Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «27.09.2021. Продлевает ли жалоба в ФНС срок на обращение в суд?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Досудебные разбирательства по НК РФ являются обязательными. Лицу, которое хочет провести обжалование действий налогового органа в отношении себя, необходимо сначала подать жалобу в вышестоящий налоговый орган.
Комментарий к ст. 138 НК РФ
Комментируемая статья закрепляет порядок подачи жалобы на акты и действия или бездействие должностных лиц налоговых органов.
В связи с принятием Федерального закона от 02.07.2013 N 153-ФЗ согласно пункту 3 статьи 3 данного Закона и пункту 2 статьи 138 НК РФ все акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера Федеральной налоговой службы, действий или бездействия ее должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящем налоговом органе.
Досудебный порядок урегулирования споров по данным категориям жалоб считается соблюденным, если решение по жалобе (апелляционной жалобе) не принято вышестоящим налоговым органом в сроки, установленные НК РФ. Срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу стало известно о принятом вышестоящим налоговым органом решении по соответствующей жалобе, или со дня истечения срока принятия решения по жалобе (пункты 2 и 3 статьи 138 НК РФ).
Акты ненормативного характера Федеральной налоговой службы, действия или бездействие ее должностных лиц обжалуются в судебном порядке.
Статья 138 НК РФ устанавливает понятия жалобы и апелляционной жалобы.
Жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права.
Апелляционной жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование не вступившего в силу решения, вынесенного в порядке статьи 101 НК РФ, если, по мнению этого лица, обжалуемое решение нарушает его права.
В статье 138 НК РФ закреплено право повторного обращения с жалобой (апелляционной жалобой). Согласно пункту 6 статьи 138 НК РФ повторное обращение производится в сроки, установленные для подачи соответствующей жалобы. Основанием для повторного обращения в том числе может быть оставление жалобы без рассмотрения по основаниям, предусмотренным подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 139.3 НК РФ.
Повторное обращение не допускается в случае, если до принятия решения по жалобе от лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы полностью или в части и ранее была подана жалоба по тем же основаниям (подпункты 3 и 4 пункта 1 статьи 139.3 НК РФ).
Приведенные разъяснения даны в письме ФНС России от 04.07.2013 N СА-4-9/12019@.
В письме Минфина России от 15.02.2016 N 03-02-08/7996 пояснено, что в судебном порядке могут быть обжалованы следующие акты:
1) акты налоговых органов ненормативного характера, принятые по итогам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб);
2) акты ненормативного характера ФНС России.
Следовательно, в судебном порядке может быть обжаловано решение УФНС России, принятое по итогу рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) на решение ИФНС России.
Заявитель также вправе обращаться в вышестоящий налоговый орган по отношению к УФНС России (в ФНС России) с жалобой на решение УФНС России, принятое по итогам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) на решение ИФНС России.
Решение ФНС России, принятое по итогу рассмотрения жалобы на указанное решение УФНС России, обжалуется в судебном порядке.
В Постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 12.11.2015 N Ф03-4603/2015 по делу N А16-576/2015 указано, что статья 138 НК РФ в новой редакции не предусматривает обязательной досудебной процедуры в виде обжалования решения налогового органа, принятого по результатам рассмотрения его заявления о возврате (зачете) излишне уплаченного налога, для обращения с заявлением имущественного характера о возврате излишне уплаченного налога.
При соблюдении налогоплательщиком досудебной процедуры, предусмотренной статьей 78 НК РФ (предварительного обращения в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного налога), у него имеется право обращения в суд с имущественным требованием к инспекции об обязании возвратить (зачесть) сумму излишне уплаченного налога.
Как отметил суд, налоговым органом не было учтено, что обязанность налогового органа по возврату (зачету) налогоплательщику излишне уплаченного налога ограничена трехлетним сроком со дня его уплаты, указанное обстоятельство и явилось основанием для частичного отказа в удовлетворении заявления предпринимателя, поданного в инспекцию. Обжалование в вышестоящий налоговый орган в этом случае не обеспечит восстановление нарушенных прав налогоплательщика.
Когда жалобу оставят без рассмотрения
При получении жалобы вышестоящий налоговый орган в пятидневный срок имеет право не принять ее к рассмотрению в части или полном объеме по следующим основаниям:
- Если прошел срок, установленный законодательством для подачи такого вида жалобы, а заявление о восстановлении срока не подано;
- Если прошел срок, установленный законодательством для подачи такого вида жалобы, но основания, указанные в заявлении о восстановлении срока, не являются уважительными;
- Если жалоба не была подписана заявителем;
- Если в течение срока рассмотрения жалобы, заявитель ее отозвал;
- Если ранее уже предпринималась попытка обжалования заявителем данного акта налогового органа, действий или бездействия его должностных лиц по этим же основаниям.
Право на обжалование актов налоговых органов
Ранее мы рассматривали нововведения в НК РФ, касающиеся административного (досудебного) порядка обжалования актов налоговых органов, их действий (бездействий), в связи с чем здесь освещен следующий этап урегулирования налоговых споров – обращение в суд.
Как мы уже было отмечено ранее, ст. 138 НК РФ в новой редакции устанавливает, что обязательным условием судебного обжалования актов налоговых органов, их действий и бездействий является предварительное обжалование в вышестоящую ИФНС РФ.
Но вот, возможности для разрешения спора непосредственно в налоговых органах исчерпаны и для защиты своих прав налогоплательщик решает обратиться в суд.
Право на обжалование ненормативных актов государственных органов в судебном порядке закреплено за субъектами налоговый правоотношений ст. 198 АПК РФ и 254 ГПК РФ. Однако, поскольку в подавляющем большинстве случаев споры возникают между ИФНС РФ и субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, подлежащие рассмотрению по правилам арбитражного судопроизводства, в данной статье мы остановимся на аспектах разрешения налоговых споров исключительно в арбитражном процессе, не затрагивая гражданский (который применительно к рассматриваемому вопросу мало чем отличается).
Как составить исковое заявление
На результат рассмотрения искового заявления судебными органами зависит в первую очередь от того, насколько точно оно будет отражать указанные сведения. Поэтому к составлению заявления нужно подойти основательно.
Разберем подробно какую информацию должно содержать исковое заявление:
- Наименование арбитражного суда, куда организация подает иск;
- Полное наименование организации, которая подает заявление. Здесь указываются все реквизиты юрлица, данные руководителя, адрес организации;
- В тексте заявления указывается наименование ИФНС, а также номер и результат вынесенного им решения, для обжалования которого организация обратилась в суд. Кроме того необходимо указать наименование регионального управления ФНС, в которое организация обращалась с жалобой, а также номер и результат вынесенного им решения;
- Организации следует выразить свое несогласие с решением налоговых органов, а также привести доказательства по этому поводу;
- Перечень прикладываемых документов.
Подписывает заявление руководитель организации. К исковому заявлению также прикладываются документы, необходимые для рассмотрения жалобы. К таким документам относят следующие:
- Платежное поручение на уплату госпошлины;
- Уведомление о вручении копии искового заявления и приложенных к нему документов инспекции, на которую организация подает жалобу;
- Копию свидетельства о государственной регистрации организации;
- Выписка из ЕГРЮЛ, либо из ЕРГИП;
- Копию решения налоговой инспекции о привлечении организации к налоговой ответственности;
- Копию жалобы в региональное УФНС;
- Копию решения УФНС об отказе в удовлетворении жалобы;
- Копии документов, подтверждающих основательность жалобы организации.
В заявлении организация вправе приводить ссылки на законодательные акты, в этом случае можно также приложить копии таких актов.
Порядок рассмотрения жалоб, поданных в суд
При принятии к рассмотрению исков налогоплательщиков об обжаловании действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов судам необходимо исходить из того, что ответчиком по такому спору истец вправе указать как конкретное должностное лицо налогового органа, так и сам налоговый орган.
В данном случае следует учитывать, что истец не всегда имеет возможность предъявить иск к конкретному должностному лицу (в частности, если к моменту предъявления иска соответствующее лицо уволилось из налогового органа либо истцу не известно, какое должностное лицо обязано совершить истребуемое действие).
В ходе рассмотрения названного выше искового требования, предъявленного к налоговому органу, суд вправе при наличии к тому оснований, руководствуясь ст. 36 АПК РФ, привлечь конкретное должностное лицо в качестве второго ответчика.
Согласно абз. 1 п. 2 ст. 138 НК РФ судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В силу п. 1 ст. 105 НК РФ дела о взыскании налоговых санкций по иску налоговых органов к организациям и индивидуальным предпринимателям рассматриваются арбитражными судами в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Учитывая изложенное, налоговые споры между налоговыми органами и частными нотариусами, частными охранниками, частными детективами не подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
Правовая регламентация порядка рассмотрения указанной категории дел арбитражными судами осуществляется гл. 24 АПК РФ.
Производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося с соответствующим требованием в арбитражный суд.
Фактическим основанием обращения налогоплательщика в суд за защитой своих прав и законных интересов являются следующие факты:
1) принятие налоговым органом решения и (или) совершение действия (бездействие), не соответствующего закону или иному нормативному правовому акту;
2) нарушение прав и законных интересов налогоплательщика в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
3) незаконное возложение на его ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Заявление о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными должно соответствовать требованиям, предусмотренным п. 1, 2 и 10 ч. 1; ч. 2, 3 ст. 125 АПК РФ.
Порядок и сроки подачи жалобы
Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Налоговое право » Правонарушения » Порядок и сроки подачи жалобы
Обжаловать ненормативный акт или действия (бездействия) должностных лиц налогового органа можно в порядке, который предусматривает НК РФ.
Жалоба подается в вышестоящий налоговый орган. Подать ее необходимо через налоговую, которая вынесла обжалуемый ненормативный акт или совершила действия, ставшие предметом обжалования.
- Приняв жалобу, налоговый орган должен на протяжении 3 дней с момента ее поступления перенаправить ее, а также все материалы, которые касаются жалобы, в вышестоящий налоговый орган.
- Закон не оговаривает последствий ситуации, при которой жалоба направляется непосредственно в вышестоящий налоговый орган, однако, исходя из практики, такие жалобы зачастую возвращаются лицу, которое их подало, что ведет к пропуску сроков их подачи.
- Определением возможности рассмотрения жалобы занимается подразделение досудебного урегулирования налоговых споров, которому передается жалоба в течение следующего дня после ее поступления в налоговый орган.
На определение возможности рассмотрения жалобы отводится 3 рабочих дня. В течение этого времени налоговый орган выясняет есть ли основания для того чтобы оставить ее без рассмотрения. Перечень таких оснований устанавливает статья 139. 3 НК РФ.
Если такие обстоятельства будут установлены, информация об их наличии передается в вышестоящий налоговый орган сопроводительным письмом.
Если жалоба подается в вышестоящий налоговый орган, госпошлина не уплачивается.
Основания для отказа в рассмотрении протеста вышестоящим ведомством
Существует 5 установленных законодательно причин, при наличии которых стоящий выше орган оставляет протест без рассмотрения. Все они прописаны в ч. 1 стат. 139.3. НК России:
- жалоба была представлена в устной форме, либо в ней не был указан предмет обжалования – а именно, ссылка на ненормативный акт или на действие работников ФНС;
- протест был подан по истечении сроков, отведенных на обжалование;
- заявитель отозвал жалобу;
- заявитель уже ранее подал жалобу по аналогичным основаниям;
- нижестоящий налоговый орган в добровольном порядке устранил нарушения прав.
Решение об оставлении протеста без рассмотрения выносится вышестоящей инстанцией в течение 5 дней после получения жалобы и высылается (или вручается лично) заявителю в течение 3 дней после вынесения.
Как обжаловать решение налоговой. Способы оспаривания налогового решения — Сбербанк
Как оспорить решение налоговой
Бизнесмен тоже способен ответить ФНС проверками и требованиями, если его права нарушают. Налоги начислены неправильно или инспектор необоснованно выставил штрафы? Повод писать жалобу.
Любой человек имеет право обжаловать действия налоговой, если считает их неправомерными, обратившись в вышестоящий налоговый орган — региональное управление Федеральной налоговой службы (УФНС).
Причин для жалоб предпринимателей на работу ФНС много. Например, бизнесмен не согласен:
- с начисленным налогом;
- с выводами комиссии после камеральной проверки в налоговой или выездной проверки в офисе компании;
- с применением штрафов и пени к предприятию.
На наш взгляд, в анализируемой ситуации у налогоплательщика немного шансов добиться справедливости и уменьшить доначисления, произведенные проверяющими, если с момента вынесения инспекцией спорного решения прошло больше года. Вряд ли вышестоящий налоговый орган примет за точку отсчета срока для подачи жалобы момент изменения правоприменительной практики в пользу проверяемого лица или признает данное обстоятельство уважительной причиной для восстановления пропущенного срока.
Тем более что вероятность наступления отрицательных для налоговиков последствий от оставления обращения налогоплательщика без рассмотрения невелика. Ведь шансы последнего на судебное разбирательство крайне малы без соблюдения досудебного порядка урегулирования спора. Значит, доначисления, которые должны пополнить бюджет, останутся в силе.
Здесь уместно добавить, что контролеры стараются не допустить поступления в суды заведомо бесперспективных (то есть проигрышных) дел, а если это произошло, пытаются исправить ситуацию.
В качестве примера можно привести Постановление Президиума ВАС РФ от 23.04.2013 N 12527/12 по делу N А06-3121/2011, в котором высшие судьи сформировали правовую позицию относительно определения налогооблагаемой прибыли подразделений вневедомственной охраны. В связи с изменением правоприменительной практики ФНС России в Письме от 18.10.2013 N ЕД-4-3/18750 поручила региональным управлениям по находящимся в производстве судебным делам, а также при обращении налогоплательщиков в суд за пересмотром по новым и вновь открывшимся основаниям вступивших в законную силу судебных решений, принятых на основании нормы права в истолковании, расходящемся с содержащимся в названном Постановлении толкованием, отменить решения инспекций в порядке п. 3 ст. 31 НК РФ или заключить мировые соглашения в суде.
В этой норме определено, что вышестоящие налоговые органы вправе отменять и изменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах.
Как видим, ФНС потребовала от управлений отменить доначисления проверяющих, не соответствующие действительному размеру обязательств налогоплательщиков, только в случаях, когда последние уже обратились в судебные органы, которые, безусловно, признают эти доначисления незаконными. В нашем же случае шансы довести дело до суда невелики.
Обжалование решения налогового органа: куда обращаться
Регулирует порядок обжалования глава 19 НК РФ и Арбитражно-процессуальное законодательство. Пожаловаться на решения ИФНС можно в вышестоящий орган ФНС и в суд.
Для всех «несогласных» налогоплательщиков установлен обязательный досудебный порядок обжалования решения налогового органа. Это значит, что обратиться за защитой прав сразу в арбитраж не получится — сначала лицо должно обжаловать решение своей ИФНС в вышестоящем налоговом органе (п. 2 ст. 138 НК РФ).
Пока не вступило в силу решение по результатам налоговой проверки о привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, несогласие с ним выражается подачей апелляционной жалобы. На вступившие в силу решения налоговиков подается жалоба (ст. 101, п. 1 ст. 138 НК РФ).
Подавать данные жалобы нужно через налоговую инспекцию, принявшую обжалуемое решение. Эта ИФНС передает в течение 3-х дней все материалы и жалобу в вышестоящую инстанцию (п. 1 ст. 139, п. 1 ст. 139.1 НК РФ).
Рассмотрев доводы налогоплательщика, вышестоящий орган ФНС принимает свое решение по жалобе:
- оставляет ее без удовлетворения;
- полностью/частично отменяет обжалуемое решение ИФНС;
- отменяет решение ИФНС и выносит новое решение.
СРОКИ ОБЖАЛОВАНИЯ РЕШЕНИЙ НАЛОГОВОГО ОРГАНА
Апелляционная жалоба в отношении невступившего в силу решения о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения лица (группы налогоплательщиков) может быть подана в течение одного месяца со дня вручения соответствующего решения лицу (его представителю), в отношении которого оно было вынесено.
Апелляционная жалоба на решение налогового органа о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подаётся до момента вступления в силу обжалуемого решения.
Возможность восстановления вышестоящим налоговым органом срока подачи апелляционной жалобы, пропущенного по тем или иным причинам лицом, в отношении которого вынесено решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрена.
Жалоба на вступившее в силу решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть подана в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
Жалоба на иные акты налогового органа, а также действия или бездействие его должностных лиц подаётся в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
Принятое вышестоящим налоговым органом по жалобе (апелляционной жалобе) решение или иной акт ненормативного характера может быть, в свою очередь, обжаловано в Федеральную налоговую службу в течение 3 месяцев со дня принятия такого решения или иного акта ненормативного характера.
ВНИМАНИЕ
В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом.
Как обжаловать решение налогового органа
Обжалование в вышестоящем налоговом органе или в суде решения инспекции, которое не устраивает налогоплательщика, предусмотрено ст. 138 НК РФ.
При этом сразу обжаловать решение в суде, то есть обратиться туда напрямую, заявитель не может — у него просто е примут заявление.
Решения налоговой или ее должностных лиц можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе или в том же органе, который вынес налоговый акт.
- В вышестоящем налоговом органе можно обжаловать любые документы, которые подписаны начальником или заместителем начальника налогового органа.
- Можно обжаловать в том же налоговом органе, который вынес налоговый акт, документы, подписанные другими сотрудниками налогового органа, — например, инспектором или начальником отдела.
- Порядок обжалования решения налоговой может включать от одного до трех этапов.
Как признать незаконным приостановление налоговиками операций по расчетным счетам
Арест счетов компании является одной из мер по взысканию налогов, пеней, штрафов и других обязательств, что приводит к невозможности осуществления любых расчетных операций.
Казалось бы, довольно простая процедура: нарушил порядок уплаты обязательных платежей – счет арестован.
Однако человеческий фактор никто не отменяет, и в таких действиях могут быть допущены серьезные ошибки, что может привести к далеко не приятным правовым последствиям.
Блокировка счетов компании способна остановить или ограничить её деятельность на срок до принятия решения об отмене ареста. Более того, законодательно предусмотрено, что банки не несут ответственность за убытки налогоплательщика из-за блокировки счетов.
Как признать незаконными или отменить приостановление операций по счетам налогоплательщика-юрлица? Рассмотрим в данной статье.
Уже на этапе знакомства с нами, Вы получите исчерпывающую информацию о возможных сценариях развития событий, последствиях и действиях, которые потребуются для урегулирования спора:
- Бесплатно изучим акт/решение по итогам налоговой проверки;
- Оценим вероятность положительного разрешения спора;
- Определим и презентуем четкую стратегию разрешения спорной ситуации с налоговым органом в Вашу пользу;
- Подготовим наше предложение о сотрудничестве, которое будет содержать в себе перечень услуг, сроки их оказания и финансовые условия.
Досудебный порядок обжалование штрафа ИФНС
Налоговая привлекает за налоговые нарушения к ответственности лиц, вынося соответствующие решения и назначая штрафы. Решение налоговой может быть оспорено лицом в вышестоящий орган и/или в суд. Каков порядок оспаривания штрафа?
Оспаривание в вышестоящий орган: необходимо подготовить апелляционную жалобу или просто жалобу (далее по тексту – жалоба) в налоговую, при этом в орган вышестоящий. Апелляционная жалоба касается обжалования решения налоговой, которое не вступило в силу (срок вступления 1 месяц, когда решение было вручено лицу).
- жалоба составляется на решение налоговой, которое вступило в силу. Жалоба должна быть подана в течение 1 года.
- после подготовки жалобы она должна быть направлена или подана через орган, где зарегистрирован налогоплательщик, т.е. не надо направлять сразу жалобу в вышестоящий орган.
- вышестоящий орган, рассмотрев жалобу, принимает по ней решение в пользу лица или отказывает в удовлетворении жалобы. Принятое налоговой решение направляется или вручается лицу в течение 3-х рабочих дней.
Обжалование решений налоговых инспекций. Практика применения обязательной досудебной процедуры
Обжалование по желанию компании в административном порядке решения налогового органа о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения с 2009 года стала обязательной процедурой досудебного урегулирования споров (п. 5 ст. 101.2 НК РФ). Обращение компании в суд за защитой своих прав без соблюдения такого порядка служит основанием для оставления заявления без движения (ч. 1 ст. 128 АПК РФ), а в случае, если это обстоятельство будет установлено после принятия заявления к производству — для оставления его без рассмотрения (ч. 2 ст. 148 АПК РФ).
В настоящей статье мы разберем основные вопросы практического применения п. 5 ст. 101.2 НК РФ.