Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Договор перевозки грузов автомобильным транспортом». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Договор перевозки груза регламентирует правоотношения по доставке в пункт назначения конкретного груза, фактически переданного (вверенного) перевозчику, поэтому его нередко именуют договором перевозки конкретного груза (конкретной партии грузов).
Правовая сущность договора перевозки груза
По своей сути договор перевозки груза является возмездным договором и взаимным договором.
Это реальный договор, так как договор считается заключенным с момента сдачи багажа к перевозке.
При перевозке грузов транспортом общего пользования считается, что заключенный договор является публичным договором.
Таким образом, по своей юридической природе договор перевозки грузов:
-
является реальным договором (т.е. порождает гражданские права и обязанности с момента фактической передачи вещи);
-
является возмездным договором (по договору взимается плата за перевозку);
-
является двусторонним договором (так как порождает обязательства у обеих сторон);
-
заключается в пользу третьего лица — грузополучателя (когда он не совпадает с грузоотправителем).
Налог на прибыль организаций
Стоимость оказанных по договору перевозки грузов (за вычетом НДС), связанных с приобретением имущества, учитывается в зависимости от вида приобретенного имущества в следующем порядке.
Если услуги связаны с приобретением (созданием) амортизируемого имущества, то стоимость услуг не учитывается в составе текущих расходов, а включается в первоначальную стоимость амортизируемого имущества (п. 5 ст. 270, абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ).
Если рассматриваемые услуги связаны с приобретением материально-производственных запасов (МПЗ), включаемых в состав материальных расходов, то стоимость услуг включается в стоимость таких МПЗ (п. 2 ст. 254 НК РФ).
Если услуги связаны с приобретением товаров для перепродажи, то стоимость услуг может формировать стоимость приобретенных товаров, если такой порядок формирования стоимости товаров предусмотрен учетной политикой для целей налогообложения (абз. 2 ст. 320 НК РФ).
В налоговом учете стоимость приобретения товаров определяется в соответствии с учетной политикой организации (абз. 2 ст. 320 НК РФ).
При этом статья 320 НК РФ допускает как включение расходов на доставку в стоимость приобретения товаров, так и их учет в качестве издержек обращения (в зависимости от того, какой порядок установлен учетной политикой организации).
Независимо от положений учетной политики транспортные расходы являются прямыми расходами и учитываются по мере реализации товаров.
Расходы на доставку реализуемых товаров до покупателя будут уменьшать доходы от реализации указанных товаров (подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ).
Особенности сделки по перевозке
При сделке обращают внимание на следующие нюансы:
- договор перевозки груза автомобильным транспортом может не заключаться — достаточно оформить транспортную накладную (ст. 785 ГК РФ);
- перевозчик берёт на себя ответственность только после отметки в транспортной накладной о приёме имущества к транспортировке;
- при сделке непременно заполняется транспортная накладная, и не обязательно — договор;
- если для перевозки используется несколько автомобилей, нужно составить на каждый из них свою транспортную накладную.
Образец договора перевозки груза
Договор не унифицирован, а потому составляется в произвольной форме. Однако в нём обязательно указываются такие важные условия как физические параметры груза, сопроводительная документация, стоимость услуги и порядок расчётов, маршрут транспортировки, требования к транспортному средству, правила загрузки и выгрузки, условия хранения, сроки, механизм признания груза утерянным.
Что нужно проверить грузополучателю при получении груза?
Выше мы говорили только о правах и обязанностях грузоотправителя и перевозчика, но в договорных отношениях при перевозке грузов принимает участие и третье лицо – грузополучатель. Именно он подтверждает, что перевозчик выполнил свои обязанности по договору перевозки, т.е. доставил груз вовремя, в целости и сохранности. Грузополучатель принимает груз у перевозчика на основании транспортной накладной, путевого листа и сопроводительной ведомости (при контейнерных перевозках).
Если перевозчик не представит грузополучателю транспортную накладную, то груз принимать не рекомендуется, т.к. отсутствие транспортной накладной говорит о ненадлежащем оформлении договора перевозки. В этом случае привлечь к ответственности грузоотправителя (например, по договору поставки) или перевозчика будет затруднительно даже в судебном порядке.
Если же с документами все в порядке, то грузополучатель должен в присутствии перевозчика указать в транспортной накладной:
- фактическое время и дата подачи транспорта под выгрузку;
- наличие и сохранность пломб;
- вес доставленного груза и количество грузовых мест;
- состояние груза, упаковки, тары.
При возникновении разногласий между грузополучателем и перевозчиком при приемке груза, необходимо составить соответствующий акт, о чем сделать отметку в транспортной накладной. Для определения размера недостачи или степени повреждения груза могут быть привлечены независимые эксперты, о чем обязательно должен быть поставлен в известность перевозчик.
Формы и порядок заключения договора
Договор грузоперевозки составляют по правилам главы 40 ГК РФ.
Сторонами по договору выступают:
- Перевозчик — сторона, которая обязуется выполнить транспортировку и доставить товар (груз) по указанному адресу и вручить его получателю.
- Грузоотправитель — лицо, которое обязуется оплатить услуги по перевозке груза.
Отправителем груза может выступать как физическое лицо, так и организация. Однако перевозку груза может осуществлять только юридическое лицо, имеющее лицензию на данный вид услуги.
Отправитель выдает перевозчику транспортную накладную или другой документ на груз, указанный в Транспортном уставе. Выдача накладной подтверждает заключение договора (п. 2 ст. 785 ГК РФ).
Согласно статье 785 ГК РФ организация перевозчик берет на себя обязательства по доставке груза в пункт назначения и передачу адресату, а также сохранность во время транспортировки, загрузку и выгрузку товара.
Если необходима разовая услуга по перевозке вещей (квартирный или офисный переезд), то заключают разовый договор перевозки груза (ст. 785 ГК РФ).
В случае необходимости постоянного сотрудничества оформляется соглашение об организации перевозок (ст. 798 ГК РФ).
Соглашение о транспортировке груза автотранспортом составляется следующими способами:
- Оформление транспортной накладной.
- Оформление договора перевозки и заявки.
Ответственность сторон по договору перевозки
Ответственность сторон за нарушение обязательств по перевозке устанавливает ГК РФ, транспортные кодексы и уставы, а также условия договора перевозки. При этом статья 793 Гражданского кодекса запрещает согласование договорных условий, которые ограничивают ответственность перевозчика, установленную законодательством.
По договору перевозки перевозчик несет следующую ответственность:
Ответственность за невывоз груза по вине перевозчика. По умолчанию в этом случае действуют правила части 1 статьи 34 УАТ: штраф в размере 20% провозной платы и возмещение причиненных убытков.
Ответственность за несвоевременное предоставление транспорта или контейнера. За это нарушение грузоотправитель может требовать от перевозчика уплаты штрафа в размере 5% провозной платы (в городском или пригородном сообщении) или 1 % среднесуточной провозной платы (в междугородном сообщении), а также возмещение причиненных убытков.
Ответственность за сохранность груза. Перевозчик отвечает перед грузоотправителем в рамках объявленной ценности груза. Обычно за указание ценности перевозчик взимает дополнительный сбор (в процентах от стоимости). Чтобы снизить расходы на перевозку, некоторые грузоотправители идут на то, чтобы занизить действительную ценность груза, но есть и такие заказчики, которые ее завышают.
Хотя ГК РФ не запрещает грузоотправителю завышать стоимость груза, Правила перевозок грузов автомобильным транспортом (постановление Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272) указывают, что объявленная ценность груза не должна превышать его действительной стоимости. Исходя из этого, перевозчик имеет право не соглашаться на перевозку груза, ценность которого явно завышена. Если же грузоотправитель не укажет в транспортной накладной стоимость груза, то она будет определяться исходя из цены, которая предусмотрена договором перевозки (при его наличии) или которая обычно взимается за аналогичные товары.
Стороны могут предусмотреть в договоре перевозке и ответственность грузоотправителя.
Ответственность за непредъявление груза отправителем. Если договорные условия не предусматривают другое, то перевозчик может потребовать уплаты штрафа в размере 20% провозной платы и возмещения причиненных убытков.
Ответственность за неиспользование поданного транспорта или контейнера, если это не вызвано его непригодностью. За это нарушение перевозчик может уплаты штрафа в размере 5% провозной платы (в городском или пригородном сообщении) или 1 % среднесуточной провозной платы (в междугородном сообщении). Если поданный транспорт относится к специализированным, то размер штрафа увеличивается вдвое.
Ответственность за просрочку оплаты по договору перевозки. Это обычное условие в виде уплаты неустойки за каждый день просрочки. Кроме этого статья 790 ГК РФ дает перевозчику право удержать переданный для перевозки груз в целях обеспечения провозной платы, причем, даже если груз принадлежит третьему лицу.
Перевозчик может удерживать груз до тех пор, пока грузоотправитель с ним не рассчитается. Если этого не произойдет, перевозчик может реализовать груз (по стоимости, указанной в транспортной накладной или по экспертной оценке) и вычесть из полученной суммы платежи за перевозку и хранение груза, а также затраты, связанные с его реализацией. Оставшиеся средства он должен вернуть грузоотправителю.
Договор перевозки может предусматривать запрет на удержание груза перевозчиком, и это тоже одна из веских причин, почему сторонам не стоит ограничиваться только подписанием транспортной накладной.
Существуют обстоятельства, которые снимают ответственность за неисполнение обязательств со сторон договора перевозки, среди них:
- форс-мажор в виде обстоятельств непреодолимой силы, такие как явлений стихийного характера и военные действия;
- временные ограничения или запрет движения транспорта по дорогам;
- другие, не зависящие от сторон обстоятельств, которые они не могли предотвратить или устранить.
В то же время перевозчик обязан предпринять все меры по обеспечению сохранности груза, поэтому утрата груза в результате его хищения далеко не во всех случаях будет признана обстоятельством, снимающим ответственность с перевозчика.
При перевозке некоторых грузов возможна их естественная убыль (выветривание, усушка, утруска). Если в результате перевозки масса доставленного груза будет меньше, чем отправленный, перевозчик не отвечает за его недостачу, но только в пределах нормы естественной убыли.
Правовые основы договора перевозки груза
Общие положения о перевозке закреплены в главе 40 ГК РФ.
Это унифицированные нормы, которые относятся ко всем видам транспорта, а именно к:
-
железнодорожному транспорту;
-
морскому транспорту;
-
воздушному транспорту;
-
автомобильному транспорту;
-
внутреннему водному транспорту.
Более конкретно общие условия перевозки указанными видами транспорта закрепляются транспортным законодательством, в состав которого входят транспортные уставы и кодексы, иные законы, а также издаваемые в соответствии с ними правила (см. п. 2 ст. 784 ГК РФ).
В настоящее время действуют следующие основные транспортные законы:
-
Устав автомобильного транспорта РСФСР, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 08.01.1969 № 125 (далее по тексту— УАТ);
-
Устав железнодорожного транспорта РФ от 10.01.2003 № 18-ФЗ (далее по тексту — УЖТ);
-
Воздушный кодекс РФ от 19.03.1997 № 60-ФЗ (далее по тексту — ВК);
-
Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 № 24-ФЗ (далее по тексту — КВВТ);
-
Кодекс торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 № 81-ФЗ (далее по тексту — КТМ).
Форма заключения договора
Договор перевозки грузов всегда заключается в письменной форме. При этом помимо договора грузоотправитель, согласно п. 2 ст. 785 ГК РФ, должен передать перевозчику документ на груз (транспортную накладную, коносамент), подтверждающий факт заключения договора, сертификаты, паспорта качества и прочие документы, предусмотренные таможенным, санитарным и иным законодательством РФ.
Договор может быть на одну перевозку и на оказание транспортных услуг (многократный). Если договор предусматривает оказание транспортных услуг, то, к примеру, согласно п. 7 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом (постановление Правительства РФ от 15.04.2011 № 272) отношения между сторонами оформляются посредством отправки перевозчику письменной заявки или заказа на доставку груза. Отправка заявки и принятие ее к исполнению перевозчиком считается подтверждением факта заключения договора.
Нововведения 2022 года в правилах перевозки
В 2022 году вступили в действие новые правила перевозки. Нормы установлены постановлением правительства РФ от 21.12.2020 № 2200. Расширяется понятийный аппарат ввиду увеличения электронного документооборота. Устанавливаются новые формы транспортной накладной, заказ-наряда, сопроводительной ведомости — все эти документы с 01.01.2022 предполагают возможность оформления в электронном виде. Определяется перечень специализированных транспортных средств. Обращаем внимание, что положения п. 7 новых правил перевозки относительно электронных перевозочных документов вступают в силу с 01.01.2022. Предъявлять документы на груз сотрудникам полиции теперь разрешается с электронного устройства, положение действует с 01.01.2022. Правила имеют юридическую силу до 31.12.2026.
Договор транспортной экспедиции
По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента – грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (ст. 801 ГК РФ).
ВАЖНО!
Договор транспортной экспедиции – вид договора об оказании услуг. При оказании данной услуги не достигается конкретный овеществленный результат, но есть цель, ради которой экспедитор совершает определенные действия: отправка и доставка груза. Отличительным признаком договора транспортной экспедиции является особенность его предмета – обеспечение перевозки груза. При этом важно отметить неразрывную связь экспедиционных услуг с перевозкой груза.
Договор транспортной экспедиции – консенсуальный, двусторонний, возмездный.
Цель договора транспортной экспедиции – освобождение хозяйственных субъектов от необходимости выполнять трудоемкие операции, связанные с отправкой, транспортировкой и получением грузов.
Виды договоров транспортной экспедиции:
- 1) договор транспортной экспедиции по организации доставки груза от склада до склада;
- 2) договор транспортной экспедиции по обеспечению отдельной стадии транспортировки (отправления, получения, промежуточной стадии);
- 3) договор транспортной экспедиции по выполнению отдельных услуг, связанных с перевозкой, например:
- • погрузо-разгрузочных работ;
- • сопровождения и охраны груза в пути следования;
- • таможенного оформления.
Сторонами договора транспортной экспедиции являются экспедитор и клиент.
Споры между сторонами транспортной экспедиции
Многообразие документов, сопровождающих выполнение договора транспортной экспедиции, и нюансы оказания услуг могут послужить предпосылкой разногласий между участниками сделки.
Зачастую стороны не заключают договор транспортной экспедиции, а работают по следующей схеме: клиент направляет экспедитору заявку в письменной форме или по факсу либо по электронной почте, а подтверждением перевозки груза становится транспортная накладная.
Поскольку экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора (п. 7 Правил транспортно-экспедиционной деятельности), то их отсутствие может быть расценено судом как свидетельство того, что договор не был заключен. Такая схема нередко приводит к возникновению споров между клиентом и экспедитором, поскольку юридическое соглашение, в котором оговорены все пункты сотрудничества, отсутствует.
В связи с этим, особое внимание нужно уделять правильному оформлению документов. Судебная практика показывает, что заявка является достаточным подтверждением заключения договора транспортной экспедиции, но только в том случае, если она содержит его ключевые условия.
Сложность заключается в том, что судебными органами не выработан единый подход к вопросу о том, какие именно условия договора транспортной экспедиции являются существенными. Одни суды называют существенным условием исключительно предмет договора транспортной экспедиции, а другие к ним относят ряд других условий. Например, такими могут считаться тип используемого транспорта, сроки выполнения, размер вознаграждения экспедитора или условия перевозки груза. Фактически выполнение этих пунктов имеет большое значение для сделки, и во избежание споров их целесообразно включать в договор транспортной экспедиции на этапе его разработки.
Для согласования предмета договора транспортной экспедиции стороны должны указать виды услуг, связанные с перевозкой груза, которые должен будет оказывать экспедитор. При этом стороны могут использовать положения ГОСТ Р 52298-2004 «Услуги транспортно-экспедиторские».
Основной договор перевозки груза
Согласно статьи 785 ГК РФ по соглашению перевозки груза перевозчик обязан доставить переданный ему отправителем груз и доставить его в оговоренный пункт назначения с последующей выдачей грузополучателю, а отправитель обязан оплатить предоставленные услуги оговоренную в договоре сумму.
Законодательство регламентирует обязательность заключения договора перевозки груза в письменной форме. Указанное требование содержится в п.2 ст. 785 ГК РФ. В качестве письменной формы соглашения может быть:
- составленная и выданная отправителю транспортная накладная;
- коносамент;
- иной документ на перевозимый груз, предусмотренный транспортным уставом или кодексом.
Статья 795. Ответственность перевозчика за задержку отправления пассажира
1. За задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях) перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.
2. В случае отказа пассажира от перевозки из-за задержки отправления транспортного средства перевозчик обязан возвратить пассажиру провозную плату.