- Частное право

Как предпринимателю выбрать оптимальный налоговый режим

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как предпринимателю выбрать оптимальный налоговый режим». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Чтобы вести легальный бизнес на территории Казахстана, следует открыть ИП в банке — завести расчетный счет. От выбора банка во многом зависит качество получаемых услуг и ряд дополнительных возможностей. Поэтому для предпринимателей крайне важно предварительно изучить условия сотрудничества.

Возможности и риски для бизнеса при открытии ИП

Если пройти процесс регистрации ИП, бизнесмен получает возможность вести свою деятельность с определенными преимуществами, среди которых можно выделить следующие:

  • легализация доходов — после регистрации ИП, человек приобретает законное право на ведение бизнеса и получение от него доходов в Казахстане;
  • самостоятельный выбор налогообложения — реализованная упрощенная система налогообложения, часто используемая предпринимателями, позволяет уплачивать налоги в размере 3% от доходов;
  • расширение бизнес-возможностей — для любого заказчика ИП всегда привлекательнее самозанятого, поскольку при сотрудничестве с индивидуальным предпринимателем отпадает необходимость в уплате страховых взносов;
  • приобретение трудового стажа — с учетом регулярных пенсионных взносов, соцотчислений, которые совершает ИП, стаж рассчитывается на основании периода отчислений.

Режимы налогообложения: какой оптимальнее всего выбрать для ИП?

Как уже было сказано, крайне важно продуманно подойти к выбору режима налогообложения, по которому в дальнейшем будет работать ИП. Рассмотрим все 4 режима более детализировано.

Социальный налоговой режим на базе патента характеризуется:

  • налоговой ставкой 1% от дохода, лица, ведущие деятельность в области торговли — 2%;
  • использованием деятельности в формате ИП без привлечения наемного труда;
  • предельным ежегодным доходом 3528 МРП (в 2022 денежный эквивалент составляет 10806264 тенге).

Налоговый спецрежим на основе упрощенной декларации:

  • налоговая ставка 3% от дохода (где 1,5% составляют подоходный налог, а другие 1,5% — соцналог);
  • уплата обязательных взносов — 10% в обязательно порядке в пенсионный фонд и 3,5% на соцотчисления;
  • взносы в ОСМС — 5% от 1,4*МЗП (на 2022 год сумма составляет 3 тыс. тенге);
  • лимит на предельный полугодовой доход — 24038 МРП (73628394 тенге);
  • при превышении дохода в 30000 МРП потребуется получение свидетельства плательщика НДС (+12%);
  • максимальное количество сотрудников, включая самого предпринимателя, не должно превышать 30 человек.

Спецрежим с использованием фиксированного вычета:

  • налоговая ставка 10% от дохода;
  • максимально допустимый полугодовой доход — 144184 МРП (441635592 тенге);
  • лимит на найм сотрудников — 50 человек (включая владельца ИП).

При несоблюдении данных условий следует выбрать общеустановленный режим налогообложения, который отличается:

  • налоговой подоходной ставкой в 10%;
  • отсутствием ограничений по доходам на соответствующий налоговый период;
  • сдачей налоговой отчетности ежеквартально и по итогам года.

Виды налоговых режимов для ИП

Специальный налоговый режим для малого и среднего бизнеса

Специальные налоговые режимы подходят предпринимателям, которые работают по упрощенной декларации либо на основе патента. СНР также будет действовать с использованием фиксированного вычета. Установлен СНР розничного налога.

СНР не смогут использовать те предприниматели, которые ведут такую деятельность:

  • проведение лотерей;
  • производство, а также реализация подакцизных товаров;
  • недропользование;
  • реализация дизельного топлива, бензина, мазута;
  • консультационные услуги;
  • прием и сбор стеклопосуды;
  • страховая и финансовая деятельность;
  • бухгалтерский учет, аудит;
  • реализация, хранение, переработка лома.

Налоги, социальные платежи для ИП

После принятия нового НК для предпринимателей поменялся порядок уплаты налогов, отчислений, взносов. Не поменялись только сроки уплаты налогов.

Ставка по отчислениям ООСМС увеличилась с января 2021 года. До этого времени предприниматели проводили уплату ООСМ на сумму 1% от доходов, начисленных работникам. Сейчас ставка составляет уже 2%.

Размер ставки ВОСМС не поменялся в 2021 году. Виды СНР в Казахстане не влияют на этот показатель. Индивидуальные предприниматели должны рассчитывать взнос на ВОСМС в размере 2% от дохода, начисленного сотруднику. Обязательна уплата взносов по ОСМС:

  • в пользу ИП (5% от 1,4 МЗП);
  • по договорам ГПХ;
  • по работникам.

Некоторые индивидуальные предприниматели получают освобождение от налога на прибыль. Максимальный срок освобождения составляет 3 года. Не платят налоги бизнесмены, применяющие такие СНР в Казахстане:

  • упрощенная декларация;
  • патент;
  • фиксированный вычет;
  • производители сельхозпродукции.

Налоги должны уплачивать люди, которые ведут предпринимательскую деятельность на общеустановленном режиме. На льготы могут не рассчитывать бизнесмены, ведущие определенные виды деятельности. Освобождению подлежат налоги от предпринимательской деятельности. Необходимо помнить об исчислениях с доходов работников предприятия. Уплата пенсионных взносов, взносов на ОСМС и социальных отчислений проводится в указанное время.

Общеустановленный режим (ОУР) отображает полученные доходы, расходы индивидуального предпринимателя. Индивидуальный подоходный налог следует рассчитывать с прибыли, полученной за календарный год. Налог на прибыль в ОУР составляет десять процентов.

Выбирая ОУР, предприниматель уплачивает налоги, а также социальные платежи за своих сотрудников и за себя. Ежеквартально ИП должен подавать декларацию по форме 200.00. Отличие общеустановленного режима — это порядок проведения социальных платежей. При расчете социального налога на ОУР учитывается количество работников, а не сумма начисленной зарплаты.

Это полезно знать! Социальные платежи за работников исчисляются и уплачиваются ежемесячно.

Нужно правильно рассчитать сумму социального налога за самого предпринимателя и за каждого из сотрудников. Чтобы не допускать ошибок, следует использовать специальные программы.

Ежемесячно индивидуальные предприниматели уплачивают все социальные платежи, а также социальные налоги. Виды СНР в Казахстане позволяют ИП уплачивать налоги «в свою пользу». Каждый месяц бизнесмен уплачивает за себя:

  • необходимые социальные отчисления;
  • обязательные пенсионные взносы;
  • взносы на медицинское страхование;
  • социальный налог.

Перечисление ОПВ производится агентами путем безналичных платежей.
Лица ЧП, ИП, а также физические лица, получающие доходы по договорам гражданско-правового характера, не имеющие счетов в банках и организациях, осуществляющих отдельные виды банковских операций (далее – банки), вносят ОПВ наличными деньгами в банки для их последующего перечисления в ЕНПФ, с указанием следующих реквизитов Государственной корпорации:

Бенефициар

НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан»

Банк бенефициара

НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан»

БИК бенефициара

GCVPKZ2A

ИИК бенефициара

KZ12009NPS0413609816

БИН бенефициара

160440007161

КНП (Код назначения платежа)

010

Памятка по взносам за себя для предпринимателя

  • Фиксированные платежи на 2022 год для ИП — это обязательные взносы на пенсионное и медицинское страхование.
  • В 2022 году общая сумма взносов составляет 43 211 ₽ при доходах до 300 000 ₽.
  • Дополнительный взнос предприниматель оплачивает, если получил доход за год свыше 300 000 ₽ — 1% от превышающей суммы.
  • Взносы на медицинское и пенсионное страхование учитываются в налоге НДФЛ. Сумма зависит от системы налогообложения, на которой работает предприниматель.
  • ИП не сдаёт отчётность по страховым взносам.
  • Утверждены новые КБК для платёжных поручений. При заполнении квитанций необходимо руководствоваться приказом Минфина от 08.06.2021 № 75н в редакции от 22.02.2022.
  • На официальном сайте Федеральной налоговой службы можно воспользоваться удобным калькулятором страховых взносов ИП.

Что делать, если нет официальной работы, но есть другой доход?

Граждане могут принять участие в системе соцстрахования, начав оплачивать налог, как самозанятые. В эту категорию попадают граждане, не имеющие договора с работодателем, не являющиеся ИП и не зарегистрированные в качестве безработного. При этом у самозанятого не может быть наемных работников и он может оказывать услуги только физическим лицам.

Чтобы стать самозанятым, не требуется регистрации, достаточно начать платить ЕПС. Прекращение деятельности самозанятого так же не требует подачи документов, прекращение оплаты ЕПС – это сигнал к утрате статуса самозанятого.

Из оплачиваемого ЕПС 20% будет переводиться в качестве соцотчислений. При этом физическому лицу никаких расчетов производить не нужно, система сама распределит средства. Размер ЕПС в 2022 году 3063 тенге для жителей городов, и 1531,5 тенге для сельчан.

Возможна ли отмена этой нормы?

Дальнейшее откладывание срока введения ОПВР отрицательно скажется на уровне пенсионного обеспечения будущих пенсионеров. В особенности от этого могут пострадать казахстанцы, которые будут выходить на пенсию в 40-х годах текущего столетия. Размер их выплат по актуарным расчетам будет на 30 процентов ниже по сравнению с теми, кто выйдет на пенсию в 50-60-х годах.

Поэтому, на сегодняшний день, вопрос отмены или отсрочки введения данной нормы не рассматривается.

Напомним, что с 1 января 2023 года действующая накопительная система будет дополнена новой условно-накопительной компонентой, формируемой за счет взносов работодателей в размере 5 процентов от доходов работников. В предлагаемой условно-накопительной системе (УНС) будет реализован как накопительный (через накопление на условных счетах), так и распределительный механизмы пенсионного обеспечения.

Читайте также:  Возложение полномочий генерального директора в период его отсутствия

Участниками новой пенсионной системы будут являться работники, в пользу которых работодатели будут перечислять обязательные 5-процентные пенсионные взносы, исчисленные от доходов работников и перечисленные за счет собственных средств работодателя на персонифицированные условно-накопительные счета в ЕНПФ.

Для каждого участника системы открывается условный пенсионный счет, на котором фиксируется сумма перечисляемых работодателями взносов и формируются условные пенсионные накопления.

Поступающие от работодателей пенсионные взносы не будут капитализироваться и не станут собственностью отдельных лиц, а будут расходоваться на выплату текущих пенсий за счет ОПВР.

При достижении работником пенсионного возраста и наличии не менее пяти лет стажа участия размер пенсии из условно-накопительного компонента определяется исходя из накоплений, сформированных на условном пенсионном счету, и ожидаемой продолжительности жизни.

То есть, пенсия будет эквивалентна сумме пенсионных накоплений, сформированных за весь период трудовой деятельности граждан, распределенных во времени в зависимости от ожидаемой продолжительности жизни.

Право на пенсионные выплаты за счет ОПВР будут иметь лица, достигшие пенсионного возраста, при стаже участия не менее 5 лет (60 месяцев), в размере не более 2-х прожиточных минимумов.

Пенсионные выплаты за счет ОПВР будут выплачиваться пожизненно, при этом ежегодно размеры пенсий будут индексироваться.

Необходимо отметить, что в отличие от накопительной пенсионной системы, пенсии за счет ОПВР в условно-накопительной компоненте не наследуются (поскольку не являются собственностью работника) и на них не распространяется гарантия по сохранности пенсионных накоплений.

Кроме того, предусматривается открытие условного пенсионного счета в ЕНПФ в автоматическом режиме для вкладчиков ОПВР при поступлении первого платежа, т.е. счет будет открываться автоматически при поступлении первого ОПВР.

Отчисления на обязательное медицинское страхование (ОСМС) – 1,5%

Размер отчислений ОСМС – 1,5% от расходов работодателя, выплачиваемых работнику в виде доходов, за исключением доходов, с которых не уплачиваются отчисления ОСМС согласно п. 4. ст.29. Закона РК Об обязательном социальном медицинском страховании.

  • Ежемесячный объект, принимаемый для исчисления отчислений, не должен превышать 10-кратный минимальный размер заработной платы, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете. Т.е на 2019 год — 425 000 тенге.

Минтруда Казахстана раскрыло, как изменятся зарплаты и соцвыплаты в 2022 году

В список налогоплательщиков, которые обязаны подавать Декларацию по индивидуального подоходному налогу и социальному налогу (Форма 200.00) входят юридические лица и индивидуальные предприниматели. Исключение составляют субъекты хозяйственной деятельности, которые работают по специальным налоговым режимам.

Также декларацию предоставляют лица, которые занимаются частной практикой по отчислениям и взносам в свою пользу. Освобождаются от заполнения Декларации индивидуальные предприниматели и юридические лица, которые работают на специальном налоговом режиме для крестьянских или фермерских хозяйств, на основе патента и упрощенной декларации. Юридическое лицо имеет право признать свое подразделение налоговым агентом, которое самостоятельно подает декларацию.

В форму 200.00 вносится следующая информация:

  • об объектах налогообложения;
  • исчисленные и удержанные суммы индивидуального подоходного налога;
  • сведения об обязательных пенсионных взносах;
  • социальный налог;
  • социальные отчисления;
  • отчисления и взносы на обязательное социальное медицинское страхование.

Документ состоит из непосредственной декларации и 5 приложений:

  • в приложение 200.01 вносится информация по доходам для исчисления и начисленным суммам социального налога, индивидуального подоходного налога, обязательных профессиональных пенсионных взносов, обязательных пенсионных взносов, обязательного социального медицинского страхования, взносов на обязательное социальное медицинское страхование, социальных отчислений. Должно быть заполнено как индивидуальными предпринимателями, так и юридическими лицам;
  • в приложении 200.02 отражаются данные по индивидуальному подоходному налогу с доходов иностранцев и лиц без гражданства. Требования к заполнению выдвигаются и к юридическим лицам, и к индивидуальным предпринимателям;
  • в 200.03 вносятся сведения по налогам, взносам и отчислениям по структурному подразделению, которые не относятся к категории «самостоятельных плательщиков» и сдают декларацию в составе основной организации. Приложение заполняется юридическим лицом в разрезе каждого такого структурного подразделения. Индивидуальные предприниматели не обязаны заполнять это приложение, так как согласно своей организационно-правовой форме они не могут иметь представительств и филиалов;
  • в приложение 200.0 вносятся данные по социальному налогу налогоплательщиков категории недропользователей, которые работают на основе контракта. Приложение составляется в отдельности по каждому контракту. Так как индивидуальные предприниматели не имеют права осуществлять деятельность по контрактам на недропользование с правительством, приложение может быть составлено исключительно юридическими лицами;
  • приложение 200.05 содержит сведения о физических лицах, за исключением иностранцев и лиц без гражданства. В нем отражаются данные о доходах, рассчитанных суммах налогов и социальных платежей по ним.

В РК в 2022 году повысят зарплаты, пенсии и пособия

24 Ноябрь 2020

na-15-povysilas-stoimost-tovarov-importiruemyh-iz-kitaya

kazahstan-vyvez-eshe-bolee-170-svoih-grazhdan-pozhelavshih-vernutsya-iz-kitaya-iz-za-koronavirusa

rukovodstvo-kolonii-v-atyrauskoj-oblasti-podozrevaetsya-vo-vzyatochnichestve

dohody-gosbyudzheta-sostavili-12-8-trln-tenge-za-god

loyalnost-rossiyan-k-bankam-snizilas-do-pyatiletnego-minimuma

Социальные отчисления (СО) — это обязательные денежные платежи в систему Государственного социального страхования. СО платит работодатель за свой счет, т. е. они не влияют на чистую зарплату (зарплату на руки). Если за вас уплачивали СО или вы сами уплачивали их за себя (если вы ИП), то это дает вам право на получение социальных выплат. Ставка социальных отчислений в 2021 году — 3.5%, подробнее в расчете СО. Актуальность статьи проверена 02.2021.

Также для расчетов можно использовать калькулятор зарплаты.

Кратко — это работники, ИП, частнопрактикующие, в том числе иностранцы и лица без гражданства с ПМЖ в Казахстане, плательщики ЕСП — ст. 8 закона.
Статья 7 закона об обязательном социальном страховании. Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию

Обязательному социальному страхованию подлежат:

1) работники, а также лица, имеющие иную оплачиваемую работу (избранные, назначенные или утвержденные);

2) индивидуальные предприниматели, в том числе главы крестьянских или фермерских хозяйств;

3) лица, занимающиеся частной практикой;

Подпункт 4 действует до 1 января 2024 года

4) физические лица, являющиеся плательщиками единого совокупного платежа в соответствии со статьей 774 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);

5) иностранцы и лица без гражданства, а также оралманы, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан и осуществляющие деятельность, приносящую доход на территории Республики Казахстан.

Лица, достигшие возраста, предусмотренного пунктом 1 статьи 11 Закона Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», не подлежат обязательному социальному страхованию.

[свернуть]

Ставка социальных отчислений — 3.5% с дохода работника (зарплаты).

  • Максимальный размер объекта исчисления — 7 МЗП.
  • Минимальный размер объекта исчисления — 1 МЗП.

Упрощенно, это значит, что если зарплата минус ОПВ больше 7 МЗП, то СО рассчитываются как с 7 МЗП.

Если зарплата минус ОПВ меньше 1 МЗП, то СО рассчитываются как с 1 МЗП.

Статья 14 Закона «об обязательном социальном страховании РК» (дальше — «закона»). Ставка социальных отчислений

Статья 14. Ставка социальных отчислений
1. Социальные отчисления, подлежащие уплате плательщиками в фонд за участников системы обязательного социального страхования и (или) в свою пользу, устанавливаются в размере 3,5 процента от объекта исчисления социальных отчислений, с 1 января 2025 года — 5 процентов от объекта исчисления социальных отчислений.

Пункт 2 действует до 1 января 2024 года

2. Для физических лиц, являющихся плательщиками единого совокупного платежа в соответствии со статьей 774 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), размер социальных отчислений, уплачиваемых ими в свою пользу, составляет 20 процентов от объекта исчисления социальных отчислений.

[свернуть] Пункт 5 статьи 15 закона. Объект исчисления социальных отчислений

5. Ежемесячный объект исчисления социальных отчислений от одного плательщика не должен превышать 7-кратный минимальный размер заработной платы, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.

Действие части второй пункта 5 приостановлено до 1 января 2024 года.
В случае если объект исчисления социальных отчислений за календарный месяц менее минимального размера заработной платы, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, то социальные отчисления исчисляются, уплачиваются исходя из минимального размера заработной платы.

В период приостановления действует в редакции пункта 4 статьи 39:
3) части второй пункта 5 статьи 15 настоящего Закона, установив, что в период приостановления данная часть действует в следующей редакции:

«В случае если объект исчисления социальных отчислений за календарный месяц менее минимального размера заработной платы, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, то социальные отчисления исчисляются, перечисляются исходя из минимального размера заработной платы, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи.»;

[свернуть]

Простыми словами —

  • минимальный размер социальных отчислений 3.5% от 1 МЗП (в 2021 году: 42500 * 0.035 = 1488 тг),
  • а максимальный 3.5% от 7 МЗП (в 2021 году: 42500 * 7 * 0.035 = 10413 тг)

ИП, неважно на общеустановленном порядке или упрощенке, обязаны выплачивать социальные отчисления не только за работника но и «за себя» (в свою пользу).

Расчет СО для ИП за себя не представляет сложностей. ИП сами выбирают с какой суммы платить социальные отчисления в пределах от 3.5% * 1МЗП до 3.5% * 7МЗП и не более фактического дохода (того, с которого вы платите подоходный налог).

Предвосхищая вопрос, если ИП — пенсионер, то выплачивать СО ему не нужно, так как пенсионеры не являются участниками системы социального страхования (ст. 7 закона о СО)

Также ИП не нужно платить СО если в соответствующем месяце не было дохода.

Пункт 1 статьи 14 закона «об обязательном соц. страховании в РК» (дальше — «закона»). Ставка социальных отчислений

1. Социальные отчисления, подлежащие уплате плательщиками в фонд за участников системы обязательного социального страхования и (или) в свою пользу, устанавливаются в размере 3,5 процента от объекта исчисления социальных отчислений, с 1 января 2025 года — 5 процентов от объекта исчисления социальных отчислений.

Читайте также:  Правила въезда в Черногорию для россиян в декабре 2022 года

[свернуть] Пункт 2 ст. 15 закона. Объект исчисления социальных отчислений

2. Объектом исчисления социальных отчислений для лиц, занимающихся частной практикой, индивидуальных предпринимателей, в том числе крестьянских или фермерских хозяйств, являются:

за себя — сумма получаемого дохода, определяемая ими самостоятельно для целей исчисления социальных отчислений в свою пользу, но не более дохода, определяемого для целей налогообложения в соответствии с Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);

за наемных работников — расходы, выплачиваемые работнику в виде доходов в качестве оплаты труда, за исключением доходов, с которых не уплачиваются социальные отчисления в фонд.

[свернуть]

Как правило, предприниматели, чтобы сэкономить выбирают минимально возможный размер СО — 3.5% от 1 МЗП

  • Минимальный размер СО для ИП в 2021 году = 3.5% от 1МЗП = 1488 тг (42500 * 0.035)
  • Максимальный размер СО для ИП в 2021 году = 3.5% от 7МЗП = 10413 тг (297500 * 0.035)

Социальные отчисления перечисляются ежемесячно, как за работника, так и для ИП в свою пользу (за себя).

За 1-й месяц, не позже 15 числа 2-го месяца, за 2-й месяц, не позже 15 числа 3-го месяца и т.д.

Пункт 7 главы 3 постановления «Об утверждении правил и сроков исчисления и перечисления социальных отчислений»

7. Социальные отчисления в фонд уплачиваются плательщиком ежемесячно путем осуществления платежей через банковский счет государственной корпорации не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным, с указанием месяца, за который уплачиваются социальные отчисления, если иное не установлено настоящим пунктом, в безналичном порядке со своих банковских счетов с приложением списков участников системы обязательного социального страхования, за которых производятся социальные отчисления.

[свернуть]

Данные о суммах уплаченных социальных отчислений отображаются в

  • форме 200, каждый квартал;
  • исключение — ИП на упрощенке, которые указывают эти данные в форме 910 (как за себя, так и за работника);
  • а также ИП по патенту — в форме 911 (за себя, работников у него быть не может).

Сроки сдачи налоговой отчетности для ИП на упрощенке, ИП по патенту смотрите по соответствующим ссылкам.

Все остальные сдают форму 200 ежеквартально:

  • за 1 квартал 2021 года — до 15 мая 2021 года;
  • за 2 квартал 2021 года — до 15 августа 2021 года;
  • за 3 квартал 2021 года — до 15 ноября 2021 года;
  • за 4 квартал 2021 года — до 15 февраля 2022 года.

Социальный налог, по сути, представляет собой уникальный вид налогообложения для предпринимателей. Его обязаны платить работодатели за своих сотрудников. Всё это они делают исходя из собственного дохода, и на 2021 год его уплата является обязательной для юридических лиц, адвокатов, частных судей, исполнителей и индивидуальных и индивидуальных предпринимателей.

СН, вопреки мнению о том, что это не так, на самом деле не оказывает влияния на заработную плату. Эта сумма выплачивается работодателем. Она влияет на доход индивидуального предпринимателя, но это опять же идёт речь не о зарплате, потому что в этом случае человек платит за себя.

На текущий момент ставка и расчет соцналога для ИП является постоянной величиной и она равна девяти с половиной процентов. Однако с первого числа 2025 года её размер будет увеличен до 11%.

Расчет заработной платы в 2022 году с примерами

Категория

Наименование

Сумма, тыс. тенге

Класс

Подкласс

I. Доходы

12 848 935 138

1

Налоговые поступления

8 919 134 985

01

Подоходный налог

2 562 168 336

1

Корпоративный подоходный налог

2 562 168 336

05

Внутренние налоги на товары, работы и услуги

4 680 811 787

1

Hалог на добавленную стоимость

3 911 780 707

2

Акцизы

132 538 474

3

Поступления за использование природных и других ресурсов

617 053 180

4

Сборы за ведение предпринимательской и профессиональной деятельности

5 446 586

5

Налог на игорный бизнес

13 992 840

06

Hалоги на международную торговлю и внешние операции

1 629 013 200

1

Таможенные платежи

1 601 164 120

2

Прочие налоги на международную торговлю и операции

27 849 080

08

Обязательные платежи, взимаемые за совершение юридически значимых действий и (или) выдачу документов уполномоченными на то государственными органами или должностными лицами

47 141 662

1

Государственная пошлина

47 141 662

2

Неналоговые поступления

286 053 324

01

Доходы от государственной собственности

230 875 212

1

Поступления части чистого дохода государственных предприятий

5 330 588

3

Дивиденды на государственные пакеты акций, находящиеся в государственной собственности

147 651 019

4

Доходы на доли участия в юридических лицах, находящиеся в государственной собственности

6 667 375

5

Доходы от аренды имущества, находящегося в государственной собственности

58 710 904

6

Вознаграждения за размещение бюджетных средств на банковских счетах

1 000 000

7

Вознаграждения по кредитам, выданным из государственного бюджета

2 829 358

9

Прочие доходы от государственной собственности

8 685 968

02

Поступления от реализации товаров (работ, услуг) государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета

2 837 895

1

Поступления от реализации товаров (работ, услуг) государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета

2 837 895

03

Поступления денег от проведения государственных закупок, организуемых государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета

121 204

1

Поступления денег от проведения государственных закупок, организуемых государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета

121 204

04

Штрафы, пени, санкции, взыскания, налагаемые государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета, а также содержащимися и финансируемыми из бюджета (сметы расходов) Национального Банка Республики Казахстан

5 943 266

1

Категория

Наименование

Сумма, тыс. тенге

Класс

Подкласс

I. Доходы

12 777 610 988

1

Налоговые поступления

9 476 986 342

01

Подоходный налог

2 690 257 853

1

Корпоративный подоходный налог

2 690 257 853

05

Внутренние налоги на товары, работы и услуги

4 943 722 727

1

Hалог на добавленную стоимость

4 139 486 501

2

Акцизы

136 382 090

3

Поступления за использование природных и других ресурсов

647 539 936

4

Сборы за ведение предпринимательской и профессиональной деятельности

5 691 682

5

Налог на игорный бизнес

14 622 518

06

Hалоги на международную торговлю и внешние операции

1 793 742 725

1

Таможенные платежи

1 763 331 529

2

Прочие налоги на международную торговлю и операции

30 411 196

08

Обязательные платежи, взимаемые за совершение юридически значимых действий и (или) выдачу документов уполномоченными на то государственными органами или должностными лицами

49 263 037

1

Государственная пошлина

49 263 037

2

Неналоговые поступления

205 084 174

01

Доходы от государственной собственности

147 233 186

1

Поступления части чистого дохода государственных предприятий

5 510 612

3

Дивиденды на государственные пакеты акций, находящиеся в государственной собственности

63 231 085

4

Доходы на доли участия в юридических лицах, находящиеся в государственной собственности

7 039 280

5

Доходы от аренды имущества, находящегося в государственной собственности

58 761 414

6

Вознаграждения за размещение бюджетных средств на банковских счетах

1 000 000

7

Вознаграждения по кредитам, выданным из государственного бюджета

2 620 529

9

Прочие доходы от государственной собственности

9 070 266

02

Поступления от реализации товаров (работ, услуг) государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета

2 836 265

1

Поступления от реализации товаров (работ, услуг) государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета

2 836 265

03

Поступления денег от проведения государственных закупок, организуемых государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета

127 264

1

Поступления денег от проведения государственных закупок, организуемых государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета

127 264

04

Штрафы, пени, санкции, взыскания, налагаемые государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета, а также содержащимися и финансируемыми из бюджета (сметы расходов) Национального Банка Республики Казахстан

6 235 758

1

Категория

Наименование

Сумма, тыс. тенге

Класс

Подкласс

I. Доходы

13 316 119 489

1

Налоговые поступления

10 208 239 910

01

Подоходный налог

2 929 358 007

1

Корпоративный подоходный налог

2 929 358 007

05

Внутренние налоги на товары, работы и услуги

5 274 335 905

1

Hалог на добавленную стоимость

4 441 224 033

2

Акцизы

137 609 530

3

Поступления за использование природных и других ресурсов

674 274 003

4

Сборы за ведение предпринимательской и профессиональной деятельности

5 947 808

5

Налог на игорный бизнес

15 280 531

06

Hалоги на международную торговлю и внешние операции

1 953 066 125

1

Таможенные платежи

1 920 678 201

2

Прочие налоги на международную торговлю и операции

32 387 924

08

Обязательные платежи, взимаемые за совершение юридически значимых действий и (или) выдачу документов уполномоченными на то государственными органами или должностными лицами

51 479 873

1

Государственная пошлина

51 479 873

2

Неналоговые поступления

210 631 935

01

Доходы от государственной собственности

149 782 236

1

Поступления части чистого дохода государственных предприятий

5 761 425

3

Дивиденды на государственные пакеты акций, находящиеся в государственной собственности

65 197 742

4

Доходы на доли участия в юридических лицах, находящиеся в государственной собственности

7 491 119

5

Доходы от аренды имущества, находящегося в государственной собственности

58 783 203

6

Вознаграждения за размещение бюджетных средств на банковских счетах

1 000 000

7

Вознаграждения по кредитам, выданным из государственного бюджета

2 074 968

9

Прочие доходы от государственной собственности

9 473 779

02

Поступления от реализации товаров (работ, услуг) государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета

2 848 522

1

Поступления от реализации товаров (работ, услуг) государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета

2 848 522

03

Поступления денег от проведения государственных закупок, организуемых государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета

133 627

1

Поступления денег от проведения государственных закупок, организуемых государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета

133 627

04

Штрафы, пени, санкции, взыскания, налагаемые государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета, а также содержащимися и финансируемыми из бюджета (сметы расходов) Национального Банка Республики Казахстан

6 542 665

1

Категория

Наименование

Сумма, тыс. тенге

Класс

Подкласс

ВСЕГО

2 549 892 064

1

Налоговые поступления

2 521 973 867

01

Подоходный налог

1 236 334 204

1

Корпоративный подоходный налог

1 236 334 204

05

Внутренние налоги на товары, работы и услуги

1 285 639 663

3

Поступления за использование природных и других ресурсов

1 285 639 663

2

Неналоговые поступления

6 918 197

04

Штрафы, пени, санкции, взыскания, налагаемые государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета, а также содержащимися и финансируемыми из бюджета (сметы расходов) Национального Банка Республики Казахстан

6 918 197

2

Штрафы, пени, санкции, взыскания, налагаемые государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета, а также содержащимися и финансируемыми из бюджета (сметы расходов) Национального Банка Республики Казахстан, на организации нефтяного сектора

6 918 197

6

Поступления от продажи финансовых активов государства

21 000 000

01

Поступления от продажи финансовых активов государства

21 000 000

1

Поступления от продажи финансовых активов внутри страны

21 000 000

О республиканском бюджете на 2022 – 2024 годы

Бенефициар НАО Государственная корпорация «Правительство для граждан»
БИН бенефициара 160440007161
Банк бенефициара НАО Государственная корпорация «Правительство для граждан»
БИК бенефициара GCVPKZ2A
ИИК бенефициара KZ47009ESP0163609911
Код назначения платежа 183 — Единый совокупный платеж самозанятого населения.

ЕСП удобно оплачивать через мобильные приложения банков, например, «Народный банк Казахстана», «Fortebank», «Сбербанк», «Jusanbank», «Банк Центр Кредит», «Каспи банк».

Покажем, как уплатить за минуту Единый совокупный налог (ЕСП) через мобильное приложение kaspi.kz, которое уже установлено у многих на телефонах. В приложении через kaspi.kz нужно
1. зайти в раздел «Платежи», затем вверху выбрать «Все». Т.е. все платежи.

Гражданин, который оплачивает единый совокупный платеж (ЕСП), производит уплату всех требуемых налогов и отчислений.

Соответственно:

  • «самозанятый» становится участником системы обязательного социального медицинского страхования (ОСМС) и сможет пользоваться бесплатными медицинскими услугами в рамках ОСМС

  • увеличиваются потихоньку пенсионные накопления в ЕНПФ (совсем потихоньку)

  • растет стаж участия в пенсионной системе, что дает право на увеличение размера базовой пенсии;
    Помните пенсионную реформу в РК с 1 июля 2018 года? Напомним, если трудовой стаж 10 лет или меньше или трудового стажа нет вообще, базовая пенсия будет составлять 54% от прожиточного минимума. За каждый год свыше 10 лет стажа будет добавляться по 2%. Если же стаж 33 года и более – размер базовой пенсии будет равен прожиточному минимуму (36 018 тенге в 2022 г.). Это самое важное, наверное здесь. Стаж задним числом не наработаешь.

  • получать социальные выплаты в случаях утраты трудоспособности, потери работы, потери кормильца, беременности и родов, усыновления или удочерения ребенка, ухода за ребенком до 1 года;

  • при необходимости физическое лицо — плательщик ЕСП может получить информацию о перечисленных суммах социальных отчислений в ГФСС, отчислений взносов в ФСМС, обязательных пенсионных взносов в ЕНПФ, а также индивидуального подоходного налога, уплаченным единым совокупным платежом.

Налоги – основной источник доходов государства и одна из важнейших составляющих его нормального существования. О налоге на транспорт, земельном налоге и о налоге на имущество мы говорили раннее.

Социальный налог – это налог, имеющий отношение к субъектам, занимающимся предпринимательской деятельностью. Это налог, который платится работодателем (предприятием) за своих сотрудников.

Бюджет принят: как изменятся пенсии, пособия и зарплаты в 2022 в Казахстане

Помимо того, что налог социального характера начисляется непосредственно на предприятие, граждане, совершающие трудовую деятельность, обязаны также выплачивать различные социальные отчисления со своих доходов.

Социальные отчисления дают право гражданам, их выплачивающим на социальные выплаты. Это своего рода страховка от государства, фонд в который собираются средства со всех, а затем распределяются между теми, кто в них нуждается — социально незащищёнными слоями населения (плательщиками социальных отчислений).

Размер социальных выплат — 5% от МЗП. В этом объёме платят участники ОСС и самостоятельно занятых лиц.

Так, в 2020 году в связи с эпидемиологической ситуацией в стране размеры ПМ и МРП были увеличены дважды, в общей сложности на 10%. В этом году они были проиндексированы на 5%, в результате размеры ПМ и МРП составили 34 302 тг и 2917 тг соответственно.

«С 1 января 2022 года планируется индексация величины прожиточного минимума и месячного расчетного показателя на 5%. В итоге размер ПМ составит 36 018 тг, а МРП — 3063 тг.», — добавили в Минтруда РК.

По данным министерства, на исполнение социальных обязательств государства в республиканском бюджете на 2022 год предусматривается 4 трлн тг, в том числе на индексацию размеров пенсий и всех социальных пособий 190,4 млрд тг.

Это приведет к повышению доходов 4,2 млн человек, из них:

  • порядка 2,3 млн пенсионеров, которым будет произведено повышение размеров солидарных пенсий на 7% (с опережением уровня инфляции на 2%) и базовой пенсионной выплаты на 5%, на общую сумму 138,3 млрд тг;
  • 1,9 млн получателей социальных пособий, размер которых также будет повышен на 5%, на общую сумму 52,1 млрд тг.

Также повышение прожиточного минимума положительно скажется на уровне доходов более 900 тыс. человек, получающих адресную социальную помощь.

Пенсии 2,3 млн казахстанцев вырастут с 2022 года

Разработан проект закона «О республиканском бюджете на 2022 – 2024 годы», сообщает zakon.kz.

В частности, предусматривается, что с 1 января 2022 года будет установлено:

— минимальный размер заработной платы – 60 000 тенге;
— минимальный размер государственной базовой пенсионной выплаты – 19 450 тенге;
— минимальный размер пенсии – 46 302 тенге;
— месячный расчетный показатель для исчисления пособий и иных социальных выплат, а также применения штрафных санкций, налогов и других платежей – 3 063 тенге;
— величина прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат – 36 018 тенге.

«Целью принятия указанного проекта закона является повышение размера минимальной заработной платы с текущих 42 500 до 60 000 тенге», — говорится в пояснительной записке главы правительства.
Документ размещен на сайте «Открытые НПА» для публичного обсуждения до 6 октября.

Иллюстративное фото Константина Шелкова

Количество показов: 1517

Возврат к списку

Социальный налог, по сути, представляет собой уникальный вид налогообложения для предпринимателей. Его обязаны платить работодатели за своих сотрудников. Всё это они делают исходя из собственного дохода, и на 2021 год его уплата является обязательной для юридических лиц, адвокатов, частных судей, исполнителей и индивидуальных и индивидуальных предпринимателей.

СН, вопреки мнению о том, что это не так, на самом деле не оказывает влияния на заработную плату. Эта сумма выплачивается работодателем. Она влияет на доход индивидуального предпринимателя, но это опять же идёт речь не о зарплате, потому что в этом случае человек платит за себя.

На текущий момент ставка и расчет соцналога для ИП является постоянной величиной и она равна девяти с половиной процентов. Однако с первого числа 2025 года её размер будет увеличен до 11%.

Важно помнить, что данное требование не имеет отношения к ИП, которые используют СНР, потому что для них разработана своя формула расчётов, ведь они не являются юридическими лицами и делают стандартные отчисления, который равен одному расчётному показателю за сотрудников, и двум – за себя, то есть ставки налогов и социальных платежей здесь могут быть другими.

Интересным фактом также является то, что если индивидуальный предприниматель не получает доходов, то он освобождается от уплаты социального налога. Тоже самое могут сделать и другие категории налогоплательщиков, но они должны приостановить предоставление налоговых отчётов в НДС.

Все жители Казахстана, которые обязаны платить социальный налог, делать это должны до 25-го числа. Здесь правила стандартные, имеется ввиду от числа того месяца, который следует за отчётным. К примеру за август придётся платить в сентябре и так далее. Оплата производится ежемесячно.

Однако организации, которые используют упрощенную систему налогообложения, обязаны платить раз в полгода – до 15 августа за первую половину года, и до 15 февраля – за второе.

Естественно, несвоевременная оплата влечёт за собой штраф.

Как изменится для казахстанцев МРП и МЗП в 2023 году

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев 1 декабря 2022 года подписал закон «О республиканском бюджете на 2023-2025 годы», согласно которому с 1 января 2023 года минимальная заработная плата (МЗП) составит 70 000 тенге. Это увеличение на 10 000 тенге по сравнению с предыдущим годом.

В предстоящем году месячный расчетный показатель (МРП) вырастет примерно на 8% и поднимется до 3 450 тенге. Это значительное повышение по сравнению с показателем января 2022 года в 3 063 тенге.

Минимальная зарплата 70 000 тенге
Минимальный расчетный показатель 3 450 тенге
Минимальная базовая пенсия 24 341 тенге
Минимальный размер пенсии 53 076 тенге
Величина прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат 40 567 тенге


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *