Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как выявить личную заинтересованность и конфликт интересов в госзакупках». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Госслужащие не вправе принимать кадровые решения в отношении близких родственников. Однако чиновница, работавшая в отделе кадров госоргана, в полномочия которой входил прием сведений о доходах работников, приняла их от коллеги — бывшего мужа и не сочла эту ситуацию конфликтом интересов, поскольку формально бывшие супруги родственниками не являются.
Предупреждение коррупции по 273-ФЗ
Госслужащим на основании положений 273-ФЗ запрещено:
- хранить денежные средства и ценности в зарубежных банках;
- вести бизнес, управлять зарубежными компаниями и получать от них награды;
- получать выгоду в натуральном или денежном выражении от выполнения своих обязанностей, в том числе спонсорскую помощь при выездах за границу;
- быть поверенным и лоббировать частные интересы;
- совмещать работу с другой должностью или деятельностью, которая подлежит оплате, исключения: творчество, наука, преподавание, если деятельность ведется не от лица власти;
- использовать служебную информацию в своих целях.
По закону 273-ФЗ «О противодействии коррупции» госслужащие обязаны:
- Отчитываться о доходах и расходах (в том числе близких родственников).
- Информировать руководство о склонении к взятке.
Представитель контролирующего органа участвовал в проверке учреждения, в котором работает его близкий родственник
Это очень часто встречающийся вид конфликта интересов, к нему относятся такие ситуации:
- сотрудница контролирующего органа проводила проверку деятельности двух подведомственных учреждений — в одном на позиции бухгалтера работала ее сестра, в другом, на рядовой должности, — ее сын. При этом предмет проверки в первом случае (порядок ведения бухгалтерского и налогового учета) напрямую касался деятельности сестры проверяющей чиновницы. Во втором случае в перечень проверяемых обстоятельств входило, в том числе, начисление зарплаты сыну проверяющей чиновницы. То есть в обоих случаях контролер была заинтересована в результатах проверки. Это конфликт интересов, проверяющую уволили;
- чиновник, работающий в органе транспортного контроля, проверил компанию, которая принадлежит его сожительнице, и не уведомил об этом факте нанимателя. Его уволили;
- служащая налогового органа проводила камеральные проверки нескольких компаний, в которых бухгалтерский и налоговый учеты отдали на аутсорсинг в стороннюю компанию. Конфликт состоит в том, что в этой сторонней компании, взявшей на себя бухучет проверяемых лиц, работали сестра и подруга проверяющей чиновницы. Чиновницу уволили и суд с этим решением согласился.
Способы урегулирования
Методы, позволяющие выявить и устранить конфликты, также общие и предполагают условное деление на группы. Это распространяется и на государственную гражданскую службу.
Способы урегулирования возникающих разногласий:
- Превенция. Речь идет о предупреждении проблем. Для этого и нужно иметь представление о возможных противоречащих ситуациях. Например, госслужащий отказался от членства в аттестационной комиссии, перед которой предстает его родственник. Такой метод самый эффективный.
- Прозрачность. Должностное лицо не должно скрывать информацию о своих счетах, вкладах, имуществе.
- Мониторинг со стороны органов власти. Здесь предусмотрены проверки, надзор за работой госслужащих антикоррупционных и коллегиальных органов.
- Добровольное разрешение. Служащий может самостоятельно проявить инициативу, указать на разногласия, найти способы его решения и так далее.
При должном подходе к работе у госслужащего не будет проблем, даже при угрозе возникновения тех или иных служебных разногласий.
Ответственность за устранение
Как упоминалось выше, при определении ответственных за устранение конфликтных ситуаций на государственной гражданской службе, достаточно обратиться к федеральному законодательству.
Государственные, муниципальные служащие, сотрудники государственных корпораций, работники организаций, задачи которых определяются федеральными органами власти, – все эти субъекты отвечают за выявление и устранение разногласий по службе.
Указанные выше субъекты напрямую несут ответственность за координацию таких конфликтов, поскольку они приводят к нарушению работы государственных органов. Если разногласие не будет устранено, то повысится коррупционный показатель, здесь встанет вопрос о компетентности и соответствии должности отдельных лиц.
Если говорит о тех, из-за кого формируются конфликты, то для них предусмотрены разные виды ответственности. Служащего могут уволить, отстранить на время или снять с должности. А могут отделаться предупреждением в случае самостоятельного принятия участия в разрешении проблемы.
Какие могут возникать типовые ситуации, представляющие собой конфликт интересов?
По закону госслужащий обязан в письменном виде уведомить свое непосредственное начальство и представителей тех лиц, которым оказываются услуги, о ситуациях, имеющих потенциальную возможность возникновения КИ. Степень личной заинтересованности остается полностью на совести служащего, он же несет все последствия юридического характера.
Если же госслужащий, участвующий в ситуации конфликта интересов, не предпринимает никаких мер, чтобы бороться с ним, не предотвращая конфликтную ситуацию, то это правонарушение. В качестве наказания может последовать ряд мер, в том числе увольнение служащего с госслужбы.
Важно! Если имело место нарушение дисциплинарного характера либо же административное правонарушение, то по месту работы проводится инициированная руководством служебная проверка, после чего назначается взыскание. Помимо этого, сведения о нарушении могут переданы в органы правопорядка.
Отношения с родственниками
Существуют примеры и ситуации конфликта интересов на государственной службе в случае наличия личной выгоды должностного лица. Так, сотрудник может принимать непосредственное участие в решении кадровых вопросов в отношении своих родственников. Помимо близких людей здесь можно рассматривать и иных лиц, в отношении которых у госслужащего имеется вероятность получения выгоды. Рассмотрим примеры конфликта интересов на муниципальной службе:
- Сотрудник государственного органа входит в состав конкурсной комиссии, рассматривающей кандидатов на занятие вакантной должности в своем учреждении. Одним из претендентов при этом является его родственник.
- В обязанности госслужащего входит осуществление определенных управленческих функций или вопросы принятия кадровых решений, касающихся родственников или других приближенных к нему лиц.
- В таких случаях является обязательным написание уведомления о вероятности появления конфликта интересов. В связи с этим представитель нанимателя должен отстранить такого сотрудника от тех обязанностей, которые предполагают его взаимодействие с близкими людьми.
Владение определенными ценными бумагами
Рассмотрим и другие случаи возникновения конфликта интересов. Примеры на службе в государственных или муниципальных органах могут касаться владения служащим или (и) его родственниками ценных бумаг, принадлежащих данной организации. Об этом также должно быть составлено уведомление в письменной форме. Ценные бумаги в таком случае должны быть переданы в доверительное управление. Помимо этого, может быть рассмотрен вопрос об их отчуждении.
Примеры конфликта интересов могут касаться и тех ситуаций, когда госслужащий имеет вклады в банках или иных кредитных организациях, в отношении которых им осуществляются управленческие функции. В этом случае также потребуется написание уведомления об имеющейся личной заинтересованности на имя непосредственного начальника. До принятия необходимых мер сотрудник должен быть отстранен от исполнения им тех должностных обязанностей, которые касаются работы с банками и кредитными организациями.
Понятие «лицо, замещающее должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов»
Круг лиц, охватываемых понятием «конфликт интересов», имеет ключевое значение. Если в первоначальной редакции Закона N 79-ФЗ (ст. 19) и Закона N 273-ФЗ (ст. 10) понятие «конфликт интересов» было непосредственно связано с отношениями государственной или муниципальной службы и субъектами отношений конфликта интересов были исключительно государственные и муниципальные служащие, то в новом определении понятие «конфликт интересов» становится максимально широким. Оно распространено на все отношения, связанные с исполнением должностных (служебных) обязанностей (осуществлением полномочий) лицами, обязанными принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.
Новое определение понятия «конфликт интересов» далеко не безупречно. Оно не только не отвечает критерию краткости, но и вызывает целый ряд вопросов. И первый среди них — это вопрос о лицах, замещающих должности, замещение которых предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.
Закон N 285-ФЗ к числу этих лиц традиционно относит государственных и муниципальных служащих (ст. ст. 8, 9).
В отношении лиц, замещающих государственные должности, долгое время существовала правовая неопределенность.
В статье 12.1 Закона N 273-ФЗ, устанавливающей ограничения и обязанности, налагаемые на лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, обязанность сообщать о личной заинтересованности при исполнении должностных (служебных) обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению такого конфликта не содержалась.
Единственной обязанностью лица, замещающего государственную должность Российской Федерации (государственную должность субъекта Российской Федерации), связанной с предотвращением конфликта интересов, являлась обязанность передачи ценных бумаг (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 ч. 1 ст. 13.1 Закона N 273-ФЗ в случае непринятия указанным должностным лицом мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является, оно подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия.
Таким образом, Закон N 273-ФЗ, не устанавливая обязанности лица, замещающего государственную должность Российской Федерации (государственную должность субъекта Российской Федерации), принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является (кроме случая передачи ценных бумаг (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций)), предусматривал ответственность за несоблюдение данной обязанности, что было явным нонсенсом.
Три времени конфликта интересов
Конфликт интересов имеет протяженность во времени. Он должен быть предупрежден или урегулирован в отношении личной заинтересованности всегда, т.е. появившейся как перед, во время, так и после выполнения должностных обязанностей. Это три времени конфликта интересов.
Риск конфликта интересов a priori является гораздо меньшим в соответствии с личной заинтересованностью перед или после осуществления должностных обязанностей, связанных с принятием решения. Границы в принципе очевидны. Поведение должностного лица в процессе выполнения им своих служебных обязанностей может сопровождаться личной заинтересованностью в получении личной выгоды в результате их выполнения или принятия «заинтересованного» решения.
Время реального замещения должностей и выполнения служебных обязанностей — это период, когда ситуации конфликта интересов могут возникать наиболее интенсивно. Но это не означает, что личную выгоду должностного лица в этих ситуациях можно выявить сразу и немедленно.
Личная выгода может проявиться и потом. Поэтому нет необходимости в констатации обязательного совпадения ненадлежащего, необъективного и пристрастного исполнения должностных обязанностей и одновременного получения личной выгоды. Такое совпадение возможно, но может быть растянуто во времени.
В этой связи возможен вариант «прекращения дела за давностью интересов», когда конфликт интересов уже «не конфликт». Это возможно, когда факты личной заинтересованности и ненадлежащего, необъективного и пристрастного выполнения должностных обязанностей хотя и имели место, но потеряли значение, особенно в ситуации, когда служебная деятельность не продолжена.
Личная заинтересованность
Понятие конфликта интересов на государственной службе подразумевает наличие личной заинтересованности служащего. Под нею понимается получение определённых выгод при исполнении обязанностей. В результате работник может получать деньги, имущество и другие ценности. Таким образом, мы понимаем, что конфликты интересов на государственной службе – это ситуация, при которой служащий преследует собственные цели и может их достигнуть при исполнении не только служебных, но и общих своих обязанностей.
Исключительно служебные обязанности в России распространяются (согласно закону) на работников прокуратуры, органов наркоконтроля, внутренних дел, таможенных органов и военнослужащих. Однако в законе ничего не сказано о неосновательном обогащении, которое случается довольно часто. Нет конкретного указания на то, что доход может быть в натуральной форме, что определённые выгоды могут иметь конкретные формы и т. д. Не было уточнено и то, что в процессе работы сотрудник может внезапно получить определённые имущественные права. Не конкретизируются третьи лица, которые при злоупотреблении служащими обязанностей тоже могут получить определённую выгоду, используя свое положение.
Факторы, способствующие возникновению личной заинтересованности
- Неоправданная широта полномочий.
- Отсутствие конкретных сроков для принятия решения.
- Наличие органов государственной власти, которые дублируют полномочия других служб.
- Изменение объёма своих полномочий по желанию из-за отсутствия детальных формулировок.
- Превышения свободы чиновников для правотворчества.
- Установление общих правил для разных правовых ситуаций без вникания в детали.
- Принятие нормативных документов, которые лежат вне компетенции.
- Отсутствие определённого порядка при выполнении ряда административных процедур.
- Представление завышенных требований к гражданам, которые обратились за помощью, установление обременительных и запутанных правил.
- Безнаказанное злоупотребление властью.
- Использование двусмысленных терминов в законах и нормативных актах.
Подводя итоги статьи, хочется сказать о том, что конфликты интересов на государственной службе – это нормально. Однако, чтобы ситуация не выходила за рамки дозволенного, необходимо наладить механизм выхода из таких ситуаций и создать все условия, чтобы они не могли возникать в большинстве случаев, и у должностных лиц не было возможности воспользоваться некоторыми преимуществами своего положения.
Разрешение конфликтов интересов
Человек, ведущий диалоги с другими людьми и руководствуясь девизом «Чужое мнение не интересует», совершает ошибку. Часто такой человек жалуется на других людей, на то, что они его не понимают и пытаются все время возразить. Он с удовольствием описывает ситуации, в которых люди были вроде как неправы. Но если попросить человека пересказать чужое видение ситуации, то он скажет, что «это не важно, и я могу рассказать, как все действительно было». Данное поведение говорит лишь о том, что человеку не важно другое мнение, у него есть свое, а людей он не желает слушать.
Такой человек в любом споре настаивает на своем, не желает даже слушать точку зрения оппонента, всегда сам принимает решение, касающееся всех участников беседы, и не терпит возражений. Он либо кричит, либо высказывает свою точку зрения и уходит, либо монотонно твердит одно и то же. Человек не дает сказать другому ни слова, а если и дает, то не слушает, потому что полагает, что все, сказанное другим человеком, будет неправильным.
Свое мнение – это здорово. Каждый человек имеет полное право на него. Только вот почему многие люди своим правом пользуются, а другим его не дают?
Даже самые гениальные умы не могут знать всего на свете. Они, конечно, во многих вещах являются экспертами, но не во всех. А значит, существуют люди, которые могут удивить даже таких гениальных людей.
Тот, кто не прислушивается к другому человеку, совершает ошибку, так как не позволяет себе узнать своего оппонента. Возможно, что у другого человека будут дельные предложения и хорошие идеи. Даже если вам и кажется, что это нереально, все равно послушайте. Вы тем самым узнаете человека получше. Чем он живет, как мыслит, к чему стремится. Разве это неинтересно, особенно если вашим собеседником является любимый человек? Вы можете так и прожить, не прислушиваясь к другому и не зная его сущности. Со временем ваш партнер может показаться вам совершенно незнакомым человеком. И все почему? Потому что вы не желаете его слышать, так как не считаете это нужным.
У вас, конечно, есть право иметь свое мнение и не соглашаться с чужим. Хорошим признаком зрелости является наличие самостоятельного и независимого мышления. Но неумение принимать чужое мнение, выслушивать точку зрения другого человека, настаивать на своем, наоборот, демонстрирует вашу незрелость.
Нетерпимость в данных случаях становится недостатком, нежели достоинством. Если вы не желаете слышать чужого мнения, возможно, вы стараетесь защититься, спрятать страхи, которые говорят о том, что вы не уверены в том, во что верите. Стараясь заставить другого молчать, вы можете говорить свое мнение, не будучи в нем уверенным. Но если вдруг заговорит оппонент, тогда это станет для вас катастрофой. Разногласия в процессе общения – естественное явление. Одно дело, если это кому-то вредит. Но зачем переубеждать человека, если его мнение не принесет бед никому?
Избегайте однозначности и категоричности. Ничто на планете не является однозначным. И по любому поводу найдется как минимум два мнения, каждое из которых будет верным. Лучше приучите себя прислушиваться к точке зрения своих оппонентов.
Конфликты, возникающие в период служебной деятельности, предполагают схожий характер с другими видами социальных разногласий. Чтобы определить тип спора, нужно оценить личные интересы затрагиваются или общественные.
К видам рассматриваемых обстоятельств можно отнести следующие:
- Организационные. Здесь речь идет о том, что организация или группа лиц, в данном случае служащих, не может исполнять те или иные обязанности. Это мешает беспристрастности и объективности из-за наличия конкретных личных интересов.
- Личные. В данном случае индивидуальные интересы конкретного должностного лица встают в разрез с обязанностями по службе.
При этом государственная служба может продемонстрировать примеры каждого из представленных типов.
С учетом особенностей госслужбы определяются также и признаки рассматриваемого понятия, к которым можно отнести следующее:
- разногласия, касающиеся личных интересов и общественных, связанных с исполнением должностных обязанностей;
- заинтересованность должностного лица;
- материальный характер личной заинтересованности служащего (стремление получить деньги, имущество, услугу и так далее);
- отсутствие возможности объективно и беспристрастно исполнить обязанности.
Указанные признаки отражают конфликт интересов, возникающий непосредственно при прохождении государственной гражданской службы.
Конфликт интересов по 44 ФЗ
В п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе указано, что отсутствие конфликта интересов — это общее требование к участникам. Под ним понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член закупочной комиссии, руководитель контрактной службы, контрактный управляющий состоят в браке с физлицами, который являются выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, гендиректором, управляющим, президентом и др.), членами коллегиального исполнительного органа хозобщества, руководителем учреждения или унитарного предприятия или другими органами управления юрлиц — участников закупки, с физлицами, в том числе зарегистрированными как индивидуальный предприниматель, — участниками закупки или являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (которые имеют общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными таких физлиц. А под выгодоприобретателями понимаются физлица, которые владеют напрямую или косвенно (через юрлицо или через несколько юрлиц) более чем 10% голосующих акций хозобщества или долей, которая больше 10% в уставном капитале хозобщества.
Подобное явление имеет место в нашей жизни довольно часто. Скрыть конфликт интересов или оперативно исчерпать его просто невозможно. Именно поэтому в России появился федеральный закон, который носит название «О противодействии коррупции». Этот документ трактует понятие «конфликт интересов» как ситуацию, при которой существует косвенная или прямая личная заинтересованность муниципального или государственного служащего. При этом она способна оказать или уже оказывает влияние на исполнение им служебных обязанностей. Как правило, примеры конфликта интересов на государственной и гражданской службе касаются получения материальной выгоды сотрудников не только для себя, но и для тех третьих лиц, с которыми существует связь в виде финансовых обязательств.
В 2009 г. в своем докладе Мэрилин Филд и Бернард Ло указали на то, что конфликт интересов является не чем иным, как совокупностью обязательств, создающих риски того, что вторичный интерес будет оказывать непосредственное влияние на профессиональные действия или суждения относительно первичных интересов. Другими словами, подобное явление может иметь место в случае имеющейся личной выгоды человека, который участвует в ходе принятия того или иного решения. Это и приводит к нанесению ущерба интересам компании или общества.
Конфликт интересов на работе — что это такое
Понятие конфликта интересов в первую очередь связано с возникающими в ходе рабочей деятельности или несения государственной службы разногласиями между обязанностями сотрудника или служащего, связанными с работой, и его другой деятельностью — семейной, общественной или коммерческой. В целом, оно подразумевает ситуацию, в которой возможно само появление такого воздействия — далеко не всегда предусматривающего реальное нанесение ущерба интересам работодателя, общества или государства. Однако, намного проще устранить саму возможность таковых неправомерных действий, чем разбираться с её последствиями — именно поэтому недопущение конфликта интересов достаточно глубоко рассматривается российским антикоррупционным законодательством.
В то же время не только на государственной службе может возникнуть конфликт интересов. В коммерческих организациях подобные ситуации также могут возникнуть и по факту возникают достаточно часто. В качестве примера можно привести следующие наиболее распространенные случаи:
- Выбор ответственным работником в качестве контрагента своего близкого человека или коммерческого партнёра. Например, сотрудник может принять решение заказать материалы для компании-работодателя у своего знакомого, или даже — у собственной фирмы.
- Прием на работу нового работника. Кадровый сотрудник, да и многие непосредственные руководители структурных подразделений могут упростить трудоустройство своего родственника или партнёра.
- Получение доступа к информации, составляющей тайну. Если работник имеет доступ к коммерческой тайне компании, и при этом имеет других коммерческих партнёров или родственников, являющихся конкурентами или просто представляющих иные компании, для которых данная информация может быть полезна — эта ситуация также может являться конфликтом интересов.
Выше указаны лишь основные ситуации, когда может возникать конфликт интересов в коммерческой организации. На деле подобных случаев намного больше и каждый из них следует рассматривать в индивидуальном порядке.