Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как законно отказаться от ремонта по ОСАГО в пользу выплаты». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно изменениям в законе об ОСАГО, ремонт авто имеет приоритет перед денежным возмещением. Клиент не может выбрать предпочтительный вариант: ремонт или выплата по ОСАГО. Но существуют исключения, когда организация обязана предоставить компенсацию. Они касаются только машин личного пользования и не распространяются на авто, зарегистрированные на юридических лиц.
Когда можно получить денежную компенсацию
Пунктом 16.1 ст. 12 закона № 40-ФЗ предусмотрены случаи, при наступлении которых пострадавший в ДТП водитель получит деньги:
- тотальная гибель авто;
- стоимость восстановления превышает максимально установленный лимит – 400 тысяч рублей (100 тысяч по Европротоколу);
- СК не может организовать восстановление авто на СТО, указанной при заключении договора страхования;
- потерпевший погиб или получил тяжкий вред здоровью;
- автосервис, с которым у СК заключено соглашение на проведение ремонтных работ, не соответствует установленным требованиям;
- между страховщиком и потерпевшим заключено соглашение о выплате денежной компенсации;
- потерпевший является инвалидом, и он указал денежную форму возмещения в заявлении.
Условия денежной компенсации
После ДТП страховая компания выплачивает деньги или отправляет на ремонт. Возмещение деньгами будет произведено в следующих случаях:
- Стоимость ремонта больше 400 000 рублей.
- Всех участников аварии признали виновными, а потерпевший не хочет проводить доплату СТО.
- Нет станции техобслуживания, которая соответствует всем условиям в конкретной ситуации.
- Потерпевшему нанесен средний или тяжкий вред здоровью и он выбрал денежное возмещение.
- Пострадавший имеет инвалидность, его авто соответствует медицинским показаниям и он хочет получить компенсацию деньгами.
- Полная гибель машины.
- Смерть водителя авто.
- Письменное соглашение между страховой компанией и пострадавшим.
Что делать если страховой выплаты не хватает на ремонт?
Есть несколько способов решить сложившуюся проблему, когда страховая компания слишком сильно занизила стоимость выплат и их не хватает на осуществление ремонта. Сначала можно попробовать все решить через страховую компанию, для этого вы должны написать в нее заявление, далее за свой счет провести экспертизу в независимой компании и с ее результатам отправиться в суд, чтобы уже он вынес решение о доплате в вашу сторону компанией.
Еще может произойти так, что вас не будет устраивать ремонт по ОСАГО, в таком случае нужно тоже провести независимую экспертизу, далее грамотно составить заявление-претензию, а позже отправить ее страховщику на подписание и согласие с определенными положениями документа. Если на вашу претензию не поступает ответа длительное время, то здесь нужно задуматься об обращении в судебный орган, для решения проблемы через него непосредственно.
Если вы не согласны с суммой выплаты, то нужно составить письменное обращение в компанию, далее провести за свой счет экспертизу, чтобы она определила точную стоимость нанесенного ущерба. Данные действия нужно совершать только в том случае, если вы на 100% уверены, что стоимость была занижена и вы должны получить больше. Если доказать это не получится, то все расходы на осуществление экспертизы вам придется взять на себя, а это достаточно дорого.
Страховщик зачастую просто отказывается выплачивать страховку, ссылаясь при этом на различные нюансы в договоре или еще на что-либо. Когда вы понимаете, что его действия противозаконны, то можно составлять и отправлять компании претензию, в которой вы должны самостоятельно определить срок рассмотрения обращения. Также стоит отметить, что если вам поступит отказ или документ не будет принят к сведению, то вы дальше направляйтесь в суд, где уже будете отстаивать свои права в индивидуальном порядке.
Еще один способ получить большее количество средств на ремонт, если страховая компания занизила его стоимость – это лично обратиться к виновнику происшествия, только в письменной форме. На бумаге будет нужно описать требования в возмещении средств, приложить доказательства. Если вам придет согласие на оплату, то сразу возьмите расписку о выплате, чтобы быть уверенным, что это не просто слова.
Выплаты после выдачи направления на ремонт
На основании пункта 15.1, статьи 12, закона «Об ОСАГО», возмещение ущерба, транспортным средствам, зарегистрированным на территории РФ, но за исключением случаем установленных в пункте 16.1, закона «Об ОСАГО», производится, путем организации восстановительного ремонта.
То есть, в большинстве случаев, будут не выплаты, а направление на ремонт.
Но даже если Вам выдали направление на ремонт, это еще не значит, что обязательно будет ремонт, и не будет выплат деньгами.
Сейчас объясню, почему может не быть ремонта?
В статье все о ремонте по ОСАГО, я подробно рассказывал, что же делать, после того, как страховая выдала направление на ремонт (советую прочитать данную статью, там очень много интересного и полезного, по ремонту ОСАГО).
Так вот, после выдачи направления на ремонт, клиент приезжает в СТО указанное в направлении. По закону, если есть направление, то СТО обязано принять автомобиль на ремонт в день обращения. Но как правило возникают трудности с передачей автомобиля на ремонт в СТО.
Клиенту на СТО банально вешают лапшу на уши, что мы проведем сейчас дефектовку, но далее, мы не примем автомобиль на ремонт, так как нужно согласовать сумму ремонта со страховой, отправляют клиента домой, ждать пока страховая согласует какую-то сумму, или ссылаются на то, что нужно заказать запчасти и нужно опять ждать. Такой сценарий, не вяжется с законом, так как в нем, таких действий не предусмотрено, есть направление и в день обращения, автомобиль должны принять на ремонт, а далее отремонтировать в течение 30 рабочих дней. Все, больше ничего не предусмотрено, никаких «или», «нужно ждать», «нужно согласовывать». Есть направление на ремонт, СТО должно принять авто на ремонт и все.
Так же будьте внимательно и при передаче авто, не подписывайте никаких соглашений, так как это может быть документ, где Вы соглашаетесь произвести доплату за ремонт, соглашаетесь на установку БУ запасных частей, или просто передаете автомобиль на хранение, а не на ремонт. Если Вы подпишете документ, где передаете автомобиль на хранение, то это будет просто хранение, срок ремонта не пойдет, так как у Вас на руках не будет акта приема-передачи автомобиля.
Если Вы понимаете, что авто принимать не собираются, то попросите уполномоченное лицо, написать на направлении, что в приеме автомобиля отказано, так же пусть поставят дату, печать и подпись.
Если в этом оказано, то Ваша задача, зафиксировать, что Вы прибыли по направлению на СТО, предоставили авто, но у Вас не приняли его на ремонт. Зафиксировать это можно при помощи видеозаписи, или акта, составленного со свидетелями, прибывшими с Вами. Подробно об этом написано в статье про ремонт ОСАГО, ссылку на которую я давал выше.
По итогу, у Вас должны на руках быть доказательства, что на СТО, у Вас не приняли автомобиль на ремонт. Со дня, когда у Вас появились такие доказательства, начал идти срок ремонта, который на основании абзаца 2, пункта 15.2, закона «Об ОСАГО», составляет 30 рабочих дней.
Если на СТО отказались принимать автомобиль на ремонт, то все претензии, мы предъявляем страховщику. Отмечу, что в законе нет положения, обязывающего потерпевшего, обращаться в страховую за повторным направлением на ремонт. Если на СТО не приняли автомобиль на ремонт, то это проблема страховой. У Вас есть доказательства, что автомобиль не приняли, а раз Вы обращались на СТО, то с момента обращения, пошел срок в 30 рабочих дней, отведенный по закону на ремонт, как все мы знаем, за нарушение сроков ремонта, предусмотрена неустойка.
Далее делаем независимую экспертизу, в ходе которой устанавливаем сумму ущерба и предъявляем претензию страховой. Отказали, или нет ответа в течение 15 или 30 дней, обращаемся к омбудсмену, он не помог, далее обращаемся в суд, где взыскиваем со страховой всю сумму ущерба, вместе с неустойкой, а также штрафом.
И так, рассчитывать на выплаты, мы можем в случае, если выдано направление на ремонт, то на СТО отказались принимать автомобиль на ремонт.
Здесь главное, чтобы у Вас были все доказательства, начиная от отказа СТО, далее отказа страховой и немощности омбудсмена. Если есть все эти документы, то обращаемся в суд.
Есть конечно вариант, что омбудсмен все же поможет и если это так, и страховая не станет обжаловать его решение в суде, то выплаты можно получить со страховой, уже на этапе работы омбудсмена.
Сроки ремонта автомобиля по ОСАГО
Отремонтировать автомобиль должны максимум за 30 дней (п. 15.2 ст. 12 40-ФЗ). Отсчитывается данный срок с того самого момента, когда владелец привозит свой автомобиль на СТО или передаёт его страховщику для транспортировки к месту проведения ремонта . Крайне важно, чтобы максимальный срок ремонта по ОСАГО не был превышен.
Ремонт занял больше времени? Тогда можно направить соответствующую жалобу в СТО, а также в страховую компанию. В этих инстанциях обращение обязаны оперативно рассмотреть.
Максимальный срок рассмотрения жалобы составляет 5 дней/
Конкретный срок, необходимый для качественного ремонта транспортного средства, определяется в каждом случае индивидуально. Это делается в сервисном центре после проведения осмотра и диагностики автомобиля. В направлении на ремонт обозначают точные сроки ремонта, но есть возможность и изменить их.
В каких случаях для страховой выгоднее выплата?
И наоборот от вышеописанного – если автомобиль достаточно старый, то в случае направления на ремонт страховая должна будет на свои деньги купить запчасти. А б/у детали закон запрещает закупать для восстановления авто после ДТП. Зато при выплате деньгами учитывается износ. Поэтому последний вариант и выгоднее для страховой.
Так, если вашему автомобилю более 5 лет, то с большей долей вероятности вам произведут выплату деньгами.
Ещё один вариант выгоды выплаты кроется в несовершенстве Единой методики расчёта возмещения ОСАГО. Так, стоимость некоторых деталей по такой методике может быть достаточно низкой, а фактически они стоят значительно дороже. В таком случае страховщику выгоднее заплатить потерпевшему деньгами по расчёту из Единой методики, нежели самостоятельно оплачивать купленные СТО детали.
Компания специально занижает сумму
Представитель организации может искусственно уменьшить стоимость автостраховки. Когда автомобиль отремонтируют, владельцу предъявят требование оплатить издержки. Хозяину транспортного средства нужно следовать по следующей схеме:
- Потребовать от сообщества копию акта о страховом событии. Документ содержит все тонкости происшествия. Бумага выдается в течение трех дней с момента подачи обращения или составления соглашения.
- Перепроверить расчетные данные. На официальном сайте РСА существует в открытом доступе справочник. Если итоговая платежка не совпадает с результатами автостраховки, данные специально занижаются.
- Провести самостоятельную экспертную оценку. Мастер (организация) должен находиться в общем реестре и обладать соответствующим сертификатом.
- Адресовать досудебную претензию страховщику (ч. 1 ст. 16.1 № 40–ФЗ). Администрация обязана рассмотреть жалобу в течение 10 дней с момента подачи. Если за этот срок водитель не получит ответ, можно направить иск в суд. Требование составляется в свободной форме с учетом всех обстоятельств.
- Подача заявления в суд с возможностью досудебного разбирательства и возмещение неустойки (1% от разницы или 0,05% ежедневно за задержку ответа на жалобу).
Если стоимость иска не превышает 1000000 RUB, налог не взимается. Размер потери меньше 50000 RUB разбирает мировой суд. Если ставка выше 50000 RUB, этим занимаются районные структуры. Соискателю вспомогательно полагается половина денег от цены ущерба в случае успешного завершения дела.
Обязан ли страховщик производить ремонт по ОСАГО
Владельцев автомобилей интересует, платят ли страховщики при ДТП. Посмотрим, что об этом говорит российское законодательство. Так, в 15 пункте 12 статьи Федерального закона №40 сообщается, что потерпевший может выбрать метод возмещения из следующих:
- ремонт транспортного средства на СТОА из списка страховой организации;
- выплата денежных средств путём перечисления на указанный счёт либо через кассу.
Но это не относится к автомобилям, которые находятся в собственности российских граждан и прошли регистрацию в Российской Федерации.
В пункте 16 о выборе не говорится, а в 16.1 сообщается, что выплата для российских граждан может быть произведена в таких ситуациях:
- полная гибель транспортного средства;
- здоровью пострадавшего причинён ущерб средней либо большой тяжести;
смерть пострадавшего; - когда пострадавший имеет инвалидность и в заявлении выбрана эта форма возмещения.
При указании данного способа возмещения при заключении страхового договора пострадавший может указать такую возможность, и это будет работать.
Может произойти так, что и страховая компания не сможет выбирать. Если на протяжении года будет два нарушения ПДД, Центробанк РФ может ограничить возможность страховой компании возместить ущерб путём ремонта на период до 12 месяцев. Это устанавливает Федеральный закон «Об ОСАГО» №40 в пункте 17.1. В иных обстоятельствах страховщик не компенсирует ущерб в денежном виде, а будет должна произвести восстановительные работы.
Если компенсация не покрывает все расходы на ремонт
Если величина выплаты заниженная, пострадавший может подать претензию страховой компании. Если она не будет удовлетворена, тогда можно подать судебный иск. Данное требование может предъявить страховая компания пострадавшего в случае суброгации (при переходе соответствующего права). Недостающую денежную сумму можно взыскать с виновного в аварии при реализации досудебной претензии либо судебного разбирательства. В соответствии со статьёй 1079 Гражданского кодекса возместить причинённый ущерб обязан виновный в ДТП в том случае, если ему не удастся доказать, что причинённый вред не был вызван злым умыслом потерпевшего либо непреодолимой силой.
Стоимость будущего ремонта страховая компания согласует с автосервисом. Все вопросы в отношении скрытых повреждений необходимо решать при участии пострадавшего. Данный факт должен отображаться в документе при приёме транспортного средства на автосервис. Клиент не обязательно должен общаться с сотрудниками СТОА, ведь он не подписывал с ними соглашение. Он может не переживать из-за реальных расходов на ремонт по ОСАГО, поскольку оплату производит страховая компания. Однако на практике подобное случается нечасто.
В правилах автогражданки в пункте 4.17 установлено, что в направлении на восстановительные работы должна быть указана возможность доплаты страхователем. К тому же они определяют, что страховщик не отвечает, если клиент обсудил сроки передачи восстановленного транспортного средства либо принял автомобиль без своих претензий. По этой причине перед подписанием бумаг на автостанции необходимо всё тщательно проверить.
Обязан ли страховщик производить ремонт по ОСАГО
Владельцев автомобилей интересует, платят ли страховщики при ДТП. Посмотрим, что об этом говорит российское законодательство. Так, в 15 пункте 12 статьи Федерального закона №40 сообщается, что потерпевший может выбрать метод возмещения из следующих:
- ремонт транспортного средства на СТОА из списка страховой организации;
- выплата денежных средств путём перечисления на указанный счёт либо через кассу.
Но это не относится к автомобилям, которые находятся в собственности российских граждан и прошли регистрацию в Российской Федерации.
В пункте 16 о выборе не говорится, а в 16.1 сообщается, что выплата для российских граждан может быть произведена в таких ситуациях:
- полная гибель транспортного средства;
- здоровью пострадавшего причинён ущерб средней либо большой тяжести; смерть пострадавшего;
- когда пострадавший имеет инвалидность и в заявлении выбрана эта форма возмещения.
При указании данного способа возмещения при заключении страхового договора пострадавший может указать такую возможность, и это будет работать.
Может произойти так, что и страховая компания не сможет выбирать. Если на протяжении года будет два нарушения ПДД, Центробанк РФ может ограничить возможность страховой компании возместить ущерб путём ремонта на период до 12 месяцев. Это устанавливает Федеральный закон «Об ОСАГО» №40 в пункте 17.1. В иных обстоятельствах страховщик не компенсирует ущерб в денежном виде, а будет должна произвести восстановительные работы.
Сроки проведения ремонта по ОСАГО
Законодательство устанавливает предельный срок выполнения восстановительных работ – 30 календарных дней. Отсчёт начинается со дня предоставления автомобиля на автосервис либо страховой компании для перемещения на место ремонта. Несоблюдение сроков либо неудовлетворяющее качество выполненных работ является основанием для подачи претензии страховщику. Именно он направляет транспортное средство на СТОА.
Если страховая компания не предоставит направление на автосервис на протяжении 20 дней, она будет обязана выплатить неустойку в размере 1% от стоимости восстановительных работ за каждый просроченный день. Если ремонт будет длиться больше 30 дней, штраф будет в 2 раза меньше. Если качество работ будет ненадлежавшим, пострадавший в ДТП имеет право потребовать компенсацию ущерба от своей страховой компании.
В правилах автогражданки указывается, что сроки определяет автосервис по согласованию с пострадавшим автомобилистом и страховой компанией.
Что нужно для получения выплаты?
После аварии для предоставления возмещения по ОСАГО нужно заполнить извещение (его бланки выдают при оформлении полиса). Если участники вызывали на место происшествия сотрудников ГИБДД, потребуется получить в полиции все документы, касающиеся аварии.
Затем необходимо подготовить заявление и с пакетом других документов (справкой о ДТП, извещением, копией паспорта и т.д.) подать его в страховую компанию. При этом часто возникает вопрос о том, куда обращаться за выплатой по ОСАГО — к своему страховщику или в компанию виновника?
Если в аварии пострадали только машины (две и более) и у всех участников есть ОСАГО, заявление нужно подавать в свою страховую. После осмотра авто заявителю или выплачиваются денежные средства, или выдается направление на ремонт (если для выплаты денег нет оснований).
Когда отказ это хорошо
Согласно требованиям 40 ФЗ вам должны отремонтировать автомобиль, а отказ в ремонте есть ни что иное, как нарушение требований закона (если отказ этот не обоснован). В ст. 12 ФЗ 40 есть пункт, который предусматривает выплату деньгами по соглашению между СК и потерпевшим, но на деле об этом соглашении СК иногда забывают и просто отправляют деньги с учетом износа.
Алгоритм действие примерно следующий:
- Хоть это и не обязательно, но лучше сделать независимую автоэкспертизу с расчетом стоимости ремонта. Экспертиза страховой может занизить ущерб и дать направление на ремонт, результаты независимой экспертизы могут показать другой результат, который позволит сделать ремонт. Правда вот доказывать свою правоту придется в суде.
- Требуйте направления на ремонт, в направлении на ремонт не должно быть указано никаких доплат и дополнительных условий. Кроме того, должна быть указана стоимость ремонта и его срок (см ПП ВС РФ 58 от 26.12.17).
- Иногда страховая компания может прислать деньги на ваш счет без всякого согласования. Отдельно стоит сказать, что не стоит подписывать отказ от претензий для получения денег вообще никогда (вам и так обязаны выплатить ).
- Если направление на СТО получено, то отправляетесь туда и требуете качественного ремонта новыми деталями (ваше законное право), не соглашаетесь ни на какие доплаты или использование старых/неоригинальных/восстановленных/китайских «сертифицированных» деталей и соглашений не подписываете. Скорее всего, денег страховщика не хватит на качественный ремонт и вам откажут.
- Могут отказать не сразу, а начать «процесс согласования» с СК, который может длиться месяцами. Согласования эти не ваша проблема и как только начинают «тянуть резину» пишете претензию!
- Если страховая после отказа СТО отказывается или не может предоставить вам возможность ремонта, то вы направляетесь в суд. В исковом заявлении указываете что ответчик (страховая компания) незаконно отказывает вам в праве натурального возмещения, хотя такие возможности у нее есть (есть СТО, подходящие под условия см. п.17 ст. 12 ФЗ 40). Решение о денежной выплате принято СК без вашего согласия и необоснованно.
По подобным делам уже имеется положительная практика, вероятно, в скором времени это станет не актуальным и страховщики перестанут оступаться, да и сама методика расчета скоро изменится.
Но на сегодняшний день это работает, особенно по делам прошедшим, срок исковой давности 3 года. Также, мы советуем прибегнуть к помощи квалифицированного судебного представителя, способного составить иск в суд так, чтобы он был рассмотрен. Удачи!
Другие способы компенсирования наличными
Смерть страхователя в результате ДТП по правилам влечет компенсацию наличными. Родственники погибшего водителя должны во время оформления документов составить отказ от ремонтных работ. При этом собственник автотранспорта может не управлять автомобилем и не пострадать от аварии. Погибший должен быть вписан в полис ОСАГО.
Помимо летального исхода невиновного участника в расчет берется причинение тяжкого и среднего вреда здоровью. Под тяжким вредом имеется в виду инвалидность потерпевшего. Средняя тяжесть вреда устанавливается при выздоровлении пациента с продолжительностью более 21 дня. Это право закреплено статьей 12 части 16.1 ФЗ «об ОСАГО». Та же статья защищает права инвалидов, попавших в автокатастрофу, на которых оформлена машина по типу «инвалид».
Тотальная гибель автомобиля должна выплачиваться из расчета его действительной стоимости на момент столкновения автотранспорта. Полная гибель транспортного средства подразумевает 85% поломок, когда ТС восстановлению уже не подлежит.
Отсутствие дилерских центров-партнеров СК также влечет денежную компенсацию. Можно просто договориться со страховой организацией о денежном переводе вместо ремонтирования. Этот вариант мало практикуется, но, тем не менее в определенных обстоятельствах этот факт присутствует. Он подкреплен пп. ж части 16.1 той же 12 статьи № 40-ФЗ.
При обоюдной вине нескольких участников дорожно-транспортного происшествия компания не может полностью отремонтировать автотранспорт. Используя возможность доплаты со стороны страхователей, компания готова выдать направление на ремонт по ОСАГО в согласии со ст. 12 ч. 17. Отказываясь доплачивать недостающую сумму авторемонтникам, страхователь может заявить на получение денег, чей выбор уже правомерен. Зачастую доплата необходима, поскольку компенсирование рассчитывается в процентном соотношении по степени вины. Поэтому редко покрывается полный урон авто.
Автотранспорт, не принадлежащий к категории «В», подлежит денежному восполнению ущерба. Страхователи грузового транспорта, мото и вело транспорта, а также автобусов вправе самостоятельно решать, что им выбрать: деньги или ремонт ТС.