Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Резерв по сомнительным долгам в балансе строка». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно пункту 1 статьи 266 НК РФ (в ред. Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ, далее — Закон № 401-ФЗ) с 01.01.2017 величину сомнительной дебиторской задолженности в отношении каждого контрагента следует определять за вычетом кредиторской задолженности перед этим контрагентом. Однако, ни Налоговый кодекс, ни нормативные акты по бухгалтерскому учету не содержат четкого определения кредиторской задолженности. В бухгалтерском учете под кредиторской задолженностью понимается, по сути, любая начисленная задолженность перед кредитором, включая те обязательства, срок исполнения по которым еще не наступил (ПБУ 9/99, ПБУ 10/99).
Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете
Резерв по сомнительным долгам создается для того, чтобы отразить достоверность данных о дебиторской задолженности перед компанией в бухгалтерской отчетности.
Такой резерв в бухгалтерском учете является оценочным значением. Его создание, увеличение или уменьшение в обязательном порядке должны отражаться в составе расходов или доходов.
Порядок создания и использования резерва необходимо закрепить в учетной политике.
Основанием для создания резерва по сомнительным долгам являются результаты инвентаризации дебиторской задолженности на последний день отчетного периода.
Размер резерва определяется отдельно в отношении каждого должника. Оцениваются его реальное финансовое положение и вероятность погашения задолженности.
Способы создания резерва по сомнительным долгам
Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете формируется следующим образом:
- определяется задолженность контрагентов, которая не была погашена в сроки, определенные договорами, и не обеспечена необходимыми гарантиями (сомнительные долги);
- отдельно по каждому сомнительному долгу определяется сумма, на которую необходимо создать резерв, в зависимости от финансового состояния должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.
Используются следующие способы создания резерва:
- интервальный способ;
- экспертный способ;
- статистический способ.
Резерв по сомнительным долгам в налоговом учете
Критерии определения задолженности в разряд сомнительной в налоговом учете мы уже перечислили. Остановимся на деталях, которые необходимо иметь в виду, рассчитывая сумму резерва. Несмотря на то, что инвентаризация расчетов проводится по окончании финансового года, при определении авансовых платежей по налогу на прибыль (если фирма уплачивает авансы), выполнять расчет резервов придется поквартально.
Начисляют резерв по каждому долгу, а размер определяют, ориентируясь на время просрочки:
Когда возник сомнительный долг |
% отчислений в резерв от суммы долга |
Свыше 90 дней |
100 |
В промежутке 45-90 дней |
50 |
До 45 дней |
Характеристика счета 63 (активный или пассивный, в балансе отражается по строке… и т. п.)
После проведения регулярной (ежемесячной/ежеквартальной/ежегодной) инвентаризации перед формированием отчетности в бухучете пострадавшей организации выявляется дебиторская задолженность (по Дт 60, 62, 76, 58.3), которую любая компания (малое предприятие — не исключение!) обязана признать сомнительной и создать резерв по Кт 63 в корреспонденции с Дт 91.2. Создание этих резервов — это прочие расходы организации.
Счет 63 активный или пассивный? Конечно, счет пассивный, признание резерва учитывается по кредиту счета, а его уменьшение — по дебету.
Суммы кредитового сальдо (неиспользованного резерва) участвуют в расчетах величины дебиторской задолженности при составлении баланса и в результатах отчета о финансовых результатах. Счет 63 в балансе отражается по строке 1230 «Дебиторская задолженность» бухгалтерского баланса со знаком минус (из общей суммы дебиторской задолженности вычитается размер сомнительных долгов) и в составе строки 2350 «Прочие расходы» отчета о финансовых результатах.
Информацию о резервах следует раскрыть в пояснениях к бухгалтерской отчетности.
Субсчетов к счету в Плане счетов нет. Аналитика по счету 63 представляет собой отдельный учет сумм по каждому сомнительному долгу.
Формула расчета резерва под сомнительные долги
Резерв по сомнительным и безнадежным долгам обычно начинают создавать на конец отчетного периода. Для этих целей бухгалтерия проводит полную инвентаризацию аналитических счетов, на которых зависла дебиторская задолженность. Причем делается это в разрезе каждого отдельного контрагента.
Так как создание резерва в бухгалтерском учете законодательно не закреплено, то формула его расчета обычно оговаривается учетной политикой предприятия. В этом случае за основу берется любая оценочная величина, например, финансовое состояние дебитора, вероятность риска неплатежа или время просрочки долга. В последнем случае процентные отчисления для резерва бухгалтерия может устанавливать самостоятельно, а может использовать формулу расчета, предложенную НК РФ.
В налоговом учете требования к созданию резерва намного жестче. Для начала бухгалтер должен документально подтвердить, что просроченный платеж – это действительно сомнительная дебиторская задолженность.
Рекомендации Р-Х/2019-ОК-Связь «Отражение уплаченных авансов без НДС и резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском балансе»
статус документа: материалы к заседанию ОК Cвязь
организация-разработчик: ООО «УК Т2 Рус»
Рекомендации Р-Х/2019-ОК-Связь
«Отражение уплаченных авансов без НДС и резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском балансе»
Описание проблемы
При этом дебиторская задолженность по уплаченным авансам, в размере уплаченной суммы аванса за минусом НДС, классифицируется в бухгалтерском баланса на:
В соответствии с п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н, организация создает резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации. Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности выполнения поставщиком своих обязательств в срок, предусмотренный договором.
Согласно пункту 35 ПБУ 4/99 бухгалтерский баланс должен включать числовые показатели в нетто-оценке, т.е. за вычетом регулирующих величин, которые должны раскрываться в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах. На конец отчетного года в бухгалтерском балансе указанная дебиторская задолженность, включая авансы уплаченные, отражается за минусом резерва по сомнительным долгам. Резерв формируется с учётом НДС, так как в случае, если поставщик не выполнил обязательства, то взыскивать с недобросовестного поставщика организация будет всю сумму с учётом уплаченного в составе аванс НДС (согласно заключённого договора поставки товаров, работ, услуг). При этом в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н не сказано, включает ли резерв в себя НДС, либо нет.
Вопрос заключается в отражении дебиторской задолженности, в частности уплаченных авансов без НДС и резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском балансе, так как в случае отражения дебиторской задолженности в части авансов выданных:
— в нетто-оценке согласно пункту 35 ПБУ 4/99 за вычетом резерва по сомнительным долгам и,
возможно формирование отрицательного числового значения по данной строке.
Решение
Дебиторская задолженность по уплаченным авансам на приобретение оборудования, товаров, работ, услуг и т.п. оценивается в бухгалтерском балансе в размере уплаченной суммы за вычетом НДС[1], право на возмещение которого возникает у организации в связи с уплатой аванса.
ü До получения права на вычет в соответствии с требованиями НК РФ указанное право отражается в бухгалтерском балансе в качестве оборотного актива обособлено от дебиторской задолженности по уплаченному авансу. При этом актив в виде дебиторской задолженности по уплаченному авансу классифицируется в бухгалтерском балансе (оборотный/внеоборотный) аналогично классификации приобретаемого актива.
ü После получения права на вычет в соответствии с требованиями НК РФ сумма НДС в составе уплаченного аванса в бухгалтерском балансе не отражается.[2]
В соответствии с п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н, организация создает резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации.
Согласно пункту 35 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчётность организации» бухгалтерский баланс должен включать числовые показатели в нетто-оценке, т.е. за вычетом регулирующих величин, которые должны раскрываться в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.
Следовательно, дебиторская задолженность по уплаченным авансам, в размере уплаченной суммы аванса за минусом НДС и суммы резерва по сомнительным долгам (без НДС) и отражается в бухгалтерском балансе:
— по строке 1190 «Прочие внеоборотные активы» разд. I «Внеоборотные активы» — дебиторская задолженность по уплаченным авансам, связанным с приобретением, строительством объектов основных средств, погашение стоимости которых осуществляется в сроки, превышающие 12 месяцев;
— по строке 1230 «Дебиторская задолженность» разд. II «Оборотные активы» — дебиторская задолженность по уплаченным авансам, связанным с приобретением товаров, запасов, работ, услуг, погашение стоимости которых осуществляется в сроки, менее 12 месяцев.
При этом сумма НДС по уплаченным авансам отражается также в соответствии с пунктом 35 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчётность организации» в нетто-оценке, за вычетом регулирующих величин, т.е. к выделенной сумме НДС с аванса до получения права на вычет в соответствии с требованиями НК РФ указанное право отражается в бухгалтерском балансе в качестве оборотного актива обособленно от дебиторской задолженности по уплаченному авансу за вычетом суммы НДС, выделенной из резерва сомнительных долгов, относящейся к данному авансу выданному.
В случае признания задолженности в виде перечисленного аванса сомнительной и включения ее в резерв по сомнительным долгам, необходимость в обособленном отражении права на вычет НДС в качестве оборотного актива в бухгалтерском балансе отсутствует.
Положения пп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ предписывают восстановить приняты�� к вычету НДС с аванса в том периоде, в котором возникает право на вычет по приобретенным товарам (работам, услугам). Вычет применяется при условии, что товары (работы, услуги) приняты на учет (п. 1 ст. 172 НК РФ).
Однако в ситуации, когда поставщик нарушает договоренности по поставкам, а покупатель списывает образовавшуюся в связи с этим дебиторскую задолженность (сумму предоплаты), условия вычета не соблюдаются. Поэтому покупатель при таком списании должен восстановить ранее принятый к вычету налог.[3]
Основа для выводов
В соответствии с пунктом 35 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчётность организации», а также для целей отражения в строке бухгалтерского баланса сопоставимых друг другу величин, необходимо отражать:
— дебиторскую задолженность по уплаченным авансам без НДС за вычетом созданного к данной задолженности резерва по сомнительным долгам без НДС,
— НДС от суммы уплаченного аванса за вычетом суммы НДС от созданного к данной задолженности резерва по сомнительным долгам.
Необходимость создания резерва по сомнительным долгам является следствием принципа консерватизма (осторожности, осмотрительности), согласно которому необходимо обеспечивать в бухгалтерском учете большую готовность к признанию расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов.
Соответственно, если исходить из заключения, что задолженность сомнительна для погашения и с высокой степенью вероятности будет списана за счет средств созданного резерва, соответственно, и право на вычет НДС с дебиторской задолженности не может быть реализовано и не подлежит отражению в качестве актива.
Иллюстративный пример
По состоянию на 30.06.2014 на балансе организации числится:
— просроченная дебиторская задолженность в виде перечисленного авансового платежа по договору в сумме 118р., в т.ч. НДС (18%) – 18р.
В соответствии с учетной политикой компания сформировала резерв по сомнительной задолженности:
Сальдо по счету 63 «Резерв по сомнительной задолженности» — 118р.
В с. 266 НК РФ закреплен следующий порядок формирования:
Срок |
Размер |
---|---|
Свыше 90 дней |
Полная сумма |
От 45 до 90 дней |
50% |
До 45 дней |
Не увеличивает сумму РСД |
Как создаётся резерв в бухучёте
Первым делом в учётной политике предприятия закрепляется регламент, где прописываются основания для увеличения объёма РСД.
Выделяют 3 способа создания резерва:
- Интервальный — каждый отчётный период бухгалтер определяет сумму для зачисления в резерв. Добавляется не вся сумма сразу, а только процент от общей суммы долга, который растёт пропорционально увеличению срока просрочки. Этот метод подобен резервированию средств в целях налогового учёта.
- Экспертный — специалистами оценивается сумма долга, которую должник точно не вернёт в установленный срок, и на эту сумму создаётся резерв.
- Статистический — опираясь на опыт предыдущих лет, вычисляется процент сомнительных долгов, на основании этих данных делается прогноз.
Какую сумму долга можно включить в резерв
В резерв включается любая «дебиторка», по которой уже есть или с большой вероятностью будут просрочки в будущем.
Организация самостоятельно определяет, какую сумму включить в резерв.
Пример. Контрагент вовремя не оплатил 100 тыс. рублей, однако пообещал, что в течение двух дней переведёт 40 тыс. рублей. Доверившись ему, организация сразу создаёт резерв на 60 тыс. рублей. Если контрагент потерял «доверие», его обещания закономерно не выполняются, то предприятие может сразу открыть резерв на 100 тыс. рублей.
Методика определения уровня платежеспособности
Задержка с оплатой за услуги или товары должна насторожить руководство кредитора. Его специалисты должны сразу же засесть за оценку финансового состояния дебитора. Сделать это можно разными путями, при этом в рамках закона:
- попросить выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП на случай ликвидации юридического лица;
- запросить бухгалтерскую отчетность за последний квартал у контрагента или в Росстате. Это позволит проанализировать финансовое состояние дебитора:
- рентабельность;
- ликвидность;
- объем задолженности;
- величину активов и т.д.
- заказать анализ на портале Госуслуг, но здесь, во-первых, придется заплатить, во-вторых, правильно оформить заявку — данные отчетов являются коммерческой тайной.
Формирование резерва по сомнительным долгам. Сомнительный долг — дебиторская задолженность организации, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.
Резервирование — один из методов оценки активов и имущества организации [8].
Что касается вопроса об обязательности формирования резерва по сомнительным долгам, то необходимо отметить следующее.
С одной стороны, нормы п. 70, а также п. 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее — Положение), позволяют сделать вывод о том, что создание резерва по сомнительным долгам является правом организации. Следовательно, решение о создании резервов должно быть закреплено в учетной политике. В противном случае организация может не формировать такие резервы.
С другой стороны, учетная политика организации должна обеспечивать большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности) [9].
По мнению Минфина России, нормы п. 70 Положения устанавливают возможность образовывать резервы только в тех случаях, когда по оценке организации реально существует вероятность полной или частичной неоплаты сомнительной задолженности. Иначе, если на отчетную дату у организации имеется уверенность в получении в течение 12 мес. после отчетной даты полной оплаты какой-то конкретной просроченной дебиторской задолженности, не обеспеченной гарантиями (или иными предусмотренными законодательством способами), то она может не создавать резерв по данному долгу, т.е. не рассматривать его как сомнительный долг [19].
Следует напомнить, что при формировании учетной политики по конкретному вопросу организации и ведения бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету [9].
Формирование резерва. По мнению контролирующих органов, порядок формирования резерва по сомнительным долгам должен быть предусмотрен учетной политикой и не может изменяться в течение года (налогового периода). Кроме того, формирование резерва по сомнительным долгам по итогам отчетного периода Налоговым кодексом РФ (НК РФ) не предусмотрено (Письма Минфина России от 21.10.2008 N 03-03-06/1/594, УФНС России по г. Москве от 09.04.2007 N 20-12/031921).
Однако суды приходят к выводу, что создание резерва без указания на это в учетной политике организации не является нарушением норм налогового законодательства (например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 03.07.2008 по делу N А56-12980/2007 (Определением ВАС РФ от 12.11.2008 N 14387/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ), Постановление ФАС Уральского округа от 22.12.2005 N Ф09-5913/05-С7). Кроме того, есть судебные решения, в которых указано, что налогоплательщик может изменить свое первоначальное решение и создать резерв по сомнительным долгам даже в последнем месяце налогового периода (например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.06.2007 по делу N А21-1369/2006 (Определением ВАС РФ от 08.10.2007 N 12586/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)).
Следует отметить, что позиция контролирующих органов не является однозначной. Так, в Письме от 23.10.2008 N 03-03-06/1/597 Минфин России разъясняет, что резерв по сомнительным долгам может быть сформирован на последнее число как отчетного, так и налогового периода.
- Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 N 117-ФЗ.
- Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств: Приказ Минфина России от 13.06.1995 N 49.
- Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации: Постановление Госкомстата России от 18.08.1998 N 88.
- Письмо Минфина России от 05.05.2006 N 03-03-04/2/129.
- Письмо Минфина России от 12.05.2009 N 03-03-06/1/318.
- Письмо Минфина России от 22.04.2004 N 04-02-05/5/5.
- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению: Приказ Минфина России от 31.10.2000 N 94н.
- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации: Приказ Минфина России от 29.07.1998 N 34н.
- Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008): Приказ Минфина России от 06.10.2008 N 106н.
- Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99): Приказ Минфина России от 06.07.1999 N 43н.
- Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02: Приказ Минфина России от 19.11.2002 N 114н.
- Положение по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008): Приказ Минфина России от 06.10.2008 N 106н.
- Постановление Президиума ВАС РФ от 23.11.2005 N 6602/05.
- Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.04.2005 N А10-4068/04-11-Ф02-1700/05-С1.
- Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 08.11.2005 N Ф04-7853/2005(16557-А46-3).
- Постановление ФАС Поволжского округа от 18.05.2005 N А72-11001/04-6/930.
- Постановление ФАС Центрального округа от 17.06.2009 по делу N А48-3740/08-17.
- Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 28.12.2005 N А11-1770/2005-К2-19/95.
- Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2008 год: Письмо Минфина России от 29.01.2009 N 07-02-18/01.
Определимся с понятиями
Сомнительная задолженность — дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями (залог, удержание имущества должника, поручительство, банковская гарантия, задаток).
Просроченная задолженность—дебиторская задолженность, не погашенная в сроки, установленные договорами и (или) судебными актами или иными документами, устанавливающими или изменяющими срок погашения задолженности.
Безнадежная задолженность — дебиторская, по которой истек установленный срок исковой давности, а также та задолженность, по которой в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения на основании акта государственного органа или ликвидации организации.
Реструктуризированная задолженность — задолженность, по которой дебитору предоставлена рассрочка или отсрочка погашения задолженности, в том числе в рамках соглашения о реструктуризации задолженности, мирового соглашения, утвержденного судом и вступившего в законную силу.
Когда нужно формировать резерв?
Если в ходе очередной инвентаризации дебиторских задолженностей выявлены не оплаченные своевременно суммы, этого достаточно для создания счета, откуда могут поступить средства.
Подробно установить порядок формирования и распоряжения средствами, оказавшимися в разряде сомнительных долгов, дано право собственникам и руководителям.
Учитывая сферу деятельности, прочие нюансы, положения разрабатываются применительно к каждой организации, утверждаются локальными правовыми актами внутреннего пользования.
Сформировать его нужно непосредственно после выявления неоплаченных долгов, отразив в отчетных документах за этот период.
Ограничений в способах оформления и расчетах законодатель не устанавливает.
Обязательно важно принимать во внимание перспективы получения денег полностью (или частично).
Критерии, которые служат фактором для того, чтобы объективно оценить возможные убытки, не получив причитающиеся суммы, должны быть оговорены в регулирующих эти вопросы внутренних правовых актах. Их применение обязательно при начислении резерва по сомнительным долгам.
Условия для формирования
Приказы, указания и письма Минфина России определяют ряд критериев, необходимых для обеспечения создания резервов по сомнительным долгам:
- Фонд может быть организован в результате расчетов с гражданами и организациями: покупателями приобретенных продуктов, услуг либо оплачиваемой работы. Авансовые платежи не включены в общую стоимость резервов.
- После создания резерва управляющие либо бухгалтерские организации должны постоянно смотреть за динамикой задолженности, так как ее состояние может поменяться, а резервный фонд отражает реальное положение дел (аналитический подход).
- В бухгалтерском учете долг можно считать обреченным в согласовании с принципами ст. 266 НК РФ (как и в случае налоговых расчетов).
- Если появляется вопрос про то, какой учет резервных активов применим (бухгалтерский или налоговый), то следует учесть последующее:
- если расхождения связаны с различием во времени соотнесения сроков долгов, то эта разница является основой формирования отложенных налоговых активов;
- если сумма отчислений из резервного фонда для бухучета превосходит 10-ти процентный порог, определенный налоговым учетом, то компания будет работать с постоянными финансовыми различиями.