Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Размещение отходов: как получить лицензию на этот вид обращения с отходами». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Разумнее всего с практической точки зрения провести разработку проекта НООЛР по фактическим данным, полученным в предыдущие отчетные периоды с учетом реальных производственных показателей, после пристальной оценки материально-сырьевой базы и других технических моментов. Лишь в этом случае нормативы образования отходов приблизятся к реальности.
Сверхлимитное размещение: что это и что за собой влечет?
Многие предприниматели надеются на расчетный метод ПНООЛР, но он часто приводит к неприятным ситуациям.
Фактически отходов может образоваться большее количество, то есть превысить математически рассчитанные показатели. В случае сверхлимита предприятию грозят санкции.
Если природопользователь разместил больше отходов, чем определено проектом НООЛР, за сверхлимит придется доплатить. В момент расчета ежеквартальной платы за НВОС количество отходов, фактически размещенное на полигоне, умножат на 5.
Кроме повышенной платы по платежам за НВОС за сверхнормативное образование отходов предприятию грозит административное наказание в виде штрафа.
Если на предприятии возникла ситуация, когда количество размещаемого мусора превышает утвержденные лимиты, необходимо максимально быстро разработать новые нормативы и получить лимиты на их размещение. Затем следует разобраться в причинах возникновения данной ситуации.
Это может быть:
- увеличение объемов производства;
- неверно проведенный анализ производственной деятельности;
- неправильно проведенная инвентаризация.
Как расшифровывается ПНООЛР?
За аббревиатурой ПНООЛР скрывается название важного для компаний документа, в котором утверждаются параметры возможного образования отходов в соответствии с экологической обстановкой на конкретной территории (на территории ведения деятельности) и устанавливаются максимально допустимые размеры размещения этих отходов. Отсюда и расшифровка ПНООЛР: проект нормативов образования отходов и лимитов их размещения.
Видео: специалист разъясняет термин ПНООЛР
А что такое ПНООЛР в экологии? Не стоит забывать, что одним из главных нормативных актов, который регулирует порядок разработки проекта ПНООЛР, является закон об охране окружающей среды. В связи с этим для экологии данные нормативы и лимиты по отходам – это документ, который:
- помогает планировать объем отходов, отрицательно влияющих на среду;
- способствует грамотному расположению объектов, где накапливаются и размещаются такие отходы;
- выбирает оптимальную технологию удаления отходов – их захоронение, повторное использование или обезвреживание.
Этапы разработки проекта
В общем виде порядок разработки проекта ПНООЛР выглядит следующим образом:
- предприятие-заказчик передает исходную документацию исполнителю проекта. Чтобы получить весь необходимый для подготовки ПНООЛР пакет и ускорить эту процедуру, исполнитель должен составить список обязательных документов;
- посещение предприятия, в интересах которого готовится проект, экологом. Его приезд требуется для оформления перечня отходов по классификации ФККО. Данный специалист также фиксирует рабочие процессы, в ходе которых образуются отходы, и площадки, где происходит временное хранение отходов либо их захоронение;
- подготовка самого проекта. К этому моменту у предприятия-заказчика должна быть проведена инвентаризация источников образования отходов; оформлены на каждый их вид паспорта отходов, где обязательно отражается степень их опасности по классам; получено разрешение на ведение деятельности по сбору, перевозке и по размещению отходов всех классов опасности (кроме V-го);
- последний этап – непосредственное согласование ПНООЛР в Росприроднадзоре.
Сроки разработки и согласования проекта, и сроки его действия
Понять сколько времени потребуется, чтобы разработать проект ПНООЛР, довольно сложно. Срок работы зависит от множества факторов, в частности:
- от того, кто занимается разработкой и согласованием ПНООЛР. Если над проектом трудятся собственные, имеющие соответствующую квалификацию, сотрудники предприятия, то им не потребуется ознакомление с деятельностью своего работодателя для оценки необходимых показателей. Такой подход серьезно экономит время. Но где найти таких сотрудников?
- от масштаба деятельности компании и вида самой деятельности. Например, если подготовкой проекта для больших производственных организаций занимается стороннее лицо, у него очень много времени может занять один только анализ используемого сырья, этапов и процессов производства и других показателей;
- от времени, которое потребуется для сбора всех документов, на основе которых будет составляться ПНООЛР. Не стоит забывать, что не всегда все нужные бумаги находятся в распоряжении самого предприятия. Часто какие-то договоры, справки и иная документация просто бывает утеряна или передана в архив. И тогда на ее восстановление уйдет время, которое продлит сроки разработки ПНООЛР.
Исходные данные для проекта лимитов на размещение отходов.
При разработке ПНООЛР обязательно понадобится определенная документация:
- Информация (краткая) о предприятии: вид деятельности, штат и структурные единицы (здания, участки, цеха, подразделения, бригады, отделы, офисы, сооружения).
- Полные реквизиты предприятия (с указанием кодов ОКПО, ОКОГУ, ОКАТО, ОКФС, ОКОПФ, ОКВЭД).
- Справка о количестве сотрудников предприятия.
- Карта населенного пункта с расположением предприятия. План-схема с привязкой к местности размещения предприятия (сооружения, здания, постройки) с указанием мест хранения отходов, а также полное описание мест хранения отходов.
- Свидетельство на собственность земли либо договор аренды, здания, помещения и сооружения.
- Сведения о применяемом оборудовании.
- Описание (подробное) технологических процессов.
- Справка о расходе материалов и сырья.
- Справка о наличии автотранспорта у предприятия, с указанием количества, марки, мест их стоянки, технического состоянии и прошедшего ремонта.
- Договора на электроснабжение, теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение.
- Договора на вывоз, утилизацию твёрдых бытовых отходов к ним, лицензии утилизирующей организации.
- Перечень всех образующихся отходов производства и потребления.
- Анализ состава отходов (морфологический, химический, физический с приложением протоколов анализов, актов отбора проб) отсутствующих в перечне ФККО.
- Аттестат (копия) аккредитации лаборатории.
- Информация о наличии очистных сооружений у предприятия (при их наличии — полная характеристика).
- Паспорта отходов с 1 по 4 класс опасности с письмом из Росприроднадзора с утвержденным перечнем классов опасности.
- Предыдущий проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (если таковой раньше разрабатывался).
Основные затруднения могут вызвать пункты с картой-схемой предприятия и пункты с лабораторным анализом отходов.
Порядок утверждения нормативов и лимитов на отходы
В основе утверждения лежит проект нормативов образования, лимитов на их размещение (ПНООЛР), содержащих информацию:
- классификация отходов, их объём, количество;
- класс опасности;
- рабочие чертежи, на которых нанесены точки сбора, сортировки, размещения, пути транспортировки;
- мероприятия на случай аварийных ситуаций.
Методические рекомендации по составлению данного отчета закреплены приказом №349 Министерства охраны природных ресурсов. Он определяет основные этапы разработки:
- Предоставление экологической компании, ведущей разработку, необходимых данных: рабочие чертежи, технологические карты, рецептуры.
- Посещение предприятия экологом, составление списка отходов по кодам федеральной классификации. Специалист помечает процессы, в результате которых образуются остатки, а также полигоны, используемые для хранения, утилизации.
- Подготовка проектной документации, согласно которой пройдёт оборудование рабочих мест, полигонов складирование, лицензирование предприятия.
- Предоставление необходимых данных, документов в территориальный орган Росприроднадзора для согласования.
Готовый пакет ПНООЛР должен включать:
- общие сведения о предприятии;
- информацию о роде деятельности;
- описание, класс опасности образующихся остатков;
- схему движения мусора;
- мероприятия по обращению с отходами.
Срок подачи документов также закреплен в Федеральном законе. Образец готового отчета можно скачать тут (нужен документ с сайта Росприроднадзора).
Сверхлимитное размещение: что это и что за собой влечет?
Разумнее всего с практической точки зрения провести разработку проекта НООЛР по фактическим данным, полученным в предыдущие отчетные периоды с учетом реальных производственных показателей, после пристальной оценки материально-сырьевой базы и других технических моментов. Лишь в этом случае нормативы образования отходов приблизятся к реальности.
Многие предприниматели надеются на расчетный метод ПНООЛР, но он часто приводит к неприятным ситуациям.
Фактически отходов может образоваться большее количество, то есть превысить математически рассчитанные показатели. В случае сверхлимита предприятию грозят санкции.
Если природопользователь разместил больше отходов, чем определено проектом НООЛР, за сверхлимит придется доплатить. В момент расчета ежеквартальной платы за НВОС количество отходов, фактически размещенное на полигоне, умножат на 5.
Сверхлимитное размещение: что это и что за собой влечет?
Разумнее всего с практической точки зрения провести разработку проекта НООЛР по фактическим данным, полученным в предыдущие отчетные периоды с учетом реальных производственных показателей, после пристальной оценки материально-сырьевой базы и других технических моментов. Лишь в этом случае нормативы образования отходов приблизятся к реальности.
Многие предприниматели надеются на расчетный метод ПНООЛР, но он часто приводит к неприятным ситуациям.
Фактически отходов может образоваться большее количество, то есть превысить математически рассчитанные показатели. В случае сверхлимита предприятию грозят санкции.
Если природопользователь разместил больше отходов, чем определено проектом НООЛР, за сверхлимит придется доплатить. В момент расчета ежеквартальной платы за НВОС количество отходов, фактически размещенное на полигоне, умножат на 5.
Кроме повышенной платы по платежам за НВОС за сверхнормативное образование отходов предприятию грозит административное наказание в виде штрафа.
Если на предприятии возникла ситуация, когда количество размещаемого мусора превышает утвержденные лимиты, необходимо максимально быстро разработать новые нормативы и получить лимиты на их размещение. Затем следует разобраться в причинах возникновения данной ситуации.
Это может быть:
- увеличение объемов производства;
- неверно проведенный анализ производственной деятельности;
- неправильно проведенная инвентаризация.
Отсутствие на производственном предприятии ПНООЛР отходов – это нарушение требований законодательства в сфере обращения с отходами.
В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РФ, Статьей 8.2 «Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами»:
Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе отходов, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании отходов, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами и отходами влечет наложение административного штрафа (стоимость): | на должностных лиц – от 10 000 до 30 000 рублей |
на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 35 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток | |
на юридических лиц — от 100 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток |
Несоответствие проекта нормативов ПНООЛР отходов нормативным требованиям может повлечь за собой его аннулирование. Для предприятия это будет равнозначно непредоставлению сведений о лимитах на размещение отходов. Внесение стоимости платы за негативное воздействие на окружающую среду потребуется, даже если лимиты на размещение не были рассчитаны и утверждены. В соответствии с пп.12, 20 «Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду» (утв. Постановлением Правительства РФ №255 от 03.03.2017 г.) расчет стоимости платы за проект НВОС будет проводиться по отдельным формулам с коэффициентом 5, то есть в пятикратном размере.
Что включено в проект ПНООЛР?
Данный документ обосновывает предлагаемые нормативы образования определенных видов отходов в среднем за год (в расчете n тонн в год) на основании нормативов образования отходов. Норматив образования отходов определяет установленное количество отходов определенного типа при изготовлении единицы продукции. Расчетная единица продукции (работ, услуг) зависит от источника образования отходов. За данный параметр принимается:
- единица используемого сырья — для отходов производства;
- единица расстояния (метр, километр) — для отходов обслуживания ТС;
- единица площади — для отходов при уборке территории;
- единица места — для школ, больниц, предприятий общепита и иных организаций и учреждений.
Сдача проекта нормативов отходов
Для подачи ПННОЛР на утверждение необходимо предоставить заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение установленного образца и проект. Выдача Документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение является платной государственной услугой, поэтому необходимо оплатить государственную пошлину за ее оказание.
Территориальные органы Росприроднадзора в течение 30 рабочих дней с даты приема заявления и проекта принимают решение об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение либо решение об отказе в их утверждении.
Основанием для отказа согласно Приказу N 50 является:
- наличие недостоверной информации, связанной с наличием арифметических или логических ошибок при заполнении форм, предусмотренных методическими указаниями;
- отсутствие объекта размещения отходов, на котором предполагается размещение отходов, в ГРОРО;
- превышение количества отходов, предлагаемого для размещения, над имеющейся вместимостью объекта размещения отходов (по результатам его инвентаризации).
Никакие другие причины не могут быть достаточным основанием для отказа в утверждении ПНООЛР. Сам проект должен иметь установленную Приказом № 349 структуру и включать необходимые приложения.
Получение лимитов на размещение отходов
В результате согласования проекта отходов в Росприроднадзоре, либо выносятся замечания, которые нужно устранить и переподать проект на повторное согласование. Либо утверждаются разработанные экологами или проектной организацией нормативы образования отходов, а также выдаются лимиты на размещение отходов.
Т.о. предприятие получает документальное подтверждение согласия государства на указанные объемы образования отходов производством за год.
В выдаваемые лимиты по отходам не включаются всевозможные горные породы и полезные ископаемые, извлекаемые при разработке месторождений, рекультивации земель и пр.
Дата утверждения нормативов и лимитов – это официальная дата принятия решения органом Росприроднадзора об утверждении нормативов и лимитов ПНООЛР. Данная информация выкладывается на официальном сайте Росприроднадзора.
Стоимость проекта ПНООЛР
Наверх
Нормативные акты по разработке ПНООЛР
- «Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», утв. приказом Ростехнадзора от 19.10.2007 № 703.
- Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
- Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
- Приказ Минприроды России от 25.02.2010 № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».
- Письмо Росприроднадзора от 09.10.2013 № 12-44/19533 «О направлении разъяснений по вопросу разработки ПНООЛР».
- Письмо Росприроднадзора от 17.05.2011 № КТ-08-03-36/6068 «О сроках предоставления технических отчетов и порядке определения платы за размещение отходов».
Структура ПНООЛР и перечень необходимой документации
ПНООЛР состоит из нескольких скрепленных между собой листов А4. На титульном листе указывается название документа, организации, для которой он разрабатывается, перечень исполнителей. Далее дается перечень разделов документа для удобства ориентации в нем. Проект обязательно должен содержать разделы со следующей информацией:
- данные об объекте, используемых при производстве технологиях, источниках выбросов загрязняющих веществ;
- характеристика используемых технологий воздухоочистки с оценкой в состоянии ли они справиться с необходимым количеством загрязнений;
- перечень образующихся отходов, их описание;
- выводы об ущербе внешней среде и выведенные исходя из них расчеты лимитов;
- лимиты для всех типов отходов;
- перечень планируемых мер, направленных на обеспечение экологической безопасности и объяснение почему эти мероприятия позволяют установить желаемые нормативы образования отходов;
- расчеты насколько экономически эффективными будут указанные меры;
- порядок осуществления контроля за соблюдением указанных в проекте нормативов;
- перечень прилагаемых документов.
Дополнительно понадобится такая документация, как:
- Документы, подтверждающие право пользования землей, на которой расположено предприятие.
- Договора на предоставление коммунальных услуг.
- Сведения об используемом при производстве оборудовании.
- Документ, подтверждающий состав сотрудников.
- Приказ о назначении ответственных за соблюдение экологической безопасности лиц.
- Перечень отходов и копии договоров на их утилизацию.
- Документ, подтверждающий сдачу образующихся отходов и т.д.
В зависимости от конкретных случаев, список документов может пополняться. Как правило, к проекту прикладывают документы, позволяющие удостовериться в верности используемых при подсчетах и их обосновании данных, топографические планы местности, расположения различных зон непосредственно на предприятии. Разобраться какие документы нужно подготовить и помочь их собрать может эколог. Опытные специалисты подготавливают проект в максимально короткие сроки (2-3 месяца) за счет отсутствия необходимости внесения поправок в составленный документ, опыта работы с подобными документами и как следствие более высокой скорости их разработки.
Разработка документов
Проект и нормативы размещения и образования отходов утверждает Росприроднадзор при условии подачи ряда документов, в том числе технического отчета по обращению с ними. Если нет необходимой документации, в размещении мусора разного вида может быть отказано. Проект подается в уведомительном порядке в Росприроднадзор, который и ведет расчет нормативов. Отправить проект также можно по почте. Если предыдущий проект истекает по срокам, то подавать новый в Росприроднадзор необходимо за 10 дней до конечной даты. Окончательным сроком получения бумаг считается отметка местного органа Росприродназдор о доставке документов.
Технический отчет и проект на образование отходов должен также включать в себя сведения о том, какого мусора нет на специально оборудованных полигонах и других хозяйственных субъектах, который утилизируется самостоятельно. В Росприроднадзор следует подавать информацию об обезвреживании и хранении основных видов отходов предприятия. Кроме того, Росприроднадзор, после того как расчет и рассмотрение бумаг было проведено, может потребовать некоторые документы, которых нет в этом списке и, которые он посчитает нужным изучить.
Расчет, а также данные об образующихся отходах имеют не последнее место, если разрабатывается проект, который будет подаваться в Роскомнадзор. Иногда расчет и установленные нормы не могут отобразить реального количества отходов, помещаемых на полигоны. В таких случаях, Росприроднадзор может применить санкции по отношению к производственной организации.