Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как рассчитать ущерб при ДТП?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Каждый автовладелец, вне зависимости от его водительского стажа, всегда рискует попасть в происшествие на дороге. От этого не защищены даже самые опытные и осторожные автомобилисты. Авария приводит к получению автомобилем каких-либо повреждений, а для их устранения обязательно потребуются деньги. Чтобы точно оценить полученный ущерб и требуется экспертиза после ДТП, которую рекомендуется заказывать у проверенных компаний с положительными отзывами.
Порядок проведения автоэкспертизы
Автотехническая экспертиза при ДТП. Организация любой автотехнической экспертизы, независимо от ее вида, осуществляется компанией «Инвест Консалтинг» следующим образом.
- Вы звоните нам и заказываете услугу с выездом специалиста на место происшествия или хранения поврежденного транспортного средства.
- После предъявления документов и обсуждения условий сотрудничества заключается договор на предоставление нами услуг.
- Специалист отправляется на место аварии и проводит тщательное исследование участка дороги и транспортного средства. Он фиксирует важные факты, необходимые для объективного проведения автоэкспертизы.
- Около 3–5 дней (в сложных случаях не более 14 дней) нашими специалистами выполняется анализ данных и проведение необходимых расчетов.
- Составляется заключение и передачей его заказчику. В дальнейшем, заключение может использоваться для подачи претензии страховой компании, составления иска в суд и других целей.
Единая методика обязательна для применения экспертами страховщика при расследовании последствий ДТП. Это собрание требований к порядку проведения экспертиз и методикам расчета. Там же установлены типовые коэффициенты пробега и износа. Утвержден документ в 2014 г. Несмотря на то, что в названии методики используется заглавие одного документа, она связывает три:
- «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» N 432-П.
- «О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства» N 433-П.
- Электронная база стоимости запчастей.
Всего в документе 7 глав и 10 приложений-справочников. В главах подробно изложен порядок экспертиз после ДТП, процесс установки характера дефектов, описаны алгоритмы расчетов стоимости ремонта. В справочниках изложены:
- № 1 — требования к проведению фотосъемки;
- № 2–3 — перечень типовых повреждений и рекомендации производителей по ремонту кузова (иномарки);
- № 4 — цены на запасные части по регионам. Всего определено 13 зон, в каждой из которых действуют свои цены. Например, запчасти в Санкт-Петербурге и Москве значительно дороже, чем в среднем по России;
- № 5–6 — коэффициенты износа, дополнительные сведения;
- № 7 — детали, для которых износ не предусмотрен (показатель износа — 0);
- № 8 — данные по среднегодовому пробегу машины по регионам;
- № 9 — коэффициенты эксплуатации;
- № 10 — коэффициенты механических повреждений.
Эта методика применяется только для физлиц при страховании автогражданки. Результат каждой экспертизы должен быть оформлен в виде акта.
В настоящее время методика используется для того, чтобы рассчитать ущерб после ДТП, если экспертам СК необходимо выехать на место аварии при наступлении страхового случая. Методики ЕМРУ должны использовать эксперты при проведении независимой оценки повреждения автомобиля. Лицензированные частные специалисты или государственные эксперты во время судебного разбирательства также придерживаются утвержденных правил.
Как определяется размер выплаты
Величина выплаты за ущерб включает в себя стоимость запчастей на момент ДТП, оплату необходимых ремонтных работ и стоимость вспомогательных используемых материалов. При оценке запчастей берут в расчет время и процент их износа. Не оплачиваются работы по улучшению качеств пострадавшего автомобиля.
Ремонтные работы включают: восстановление (покраску, диагностику и регулировку), а также заключительные контрольные работы. Автовладельцам следует помнить, что ремонт после аварии — это возвращение ТС к исходному состоянию до ДТП, а не полная замена на новое.
Участник ДТП вправе потребовать заверенную копию экспертного заключения об ущербе и рассчитать стоимость ремонта у независимого специалиста. При подозрении на занижение компенсационной суммы застрахованный может провести независимую экспертную оценку. Также можно привлечь эксперта для подтверждения отсутствия скрытых повреждений, если экспертиза не проводилась. Результат проверки следует предоставить страховщику для уточнения расчета выплат ущерба после ДТП.
Общая стоимость ремонта состоит из суммы стоимостей ремонтных работ, затрат на покупку дополнительных материалов и новых запчастей на замену поврежденным. Примерная формула расчета такова:
ОСрр = ССрр + ДП + НЗ
Вопросы которые решает ситуационная экспертиза обстоятельств ДТП
При проведении экспертизы обстоятельств ДТП перед специалистом ставятся вопрос, на которые по результатам исследования он должен дать ответы. Примеры вопросов, которые могут быть поставлены специалисту для разрешения:
- Соблюдал ли водитель транспортного средства правила дорожного движения, имелась ли возможность в сложившейся ситуации придерживаться правилам ПДД?
- Какие правила нарушены водителем транспортного средства и имеется ли связь между происшествием и не соблюдением правил?
- Какая была скорость движения транспортного средства до начала его торможения?
- Кокой размер остановочного и тормозного пути у транспортного средства?
- Определение необходимого времени для реакции водителя при заданных дорожных условиях.
- Какова максимальная разрешенная скорость на определенном участке дорожного полотна?
- Имел ли водитель техническую возможность избежать наезд или предотвратить столкновение?
- Имеется ли возможность поперечного смещения транспортного средства без потери устойчивости на исследуемом дорожном участке?
- Имел ли водитель транспортного средства с технической точки зрения произвести объезд препятствия?
- Чьи именно действия с технической точки зрения послужили причиной дорожно-транспортного происшествия?
- Определение расстояния от начала применения экстренного торможения.
- Соответствует ли действительности с технической точки зрения версии произошедшего по объяснению участников ДТП?
- Что послужило причиной происшествия с технической точки зрения?
- Определение времени и пути маневра если тот имел место быть.
- Определение скоростных характеристик столкнувшихся транспортных средств в момент столкновения.
- В случае столкновения на перекрестке определить кто из участников первым выехал на него?
- Вычисление при заданных условиях безопасность дистанции между участниками ДТП.
- Для кого из водителей участников ДТП установлено преимущество при столкновении на перекресте?
- Определение технических возможностей транспортного средства преодолеть конкретный участок пути за заданный временной промежуток.
- Выявление обстоятельств заноса или изменений направления движения транспортного средства.
Плюсы независимой экспертизы
Главным преимуществом является тот факт, что она и вправду независимая. Если в теории есть основание полагать, что эксперт от страховой компании заинтересован в расчёте минимальной выплаты, то независимый эксперт – беспристрастный (тоже в теории, разумеется).
Другие плюсы даёт не сама экспертиза как таковая, а возможность «выбить» через суд дополнительные выплаты, к числу которых относятся:
- неустойка в виде расчёта 1% в день просрочки выплаты (или разницы между выплаченной суммой и рассчитанной независимым экспертом),
- штраф со страховой организации в пользу истца в размере 50% от суммы ущерба (либо такой же разницы) плюс все другие расходы, в том числе неустойка.
В судебной практике 2022 года, однако, применяется судьями нередко применяется статья Гражданского кодекса о разумном уменьшении обеих вышеперечисленных сумм, вплоть до самых минимальных.
К примеру, если Вам независимый эксперт насчитал ущерб 100 000 рублей, а страховая выплатила 50 000 с просрочкой 50 дней, за экспертизу Вы заплатили 10 000 рублей, то по закону Вам полагается:
- 50 000 рублей в виде недостающей к выплате суммы ущерба,
- 25 000 рублей в виде неустойки (1% в день от суммы ущерба умножаем на 50 дней просрочки),
- 10 000 рублей в счёт возмещения затрат на экспертизу,
- штраф в размере 42 500 рублей (50% от всех вышеперечисленных сумм).
На практике же судья по своему усмотрению может уменьшить сумму неустойки и штрафа до 10 000 рублей каждую и даже меньше.
Когда нужна независимая экспертиза и оценка автомобиля после ДТП
Любая экспертиза проводится в случаях, когда нужны специальные познания в науке, технике, других сферах деятельности. Соответственно, автоэкспертиза связана с экспертными познаниями в конструкции транспортного средства и его отдельных агрегатах, методиках определения повреждений и расчета ущерба. Выделю самые распространенные ситуации, когда можно и нужно обращаться в экспертную организацию:
- для урегулирования споров при получении страховки ОСАГО – при занижении размера повреждений и суммы компенсации, при отказе выплатить утрату товарной стоимости, для оспаривания своей вины в аварии;
- при доказывании суммы ущерба по КАСКО, особенно при спорах о полной гибели автомобиля;
- для предъявления претензий и исков о некачественном ремонте;
- для выявления причинно-следственной связи между действиями водителя и наступившим ущербом, травмами и гибелью людей;
- для устранения проблем при регистрации и учете транспорта, подтверждении подлинности VIN, технической документации.
О специальных случаях, когда возникает необходимость в проведении независимой автоэкспертизы, расскажу ниже. Отмечу, что одним из направлений экспертной деятельности является оценка. Поэтому при обращении к оценщику за отчетом о рыночной стоимости автомобиля или расчетом на ремонт вы также имеете дело с экспертизой.
Ключевое значение для урегулирования споров имеет не только экспертиза автомобилей. Предметом экспертных исследований могут быть иные объекты, причастные к ДТП с участие транспортных средств. Например, множество аварий возникает по вине дорожных служб, из-за ям на дорогах, упавших дорожных знаков, по иным аналогичным причинам. В отношении таких объектов также можно провести экспертизу, чтобы объективно установить причинно-следственную связь с наступившим ущербом.
Отзывы о независимых оценках ТС после аварии
Поскольку люди сегодня привыкли делиться удачным и неудачным опытом, рекомендуется ознакомиться с информацией в интернете. На автомобильных форумах автолюбители оставляют многочисленные отзывы о независимой оценке ущерба авто. В пользу независимой экспертизы говорят следующие тезисы:
- Если между владельцем повреждённого ТС и страховой фирмой возникают разногласия, касающиеся суммы компенсации, единственная возможность установить истину — заказать независимую оценку.
- Результаты независимой экспертизы являются важнейшим доказательством в судебных тяжбах со страховой фирмой на этапе досудебного разбирательства и для обоснованного предъявления финансовых претензий в судебном производстве.
Многие испытывают определенные трудности с выбором компании, которая может выполнить такую работу. Некоторые организации сотрудничают со страховщиками, и именно туда вас может отправить менеджер вашей компании.
Однако лучше осуществлять выбор собственными силами. Посетите форумы автомобилистов, почитайте отзывы, изучите рейтинги независимых оценщиков.
Отобрав несколько вариантов, проверьте следующее:
- репутацию компании;
- стаж работы;
- наличие страхования ответственности;
- принцип оформления договора;
- входит ли компания в СРО;
- есть ли в ней хоть один сотрудник, состоящий в реестре экспертов Минюста РФ.
Вы можете попросить специалиста показать примеры его работ. В частности, решения, которые были приняты судом по подготовленным им отчетам.
Для чего нужна независимая экспертиза после ДТП?
В каждой аварии есть лицо виновное и пострадавшее. Соответственно затраты по восстановлению пострадавших автомобилей ложится на виновника. Они покрываются в рамках обязательного страхования ОСАГО. Но следует учитывать, что страховая компания не спешит расставаться с деньгами и оценивает ущерб на свой взгляд.
В таких ситуациях выяснить реальный масштаб повреждений и размер компенсации ущерба может только независимая экспертиза. Инициатором проведения независимой экспертизы обычно выступает заинтересованное лицо – пострадавший.
Экспертиза ущерба после ДТП нужна в случаях:
- Когда сумма материального возмещения, рассчитанная страховой компанией, оказалась заниженной.
- Взыскание с виновника ДТП, у которого нет действующего полиса ОСАГО. Тогда восстанавливать транспорт пострадавшего он обязан самостоятельно. Если он задерживает оплату всей суммы затрат на ремонт, то пострадавший по результатам экспертной оценки может взыскать сумму компенсации в судебном порядке.
- Страховая компания, в которой застрахована автоответственность виновного закрыта. Взыскание возможно только в судебном порядке, суд обяжет страховую компанию оплатить сумму в соответствии с экспертной оценкой.
- Пострадавший обратился в страховую компанию после фактически проведенного ремонта автомобиля.
Независимая экспертиза представляет собой:
- комплексный анализ технического состояния автомобиля;
- осмотр внешнего вида;
- выявление повреждений;
- стоимостную оценку причиненного ущерба;
- выдачу документов.
Оценка причиненного вреда вследствие ДТП включает в себя:
- стоимость запасных частей, требуемых для замены поврежденных;
- стоимость расходных материалов для ремонта;
- оплату ремонтных работ.
Полезные советы для владельцев ТС, повреждённых в ДТП
Чтобы увеличить свои шансы на получение компенсации, владельцам повреждённых в аварии ТС:
- не рекомендуется проводить никакие ремонтно-восстановительные работы автомобиля раньше времени, то есть до проведения осмотра;
- если клиент несогласен с итогами осмотра, стоит сделать запрос на выдачу направления у страховой компании;
- стоит выбирать только тех специалистов, которые занесены в официальный список Росреестра;
- помнить о тех ситуациях, когда эксперт не имеет права проводить осмотр, чтобы в процессе судебного разбирательства результаты были признаны легитимными;
- важно вовремя известить страховую компанию и других участников аварии о повторной экспертизе.
На практике бывают случаи, когда восстановительные мероприятия повреждённого авто проводятся до осуществления НЭ. В этом случае также есть шанс взыскать затраты на ремонт с виновника.
В этом случае при проведении НЭ специалисту необходимо предоставить акт выявленных повреждений, составленный мастером автосервиса перед началом ремонта. Для объективной оценки данного документа, рекомендуется приложить к отчёту подробную фотофиксацию повреждённых элементов и узлов ТС.
Пару рекомендаций по выбору оценочной фирмы, которой вы будете поручать проведение независимой экспертизы автомобилей после ДТП
Итак, выбирая оценочную фирму, для начала найдите в интернете оценочную компанию, расположенную по близости к вашему офису или дому. Внимание: Ни в коем случае не обращайтесь за независимой экспертизой в оценочную контору, которую Вам назначила или «порекомендовала» страховая компания, и уж тем более в оценочную контору, которая расположена в здании страховщика. Знайте, что перед вами карманный, а, следовательно, продажный оценщик.
Изучая ресурсы интернета для проведения независимой экспертизы авто после ДТП выбирайте компанию, которая принципиально не сотрудничает со страховыми фирмами, знайте, что такие автоэксперты до сих пор существуют. Выбрав оценочную фирму, посетите ее офис. Оцените своими глазами то место, то помещение, куда Вы пришли, познакомьтесь с кадровым составом оценочной компании. Если со слов менеджера, с которым вы будете вести диалог, в штате оценочной компании работают целая команда оценщиков, специализирующихся только на технической экспертизе транспортных средств, Вы должны понимать, что такая «компания» в обязательном порядке сотрудничает с рядом страховых фирм и соответственно в обязательном порядке находится у них на коротком поводке. Исключайте из своего списка такую «независимую» оценочную фирму.
Если первичный, визуальный тест пройден, попросите для ознакомления учредительные документы оценочной компании, а именно — устав, где должны быть прописаны пункты, предусматривающие в качестве целей деятельности фирмы именно проведение оценки и независимой экспертизы ущерба при ДТП, а также свидетельство о государственной регистрации. Эти документы могут сказать о многом, например о том, что учредителем оценочной фирмы является страховая компания, либо один из собственников страховой компании.
Несколько по-иному обстоит процедура назначения независимой экспертизы для суда:
Преддверием обращения за экспертной помощью, безусловно, является уже свершившийся факт обмана Вас страховой компанией, не доплатившей Вам как минимум 40-60 % от справедливой стоимости денежной компенсации причиненного вам ущерба, либо наоборот пытающейся взыскать с Вас завышенную сумму выплат по ДТП, где вы являетесь виновной стороной. Процедура проведения судебной экспертизы автомобиля, пострадавшего в результате ДТП существенно отличается от договорной (внесудебной) независимой экспертизы того же самого автомобиля. Сразу отмечу, что оценочная организация или судебно-экспертное учреждение, специализирующееся на судебной экспертизе после ДТП, это две совершенно разные вещи.
Перечень судебно-экспертных учреждений, проводящих судебную, независимую экспертизу в Москве и в ближайшем Подмосковье (в отличие от многотысячного войска оценщиков), не велик, в своем массовом выражении число судебных экспертов и число оценщиков в форме пропорции выглядит как — 1/100. Специфика статуса судебных экспертов, вне зависимости от их экспертной специальности состоит в том, что они находятся на заведомо более высоком уровне юридической ответственности за свои действия и обладают более высоким уровнем профессиональных знаний, чем рядовые оценочные фирмы и частные оценщики.
Чаще всего для проведении независимой экспертизы новых машины и подержанных автомобилей, пострадавшего в результате ДТП, судья мирового (или районного) суда может по своей инициативе предложить Вам экспертную организацию, которая положительно зарекомендовала себя в данном суде, что положительно отразится на результате рассмотрения дела.
В случае, если судья, в силу тех или иных причин не предложил вам учреждение, где адекватно проводят судебную экспертизу и независимую экспертизу ТС при ДТП, потратьте несколько минут на работу с интернетом и выберите судебно-экспертное учреждение, в штате которого присутствуют эксперты автотехнических, автотовароведческих, дорожно-транспортных экспертиз, транспортно-трасологических, а также судебных экспертиз по установлению механизма ДТП. Наличие широкого набора автотехнических экспертов – это, пожалуй, самый главный показатель уровня данного экспертного учреждения, свидетельствующего о том, что предстоящая оценка автомобиля будет проведена качественно и на должном уровне.
Вне зависимости от кричащей рекламы в интернете, вы, также как и в случае с тестированием оценщиков, должны трепетно отнестись к проверке «пригодности» судебно-экспертного учреждения и работающих в нем автоэкспертов, которые будут проводить для вас независимую экспертизу автотранспорта при ДТП. Набор документов, требующий изучения практически идентичен, за исключением того, что у эксперта по экспертизе авто после ДТП должны быть дополнительные диплом о профессиональной подготовке эксперта-техника по весьма продолжительной программе, продолжительностью более 500 часов.
Этапы работы экспертов:
- при назначении экспертизы судом он должен вынести определение, в котором делается вывод о необходимости ее проведения. Также в этом определении устанавливаются вопросы для эксперта;
- определяется дата и место проведения экспертизы. Об этом извещаются все участники аварии;
- сравнение основных деталей с номерами, которые указаны в протоколах ГИБДД;
- тщательно осматривается автомобиль на предмет имеющихся повреждений. Специалист на этом этапе может выявить дефекты в машине, которые появились во время инцидента.
- выполняется фотосъемка авто;
- выполняется расчет стоимости ремонта. При этом автомобиль может быть частично разобран. Разбор происходит только на специально оборудованной станции технического обслуживания (СТО) в присутствии собственника автомобиля и эксперта. Эксперт фиксирует ход разбора, на основании которого делаются выводы. Формулы расчета указываются в итоговом документе;
- каждая оценка ремонта автомобиля после ДТП позволяет установить окончательную сумму ущерба, но обязательно с учетом износа;
- определение состояния авто до аварии по оставшимся неповрежденным частям;
- подготавливается подробный отчет о проделанной работе.
Этапы проведения независимой экспертизы
Пошагово это выглядит так:
- Выбрать независимую экспертную фирму.
- Подписать с ней договор.
- Оплатить работу эксперта.
- Согласовать дату и время осмотра транспортного средства.
- Оформить телеграмму-приглашению виновнику аварии и другим заинтересованным лицам.
- Прибыть на проведение экспертизы.
- Эксперт делает фото и видео съемки, и составляет акт по определенной форме.
- По рыночной смете, эксперт подсчитывает сумму восстановления автомобиля или другого ТС.
- Получить экспертное заключение и подписать акт-приема передачи.
- На проведение экспертизы и оформления необходимых документов отводится 3 дня.
Когда необходимо проведение независимой экспертизы автомобиля
Экспертиза автомобиля требуется, например, в случае продажи бракованных и неисправных авто, либо при некачественном ремонте — для возмещения ущерба автовладельца, а также в случае ДТП — для установления «невиновности» водителя.
На основании договора проводится досудебная (внесудебная) автотехническая экспертиза — когда заказчиком может быть любое лицо, обратившееся в экспертную организацию.
Если же инициатором выступает суд, проводится судебная автотехническая экспертиза. Для назначения автотехнической экспертизы вам потребуется информационное письмо для суда от экспертной организации о готовности провести судебную экспертизу. Приобщите данное письмо к ходатайству о назначении судебной экспертизы.
Наименование | Стоимость от, руб. / услуга |
Досудебная оценочная автотехническая экспертиза | 1 500 |
Досудебная экспертиза дорожных условий | 7 300 |
Досудебная экспертиза технического состояния транспортного средства (ТС) | 9 960 |
Досудебная экспертиза обстоятельств ДТП | 12 250 |
Судебная оценочная автотехническая экспертиза | 8 000 |
Судебная экспертиза дорожных условий | 13 340 |
Судебная экспертиза технического состояния транспортного средства (ТС) | 18 500 |
Судебная экспертиза обстоятельств ДТП | 19 840 |