Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое государственное задание бюджетного учреждения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В отличие от бюджетных учреждений, право которых оказывать платные услуги в рамках государственного (муниципального) задания прописано в ч. 4 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», аналогичное право для АУ в Законе № 174-ФЗ в явном виде не установлено. Однако в бюджетном законодательстве говорится о том, что государственное (муниципальное) задание на оказание услуг должно содержать в числе прочего предельные цены (тарифы) на оплату этих услуг физическими или юридическими лицами, если законодательством РФ предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов) в случаях, определенных законодательством РФ (п. 1 ст. 69.2 БК РФ). Иными словами, возможность предоставления автономным учреждением каких-либо государственных (муниципальных) услуг за плату в рамках задания в действующем законодательстве все-таки предусматривается, но только в определенных случаях, указанных в федеральных законах. При этом речь здесь идет только об услугах, но не о работах.
Требование об одинаковых условиях при оказании одних и тех же услуг за плату и бесплатно.
Согласно федеральному законодательству об автономных учреждениях АУ вправе оказывать услуги для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях (ч. 6 ст. 4 Закона № 174-ФЗ). Это означает следующее: если учреждение предоставляет одну и ту же услугу в первом случае за счет субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания (или средств внебюджетных фондов – например, ФОМС), а во втором – за счет средств потребителя, условия оказания данной услуги должны быть одинаковы. В законодательстве не уточняется, что входит в понятие «условие», но можно предположить, что под этим подразумевается качество услуги, срок ожидания и другие параметры.
Один из ключевых вопросов – относится ли к таким условиям цена услуги? Если да, то, например, вуз должен устанавливать для граждан размер платы за обучение по выбранной специальности в том же размере, в каком это обучение финансируется из бюджета. Если нет, то цена может быть выше или даже ниже (допустим, для повышения конкурентоспособности услуги на рынке) норматива по госзаданию. Однозначного ответа на вопрос, к сожалению, нет. Отметим лишь, что, по мнению Минфина, требование об одинаковых условиях оказания услуг относится и к их стоимости (см. сноску 9 к настоящей статье). Автономным учреждениям и их учредителям (в случаях, когда именно они утверждают либо согласовывают стоимость услуг АУ) следует иметь в виду данное обстоятельство при принятии решений по ценообразованию.
В свою очередь, если рассматривать понятие «условия оказания услуги» шире и, скажем, включать в него такой параметр, как срок оказания услуги, практика предоставления платных услуг государственными и муниципальными учреждениями окажется совсем далеко от требований законодательства. Особенно эта проблема характерна для отрасли здравоохранения, где, например, попасть на платный прием к узкому специалисту можно гораздо быстрее, чем на бесплатный прием к тому же специалисту в рамках ОМС. И если пациент обратится в суд с жалобой на то, что, допустим, консультацию у бесплатного невролога нужно ждать месяц, а попасть к этому же самому врачу на платной основе получится в течение недели, шансы пациента выиграть дело будут достаточно высоки.
[1] Часть 6 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон № 174-ФЗ).
[2] Пункт 11 ч. 1 ст. 15 и п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ), п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании).
[3] Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
[4] Пункт 3 ст. 22 Кодекса торгового мореплавания РФ, п. 1 ст. 35 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ.
[5] Пункт 5 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
[6] Часть 5.1 ст. 21 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».
[7] Пункт 11 ч. 1 ст. 15 (вопросы местного значения муниципального района) и п. 13 ч. 1 ст. 16 (вопросы местного значения городского округа) Закона № 131-ФЗ, п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона об образовании.
[8] Пункт 9 ч. 1 ст. 8 Закона об образовании.
[9]Пункт 19.1 ч. 1 ст. 15 (вопросы местного значения муниципального района) и п. 17 ч. 1 ст. 16 (вопросы местного значения городского округа) Закона № 131-ФЗ.
[10] Пункт 26 ч. 1 ст. 15 (вопросы местного значения муниципального района) и п. 19 ч. 1 ст. 16 (вопросы местного значения городского округа) Закона № 131-ФЗ.
[11] Части 2 и 3 ст. 43 Конституции РФ, ч. 3 ст. 5 Закона об образовании.
[12] Части 1 – 3 ст. 31 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Закон об основах соцобслуживания).
[13] Статья 32 Закона об основах соцобслуживания.
[14] Утверждены Постановлением Правительства РФ от 18.10.2007 № 684.
[15] Абзац 1 ч. 4 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
[16] Пункт 4 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
[17] Статья 52 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1.
[18] Постановление Администрации городского округа «ЗАТО Сибирский» от 17.11.2016 № 613 «Об утверждении Порядка определения платы за оказание услуг (выполнение работ), не являющихся основными видами деятельности муниципальных бюджетных (автономных) учреждений, для граждан и юридических лиц».
[19] См. Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».
[20] Пункт 14 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
[21]Часть 7 ст. 84 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
[22] Пункт 8 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006.
[23] См. разд. 8 Письма Минфина РФ от 22.10.2013 № 12-08-06/44036 «О комментариях (комплексных рекомендациях) по вопросам, связанным с реализацией положений Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ».
О различии понятий: услуга услуге рознь
В связи с использованием в законодательстве РФ близких терминов и понятий Минфин рекомендует разделить понятия услуг, оказываемых в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — Закон N 210-ФЗ), и услуг, оказываемых в контексте Закона N 83-ФЗ.
Письмо Минфина России от 16.05.2011 N 12-08-22/1959 «Комплексные рекомендации органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
Закон N 210-ФЗ регламентирует предоставление государственных (муниципальных) услуг органами власти в ходе реализации ими своих функций при осуществлении возложенных на них или переданных с другого уровня полномочий (например, выдача разрешения на строительство, предоставление выписки из реестра недвижимого имущества).
Потребителями этих услуг являются только физические или юридические лица (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления).
Данные услуги предоставляются по запросам указанных лиц (заявителей) в соответствии с административными регламентами.
Кроме того, Закон N 210-ФЗ регулирует правоотношения при оказании услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных (муниципальных) услуг в контексте данного Закона (например, выдача справки о состоянии здоровья, которая необходима для получения государственной услуги «выдача водительского удостоверения»). Такие услуги могут оказываться заявителю в том числе на платной основе в соответствии с требованиями ст. 9 Закона N 210-ФЗ.
Статьей 10 Закона N 210-ФЗ предусмотрены требования к организации предоставления государственных (муниципальных) услуг в электронной форме.
Состав услуг (работ) учреждения
Услуги, оказываемые в рамках основной |
Услуги, не относящиеся к |
||||
В рамках государственного |
Сверх |
||||
На бесплатной |
За плату |
На бесплатной |
За плату |
||
Порядок определения нормативных затрат.
В силу новой редакции п. 31 Положения № 40 при определении нормативных затрат на выполнение работ применяются показатели материальных, технических и трудовых ресурсов, используемых для выполнения работ, по видам затрат исходя из нормативов их потребления, установленных нормативными правовыми актами РФ, межгосударственными, национальными (государственными) стандартами РФ, строительными нормами и правилами, санитарными нормами и правилами, стандартами, порядками, регламентами и паспортами выполнения работ в установленной сфере, или на основе усреднения показателей деятельности федерального государственного учреждения, которое имеет минимальный объем указанных затрат на выполнение работ в установленной сфере, или на основе медианного значения по федеральным государственным учреждениям, выполняющим работы в установленной сфере деятельности, в порядке, предусмотренном абз. 1 п. 28 Положения № 40.
Напомним, что в настоящее время при определении нормативных затрат на выполнение работ применяются показатели материальных, технических и трудовых ресурсов, используемых для выполнения работ, которые закреплены нормативными правовыми актами РФ, межгосударственными, национальными (государственными) стандартами РФ, строительными нормами и правилами, санитарными нормами и правилами, стандартами, порядками и регламентами выполнения работ в установленной сфере.
Последствия разграничения выполнения работ и оказания услуг
Разница между выполнением работ и оказанием услуг носит не только теоретический, но и практический характер. Рассмотрим практику о том, чем отличается выполнение работ от оказания услуг в плане последствий:
- овеществленные результаты работ передаются заказчику, и впоследствии он, являясь их правообладателем, может использовать их в своей деятельности или передать иным субъектам (постановление АС ВВО от 27.06.2017 № Ф01-2184/2017 по делу № А29-8173/2016);
- если отношения признаются подрядными (важен овеществленный результат), то положения договора даже если и называют оказываемые действия услугами, не имеют значения для квалификации отношений и определения применимых к ним норм (постановление АС ДО от 11.07.2016 № Ф03-2932/2016 по делу № А24-3262/2015);
- если спорные отношения квалифицируются как подрядные, то должны быть указаны сроки выполнения работ, неустановление таких сроков — основание для признания договора незаключенным (постановление ФАС ПО от 08.02.2011 по делу № А12-3977/2010);
- доводы о том, что единственным подтверждением оказания услуг являются акты сдачи-приемки, неверны, поскольку услуги не предполагают передачу овеществленного результата (определение ВАС РФ от 09.02.2011 № ВАС-398/11 по делу № А41-43209/09);
- если квалификация отношений была произведена нижестоящими судами неверно, однако это не привело к принятию неправильного решения, то отмена судебных актов не производится (постановление АС ПО от 07.07.2015 № Ф06-24865/2015 по делу № А55-10845/2014).
Разница между товарами и услугами
С точки зрения маркетинга услуги — это объект продажи, выраженный в нематериальной форме. В этом принципиальное отличие от товаров.
Товары | Услуги |
Имеют физическое воплощение в конкретных продуктах | Предоставляются в виде посреднической деятельности |
Материальны | Нематериальны |
Потребляются после производства и продажи | Процесс потребления и производства происходит одновременно |
Может храниться определенное время | Не подлежат хранению |
Возможно передать право собственности другому человеку | Передача права собственности невозможна |
Последствия разграничения выполнения работ и оказания услуг
Разница между выполнением работ и оказанием услуг носит не только теоретический, но и практический характер. Рассмотрим практику о том, чем отличается выполнение работ от оказания услуг в плане последствий:
- овеществленные результаты работ передаются заказчику, и впоследствии он, являясь их правообладателем, может использовать их в своей деятельности или передать иным субъектам (постановление АС ВВО от 27.06.2017 № Ф01-2184/2017 по делу № А29-8173/2016, поддержанное Верховным Судом РФ);
- если отношения признаются подрядными (важен овеществленный результат), то положения договора даже если и называют оказываемые действия услугами, не имеют значения для квалификации отношений и определения применимых к ним норм (постановление АС ДО от 11.07.2016 № Ф03-2932/2016 по делу № А24-3262/2015);
- если спорные отношения квалифицируются как подрядные, то должны быть указаны сроки выполнения работ, неустановление таких сроков — основание для признания договора незаключенным (постановление ФАС ПО от 08.02.2011 по делу № А12-3977/2010);
- доводы о том, что единственным подтверждением оказания услуг являются акты сдачи-приемки, неверны, поскольку услуги не предполагают передачу овеществленного результата (определение ВАС РФ от 09.02.2011 № ВАС-398/11 по делу № А41-43209/09);
- если квалификация отношений была произведена нижестоящими судами неверно, однако это не привело к принятию неправильного решения, то отмена судебных актов не производится (постановление АС ПО от 07.07.2015 № Ф06-24865/2015 по делу № А55-10845/2014).
Другие варианты разграничения работ и услуг
Используются и другие варианты определения рассматриваемых понятий и их соотношения. В частности:
- услуги — результат деятельности компаний, направленный на удовлетворение потребительских потребностей (п. 128 методических рекомендаций (инструкции) по планированию, учету и калькулированию…, утв. Минэкономики РФ 16.07.1999);
- используются понятия отдельных видов услуг: бытовые услуги, услуги общественного питания (ст. 346.27 Налогового кодекса РФ), услуги по озеленению (ГОСТ Р 51929-2002 «Услуги жилищно-коммунальные. Термины и определения», утв. постановлением Госстандарта РФ от 20.08.2002 № 307-ст) и пр.;
- применительно к работам также имеются различные определения и выделение отдельных видов работ, например: горноспасательные работы (п. 1 ст. 5 закона «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 22.08.1995 № 151-ФЗ), работы на высоте (приказ Минтруда РФ «Об утверждении правил по охране труда при работе на высоте» от 28.03.2014 № 155н), работы по озеленению (Отраслевые особенности бюджетного учета в системе здравоохранения РФ, утв. Минздравсоцразвития РФ б/н б/д).
Как видно из примеров, используются, в частности, понятия «услуги по озеленению» и «работы по озеленению», но их разграничение не проводится, так как не требуется по смыслу документов.
Работы как разновидность объектов гражданских прав не получили легального определения ни в общих положениях об объектах гражданских прав, ни в статьях ГК РФ, посвященных их отдельным видам. Подобного рода пробел в законодательстве трудно объяснить, имея в виду, что одним из основных видов общественных отношений, регулируемых гражданским законодательством, являются отношения в сфере производства материальных благ.
Понятие и значимость работ как объектов гражданских прав следует определять на основании конкретных положений закона, содержащихся в разделах ГК, посвященных праву собственности и договорному праву. В праве собственности это — положение, касающееся прежде всего оснований приобретения права собственности (ст. ст. 218, 219 и 220 ГК РФ). В договорном праве характеристика работ как объектов гражданских прав дается в гл. 37 ГК РФ «Подряд».
Анализ положений закона, содержащихся в названных главах и статьях ГК РФ, позволяет сделать единственный вывод: объектом гражданских прав является не просто работа, а работа, ведущая к созданию овеществленного человеком результата его труда: возведенного здания, выращенной пшеницы, построенного космического корабля, сшитого брючного костюма и т.д. Другими словами, объект гражданских прав — работа плюс результат этой работы. Так, право собственности на здание, сооружение и другое вновь созданное недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (ст. 219 ГК РФ). По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить за вознаграждение по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику (п. 1 ст. 702 ГК РФ).
Услуги. Понятие «услуги» отсутствует в главе ГК РФ об объектах гражданских прав. В общем виде оно содержится в гл. 39 ГК РФ о возмездном оказании услуг, посвященной одноименному договору.
Под услугами понимается совершение одним лицом в пользу другого лица определенных действий или определенной деятельности. Данное определение, однако, не раскрывает специфики услуг как объектов гражданских прав и не отграничивает указанные действия и деятельность от действий, называемых работой в подрядных договорах.
На самом деле, действия и деятельность, относящиеся к услугам, также необходимо считать работой. Но в отличие от работы, воплощаемой в овеществленном результате, являющейся объектом подрядных отношений, действия и деятельность (работа), относимые к понятию «услуги», имеют две специфические особенности. Во-первых, потребляются лицом, в пользу которого совершаются, в самом процессе их осуществления. И, во-вторых, они не создают овеществленного результата. В качестве наиболее характерного примера можно привести деятельность туристических фирм, организующих туристические поездки групп граждан.
В качестве объектов гражданских прав можно отнести к числу услуг, названных в п. 2 ст. 779 ГК РФ, услуги связи, медицинские, ветеринарные, аудиторские, консультационные, информационные услуги, услуги по обучению и туристические услуги, а также услуги, предусмотренные в других главах ГК РФ. Это услуги по перевозке грузов, пассажиров и багажа (гл. 40), экспедиционные услуги на транспорте (гл. 41), услуги, оказываемые банками (по договорам банковского вклада и банковского счета, по расчетным операциям (гл. гл. 44, 45, 46), услуги по хранению вещей (гл. 47), услуги, оказываемые в рамках договоров поручения (гл. 49), комиссии (гл. 51), доверительного управления имуществом (гл. 53). Перечень услуг как объектов гражданских прав не является исчерпывающим.
Разграничение рассматриваемых понятий в гражданском и трудовом праве
Выше была обозначена разница между понятиями услуги и работы в гражданском праве. Вместе с тем указанные категории используются и в других отраслях, в частности в трудовом праве.
Понятие «услуга» встречается, например, в следующем контексте:
- заведомо временное расширение объема оказываемых работодателем услуг — основание для срочных трудовых договоров (п. 5 ч. 1 ст. 59 Трудового кодекса РФ);
- термин «оказание услуг» используется применительно к деятельности не только компании, но и работников, в частности в норме о том, что достижение сотрудниками высокого уровня оказания услуг не является основанием для пересмотра норм труда (ч. 3 ст. 160 ТК РФ).
Понятие «работа» является в трудовом праве более употребляемым, чем услуги (продвижение по работе, стаж работы — ст. 2 ТК РФ, место выполнения работы — ч. 4 ст. 13 ТК РФ и пр.). При этом как таковое разграничение услуг и работ для трудовых отношений не столь значимо, как для гражданско-правовых.
Государственный заказ необходим для реализации следующих задач:
- Поддержание отечественного производителя. Данная функция обуславливается тем, что большая часть товаров, работ, услуг, включенных в систему госзакупок, выпускаются именно российскими предприятиями.
- Расширение реального платежеспособного спроса на продукцию. Это, в свою очередь, формирует благоприятную атмосферу для развития отечественной промышленности.
- Благодаря конкурсной основе расширяется поле для совершенствования здоровой конкуренции между производителями. Вследствие этого, формируются условия для выпуска более качественного товара, а также более эффективного использования средств.
- Гарантия поступления продукции, работ, услуг, необходимых для удовлетворения госнужд.
Договор услуг или подряда: что лучше выбрать?
Таким образом, ООО «Бриз» заключило договор подряда с ФГУП на сумму более 4 млн руб. и договор оказания услуг с ООО «Респект» на сумму 3,5 млн руб., которые отнесло к себе в расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу по налогу на прибыль (см.
Схему 1). Основаниями такого рода выводов для налогового органа послужили семь аргументов: Исходя из названных обстоятельств, налоговая инспекция сделала вывод о наличии схемы ухода от налогообложения ООО «Бриз» и притворности оказанных ООО «Респект» услуг по договору. Арбитражные суды не поддержали доводы налогового органа и встали на сторону налогоплательщика. В качестве контраргументов на доводы налогового органа судьи высказали следующие: В период действия договора подряда заявки от ООО «Бриз» об оформ лении пропусков для работников ООО «Респект», так же, как и заявки от субподрядчика на оформление пропусков ФГУП, не регистрировались. Из анализа и оценки документов, а также исходя из осуществляемого ООО «Бриз» вида деятельности суды сделали вывод, что расходы по оплате работ по подъему со дна берега кораблей направлены на получение доходов, связанных со спецификой его деятельности. Таким образом, суд признал расходы налогоплательщика правомерными на всю сумму в 3,5 млн руб.
и отклонил аргументы налогового органа, служащие указанием на то, что речь идет о применении схемы ухода от налога на прибыль. Сложно сказать, как в подобном процессе поведет себя суд и какие аргументы примет для квалификации договора. В некоторых случаях решающую роль в квалификации договора играет вид осуществляемых действий.
В целом судебная практика считает, что результат является одним из основополагающих критериев договора подряда.
Однако для налогового органа важным являлось указание на применение обществом схемы, а подтверждением данного факта служило указание на выполнение работ лично ООО «Бриз». В данном случае и о злоупотреблении правом налоговые органы ничего не сказали.
А это, на наш взгляд, было большим упущением с их стороны, так как косвенных улик в деле было явно недостаточно для поддержания своей позиции.
См., например, Брагинский В.В., Витрянский М.И. Договорное право. – М., 2007. – С. 221.Вернуться назад
Разница между работой и услугой
Современные общественные отношения строятся вокруг денег – нравится нам это или нет. Понятиями, которые используются шире всего для отражения деятельности человека и результатов его труда, стали «работы» и «услуги». Являются ли они равнозначными или между ними существуют определённые отличия? Поверхностный анализ законодательства и практики говорит о том, что данные явления относятся к различными сферам отношений.
Работа – это деятельность человека, направленная на создание материальных благ, в процессе которой исходные материалы приобретают новое состояние либо добываются. Так, резьба по дереву даёт возможность создавать доски, брусья и мебель. Обработка продуктов питания превращает их в блюда и кулинарные изыски. Таким образом, работа — это фактор производства, направленный на удовлетворение материальных потребностей и нужд человека. Синонимом является слово труд, которое ёмко выражает данный феномен.
Услуга – это целенаправленное действие, направленное на удовлетворение нематериальных потребностей потребителя. Оно всегда совершается в интересах третьего лица на основании договоренности. Нельзя оказать услугу самому себе: это противоречит самой сути понятия. Сюда же относится и кратковременное пользование чужими предметами без передачи права собственности.
Главное отличие между данными понятиями – это их выражение, что зафиксировано в законодательстве. Работа – всегда материальна: производство строительных материалов, хлеба, компьютеров. Услуга – напротив, может быть нематериальной: лечение зубов, психологическая помощь, солярий. Это формирует и отношение к различным категориям. Так, по результатам выполнения работ составляется акт, в котором фиксируются основные положения (количество установленных окон, демонтированных рам и т.д.).
Что понимается под себестоимостью услуг
Оказывая определенного вида, рода и характера услуги населению, хозяйствующие субъекты определяют ее себестоимость, размер которой индивидуален для каждой из услуг. Для этого рассчитывается совокупность сумм на осуществление затрат при оказании конкретной услуги. Все затраты, входящие в себестоимость услуг, группируются:
- по статьям калькуляции;
- по элементам затрат.
Себестоимость продукции работ, услуг представляет собой стоимость затраченных в процессе производства продукции, оказания услуг или выполнения работ ресурсов. Подсчитывается стоимость затраченных ресурсов как на производство продукции (оказание услуг, выполнение работ), так и на реализацию услуг, работ, продукции.
Покажем на примере в таблице 1, как рассчитать себестоимость услуги «Обычный маникюр без покрытия» в салоне красоты.
Таблица 1. Расчет себестоимости услуги «Обычный маникюр без покрытия»
Статья калькуляции | Сумма, руб. |
---|---|
1) Материальные затраты (дезинфектор. жидкость для удаления кутикулы, обезжириватель, мало для кутикулы и др.) | 20,03 |
2) Оплата труда | 120 |
3) Отчисления на оплату труда | 36,03 |
4) Расходы на электроэнергию | 2,30 |
5) Расходы на воду | 1,25 |
6) Расходы на расходные материалы | 4,56 |
Итого себестоимость (1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7) | 184,17 |