показателей. Сначала отчисления производятся в фонд соцзащиты. С каждого работающего гражданина предусмотрен налог – 34% от работодателя и 1 % от работника. Денежные средства направляются на обеспечение разных пособий.
Предусмотрена распределительная система – не проводится накопление пенсионных взносов. Все средства идут на выплаты пенсионерам.
Пенсия по старости в 2017 году была 314 белорусских рублей. В Минске сумма пособия составляет 316 рублей, а в Брестской области 299.
Выясним, какая средняя пенсия в Беларуси в 2020 году. Сумма выплат увеличилась на 15,8 % и составляет 364 рубля. Среднее значение превышает прожиточный минимум в 2 раза. На практике реальной пенсии хватает только на самое необходимое.
С 1 ноября вслед за БПМ вырастут пенсии и пособия
- Пенсия по возрасту – это трудовая пенсия, выплачиваемая пожизненно.
- Пенсия по возрасту полагается людям, которые достигли определенного возраста, закрепленного законодательством. Обязательное условие – трудовой опыт – 25 и 20 лет (для мужчин и женщин соответственно).
- Основной закон, регулирующий право на пенсию по возрасту, – Закон РБ «О пенсионном обеспечении».
- Средняя пенсия по возрасту в 2021 году – 545 рублей.
- Минимальная пенсия по возрасту с 1 ноября 2021 года – 72 рублей. К ней полагается доплата размером в 208,04 рублей. Итоговая сумма – 280,04 рубль.
С 2016 года в Белоруссии поднимается пенсионный возраст, к 2022 году мужчины будут выходить на пенсию в 63 года, женщины в 58 лет. В 2020 году — в 62 и 57 лет, в 2021 году — в 62,5 и в 57,5 лет соответственно.
Трудовая пенсия и пенсия за выслугу лет выплачивается только при наличии минимального трудового стажа: 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин.
Трудовая пенсия по инвалидности и в случае потери кормильца расчитывается по льготным требованиям относительно стажа.
Обязательно иметь необходимый страховой стаж, который повышается и составляет:
- на 2020 год — 17,5 лет;
- на 2021 год — 18 лет;
- на 2022 год — 18,5 лет;
- на 2023 год — 19 лет;
- на 2024 год — 19,5 лет;
- с 2025 года — 20 лет.
Категории лиц, которым достаточно 5 лет страхового стража:
- родители детей-инвалидов;
- инвалиды с детства;
- многодетные матери, родившие более 5 детей;
- инвалиды войны;
- матери военнослужащих, погибших при исполнении;
- лилипуты и карлики.
Категории лиц, которым достаточно 10 лет страхового стажа:
- осуществляющие социально-значимые виды деятельности при общем трудовом стаже 40 лет — у мужчин, 35 лет — у женщин;
- прошедшие военную службу сроком не менее 10 лет (без учета отпуска по уходу за детьми) и имеющим общий стаж работы не менее 25 лет — у мужчин и 20 лет у женщин.
Продолжительность общего стажа влияет на размер пенсии. Максимальное значение у мужчин — 45 лет, у женщин — 40 лет.
В общий стаж входят периоды:
- армейской и военной службы;
- уход за детьми до 3 лет (учитывается общий период не более 9 лет);
- уход за инвалидом первой группы;
- уход за лицом старше 80 лет;
- получение любого вида гос. образования в дневной форме;
- получение пособия по безработице (учитывается период не более 6 месяцев).
МОГИЛЕВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
не менее 10 лет — для назначения пенсии по возрасту на общих основаниях гражданам, имеющим длительный стаж работы (не менее 40 лет у мужчин и не менее 35 лет у женщин), а также гражданам, у которых имеется не менее 10 календарных лет военной службы (службы в военизированных организациях) при наличии общего стаж работы не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин и отсутствии права на пенсию в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении военнослужащих.
Для назначения в 2020 году трудовой пенсии по возрасту, в том числе при неполном стаже работы, досрочной пенсий, а также пенсии за выслугу лет требуется не менее 17 лет стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь согласно законодательству о государственном социальном страховании (далее – страховой стаж).
Условия назначения трудовой пенсии по возрасту
Работникам, имеющим право на досрочную профессиональную пенсию, которые до 01.01.2009 выработали не менее половины полного стажа работы с особыми условиями труда, требуемого для назначения пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда в соответствии с п. «а» и «б» ч. 1 ст. 12 или ст. 15 Закона о пенсионном обеспечении, вместо досрочной профессиональной пенсии назначаются пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда в соответствии с пунктами «а» и «б» ч. 1 ст. 12 или ст. 15 Закона о пенсионном обеспечении .
Стаж работы женщины — 25 лет. Из них стаж работы с вредными и тяжелыми условиями труда по списку N 2 до 01.01.2009 — 8 лет. В 2020 году этой женщине исполнится 52 года 6 месяцев. Она вправе обратиться за назначением пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда, поскольку общеустановленный пенсионный возраст, который в 2020 году составляет 56 лет 6 месяцев, уменьшен для нее на 4 года.
В октябре запустят пенсионную реформу
С 1 октября в Беларуси начнется очередная пенсионная реформа, она касается дополнительной накопительной пенсии. Работники при желании смогут уплачивать страховой взнос на дополнительную накопительную пенсию — до 10% от своей зарплаты. Наниматели будут обязаны в таком случае перечислять на этот счет еще до 3%. Причем есть нюанс: работодатель должен перечислять такой же процент, как и работник, но не больше 3%. К примеру, если специалист компании решит вносить на дополнительную пенсию 2% от своей зарплаты, то столько же должен добавить и наниматель. А если работник выберет тариф в 5%, то наниматель «накинет» максимальные 3%.
При этом наниматель будет перечислять деньги на дополнительную пенсию работника из обязательных страховых отчислений. Напомним, сейчас для большинства работодателей отчисляют 34% от зарплаты работника — 6% зарплатного фонда идет на выплату различных пособий, 28% — на пенсионное страхование.
Дата | Средний размер назначенных пенсий по возрасту |
---|---|
2021 год | |
май — июль | 512,78 руб. |
февраль — апрель | 512,78 руб. |
2020 год | |
ноябрь — январь | 457,93 руб. |
август — октябрь | 456,81 руб. |
май — июль | 447,55 руб. |