Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Регулирование правового положения иностранцев в РФ осуществляется непосредственно международными договорами и законодательством. Согласно ст. 62 Конституции РФ, иностранцы и личности не имеющие гражданства пользуются правами РФ и несут ответственность на уровне с гражданами Российской Федерации. Кроме ситуаций утвержденных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в рф
Статус беженца регламентируется — ФЗ о беженцах от 28 июня 1997 г., статус вынужденного переселенца — Законом РФ о вынужденных переселенцах от 19.02.1993 г.
Беженцами признаются лица, не имеющие российского гражданства, прибывшие или желающие прибыть на территорию РФ. Эти лица не могут или не желают пользоваться защитой страны своей гражданской принадлежности из опасений стать жертвой преследований по признаку расы, национальности, гражданства, вероисповедания, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений. Беженцем не может быть признано лицо, совершившее преступление против мира, человечности, военное преступление или другое тяжкое преступление неполитического характера. Правовой статус беженцев регулируется Международной конвенцией о статусе беженцев.
Право на политическое убежище. Экстрадиция
В соответствии с данным правом каждый человек, преследуемый за убеждения, может искать убежище в других странах и пользоваться этим убежищем. В таком виде это право закреплено во Всеобщей декларации прав человека и большинстве конституций мира. Такой защитой пользуется человек, которого на его родине преследуют за политические, религиозные и иные убеждения, если эти убеждения не являются преступными с точки зрения международного права. Например, право на убежище не признается за теми, кто совершает неполитические преступления или деяния, противоречащие целям и принципам ООН (военные преступления, преступления против мира и человечества), не могут претендовать на убежище также лица, совершившие уголовное преступление (убийство, террористические акты, выступления в защиту расизма, подрыв общественного порядка и т. д.).
Конституция РФ воспринимает этот подход цивилизованного мира, предоставляя право на политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права (ч. 1 ст. 63). Предоставление политического убежища относится к компетенции Президента России. Указом Президента РФ от 1 декабря 2003 г. утверждено Положение о порядке предоставления РФ политического убежища, которое регулирует все практические вопросы предоставления политического убежища. Число обращений незначительно.
С предоставлением политического убежища тесно связан вопрос об экстрадиции, т.е. передаче другому государству лица, в отношении которого в этом государстве возбуждено уголовное преследование или вынесен приговор судом. Вопрос об экстрадиции обычно встает, когда лицо, совершившее преступление на территории одного государства (это может быть гражданин данного государства или иностранец), укрывается в другом государстве. Бывают также более сложные случаи: когда заявляется требование о выдаче государством его гражданина, совершившего преступление в другом государстве, но в большинстве стран выдача своих граждан конституционно запрещена. В России Конституцией (ч. 1 ст. 61) установлено, что «гражданин РФ не может быть… выдан другому государству». Не допускается также выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в РФ преступлением (ч. 2 ст. 63 Конституции РФ). Другое дело — выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах. Это возможно на основе федерального закона или международного договора России. РФ имеет договоры о правовой помощи по гражданским и уголовным делам с Алжиром, Болгарией, Венгрией, Грецией, Италией, Кубой, КНДР, Польшей и другими государствами; в этих договорах определены круг подлежащих выдаче лиц и условия их выдачи. Аналогичные нормы содержатся в Конвенции стран СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. Важнейшим условием экстрадиции является признание деяния лица преступным как в том государстве, которое требует выдачи, так и в государстве, которому предъявлено соответствующее требование (требование «двойной преступности»). В демократических странах экстрадиция осуществляется на основании судебного решения. При этом суд устанавливает не только наличие «двойной преступности», но и определенные гарантии для лица, подлежащего выдаче, со стороны государства, обратившегося с запросом о выдаче. В большинстве стран суды отказывают в выдаче в случаях, когда совершенное лицом преступление влечет смертную казнь. Европейский суд по правам человека установил невозможность экстрадиции, если есть основания полагать, что высылаемое лицо будет подвергнуто пыткам или бесчеловечному или унижающему достоинство обращению. Суд обязан провести независимую оценку того, с какими обстоятельствами может столкнуться данное лицо в стране, в которую его высылают.
Россия ратифицировала Европейскую конвенцию о выдаче и протоколы к ней (Федеральный закон от 25 октября 1999 г.), но с оговорками (в выдаче может быть отказано, если приговор вынесен чрезвычайным судом, если есть угроза применения пыток, лицо достигло преклонного возраста и др.). Федеральным законом, принятым в тот же день, ратифицирована Европейская конвенция о правовой помощи (тоже с оговорками).
Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства и порядок экстрадиции подробно регулируются в части пятой УПК РФ. Запрос о выдаче гражданина РФ направляется иностранному государству на основе международного договора или обязательства Генерального прокурора РФ выдавать в будущем на основе принципа взаимности этому государству лиц в соответствии с законодательством РФ (ст. 460 УПК РФ). Лицо, выданное иностранным государством, не может быть задержано, привлечено в качестве обвиняемого, осуждено без согласия государства, его выдавшего, а также передано третьему государству за преступление, не указанное в запросе о выдаче (ст. 461 УПК РФ). Кодекс регулирует порядок судебного обжалования решения о выдаче, отказ в выдаче лица, передачу выдаваемого лица и др. Допускается передача лица, осужденного в РФ, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является, и, наоборот, при определенных условиях отказ иностранному государству в выдаче осужденного для отбывания наказания в этом ��осударстве.
Гражданско-правовое положение российских граждан за рубежом
1. Правовое положение российских граждан за рубежом определяется как российским законодательством, так и многочисленными актами законодательства страны пребывания (конституциями, законами о правах иностранцев и др.).
Российские граждане, проживающие за рубежом, находятся в двойственном положении: с одной стороны, их правовой статус определяется соответствующим иностранным законодательством, с другой — они пользуются правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами, проживающими на территории Российской Федерации, за исключением случаев, установленных международными договорами РФ и законодательством России. Лица, имеющие двойное гражданство, одно из которых российское, не могут быть ограничены в правах и свободах и не освобождаются от обязанностей, вытекающих из гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством России.
В одних странах правовые нормы, определяющие правовое положение иностранцев, традиционно включаются в международное частное право (например, во Франции). В большинстве государств материально-правовые нормы, определяющие правовое положение иностранцев, содержатся в различных законодательных актах в основном административно-правового характера, устанавливающих особые условия или ограничения в отношении прав, которыми могут пользоваться иностранцы. Они касаются, в частности, права собственности на земельные участки (например, в Польше, Литве, Латвии, Эстонии). В ряде стран имеются отдельные законы об иностранцах, содержащие нормы административно-правового характера (например, в ФРГ).
Российские граждане, находящиеся за границей, пользуются защитой и покровительством России. Согласно ч. 2 ст. 61 Конституции РФ «Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами».
Не умаляя значения различных общественных организаций (российских общин) за рубежом, выполнение этой задачи должно обеспечиваться посольствами и консульскими учреждениями России в соответствующих странах. К основным задачам и функциям посольств относится защита в государстве их пребывания прав и интересов российских граждан и российских юридических лиц с учетом законодательства государства пребывания (п. 6 Положения о Посольстве Российской Федерации 1996 г.). На российские консульства возложены обязанности принимать меры к тому, чтобы российские граждане пользовались в полном объеме всеми правами, предоставленными им законодательством государства пребывания и международными договорами, участниками которых являются Россия и государство пребывания, а также международными обычаями. В случае, если консулом будет установлено нарушение каких-либо прав российских граждан, он должен принять меры для восстановления нарушенных прав.
Кроме того, консульские учреждения РФ за пределами ее территории осуществляют ряд функций, непосредственно связанных с обеспечением прав российских граждан. Они производят государственную регистрацию рождения, заключения брака, расторжения брака, усыновления (удочерения), установления отцовства, перемены имени, а также смерти; по заявлениям российских граждан и лиц без гражданства принимают решения о внесении исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния, составленные на территории РФ; вносят исправления и изменения в записи актов гражданского состояния, находящиеся у них на хранении, и выдают на основании этих записей повторные свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния.
Должностные лица консульских учреждений выполняют целый ряд нотариальных действий, в частности, они:
— удостоверяют сделки (кроме договоров об отчуждении недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации);
— принимают меры к охране наследственного имущества; выдают свидетельства о праве на наследство; выдают свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов; свидетельствуют верность копий документов и выписок из них; свидетельствуют верность перевода документов с одного языка на другой.
2. На вопросах, касающихся прав соотечественников, следует остановиться особо. Федеральный закон от 24 мая 1999 г. «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» выделяет категорию соотечественников, под которыми понимает лиц, родившихся в одном государстве, проживающих либо проживавших в нем и обладающих признаками общности языка, религии, культурного наследия, традиции и обычаев, а также потомков указанных лиц по прямой нисходящей линии. Под «соотечественниками за рубежом» в Законе подразумеваются: российские граждане, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации; лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства; выходцы (эмигранты) из России и Советского Союза, ставшие гражданами иностранного государства либо имеющие вид на жительство или ставшие лицами без гражданства; потомки лиц, принадлежащих к указанным группам, за исключением потомков лиц титульных наций иностранных государств (титульной нацией в законе обозначается часть населения государства, национальность которой определяет его официальное наименование).
В Законе 1999 г. предусматриваются, в частности, меры по поддержке соотечественников в области основных прав и свобод человека и гражданина, в экономической и социальной областях. Для достижения целей государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом российским физическим и юридическим лицам, иностранным лицам и организациям, оказывающим соотечественникам материальную и финансовую помощь и поддержку, могут быть предоставлены налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества наравне с соотечественниками и их организациями на основании законодательства РФ.
3. Большое значение для обеспечения соблюдения законных прав и интересов граждан и соотечественников за границей имеют положения международных договоров РФ с иностранными государствами. Предоставление в договорном порядке на основе взаимности определенного режима преследует цель предотвращения какой бы то ни было дискриминации российских граждан, изменения их правового положения в одностороннем порядке.
Было заключено большое число как многосторонних, так и двусторонних договоров, направленных на обеспечение прав и свобод человека в государствах СНГ. К ним относятся прежде всего документы многостороннего характера: Соглашение о создании СНГ 1991 г., Декларация о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод 1993 г., Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека 1995 г., конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. и 2002 г.
К двусторонним относятся: договоры о правовой помощи, о правовом статусе российских граждан, постоянно проживающих на территории государств СНГ, и граждан этих государств — на территории РФ, консульские конвенции и др. Ряд соглашений был заключен РФ со странами Балтии (Литвой, Латвией, Эстонией), в которых проживает большое число российских граждан. В качестве примера приведем договор о правовой помощи между Россией и Латвией, заключенный 3 февраля 1993 г. и вступивший в силу 29 марта 1995 г. Согласно этому договору граждане Латвии в России, точно так же, как и граждане России на территории Латвии, пользуются в отношении своих личных и имущественных прав такой же правовой защитой, как и собственные граждане каждого из государств.
Иностранные юридические лица (ИЮЛ) в Российской Федерации: особенности оформления и обязанности
ИГ могут не только находиться в стране в качестве физического лица, но и присутствовать как юридическое лицо со своими правами и обязанностями.
Действия ИЮЛ регулируются двумя категориями нормативных актов:
- Внутренними российскими законами;
- Международными нормами и договорами, действующими в РФ.
Международное право дает ИЮЛ некоторое преимущество перед российскими компаниями.
Российское законодательство не имеет отдельных законов и статей, касающихся работы ИЮЛ. В некоторых сегментах рынка для них определена особая система налогообложения. К примеру, она затрагивает рынок ценных бумаг.
Любое ИЮЛ должно после своего создания:
- Встать на учет в ФНС;
- Получить собственный номер в Государственном реестре налогоплательщиков.
После этого на компанию начинают распространяться обязанности по уплате налогов и своевременному предоставлению отчетности. При этом ЮЛ получает и возможность заниматься любыми законными видами предпринимательской деятельности.
Немного иная ситуация обстоит, когда деятельность осуществляется не самой компанией, а ее филиалами и представительствами. Их необходимо провести через процедуру аккредитации в российских налоговых органах.
Иностранные граждане и избирательное право
Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства предусматривает определенные запреты в сфере избирательного права, действующего в пределах РФ.
Так, люди, которые не являются законными гражданами РФ, не могут участвовать в избирательных процессах. Причем, как в роли избираемого, так и в качестве избирателя. Также на указанную группу лиц налагается запрет на участие в референдумах различного значения.
Следует отметить, что указанные запреты отчасти не касаются тех лиц, которые считаются иностранными гражданами, на длительной основе проживающими на территории РФ (на правовых основаниях). Представители данной группы лиц могут принимать участие в местных референдумах, а также в выборах, проводимых в органы самоуправления в конкретных регионах (в качестве избирателя или избираемого).
Иностранные граждане и служба
Закон «О правовом положении иностранных граждан» предусматривает для рассматриваемой группы лиц определенные запреты в области несения военной, муниципальной и государственной службы.
В соответствии с положениями, представленными в статьях данного нормативного правового акта, лица, которые относятся к числу граждан иностранных государств, не имеют права занимать должности на постах в организациях, отнесенных к указанным отраслям, а также заступать на службу в органы, на которые возложена задача обеспечения безопасности РФ.
Аналогичные запреты распространяются также и на участие иностранцев в составе водных и воздушных судов в составе экипажа. Замещать государственные должности имеют право только те иностранные граждане, которые параллельно имеют гражданство РФ.
Граждане других государств не могут вступать в роли призывников на альтернативную гражданскую и на военную службу, однако, при желании, они имеют право вступить в ряды российской армии по контракту, но только в численность рядового состава.
Трудовые права иностранных граждан и лиц без гражданства
- Право работать, заключать договора. При этом работодатель должен получить на это разрешение. Исключение составляют случае трудоустройства лиц, имеющих вид на жительство, статус временно проживающих, высококвалифицированные специалисты, участники государственных программ переселения, беженцы и дипломаты.
- В некоторых регионах России по системе квот брать иностранных сотрудников на работу запрещено.
- С 2018 года иностранные граждане не имеют законных прав устраиваться на работу в сфере медицины (работать медсестрами и врачами).
Требования для трудоустройства иностранных граждан:
- Возраст от 18 лет.
- Пройденный экзамен на достаточно хорошее владение русским языком.
- Документ, разрешающий трудовую деятельность не должен иметь больший срок действия, чем документ, разрешающий находиться на территории Российской Федерации.
- Трудоустройство возможно только в том субъекте федерации, где было оформлено разрешение.
- Работодатель должен регулярно оповещать ГУВМ МВД о трудоустройстве и увольнении иностранцев. В ином случае, он рискует попасть под штраф в размере до 1 миллиона рублей.
Учитываются при выдаче квоты на трудоустройство:
- Наличие разрешения на въезд в Россию.
- Актуальность трудовой специальности.
- Наличие родственников в Российской Федерации.
- Знание русского языка.
- Наличие недвижимости в России.
Таблица 2. Квоты на рабочие места для иностранцев (2017-2021 гг.)
Федеральный округ | Количество по годам | ||
2017 | 2020 | 2021 | |
Центральный | 38500 | 26682 | 21753 |
Северо-Запад | 10020 | 13406 | 6975 |
Южный Федеральный | 10450 | 4496 | 1393 |
Северный Кавказ | 7250 | 2363 | 2180 |
Приволжский | 19500 | 10548 | 5186 |
Уральский федеральный | 8350 | 21772 | 19718 |
Сибирский федеральный | 21050 | 20740 | 14681 |
Дальневосточный | 8880 | 38180 | 36132 |
Существуют три основных вида правового режима иностранцев: национальный, специальный и режим наибольшего благоприятствования.
Национальный режим предусматривает уравнивание иностранцев в правах с собственными гражданами с изъятиями, устанавливаемыми законом или международным договором. В этом плане типична формулировка ч. 3 ст. 62 Конституции РФ: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации». При режиме наибольшего благоприятствования иностранцам предоставляются такие же права, которые предоставляются гражданам любого третьего государства. Объем прав и обязанностей иностранных граждан при таком режиме зачастую меньше, чем при национальном режиме.
Специальный режим устанавливается, как правило, в договорном порядке между заинтересованными государствами. Подобный режим может быть, например, у военнослужащих, находящихся на территории другого государства на договорной основе. Иногда для иностранцев применяется преференциальный режим, который отличается предоставлением им определенных привилегий и преимуществ в отношениях с соседними странами, например, в области пограничной торговли.
В международной практике известны случаи и так называемой обратной взаимности. Если какое либо государство применяет к гражданам другого государства необоснованные, дискриминационные меры, наносящие ущерб их правам и законным интересам, ухудшающие их правовое положение по сравнению с другими иностранцами, то это государство вправе применить ответные ограничительные меры, что получило название реторсии (возмездия). Возможность применения реторсии предусматривает и законодательство Российской Федерации.
Статья 24 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ (ред. от 11.10.2018) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» устанавливает, что иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом или указами Президента Российской Федерации.[5]
Виза — это разрешительный документ, дающий право человеку на пересечение тех или иных границ. Как правило под визой понимается фактическое разрешение иностранцу на въезд на территорию другого государства.
В зависимости от цели въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию и цели его пребывания в Российской Федерации обыкновенные визы подразделяются на частные, деловые, туристические, учебные, рабочие, гуманитарные и визы на въезд в Российскую Федерацию в целях получения убежища, получения разрешения на временное проживание в Российской Федерации либо приема в гражданство Российской Федерации в соответствии с частью второй.1 статьи 14 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».
Обыкновенная частная виза выдается на срок до трех месяцев либо на основе принципа взаимности на срок до одного года иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию с гостевым визитом, на основании приглашения на въезд в Российскую Федерацию, оформленного по ходатайству гражданина Российской Федерации, иностранного гражданина, получившего вид на жительство в Российской Федерации, или юридического лица, на основании решения руководителя дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации о выдаче иностранному гражданину визы либо на основании решения федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел, о выдаче иностранному гражданину визы, принятого по ходатайству дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства в Российской Федерации, международной организации или ее представительства в Российской Федерации либо представительства иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации.
Обыкновенная деловая виза выдается на срок до тридцати суток иностранному гражданину, указанному в пункте 23 статьи 13.2Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», либо иностранному гражданину, осуществляющему гастрольную деятельность (организацию и проведение на основании гражданско-правовых договоров на возмездной основе мероприятий, в ходе которых иностранный гражданин, являющийся творческим работником, осуществляет публичное исполнение произведений литературы, искусства или народного творчества) в соответствии с подпунктом 8.2 пункта 4 статьи 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Обыкновенная деловая виза выдается на срок до одного года либо на основе принципа взаимности на срок до пяти лет иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в целях осуществления деловых поездок (с правом осуществления преподавательской деятельности в случае, предусмотренном подпунктом 8.1 пункта 4 статьи 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»). Обыкновенная деловая виза выдается на срок до пяти лет иностранному гражданину, являющемуся представителем либо работником компании, указанной в подпункте 8 части первой статьи 25 настоящего Федерального закона.
Обыкновенная туристическая виза выдается на срок до одного месяца либо на основе принципа взаимности на срок до шести месяцев иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в качестве туриста, при наличии у него подтверждения о приеме организацией, сведения о которой содержатся в едином федеральном реестре туроператоров.
Обыкновенная туристическая групповая виза выдается на срок до одного месяца иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в качестве туриста в составе организованной туристической группы (не менее пяти человек), при наличии у него подтверждения о приеме организацией, сведения о которой содержатся в едином федеральном реестре туроператоров.
Обыкновенная учебная виза выдается на срок до одного года иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в целях обучения в образовательной организации. Пребывание иностранного гражданина в Российской Федерации на основании обыкновенной рабочей визы не препятствует его обучению в организации, осуществляющей образовательную деятельность, на территории Российской Федерации без изменения цели въезда.
Обыкновенная рабочая виза выдается иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, на срок действия трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), но не более чем на один год. Иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации в соответствии со статьей 13.2 или 13.5 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» или осуществляющему такую деятельность, обыкновенная рабочая виза оформляется как многократная и выдается на срок действия соответственно заключенного трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), но не более чем на три года со дня въезда этого иностранного гражданина в Российскую Федерацию с последующим продлением срока действия указанной визы на срок действия соответственно заключенного трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), но не более чем на три года для каждого такого продления. Иностранным гражданам — членам семьи иностранного гражданина, являющегося высококвалифицированным специалистом в соответствии со статьей 13.2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», обыкновенные рабочие визы оформляются как многократные и выдаются на срок действия визы, выданной указанному иностранному гражданину, с правом осуществления в установленном федеральным законом порядке трудовой деятельности, обучения, а также иной деятельности, не запрещенной законодательством Российской Федерации, с последующим продлением срока действия таких виз в случае продления срока действия визы указанному иностранному гражданину. В случае пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации на основании обыкновенной рабочей визы допускается обучение данного иностранного гражданина в образовательной организации на территории Российской Федерации без оформления в установленном порядке изменения цели въезда данного иностранного гражданина в Российскую Федерацию.
Обыкновенная гуманитарная виза выдается на срок до одного года либо на основе принципа взаимности на срок до пяти лет иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в целях осуществления научных, или культурных, или общественно-политических, или спортивных, или религиозных связей и контактов (за исключением осуществления профессиональной религиозной деятельности, в том числе миссионерской деятельности, по трудовому или гражданско-правовому договору с религиозными организациями), либо паломничества, либо благотворительной деятельности, либо доставки гуманитарной помощи (с правом осуществления педагогической деятельности в случае, предусмотренном подпунктом 8.1 пункта 4 статьи 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).
Обыкновенная виза на въезд в Российскую Федерацию в целях получения убежища выдается иностранному гражданину на срок до трех месяцев при наличии решения федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел о признании данного иностранного гражданина беженцем на территории Российской Федерации.
Виды правового положения
В разных областях права действуют разные виды правового положения иностранцев:
- национальный режим, когда иностранные лица по своим обязанностям и правам приравниваются к гражданам РФ;
- специальный режим, когда у иностранцев имеются такие права и обязанности, которых нет у граждан: например, нет обязанности служить в армии по призыву, но есть форма наказания – выдворение за пределы РФ;
- режим наибольшего благоприятствования, когда, по имеющимся международным договоренностям, к иностранным лицам применяется тот режим (национальный, специальный), который дает больше преимуществ в данном случае.
Нужно сказать, что имеется категория иностранцев, которые практически не подпадают под юрисдикцию страны, в которой находятся. Это обладатели дипломатических паспортов.
Правовое положение иностранцев
В международном праве под иностранным гражданином понимается лицо, не имеющее гражданства страны пребывания, но обладающее доказательством принадлежности к гражданству другого государства. От иностранцев следует отличать апатридов, т.е. лиц без гражданства.
Правовое положение (правовой режим) иностранцев представляет собой совокупность их прав и обязанностей на территории данного государства. Он устанавливается внутренними законами государства с учетом его обязательств по международным договорам. Различают три вида правового режима иностранцев: национальный режим, специальный режим и режим наибольшего благоприятствования.
Национальный режим предполагает уравнивание статуса иностранцев в той или иной сфере отношений с гражданами страны пребывания.
Специальный режим заключается в предоставлении иностранным гражданам определенных прав и/или установлении обязанностей. Так, граждане государств — членов СНГ пользуются в Российской Федерации многими правами, вытекающими из соглашений Российской Федерации с республиками бывшего Союза.
Режим наибольшего благоприятствования выражается в пре- 361 доставлении иностранцам таких прав или установлении таких обязанностей в какой-либо области, какие предусмотрены для граждан любого третьего государства, находящихся в этой стране в наиболее выгодном положении. Этот режим устанавливается, как правило, на основе взаимности в соответствии с договоренностью между этими государствами.
Международно-правовые акты и, в частности, Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают (1985 г.), устанавливают следующие принципы и нормы, касающиеся иностранцев, их права и обязанности.
Предметно речь идет о следующем:
- право любого государства устанавливать правовой режим иностранцев, учитывая при этом свои международные обязательства, включая и обязательства в области прав человека;
- обязанность государства предоставлять иностранцу свободный доступ в дипломатическое представительство или консульское учреждение государства его гражданства;
- недопустимость массовых высылок иностранцев, законно находящихся на территории государства; индивидуальная высылка возможна только во исполнение решения, принятого в соответствии с законом;
- обязанность иностранцев соблюдать законы данного государства, а за их нарушение несут ответственность наравне с гражданами этого государства;
- право иностранца на защиту государства своего гражданства.
Объем прав, свобод и обязанностей иностранцев определяется законодательными и исполнительными актами.
Таким образом, различия прав иностранных граждан и граждан страны пребывания установлены, в частности, в таких областях, как: политические права (иностранцы не могут избирать и быть избранными в представительные органы власти, участвовать в референдумах, иметь «доступ к государственной службе в данной стране»); отношение к военной службе (иностранцы не несут воинской обязанности); право въезда и выезда иностранцев (может устанавливаться безвизовый режим въезда-выезда иностранцев либо, наоборот, разрешительный порядок въезда и выезда граждан определенного государства и т.д.); установление пределов уголовной, гражданской и административной юрисдикции (иностранцы не могут являться субъектами некоторых правонарушений, например измена Родине, уклонение от воинской повинности и т.д.).
Иностранец, находясь за границей, пользуется защитой и покровительством государства своего гражданства. Предусматривается право иностранных граждан получать юридическую помощь и защиту от соответствующих представительств своего государства, содействие государства гражданства, если со стороны страны пребывания имеет место отказ в правосудии и т.д. В то же время иностранец не теряет юридической связи со своим государством и подчиняется также нормам законодательства страны своего гражданства.
Правовое положение лиц без гражданства
Человек без гражданства — физическое лицо, которое не является гражданином РФ и имеет доказательство подданства зарубежной страны. Подтвердить личность можно дипломом об образовании, водительским или пенсионным удостоверением, свидетельством о заключении брака и пр.
В соответствии со статьей 62 Конституции, иностранные граждане и лица без гражданства равны в обязанностях и правах с жителями РФ. Но имеются исключения. Апатридам нельзя:
- притязать на должностное место;
- принимать участие в избрании представителя власти;
- оформлять медстраховку;
- призываться на военную службу;
- записывать детей на очередь в садик;
- нарушать требования законодательных норм;
- расселяться в местах, требующих получения разрешения: военный городок, приграничная зона и т. д.
В остальных случаях права людей без гражданства схожи с правами резидентов РФ. Это возможность трудоустройства, получение медицинской помощи, поступление в учебное заведение. Такой порядок не касается иностранцев, постоянно или временно проживающих на территории РФ. При нарушении российского законодательства человека ожидает принудительная высылка из страны.
Экономическое и демографическое положение указывает на невозможность обхождения без мигрантов. Им должна оказываться государственная поддержка, чтобы переселенцы чувствовали себя защищенными, проживая в РФ. Для трудовых мигрантов должны предоставляться рабочие места, полная информация об условиях работы, их здоровье должно быть застраховано.
Прочие типы социальной помощи:
- выплата пенсий и пособий инвалидам;
- пособия на погребение;
- выплата по беременности и рождению ребенка, матерям-одиночкам;
- ежемесячная помощь военнослужащим.
Пособия от государства назначают не всем категориям. Не положены они иностранцам, которые находятся на попечении державы, которых лишили родительских прав, которые уехали за пределы страны для постоянного проживания.
Со странами СНГ было заключено соглашение, по которому обоюдно признается трудовой стаж мигрантов, и доступно социальное страхование и соцобеспечение. Медосмотр и оказание других медицинских услуг оплачиваются за счет работодателя.
Приезжим также предоставляется право на:
- отдых;
- (не) имущественные права — получение квартир, домов в пользование, наследование и завещание имущества, заключение сделок купли-продажи;
- образование;
- свободу совести — запрещено враждовать и выражать ненависть по религиозным убеждениям;
- налоги, сборы — обложение НДФЛ;
- брачные отношения;
- защиту — обращение в суд.
Права и свободы предоставляются на равных основаниях с жителями РФ.
Выдача кредитов доступна на иных условиях, чем для граждан России. Заем предоставляется на покупку жилья, транспортного средства, для потребительских целей. Главные требования — наличие российского подданства, высокий доход. При наличии ВНЖ доступно оформление ипотеки.
Иностранные юридические лица (ИЮЛ) в Российской Федерации: особенности оформления и обязанности
ИГ могут не только находиться в стране в качестве физического лица, но и присутствовать как юридическое лицо со своими правами и обязанностями.
Действия ИЮЛ регулируются двумя категориями нормативных актов:
- Внутренними российскими законами;
- Международными нормами и договорами, действующими в РФ.
Международное право дает ИЮЛ некоторое преимущество перед российскими компаниями.
Российское законодательство не имеет отдельных законов и статей, касающихся работы ИЮЛ. В некоторых сегментах рынка для них определена особая система налогообложения. К примеру, она затрагивает рынок ценных бумаг.
Любое ИЮЛ должно после своего создания:
- Встать на учет в ФНС;
- Получить собственный номер в Государственном реестре налогоплательщиков.
После этого на компанию начинают распространяться обязанности по уплате налогов и своевременному предоставлению отчетности. При этом ЮЛ получает и возможность заниматься любыми законными видами предпринимательской деятельности.
Немного иная ситуация обстоит, когда деятельность осуществляется не самой компанией, а ее филиалами и представительствами. Их необходимо провести через процедуру аккредитации в российских налоговых органах.
Понятие иностранный гражданин и его статус
Иностранный гражданин – это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданство) иностранного государства.
Лицо без гражданства — это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданство) иностранного государства.
Иностранными гражданами в РФ признаются лица, не являющиеся гражданами России и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства.
В соответствии с Конституцией РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства в РФ гарантируются предусмотренные законом права и свободы.
Иностранные граждане на территории Российской Федерации подразделяются на три категории:
1. Постоянно проживающие – имеющие разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел.
2. Временно прибывающие – иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации на иных законных основаниях.
3. Проезжающие через территорию Российской Федерации. Транзитный проезд через территорию РФ осуществляется, как правило, без права на остановку и разрешается по предъявлении российской транзитной визы, визы на въезд в сопредельное с Российской Федерацией по маршруту следования государства либо визы государства назначения и действительных для выезда из Российской Федерации проездных документов (билетов) или подтвержденной гарантии их приобретения в пункте пересадки на территории Российской Федерации. Данные нормы регламентируются Федеральным законом «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» от 15 августа 1996 года (ред. от 06.12.2011).
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Конституцией РФ, Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ, иными федеральными законами, международными договорами Российской Федерации и другими правовыми актами.
Иностранные граждане могут проживать в Российской Федерации при наличии на то разрешения компетентных органов. Они не могут занимать выборные должности в аппарате исполнительной власти, а также не могут назначаться на отдельные должности или заниматься определенной трудовой деятельностью, если в соответствии с российским законодательством назначение на эти должности или занятие такой деятельностью связаны с принадлежностью к гражданству РФ.
Иностранные граждане могут передвигаться по территории России и избирать место жительства в России в соответствии с порядком, установленным законодательством РФ. Они обязаны соблюдать правило пребывания иностранных граждан в России и правила транзитного проезда иностранных граждан через территорию РФ. Ограничения в передвижении и выбора места жительства допускаются, когда это необходимо для обеспечения государственной безопасности. Так, существуют местности, закрытые для посещения иностранными гражданами, и въезжать на территорию таких местностей можно только по разрешению органов внутренних дел. Иностранные граждане, проезжающие через территорию РФ транзитом, следуют с соблюдением правил транзитного проезда в пограничный пункт выезда из России по установленному маршруту и могут останавливаться на территории при наличии разрешения, выданного компетентными органами.
Иностранные граждане, находящиеся в России на ином законном основании, считаются временно пребывающими в РФ. Они обязаны в установленном порядке зарегистрировать свои заграничные паспорта или заменяющие их документы и выехать из РФ по истечении определенного им срока пребывания.
На иностранных граждан не распространяется законодательство РФ о воинской обязанности и военной службе.
На иностранных граждан возлагаются специфические обязанности. Они могут постоянно проживать в России, если имеют на то разрешение и вид на жительство, выданные уполномоченными органами исполнительной власти. Иностранные граждане, находящиеся в России на ином законном основании, считаются временно проживающими на территории РФ. Они должны в установленном порядке зарегистрировать свои заграничные паспорта или заменяющие их документы и выехать из Российской Федерации по истечении определенного им срока пребывания.
Иностранные граждане могут пользоваться правом на объединение. Во-первых, они вправе вступать в общественные объединения, уже созданных на общих основаниях с российскими гражданами в профессиональные союзы, кооперативные организации, научные, культурные общественные объединения, если это не противоречит уставам (положениям) таких объединений. В развитии данной нормы уставы общественных объединений позволяют иностранным гражданам быть их членами. Исключение составляют политические партии и движения, в которых участвуют лишь российские граждане. Во-вторых, возможно создание иностранными гражданами собственных общественных объединений. В-третьих, в Российской Федерации могут осуществлять свою деятельность иностранные и международные общественные объединения. Для этого они организуют здесь свои отделения, секции и т.п. Однако требуется также соблюдение разрешительно-регистрационного порядка для размещения и работы таких филиалов.
Важные гарантии в области индивидуальной свободы относится к религиозной сфере. В соответствии с Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 19 сентября 1997г. иностранные граждане, законно находящиеся на территории РФ, пользую��ся правом на свободу совести и свободу вероисповедания наравне с гражданами РФ.
С учетом сказанного следует обратить внимание на еще одно право, реализуемые в публичной сфере. Согласно ст.31 Конституции РФ: «Граждане России имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование». Поскольку статья прямо адресована гражданам России, возникает вопрос: могут ли иностранные граждане использовать такие же права? Безусловно. Иностранные граждане также вправе собираться мирно, проводить свои собрания. Для этого не требуется разрешение. Что касается публичных мероприятий-митингов, демонстраций, шествий и пикетирования, то эти возможности и российские граждане используют отнюдь не по собственному усмотрению, а с предварительного уведомления местных властей. Причем если последние отказались принять такое уведомление, проводить массовые мероприятия нельзя. Такой порядок установлен, например, для г. Москвы о проведении митингов, уличных шествий, демонстрации и пикетирования на улицах, площадях и в иных открытых общественных местах города. Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории нашей страны, имеют право, как и граждане РФ, направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти и местного самоуправления. Это могут быть заявления, жалобы, предложения. Они подлежат рассмотрению органами государственной власти города в те же сроки и в том же порядке, что и обращение российских граждан. Иностранные граждане в России имеют право на обращение в суд и иные государственные органы для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав.
Актуальность исследования: 22 июля 1763 года, российская императрица Екатерина опубликовала манифест «О дозволении всем иностранцам в Россию въезжающим поселиться в которых губерниях они пожелают, и о дарованных им правах».
С тех пор огромное количество иностранцев воспользовались высочайшим «дозволением». Кто-то нашел здесь источник дохода, кого-то надолго привлекла наша культура и духовность, многие связали с Россией всю свою жизнь.
И сегодня в России проживает большое количество иностранных граждан. В настоящее время в России официально зарегистрировано порядка 300 тысяч трудовых мигрантов. Однако реальное их число в 10-15 раз больше. Конечно, их пребывание нуждается в государственном регулировании, многие вопросы без участия государства просто неразрешимы. Вместе с тем, очень важно сохранить тот баланс, который не позволит отступить от либерально-демократических принципов развития страны, отказаться от презумпции верховенства прав и свобод российских и иностранных граждан.
В России сравнительно недавно была создана полноценная иммиграционная служба. Во всех субъектах Российской федерации сформированы подразделения по делам миграции. Руководство этой службы неоднократно заявляло, что основная задача это службы – «защитить интересы коренного населения России». Именно во исполнение этой идеи принимались и принимаются все нормативные документы, регулирующие вопросы пребывания иностранных граждан в России.
С ноября 2002 года вступил в силу новый Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», который весьма жестко диктует иностранцам, как им надо вести себя в нашей стране. Вплоть до введения «черных списков» тех, кто по тем или иным причинам не соответствует соответствующим требованиям. Закон определяет правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства и регулирует отношения между иностранцами и органами государственной власти в России.
Понятие «иностранец» в нормативных правовых актах и в юридической литературе употребляется в двух смыслах – широком и узком. В широком смысле иностранцем считается всякое лицо, которое не обладает гражданством данного государства.
В Российской Федерации термин «иностранец» употребляется в узком смысле. В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» на этот счет определено, что иностранный гражданин – физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
В некоторых источниках (специальной литературе и нормативных правовых актах) иностранных граждан и лиц без гражданства объединяют общим понятием «иностранцы». Однако следует знать и помнить что имеются по ряду позиций и определенные различия в правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства. Между прочим, на такой подход ориентирует и Закон об иностранцах 2002 г. В ч. 2 ст. 2 Закона говориться: «В целях настоящего Федерального закона понятие «иностранный гражданин» включает в себя понятие «лицо без гражданства», за исключением случаев, когда Федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан».
Цель работы: всесторонне исследовать законодательство Российской Федерации о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации.
Для построения логического исследования в рамках обозначенной темы мы ставим перед собой определенные задачи, которые будут способствовать поставленной цели работы:
— обозначить особенности правового положения иностранных граждан, охарактеризовать источники правового регулирования, дать характеристику действующего законодательства, обозначить в нем пробелы;
— определить правоспособность и дееспособность иностранных граждан;
— раскрыть особенности пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации;
— рассмотреть трудовые права и право заниматься предпринимательской деятельностью иностранными гражданами на территории Российской Федерации;
— рассмотреть вопросы семейного и наследственного права иностранных граждан;
— подвести итоги и сделать соответствующие выводы по работе.
Нормативную базу исследования составило действующее законодательство Российской Федерации о правовом положении иностранных граждан, а также судебная и арбитражная практика.
Теоретическую основу исследования составили труды ученых-правоведов, посвятивших свои исследования проблемам правового положения иностранных граждан в Российской Федерации.
Методологическую основу исследования составляет, наряду с традиционным диалектическим методом познания, комплекс общенаучных и специальных методов, применяемых в юриспруденции: логический, исторический, системно-структурный, системно-функциональный, специально-юридический.
Объект исследования составляет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации.
Предметом исследования является российское законодательство, регулирующее правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации.
Что дает право временного статуса
В случае получения временного статуса на проживание иностранец получает право:
- на бесплатную медпомощь;
- легальное пребывание в стране 3 года;
- регистрацию своих бизнес-структур;
- может свободно покидать страну и возвращаться обратно.
Запрос на получение вида на жительство разрешается подавать, если иноземец прожил в РФ больше одного года. Собрав нужные документы и отправив их в отдел по делам мигрантов (до окончания временного статуса должно оставаться не меньше полугода), иностранец должен ждать решение своего вопроса около 6 месяцев.
Еще занимательное видео по теме: «Правда? Иностранцы в России»
https://youtu.be/aeTmv8ig0So
Более быстрое рассмотрение вопроса осуществляется для следующих групп населения:
- Лица, родной язык которых русский, или людей, участвующих в Государственных программах по переселению.
- Белорусских граждан или специалистов в определенных сферах (3 месяца).
- Люди со статусом беженцев (15 дней).
В случае успешного получения вида на жительство (максимум на 5 лет с правом продления) иностранные граждане имеют право:
- Свободно покидать и возвращаться в страну (при этом находиться в стране ежегодно не меньше 180 дней).
- Получать одинаковые льготы и привилегии с обычными гражданами РФ, кроме права голосовать.
- Работать без дополнительных разрешений.