- Компенсации

Отказ в страховании ОСАГО — что делать, если страховая нарушает закон

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отказ в страховании ОСАГО — что делать, если страховая нарушает закон». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В письме Банка России от 14 октября 2021 отмечено, что необоснованный отказ страховой организации от заключения договора ОСАГО является основанием для применения административных мер, предусмотренных статьей 15.34.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Рабочий способ оформить полис при отказе страховой

Выше мы уже говорили, что отказ страховой оформить полис ОСАГО почти всегда звучит только устно. То есть сотрудник понимает, что ему в данный момент вы ничего сделать не можете, и он пользуется тем, что его прикрывает начальство. И выполняет их указания.

Чтобы этого избежать, нужно обращаться к страховщику письменно. И делать это нужно правильно.

То есть либо приехать в офис страховой компании и подать в приёмную под отметку о принятии (она ставится на вашей копии заявления). Должны быть указаны:

  • ФИО и должность лица, принявшего заявление,
  • дата принятия,
  • а также печать организации.

Можно отправить почтой, иногда это проще. Но нужно направлять ценное письмо с описью вложения и с уведомлением о вручении. Это делается для того, чтобы письмо можно было отследить, и были доказательства, что именно вы отправили в страховую компанию.

Почему компании отказывают в оформлении ОСАГО

Вы пришли в привычную для вас страховую компанию и готовы заплатить ежегодную обязательную сумму, для того, чтобы ездить на любимой машине. Да, сумма небольшая, тем не менее, мы выбираем комфортную и удобную для нас страховую компанию. Но в этом году новый менеджер вдруг ни с того ни с сего вам отказала. Можно ли адекватно объяснить необоснованный отказ страховщика?

Давайте взглянем на сложившуюся ситуацию с точки зрения владельца страховой компании. Естественно, цель деятельности любой коммерческой фирмы – получение прибыли. Как только деятельность начинает приносить убытки, встаёт актуальный вопрос о сокращении собственных расходов.

Одна из убыточных статей страховой фирмы – продажа полисов ОСАГО. Страховая пытается выкрутиться и остаться наплаву, повышая цену на полис. Но эта мера не всегда приносит ожидаемый результат. Руководитель прибегает к крайним мерам, и сотрудники начинают отказывать клиентам. Многим наверняка знакома фраза: «У нас нет бланков для печати полиса», или же ссылают на недостаточное количество документов, иногда требуют ещё раз проверить автомобиль на наличие неисправностей. Оправданий и причин можно услышать миллион.

Причины отказа в оформлении полиса

Оформление ОСАГО – это обыденность для любого водителя. Те же, кто столкнулся с отказом, хотят знать причину и устранить ее. Но причины зачастую не называются страховщиками, выглядят неубедительно и вызывают резонные сомнения в законности.

Одна главная причина отказов – это заведомая убыточность по конкретному договору. В настоящее время обязательное страхование становится невыгодно организациям. Тарифы невысокие, а выплаты с каждым годом растут и СК стараются сократить количество договоров ОСАГО. Или вообще закрывают представительства в самых неблагополучных по статистике ДТП и величине выплат регионах. Поэтому страховщики отказывают в оформлении под видом неполного пакета документов, больших очередей, неработающих программ или приводя иные подобные «аргументы».

Стараются не страховать автомобили, возраст которых перешагнул отметку в 10 лет, из-за изношенности механизмов, ведь ремонт такого авто обойдется дороже при наступлении страхового случая. Владельцев таких транспортных средств ставят в заведомо невыгодные для них условия при заключении сделки. Повышают тарифы, занижают товарную стоимость авто путем расчета больших процентов на износ и др.

Что делать в таких ситуациях?

Если отказали в выплате и возникновении вреда в результате умысла и форс-мажора обязанности по его возмещению возлагаются на потерпевшего.

В исключительных случаях (военные действия, радиационные аварии и пр.) возможны какие то госпрограммы поддержки и компенсации.

Ущерб в случаях, когда событие не является страховым, возмещается виновником или страховщиком, осуществившим страхование рисков по другим договорам. В любом случае общий порядок действий таков:

  1. Фиксация события компетентными органами или в установленном законом и иными, чем ОСАГО, правилами страхования порядке, в т. ч. в зависимости от обстоятельств:
      вызов ГИБДД и оформление происшествия;
  2. составление актов, заполнение специальных норм (о несчастном случае, факте ущерба и т. д.);
  3. фиксация физических повреждений в медучреждениях и т. д.
  4. Обращение к страховщику, застраховавшему риски по основанию иному, чем ОСАГО, формулировка требований к причинителю вреда.
  5. При не урегулировании вопроса добровольно — обращение в суд с соблюдением претензионной процедуры, если это предусмотрено законом или договором.
Читайте также:  Кто относится к детям войны в пермском крае

Как пытались устранить проблему

Границы минимального и максимального значения базовой ставки полисов – иными словами, тарифный коридор – расширили на 10% вверх и вниз для легковушек физлиц, на 4,9% – для общественного транспорта и на 30% для других категорий транспортных средств, в том числе для такси. Эта мера должна была снизить количество отказов за счет повышения стоимости страховки для категорий, представляющих большие риски. Но этого не произошло.

Решить проблему с отказами не удалось и за счет повышения коэффициента по возрасту и стажу водителя: для водителей в возрасте от 16 до 25 лет ОСАГО стало ощутимо дороже. Для водителей старше 40 лет или со стажем более 10 лет полис, напротив, подешевел.

В апреле 2022 года ожидается введение нового расчета коэффициента безаварийного вождения (бонус-малус). Пока что ни одна из этих мер не помогла решить проблему с отказами – автомобилисты продолжают жаловаться.

Что делать, если вам отказывают в покупке полиса?

Главная задача – зафиксировать факт отказа. Сделать это можно двумя способами:

  • Аудио- или видеофиксация. Есть небольшой нюанс: для того, чтобы запись признали в суде, вы должны перед её включением обязательно сообщить собеседнику, что планируете фиксировать его разговор.
  • Письменный отказ в оформлении полиса. Конечно, вряд ли страховой агент так просто согласится предоставить вам бумагу с отказом. Но если вы отправите официальный запрос в компанию, по закону вам должны ответить. В письме изложите свою просьбу оформить ОСАГО и сообщите, что при обращении в офис вам в этом отказали. Закажите почтовое уведомление о получении вашего письма, чтобы при необходимости подтвердить: компания в курсе ситуации.

Штраф, если забыл страховой полис ОСАГО дома

Управление автомобилем сопровождается целым перечнем обязательных условий и требований, за неисполнение которых ГИБДД имеет право штрафовать нарушителей, опираясь на нормы Правил дорожного движения и Кодекса об административных правонарушениях.

Законодательством предусмотрено, что каждый водитель должен иметь с собой и предъявлять по требованию инспектора обязательный перечень документов, среди которых присутствует полис обязательного страхования.

Какое наказание и штраф грозят водителю за езду без полиса ОСАГО, если водитель забыл его дома или в другом месте? Имеет ли водитель право на устранение этого нарушения и сколько дается времени на то, чтобы водителю могли привезти страховку? Ответим на эти вопросы в данной статье.

Нововведения 2021 года

Езда без страховки в России в 2021 году станет более «прозрачной»: за нарушителями будут следить видеокамеры. Оборудование будет фиксировать автомобили, а затем проверять, застрахованы ли они. Водители, которые решили сэкономить на ОСАГО, получат письма – им придется заплатить штраф.

Также Госдума рассматривает законопроект, который предусматривает значительное увеличение санкций для тех, кто не оформляет страховой договор вовсе. Планируется, что штраф составит 5 тысяч рублей (что приблизительно равно стоимости страховки). По статистике ГИБДД, около 10% автолюбителей передвигаются без страхового полиса. Если законопроект будет одобрен, то ездить без страховки станет вовсе не выгодно.

Почему нужно заключать страховой договор?

Штраф за езду без страховки – пустяк по сравнению с возможностью попасть в ДТП. Если по вашей вине пострадает другой автомобиль, будет нанесен вред здоровью или жизни человека, то придется все оплачивать самостоятельно. Если авто застраховано, то выплатами займется страховая компания: максимальная компенсация за нанесение вреда имуществу – 400 тысяч рублей, а здоровью, жизни – 500 тысяч рублей. Таким образом, наличие ОСАГО является гарантом вашего спокойствия и сохранности бюджета.

Сегодня оформить страховку можно даже без посещения офиса. Компании предлагают покупку онлайн. Вам нужно указать личные данные и информацию об авто, выбрать подходящую программу страхования и ожидать документ по электронной почте.

ОСАГО: не так дорого, как кажется

Водители нередко отказываются от покупки страховки по финансовым причинам. Однако есть несколько способов сэкономить:

  • Выбрать страховую компанию с самым низким базовым тарифом.
  • Купить сертификат на меньший срок, если вы используете авто временно.
  • Аккуратно водить машину: если в течение года вы ни разу не попали в аварию, то коэффициент «Бонус-малус» позволит получить скидку 5%.
  • Воспользоваться программами комплексного страхования. Иногда страховщики предлагают скидку, если клиент оформляет несколько полисов сразу и страхует не только авто, но также квартиру, жизнь, здоровье.
  • Выбрать авто со средней мощностью мотора. Чем мощнее двигатель, тем дороже полис. Рекомендация актуальна для тех, кто еще не приобрел авто.
  • Указать в полисе конкретный перечень лиц, которые имеют право управлять машиной. Если вы выбираете графу «Без ограничений», то стоимость полиса увеличивается почти в 2 раза.
Читайте также:  Как взыскать судебные расходы?

Как исправить ошибку в электронном полисе ОСАГО, что делать

Если каждый автовладелец будет ответственно подходить к вопросу автострахования и не станет им пренебрегать в целях экономии финансовых средств, то аварийных ситуаций на наших дорогах будет гораздо меньше. На некоторых сайтах эти сведения вписываются вручную.

Оформление ОСАГО по интернету Оказалось, эти тонкости уже давно никого не волнуют: никто не бегает за каждым клиентом, бегают от него — причем на самом первом этапе оформления договора. Проблем с получением выплат мы даже не касаемся в этой статье, об этом стоит написать особо. В этом письме Банк России регулятор рынка ОСАГО в России указывает, что если страхователь лично обратился к страховщику и предоставил все необходимые документы для заключения договора ОСАГО, то страховщик должен заключить договор в день обращения. Подобные действия запрещены и могут привести к болезненным санкциям для страховщиков со стороны РСА и ЦБ РФ.

Страхование кредитных автомобилей

Выдавая кредит на покупку автомобиля, банк считает, что авто — не очень надежный залог: его могут угнать или сильно повредить при ДТП. Поэтому одно из обязательных условий автокредитования — это оформление полного страхования КАСКО. Многие водители, считая себя опытными и аккуратными, хотят этого избежать. Однако страхование нужно не только из-за требований банков, важно знать последствия отказа от КАСКО при автокредите:

  • при оформлении кредита процентная ставка вырастет, а срок кредитования уменьшится;
  • нужно будет внести большой первоначальный взнос;
  • возможно, появятся дополнительные банковские комиссии за подписание договора и обслуживание кредита;
  • при угоне авто вы продолжите выплачивать за него кредит;
  • при сильных повреждениях авто, вы будете самостоятельно восстанавливать машину, плюс платить кредит по тем же условиям.

Постановления Верховного суда в отношении отсутствия ОСАГО у пострадавшего

В июне 2016 года Президиум Верховного Суда РФ утвердил обзор практики судебных дел, которые связаны с ОСАГО. В шестом пункте документа рассматривается пример: пострадавший в аварии может обратиться к страховщику за прямым возмещением ущерба. Оказалось, что авто было куплено недавно. Пострадавший предъявил страховщику автогражданку с неограниченным количеством водителей (получил от предыдущего собственника машины), на момент ДТП документ продолжал действовать. Страховщик отказал ему в прямом возмещении потерь.

Суд занял сторону страховщика, поскольку «после подписания соглашения по ОСАГО замена авто, изменение срока страхования и страхователя не допускаются». Такой порядок устанавливает Постановление Пленума ВС РФ №58 от 26.12.17 в пункте 11. Другими словами, на дату дорожно-транспортного происшествия у пострадавшего не было действующего полиса автогражданки, поэтому он должен направить заявление о покрытии убытков страховой виновника в инциденте.

В Обзоре ВС в пункте 16 сообщается о деле о поддельной страховке у пострадавшего в аварии. Судебный орган установил, что «при отсутствии доказательств подписания соглашения автогражданки и установления факта поддельности страховая компания не обязана производить возмещение ущерба».

Способы фиксации отказа

При нежелании сотрудников компании письменно отказывать в оформлении полиса, необходимо получить законные основания для обращения в суд. Такие основания можно получить зафиксировав факт отказа на видео- или аудионоситель (видеокамеру, мобильный телефон и др.). Чтобы этот метод был законным, необходимо перед включением средств фиксации обязательно предупредить сотрудника страхового агентства о том, что будет вестись аудио- или видеозапись. Прежде чем ее делать, уже после включения средства фиксации, нужно также озвучить информацию о том, что сотрудник предупрежден. Это предупреждение страхователь также должен зафиксировать на своем записывающем устройстве. Только в таком случае данный метод может иметь серьезный вес в суде. Желательно, чтобы во время записи общения с представителем страховой компании присутствовали свидетели. Можно взять свидетельские показания и у них, также записав это на видео.

В случае, когда сотрудник страховой компании не был уведомлен о том, что ведется запись, такой метод фиксации будет считаться незаконным, и им невозможно будет воспользоваться в суде.

Ответственность и штрафы за нарушение закона при оформлении ОСАГО

В Законе «Об ОСАГО» сказано, что владелец транспортного средства имеет право самостоятельно выбирать страховую компанию для заключения договора. Если выбранная им компания получила от автовладельца все необходимые документы и письменное заявление, она обязана оформить ему полис ОСАГО (статья 426 Гражданского Кодекса РФ и статья 1 ФЗ № 40).

В соответствии с ФЗ № 223 от 21 июля 2014 г., в случае, если при заключении публичного договора отказ страховой компании был необоснованным, при этом страхователю были навязаны другие услуги, не являющиеся обязательными, такая ситуация является административным правонарушением (в соответствии со ст. 15.43.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Эти изменения позволяют карать штрафом страховые компании, которые необоснованно отказывают автовладельцу в законном праве оформить полис. Такое же наказание грозит и при навязывании дополнительных услуг.

Не нужно бояться быть прямолинейным, следует уверенно отстаивать свои права. Необходимо иметь крепкие нервы и пользоваться нормами закона, которые при отказе страховой в оформлении ОСАГО стоят на стороне автовладельца и делать все возможное, чтобы получить необходимый полис.

Приобретение ОСАГО приравнивается к обязательному условию, как для водителя, так и служащим СК. Однако последние пытаются обойти законодательство, не заключая договора автогражданской ответственности на машины старше 10 лет. Подобное игнорирование интересов владельцев транспортных средств дает, предоставляет повод водителю обратиться в суд с необходимыми для этого документами.

Оформить полис ОСАГО на машину старше 10 лет вы можете прямо у нас на сайте. Просто запишитесь на бесплатную консультацию к нашему специалисту в специальной форме. Также мы поможем с подготовкой всех необходимых документов для суда и спора со страховой.

Ждем ваши вопросы.

Читайте также:  О реализации мер социальной поддержки семей с детьми в Республике Татарстан

Как вам удалось застраховать ваше авто по ОСАГО? Напишите нам в комментариях.

Будем признательны за оценку поста и репост.

Какое наказание может понести страховая компания

Когда дело дойдёт до наказаний, то не поздоровиться не только страховому агенту, отказавшему в страховке, но и всей компании. Самая действенная форма наказания — штраф. Для агента он составит около 50 тысяч рублей, а для всей компании — от 100 до 300 тысяч.

Иногда даже вашей чёткой аргументации и знания законов бывает достаточно для того, чтобы убедить страховую компанию действовать чисто и порядочно. Не ставьте под сомнение собственную правоту и идите на попятную, если точно уверены в том, что закон на вашей стороне. Знайте, что отказать в оформлении ОСАГО могут только по трем причинам, остальные аргументы — это желание получить дополнительную наживу или избавиться от невыгодного клиента любым способом.

Выбирайте для оформления полиса только проверенные компании с хорошей репутацией и прозрачными условиями сделки. Не позволяйте обманывать себя и не соглашайтесь на невыгодные для себя условия.

Суть проблемы и нюансы страхования возрастных машин

Оформление автогражданки говорит о том, что все транспортные средства без исключения, не зависимо от их возраста, периода эксплуатации подлежат страхованию. Здесь не важно, машина насчитывает 7-летний стаж, или она перевалила эту отметку. Однако это беспроблемно осуществимо только на словах.

Автомобили после семилетнего пребывания на дорогах считаются проблемными по причине технического износа механизмов. Поэтому получение свидетельства вызывает некоторые проблемы. Подобному транспорту некоторые агентства предъявляют особые требования. Таковыми классическим условиями считаются следующие факторы:

  • возраст отечественного транспортного средства не должен превышать 7 лет, зарубежного производства — 12,
  • заключение договора лишь при констатации ущерба, если возраст изношенности приближается к указанной цифре, либо немного ее превышает,
  • отсутствие компенсации по расходным материалам при условии проведения ремонта.

Страховому агенту легче отказать обратившемуся заявителю, чем дать согласие на заключение соглашения с последующей выдачей свидетельства. Частые поломки, различные неисправности послужат ему причиной рекламации, что зачастую приводит к несогласованию сторон для авто старше 10 лет.

Внимание! Владельцу изношенного транспортного средства рекомендуется обжаловать отказ компании в Центробанке Российской Федерации, Роспотребнадзоре, либо Российском союзе автомобильных страховщиков.

Основанием для получения полиса служит правильно заполненная диагностическая карта. Она выдается оператором технического освидетельствования дорожной инспекции после ликвидации всех неисправностей. Но получение последней еще не гарантирует полис, агентство вправе предъявить к транспорту некоторые индивидуальные требования, как то:

  • срок износа назначается после выхода того из салона, причем следующий за ним год эксплуатации снижает товарную стоимость на 15%, а последующие еще по 10,
  • либо каждый прошедший год съедает технические показатели на 10%.

Хозяин машины вправе выбрать любой к ней подход, но в каждом случае она утратит более половины амортизационных расходов. Выходом из ситуации это назвать нельзя, но полис на машину старше 10 лет все равно обязан присутствовать.

Последнее условие доставляет много хлопот из-за получения страхового сертификата, что приводит к поискам агентства, которое бы не повышало сумму износа средства передвижения. Это станет своеобразным бонусом для покрытия ремонта побывавшего в дорожном происшествии транспортного передвижного устройства. Его владелец может рассчитывать на следующие несовпадения мнений при подписании обязательства:

  1. Повышенной стоимости договора, т. к. организация заботится о своей рентабельности, получении прибыли, но никак ее трате. Старый конь хоть борозды и не испортит, но его ремонт привлечет денежных средств больше, чем перечисленная владельцем премия.
  2. Повышенной суммой страховки компания попытается обезопасить себя от дополнительных затрат на частые ремонты, замену деталей.

Подобные требования должны учесть владельцы старых автомобилей и быть к ним готовы.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *