Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за выезд на встречную полосу». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С начала 2016 г. ГИБДД введено нововведение, которое должно способствовать своевременной выплате штрафов нарушителями. В 2022 году можно оплатить штраф за выезд на встречную полосу со скидкой 50%. На это отводится 20 суток после вынесения соответствующего постановления.
Есть ли скидка на штраф?
Стоит отметить, что скидка действует не на все виды нарушений ПДД. В частности, рассчитывать на поблажки не приходится в следующих ситуациях:
- систематические нарушения (например, повторный выезд на встречную полосу);
- нахождение водителя в состоянии наркотического или алкогольного опьянения;
- причинение пострадавшим в ДТП легкого вреди здоровью или травм средней тяжести.
В остальных случаях скидкой можно воспользоваться.
Если пришло письмо о правонарушение за пересечение сплошной линии, но человек точно знает, что не совершал этого, можно избежать наказания. В 2022 году решение можно обжаловать — для этого обращаются в местное отделение ГИБДД или в районный суд. Ситуации при которых оспаривается постановление:
- Неточные номерные знаки — эта ошибка считается самой распространенной, когда нарушение фиксируют автоматические камеры, установленные на проезжей части.
- Если за рулем другой водитель, а не владелец автотранспортного средства. Потребуется подтвердить, что в машине находится посторонний человек. В качестве доказательной базы предоставляется доверенность, и штрафные санкции выплачивает непосредственно сам нарушитель.
- Вынужденный выезд на сплошную линию. Понадобиться подтвердить, что таким образом водитель хотел предотвратить акт дорожно-транспортной аварии. По этой причине обязательно необходимо иметь в машине видеорегистратора.
- Достаточно часто работники неправильно наносят разметку на асфальте, и если есть ошибка, то штрафа за пересечение сплошной в 2022 году при обгоне можно избежать. В соответствии с ГОСТом линия должна сначала идти с короткими пропусками, именно они сообщают водителю о приближении запрещающего знака для выезда на встречную полосу. В качестве доказательства предоставляются видеозаписи, а также фото с места, где произошло нарушение.
В качестве признаков нарушения выделяют объективные и субъективные признаки. Лишь при наличии комплекта признаков, возможно применение наказания.
Объективные признаки нарушения описаны в норме закона.
Вменяемость правонарушителя означает его способность осознавать суть своих действий и руководить ими в полной мере, на момент совершения нарушения. Невменяемость является, как правило, результатом психиатрических заболеваний и устанавливается на основании врачебного заключения.
По практике административных дел, при наличии объективных признаков нарушения, вина правонарушителя презюмируется и доказать отсутствие вины крайне затруднительно. Для освобождения от ответственности, необходимо доказать что правонарушитель действовал в условиях крайней необходимости.
Срок давности по штрафу установлен в два месяца, а по лишению прав — три месяца, исчисляемых со дня совершения нарушения.
Условия, определяющие возможности и запрет выезда на встречную полосу
Существуют случаи, когда водителям удается избежать наказания за выезд на встречную полосу, потому что выясняется, что в данном случае такой маневр был допустим. Такое возможно лишь при выполнении одного из нижеперечисленных условий:
- Если дорога узкая, и на ней не имеется ни разметки, ни дорожных знаков, сообщающих о запрете обгона. На данной дороге отсутствуют какие-либо ограничения по обгону. Когда разметки не имеется, то, соответственно, количество дорожных полос равно двум, четырем и т.д. – четному числу. На узкой дороге чаще всего число полос является равным двум и левая сторона предопределяется стороной для встречки;
- При передвижении автомобиля по трехполосной дороге. Здесь средняя полоса и предназначена именно для обгона. При этом дорога должна быть размеченной. Таких дорог встречается очень мало. Обгонять разрешается при перемещении в какую угодно сторону. В этой ситуации нарушением ПДД является выезд на полосу движения, расположенную с края.
Это особые ситуации, позволяющие водителям беспрепятственно выезжать на встречку. Но они встречаются достаточно редко. Чаще всего за подобные маневры следует отвечать перед законом. Вот когда это происходит:
- Выезд на встречку на четырехполосной дороге. Здесь даже не учитывается фактор наличия разметки. Запрещено выезжать на встречную полосу на шоссе, где движение двустороннее и есть 4 полосы. Поворачивать тут можно только в перпендикулярном направлении при наличии допускающих данные действия дорожных знаков;
- Выезд на встречную полосу на двухполосной дороге. Если дорога размечена, то делать обгоны с выездом на встречку недопустимо;
- При наличии запрещающих знаков и дорожной разметки. Сколько бы не было полос на дороге, и какой бы ни была ее разметка – выезд на встречку запрещен;
- Не допускается выезд на левую сторону трехполосного шоссе;
- Категорически запрещается совершать обгоны на пешеходниках, ж/д путях, мостах, контролируемых развилках и опасных местах шоссе. Необходимо заметить, что тут наличие дорожных знаков не является обязательным условием. Они могут отсутствовать, однако, выезжать на встречку не допустимо.
Гаи впервые дала разъяснение, когда выезд на встречную полосу не карается лишением прав
Ужесточение ответственности за нарушения дорожных правил породило огромное количество спорных случаев. Одной из самых суровых для водителей стала кара за пересечение сплошной разделительной линии. Всех поголовно, кто попался на этой опасной черте, гаишники отправляют в суд, а там автоматически штампуют решение — лишить прав.
Департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД специально для «Российской газеты» разъяснил, какие статьи обновленного Кодекса об административных правонарушениях должны применяться в различных случаях проезда через сплошную. Этот правовой комментарий в равной степени важен и для водителей, и для автоинспекторов.
Никакой закон не может предусмотреть всех возможных ситуаций на дороге. Инспекторы зачастую трактуют его так, как им удобнее, а может быть, и выгоднее. Проблема еще и в том, что состояние российских дорог и организация движения зачастую вынуждают водителя отступать от правил. Хочешь, не хочешь, а нарушишь.
В некоторых местах встречаются такие ямы, которые безопаснее объехать по встречной, если, конечно, там свободно, чтобы не остаться без колес. Встречаются участки, где на протяжении десятков километров нет ни одного разрыва в сплошной. Причем без видимых на то причин.
Ощущение, что в той машине, которая рисовала разметку, попросту испортился подъемный механизм, отрывающий кисть от асфальта.
В результате водители, долгое время ползущие за трактором, увидев возможность для обгона, на свой страх и риск нарушают правила.
Если учесть, что законодательство в сфере безопасности дорожного движения у нас меняется по несколько раз в год, то не у каждого автолюбителя получается отследить все нововведения. Поэтому когда ему говорят, что он совершил нарушение, за которое грозит лишение прав, он в большинстве случаев верит. А некоторые недобросовестные сотрудники ДПС этим пользуются.
Раньше выездом на встречную полосу считался любой маневр, когда колеса автомобиля пересекали сплошную: разворот, поворот, обгон. И все однозначно каралось лишением прав или штрафом.
Такое жесткое определение вынес Верховный суд. Но с 1 июля ситуация изменилась.
И в обновленном Кодексе об административных правонарушениях четко прописано, за что лишать прав, а какое пересечение сплошной (или двойной сплошной — разницы нет) карать штрафом.
Заместитель начальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД Владимир Кузин дал официальные разъяснения правоприменения тех или иных статей КоАП. Он на бумаге и по схемам показал, за какое нарушение водитель останется без прав, а какое грозит ему только штрафом. Эти пояснения- своеобразная помощь автолюбителю в трудных ситуациях общения с автоинспекторами.
Ответственноcть за въезд на встречную предусмотрена статьей 12.15 КоАП. До сих пор наиболее частое нарушение — это обгон по встречной полосе (ситуация 1). И эта ситуация прописана однозначно в части 4 этой статьи. За такое нарушение положено безальтернативное лишение права управления на срок от 4 до 6 месяцев.
Не спасет даже уверение в том, что вы обгоняли трактор, который ехал со скоростью 20 километров в час. Конечно, водитель трактора виноват в том, что не съехал на обочину и не пропустил все машины, которым он мешал. А это его обязанность, прописанная в правилах.
Но ссылка на чужое нарушение не спасет от лишения прав того, кто обгонял тихоходный транспорт по встречке.
Ситуация 2 — тоже квалифицируется по части 4 статьи 12.15. При повороте налево водители часто начинают маневр, не доехав до прерывистой линии.
Объяснение простое — остался метр-другой до разрыва в сплошной, а хочется успеть проскочить под горящую стрелку. Но фактически водитель выезжает на полосу встречного движения. И тем самым создает опасную ситуацию.
Ведь из поворота навстречу мог выезжать другой автомобиль. Сэкономленный метр на повороте также без вариантов оставит нарушителя без прав.
Все другие случаи пересечения сплошной оставляют водителю шанс отделаться штрафом.
Рассмотрим часто встречающуюся ситуацию, когда единственный ряд дороги перегородил стоящий автомобиль (ситуация 3). Объезжать такое препятствие полагается справа. Но если такой возможности нет — то вы можете объехать ее и слева, предварительно уступив дорогу встречным транспортным средствам.
И автоинспектор не должен наказывать вас за такое пересечение сплошной и выезд на встречную. Однако если была возможность объехать препятствие с правой стороны, а вы решили, что с левой будет быстрее или проще, то вам придется отвечать по части 3 статьи 12.15 — выезд на встречку, соединенный с объездом препятствия.
За такое нарушение положен штраф — от 1000 до 1500 рублей.
Особый разговор — о развороте через сплошную (ситуация 4). Большинство водителей убеждены, что за такой грубый маневр без альтернативы отберут права. Автоинспекторы нередко поддерживают это заблуждение.
Однако по новым правилам, если водитель развернулся через сплошную, то он «совершил выезд в нарушение ПДД на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, соединенный с разворотом». Ему грозит ответственность по части 3 статьи 12.15.
Но это не лишение прав, а штраф от 1000 до 1500 рублей.
Точно также карается другое распространенное нарушение — поворот налево через сплошную (ситуация 5). В таких случаях водитель пересекает сплошную линию и встречную полосу. И попадает под часть 3 стат��и 12.15. Подобное нарушение считается выездом на встречную полосу, соединенным с поворотом налево. Оно карается только штрафом. Правда, тоже существенным: от 1000 до 1500 рублей.
Нередко проблему составляет выезд со двора или из переулка на улицу с двусторонним движением. Если на ней — сплошная линия, то левый поворот будет грубым нарушением (ситуация 6).
Однако права за такой опасный маневр не отберут. Отвечать вам придется по статье 12.16 — за несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой.
За это нарушение предусмотрен штраф в размере 100 рублей.
Подробный разбор других случаев, связанных с выездом на встречную полосу, будет опубликован в ближайших номерах «Российской газеты».
Что считается выездом на встречную полосу движения
Для начала разберемся, что понимается под полосой встречного движения. Это часть проезжей части, используемая для перемещения транспортных средств (далее — ТС) в направлении противоположном тому, в котором передним ходом движутся иные ТС.
Следовательно, выездом на встречную полосу движения будет считаться непродолжительное прямое следование авто по полосе, предназначенной для движения в обратном направлении, с целью возврата на свою полосу — например, при обгоне другого автомобиля.
На практике выездом на встречную полосу принято считать не пересечение разметки зеркалом, а пересечение колесами авто — для наказания достаточно, чтобы хотя бы одно колесо находилось на встречной.
Однако, если фиксация такого нарушения совершена камерами, работающими в автоматическом режиме — постановление выносится независимо от того, какой частью ТС пересечена сплошная.
Довольно часто на дороге встречаются ситуации, которые сложно интерпретировать неопытному водителю. К ним относится выезд на встречную полосу при повороте налево. Поворот налево – это достаточно опасный маневр, которые нередко осложняется встречными поворачивающими машинами, за которыми не видно едущего потока. В результате водитель вынужден выезжать на встречную полосу, чтобы разглядеть, если ли помеха его движению, или нет. В этот момент едущие прямо машины с легкостью могут на большой скорости врезаться в поворачивающий автомобиль.
За встречную полосу штраф при таком нарушении будет серьезным. Ведь дорога, по которой едет водитель, не является главной. А значит,виноват в столкновении будет именно он. Приехавший инспектор ГИБДД также может оштрафовать водителя за выезд на встречную полосу. Так что, помимо дорогостоящего ремонта, на перекрестке можно нарваться и на крупный штраф. Чтобы этого не произошло, постарайтесь оставаться на своей полосе на время ожидания пустой дороги. Если вам не видны машины, которые движутся прямо, просто дождитесь запрещающего им движение сигнала, и только затем поверните.
Порядок оплаты штрафа
Как оплачивать штраф за выезд на встречную полосу? Государство дает возможность оплатить квитанцию с 50% скидкой. Для этого нужно зайти на сайт «Госуслуг» и оплатить штраф в течение 20 дней после получения. Эта льгота позволяет сэкономить достаточно большое количество средств, особенно если штраф равняется 5000 рублей. Штраф обычно приходит по почте (если нарушение было зафиксировано на камеру) или его лично выписывает сотрудник ГИБДД. Помимо оплаты на месте последнему, квитанцию также можно оплатить следующими способами:
- С помощью мобильного приложения.
- В банке.
- С помощью банкомата (например, в «Сбербанке»).
- На почте.
- С помощью банковских приложений.
Сделать это достаточно просто, ведь в квитанции уже указаны все реквизиты и номер штрафа, поэтому оплата занимает всего несколько минут. Платеж лучше не просрочивать, так как в этом случае вам придется заплатить полную стоимость. При задержке оплаты на срок от 60 дней и более владельцу автомобиля могут выписать административный штраф. При большой задолженности гражданину РФ могут отказать в выезде за границу или временно лишить водительских прав.
Водитель имеет право поехать по встречке, если на его полосе стоит транспортное средство на аварийке. В соответствии с ПДД, такое препятствие допускается объезжать исключительно с правой стороны по обочине. Однако если она не соответствует требуемым параметрам, например, маленькая либо имеется высокий бордюр, то можно объехать с правой, пересекая сплошную линию.
Когда водитель поворачивает через сплошную полосу, при этом не доезжает до прерывистой разметки, то ему положен штраф в размере до нескольких тысяч. Либо вы выезжаете со двора, и перед вами при повороте налево имеется сплошная линия. Такое правонарушение приведет к штрафным санкциям, но права будут сохранены.
Как и в предыдущей ситуации, если человек выезжает из переулка, поворачивает влево или его подрезает другой автомобиль, вследствие чего он пересекает сплошную полосу и выезжает на встречку, то правонарушение приведет к штрафу. Лишение прав за такое действие на дороге не предусмотрено.
Лишение за выезд на встречку
В статье 12.15.4 перечислено, в каких ситуациях водителя могут оставить без прав за выезд на встречную полосу в 2021 году. Это происходит:
- При появлении автомобилиста на односторонней дороге навстречу потоку или на встречных трамвайных рельсах (от четырех до шести месяцев). Если данный момент попадет на видеокамеры, выпишут штраф в 5 000 рублей.
- Повторное нарушение пункта, указанного в предыдущем абзаце, грозит лишением прав на один год (12.15.5).
- 5 000 рублей или лишение прав (4 — 6 месяцев) применимо при пересечении одиночной или двойной сплошной линии. Такое случается при обгоне, повороте или во время разворота, когда не удается вписаться в прерывистую линию.
- Нельзя выезжать на встречную полосу на дороге с 4-мя и более полосами. Повороты и развороты допускаются только в специально отведенных местах.
- Если дорога трехполосная (средняя полоса используется для движения в обоих направлениях), без прав автомобилист останется за появление на крайней левой полосе, а также при обгоне в ситуациях, перечисленных одноименном пункте этой статьи.
Во всех этих случаях лишение на срок от четырех до шести месяцев.
Возможность и допустимость движения по трамвайным путям
Водитель сможет вполне законно осуществлять движение по трамвайным путям, если будут присутствовать определенные условия.
Условие первое. Трамвайная линия должна проходить слева с учетом направления движения автомобиля. Трамвай ездит по правилам, которым должны подчиняться и другие ТС. Значит, полоса справа — это «втречка». Заезжая на эти пути, водитель нарушает правила.
Только если дорожное полотно с установленными рельсами располагается с левой стороны, у водителя авто появляется возможность заезжать на него. Конечно, если нет других ограничений.
Условие второе. Полотно с трамвайными рельсами обязано располагаться на том же уровне, что и рядом расположенная полоса, предназначенная для движения авто. Нельзя выезжать на трамвайную линию, если:
- рельсы приподняты;
- отсутствует асфальт, обрамляющий рельсы.
Условие третье. Трамвайное полотно не отделяется от основной дороги, — нет сплошной линии. Также отсутствуют знаки, что запрещают движение в зоне расположения трамвайных колей. Знаки должны были устанавливаться на предыдущем перекрестке (обозначения 5.15.1, 5.15.2).
Условие четвертое. Все полосы заняты другими автомобилями.
Условие пятое. На следующем перекрестке нужно:
- совершить разворот;
- свернуть налево.
Условие шестое. Выезжая на путь следования трамвая, автомобиль не создает помехи.
Штраф или лишение прав за выезд на встречную полосу движения
Камера. Все камеры, которые «штрафуют» за превышение скорости, могут определить и движение в противоположном направлении. Как правило, камеры ставят в местах, где нарушения происходят чаще всего, например, на длинных прямых участках дороги между населенными пунктами или районами города.
Инспектор ГИБДД. Сотрудники дорожной полиции тоже стоят там, где водители нарушают чаще. Если инспектор заметит движение по встречной полосе, последует наказание — чаще всего это лишение прав, но возможен и штраф.
Маневр участника движения на дороге с выездом на встречную полосу подразумевает ситуацию, когда он покинул свою полосу и оказался на полосе, где транспорт движется навстречу. Тогда часто возникают аварийные ситуации, влекущие за собой столкновения, опасные для жизни пассажиров.
В ряде случаев выезд на встречку допустим, но основная масса таких происшествий влечет нарушений ПДД и применение наказаний, прописанных в ст. 12.15 и 12.16 КоАП. Именно этим нормативным документом устанавливаются виды нарушений и размер полагающегося наказания.
Чтобы уточнить, какое взыскание будет применено к водителю, покинувшему свою полосу движения и совершившему маневр по встречной, обратимся к КоАП ст. 12.15. В ней рассмотрены ситуации, являющиеся нарушением, и меры наказания.
Нарушение | Наказание | Исключение |
---|---|---|
Объезд препятствия с заездом на полосу встречного движения.
Препятствием признается объект, неподвижно стоящий на дороге и мешающий передвижению по своей стороне. Так же препятствием можно считать дефект дорожного полотна, который создает опасность движения. |
1 000 — 1 500 рублей | Объезд места аварии или сломавшегося в дороге автомобиля, стоящего на проезжей части, при организованном одностороннем движении. При этом не должна создаваться угроза аварийной ситуации для других участников. |
Заезд на сплошную дорожную разметку любым способом. Неважно одним колесом или двумя. | 5 000 рублей или лишение управлять транспортным средством от 4 до 6 месяцев. | В случае объезда места аварии при организованном одностороннем движении. |
Маневр на нерегулируемом перекрестке (разворот, обгон) по второстепенной дороге. | 5 000 рублей или лишение управлять транспортным средством от 4 до 6 месяцев. | Обгон или разворот совершен на перекрестке автомобилем, двигавшемся по главной дороге. При этом не нарушаются требования дорожной разметки и не созданы помехи другим. |
При обгоне по встречной полосе и возврате на свою при сплошной разметке. | 5 000 рублей или лишение управлять транспортным средством от 4 до 6 месяцев. | — |
Штраф за выезд на встречную полосу в 2021 году
Остановимся еще на одном грубейшем нарушении. Движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением представляет высокую степень опасности. Если такое нарушение было допущено впервые, сотрудник ГИБДД выпишет штраф в 5000 р. При наличии отягчающих обстоятельств водитель лишится прав на период до полугода. Когда подобное нарушение повторяется, изъятие ВУ у виновного будет уже на 12 месяцев.
В отдельных ситуациях движение по встречке допускается в обратном направлении, с использованием заднего хода. Такой маневр возможен, если нет помех для перемещения других участников движения. Нельзя использовать задний ход на мостах, ж.-д. переездах, в зонах размещения пешеходного перехода.
Независимо от количества полос на шоссе, при наличии непрерывной линии объезд впереди идущего ТС по встречке запрещен. Водитель, совершивший этот маневр, будет наказан. Штраф за движение по встречной полосе составит 5 тысяч р. Возможно и лишение прав до шести месяцев.
Даже опытные водители иногда не знают, можно ли делать такой маневр. Рельсы для электротранспорта – это отдельный элемент дороги. По ним допустимо ехать, когда:
- все имеющиеся полосы движения заняты;
- рельсы размещены вровень с дорожной инфраструктурой;
- отсутствует возможность перемещаться по автомобильному ряду.
Причина может быть одна – выезд на встречку для преодоления препятствия – рухнувшего дерева, ямы, открытого люка, электрических проводов. Условия, которые должны соблюдаться, чтобы совершаемый в таких случаях объезд не трактовался как нарушение ПДД, просты.
- Объект, который препятствует движению, сам не должен быть в движении. Следовательно, к таковым не относят дорожные заторы, медленно едущие ТС.
- Когда задача обойти преграду справа невыполнима.
Исключения также включают ситуации, когда водитель совершает опасный маневр с целью спасти человеческую жизнь, помочь пострадавшему в аварии. Для того чтобы опротестовать наложенные санкции, потребуются документальные подтверждения: из медицинского учреждения, протоколы, показания очевидцев, материалы видеофиксации.
Мера тяжести содеянного и владение водителем юридическими знаниями и тонкостями во многом определяют исход произошедшего. Так, сразу после происшествия, когда он совершил выезд на встречную полосу без разметки, и это было замечено, сотрудником ГИБДД составляется протокол. Именно к его содержимому надо отнестись внимательно. Если представитель правопорядка упустил важные детали, то при подписании протокола водитель должен это зафиксировать в нем. Имеет смысл изложить подробности произошедшего, даже несмотря на возражения сотрудника ГИБДД.
Заинтересованная сторона имеет возможность четко описать последовательно полную картину, упомянуть степень освещенности территории, видимость указателей при их наличии. Важно отобразить состояние и различимость разметки. Избежать лишения прав помогут показания очевидцев. Не забудьте внести всех очевидцев в протокол с указанием их персональных данных.
Выезд на встречную полосу: штраф
Несмотря на то, что нормами современного законодательства не предусмотрено четких указаний, когда выезд на встречку считается допустимым, в судебной практике все же сформировались такие «неписанные нормы».
Штрафовать за движение по встречной полосе в 2021 году не будут, если:
- Манёвр имел место на участке дороге, где отсутствует всяческая разметка. То есть, нет запрета, предполагается что разрешено. В таком контексте можно трактовать, что если на дороге нет знака – запрета на обгон, то совершить его можно. Но манёвр в этой ситуации допустим лишь при условии, что ему сопутствует сложившаяся дорожная ситуация. То есть на встречной полосе отсутствует интенсивное движение машин.
- Езда по встречной полосе проходит на трехполосной автотрассе. Такие дороги встречаются не так часто, но как раз они способны облегчить жизнь водителя. Центральная лента как раз адаптирована для объезда препятствий, обгона с обеих сторон. Вот только двигаться стоит по участку, максимально приближенному к собственной полосе.
Важно! Выезд на противоположную часть центральной ленты трехполосной автотрассы – грубое нарушение ПДД, за которое водителю грозит серьезная мера наказания.
Казалось бы, два вышеперечисленных правила довольно четко объясняют допустимость маневра, так в чем же тут кроется «подвох»? Неточность первая: запрет обгона обеспечивают специальные ограничительные знаки. Таким образом, если такого знака не наблюдается, то и обгон допустим (даже если это место не предназначено для соответствующего маневра).
Неточность вторая: при обгоне водитель должен проанализировать ситуацию на дороге и габариты своего транспортного средства. Опять же таки, четких критерий относительно размеров машин и списка критериев не предусмотрено. Некоторого рода «размытость» норм переводит их разряда правил в рекомендации, которые могут быть учтены при рассмотрении конкретной ситуации в суде.
Правилами определены ситуации, когда водитель имеет право выехать на сторону дороги для встречного транспорта, не рискуя таким образом получить штраф или иную санкцию от ГИБДД. Первая описана в п.9.1 ПДД. Выезд на встречную полосу без разметки может быть разрешен только чтобы обогнать ТС или развернуться, если водитель находится на двухполосной дороге без знака, запрещающего обгон или если на дорожное полотно нанесена разметка под номером 1.11. Она выглядит как прерывистая линия с правой стороны.
Автомобилистам запрещено пересекать разметку на трассе, которая разделяет потоки транспорта. Она в Правилах обозначена значениями 1.1 и 1.3 Если требования такой разметки будут нарушены, водитель понесет ответственность в соответствии с положениями КоАП. Получить штраф от сотрудника ГИБДД он сможет, если окажется на дороге с реверсивным движением в полосе, поменявшей направление. Об этом будет сигнализировать красный свет в форме Х или дорожная разметка под номером 1.9 в случаях отсутствия специального светофора. Движение по встречной полосе запрещено:
- На двусторонних дорогах с 4 и более полосами. Повороты налево разрешены только на перекрестках или в местах со специальной разметкой или знаками (п.9.2);
- На трехполосной дороге двустороннего движения с разметкой запрещен выезд на крайнюю полосу слева в соответствии с п.9.3 Правил;
- На двусторонних дорогах, если встречка отделена трамвайными путями, непрерывной, двойной сплошной линией или разметкой 1.11, если пунктирная линия находится с левой стороны;
- На дорогах со знаком, запрещающим обгонять ТС.
Последняя ситуация не выражает полный запрет на выезд на встречную полосу. Если автомобилист сворачивает налево или совершает разворот, заезжая на встречку, сотрудник ГИБДД его не оштрафует. Но если он выезжает навстречу идущим машинам, чтобы совершить обгон, его обязательно остановят и выпишут постановление об админправонарушении.
Штраф за выезд на встречную полосу, совершенный ради объезда препятствия составляет 1,5 тыс. рублей, но автолюбитель может получить и минимальное наказание — 1 тыс. рублей. Под препятствием административное законодательство подразумевает любой объект, находящийся на полосе и не позволяющий продолжать по ней движение, в том числе транспортное средство, остановившееся на проезжей части из-за аварии, яма на дороге и т.д. Штраф в таком же размере положен при объезде препятствия по встречным трамвайным путям. Не является препятствием автомобильная «пробка», ряд машин, ожидающих зеленого сигнала светофора, затор перед переездом через ж/д рельсы. Относительно последнего, то п.15.3 ПДД запрещает объезд стоящих впереди перед переездом автомобилей по встречной полосе.
Штрафная санкция за выезд на встречную полосу при повороте или развороте составляет от 1 до 1,5 тыс. рублей. Он выписывается водителям сотрудниками ГИБДД в случаях нарушения требований знаков на дороге или разметки. Если на дороге есть двойная непрерывная линия или другая разметка, не позволяющая перестроения в левый ряд, а водитель совершает этот маневр, он будет наказан в соответствии с п.2 ч.16 гл.12 Админкодекса РФ.
На встречке и с правами
Документом предлагается убрать из Кодекса об административных правонарушениях лишение права управления транспортными средствами за не связанный с объездом препятствия выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, а также за движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением.
Разработчики законопроекта предлагают оставить за такое нарушение безальтернативное наказание в виде денежного штрафа в размере 5 тысяч рублей.
Согласно действующему законодательству, выезд на встречную полосу влечет наложение административного штрафа либо лишение прав на срок от четырех до шести месяцев. Повторный выезд на встречку карается уже лишением прав на год.
При этом сотрудники ГИБДД, как правило, за встречку предпочитают отправлять материалы в суд. Отделаться денежным штрафом за подобное нарушение получается очень редко. Более того, некоторые бойкие инспекторы устраивают засады в тех местах, где водители часто ошибаются, не увидев малозаметный знак, и выезжают на одностороннюю дорогу против потока.
Нередко сотрудники дорожной полиции устраивают облавы и на перекрестках, где водители при повороте налево или развороте цепляют левыми колесами своих машин сплошную осевую разметку.
А вот если речь идет о фиксации нарушения видеокамерой, то однозначно будет выписан штраф в 5 тысяч рублей. Поскольку согласно КоАП автофиксация не может быть причиной для лишения прав. Причем даже при многократном нарушении.
«Необходимость смягчения санкций обусловлена тем, что на практике подобные деяния не всегда отличаются высокой степенью общественной опасности, — говорится в пояснительной записке. — При этом могут быть наказаны лишением прав как водители, совершившие правонарушение впервые, не создав аварийной ситуации и нарушив требования дорожной разметки в местах, где встречное движение крайне редко либо отсутствует вовсе, так и водители, неоднократно совершавшие подобное деяние на дорогах с интенсивным движением, подвергая опасности жизни и здоровье других участников движения».
Иными словами, депутаты предлагают не грести всех под одну гребенку. А отличать лихачей, любящих погонять по встречке, и разок отвлекшегося водителя.
Параллельно депутаты предлагают пересмотреть подходы к лишению прав за повторный выезд на полосу встречного движения. В настоящее время за это предусматривается единственное наказание — лишение водительских прав сроком на один год.
Авторы законопроекта считают, что судам нужно дать большую гибкость при выборе величины наказания. И вместо безальтернативной формулировки «год лишения» установить «вилку» наказаний — от двух месяцев до года «пешком».
Водителю захотелось свернуть с дороги в месте, где это не разрешено, а поблизости нет сотрудников ГИБДД. Он, не беспокоясь о том, что его нарушение увидят, совершает это действие. Но спустя несколько суток к нему на почту приходит извещение с требованием заплатить штраф.
Как это случилось? Все просто, запрещенный маневр был зафиксирован камерой дорожного наблюдения.
У таких устройств есть недостатки (они располагаются в укромном месте) и в то же время плюсы. Например, если водитель совершил повторный выезд на встречную полосу, и это зафиксировал не дорожный инспектор, а камера, то у него не заберут права, а назначат штраф в размере 5 000 рублей.
Но это не означает, что если поблизости нет поста Государственной инспекции безопасности дорожного движения, то можно опять совершить правонарушение, не беспокоясь за свои права. К злостным нарушителям применяются более жесткие административные меры.
Посмотрите видео. Выезд на встречку штраф или лишение: