Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пенсия пилотов гражданской авиации в россии». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В нашей стране работники не смогут получать выплаты, превышающие 75 процентов от среднего заработка. Предположим, что гражданин всю свою жизнь получал зарплату в размере трёхсот тысяч рублей. Тогда размер его пенсии составит 225 тысяч рублей.
Общие условия назначения пенсии лётчикам
Существуют определённые условия, при соблюдении которых лётчику будут назначены пенсионные выплаты в определённом размере. Если специалист решит записать заявление об увольнении по выслуге лет, ему нужно будет подтвердить свой стаж в авиационной сфере. Перечислим ещё ряд необходимых условий:
- у специалиста должно быть российское гражданство;
- у специалисты должны быть основания для отставки по выслуге лет;
- также причиной может быть плохое состояние здоровья, из-за чего специалист не сможет больше продолжать вести трудовую деятельность.
Чтобы пилот вертолёта смог получить стаж, количество лётных часов должно составлять:
- 3,1 тысячи – для мужчин;
- 2,480 – для женщин.
Цифра иная у пилотов лайнеров:
- шесть тысяч – для мужчин;
- 4,8 тысячи – для женщин.
Порядок оформления пенсии представителями лётного состава гражданской авиации
Вопрос расчёта пенсионной выплаты члену лётного состава гражданской авиации мы рассмотрели выше. Чтобы её получить, необходимо предварительно пройти оформление пенсии. Для этого нужно собрать необходимые бумаги и направить их в ПФ РФ по месту жительства. В их число входят следующие:
- заявление, где указано, что гражданин просить начислить ему выплату;
- бумаги, подтверждающие трудовой стаж – трудовая книжка (даёт основание для доплаты);
- бумаги, где отмечено число лётных часов (лётная книжка, также подойдёт справка Ространснадзора);
- бумага, где указана средняя зарплата (либо за пять лет непрерывного трудового стажа, либо за последние два года на выбор специалсита).
После этого документы рассмотрят. Как только все процедуры будут завершены и начисление выплат одобрено, переводить их будут за счёт взносов от предприятия, где работал специалист. То есть авиакомпании оплачивают не только единый соцналог, но и 14 процентов страхового взноса в ПФ РФ.
Условия раннего выхода на пенсию
У специалиста есть возможность отправиться на пенсию ранее положенного срока. Однако это очень серьёзный вопрос, и такой уход одобрят не во всех случаях. Для этого должны быть веские основания. Данное решение зависит, в том числе, и от общего времени трудовой деятельности. Если гражданин рано поступил в лётную школу, соблюдал условия полётов, он может уйти досрочно после 25-ти лет работы в организации. Это касается сотрудников мужчин. Женщины могут отправиться на пенсию уже после 20-ти лет работы.
Отметим, что для лётчиков, управляющих вертолётами, эти цифры иные. Причина заключается в том, что рисков в их полётах больше, а также условия труда являются менее комфортными.
В целом вопрос о раннем выходе на пенсию рассматривается в индивидуальном порядке в зависимости от ситуации и состояния здоровья специалиста.
Основные законодательные акты
В 2018 году начисление и оформление выплат производится на основании закона РФ “О страховых пенсиях”. Существуют отдельные слои населения, работающие в опасных или вредных условиях. К этой категории относятся члены летного состава гражданской авиации. Для них устанавливаются доплаты, прописанные в основном нормативно-правовом акте страны и в дополнительных:
- ФЗ “О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации”;
- постановление Правительства ” Об утверждении списка должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работа в которых дает право на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с ФЗ”.
Некоторые моменты порядка начисления и расчетов освещаются в приложениях к законам.
Принципы начисления выплат летному составу
Многим специалистам, чья профессиональная деятельность связана с угрозой здоровью, а также тяжелыми трудовыми условиями, государство обеспечивает начисление дополнительных выплат.
Для летчиков гражданской авиации назначение пенсии регламентируется законодательно как общими законами о пенсионном обеспечении граждан РФ (Федеральные законы №166-ФЗ, №400-ФЗ, №173-ФЗ), так и специальными актами:
- Федеральный закон №155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации»;
- Постановление Правительства РФ от 14 марта 2003 г. № 155 «Об утверждении списка должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работа в которых дает право летному составу гражданской авиации на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации», и Правил исчисления выслуги лет, дающей право на ежемесячную доплату к пенсии».
Главной особенностью отправления на пенсию данной профессиональной категории граждан выступает отсутствие необходимости достижения пенсионного возраста, установленного в России. Назначение пенсионного пособия возможно по выслуге лет, при этом 20 часов полетов летчика равны 1 месяцу трудового стажа.
Крах авиации: пилоты и бортпроводники остаются без пенсий и льгот
В ближайшем будущем пилоты и бортпроводники большинства авиакомпаний могут остаться без досрочного выхода на пенсию и других «плюшек», положенных за вредность профессии. Виной тому – принятый в 2014-м году закон о специальной оценке условий труда (СОУТ). Согласно нему, до конца 2018-го года работодатели обязаны обследовать рабочие места своих подчиненных и присвоить им один из 4-х классов опасности.
Чем этот класс меньше, тем меньше отчислений в Пенсионный фонд платит работодатель. Выгода для авиакомпании (в которой и пилоты, и бортпроводники входят в список особо вредных профессий) заинтересованы в снижении убытков. На одном бортпроводнике с зарплатой в 50 тыс руб, при снижении класса опасности компания сэкономит 48 тыс в год. В масштабе одного авиаперевозчика это экономия нескольких сотен миллионов в год.
Чтобы узнать размер дополнительной выплаты, нужно воспользоваться формулой.
ВД = СЗ * (С/СДР) * (В/Д) * К, где:
- ВД –надбавка;
- СЗ – средний уровень заработка с учетом индексации;
- С – средний достаток гражданина, который отражается в справке, выданной за последние 2 года. Также период может быть равен 5 годам;
- СДР – усредненная величина зарплаты за перелеты в России;
- В – среднее количество перечислений, сделанных в бюджет пенсионного органа за предшествующий квартал;
- Д – количество денег на начало периода выплат, которые нужны для осуществления доплат к пособию;
- К – коэффициент повышающего значения.
Законодательная основа: пенсия летного состава.
Пенсия летного состава гражданской авиации начисляется, основывается на общих законах ТК РФ, в дополнении к ним использую специальные акты: ПП РФ № 155, ФЗ № 155.
Всем специалистам, трудовая деятельность которых, связана с рисками, государство гарантирует компенсации.
В законах предоставлена информация по должностным спискам, правилам начисления выплат по выслуге, доп. соцобеспечению летного состава.
Важно! Принцип расчета времени, после которого летчик имеет право уйти на пенсию, отличается от расчета простых людей.
Так 20 ч полета приравнивается к 1 мес. стандартного трудового стажа. В дополнении учитывается звание пилота, средний заработок за выбранный период.
Пенсия пилотов гражданской авиации в россии
Оформление доплаты, положенной сотрудникам авиации (ФЗ № 155), производится в пенсионном фонде. При этом потребуется определенный пакет бумаг:
- заявление;
- паспорт;
- трудовая книжка;
- летная книжка или справка о налете часов;
- документ о заработной плате за последние два года летной работы (или за 5 лет подряд).
Доплата будет выплачиваться одновременно с пенсией. Размер этой надбавки рассчитывается индивидуально.
Профессия летчик связана не только с высоким доходом и социальными преимуществами, но и с большим риском. Пилот во время выполнения своей работы несет ответственность не только за себя, но и за чужие жизни: членов экипажа, пассажиров. Поэтому все те бонусы, которые предоставляет государство этим специалистам — вполне заслуженные.
О трудовых пенсиях и доплате к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации с 01 августа 2014 года.
В ПЛС России часто поступают обращения с просьбой дать разъяснения по процедуре установления досрочной пенсии.
Сейчас сразу несколько российских авиакомпаний собираются создать собственный учебный летный отряд. Так эти авиаперевозчики пытаются решить проблему острой нехватки кадров. По предварительным подсчетам, уже через несколько лет самолеты в нашей стране будет некому пилотировать.
К – коэффициент на долю средней зарплаты, который составляет 0,55 при отработке полного трудового стажа (20 и 25 лет) и прибавка на 0,1 за каждый следующий сверхурочный год (максимальный коэффициент 0,75).
Если работать становиться невозможно по состоянию здоровья, то получать трудовую пенсию как бывший летчик ГА можно, если трудовой стаж в летном составе составил 15-т лет или 20-т лет, в зависимости от пола пенсионера.
Особенно остро нехватка летных кадров ощущается в удаленных регионах страны. «У нас лет десять не было молодых специалистов, — признался «НИ» командир корабля Владимир Шапошников. — Средний возраст наших пилотов приближается к 50 годам. Переучивать на новые самолеты фактически некого. На Боинги раньше переучивали пилотов до 45 лет, сейчас изменили ограничение — до 50 лет».
Кроме того, в качестве дополнительной гарантии социального обеспечения в связи с опасными и напряженными условиями труда предусмотрена доплата к пенсии членам летных экипажей воздушный судов гражданской авиации (выплачивается за счет средств, поступающих в ПФР от организаций, использующих труд членов летных экипажей).
На территории Украины с 2018 года действуют поправки в закон, на основании которых, для получения пенсии член летного состава должен пролетать не на 20-ть и 25-ть лет, а на 25-ть и 30-ть.
Если говорить о летчике-пенсионере, проживающем в г. Москва, обращаться необходимо в то отделение, которое ближе к адресу регистрации гражданина.
Летный стаж рассчитывают путем деления часов налета на установленную норму часов в месяц. Для самолетов эта норма составляет 20 часов, для вертолетов – 12 часов.
То есть мы можем уйти через 12,5 лет работы. Но у пилотов почему-то небольшие пенсии. Поэтому все стараются налетать 12 тысяч часов (24 года работы), за которые дают максимальную пенсию. Но и она не дотягивает даже до 10 тысяч рублей. А средняя пенсия — шесть тысяч рублей». Пилоты говорят, что эта сумма — в разы меньше, чем их зарплата.
Особенности начисления: господдержка оказывается и военным, и гражданским пилотам. Но есть ряд особенностей для разных категорий. В связи с особенностями трудовой деятельности лиц, занятых при эксплуатации и испытаниях летательных аппаратов – высокой опасностью для жизни и здоровья – эти граждане имеют право рассчитывать на заслуженный отдых раньше, чем остальные российские труженики. Кто входит в группу лётно-испытательного состава:
- пилоты, штурманы, бортмеханики – непосредственные участники воздушного движения, управляющие самолётами и вертолётами; космонавты; лётчики-испытатели и инструкторы;
- конструкторы и инженеры, занимающиеся практическими полётами;
- руководители, инспекторы указанной сферы.
Общие условия назначения пенсии летчикам
Государственные структуры, уполномоченные оформлять пенсионное обеспечение, назначают выплаты летчикам при наличии 20 лет (для лиц женского пола), 25 лет (для лиц мужского пола) стажа. Становясь пенсионером, гражданин должен иметь звания/должности, подтверждающие, что он связан с авиацией.
Общий перечень условий назначения пенсионного обеспечения для летчиков выглядит так:
- наличие российского гражданства;
- наличие необходимого стажа;
- наличие оснований на оформление пенсионного обеспечения по выслуге лет;
- увольнение в запас из-за проблем со здоровьем;
- увольнение в запас по другим причинам, которые считаются уважительными в Российской Федерации.
Тип техники, на которой выполнял свои обязанности гражданин, тоже имеет значение.
Военными летчиками являются люди, управлявшие:
- стратегическим бомбардировщиком;
- военно-транспортным самолетом;
- истребителем;
- вертолетом;
- тактическим бомбардировщиком.
Кто относится к военным летчикам
Соответственно с указом правительства, утвержден список должностей, которые подлежат государственному пенсионному обеспечению по выслуге лет:
- Пилоты. Сюда относятся летчики, бортинженеры, парашютисты испытательного состава, которые занимаются тестированием авиации и входят в состав штатного экипажа.
- Инженеры, которые совершают полеты по тестированиям, сдаче, приемке авиации, ее систем, узлов, аппаратов и оснащения. У этой категории служащих должны быть свидетельства, которые допускают их к тестированию авиации.
- Сотрудники, которые инспектируют летчиков при тестированиях, руководят испытаниями.
Доплаты к пенсии представителям летного состава гражданской авиации
Существуют доплаты к пенсионным выплата для специалистов, которые продолжили свою трудовую деятельность после достижения определённого возраста. Таким образом, данные сотрудники уже имеют нужный стаж, однако продолжают работать в организации. При этом по закону могут быть выплачены начисления из-за специфики работы, которая является непростой.
Доплата к пенсионной выплате считается самостоятельным соцпособием. Стоит отметить, что ей размер не зависит от вида или размера пенсии, которую пожилому человеку уже выплачивают. Необходимо обратить внимание на следующие нюансы, от которых будет зависеть доплата к пенсионной выплате:
- выслуга лет;
- сумма взносов;
- средняя ежемесячная зарплата гражданина (период трудовой деятельности он вправе выбрать самостоятельно);
- средняя зарплата жителей страны.
Стоит отметить, что размер доплат пересматривают четырежды в год, то есть каждый квартал. Пожилой человек получает надбавки каждый месяц вместе с пенсионной выплатой. При этом если гражданин решит вернуться на своё место работы, то начисление доплаты приостанавливают с начала следующего месяца. После того, как сотрудник уволится, он может вновь потребовать получения данной выплаты.