- Раздел имущества

«Наталья, боярская дочь» Н. Карамзина — краткое содержание

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: ««Наталья, боярская дочь» Н. Карамзина — краткое содержание». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Николай Михайлович Карамзин. С его именем связано утверждение в 90-хгг. 18в. Нового литературного направления – сентиментализма. Он родился в небогатой дворянской семье в городе Симбирске. Получил гуманитарное образование. Учился в Москве Недолгая военная служба в Питере. Знакомство с Тургеневым. В Москве Т. Познакомил его с Новиковым. Стал членом его кружка. К. редактирует издаваемый Н. ж-л. Несмотря на близость к масонам в этот период, он остается чужд их мистическим взглядам. Оптимистически смотрит на жизнь. В этом ж-ле К. напечатал свою первую сентиментальную повесть «Евгений и Юлия». В повести «поселяне» «с радостью» трудятся на полях, они довольны своей работой. В основе сюжета – любовная идиллия, неожиданно заканчивающаяся трагически. (Евгений от большой радости и любви заболевает горячкой и умирает). Юлия и мать Е. с этого момента живут безрадостно.

Второстепенные герои и их характеристика:

  • Няня – старая служанка Натальи, она верно служила в доме боярина Андреева сорок лет, но не устояла перед обещаниями и подарками Алексея и стала его помощницей в любовном деле. Старушка няня очень любит Наталью, искренне желает ей счастья.
  • Царь – мудрый, справедливый и добрый правитель Русского царства, друг и покровитель боярина Матвея Андреева, признал, что несправедливо обвинил боярина Любославского в измене и объявил о его невиновности.
  • Матвей Андреев – шестидесятилетний отец Натальи, добрый, щедрый, гостеприимный боярин, любящий отец, верный слуга и мудрый советник царя.

Очень краткий пересказ повести «Наталья, боярская дочь».

История, которую автор услышал от своих предков, произошла в те времена, когда русский народ свято соблюдал вековые традиции и жил, во всем руководствуясь своей совестью.

В то славное время в Москве жил добрый и щедрый боярин – Матвей Андреев. Он был первым помощником царя и покровителем бедных. Матвей давно похоронил жену, и его супружеская любовь обратилась в родительскую. Он испытывал самые нежные чувства по отношению к своей единственной дочери – Наталье.

Боярская дочь росла в любви и ласке. Она была невероятно красива, при этом стыдлива и скромна. Каждый день она ходила к обедне со своей няней, а по вечерам занималась рукодельем, гуляла в саду или играла с подругами. Наталья хорошела с каждым днем, и отец благодарил бога за прекрасную дочь.

Девушке исполнилось восемнадцать лет, ее больше не радовали игры с юными подругами, не радовали прогулки по саду с няней, как раньше. Ее юное сердце тосковало без любви, ей чудился прекрасный образ милого друга, но где его найти?

Вскоре Наталья увидела наяву свой милый образ. Это был молодой человек в голубом кафтане, который стоял неподалеку от левого крылоса (место в церкви для певцов) во время обедни. Девушка сразу в него влюбилась. Юноша каждый раз после обедни провожал боярскую дочь до ворот дома и однажды постучался в ее терем. Он заранее подкупил старушку няню, чтобы она посодействовала ему в любовном деле. Молодой человек встал перед Натальей на колени и спросил, любит ли она его, будет ли она его женой?

Сердце девушки кипело любовью, она с радостью обвенчается с милым другом. Молодой человек назвал свое имя: «Алексей» и попросил Наталью бежать с ним сегодня ночью. Он знал, что Матвей Андреев будет против их союза и не мог просить у него благословения, но верил, что когда-нибудь он вместе с Натальей бросится к его ногам, тогда отец их простит и благословит.

Наталье было тяжело покидать родительский дом, она не хотела огорчать отца, но девичья любовь не позволила ей остаться дома, она решилась ехать туда, куда повезет ее будущий супруг.

Когда пропели первые петухи, Наталья со своей няней села в сани к своему возлюбленному, и кони помчали их к старой церкви. Молодые обвенчались, получили благословение священника и поехали дальше.

Кучер около четырех часов гнал лошадей по темному лесу, пока впереди не показался небольшой дом. Алексей пригласил Наталью с ее няню войти внутрь и познакомил их со своими верными людьми. Няня приняла Алексея и его подданных за разбойников – у них был достаточно суровый вид, люди были вооружены. Но Алексей успокоил своих спутниц: здесь носят оружие только для защиты от диких животных.

Дома Алексей рассказал Наталье всю правду о себе. Он сын боярина Любославского, который был несправедливо осужден за участие в восстании против царской власти. Алексей жил с отцом в изгнании десять лет, он верил, что когда-нибудь невиновность отца будет доказана, и Любославские вернут свое честное имя. Боярин Любославский умер на чужбине, и Алексей остался один.

Он приехал в этот лесной дом, который построил для него друг его отца и продолжил жить в уединении. Его окружали здесь самые надежные люди, но среди них не было родных. Юноша тосковал в одиночестве. Он часто бывал в той церкви, куда приходила Наталья со своей няней, и однажды почувствовал что-то новое в своем сердце. Алексей влюбился в боярскую дочь и открыл ей свое сердце.

Наталья внимательно выслушала своего супруга. Она немного утомилась за прошедшую ночь. Алексей помог ей раздеться и уложил ее на большую кровать.

Билет. Исторические повести Карамзина: Наталья Боярская и Марфа.

Занимается переводами произведений Шекспира.

Он взял сюжет «Фрола Скоробеева», переиначив его. Наталья дочь первого боярина гос-ва, Алексей, сын вельможи.

«Наталья, боярская дочь«. Как отмечали многие исследователи творчества Карамзина, эта повесть явилась первым опытом художественного воспроизведения русского исторического прошлого. Как известно, исторический сюжет привлекал внимание Карамзина на протяжении всей его жизни, но подлинным историком писатель проявил себя в «Истории государства российского», в художественных же произведениях исторические события интересовали Карамзина прежде всего как фон, на котором наиболее отчетливо проявляется человек, его поступки, чувства. И в повести «Наталья, боярская дочь» центральное место занимает любовь героев, их внутренний мир действующих лиц. Безусловно, основной акцент делается Карамзиным на изображении главных героев, Натальи и Алексея Любославского, из которых ведущая роль принадлежит дочери московского боярина, Наталье. Знакомство с героиней писатель начинает с описания ее внешности. При создании портрета Натальи Карамзин использует различные художественные приемы: средства устного народного сказа, зрительные эпитеты, подобранные по принципу контраста: белое лицо и черные пушистые ресницы и др. Так, Наталья воспринимается читателем не древнерусской боярышней, а скорее сентиментальной барышней ХVIII века, «с чувствительной, тонко чувствующей душой, с тревожным сердцем. Если портрет Натальи рисует сам писатель, то появление Алексея, знакомство читателя с ним дается через восприятие героини. Доминирующим для Карамзина является психологический тип представлений, при помощи которого писатель стремится воздействовать на читателя, создать у него определенное настроение. Как уже отмечалось, все характеристики Натальи даются самим писателем, а образ Алексея Любославского – через восприятие героини; именно она называет его: призрак, незнакомец, любовник и др. В повести можно различить следы литературной традиции, направления, восходящего к классицизму: дидактическое противопоставление добродетели и чувства. Карамзин очень тонко изображает происходящую в душе Натальи борьбу между любовью к Алексею и долгом (и тоже любовью) по отношению к отцу. Наталья понимает, что совершает большой грех, уезжая из дома без благословения отца, поэтому чувство вины не дает ей спокойно наслаждаться счастьем. В повести Карамзина есть еще одно важное действующее лицо, вернее, наблюдатель, помогающий раскрыть психологию душевной жизни героев, – это автор.

Борецкая Марфа (XV в.) —новгородская боярыня. Похоронив своего второго мужа, посадника Исаака Андреевича Марфа, она осталась самостоятельной хозяйкой с большими угодьями, к-рые успешно увеличивала за счет «прикупов». Во второй пол. 60-х гг. XV в. Марфа возглавила боярскую группировку, выступавшую против власти Москвы. Марфа искала защиты от Ивана III и «хотячи поити замужь за литовского же пана за королева, да… мыслячи привести его к себе в Великий Новград, да с ним хотячи владети от короля всею Новгородскою землею». Марфа добилась согласия вече и направила посольство к литовскому королю. Иван III, узнав об этом, в 1471 на р. Шелони разгромил новгородцев и казнил их командующего, сына Марфы, Дмитрия Исааковича. В февр. 1488 Иван III приказал Марфу с внуком отослать в Москву и «тако конечне укроти Великий Новгород». Огромные владения Марфы были отписаны на Ивана III. Данные о дальнейшей судьбе Марфа противоречивы, место и время ее смерти неизвестны. Незаурядная личность, Марфа вдохновляла многих литераторов, она стала героиней произведений Н.М. Карамзина, А.П. Сумароковы, М.П.Погодина а др.

Читайте также:  Десятки министерств и ведомств: кого затронет реформа Мишустина?

В январе 1802 — декабре 1803 Карамзин издавал литературно-политический журнал «Вестник Европы», в котором выступал как блестящий обозреватель международных событий, а также публиковал художественно-исторические произведения («О Московском мятеже в царствование Алексея Михайловича», «Марфа Посадница» и др.).

36 билет. «Вадим Новгородский» Княжнина, как лучшая … трагедия 18века.

Трагедия «Вадим» была создана вскоре после появления пьесы «Историческое представление из жизни Рурика», автор к-ой Екатерина II (1786г., в основе — летописное предание 863г. о расправе Рюрика с восставшими против него новгородцами). В этой пьесе Рурик представлен как мудрый и справедливый правитель, его протагонист Вадим — мятежник, незаконно претендующий на княжеский престол. Победа Рурика становится апофеозом монархического правления. Княжнин резко отошел в своей трагедии от замысла Екатерины. В его пьесе самодержавию противопоставляется республика, �� просвещенному монарху — идеальный республиканец. Поступками Вадима руководит не зависть, не стремление к власти. Он видит превосходство республиканских порядков над монархическими и до последнего остается верным своим идеалам. Хотя трагедия заканчивается победой добродетельного и мудрого монарха, но образ Вадима, предпочитающего смерть унизительному подчинению, придавал произведению антимонархическое звучание. В связи с начавшейся во Франции революцией Княжнин был вынужден взять трагедию из театра. Опубликованная 2 года спустя после смерти автора, она вызвала гнев правительства, была запрещена и публично сожжена (см. примечания). Впервые — изд. СПб., 1793, в том же году — «Российский феатр, или Полное собрание всех российских феатральных сочинений», ч. 39. Печатается по изд.: Княжнин Я. Б. Избр., соч. Л., 1961, с. 249—304 (Б-ка поэта. Большая серия).

В основе трагедии лежит легендарное известие о восстании новгородцев под предводительством Вадима против Рюрика, содержащееся в Никоновской летописи. Из историков XVIII в. это сообщение приводят В. Н. Татищев, М. В. Ломоносов, М. М. Щербатов. Н. М. Карамзин и С. М. Соловьев считали его скорее вымыслом. В. О. Ключевский в «Курсе русской истории», напротив, пишет о возмущении новгородцев и о гибели «храброго Вадима» как об историческом факте.

Трагедия была написана в конце 1788 — начале 1789 г. и отдана в театр. В предполагавшемся спектакле должны были играть П. А. Плавильщиков (Вадим), Я. Е. Шушерин (Рурик), Е. Ф. Баранова (Рамида). Однако в связи с началом Великой французской революции Княжнин забрал трагедию из театра. Пьеса была напечатана лишь после смерти Княжнина в 1793 г. (см. выше на этой стр.). Разрешение на издание было дано Е. Р. Дашковой (в своих «Записках» она говорила о том, что дала согласие на напечатание трагедии, не читая ее). Вскоре после выхода в свет 30 сентября 1793 г. 39 части «Российского феатра» к Е. Р. Дашковой явился генерал-прокурор А. Н. Самойлов с выговором за публикацию трагедии. Началось следствие, которое вел А. Н. Самойлов под наблюдением императрицы. На заседаниях 7, 14 и 24 декабря 1793 г. Сенат рассмотрел по предложению Самойлова трагедию «Вадим Новгородский» и предписал ее сжечь. 24 декабря датируется и именной указ Екатерины II об уничтожении пьесы. Обнаруженные экземпляры отдельного издания были сожжены на Александровской площади в С.-Петербурге (у Александро-Невской лавры).

Очень краткий пересказ повести «Наталья, боярская дочь».

История, которую автор услышал от своих предков, произошла в те времена, когда русский народ свято соблюдал вековые традиции и жил, во всем руководствуясь своей совестью.

В то славное время в Москве жил добрый и щедрый боярин – Матвей Андреев. Он был первым помощником царя и покровителем бедных. Матвей давно похоронил жену, и его супружеская любовь обратилась в родительскую. Он испытывал самые нежные чувства по отношению к своей единственной дочери – Наталье.

Боярская дочь росла в любви и ласке. Она была невероятно красива, при этом стыдлива и скромна. Каждый день она ходила к обедне со своей няней, а по вечерам занималась рукодельем, гуляла в саду или играла с подругами. Наталья хорошела с каждым днем, и отец благодарил бога за прекрасную дочь.

Девушке исполнилось восемнадцать лет, ее больше не радовали игры с юными подругами, не радовали прогулки по саду с няней, как раньше. Ее юное сердце тосковало без любви, ей чудился прекрасный образ милого друга, но где его найти?

Вскоре Наталья увидела наяву свой милый образ. Это был молодой человек в голубом кафтане, который стоял неподалеку от левого крылоса (место в церкви для певцов) во время обедни. Девушка сразу в него влюбилась. Юноша каждый раз после обедни провожал боярскую дочь до ворот дома и однажды постучался в ее терем. Он заранее подкупил старушку няню, чтобы она посодействовала ему в любовном деле. Молодой человек встал перед Натальей на колени и спросил, любит ли она его, будет ли она его женой?

«Наталья, боярская дочь»

Рассказчик тоскует о временах, когда «русские были русскими», а московские красавицы носили сарафаны, а не щеголяли в галло-саксонских нарядах. Чтобы воскресить эти славные времена, рассказчик решил пересказать повесть, слышанную им от бабушки его деда.

Давным-давно в Москве белокаменной жил богатый боярин Матвей Андреев, правая рука и совесть царя, хлебосол и очень щедрый человек. Боярину уже минуло шестьдесят лет, жена его давно умерла, и единственной отрадой Матвея была дочь Наталья. Никто не мог сравниться с Натальей ни красотой, ни кротким нравом.

Не зная грамоты, она росла, как цветок, «имела прелестную душу, была нежна, как горлица, невинна, как агнец, мила, как май месяц». Сходив к обедне, девушка целый день рукодельничала, а по вечерам встречалась с подружками на девичниках. Мать Наталье заменяла старая нянька, верная служанка покойной боярыни.

Такую жизнь Наталья вела, пока не наступила «семнадцатая весна жизни её». Однажды девушка заметила, что все твари земные имеют пару, и в сердце её проснулась потребность любить.

Стала Наталья грустна и задумчива, ибо не могла понять смутные желания своего сердца. Как-то раз зимой, придя к обедне, девушка заметила в храме прекрасного молодого человека в голубом кафтане с золотыми пуговицами, и сразу поняла — это он.

Следующие три дня юноша в церкви не появлялся, а на четвёртый день Наталья увидела его вновь.

Несколько дней подряд он провожал девушку до калитки её терема, не смея заговорить, а потом явился к ней домой. Няня позволила влюблённым встретиться. Юноша, звали которого Алексей, признался Наталье в любви и уговорил её обвенчаться с ним тайно. Алексей боялся, что боярин не примет его в зятья, и обещал Наталье, что они бросятся в ноги Матвею после венчания.

Нянька была подкуплена, и в тот же вечер Алексей привёз Наталью в ветхую церквушку, где их обвенчал старый священник. Затем, захватив с собой старушку-няню, молодожёны поехали в чащу дремучего леса. Там стояла изба, в которой они и поселились. Няня, дрожа от страха, решила, что отдала свою голубку разбойнику.

Тогда Алексей признался, что он — сын опального боярина Любославского. Лет тридцать назад несколько знатных бояр «восстали против законной власти юного государя». Отец Алексея в бунте не участвовал, но был арестован по ложному навету.

«Верный друг отворил ему дверь темницы», боярин бежал, много лет прожил среди чужих племён и умер на руках у единственного сына. Всё это время боярин получал письма от друга. Похоронив отца, Алексей вернулся в Москву, чтобы восстановить честь семьи. Друг устроил ему убежище в дебрях леса и умер, не дождавшись юношу.

Поселившись в лесном доме, Алексей стал часто бывать в Москве, где увидел Наталью и влюбился. Он свёл знакомство с няней, рассказал ей о своей страсти, и та допустила его к девушке.

Читайте также:  Как получить справку о зарплате для пенсионного фонда?

Тем временем боярин Матвей обнаружил пропажу. Он показал прощальное письмо, написанное Алексеем, царю, и государь велел разыскать дочь своего верного слуги. Поиски продолжались до лета, но успехом не увенчались. Всё это время Наталья жила в глуши с любимым мужем и няней.

Несмотря на безоблачное счастье, дочь не забывала об отце. Верный человек привозил им вести о боярине. Однажды он привёз другую весть — о войне с литовцами.

Алексей решил пойти воевать, чтобы подвигом восстановить честь своего рода.

Он решил отвезти Наталью к отцу, но та отказалась расставаться с мужем и отправилась с ним на войну, переодевшись в мужское платье и представившись младшим братом Алексея.

Через некоторое время гонец привёз царю весть о победе. Военачальники подробно описали государю битву и рассказали о храбрых братьях, которые первые бросились на врага и увлекли за собой остальных. Ласково встретив героя, царь узнал, что это — сын боярина Любославского.

Пересказ повести Наталья, боярская дочь

Действие этой повести происходит в далекие допетровские времена, когда жизнь мирян протекала согласно устоям «Домостроя».

Матвей Андреевич – боярин, приближенный к государю. Он его верный помощник и правая рука. Был он человеком щедрым.

Матвею Андреевичу уже за шестьдесят. Он вдов. Единственной отрадой для него была дочь – Наталья. Девушка была мила, красива и кротка. Душа ее была чиста и отзывчива. Воспитанием ее занималась няня, которая была верной прислужницей ее покойной матери.

Девушка посещала обедни в храме. Затем, весь день она занималась рукоделием, а вечера проводила с подружками.

Вот, минуло Наталье семнадцать лет. Настала и для нее пора, когда сердце юных особ жаждет любви. Девушка впала в тоску, не понимая, что с ней происходит.

Но вот, однажды, встречается она в храме с красивым юношей. Девушка сразу же влюбилась в него. Как оказалось, и молодой человек тоже ее приметил. И в его сердце вспыхнула любовь к Наталье.

Несколько дней он провожал красавицу до ее дома, не смея завести разговора. Потом, явился он к ней в дом. Признался юноша в своей любви девушке. Свидетельницей стала старая няня, которая и устроила им свидание. Юноша, которого звали Алексей, сказал Наталье, что боится сейчас говорить с отцом ее и предлагает ей обвенчаться тайно, а после признаться во всем боярину.

Пересказ повести Наталья, боярская дочь

Действие этой повести происходит в далекие допетровские времена, когда жизнь мирян протекала согласно устоям «Домостроя».

Матвей Андреевич – боярин, приближенный к государю. Он его верный помощник и правая рука. Был он человеком щедрым.

Матвею Андреевичу уже за шестьдесят. Он вдов. Единственной отрадой для него была дочь – Наталья. Девушка была мила, красива и кротка. Душа ее была чиста и отзывчива. Воспитанием ее занималась няня, которая была верной прислужницей ее покойной матери.

Девушка посещала обедни в храме. Затем, весь день она занималась рукоделием, а вечера проводила с подружками.

Вот, минуло Наталье семнадцать лет. Настала и для нее пора, когда сердце юных особ жаждет любви. Девушка впала в тоску, не понимая, что с ней происходит.

Но вот, однажды, встречается она в храме с красивым юношей. Девушка сразу же влюбилась в него. Как оказалось, и молодой человек тоже ее приметил. И в его сердце вспыхнула любовь к Наталье.

Несколько дней он провожал красавицу до ее дома, не смея завести разговора. Потом, явился он к ней в дом. Признался юноша в своей любви девушке. Свидетельницей стала старая няня, которая и устроила им свидание. Юноша, которого звали Алексей, сказал Наталье, что боится сейчас говорить с отцом ее и предлагает ей обвенчаться тайно, а после признаться во всем боярину.

Девушка согласилась. Венчание состоялось. После, взяв с собой няню, Наталья вместе с ней и молодым супругом селятся в лесной избушке. Тут Алексей рассказывает ту причину, по которой приходится им скрываться. Отец его, ныне покойный, вынужден был долгие годы жить в изгнании, так как был обвинен в участии в заговоре против государя. Это было клеветой. Но, так и умер он в чужих землях на руках у единственного своего сына. А после кончины его и решил Алексей приехать в Москву и восстановить честь отца своего. Он поселился в этой избушке.

Повесть «Наталья, боярская дочь», стоит несколько особняком от прочих произведений Карамзина, но, несмотря на это, данный труд затрагивает самые разные нравственные вопросы, которые и по сей день волнуют читателей.

Основной темой произведения является вопрос человеческой чести. Данная проблематика связана с образом одного из главных героев произведения Алексеем Любославским. Мы узнаем, что отец молодого человека был несправедливо изгнан из Москвы, и долгое время ему вместе со своим сыном приходилось жить среди поданных Магомеда. Но вскоре отец умирает, и юноша уходить жить в леса, где он сражается с дикими животными и мечтает вновь перебраться в Москву.

Вскоре Алексей находит себе жену. Но в один прекрасный день до них приходит известие, что Москва терпит нападение литовцев. Алесей, недолго думая, решает поехать на войну и защитить свою страну, тем самым доказать царю, что Любославские все так же любят своего предводителя и готовы отдать жизнь за свою родину.

И Алексей действительно принимает участие в войне, и даже более того, приносит победу русскому войску. После битвы Алексей бросается в ноги к царю и начинает умолять его о восстановлении чести своего несправедливо опороченного отца. Царь, уже к тому моменту знавший о ситуации в семье Любославских, прощает отца Алексея.

Также Алексей признается в еще одном тяжком преступлении. Он рассказывает царю о том, что он украл дочь боярина Матвея Андреева из ее родительского дома. Царь, в свою очередь, понимая, что перед ним стоит достойный сын своего Отечества, благословляет брак влюбленных. С ним соглашается и Матвей Андреев, и более того, называет Алексея своим сыном.

В конце повести мы узнаем, что Алексей с Натальей прожили долгую, счастливую жизнь, и ни одна беда не могла разлучить влюбленных. Отличительной чертой семьи стала безукоризненная любовь к своему государю и неистовая преданность государству. За свои подвиги, Алексей был удостоен особой царской милостью.

По мнению Карамзина, вопрос чести совершенно неотделим от темы служения государству и государю. Только тот по-настоящему благороден и честен с собой, кто готов умереть за своего царя, кто без каких-либо вопросов бросится в битву, если того требует родина.

Персонаж Алексея Любославского полон черт, присущих настоящему сыну России. Ему не чужды доблесть, мужественность и смелость. Он свято чтит традиции своих предков, он порядочен в отношениях с близкими людьми, он честен с самим собой. Именно поэтому, по мнению писателя, его жизнь столь удачна, ведь порядочность должна быть несомненна награждена.

Другие сочинения: ← Анализ главы Любани произведения Путешествие из петербурга в Москву↑ ДругиеМой любимый зарубежный писатель — Марк Твен →

Пересказ повести Наталья, боярская дочь

Действие этой повести происходит в далекие допетровские времена, когда жизнь мирян протекала согласно устоям «Домостроя».

Матвей Андреевич – боярин, приближенный к государю. Он его верный помощник и правая рука. Был он человеком щедрым.

Матвею Андреевичу уже за шестьдесят. Он вдов. Единственной отрадой для него была дочь – Наталья. Девушка была мила, красива и кротка. Душа ее была чиста и отзывчива. Воспитанием ее занималась няня, которая была верной прислужницей ее покойной матери.

Девушка посещала обедни в храме. Затем, весь день она занималась рукоделием, а вечера проводила с подружками.

Вот, минуло Наталье семнадцать лет. Настала и для нее пора, когда сердце юных особ жаждет любви. Девушка впала в тоску, не понимая, что с ней происходит.

Конфликт в произведении

Однако несмотря на внешнюю простоту повествования, герои повести постоянно находятся во внутреннем конфликте с собой и обществом. Наталья разрывается между любимым супругом и отцом. Но сам супруг не может позволить ей поехать к родителю. Страх быть узнанным и пойманным не дает ему отпустить жену. Вместе с тем, несмотря на свою бесконечную преданность супруге, еще более предан он своему отечеству, поэтому не может оставаться с ней, когда наступает война.

В боярине Матвее тоже борются сразу несколько чувств. Он бесконечно любит дочь, но понимает, что отъезд ее скорее был вынужденным. Старик должен смириться перед обстоятельствами и терпеливо ждать встречи, которая может никогда не случиться.

Читайте также:  Что такое брачный контракт и когда он будет полезен

Жанровая принадлежность данного произведения – это историческая ода. Автор делает упор на такие темы, как: взаимоотношения между людьми, которые касаются любовной стороны, поднимаются темы патриотизма, любви к государю, тема долга, доблести и чести.

Главная героиня произведения является Наталья. Она является дочерью советника царя, имя которому Матвей Андреев. Этот человек имеет хорошее состояние, умен, добр и сострадателен. Он давно является вдовцом, воспитывал дочь сам.

Далее автор знакомит читателя с Наташей. Это девушка восемнадцати лет. Обладает невероятно красивой внешностью, у нее черные глаза, на лице нежнейший румянец. Помимо внешней красоты, героине свойственна и богатое внутреннее состояние. Девушка воспитана в правильных условиях, отличается невинностью и заботливостью. Девушка не имеет образования, письму и чтению ее не научили. Наташа очень скромна и послушна, отличается сочувствием и богобоязненностью. Девушка верна и предана своей вере.

Любимым занятием девушки является рукоделие. Она много шьет и вышивает. Она и ее отец отличаются сострадание и сочувствие к малоимущим, дают милостыню.

Однажды на церковной службе девушка встречается с Алексеем, мужественным и смелым молодым человеком. Очень быстро между ними появляется взаимное и сильное чувство. Они вынуждены прятаться от общества. По этой причине Алексей предлагает своей возлюбленной тайное венчание. Наташа принимает предложение возлюбленного. После этого молодые люди поселяются в лесном доме. Однако, очень скоро девушка начинает переживать о здоровье отца. Спустя малое время в стране случается литовское восстание. Алексей тоже отправляется на войну, ему необходимо царское помилование. Наташа едет вместе с супругом, переодевшись в мужской костюм.

На войне наши герои смело и отчаянно сражаются, благодаря этому получают благорасположение государя. Теперь репутация Алексея восстановлена. Матвей решает простить свою дочь за все случившееся. Теперь в семье царит любовь, мир и спокойствие.

Примечательно то, что автор передает мысль не в сухом историческом стиле, а в простом художественном. Читатель знакомится с жизнью героев изнутри, узнает их желания, мысли, чувства, опасения и все переживания, с которыми те сталкиваются. В таком виде информация воспринимается гораздо лучше и помнится дольше. Также тема патриотизма четко прослеживается в сюжете произведения.

Аннотация к книге «Наталья, боярская дочь»

В нашем новом проекте вы найдете как книги из «золотого фонда» классической русской литературы, так и редкие, почти забытые, произведения авторов, оставшихся в тени своих великих современников. Эти книги не утратили самобытной актуальности, сегодня, как и сто лет назад, они определяют пути русской культуры, ищут ответы на «проклятые вопросы». Без этих книг невозможно понять кто мы, кем мы были, куда движемся. Мы отобрали для вас самые важные тексты русских классиков, представили их в наиболее полных редакциях, без каких либо сокращений и цензурных изъятий, и составили серию RUGRAM-КЛАССИКА. Вашему вниманию представляется книга Николая Михайловича Карамзина «Наталья, боярская дочь«.

Описание картины Боярская дочь – Василий Суриков

Эскизная работа великого мастера по своей сути является законченным произведением. Зрителю представлен портрет молодой девушки из знатной семьи. Богатая шапка, вышитая золотом шуба, цветной платок – свидетельствуют о боярском статусе, богатстве и влиятельности семьи героини. Глаза боярышни наполнены страхом, болью и сочувствием.

Румянец на щеках выдает волнение героини.

Рассматривая работу автора, отдельно и вне всякой связи с широко известным полотном, можно отметить блестящую манеру письма. Умение передать фактуру тканей, меха. Сам наряд выглядит достоверно, автор без сомнения основательно изучил эпоху, ее особенности.

В самом образе героини угадывается строгое семейное воспитание, скромность и даже некоторая “забитость”. Облик девушки полностью лишен боярской спеси и гордости. В глазах ее можно прочитать безысходность, покорность судьбе.

Боярышня по своей природе тиха, неспособна на протест, робка.

Руки, сложенные крестом на груди, рассказывают о героине ничуть не меньше, чем глаза. Судя по всему, девушка хорошо знакома с домашними делами: вышивка, плетение кружева, прядение. Зритель невольно проникается сочувствием и нежностью к героине.

(No Ratings Yet) Loading…

Няня – старая женщина, няня Натальи, которая прислуживала еще ее матери.

Матвей Андреев – богатый боярин, честный, порядочный человек, отец Натальи.

Царь – мудрый правитель, простивший Алексея.

Рассказчик тоскует о тех далеких временах, «когда русские были русскими»: носили свои одежды, разговаривали на своем языке, имели свои традиции. Чтобы напомнить о тех славных временах, рассказчик решил пересказать старинную повесть, услышанную им от бабушки его деда.

Давным-давно в Москве жил «жил боярин Матвей Андреев, человек богатый, умный, верный слуга царский». Боярину минуло уже шестьдесят лет, она был вдовцом, и единственной его радостью в жизни был дочь Наталья – редкой красоты девушка с добрым, кротким нравом. Мать ей заменяла старая няня, которая была верной служанкой ее покойной матери.

Наталья вела тихую, спокойную, неприметную жизнь, пока не минуло ей семнадцать лет и она не почувствовала потребность любить. Не в силах понять желания своего сердца, Наталья «стала не так жива, не так резва». Однажды в церкви она повстречала красивого молодого человека в нарядном кафтане, и сразу поняла, что это ее суженый. Молодые люди «посматривали друг на друга и тихонько вздыхали», пока церковь не заперли на ключ.

Юноша, которого звали Алексей, несколько дней подряд провожал Наталью до ее дома, пока не отважился заговорить с ней. Он признался девушке в любви и уговорил тайно обвенчаться. Алексей боялся, что Матвей не согласится отдать ему в жены единственную дочь, а после венчания они бросятся ему в ноги, умоляя о прощении.

В полночь Алексей забрал из отцовского терема Наталью и подкупленную им няньку. Он отвез возлюбленную в «деревянную, низенькую церковь, занесенную снегом», где священник обвенчал их. Увидев ветхую хижину, укрытую в чаще дремучего леса, нянька испугалась, решив, что отдала свою воспитанницу в руки разбойнику. Тогда Алексей признался, что он – «сын несчастного боярина Любославского», который много лет назад был арестован по ложному навету и с тех пор был в опале у царя. Алексей до самой последней минуты находился рядом с батюшкой. После его смерти молодой боярин отправился в Москву, чтобы восстановить честное имя Любославских. Верный друг их семьи устроил ему надежное убежище в лесу, но умер, так и не дождавшись приезда юноши. Бывая в Москве, Алексей увидел в церкви Наталью, влюбился, и уже не мог жить без нее. Он познакомился с няней, убедил ее в своих честных намерениях и попросил помощи.

Тем временем боярин Матвей, не дождавшись утром Натальи, вошел в ее терем и нашел прощальное письмо – «дрожащие ноги его подогнулись, — он упал па землю». Боярин показал письмо царю, и тот приказал слугам отправиться на поиски похищенной Натальи. Однако они ни к чему не привели.

Несмотря на безоблачное счастье, Наталья «не забывала и своего родителя». Верный человек регулярно привозил ей вести о батюшке. Однажды он поведал супругам о войне с литовцами. Алексей быстро смекнул, что это отличный способ восстановить честь своего рода в глазах царя. Он хотел было отвезти Наталью к отцу, но она решила ехать с любимым мужем на войну. Отважная девушка переоделась в мужскую одежду, представляясь младшим братом Алексея.

Когда царь получил весть о долгожданной победе, военачальники рассказали ему, что особой смелостью в битве отличились два брата, которые первые бросились на врага с криком: «Умрем или победим!». Когда же братья предстали перед взором царя, он понял, что героем оказался сын боярина Любославского. К тому времени государь уже знал, что боярин был несправедливо обвинен в предательстве. Но какого же было счастье Матвея Андреева, когда в младшем брате-воине он узнал свою дочь – «изумленный, восхищенный родитель не смел верить сему явлению». Царь простил супругов за их самоуправство. Они обосновались в Москве и еще раз обвенчались. «Супруги жили счастливо и пользовались особенною царскою милостию», а боярин Матвей прожил долгую счастливую жизнь в окружении любимых внуков.

Произведение Карамзина учит тому, что настоящей любви не страшны никакие преграды, и любящие сердца смогут преодолеть любые препятствия. Также учит тому, как важно быть честным, открытым и уметь отвечать за свои поступки.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *