Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понижение сотрудника в должности — законодательство и судебные прецеденты». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Многим интересно, каковы последствия неполного служебного соответствия в полиции? Законом «О статусе военнослужащих» предусматривается ответственность этих граждан за проступки. Наступает она, если лицо нарушает общественный порядок или воинскую дисциплину.
Что такое понижение в должности, если не наказание
Пункт 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ предусматривает такое основание для увольнения, как несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации.
Однако увольнение по этому основанию допускается, если невозможно перевести сотрудника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую он может выполнять с учетом состояния его здоровья. При этом работодатель обязан предлагать сотруднику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Аналогичные положения мы найдем и в Законах о госслужбе и о службе в ОВД. Так, согласно ч. 16 ст. 48 Закона о госслужбе в течение одного месяца после проведения аттестации по ее результатам издается правовой акт государственного органа о том, что гражданский служащий:
- подлежит включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
- направляется для получения дополнительного профессионального образования;
- понижается в должности гражданской службы и подлежит исключению из кадрового резерва в случае нахождения в нем.
При отказе гражданского служащего от получения дополнительного профессионального образования или перевода на другую должность гражданской службы представитель нанимателя вправе освободить его от замещаемой должности и уволить с гражданской службы в соответствии с Законом о госслужбе (ч. 17 ст. 48). Основание для увольнения предусмотрено п. 1 ч. 1 ст. 37 Закона о госслужбе: расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя в случае несоответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы. В соответствии с ч. 2 ст. 37 Законом о госслужбе увольнение с гражданской службы по данному основанию допускается, если невозможно перевести гражданского служащего с его согласия на иную должность.
Согласно же ч. 13 ст. 33 Закона о службе в ОВД по результатам аттестации сотрудника ОВД аттестационная комиссия принимает одну из шести рекомендаций. Одна из них состоит в том, что сотрудник не соответствует замещаемой должности в органах внутренних дел и подлежит переводу на нижестоящую должность в органах внутренних дел.
Основание для увольнения в данном случае предусмотрено п. 5 ч. 2 ст. 81 Закона о службе в ОВД – «в связи с несоответствием сотрудника замещаемой должности в органах внутренних дел – на основании рекомендации аттестационной комиссии».
Дисциплинарный устав и 76-ФЗ
Последствия, наступающие в результате неполного служебного соответствия граждан, являющихся военнослужащими, определяются Дисциплинарным уставом вооруженных сил и 76-ФЗ.
Первая статья Устава раскрывает понятие воинской дисциплины. В соответствии с ним, воинская дисциплина – строгое и точное выполнение порядка и правил, которые закрепляются законодательством, воинскими уставами, приказами командиров (начальников). Если происходит нарушение установленных предписаний, к виновному будут применены меры ответственности, которые соразмерны тяжести проступка.
Порядок применения дисциплинарного взыскания к государственным служащим
Основания для объявления предупреждения о неполном соответствии могут быть следующими:
- Прогул.
- Повторное невыполнение возложенных обязанностей.
- Умышленный подлог поддельных документов в момент трудоустройства.
- Нарушение установленных правил деятельности, которое повлекло за собой тяжкие последствия.
- Принятие решения, что было необоснованным, и в результате исполнения которого возник ущерб. Данное основание может распространяться исключительно на руководящий состав.
- Лишение доступа к информации, что представляет собой государственную тайну.
- Однократное грубое нарушение обязанностей, которое сопряжено с причинением вреда или неисполнением предписаний закона.
- Растрата, хищение, умышленное повреждение имущество.
- Присутствие на службе в состоянии опьянения.
Дисциплинарный устав и 76-ФЗ
Многим интересно, каковы последствия неполного служебного соответствия в полиции? Законом «О статусе военнослужащих» предусматривается ответственность этих граждан за проступки. Наступает она, если лицо нарушает общественный порядок или воинскую дисциплину.
Последствия, наступающие в результате неполного служебного соответствия граждан, являющихся военнослужащими, определяются Дисциплинарным уставом вооруженных сил и 76-ФЗ.
Первая статья Устава раскрывает понятие воинской дисциплины. В соответствии с ним, воинская дисциплина – строгое и точное выполнение порядка и правил, которые закрепляются законодательством, воинскими уставами, приказами командиров (начальников). Если происходит нарушение установленных предписаний, к виновному будут применены меры ответственности, которые соразмерны тяжести проступка.
Дисциплинарное взыскание предъявляется к должностным лицам, что являются госслужащими, военнослужащими. Правовой регламент раскрывается в ФЗ «О статусе военнослужащих», федеральном законе от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
В общем, под неполным служебным соответствием понимают низкую личную дисциплинированность военнослужащего в период прохождения службы, нарушение законодательства, некачественное, недобросовестное выполнение возложенных обязанностей.
Согласно с п. 2 ст. 58 Закона о государственной гражданской службе перед взысканием проводится служебная проверка, в ходе которой выясняется факт нарушения, степень тяжести последствий. Гражданского служащего на время проверки отстраняют от выполнения обязанностей, занимаемой должности. По завершении комиссии составляет письменное заключение, по результатам которого принимают решение о целесообразности взыскания.
Какие выплаты положены
Когда происходит увольнение сотрудника полиции со стажем свыше 20 лет, ему выплачивают сумму в размере 7 окладов. Если у полицейского недостаточно выслуги лет, он все равно имеет право на материальную поддержку. В этом случае выплате подлежит сумма, равная 2 окладам. Это регламентируется положениями ст. 3 ФЗ-247 от 19.07.2011. Денежная поддержка не полагается служащим ОВД, уволенным по таким причинам (п. 8 упомянутой статьи):
- несоблюдение правил трудового распорядка;
- утрата доверия;
- нарушение пунктов контракта;
- за проступок, который задевает честь полицейского;
- осуждение сотрудника по уголовной статье;
- предоставление ложных сведений при поступлении на работу в органы внутренних дел.
Когда служащий, который уволился с полиции, имеет государственные награды, размер выплаты будет большим на один оклад.
Если сотрудник не заслужил права ухода на пенсию, в некоторых случаях он может рассчитывать на получение оклада в течение 12 месяцев. Это происходит при увольнении в следующих ситуациях:
- по медицинским показаниям;
- при наступлении предельного возраста для выхода на пенсию;
- в случае сокращения штата;
- при нарушении контракта руководством.
Кроме того, обязательной выплатой является сумма за неиспользованный отпуск.
Понижение в должности по состоянию здоровья
Примечание. Медицинское заключение должно быть выдано в Порядке, установленном Приказом Минздравсоцразвития России от 02.05.2012 № 441н «Об утверждении Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений».
При переводе работника на другую нижеоплачиваемую работу у данного работодателя в соответствии с медицинским заключением, выданным в установленном порядке, трудовое законодательство устанавливает такому работнику определенные гарантии. Так, согласно ст. 183 ТК РФ, за ним сохраняется средний заработок по прежней работе в течение одного месяца со дня перевода, а при переводе в связи с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с работой, — до установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности либо до выздоровления работника.
По окончании срока перевод по общему правилу прекращается, а работнику предоставляется работа, предусмотренная трудовым договором.
Если в соответствии с медицинским заключением работник нуждается во временном переводе на другую работу на срок более четырех месяцев или в постоянном переводе, то при его отказе от перевода либо отсутствии у работодателя соответствующей работы трудовой договор прекращается в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (ч. 3 ст. 73 ТК РФ).
Понижение в должности по результатам проведения аттестации
Чтобы результаты аттестации были законными, работодатель должен утвердить Положение об аттестации. Если такой документ отсутствует, проведенная аттестация считается недействительной.
МВД. Был в должности старшего опера, переводят в другую службу МВД, должность предлагают операм, т.е. понижение в должности. Аргументирую якобы сокращением штата. Законно ли?
Нахожусь на 5 месяце беременности, являюсь офицером МВД, занимаю руководящую должность. Начальник узнав о беременности, требует, чтобы я написала рапорт на понижение в должности, с чем я категорически не согласна. Подскажите, имеет ли он право понизить в должности без моего согласия? Или мне брать больничные листы до ухода в декрет? Спасибо!
До 31.05.16 г. работал в фскн в должности старшего оперуполномоченного. При переводе в МВД предложили должность оперуполномоченного, мотивируя тем, что больше должностей нет (хотя сотрудникам проработавшим меньше меня в 2-3 раза предлагают должности старших оперуполномоченных). Взысканий, за чтобы можно было бы понизить не имею. В качестве варианта сохранения должности, предлагают ехать в дальние районы. Насколько правомерно при переводе понижение? И что нужно сделать, чтобы сохранить должность? Спасибо.
Обязательно ли ознакомление с материалами служебной проверки при привлечении к дисциплинарной ответственности в виде понижении в должности в МВД.
Неделю назад выяснилось что я был незаконно сокращен со своей должности. О понижении с должности я знал. Но о том что должность моя сокращалась, я не знал.
По факту незаконного понижения в должности, пять лет назад я обратился к своему начальнику в МВД и отказался приступить к ней. И так без какого либо решения, прошло пять лет. Сейчас уволили за прогул, в 2009 году. В суде мне стало известно что мою должность сокращали. Суд отказывает мне в разбирательстве так как прогул был пять лет назад, незаконное смещение было пять лет назад. По поводу сокращения, если я не знал, с приказом не ознакомлен, и узнал только сейчас, пропущен ли срок? Хотя приказ издан 5 лет назад.
Из ГУСБ МВД России в 2002 г. я назначен с понижением в связи с орг. штатными изменениями с сохранением должностного оклада по предыдущей должности. Имею ли я право на сохранение должностного оклада по должности в ГУСБ МВД России после переаттестации в полицию?
Работаю в полиции. Имею ребёнка 7 лет по потере кормильца тоже сотрудника МВД. сейчас вышла замуж. Недавно наложили неполное служебное. Конфликт с командиром, он своего человека на м должность хочет. Пригрозили за все подряд вещать взыскания сейчас опять назначили с пальца проверку и грозят понижения в должности. Какие у меня есть права и что делать? Неполный ход хочу обжаловать так как тоже слепили ее.
1 марта 2013 года я подала рапорт в отдел кадров МВД России по Нижнекамскому району об увольнении меня из органов ВД на пенсию по выслуге лет (20 лет 5 мес.) С этого времени я проходила военно-врачебную комиссию.
11 июня 2013 года меня вызвали в отдел кадров и попросили переписать рапорт об увольнении в связи с признанием меня комиссией ВК ограниченно годной к службе в ОВД по состоянию здоровья. Когда я написала в рапорте свою должность « старший следователь…» сотрудник кадров попросил изменить должность со «старшего следователя» на «следователя», объяснив причину, что меня понизили в должности и показала приказ № 184 л/с от 26 марта 2013 года о понижении меня в должности со «старшего следователя» на «следователя», с понижением должностного оклада по 17 тарифному разряду в размере 15500 руб. на оклад по 15 тарифному разряду в размере 15000 руб.
В период, когда вышел приказ я находилась в г. Набережные Челны, в госпитале, (стационар, имеется выписка) проходила обследование, как кандидат на увольнение на пенсию.
Первый рапорт по выслуге, а когда на ВК диагноз поставили астму, то переписала по состоянию здоровья.
Являюсь матерью пятерых малолетних детей и увольнение на пенсию с занижением должностного оклада существенно повлияет на размер моей пенсии, меня ввели в заблуждение сотрудники кадров пояснив, что понижение зарплаты не произойдёт, и попросили дату не проставлять. Потом сами поставили 16 марта 2013.
Приказ об увольнении на пенсию от 29 августа. Как быть?
01.02.2018 ознакомлена с приказом о наложении дисциплинарного взыскания — понижение в должности в МВД РФ от 31.01.2018 в связи с нарушением УПК РФ, данный факт имел место быть 05.05.2017, известен стал руководству 01.08.2017, служебку назначили только 07.11.2017 с чем меня ознакомили, с результатом заключения никто не ознакамливал, только с приказом о наказании. Правомерно ли это? Сроки не нарушены? Как быть?
После успешно пройденной аттестации в МВД был назначен на вышестоящую должность (с начштаба на начальника отделения полиции). Проработал более 9-ти месяцев. В кадровой службе межрайонного отдела после проверки выявили, что мне не был оформлен допуск к секретным сведениям, опять же не по моей вине. По 600-сотому приказу МВД сам сотрудник не имеет права его оформлять. Никто не был наказан, а меня обманом перевели на нижестоящую должность, хотя написав согласие вечером, уже утром следующего дня я отозвал свой рапорт, направив его и факсом и почтой с уведомлением в кадры. С приказом о понижении не ознакомлен, уже после него получил удостоверение начальника отделения, расписался с датой получения. Однако зарплату начисляют уже по нижестоящей должности. Разъясните порядок обжалования незаконных действий руководства межрайонного отдела.
Работаю в полиции более 20 лет. С приходом нового руководства, стали убирать старых сотрудников и набирать своих, как всегда. Для понижения меня в должности оснований не было, что бы они появились руководитель по своему усмотрению, собственноручно (есть копия) внес изменения в характеристику. К словам: ответственный, грамотный, добросовестный. добавил частицу не. Можно ли это как-то обжаловать? Второе: 17 декабря подал рапорт на отпуск с 31 декабря 2012 г. в график не был внесен, т.к. перевелся на нижестоящую должность в мае с.г. из МВД в ГОМ. Руководитель не подписывает рапорт. Как действовать в этом случае? Чем это грозит руководителю?
В мае текущего года уволен из фскн в связи с указом президента. В июне и июле ни копейки ни заплатили не фскн не соответственно МВД. С 16 августа назначен на должность оперуполномоченного МВД с понижением оклада. В фскн был 16500 в МВД 15000 по равнозначной должности. До сегодняшнего дня выплачивается лишь оклад. Написал рапорт на увольнение с 7 декабря. Однако кадры оговаривают, мотивируя тем, что не получу должным образам выплат. Таких как перерасчет за звание, за особые условия труда и за форму. Из за того, что звания ещё не подтверждены, статья за особые условия труда также ещё по нам не утверждена, а форма нам вообще не положена, по каким то их личным указам. В связи с изложенным интересует вопрос. Как истребовать расчёт с учётом всего не выплаченного в день увольнения и на какие ещё выплаты я могу рассчитывать.
За не регистрацию сообщения по телефону по приказу МВД № 736 от 29.08.2014 г. на сотрудника ОВД наложено дисциплинарное взыскание в виде неполного служебного соответствия, ПОСЛЕ ЭТОГО, сотрудника направляют на аттестационную комиссию на соответствие занимаемой должности, где стоит вопрос: рассмотреть вопрос о понижении в должности, в результате сотрудника увольняют из ОВД по отрицательным мотивам.
ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ УВОЛЬНЕНИЕ ПОСЛЕ АТТЕСТАЦИОННОЙ КОМИССИИ ДВОЙНЫМ НАЛОЖЕНИЕМ ДИСЦИПЛИНАРНОГО ВЗЫСКАНИЯ, ВЕДЬ МОТИВОМ НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИКА НА АТТЕСТАЦИОННУЮ КОМИССИЮ БЫЛА НЕ РЕГИСТРАЦИЯ СООБЩЕНИЯ И ОБЪЯВЛЕНИЕ ВЗЫСКАНИЯ В ВИДЕ НЕПОЛНОГО СЛУЖЕБНОГО СООТВЕТСТВИЯ? ВЕДЬ СОГЛАСНО СТ. 50 п. 3 ФЗ № 342 » О службе в ОВД» — За каждый случай нарушения служебной дисциплины на сотрудника органов внутренних дел может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.
Основания для увольнения
Расчет и увольнение сотрудника полиции может быть осуществлено на следующих основаниях:
- наличие собственного желания (пишется рапорт на увольнение);
- по наступлению определенного возраста, установленного законодательством;
- если соискатель вакансии полицейского заранее предоставил ложные данные о себе (образование, предыдущая должность, опыт работы и т.п.), что впоследствии было выяснено;
- повторное дисциплинарное взыскание, полученное при наличии уже имеющегося проступка, зафиксированного письменно и еще не снятого руководством;
- по выслуге лет, достаточных для выхода сотрудника полиции на пенсию;
- в соответствии с окончанием срока заключенного контракта;
- если пункты трудового договора были нарушены одной из сторон;
- отправка полицейского на службу (альтернативная/военная);
- увольнение в связи с реорганизацией организации работодателя (сокращение штатов);
- в связи с ликвидацией организации работодателя (сокращение штатов);
- вынесено обвинение в судебном порядке и оно вступило в законную силу;
- ухудшение здоровья, в соответствии с чем, продолжать работу в органах внутренних дел человек больше не сможет (наличие медицинского заключения обязательно);
- ухудшение здоровья, в соответствии с чем, выполнение должностных обязанностей в полном объеме невозможно и также невозможен перевод на другую должность (наличие заключения медицинской комиссии обязательно);
- установление несоответствия человека занимаемой должности по результатам проведенной аттестации;
- грубое нарушение трудового распорядка/дисциплины;
- несоответствие человека требованиям, предъявляемым к службе в органах внутренних дел (оцениваются личные и служебные качества сотрудника);
- утрачено доверие к сотруднику, полицейский совершил проступок, порочащий честь служащего в МВД.
В каждом случае последствия увольнения будут отличаться. В любой ситуации, увольнение сотрудника полиции значительно отличается от расторжения трудового договора с простым работником.
Неполный ход в мвд это что такое
Статья 50. Дисциплинарные взыскания
1. На сотрудника органов внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания:
4) предупреждение о неполном служебном соответствии;
5) перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел;
6) увольнение со службы в органах внутренних дел.
2. В образовательных организациях высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел на курсантов, слушателей наряду с дисциплинарными взысканиями, предусмотренными частью 1 настоящей статьи, могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания:
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) назначение вне очереди в наряд (за исключением назначения в наряд по обеспечению охраны подразделения);
2) лишение очередного увольнения из расположения образовательной организации;
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) отчисление из образовательной организации.
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. За каждый случай нарушения служебной дисциплины на сотрудника органов внутренних дел может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.
4. Фамилия сотрудника органов внутренних дел, на которого наложено дисциплинарное взыскание, предусмотренное пунктом 4, 5 или 6 части 1 настоящей статьи, исключается из книги почета или с доски почета федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения.
5. Перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел как вид дисциплинарного взыскания может применяться в случае совершения сотрудником органов внутренних дел грубого нарушения служебной дисциплины либо неоднократного нарушения им служебной дисциплины и при наличии наложенного в письменной форме дисциплинарного взыскания.
Дисциплинарное взыскание предъявляется к должностным лицам, что являются госслужащими, военнослужащими. Правовой регламент раскрывается в ФЗ «О статусе военнослужащих», федеральном законе от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
В общем, под неполным служебным соответствием понимают низкую личную дисциплинированность военнослужащего в период прохождения службы, нарушение законодательства, некачественное, недобросовестное выполнение возложенных обязанностей.
Согласно с п. 2 ст. 58 Закона о государственной гражданской службе перед взысканием проводится служебная проверка, в ходе которой выясняется факт нарушения, степень тяжести последствий. Гражданского служащего на время проверки отстраняют от выполнения обязанностей, занимаемой должности. По завершении комиссии составляет письменное заключение, по результатам которого принимают решение о целесообразности взыскания.
Особенности перевода сотрудника на нижестоящую должность
Случаи перевода полицейских на нижестоящие должности в МВД — не редкость. Все основания для подобных назначений прописаны в той же ст. 30 ФЗ № 342-ФЗ. Большинство из них совпадает с перечисленными выше основаниями для перевода сотрудников на равнозначные должности, однако пара причин отличается и является ключевой.
Дело в том, что даже в случае штатного сокращения служащему МВД всегда могут подобрать как минимум равнозначную работу, если он находится на хорошем счету у начальства. Перевод же на нижестоящую должность обычно является мерой дисциплинарного взыскания для в чем-то провинившихся сотрудников полиции. В том числе подобное перемещение по служебной лестнице вниз происходит и при отказе полицейского занять равнозначную должность в порядке ротации.
Разумеется, для перевода сотрудника на нижестоящую должность (как и в случае его назначения на вышестоящую или равнозначную ступень служебной лестницы) от него должно быть предварительно получено его письменное согласие. Если же полицейский отказывается дать такое согласие, то вопрос ставится уже о его увольнении из органов внутренних дел.
Как уже указывалось выше, для того чтобы ответить на вопрос, какие должности есть в полиции, достаточно ознакомиться с Указом Президента РФ № 253 от 01.03.2011 г. и Приказом МВД РФ № 333 от 30.04.2011 г. — в них содержится их полный перечень. Приняв решение служить в МВД и заняв первоначальную, соответствующую его первому званию должность, любой полицейский имеет возможность подняться высоко по служебной лестнице. Главное требование для этого — иметь по-настоящему сильное желание и эффективно выполнять свои служебные обязанности.
Понижение в должности как результат применения дистанционного взыскания
С учетом положений нормативных правовых актов понижение в должности в качестве дисциплинарного взыскания может быть применено только для определенных категорий сотрудников:
- следственного комитета (ст. 28 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» (в ред. от 30.12.2015));
- полиции (ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 03.07.2016));
- прокуратуры (ст. 41.7 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. от 03.07.2016)).
Верховный суд разобрался с карьерным ростом полицейских
Верховный суд РФ представил на своем сайте 79-страничный обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с прохождением службы сотрудниками правоохранительных органов. Этот документ утвержден 15 ноября президиумом ВС.
Обобщение подготовлено на основе изучения практики рассмотрения судами в 2014-2017 годы споров, связанных с прохождением службы сотрудниками органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы, сотрудниками Следственного комитета РФ, сотрудниками таможенных органов. Судами разрешались дела по искам к госорганам и их подразделениям о признании незаконным отказа в принятии на службу; о признании незаконным решения о прекращении допуска к сведениям, составляющим государственную тайну; об отмене приказов о привлечении к дисциплинарной ответственности; о признании незаконными заключений служебных проверок; о предоставлении дополнительных дней отдыха; о признании незаконными приказов о зачислении в распоряжение; о признании незаконными прекращения контракта и увольнения со службы по различным основаниям; о восстановлении на службе; иные служебные споры. Кроме того, суды рассматривали дела по искам к сотрудникам о привлечении к материальной ответственности.
В обобщении изложено порядка 15 правовых позиций по тем категориям споров, при разрешении которых судами нередко допускаются ошибки.
В частности, ВС обращает внимание, что в случае сокращения должности, замещаемой сотрудником ОВД, ему должны предложить равноценную или нижестоящую должность. Перевод сотрудника ОВД на вышестоящую должность является правом, а не обязанностью органа внутренних дел.
Так, П. обратился в суд с иском к территориальному органу внутренних дел РФ о восстановлении на службе. Он указал, что проходил службу в органах внутренних дел в должности начальника отдела территориального ОВД РФ по субъекту Российской Федерации. Приказом ответчика П. был уволен со службы по п. 11 ч. 2 ст. 82 ФЗ №342 от 30 ноября 2011 года в связи с сокращением должности. По мнению П., это являлось незаконным ввиду нарушения процедуры увольнения, выразившегося в том, что ему ответчиком не были предложены имевшиеся на тот момент равнозначные занимаемой или вышестоящие должности. Решением районного суда, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам областного суда, исковые требования П. удовлетворены, он восстановлен на службе в органах внутренних дел.
Судом установлено, что в результате проведения организационно-штатных мероприятий замещаемая истцом должность была сокращена. 20 октября 2014 года П. был предупрежден о предстоящем увольнении из органов внутренних дел по п. 11 ч. 2 ст. 82 ФЗ №342, и с 1 января 2015 года П. освобожден от замещаемой должности и зачислен в распоряжение органа внутренних дел. П. была предложена для замещения должность начальника реорганизованного отделения территориального органа внутренних дел РФ по субъекту РФ, однако от предложенной должности П. отказался. Также П. был ознакомлен со списками вакантных должностей руководителей территориальных органов и подразделений органа внутренних дел по субъекту Российской Федерации, согласия на замещение которых П. выражено не было.
Приказом ответчика от 29 июля 2015 года П. уволен со службы по п. 11 ч. 2 ст. 82 ФЗ № 342 в связи с сокращением должности, замещаемой сотрудником.
Удовлетворяя исковые требования П. о восстановлении его на службе в органах внутренних дел, суд первой инстанции исходил из того, что в период с 20 октября 2014 года по 29 июля 2015 года в территориальном органе внутренних дел по субъекту Российской Федерации имелись вакантные должности, равнозначные занимаемой истцом, и вышестоящие вакантные должности, которые не были предложены П., в связи с чем пришел к выводу о нарушении процедуры увольнения П. со службы в органах внутренних дел по п. 11 ч. 2 ст. 82 ФЗ № 342. При этом суд указал на то, что статьей 36 названного закона предусмотрена обязанность руководителя решить вопрос о переводе сотрудника на иную должность в органах внутренних дел, и того, что эта иная должность должна быть равнозначной или нижестоящей по отношению к ранее занимаемой, данная норма закона не содержит.
Суд апелляционной инстанции согласился с этими выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ нашла указанные выводы судов первой и апелляционной инстанций ошибочными, основанными на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, указав следующее.
В соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 82 ФЗ № 342 от 30 ноября 2011 года основанием для расторжения контракта и увольнения сотрудника со службы в органах внутренних дел является сокращение должности в ОВД, замещаемой сотрудником. Пунктом 1 ч. 1 и ч. 4 ст. 36 ФЗ № 342 установлено, что при сокращении должностей в органах внутренних дел правоотношения с сотрудником ОВД, замещающим сокращаемую должность, продолжаются в случае предоставления сотруднику – с учетом уровня его квалификации, образования и стажа службы в органах внутренних дел (выслуги лет) или стажа (опыта) работы по специальности – возможности замещения иной должности в органах внутренних дел. Сотрудник органов внутренних дел в случае отказа от предложенной ему для замещения иной должности в органах внутренних дел либо от направления на обучение по дополнительным профессиональным программам освобождается от замещаемой должности и ув��льняется со службы в органах внутренних дел. В этом случае контракт с сотрудником расторгается в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 82 данного федерального закона. Согласно части 1 статьи 30 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ перевод сотрудника органов внутренних дел в случаях, установленных федеральным законом, на вышестоящую, равнозначную или нижестоящую должность в органах внутренних дел, в другую местность либо в связи с его зачислением в образовательную организацию высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел допускается с согласия сотрудника, выраженного в письменной форме, если иное не предусмотрено поименованным федеральным законом.
Должность в органах внутренних дел считается вышестоящей, если для нее предусмотрено более высокое специальное звание, чем специальное звание по прежней должности в органах внутренних дел, а при равенстве специальных званий – более высокий должностной оклад (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ).
Должность в органах внутренних дел считается равнозначной, если для нее предусмотрены специальное звание и должностной оклад, равные специальному званию и должностному окладу по прежней должности в органах внутренних дел (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ).
Должность в органах внутренних дел считается нижестоящей, если для нее предусмотрено более низкое специальное звание, чем специальное звание по прежней должности в органах внутренних дел, а при равенстве специальных званий – более низкий должностной оклад (часть 6 статьи 30 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 30 указанного закона перевод сотрудника органов внутренних дел на вышестоящую должность рядового состава, младшего, среднего или старшего начальствующего состава осуществляется по результатам аттестации и (или) конкурса, за исключением случаев, если назначение сотрудника на вышестоящую должность в органах внутренних дел осуществляется из кадрового резерва, в котором он состоял в соответствии со статьей 78 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ.
Перевод сотрудника органов внутренних дел на равнозначную или нижестоящую должность в органах внутренних дел осуществляется в том числе в связи с сокращением замещаемой сотрудником должности (пункт 4 части 5, пункт 3 части 7 статьи 30 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ).