Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Значение слова ИРОНИЯ с примерами». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Иронией нельзя обидеть человека, а сарказм, хотя и тоже является насмешкой, может причинить боль, может унизить и обидеть читателя. Сарказм негативен и зол. В статьях и других письменных работах не стоит увлекаться сарказмом, лучше быть лёгким и ироничным автором.
Ирония в повседневной жизни
Чтобы лучше понимать, что такое ирония, приведем примеры из нашей жизни – те выражения, которые многие из нас используют постоянно.
- ЗАХОДИТЕ В МОИ ХОРОМЫ – так многие приглашают гостей к себе домой, при этом «хоромами» частенько называют малогабаритные квартиры или вовсе одну комнату;
- НУ И КОМУ НУЖНА ТАКАЯ КРАСОТА – так говорят о чем-то не очень приглядном или производственной ошибке;
- ВСЮ ЖИЗНЬ ОБ ЭТОМ МЕЧТАЛ – так мы часто называем подарки или предложения, которые нам на самом деле совершенно не нравятся;
- ЛЮБЛЮ КАК СОБАКА ПАЛКУ – еще одна устойчивая форма сказать, что что-то не нравится;
- ТОЛЬКО ОБ ЭТОМ И ДУМАЮ – так отвечают, когда спрашивают о чем-то совершенно неинтересном.
То есть все эти обороты употребляются в совершенно противоположном значении, но мы все понимаем скрытый в них смысл.
А еще можно вспомнить популярную реакцию на то, что какой-то человек совершил ошибку или сделал что-то плохо. Ему могут сказать просто: «НУ ТЫ МОЛОДЕЦ!», хотя на самом деле, конечно, никто не считает его «молодцом», а как раз наоборот (молодцом в кавычках).
Поэты и писатели в своих произведениях часто использовали этот художественный прием. Он позволял им более четко и выразительно описать характер людей, отношение к происходящему.
- Так, Н. В. Гоголь в «Мертвых душах» с особой меткостью описывал характер своих героев с помощью иронии. Вот что он пишет о полицмейстере-взяточнике:
«Полицмейстер был некоторым образом отец и благотворитель в городе. Он был среди граждан совершенно как родной в семье, а в лавки и в гостиный двор наведывался, как в собственную кладовую.» - Чаще всего иронические выражения встречаются в баснях, ведь этот жанр предполагает насмешку и легкую издевку над героями. Возьмем для анализа басни И. А. Крылова:
«Ты все пела? Это — дело!» Эти слова говорит муравей стрекозу, когда та пришла к нему за помощью. Ирония помогает ярко высмеять поведение стрекозы, которая «лето красное пропела».
«Откуда, умная, бредешь ты, голова?» — так говорит лиса о повстречавшемся ей осле в басне. -
А. С. Пушкин также не пренебрегал иронией в своем «Евгение Онегине».
«Тут был, однако, цвет столицы,
И знать, и моды образцы,
Везде встречаемые лицы,
Необходимые глупцы.» — вот с такой насмешкой описал поэт Санкт-Петербург. - Михали Булгаков мастерски создавал не просто иронические выражения, но целые ситуации. Это демонстрируется в диалоге Воланда и Берлиоза перед тем, как последнему отрежут голову.
Ирония в повседневной жизни
Чтобы лучше понимать, что такое ирония, приведем примеры из нашей жизни – те выражения, которые многие из нас используют постоянно.
- ЗАХОДИТЕ В МОИ ХОРОМЫ – так многие приглашают гостей к себе домой, при этом «хоромами» частенько называют малогабаритные квартиры или вовсе одну комнату;
- НУ И КОМУ НУЖНА ТАКАЯ КРАСОТА – так говорят о чем-то не очень приглядном или производственной ошибке;
- ВСЮ ЖИЗНЬ ОБ ЭТОМ МЕЧТАЛ – так мы часто называем подарки или предложения, которые нам на самом деле совершенно не нравятся;
- ЛЮБЛЮ КАК СОБАКА ПАЛКУ – еще одна устойчивая форма сказать, что что-то не нравится;
- ТОЛЬКО ОБ ЭТОМ И ДУМАЮ – так отвечают, когда спрашивают о чем-то совершенно неинтересном.
То есть все эти обороты употребляются в совершенно противоположном значении, но мы все понимаем скрытый в них смысл.
Мастер сатиры и иронии Крылов снова радует читателя своими примерами:
«Ты всё пела? Это дело: так поди же, попляши!» (Басня «Стрекоза и Муравей»). Можно добавить про Моську, которая у баснописца стала иронично сильной: «Знать она сильна, коль лает на слона!».
Чтобы добавить немного юмора, следует привести в пример произведение «12 стульев» и фразу главного героя: «А может, тебе дать еще ключ от квартиры, где деньги лежат?!».
Иронию можно разделить на несколько форм:
- прямая – форма, когда с помощью иронии указывают на отрицательные качества героя, на его недостатки.
- антиирония – является противопоставлением прямой иронии. Она наоборот показывает недооцененность героя.
- самоирония – способность посмеяться над собой, увидить в себе недостатки и отрицательные качества. Самоирония часто используется, чтобы, наоборот, показать себя в положительном ключе («Да куда уж мне дураку до тебя»)
- сократова ирония – направлена на то, чтобы открыть истину тому, кто обладает ложными знаниями.
- ироническое мировоззрение – состояние, при котором человек не относится слишком серьезно к окружающим его вещам и к жизни в целом. Он скептически смотрит на все утвержденные постулаты и подвергает их сомнению.
- постирония – форма иронии, при которой уже трудно отличить, говорит ли человек правду или иронизирует.
Большая Советская Энциклопедия
(от греч. eirоnеia, буквально ≈ притворство),
в стилистике ≈ выражающее насмешку или лукавство иносказание, когда слово или высказывание обретают в контексте речи значение, противоположное буквальному смыслу или отрицающее его, ставящее под сомнение.
Слуга влиятельных господ, С какой отвагой благородной Громите речью вы свободной
Всех тех, кому зажали рот.
(Ф. И. Тютчев «Вы не родились поляком. »)
Смысл И. как эстетической категории в разные эпохи существенно видоизменялся. Античности свойственна, например, «сократовская ирония», выражавшая философский принцип сомнения и одновременно способ обнаружения истины. Сократ притворялся единомышленником оппонента, поддакивал ему и незаметно доводил его взгляд до абсурда, обнаруживая ограниченность как будто бы очевидных для здравого смысла истин. В античном театре встречается и так называемая трагическая И. («И. судьбы»), теоретически осознанная в новое время: герой уверен в себе и не ведает (в отличие от зрителя), что именно его поступки подготавливают его собственную гибель (классический пример ≈ «Царь Эдип» Софокла, а позже ≈ «Валленштейн» Ф. Шиллера). Такую «И. судьбы» нередко называют «объективной И.», а применительно к самой реальности ≈ «И. истории» (Гегель).
Своеобразную концепцию «эпической И.» как одного из основных принципов современного реализма развил Т. Манн, который, отталкиваясь от универсальности романтической И., подчёркивал, что И. необходима для эпического искусства как взгляд с высоты свободы, покоя и объективности, не омраченный никаким морализаторством. Своеобразная «ироническая диалектика» отразилась в театральном методе «отчуждения» Б. Брехта.
═В суждениях классиков марксизма наряду с высокой оценкой «сократовской И.» содержатся элементы эпической И. (у Энгельса в письме к М. Каутской от 26 ноября 1885 ≈ см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 36, с. 333≈34) и диалектически раскрывается понятие «И. истории» (см. Письмо Ф. Энгельса к В. И. Засулич от 23 апреля 1885 ≈ там же, с. 26
Разнообразна И. в русской литературе и критике: «мстительница» и «утешительница» у А. И. Герцена; «насмешливая критика» революционных демократов В. Г. Белинского, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина; сливающаяся со стихией юмора у Н. В. Гоголя; переходящая в сарказм у Ф. М. Достоевского; пародийная у Козьмы Пруткова; романтическая у А. А. Блока. Советская литература (В. В. Маяковский, М. М. Зощенко, Е. Л. Шварц, М. А. Булгаков, Ю. К. Олеша, И. Ильф и Е. Петров) восприняла и развивает И., свойственную русской реалистической литературе 19 в. Она реализует ироническое отношение весьма многообразно: посредством пародии (А. Г. Архангельский) и пародийного сказа (Зощенко), гротеска (В. Белов), иронической речи (И. Г. Эренбург), контраста слов и ситуации (А. Т. Твардовский).
Лит.: Лосев А. Ф., Шестаков В. П., История эстетических категорий, [М.], 1965; Борев Ю. Б., Комическое. М., 1970; Kierkegaard S., Über den Begriff der Ironie, Düsseldorf ≈ Köln, 1961; Strohschneider-Kohrs J., Die romantische Ironie in Theorie und Gestaltung, Tübingen, 1960; Muecke D. C., The compass of irony, L., [1969] (библ. с. 260≈69).
Воланд и его свита как банда ироников, пробующих на прочность советскую реальность. Разговор на Патриарших
Конечно, персонажи, которые буквально излучают иронию, – это Воланд и его сопровождающие. Булгаков, зная, что роман в советское время, скорее всего, никогда не опубликуют, не стал отказывать себе в удовольствии поиздеваться над интеллектуалами того времени. И начал он почти с порога, с третьей главы. Если вам нужны примеры иронии, то вы найдете их на страницах «Мастера и Маргариты».
Воланд спрашивает:
— А дьявола тоже нет? (…)
— Нету никакого дьявола! (…)
— Ну, уж это положительно интересно, – трясясь от хохота, проговорил профессор, – что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!
Все это отражает, с одной стороны, реальное положение вещей той эпохи, в которой ни Бога, ни дьявола, ни даже секса не было. Нам немного жаль прерывать повествование на тему «Ирония: примеры из литературы», но этот случай стоит того, чтобы о нем рассказать.
Основные виды и формы
В зависимости от контекста можно выделить следующие типы иронии: закрытая и открытая. Скрытый сарказм характеризуется преобладанием разума над эмоциями. Он осторожен, придерживается узкого контекста и понятен небольшому числу читателей. В произведениях открытой иронии эмоции преобладают над логикой. Здесь автор не скрывает своей оценки и иногда использует иронию, чтобы поставить под сомнение возможность исправления недостатков высмеиваемого объекта.
В литературе были рассмотрены следующие формы иронии
- Прямая. Способ придать отрицательный характер рассматриваемой ситуации.
- Самоирония. Направлена на собственную персону в противоположном аспекте («Где уж, нам, дуракам, чай пить?»).
- Антиирония. В противовес прямой форме представляет объект иронии недооцененным.
- Постирония. Термин, используемый в ситуации, когда искренность может практически не отличаться от иронии
- Сократова ирония. Одна из форм самоиронии, раскрытие первоначального мнения оппонента его же устами. Истина рождается в философском споре с самодовольным человеком. Путаясь с каверзных и вопросах философа, он теряет спесь. Философ при этом получает удовольствие, незлобиво и добродушно посмеивается над собеседником.
- Ироническое мировоззрение. Состояние, при котором не принимаются на веру расхожие утверждения, стереотипы, игнорируются общепринятые ценности.
Признаки и цели сарказма
Для того чтобы определить, как ответить на сарказм и отличить его от обычной шутки нужно учитывать, с какой целью он используется. Основные цели сарказма:
- осмеивание определенной ситуации и поведения человека в этой ситуации;
- осуждение – осуждаться может как непосредственно оппонент, так и его поведение, внешность или привычки;
- унижение – оппонента и его интеллектуальных способностей;
- демонстрация своего превосходства или более высокого статуса по отношению к окружающим;
- демонстрация осуждения или неприемлемости взглядов, ценностей и вкусовых предпочтений собеседника;
- доказательство своей непоколебимой правоты и уверенности в собственной точке зрения.
Можно сделать вывод, что сарказм – это борьба, протест против различных событий и явлений действительности через их осмеивание. Его основными особенностями являются резкость острота изоблачения, а также беспощадность, негодование и даже ненависть. В нем нет места доброте и сочувствию.
Чтобы понять, что представляет собой сарказм нужно учитывать, что это прикол или шутка, которая обязательно произносится серьезным голосом, но не вызывает смех, особенно у того человека, на которого она направлена.
В повседневной жизни сарказм часто используется в тех случаях, когда оппонент вызывает острое отвращение, неприязнь или даже ненависть. Острая цитата помогает без мата и дешевых оскорблений объяснить человеку все, что вы о нем думаете, задеть и унизить, высмеять, не переходя на банальное хамство и личности.
В буквальном переводе с греческого слово «ирония» означает «притворство». Под иронией подразумевают тонкую насмешку. Часто при использовании этого средства говорится одно, а предполагается противоположный смысл. При этом герой литературного произведения или собеседник при живом общении иногда характеризуется положительно, но всем понятно, что говорящий имеет в виду диаметрально противоположные качества характера. Такой прием встречается, например, при изображении Ноздрёва в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» или помещика Полутыкина в рассказе И.С. Тургенева «Хорь и Калиныч». Так, повествователь характеризует своего товарища по охоте как превосходного охотника и, следовательно, отличного человека. Однако последующие разъяснения о его наклонностях показывают читателю данного героя как человека злопамятного, капризного, ограниченного.
Признаки и цели сарказма
Для того чтобы определить, как ответить на сарказм и отличить его от обычной шутки нужно учитывать, с какой целью он используется. Основные цели сарказма:
- осмеивание определенной ситуации и поведения человека в этой ситуации;
- осуждение – осуждаться может как непосредственно оппонент, так и его поведение, внешность или привычки;
- унижение – оппонента и его интеллектуальных способностей;
- демонстрация своего превосходства или более высокого статуса по отношению к окружающим;
- демонстрация осуждения или неприемлемости взглядов, ценностей и вкусовых предпочтений собеседника;
- доказательство своей непоколебимой правоты и уверенности в собственной точке зрения.
Можно сделать вывод, что сарказм – это борьба, протест против различных событий и явлений действительности через их осмеивание. Его основными особенностями являются резкость острота изоблачения, а также беспощадность, негодование и даже ненависть. В нем нет места доброте и сочувствию.
Примеры сарказма в литературе
Многие классики русской литературы в своих произведениях прибегают к сарказму. С его помощью они подвергают жесткой критике персонажей, события или окружающую их действительность. Можно, например, вспомнить известный монолог Чацкого «А судьи кто?» в комедии Грибоедова «Горе от ума»:
Где, укажите нам, отечества отцы, Которых мы должны признать за образцы? Не эти ли, грабительством богаты…
Или вспомним отрывок, в котором Грибоедов с помощью сарказма высмеивает пороки одного из персонажей комедии – Молчалина:
Молчалин! — Кто другой так мирно все уладит! Там моську вовремя погладит, Тут в пору карточку вотрет, В нем Загорецкий не умрет.
Происхождение термина древнегреческое: словом εἰρωνεία обозначалось притворное незнание, самоуничижение. Родоначальником использования такого способа ведения спора исследователи считают Сократа, которому удавалось при помощи этого риторического приёма вынудить оппонента противоречить своим собственным высказанным ранее утверждениям.
В современном литературоведении термин используется для обозначения приёма создания комического эффекта путём употребления слов в значении, противоположном исходному. Таким образом выражается насмешка, неприятие, неодобрение в адрес предмета разговора. Степень негативного отношения варьируется от минимальной (нулевой) до агрессивной. Мать, говорящая перепачканному ребёнку: «Ты ж мой чистюля!» — не испытывает к нему недобрых чувств, в то время как сотрудник, на повышенных тонах высказывающий: «Да всю жизнь мечтал в выходной на субботник тащиться!» — выражает крайнее недовольство.
Приём базируется на переносном значении, однако способ переноса отличается от используемых остальными художественными средствами.
Троп | Основа переноса | Примеры |
Метафора | сходство | Золотые волосы девушки забраны в две косы. (Похожие по цвету на драгоценный металл.) |
Метонимия | смежность | Сама в золоте ходит, а дети в обносках. (В украшениях, сделанных из названного металла.) |
Ирония | противоположность | От тёщиного золотого характера на край света бежать хочется. (Подчёркивается отсутствие ценности, притягательности в противовес прямому значению.) |
Место указанного приёма в ряду выразительных средств вызывает у исследователей разногласия. Традиционно он причисляется к тропам. Авторы же альтернативных исследований высказывают сомнения в правомерности такого причисления, поскольку ироническое построение реализуется в том числе и через использование других тропов – метафоры, эпитета, сравнения, гиперболы и пр.