- Медицинское право

Стоит ли идти работать водителем автобуса?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Стоит ли идти работать водителем автобуса?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Теоретически стать профессиональным водителем может каждый совершеннолетний человек, который прошел курс обучения в любой автошколе и получил права в ГАИ. На практике же, трудоустроится сразу же после обучения в автошколе и без наличия определенного опыта вождения очень сложно. «Спасти ситуацию» может наличие технического (что очень ценится среди работодателей) или профильного образования. Причем, говоря о профильном образовании мы имеем ввиду средне-специальное (то есть, полученное в техникуме). Почему? Потому что в этой профессии ценятся, прежде всего, практические навыки, и только потом теоретические знания.

Какими качествами должен обладать водитель автобуса

В соответствии с квалификационными требованиями, утвержденными Приказом Министерства Транспорта России № 287 от 28.09.2015, водитель автобуса, помимо стандартных условий, предъявляемых к перевозчикам категорий В и ВЕ, должен знать:

  • особенности законодательства РФ в областях автобусных перевозок пассажиров;
  • законодательные акты в отношении обязательного страхования ответственности водителя за причинение вреда имуществу, здоровью и жизни пассажиров.

Навыки, которыми должен обладать водитель пассажирского автобуса:

  • умение проверять исправность ТС перед поездкой и после нее;
  • обеспечение безопасной посадки, транспортировки и высадки пассажиров;
  • использование в работе тахографов.

Качества людей с профессией водитель автобуса

Главное, разумеется, чтобы шофер хорошо водил автобус, ведь это непросто выехать с переполненной стоянки или подъехать к автобусной остановке.

К личным качествам водителя автобуса относятся: внимательность, хладнокровие, спокойствие, устойчивость к стрессам и хорошая реакция на дороге. У шофера, ежедневно проезжающего одинаковый маршрут, через какое-то время внимание рассеивается и ему сложно контролировать ситуацию на дороге. Поскольку условия вождения постоянно ухудшаются, водитель городских маршрутов должен быть предельно осторожен, чувствовать размеры автобуса, что весьма сложно при всевозможных маневрах, в особенности в условиях городских пробок.

Общая информация о профессии

Работа водителя автобуса очень сложная. Она требует такие важные качества как коммуникабельность, стрессоустойчивость, физическая выносливость, хорошее физическое и психическое здоровье, высокая концентрация внимания, хорошая реакция. Также он должен при необходимости устранить любую поломку, чтобы продолжить движение и не поломать график работы. В наше время работа водителя автобуса очень востребована на рынке труда.

Стоит отметить, что заработная плата простого водителя автобуса в Москве и Московской области достигает до 50 тысяч рублей и выше, что гораздо выше, чем у водителей в среднем по России. Хотя условия труда везде практически одинаковые.

Чтобы устроиться на работу водителем автобусного парка, необходимо иметь:

  1. Водительское удостоверения с открытой категорией «Д».
  2. Медицинскую книжку.
  3. Справку о судимости или несудимости.
  4. Отрицательный тест на наркотики.
  5. Решение экзаменационных билетов на знание правил дорожного движения.

Советы при приеме водителя на работу

Помимо стандартных процедур, работодатель может провести устное или письменное тестирование, в течение которого проверяются знания:

Работодатель может провести собеседование совместно с квалифицированным психологом, который проверит наличие у соискателя таких важных личностных качеств, как аккуратность, внимательность, наблюдательность, хорошая реакция и способность мгновенно оценивать ситуацию и принимать оптимальные решения, стрессоустойчивость.

Даже если водитель предоставил медицинскую справку, рекомендуется перепроверить состояние его здоровья отправкой на медкомиссию. Если в компании имеются локальные нормативные документы, касающиеся деятельности водителя, будущего работника необходимо ознакомить с ними под роспись.

Квадрициклы, трициклы и мопеды

Не следует путать понятия «КвадрОцикл» и «КвадрИцикл». К легким квадрициклам относятся четырехколесные транспортные средства, ненагруженная масса которых не превышает 350 кг без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства), максимальная конструктивная скорость не превышает 50 км/ч, характеризующееся:

Категория В1 разрешает управление не только легкими, но и прочими квадрициклами, к которым относятся четырехколесные транспортные средства, ненагруженная масса которых не превышает 400 кг (550 кг для транспортного средства, предназначенного для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства) и максимальная эффективная мощность двигателя не превышает 15 кВт.

Трицикл – это трехколесное транспортное средство с колесами, симметричными по отношению к средней продольной плоскости транспортного средства, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб.см. и (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.

История этой профессии началась с появлением колесного транспорта. Первые управляемые паровые павозки появились в Европе. Они двигались со скоростью всего 7 км/час. Имена француза Николя Кюньо (разработка паровой повозки в 1970 год) и немецкого инженера Карла Бенца вошли в историю, хоть жили они в разные столетия. Бенц изобрел первый автомобиль с бензиновым двигателем в 1885 году. Машина ехала чуть быстрее, чем шел человек.

В 1895 году автомобильный транспорт появился и в России. Управлять им могли только опытные водители – шоферы. Первыми шоферами были спортсмены, затем возникла потребность в водителях такси.

Читайте также:  Льготы на транспортный налог — 2022. Кто и почему может не платить

На сегодняшний день мы уже не представляем свою жизнь без автомобильного транспорта и специалистов, которые им управляют.

Свой профессиональный праздник водители отмечают 28 октября – День работников автомобильного транспорта.

Личные качества для резюме водителя. Пример личных качеств водителя

В последнее время вакансии водителя автобуса включают в себя требования о необходимости знания нескольких иностранных языков. Помимо этого, у работника должны быть хорошие технические знания, включая все оборудование в доверенном ему транспорте и умение правильно его использовать на практике. Чаще всего, от сотрудников требуется, чтобы они знали и умели устранять незначительные поломки автобуса самостоятельно. Поскольку технический аспект автобусов все время развивается и совершенствуется, специалист должен постоянно повышать свой уровень квалификации.

Чтобы стать водителем автобуса «Мосгортранс», нужно получить специальное образование. Для начала нужно получить права класса D. После этого нужно сдать базовый экзамен в учреждениях данного профессионального направления второй степени. Нужно пройти курсы по направлению «Логистика с ориентацией на перевозки транспорта». Помимо этого, есть шанс получить удостоверение о возможности водить автобус и договориться об обучении на самом рабочем месте.

Любая работа имеет свои позитивные и негативные стороны, и только человек, выбирая свою будущую профессию, может оценить, что конкретно для него важнее. Основным плюсом работы водителем является возможность посещать множество мест и общаться с большим количеством самых разных людей. Второе преимущество – это большое количество вакансий на рынке труда, такой специалист никогда не останется без работы и всегда сможет найти себе место.

Среди минусов данной работы, например, водитель школьного автобуса несет очень большую ответственность за жизнь своих юных пассажиров. Помимо этого, нет никакого карьерного роста в этой сфере. Нет нормированного рабочего дня. Вне зависимости от погодных условий работник должен вести транспорт или исправлять поломки. Очень много рабочего времени уходит на ожидания, пока пассажиры выйдут и зайдут в автобус. Зарплата может зависеть от большого количества факторов, но обычно она не очень высокая.

Что нужно учитывать водителю в поездках по городским маршрутам

Самый напряжённый режим работы возникает у водителя на внутригородских маршрутах: плотность и интенсивность потока, многократные остановки на светофорах и перед пешеходными переходами, зачастую непредсказуемые действия других участников движения. Поэтому при поездках по городу водителям предъявляют такие требования:

  1. Отличное знание городских улиц;
  2. Безукоризненное соблюдение ПДД;
  3. Следование маршруту и графику движения;
  4. Контроль порядка в салоне, в том числе через зеркало заднего вида;
  5. Соблюдение скоростного режима и плавной остановки автобуса;
  6. Соблюдение правил посадки и высадки людей (открывать двери только после полной остановки транспорта и внимательно наблюдать за процессом через боковое зеркало);
  7. Контроль над исправным техническим состоянием автобуса.

Особенности работы водителя на междугородних маршрутах

Движение по загородным трассам происходит при более высоких скоростях, чем на городских дорогах. Умение быстро ориентироваться в дорожной ситуации в таких условиях требует от водителя автобуса опыта и особых навыков и умений:

  1. Тщательная подготовка к поездке, проверка технического состояния транспорта;
  2. Соблюдение маршрута и графика перемещения между населёнными пунктами;
  3. Безопасное движение на протяжении пути;
  4. Следование правилам передвижения в тёмное время суток;
  5. Соблюдение графика остановок для принятия пищи или других нужд;
  6. Внимание к самочувствию пассажиров. Оказание первой медицинской помощи в случае необходимости;
  7. Соблюдение режима работы и отдыха (водители, не имеющие достаточного времени на отдых и сон, нередко засыпают за рулём, что может привести к трагическим последствиям).

Требования к водителю арендованного автобуса

Водитель городского автобуса должен вести транспортное средство в строгом соответствии со схемой маршрута и расписанием. Помимо этого, он должен поддерживать скорость движения, учитывать состояние дороги, погодные условия и правила дорожного движения. На каждой остановке, которая указана в маршрутной схеме, он обязан останавливать автобус, чтобы высадить и забрать пассажиров вне зависимости от того, насколько наполнено транспортное средство.

Инструкция должностная водителя автобуса предполагает, что этот работник обязан выявлять и устранять простейшие неисправности транспортного средства во время следования. Если же поломка более серьезная, он должен вызвать техническую помощь. После того как все маршрутные поездки завершены, работник должен получить роспись диспетчера в путевом листе и подтверждение того, что он может отправляться в автопарк.

Сотрудник, получивший эту должность, имеет право на все социальные гарантии, предусмотренные действующим законодательством страны. Он может отказаться от рейса, если транспортное средство находится в неисправном состоянии или была нарушена инструкция по охране труда для водителя автобуса. Он может ограничить вход пассажиров, если транспортное средство переполнено. По правилам технической эксплуатации увеличение количества пассажиров может повлиять на безопасность поездки и исправность автобуса.

Инструкция водителя автобуса предполагает, что он вправе потребовать, чтобы компания, где он трудоустроен, оплатила полис ОСАГО, чтобы были документы о своевременном страховании гражданской ответственности. У компании должно быть право владения доверенным сотруднику транспортным средством. Сотрудник имеет право передать управление транспортным средством только тем лицам, что указаны в документах, это могут быть сменщики, стажеры, слесари и буксировщики. Главное, чтобы у них был документ, подтверждающий, что они могут вести автобус.

Помимо этого, он вправе получать сведения о решениях руководства, которые непосредственно затрагивают его деятельность. Он может в пределах своей компетенции предложить мероприятия, позволяющие сделать выполнение его обязанностей более эффективными. Также может повышать свою квалификацию в соответствии с трудовым законодательством страны.

Читайте также:  Чем отличается перевод от перемещения и как избежать споров

Сотрудник, принимаемый на должность водителя, ответственен за неисполнение своих обязанностей или их некачественное выполнение. Также его могут привлечь к ответственности, если он нарушил административное, трудовое или уголовное законодательство в ходе выполнения своей работы. Помимо этого, работник ответственен за причинение компании материального ущерба в рамках действующего законодательства страны.

Тюменцы ответили, какими качествами должен обладать водитель автобуса

  • Это достоинство, обусловлено тем, что ему поручено благополучно довезти до места назначения и в срок десятки пассажиров.
  • Гордость, что ему доверяют управление транспортным средством, стоимость которого достаточно большое.
  • Скромность в общении с пассажирами и учет их пожеланий.
  • Тактичность, что исключает возникновение рисков для себя и для других.
  • Приятный внешний вид.
  • Ведет автобус спокойно, без суетливости, постоянно контролирует дорожное движение не только впереди, но и по бокам, сзади.
  • Моральное удовлетворение работой.
  • Предпочитает уступить дорогу другому транспорту.

Чтобы выполнить эту задачу, нужны не только мастерство вождения, но и соответствующее психофизиологическое состояние, то есть спокойный темперамент. Поэтому для водителей автобуса больше подходят сангвиники, чем холерики или медленные флегматики. Кстати, спокойный темперамент приводит к обострению физиологических данных в организме. Это объясняется тем, что у водителей городских автобусов наибольший процент инсультов и инфарктов, чаще всего проявляются различные болевые ощущения.

Водитель автобуса должен быть надежным, поскольку ему доверено благополучно доставить пассажиров к месту назначения. Он должен уметь подавлять в себе все то, что вызывает негативное влияние на культуру водителя, а именно: высокомерие, трусость, сквернословие, лень, наглость, самодовольство, грубость, хитрость. А еще зависть, нерешительность, черствость, подлость, лживость, сварливость.

Работа водителя автобуса очень сложная. Она требует такие важные качества как коммуникабельность, стрессоустойчивость, физическая выносливость, хорошее физическое и психическое здоровье, высокая концентрация внимания, хорошая реакция. Также он должен при необходимости устранить любую поломку, чтобы продолжить движение и не поломать график работы. В наше время работа водителя автобуса очень востребована на рынке труда.

Стоит отметить, что заработная плата простого водителя автобуса в Москве и Московской области достигает до 50 тысяч рублей и выше, что гораздо выше, чем у водителей в среднем по России. Хотя условия труда везде практически одинаковые.

Чтобы устроиться на работу водителем автобусного парка, необходимо иметь:

  1. Водительское удостоверения с открытой категорией «Д».
  2. Медицинскую книжку.
  3. Справку о судимости или несудимости.
  4. Отрицательный тест на наркотики.
  5. Решение экзаменационных билетов на знание правил дорожного движения.

Как и любая другая деятельность, она имеет имеет свои положительные и отрицательные стороны.

К плюсам можно отнести:

  • Возможность получить специальность водителя автобуса, бесплатно отучившись в Учебно-курсовом комбинате. При этом, в период обучения, курсантам выплачивается заработная плата.
  • Большое количество вакансий. Поэтому без труда можно трудоустроиться, если позволяет здоровье.
  • Заработная плата больше, чем у водителей троллейбусов и трамваев.
  • Увеличенный ежегодный оплачиваемый отпуск, до 42 дней. Транспорт считается источником повышенного риска, поэтому особенности режима занятости и отдыха регламентируются в законодательных актах. Водители автобуса, работая непрерывно на одном предприятии не меньше 6 месяцев, имеют право на дополнительные дни к отпуску.
  • Расширенный диапазон знаний в области техники.
  • Постоянное усовершенствование навыков управления транспортным средством.
  • Выплата ежегодной «13» заработной платы.
  • Выплата денежных премий за безаварийное вождение автобуса.
  • Приобретение много новых знакомств и новых связей во всех сферах.
  • Отсутствует необходимость в многолетнем обучении. Обучение специальности длится всего 2,5 месяца, с получением открытой категорией «Д».
  • Возможность применять профессиональные навыки в повседневной жизни.
  • 100 % оплата больничного листа.
  • Предоставляется пенсия на льготных условиях: мужчинам, при стаже работы — 20 лет. Женщинам, при стаже работы – 15 лет.
  • Для детей сотрудников 90 % оплата путевок в летние лагеря и санатории.
  • Некоторые автотранспортные предприятия дарят детям водителей новогодние подарки.
  • Гарантируется бесплатное медицинское обслуживание работников автобусного парка в закрепленном медицинском учреждении.
  • Бесплатный проезд на городском транспорте (автобусе, троллейбусе, трамвае).

Среди минусов этой работы можно отметить:

  • Водители порой вынуждены работать на старой, изношенной технике, тем самым подвергая свою жизнь и жизнь пассажиров опасности.
  • Рост интенсивности движения на дорогах влечет за собой рост аварийности, поэтому водитель постоянно должен быть начеку.
  • Зачастую работая до 16 часов в сутки, у работника не остается времени на семью, на личные дела и увлечения.
  • Бывает, что автобусный парк не занимается развозкой своих работников в ночное время. Тем, кто работает до позднего часа (до 22 -23 часов вечера) желательно иметь жилье недалеко от работы, чтобы добираться было проще, так как весь городской транспорт прекращает свою работу.
  • Также многие водители отмечают, что на конечных пунктах отсутствуют диспетчерские комнаты, где работники могли бы отдохнуть. Обедать очень часто приходится всухомятку в салоне автобуса.
  • Часто при поступлении на эту тяжелую и ответственную работу молодые люди не понимают всю сложность данной профессии и, не выдерживая всех тягот и лишений, спешат уволиться. Поэтому зачастую в автобусных парках увеличивается текучесть кадров.
  • Тяжелые условия работы (ранний подъем, короткий ночной сон).
  • Не соответствующая заработная плата.
  • Постоянное пребывание на сквозняке, что может негативно отразиться на здоровье водителя.
  • Хамство, как со стороны пассажиров, так и со стороны других водителей.
  • Нет перспектив для карьерного роста.
  • Постоянное наличие стрессовых обстановок. Особенно начинающие работники подвержены большому воздействию стресса. После очередной поездки многие долгое время не могут прийти в себя.
  • Нахождение весь день за рулем в любую погоду, будь то жара или мороз.
  • Монотонность работы.
Читайте также:  Какие бонусы и льготы положены многодетным семьям от государства в 2022 году

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Профессия водитель»


Работа водителем требует:

  • внимательности;
  • умения быстро переключаться;
  • концентрироваться на дороге;
  • оценивать ситуацию и мгновенно принимать решения в стрессовой ситуации.

Также требуются:

  • отличный глазомер;
  • пространственное мышление;
  • быстрая реакция;
  • умение ориентироваться на местности;
  • выносливость;
  • хорошая память.

Нелишними будут уверенность в себе, выносливость, эмоциональная стабильность, терпение, ответственность.


Водитель – это профессия, не предполагающая карьерного роста. Но имея большой стаж работы, рекомендации и обладая определёнными личностными качествами можно устроиться на хорошо оплачиваемую должность.

Многие водители предпочитают работать на себя, занимаясь частным извозом, организуя собственное дело в сфере перевозок или открыв курсы по вождению. Нередко водители становятся инструкторами.

При желании и соответствующим опытом можно стать дальнобойщиком.


Водителю необходимо образование. Получить водительские права можно окончив автокурсы или образовательные учреждения (колледж, училище, техникум).

После обучения водителю присваивается категория, в зависимости от которой он имеет право управлять тем или иным типом транспорта. Получить права более высокой категории можно только после успешной сдачи экзамена. Для устройства на работу необходим немалый практический опыт вождения.

  • По алфавиту
  • По дате

Профессия водитель в современном ее понимании появилась одновременно с автомобилями. В то время садиться за руль механического коня решались далеко не все, поэтому машинам управляли специально обученные люди.

В Российской империи существовала профессия «шоффэ́р». Так называли людей, которые приводили в движение самодвижущийся экипаж. Перед этим требовалось выполнить множество операций: по возможности установить устройство горизонтально, соединить глушить и выпускную трубу, залить бензин, обеспечить его подачу, слить излишек, пять раз покрутить ручку стартера, снизить давление в цилиндре, отрегулировать подачу топлива. Если после этих манипуляций двигатель не заводился, то шоффэру приходилось сливать топливо и начинать все заново. Управление авто требовало немалых физических усилий, потому что руль и педали двигались с трудом.

Рассказ о профессии водителя автобуса для младших школьников

Очень важно, чтобы сотрудник был аккуратным, внимательным и терпеливым, ведь на него возлагается серьезная ответственность, он должен сделать поездку для пассажиров приятной и безопасной. Очень ценятся претенденты, которые способны спокойно вести транспорт и при этом экономить на расходе топлива. Работа водителем автобуса предполагает, что у сотрудника хорошо развито зрение, он наблюдателен, способен быстро и спокойно реагировать на внешнюю обстановку и мгновенно оценивать и анализировать ситуацию.

В последнее время вакансии водителя автобуса включают в себя требования о необходимости знания нескольких иностранных языков. Помимо этого, у работника должны быть хорошие технические знания, включая все оборудование в доверенном ему транспорте и умение правильно его использовать на практике. Чаще всего, от сотрудников требуется, чтобы они знали и умели устранять незначительные поломки автобуса самостоятельно. Поскольку технический аспект автобусов все время развивается и совершенствуется, специалист должен постоянно повышать свой уровень квалификации.

Чтобы стать водителем автобуса «Мосгортранс», нужно получить специальное образование. Для начала нужно получить права класса D. После этого нужно сдать базовый экзамен в учреждениях данного профессионального направления второй степени. Нужно пройти курсы по направлению «Логистика с ориентацией на перевозки транспорта». Помимо этого, есть шанс получить удостоверение о возможности водить автобус и договориться об обучении на самом рабочем месте.

Любая работа имеет свои позитивные и негативные стороны, и только человек, выбирая свою будущую профессию, может оценить, что конкретно для него важнее. Основным плюсом работы водителем является возможность посещать множество мест и общаться с большим количеством самых разных людей. Второе преимущество – это большое количество вакансий на рынке труда, такой специалист никогда не останется без работы и всегда сможет найти себе место.

1.1. Документом, подтверждающим прохождение повышения квалификации водителей, служит свидетельство установленной формы, выданное учебной организацией, проводившей обучение.

1.2. Водители автобуса по окончании обучения сдают экзамены в ГИБДД МВД на право получения водительского удостоверения, после чего проводится их стажировка на предприятии.

1.3. Стажировка — совместная работа установленной продолжительности опытного линейного водителя-наставника и водителя-стажера на городских регулярных пассажирских маршрутах предприятия, которая включает в себя выявление и устранение пробелов в знаниях, совершенствование и закрепление умений и навыков, необходимых водителю для безопасного управления автобусом в условиях движения по конкретным маршрутам и проводится с целью подготовки водителей к самостоятельной работе.

1.4. Стажировка обязательна для лиц, впервые нанимаемых на работу водителями автобусов после окончания учебного комбината, водителей автобусов, переподготовленных с категорий транспортных средств «В» и «С» на «Д», водителей автобусов, перешедших на работу с других предприятий, водителей, имевших перерыв в водительской деятельности, а также при переводе водителей с маршрута на маршрут, с одной марки автобуса на другую и при совершении ими дорожно-транспортного происшествия.

1.5. Присвоение водителям автобусов класса квалификации производится администрацией предприятия в соответствии с порядком и условиями, предусмотренными действующим законодательством.

1.6. Лишение водительских удостоверений на управление транспортными средствами и их восстановление производится в соответствии с действующим законодательством.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *