Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Минприроды ужесточит выдачу лицензий на работу с опасными отходами». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Рарешение может быть аннулировано в том случае, если представленные в заявлении сведения не являются достоверными. В этом случае, документ может быть возвращен на корректировку. В том случае, если разрешение было получено, а грубые несоответствия были обнаружены позже, возможно начисление штрафа и даже уголовная ответственность.
Кто платит экологический сбор в 2021 году
Экосбор — это не налог, а дополнительный платеж от организаций и ИП в бюджет. Такие сборы необходимы для поддержки отечественной системы утилизации использованной упаковки, просроченной продукции.
- производители, импортеры товаров, обязательных к утилизации после просрочки, порчи, потери потребительских свойств;
- объединения, союзы таких производителей и импортеров;
- компании, использующие упаковку, подлежащую обязательной утилизации.
Для каждого производителя и импортера установлены нормативы утилизации отходов от использования товаров на 2021 год (РП РФ № 3722-р от 31.12.2020). На законодательном уровне закреплен и перечень товаров, упаковок, которые подлежат утилизации и по которым необходимо платить экосбор в бюджет и отчитываться в контролирующие органы (РП РФ № 3721-р от 31.12.2020).
По сути, экосбор платят только те, кто не утилизировал товары, упаковку из перечня РП № 3721-р. Вот еще случаи, когда не платят экологический сбор:
- если в отношении импортированной продукции и упаковки не установлена обязанность компенсации;
- если у производителя или импортера заключен специальный договор на утилизацию;
- если компания выполняет установленный норматив утилизации.
Порядок аннулирования разрешения
Минприроды, областная или городская администрация имеет полное право потребовать немедленное прекращение хозяйственной деятельности и отозвать выданный документ, если:
- Отходы хранятся и перерабатываются ненадлежащим образом либо располагаются в несанкционированных местах;
- Информация о попадании опасных веществ в окружающую среду не была передана контролирующим органам;
- Не соблюдаются законодательные нормы при транспортировке потенциально опасных отходов.
Лицензия на отходы : необходимые документы
Чтобы получить такой документ как лицензия на отходы, предприятие должно подать следующий пакет документов :
- выписка из единого государственного реестра;
- копия справки о внесении в ЕГРПОУ;
- копия договора аренды;
- справка о наличии материально-технической базы;
Документы, предоставляемые при наличии:
для сбора и заготовки отходов полимерных:
- документ, подтверждающий право собственности или пользования производственными или складскими помещениями
- документ, подтверждающий наличие стационарных или передвижных приемных пунктов (в случае их наличия )
- документ, подтверждающий наличие весов для статистического взвешивания с диапазоном взвешивания от 1 кг, которые прошли соответствующую поверку
- грузоподъемное оборудование грузоподъемностью не менее 200 кг
- оборудование предназначенное для обработки отходов полимерных (прессовое, измельчительное и т.п.)
для сбора и заготовки отходов резиновых, в том числе изношенных шин:
- документ, подтверждающий право собственности или пользования территорией с твердым покрытием или соответствующим складским помещением для надлежащего хранения отходов резиновых, в том числе изношенных шин
- грузоподъемное оборудование грузоподъемностью не менее 200 кг
- оборудование для обработки (переработки) изношенных шин
- документ, подтверждающий наличие Автовесов, которые прошли соответствующую поверку.
Лицензия на сбор отходов: правила обращения с изношенными шинами
Изношенная шина — шина, подвергшаяся изменениям от любого типа использования или износа.
Лицензия на сбор отходов подразумевает выполнение субъектами хозяйствования следующих работ:
- непосредственно работы по сбору, заготовке и утилизации изношенных шин
- вести учет количества изношенных шин, которые ими собираются, хранятся, перевозятся, обрабатываются и утилизируются, и ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять информацию о соответствующих отходах, в том числе деятельность, связанную с ними, Министерству экологии и природных ресурсов Украины и Государственной экологической инспекции.
Сбор изношенных шин осуществляется через сеть стационарных и передвижных приемных пунктов по сбору, заготовке и утилизации изношенных шин и специализированных предприятий.
Субъекты хозяйствования, в случае получения такого документа как лицензия на сбор отходов, в частности на переработку изношенных шин, обязаны принимать меры по недопущению таких действий:
- попадания изношенных шин в места удаления отходов
- загромождения изношенными шинами земель и почв
- недопущения неорганизованных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в результате осуществления утилизации изношенных шин сжигания изношенных шин.
Алгоритм и сроки получения
Срок рассмотрения заявки официально составляет календарных 45 дней, но на практике процесс может затянуться.
Лучше всего суммировать сроки выдачи справок и заключений от Роспотребнадзора, СЭС, Госпожнадзора.
Они составляют соответственно 60, 60, 45 дней. К сумме следует прибавить и рассмотрение всего пакета документов, то есть ещё 45 дней. В итоге получится 210 дней или 7 месяцев. Этот срок соответствует реальности больше всего.
Ускорить процесс можно одномоментной подачей заявок на все согласования. Профессиональные юристы осуществляют получение лицензии примерно за 4 месяца, но это потому, что они досконально знают всю процедуру и не совершают ошибок в подготовке документов.
Виды деятельности: что лицензируется?
Работа по сбору, последующей утилизации, складированию мусорных отбросов регламентируется государственными органами. Издан законопроект ФЗ №458, который регулирует эту предпринимательскую сферу деятельности.
Лицензия на ТБО выдается как юридическому лицу, так и индивидуальному предпринимателю.
Законодательный акт устанавливает правила на получение документа. Лицензия на транспортировку ТБО нужна, если проводится:
- сбор твердых бытовых, коммунальных отходов 1-4 класса (ТБО и ТКО);
- уборка, отсортировка по классности; подготовка к дальнейшей переработке;
- утилизация: последующее использование, повторная переработка для дальнейшего применения, компостирование;
- ликвидация: складирование на специальных полигонах и сжигание.
Лицензия на транспортировку, обработку, размещение ТКО и ТБО выдается на вид работы и четко оговаривает функции. Если организация собирает мусорные отбросы, имеет подтверждение на сбор, она не занимается утилизацией и переработкой без дополнительного разрешения.
Условия размещения отходов 1-4 классов опасности
Федеральный закон № 7 «Об охране окружающей среды» установил ряд запретов, которые распространяются на деятельность лицензиатов в сфере обращения с опасными отходами. Так законодатель запретил:
- сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;
- размещение отходов I — IV классов опасности на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;
- захоронение отходов I — IV классов опасности на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов;
- ввоз в Россию опасных отходов для захоронения и обезвреживания;
- захоронение без рекуперации отходов, которые содержат озоноразрушающие вещества.
Что изменилось в 2021 году в лицензировании сбора и транспортировки опасных отходов?
В Законодательстве о лицензировании данного вида деятельности появилось новое определение термина «Сбор отходов»
.
Теперь под сбором отходов понимается деятельность по сбору отходов 1-4 классов опасности в целях их дальнейших:
- Обработки;
- Утилизации;
- Обезвреживания;
- Размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение.
Старая редакция ФЗ № 89 | Новая редакция ФЗ № 89 |
«Сбор отходов» — прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; |
«Сбор отходов» — прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение; |
Мы ценим время своих клиентов, ваше участие сведено к минимуму!
Ответственность за отсутствие лицензии на обращение с отходами и лицензии на утилизацию отходов
Если лицензия отсутствует, а утилизация отходов все равно осуществляется, предусматривается административная ответственность в виде наложения штрафных санкций:
- физические лица – от 1000 до 2000 рублей;
- должностные лица –от 10 000 до 30 000 рублей;
- индивидуальные предприниматели –от 30 000 до 50 000 рублей или приостановление деятельности до 90 суток;
- юридические лица – от 100 000 до 250 000 рублей или приостановление деятельности до 90 суток.
Росприроднадзор имеет право приостановить или аннулировать лицензию, если лицензиатом допущены грубые нарушения лицензионных требований.
Согласно ст. 247 КоАП РФ о нарушении правил обращения с экологически-опасными веществами и отходами, предусмотрены такие штрафные санкции:
- угроза вреда здоровью или окружающей среде – штраф до 200 000 рублей, либо в размере заработной платы или иного дохода за 18 месяцев, либо ограничение/лишение свободы до 2-х лет, либо принудительные работы до 2-х лет;
- те же деяния, плюс загрязнение окружающей среды, массовая гибель животных и прочее – штраф от 100 000 до 300 000 рублей, либо в размере заработной платы или иного дохода от 1-го до 2-х лет, либо ограничение/лишение свободы до 5-ти лет, либо принудительные работы до 5-ти лет;
- те же деяния, повлекшие смерть человека или массовые заболевания, – лишение свободы до 8-ми лет.
Подготовка материалов для получения лицензии
Наиболее трудоемким при подготовке пакета документов для получения лицензии является получение санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам в Управлении Роспотребнадзора по Краснодарскому краю:
- Предприятие-соискатель лицензии должно иметь/разработать «санитарные паспорта» на отходы, с которыми планируется лицензируемая деятельность. Паспорта разрабатываются на основании санитарных правил СП 2.1.7.1386-03 по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления в ИЛЦ ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае» или других сертифицированных организациях (количество организаций, имеющих право выполнять работу по определению класса опасности отходов по этим правилам в крае очень мало). Разработанные «санитарные паспорта», должны быть согласованы в «Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по Краснодарскому краю».
- Экспертное заключение о соответствии санитарным правилам выдает ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае». Пакет документов для получения экспертного заключения должен содержать: заявление о выдаче Экспертного заключения, пояснительную записку «Обоснование планируемой деятельности по обращению с отходами на предприятии», (перечень отходов и видов работ), паспорта отходов по санитарным правилам, документы, приготовленные для получения лицензии (смотри раздел Перечень документов для получения лицензии). Во ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае» производится документарная проверка представленных материалов и выездная проверка (зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и т.д.) на соответствие санитарным правилам, затем выдается Экспертное заключение.
- Санитарно-эпидемиологическое Заключение о соответствии санитарным правилам выдает «Управление Роспотребнадзора по Краснодарскому краю». Пакет документов включает: заявление о выдаче Санитарно-эпидемиологического заключения, положительное Экспертное заключение ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае», обосновывающие материалы (пакет документов, представлявшихся во ФБУЗ) передается в «Управление Роспотребнадзора по Краснодарскому краю», которое и выдает Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которое планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами. Копия этого Санитарно-эпидемиологического заключения прикладывается к заявлению, которое соискатель лицензии подает для получения Лицензии.
Процедура и сроки получения лицензии на перевозку отходов
1 Для оформления и получения лицензии нужно предъявить документы, подтверждающие:
Наличие машин с маркировкой и оборудованием (паспорта технических средств, договоры аренды и т. п.)
Квалификацию персонала для работы с отходами по каждому классу опасности (сертификаты)
Подготовку человека, назначенного ответственным за перевозку (приказ, удостоверение),
Соответствие оборудования, зданий, помещений санитарно- эпидемиологическим требованиям (СЭЗ)
2 И заполнить заявку, приложив к ней:
Список видов отходов I–IV класса опасности — с названиями и кодами по федеральному классификатору,
Квитанцию об оплате госпошлины на 7500 рублей
Получить консультацию
Список кажется небольшим. Особенно, если у вас компактная организация с парой машин и минимумом сотрудников в штате. Однако уже при подробном рассмотрении оказывается, что почти по каждому пункту нужно дополнительно собирать документы, заключать договора или ждать согласования.
Например, пункт о наличии машин для перевозки требует предоставить ПТС или договор аренды и подтверждения, что машины:
- правильно маркированы согласно ПДД, Правилам перевозки опасных грузов любых классов опасности и ГОСТ, информационные таблички содержат данные о классе опасности перевозимых отходов, КЭМ — код экстренных мер по обращению отходами в случае аварии, № ООН — международный код опасного вещества, наклеены в нужном месте и имеют строго утвержденный размер.
- оборудованы для перевозки ТБО исправными механизмами, контейнерами, огнетушителями и т. д.
Получение СЭЗ вообще требует подачи отдельной заявки, а на прохождение комиссии и согласование уйдет не менее 15 дней. Чтобы подать этот комплект документов нужно сначала собрать все договора на техническое обслуживание, мойку, дезинфекцию машины для перевозки мусора, причем подрядчики должны иметь сертификаты и разрешения на оказание таких услуг.
Лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности
Лицензия — это документ, разрешающий юридическим лицам, а так же индивидуальным предпринимателям осуществлять деятельность по обращению с опасными отходами.
В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности.
Лицензию на обращение с отходами V класса опасности нужно получать лишь в том случае, если указанные отходы обладают токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью или содержат возбудителей инфекционных болезней.
Какая деятельность подлежит лицензированию?
Собственно, лицензия по отходам представляет из себя специализированный документ, являющийся для предприятий соответствующим разрешением на проведение определенных видов работ с опасными отходами, таких, как утилизация, транспортирование, обработка, сбор и т.п.
В свою очередь к опасным отходам можно отнести такие вещества, которые заведомо могут быть опасными как для здоровья человека, так и для окружающей среды, посредством своих вредоносных свойств.
Не подлежат лицензированию только два вида работ в сфере управления отходами. К ним относятся накопление и деятельность с отходами 5 класса опасности.
Выданные лицензии в последующем действуют на предприятиях бессрочно.
Также лицензированию подлежат такие услуги в сфере управления отходами, как размещение и обезвреживание опасных отходов. Здесь существует определенное условие, согласно которому срок действия данных лицензий, если они были выданы ранее, продлевается до 1.01.2019 года. Остальные же лицензии, даже если они были выданы ранее требовалось переоформить до 1.06.2016. После указанной даты без лицензии деятельность, связанную с транспортировкой, сбором, утилизацией и обработкой отходов производить не допускается с согласно закона №458-ФЗ от 29.12.2014, а именно его 23 статьи.
Сроки разработки лицензий в коммерческой специализированной организации составляют до 45 рабочих дней, при этом стоимость составляет от 190 тысяч рублей за лицензию. Стоимость может изменяться в зависимости от стоимости услуги на рынке, требований исполнителя, наименования деятельности и т.п. факторов.
А при чем тут Смольный?
Согласно нашим источникам, и Язев и гендиректор «НЭО» Горшкова Екатерина дружат с одной небезызвестной в коридорах петербургской власти семьей — братьями Игорем и Андреем Захватовыми.
Братьев в администрации Петербурга называют не иначе как «кошельками Беглова» и «смольнинскими решалами». По информации журналистов они даже так записаны в некоторых телефонах. Этим и объясняется наличие у них огромного автопарка люксовых авто, а также недвижимости за рубежом.
Впрочем нас интересует именно дружба Захватовых с Константином Язевым. А дружат братья с «мусорным королем» еще с 2014 года, когда их познакомил на одном из мероприятий тогдашний губернатор Георгий Полтавченко.
После этого Язева неоднократно видели то с одним, то с другим из братьев. А с приходом на пост губернатора Александра Беглова, советниками которого стали Захватовы, встречи стали регулярными. Тогда Язев и познакомил их с Екатериной Горшковой, которую уже в 19-ом году планировали назначить ответственной от города либо за полигоны ТБО вроде «Янино», где в итоге осели знакомые губернатора из полпредства.
Именно тогда журналисты обнаружили возможную причину игнорирования властями Санкт-Петербурга проблем, связанных с МПБО-2 в Янино. В руководящем составе скандального мусороперерабатывающего завода обнаружили родственника заместителя полномочного представителя по Северо-западному федеральному округу Вадима Потомского, который может защищать свои интересы в мусорном бизнесе.
После скандала, Горшковой было предположительно решено отдать другое направление — вывоз мусора. В итоге она и стала гендиром «Невского экологического оператора». Захватовы смогли уговорить губернатора довериться женщине.
Доверие судя по всему Горшкова не оправдала. Зато Захватовы и Язев получили возможность картелизировать рынок вывоза и утилизации мусора в Петербурге.
«НЭО» же стал прокладкой по распилу гигантских бюджетов. Компания, фактически оставляет себе огромную часть выделенных на уборку мусора денег, просто так.
Остальное все держится на подрядных организациях, которые как мы видим, связанны вокруг одного и того же человека. Так что в схеме зарабатывают все. Только вот город утопает в мусоре. Но кого это волнует, когда речь идет о миллиардах?
Примерный пакет документов для получения лицензии
-
Cвидетельство о регистрации юридического лица или ИП
-
Cвидетельство ЕГРЮЛ/ЕГРИП, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (ИНН), копия Устава организации, выписка из ЕГРЮЛ, коды Государственного комитета статистики
-
Документы на здания, сооружения, транспортные средства, земельные участки, на которых предполагается осуществлять лицензируемую деятельность
-
Паспорта и сертификаты, которые могут подтвердить уровень квалификации персонала, отвечающего за работу с вредными веществами или остатками переработки
-
Экологическая и санитарная документация
-
Сертификаты на сырье, продукцию, оборудование
-
Перечень товаров, работ, услуг, в ходе производства которых образуются отходы, с которыми планируется осуществлять лицензируемый вид деятельности
-
Информация о арендаторах
-
Оплата государственной пошлины предоставление лицензии (на 2017 год — 7 500 рублей)
Обучение персонала обращению с отходами
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Статья 15. «Требования к лицам, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности»:
-
Лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I — IV классов опасности.
-
Ответственность за допуск работников к работе с отходами I — IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации.
Инвестиционный налоговый вычет на прибыль (в соответствии со ст. 286.1 НК РФ- льгота введена Федеральным законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и будет действовать до 31 декабря 2027 г), вводится по решению субъекта РФ, который своим законом может предоставить налогоплательщику возможность уменьшить сумму налога на прибыль (авансового платежа), подлежащую к уплате в региональный бюджет, на сумму до 90 % расходов на инвестиции в основные средства. При использовании инвестиционного налогового вычета его величина не может превышать установленную предельную величину. Неиспользованный остаток вычета может быть перенесен на будущие периоды (зависит от решения субъекта РФ).
ПРИМЕРЫ СУБЪЕКТОВ РФ, В КОТОРЫХ ОРГАНИЗАЦИИ (ИХ ОБОСОБЛЕННЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ), РАСПОЛОЖЕННЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА РФ, МОГУТ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ИНВЕСТИЦИОННЫМ НАЛОГОВЫМ ВЫЧЕТОМ ПО ОСНОВНЫМ СРЕДСТВАМ
Субъект РФ | Вид экономической деятельности | Процентная ставка для определения предельной величины инвестиционного налогового вычета, % | Максимальный размер вычета (от суммы расходов), % |
Чеченская Республика | Организация сбора и утилизации отходов | 5 | 90 |
Республика Карелия | Сбор, обработка и утилизация отходов; обработка вторичного сырья | 8,5 | 50 |
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра | Сбор, обработка и утилизация отходов | 7 | 70 |