Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Почасовая оплата труда педагога». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Квалификационная группа сотрудника по профессии становится фактором, заслуживающим больше всего внимания. Проценты от основных окладов и ставок – основная единица измерения для компенсаций. Допустимо применение абсолютных величин. Исключение – когда федеральные законы или Президентские указы предполагают другой порядок.
Часы замещения временно отсутствующих по болезни и другим причинам учителей и преподавателей оплачиваются дополнительно, сверх установленной тарификации (п. 2.7 приложения 2 к Приказу Минобрнауки РФ от 22.12.2014 № 1601).
Расчет стоимости часа замещения приведен в Письме Минобразования РФ от 29.12.1995 № 87-М «О почасовой оплате труда в образовательных учреждениях» (далее – Письмо Минобразования РФ № 87-М). В нем говорится, что размер оплаты одного часа педагогической работы в месяц определяется путем деления месячной ставки заработной платы педагогического работника в соответствии с разрядом ЕТС за установленную норму часов педагогической работы в неделю на среднемесячное количество рабочих часов.
В свою очередь, среднемесячное количество рабочих часов определяется, согласно Письму Минобразования РФ от 09.11.1995 № 75-М, путем умножения нормы часов педагогической нагрузки в неделю на количество рабочих дней в году по пятидневной рабочей неделе и деления полученного результата на 5 (количество рабочих дней в неделе), а затем на 12 (количество месяцев в году).
Если в году имеются предпраздничные дни, у которых продолжительность сокращена на 1 час, то их также необходимо учесть в формуле.
О выплатах-компенсациях
Помимо компенсационных перечислений, есть другие виды вознаграждений, которые от данной группы не зависят.
Данный вид вознаграждений включает:
- За тяжёлые работы, с факторами, наносящими вред здоровью. Для каждого из рабочих мест проводят обязательную аттестацию. При таких условиях есть свой минимум вознаграждения за труд. Он равен 4% от общих ставок, установленных для работы при обычных обстоятельствах.
- За нахождение на территориях, где складываются особенные климатические условия.
- Если выявлены условия, отличающиеся от нормальных. Речь идёт о совмещении должностей и сверхурочной работе, выходе на неё в выходные и праздники, ночью. Такой компенсации требуют любые действия, из-за которых хотя бы на протяжении некоторого времени учитель испытывает повышенную нагрузку. И любые действия, которые не включены в стандартные инструкции для той или иной профессии.
Функции классного руководителя можно возлагать на сотрудника только в том случае, если он даёт своё согласие. Стандартный размер денежных вознаграждений за такую работу – 1000 рублей.
Это правило действует для классов, где постоянно находится не менее 14 человек. Если их меньше – то и оплата уменьшается пропорционально.
Повышенные надбавки устанавливаются и в других нормативных актах, которые применяются для того или иного конкретного субъекта РФ.
Повышение оплаты предполагается за выполнение следующих видов задач:
- Заведование пришкольным участком.
- Каждый рабочий компьютер.
- Внеклассная работа, связанная с физкультурой.
- Заведование мастерскими.
- Классное руководство.
- Проверка тетрадей.
- Заведование кабинетом.
Добавляются деньги и за работу со сведениями, которые представляют государственную тайну. Руководитель может устанавливать другие виды компенсаций. Главное – чтобы они были чётко прописаны в соглашениях каждого вида.
Как быть с повышающими коэффициентами?
Обычно повышающие коэффициенты применяют для сотрудников, получивших учёную степень. Но допустимо разрабатывать и так называемые персональные коэффициенты. Решение принимает индивидуально руководитель предприятия, на основе изучения существующих факторов.
При установке таких коэффициентов учитывают различные факторы:
- Насколько ответственно выполняются задачи, сохраняет ли гражданин самостоятельность.
- Выполняемая работа – насколько она важна?
- Профессиональной подготовки.
- Сложность вопросов, с которыми приходится сталкиваться.
- Установка коэффициентов происходит только на определённый период времени, потом условие снимают.
Удлинять отпуска обязаны всем, кто представляет сферу педагогической работы. Правительственное Постановление №274 – основной документ, где описана информация по этому вопросу. Следующие должности дают право на основные отпуска продолжительностью в 56 дней:
- Учителям, работающим полный день в группах с воспитанниками-инвалидами.
- Логопеды.
- Дефектологи.
- Инструкторы по физкультуре.
- Воспитатели.
- Музыкальные руководители.
На 42 дня такого отдыха могут рассчитывать:
- Директора и их заместители.
- Методисты.
- Педагоги-психологи.
Право получения дополнительных отпусков у педагогов появляется как минимум раз в десять лет. Его продолжительность может составлять до 1 года. Порядок, условия предоставления таких отпусков раньше корректировались руководителем. Теперь за установление основных правил отвечают только федеральные органы исполнительной власти.
Законодательные обоснования
Правительство РФ 05 августа 2008 года приняло Постановление, согласно которому с 1 декабря 2008 года работники бюджетной сферы, относящиеся к определенным отраслям, и прежде всего, к образовательной, переходят с ЕТС на НСОТ. В этом документе освещены общие вопросы, касающиеся нового подхода к системе трудового вознаграждения в бюджетных отраслях.
В ст. 144 ТК РФ освещен порядок документального регламентирования системы оплаты и других условий труда на каждом уровне распределения бюджетных средств:
- учреждения федерального уровня должны отражать этот порядок в колдоговорах, допсоглашениях к трудовым договорам или других локальных нормативных актах, предусмотренных федеральным законодательством;
- в региональных госучреждениях – в тех же документах, но с учетом особенностей, принятых на законодательном уровне субъектов РФ;
- на муниципальном уровне нужно будет учитывать тонкости местного самоуправления.
Этот закон фактически отдает приоритет в установлении системы оплаты труда непосредственно работодателю, то есть начальству бюджетного учреждения.
Таким образом, на основе вышеизложенного материала можно сказать, что в работе достаточно полно освещены вопросы оплаты труда работников в целом, а также отдельные аспекты заработной платы.
Вид и количество вознаграждений, предлагаемых организацией, имеют большое значение для оценки качества трудовой жизни.
Термин «оплата труда» относится к денежному вознаграждению, выплачиваемому организацией работнику за выполненную работу. Она направлена на вознаграждение служащих за выполненную работу (реализованные услуги) и на мотивацию достижения желаемого уровня производительности. Организация не может набрать и удержать рабочую силу, если она не выплачивает вознаграждение по конкурентоспособным ставкам и не имеет шкалы оплаты, стимулирующей людей к работе в данном месте.
Разработка структуры заработной платы является обязанностью отделов кадров или трудовых ресурсов. Структура заработной платы в организации определяется с помощью анализа обследования уровня заработной платы, условий на рынке труда, а также производительности и прибыльности организации. Разработка структуры вознаграждения административно-управленческого персонала более сложна, поскольку помимо самой зарплаты в нее часто входят различные льготы, схемы участия в прибылях и оплата акциями.
На основе материала данной работы можно сделать вывод о том, какие формы и системы оплаты труда можно использовать, а также применять ли новые методы оплаты труда или нет в конкретных случаях.
\
Что представляют собой базовые оклады
В трудовом законодательстве устанавливается норма, согласно которой работники муниципальных и государственных учреждений могут рассчитывать на получение дополнительной гарантии – базового оклада и базовой ставки заработной платы, предусмотренной для каждой отдельной профессиональной квалификационной группы работников.
Соответственно, заработная плата, установленного для каждого отдельно взятого работника, отнесенного к конкретной профессиональной группе, не может быть ниже специально установленной в законодательных актах базовой величины.
Отдельно стоит отметить тот факт, что непосредственно при установлении базовых окладов обязательно учитывается различие, существующее между профессиональными квалификационными группами. Соответственно, на законодательном уровне устанавливаются обоснованные соотношения между размерами заработной платы отдельных групп профессий, принимая во внимание сложность выполняемого ими труда и прочих факторов.
Подобные базовые оклады устанавливаются Постановлениями Правительства.
В свою очередь, федеральные органы исполнительной власти устанавливают перечень профессиональных квалификационных групп и отдельные критерии, по которым осуществляется отнесение профессий рабочих и отдельных должностей служащих. Помимо этого, федеральный орган, осуществляющий исполнительную власть, осуществляет следующие функции:
- выработку политики государственного уровня в сфере труда;
- осуществление нормативно-правового регулирования в данной сфере.
Стимулирующие выплаты по НСОТ
Часть зарплаты, как раз и составляющая суть НСОТ, должна выплачиваться дополнительно к гарантированным суммам в качестве вознаграждения за конкретные достижения и стимулирования к дальнейшим успехам.
ВАЖНО! Стимулирующие выплаты, в отличие от традиционных «премиальных», выплачиваются не за отсутствие нареканий и нормальное исполнение своих должностных обязанностей, а именно за достижения, особые результаты, повышенную эффективность.
Внутренними нормативными актами нужно четко регламентировать:
- виды стимулирующих выплат;
- критерии для их начисления;
- размеры сумм и/или порядок расчета;
- периодичность выплат (недельная, месячная, по итогам полугодия или года);
- процедура оценки достижения заявленных показателей (директором при участии образовательных советов).
На обеспечение указанных выплат должно идти приблизительно 30% от всего фонда заработной платы, то есть это как раз та доля, на которую увеличиваются дотации из государственного бюджета в рамках введения НСОТ.
Что делать, если работники не согласны перейти на новую систему оплаты труда?
Порядок перевода учреждения на НСОТ
Для введения НСОТ, бюджетная организация должна внести специальные изменения и установить соответствующие акты. Документы регламентируют принятые перемены в условиях трудовой деятельности и требуют согласия сотрудников.
Если перевод на НСОТ осуществляется в качестве изменения общих технологических условий и особенностей организации трудовой деятельности, согласие работников получать не нужно!
В процессе принятия изменений работодатель обязан осуществить следующие манипуляции:
- Письменное уведомление сотрудников. Это нужно сделать в двухмесячный срок от вводимых изменений.
- Если сотрудник образовательного учреждения дает согласие на работу в обновленных принятых условиях, он должен подтвердить это в письменной форме.
- Если по какой-то причине условия не подходят, сотруднику нужно предложить иные вакансии. Здесь могут быть предложения с более низкой оплатой труда и должности в иных региональных учреждениях.
- Если для сотрудника не нашлось подходящего места или он отказывается от всех предложенных вариантов, его увольняют по п. 7, ч. 1, ст. 77 ТК.
Если человек дает согласие, с ним заключается дополнительное официальное соглашение. В документе прописываются:
- Новые условия начисления з/п, которые не должны быть хуже прежних;
- З/п по окладу;
- Разные компенсации;
- Поощрительные надбавки;
- Размер стимулирующей части з/п.
Стимулирующие выплаты к заработной плате педагогическим работникам образовательных учреждений
В целях поощрения педагогических работников образовательных учреждений за выполненную работу педагогическим работникам образовательных учреждений могут предусматриваться различные виды выплат к заработной плате стимулирующего характера, например:
- стимулирующие выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;
- стимулирующие выплаты за качество выполняемых работ;
- стимулирующие выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет;
- премиальные выплаты по итогам работы.
Нормативных правовых требований к стимулирующим выплатам к заработной плате педагогическим работникам образовательных учреждений немного:
- в основном, это общеправовые требования и принципы (запрет дискриминации, и подобные ему);
- однако именно к системе стимулирующих выплат к заработной плате устанавливаются многочисленные политические, управленческие рекомендации, например, такие, как в Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 — 2018 годы, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 2190-р.
Распоряжение Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 2190-р «О программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 — 2018 гг.» (ред. от 14.09.2015).
Даная Программа ставила перед образовательными учреждениями многоплановые задачи:
- отказа от контрпродуктивных стимулирующих выплат за показатели, которые носят общий и формальный характер таких, например, как «добросовестное выполнение трудовых обязанностей» и замена их на стимулирующие показатели, имеющие конкретные измеримые параметры;
- исключения из числа стимулирующих таких выплат к заработной плате, которые фактически применялись в качестве гарантированной части заработной платы работника (в том числе педагогического);
- обеспечения оптимального с точки зрения принципов оплаты труда распределения фонда оплаты труда:
- на гарантированную часть заработной платы — оплата за должность и
- на стимулирующую часть заработной платы — оплата за достижения показателей качества, результативности, эффективности,
О формировании системы оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях на 2015г
Рассмотрим рекомендации Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, которые отражены в протоколе № 11 от 24 декабря 2014 г., «Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2015 год», далее — «Рекомендации».
В Рекомендациях отмечается, что системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:
- в федеральных государственных учреждениях соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
- в муниципальных учреждениях — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Рекомендовано формировать системы оплаты труда по определенным принципам. Так, зарплата должна зависеть от квалификации работника, сложности обязанностей, количества и качества затраченного труда. Максимальными размерами она не ограничивается. Реальная зарплата должна расти.
Показатели роста заработной платы в процентном отношении указаны в «майских» Указах Президента РФ, а их выполнение, как правило, является одним из пунктов трудового договора руководителей образовательных организаций. Необходимо обеспечивать равную оплату за труд равной ценности, без дискриминации, в т. ч.
при определении размеров тарифных ставок, окладов, компенсационных, стимулирующих выплат и т. д.
В Рекомендациях перечислены обязательные нормы и условия оплаты труда. Это, в частности, МРОТ, районные коэффициенты, надбавки за «вредность», Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональные стандарты.
Нормы труда можно пересматривать по мере совершенствования или внедрения новой техники, технологий и проведения мероприятий, обеспечивающих рост эффективности труда. О введении новых норм нужно известить работников не позднее, чем за 2 месяца. Закреплены особенности формирования зарплат руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров.
Так, руководителям рекомендуется устанавливать:
- должностные оклады — в зависимости от сложности труда, в том числе с учетом масштаба управления и особенностей деятельности и значимости учреждений;
- выплаты компенсационного характера — в зависимости от условий их труда;
- выплаты стимулирующего характера — в зависимости от достижения ими целевых показателей эффективности работы учреждения;
- предельное соотношение заработной платы руководителей учреждений — путем определения соотношения средней заработной платы руководителей учреждений и средней заработной платы работников учреждений, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год, в кратности от 1 до 8.
Должностные оклады заместителей руководителей и главных бухгалтеров рекомендуется устанавливать на 10 — 30 процентов ниже должностных окладов руководителей этих учреждений, выплаты компенсационного характера — в зависимости от условий их труда с учетом целевых показателей эффективности работы, устанавливаемых руководителям учреждений. Отдельные положения Рекомендаций посвящены формированию фондов оплаты труда, а также системам, вводимым в Крыму и Севастополе.
Приведены особенности систем оплаты труда педагогических и медицинских работников, а также в учреждениях культуры, искусства и кинематографии.
В частности, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений совершенствование системы оплаты труда педагогических и иных работников образовательных учреждений рекомендуется осуществлять путем перераспределения средств, предназначенных на оплату труда, стремясь к достижению доли условно-постоянной части заработной платы работников в виде окладов (должностных окладов), ставок заработной платы в структуре их заработной платы (без учета районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) не ниже 60 процентов.
Обращаем внимание, здесь речь идёт не о выплатах стимулирующего характера (оставшиеся 40%), а о фиксированной части заработной платы работников без учёта дополнительных выплат. На практике очень часто мы сталкиваемся с тем, что ставка заработной платы у работника 15 тыс. руб., а сама заработная плата составляет 60 тыс. Откуда? Разница — это и есть всевозможные доплаты! Таким образом, документ обращает внимание руководителей организаций на недопустимость таких ситуаций. |
Одним из обязательных условий трудового договора с педагогическим работником являются условия оплаты его труда, в том числе размер его должностного оклада или ставки заработной платы за календарный месяц либо за норму часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы без учета компенсационных и стимулирующих выплат.
В документе указано на «необходимость формирования в положениях об оплате труда, разрабатываемых в учреждении, условий оплаты труда, которые свойственны только работникам данного учреждения, а также на обязательность установления в них по всем имеющимся в штате учреждения должностям работников фиксированных размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы за исполнение трудовых (должностных) обязанностей за календарный месяц либо за установленную норму труда (норму часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы) применительно к соответствующим профессиональным квалификационным группам (квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп)».
Размеры и условия дополнительных выплат за классное руководство, проверку письменных работ, заведование отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками, руководство предметными, цикловыми и методическими комиссиями и другие виды дополнительной работы, а также фактический объем преподавательской (педагогической) работы в рамках реализации образовательной программы образовательной организации, установленный педагогическим работникам, для которых предусмотрены нормы часов преподавательской (педагогической) работы в неделю (в год) за ставку заработной платы, также должны предусматриваться в их трудовых договорах (дополнительных соглашениях к трудовым договорам) помимо установленных им фиксированных размеров оплаты труда.
Система оплаты труда работникам образования и её основные особенности
Скачать книгу «Оплата труда» Скачать бесплатно в .pdf
Источниками финансирования образовательной организации может быть не только бюджет, но и любые дополнительные доходы учреждения. И, соответственно, чем больше внебюджетных доходов, тем свободнее организация в определении системы оплаты труда работникам образования, потому что увеличивается объем денежных средств, которые можно будет распределять по своему усмотрению.
Учредитель может как ограничивать свободу руководителей в плане бюджета, так и предоставлять больше возможностей в определении и разработке собственной системы оплаты труда.
Сама заработная плата устанавливается в определенном размере и четко связана с эффективным контрактом.
И хоть многие придерживаются мнения, что эффективный контракт — большая заработная плата, на самом деле всё не совсем так.
Оплата часов работы на дому
Мы уже отмечали, что учебные часы обучения детей на дому в соответствии с медицинским заключением, а также часы занятий по физкультуре с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, включаются в учебную нагрузку учителя общеобразовательного учреждения, для которого оно является местом основной работы на общих основаниях (Рекомендации об условиях оплаты труда работников образовательных учреждений, доведенные Письмом Минобрнауки РФ № АФ-947, Профсоюза работников народного образования и науки РФ № 96 от 26.10.2004). Но в случаях необходимости обучения на дому в середине учебного года, то есть после того, как тарификационные списки утверждены, и при условии продолжительности такого обучения не более 2 месяцев, оплата данного обучения будет производиться также по часам.
Нетарифицированные часы обучения на дому оплачиваются по правилам, установленным уже упомянутым Письмом Минобразования РФ № 87‑М, как произведение расчетной оплаты одного часа и количества часов индивидуального обучения. При этом согласно п. 6.1.11 Письма Минобрнауки РФ № АФ-947, Профсоюза работников народного образования и науки РФ № 96 учителям и другим педагогическим работникам за индивидуальное обучение на дому на основании медицинского заключения детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, осуществляется повышение ставок заработной платы (должностных окладов) на 20 %.
Воспользуемся данными примера 1 и включим в расчет еще один повышающий коэффициент 1,2 (за индивидуальное обучение на дому).
Стоимость одного педагогического часа составит 252 руб. (11 200 руб. х 1,2 х 1,15 х 1,2 / 73,6 ч).
Размер оплаты часов работы на дому – 1 764 руб. (252 руб. х 7 ч).
Порядок формирования заработка бюджетников
Учителя и педагоги дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) получают средства из бюджета. А это требует нормативного регулирования порядка их распределения. Процесс начислений основывается на перечне взаимосвязанных актов. А именно:
- строго подчинен требованиям параграфов ТК (в частности, 129 и 135);
- их нормы ложатся в основу: издания Постановлений Правительства (ПП) РФ;
- разработки решений и рекомендаций: трехсторонней комиссии, включающей представителей профсоюзной организации педагогов;
- Минобрнауки;
- местными органами самоуправления;
Получается довольно сложная нормативная структура, призванная урегулировать вопросы начисления зарплат. Однако на практике она оказалась удобной и жизнеспособной.
Логика процесса формирования размеров бюджетных трансфертов на доходы работников данной сферы такова:
- правила начисления сумм установлены в законодательстве;
- конкретизируются они Правительством РФ вместе с профсоюзными организациями и представителями профсообщества (трехсторонняя комиссия) в ходе совещаний и переговоров;
- по результатам выше обозначенной работы издается нормативный акт;
- последним руководствуются: бухгалтера и комиссии, действующие в ОУ;
- местные советы для выделения средств из соответствующих бюджетов.
Поощрение учителей и воспитателей ДОУ
Минобрнауки РФ рекомендовал проводить оценивание педработников при помощи создания специального документа — оценочного листа. В него включаются индивидуальные критерии и количественные показатели. Итоги подводятся с помощью балльной системы. То есть каждый труженик наглядно видит:
- что от него требуется со стороны руководства и коллектива;
- способен планировать свои действия по достижению целей;
- понимает объективность оценки, влияющей на его заработок.
В рекомендациях министерства содержится приблизительный перечень требований к педработникам. Он таков:
- инициирование и ведение дополнительных проектов, влияющих на развитие кругозора учеников;
- создание: комфортной атмосферы в ученическом коллективе;
- наглядных пособий;
- условий для выявления способностей детей;