Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Согласование проекта НДС (нормативов допустимых сбросов)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Государство требует от природопользователей строгого соблюдения водного и экологического законодательства. Сохранение, поддержание, восстановление объектов окружающей среды – основные задачи, которые ставятся перед предприятиями и организациями, использующими водные ресурсы. В соответствии с ФЗ «Об охране окружающей среды» ЮЛ должны платить за загрязнение объектов, сбросы отходов в поверхностные и подземные воды. Чтобы можно было точно осуществить расчет платы, разрабатывается проект, в котором указываются допустимые значения выбросов и сбросов.
Необходимость в разработке проекта НДС
Если предприятие осуществляет сбросы в пределах тех значений, которые указаны в проекте, то платежи взимаются по базовым ставкам. В ином случае их размер увеличивается в 5 раз. Если предприятие не разработало проект НДС, он не согласован, плата за НВОС увеличивается в 25 раз.
Норматив допустимых сбросов – это тот объем или масса загрязняющих, химических веществ, микроорганизмов в составе сточных вод, который допустим для сброса в водные объекты. Нормативы регулируются ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Они используются при:
- оценке эффективности проводимых ЮЛ и ИП водоохранных мероприятий;
- установлении размеров платежей за пользование водными объектами;
- осуществлении государственного контроля за предприятиями;
- наложении штрафов за нарушения, связанные с использованием водных объектов;
- предъявлении исков о возмещении ущербов, возникших при нарушении водного законодательства.
Рекомендации по разработке проекта НДС
При разработке проекта НДС необходимо использовать Методику, утвержденную Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 29.12.2020 № 1118 «Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей» (действует до 31.08 2022).
Составление проекта НДС необходимо для для предприятий I категории. Для промышленных организаций II категории требуются расчеты нормативов сбросов, которые будут служить приложением к Декларации о воздействии на окружающую среду. Для предприятий III категории необходимо рассчитать нормативы для веществ 1-2 класса опасности. Порядка по утверждению указанных нормативов пока нет.
Срок действия проекта НДС
Документ актуален на протяжении 7 лет, в случае сохранения изначальных условий работы предприятия, показателей параметров сточных вод и водозаборов.
В случае изменения, вы сможете повторно заказать проект в нашей фирме.
Существует ряд ситуаций, в которых необходимо провести пересмотр НДС. К ним относятся:
- Изменение состояние и общего фона на водном объекте более чем на 20% процентом относительно изначальных показателей;
- При изменении технологических условий эксплутации. Например, введение в использование нового вида технических устройств;
- Изменение данных о предприятии, принятии поправок к действующему законодательству.
Этапы составления и согласование проекта НДС
Чтобы оформить НДС проект нормативов сбросов, требуется пройти следующие этапы:
- Проведение инвентаризации источников водных отходов;
- Выбор вариантов отведения стоков;
- Получение официальной справки об актуальном состоянии водного объекта;
- Вычисление количества стоков (за год);
- Расчет количества вредных веществ в водных выбросах;
- Сдача проб воды для проведения лабораторного анализа;
- Расчет предельно допустимых показателей;
- Составление плана экоаналитического контроля;
- Составление непосредственно проектной документации;
- Согласование документа в контролирующих инстанциях;
- Внесение коррективов и доработок (при надобности);
- Выдача официального разрешения.
Показатели нормативов разрешенных сбросов рассчитываются на основе исходных данных. Для этой цели необходимы лабораторные анализы стоков за последние 5 лет, выполненные по всем правилам. Очень важно, чтобы анализ воды проводился аккредитованной лабораторией. В противном случае, его результаты будут аннулированы. Эти и прочие исходные данные берутся непосредственно на предприятии. Сюда также относится общая информация о производстве, его характеристики, хозяйственная деятельность компании, занимаемая площадь, число сотрудников, режим работы и многое другое.
Чтобы получить данные о состоянии водного объекта и фоновой концентрации вредных веществ в воде, следует направить запрос в территориальное отделение Гидрометцентра.
Для успешного прохождения всех описанных этапов понадобится примерно полгода. При этом посетить придется следующие инстанции:
- Росводресурс;
- Росгидромет;
- ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии»;
- Роспотребнадзор;
- Росрыболовство;
- Росприроднадзор.
Все перечисленные органы рассматривают поданные заявления ориентировочно в течение одного календарного месяца.
Если утверждение проекта НДС прошло успешно, готовый документ выдается сроком на 5 лет. По истечении этого времени потребуется повторно пройти перечисленные шаги.
Срок действия Проекта НДС:
- При установлении НДС на уровне нормативов качества вод водного объекта, НДС утверждаются на пять лет;
- При установлении НДС с учетом разбавления, НДС утверждаются на три года.
Разработка и утверждение новых НДС до истечения срока действия утвержденных в установленном порядке НДС осуществляется в следующих случаях:
- При изменении более чем на 20% показателей, определяющих водохозяйственную обстановку на водном объекте (появление новых и изменение параметров существующих сбросов сточных, в том числе дренажных вод и водозаборов, изменение расчетных расходов водотока, фоновой концентрации и др.);
- При изменении технологии производства, методов очистки сточных, в том числе дренажных вод, параметров сброса;
- При утверждении в установленном порядке нормативов допустимого воздействия на водные объекты.
Где запрещен сброс сточных вод?
ЗАКОН
В соответствии со статьями 44, 60 Водного кодекса РФ от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ (Собрание законодательства РФ, 2006, N 23, ст. 2381; N 50, ст. 5279; 2007, N 26, ст. 3075).
Запрещается сброс сточных, в том числе дренажных вод в водные объекты:
- Содержащие природные лечебные ресурсы;
- Отнесенные к особо охраняемым водным объектам.
Запрещается сброс сточных, в том числе дренажных вод в водные объекты, расположенные в границах:
- Зон, округов санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
- Первой, второй зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
- Рыбоохранных зон, рыбохозяйственных заповедных зон.
Нормативная документация
- Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
- Водный кодекс России от 03.06.2006 № 73-ФЗ.
- СанПиН 2.1.5.980-00 «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод».
- «Методика разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей», утвержденная приказом МПР России от 17.12.2007 № 333, актуализированная приказом МПРиЭ РФ от 29.07.2014 № 329.
- Постановление Правительства РФ от 18 марта 2013 г. № 230 «О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов».
- Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006г № 844 «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование» в редакции от Постановлений Правительства РФ от 23.05.2013 г. № 432 и от 15.05.2014 г № 442.
- «Административный регламент Федерального агентства водных ресурсов по представлению государственной услуги по утверждению нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей…» утвержденный приказом Минприроды России от 2.06.2014 г. № 246.
- Федеральный закон от 21.07.2014 г № 221-ФЗ.
- Постановление Правительства РФ от 10.04.2013 г № 317. «План снижения сбросов…».
- «Административный регламент ФС по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты», утвержденный приказом МПРиЭ РФ от 9.01.2013 г. № 2.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001г., N 195-ФЗ.
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996).
Проект нормативов допустимых сбросов (НДС)
Проект НДС (ранее ПДС) обязателен для любых предприятий, которые осуществляют сброс сточных вод в водный объект.
Разработка проекта НДС (ранее ПДС) обязательна также для организаций-водопользователей, либо абонентов централизованных систем водоотведения, объем сточных вод которых составляет более 200 куб. метров в сутки суммарно по всем выпускам в одну централизованную систему водоотведения.
Наличие проекта нормативов допустимых сбросов позволяет выполнить требования природоохранного законодательства, а также производить зачет средств, потраченных на модернизацию локальных очистных сооружений, в счет платы за негативное воздействие сточных вод на окружающую среду.
При невозможности достижения утвержденных предельно допустимых уровней воздействия стоков предприятия, ему устанавливаются не нормативные, а лимитные значения, при условии поэтапного достижения нормативов путем выполнения специальных мероприятий (например, установки или модернизации локальных очистных сооружений).
Результатом согласования проекта нормативов допустимых сбросов, является получение разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водный объект).
Предприятиям-водопользователям, помимо согласованного проекта НДС (ранее ПДС), необходимо получить решение о предоставлении водного объекта в пользование, которое выдается на срок действия проекта НДС (до 5 лет).
Срок действия проекта НДС в водные объекты
Существуют следующие сроки действия проекта НДС (п. 14 Методики):
Проект НДС для сбросов в акваторию водного объекта при установлении нормативов на уровне норм водного объекта | на 5 лет |
При установлении НДС с учетом разбавления | на 3 года |
Основные этапы разработки и согласования проектов нормативов допустимых сбросов в водные объекты (далее — НДС)
Разработка проекта осуществляется в несколько взаимосвязанных этапов. Изначально проводится инвентаризация источников сбросов. На данном этапе определяются способы устранения сточных вод, которые скопились на территории предприятия. Определяется возможность создания ливневой канализации или иного очистительного сооружения. На следующем этапе осуществляется предварительное согласование проекта НДС с заказчиком. После получения всех данных, согласовываются окончательные сроки работ и стоимость проекта. Далее подписывается договор, и начинаются непосредственные работы по разработке проекта НДС. На этапе проектирования осуществляются расчеты, оформляется проект, который согласовывается и утверждается в государственных органах. Положительное согласование проекта в государственных органах означает получение разрешения на сброс в окружающую среду и в водные объекты загрязняющих веществ.
Срок действия проекта
Проект должен быть разработан еще на стадии строительства предприятия, затем в процессе эксплуатации установление НДС на уровне нормативов качества вод водного объекта, НДС утверждаются на 5 лет. При установлении НДС с учетом разбавления, НДС утверждаются на 3 года.
В каких случаях нужно разрабатывать проект НДС заново:
-
при изменении более чем на 20% показателей, (появление новых и изменение параметров существующих сбросов сточных вод и водозаборов, изменение расчетных расходов водотока, фоновой концентрации и др.);
-
при изменении технологии производства, методов очистки сточных вод, параметров сброса;
-
при утверждении в установленном порядке нормативов допустимого воздействия на водные объекты.
Проект нормативов предельно допустимых сбросов (НДС 2021)
Проект НДС необходим для получения разрешения на сброс стоков. Если таковое не получить, то экологическая плата будет рассчитана по максимальным ставкам (25-кратный размер). За другие нарушения природоохранного законодательства может быть предусмотрена такая ответственность:
- в рамках административного кодекса виновны может быть назначен штраф. Его размер может колебаться от 500 рублей до 100 тыс. рублей, в зависимости от тяжести нарушения, а также статуса виновного лица. Как правило, должностные и юридические лица наказываются строже, а физическим лицам назначаются меньшие выплаты. Кроме того, деятельность предприятия может быть приостановлена на срок до 90 дней;
- предусматривается наказание за нарушение перечисленных выше законов и уголовным кодексом. Если деятельность предприятия привела к массовой гибели животных, причинила вред здоровью людей или повлекла за собой серьезный ущерб окружающей среде, то к виновным лицам могут быть применены штрафные санкции, они могут быть привлечены к обязательным или исправительным работам, а также лишены свободы сроком от трех месяцев до пяти лет.
Лица, совершившие подобные правонарушения и признанные виновными, лишаются права заниматься данной деятельностью или занимать определенные должности на срок до трех лет.
Обратившись в нашу компанию, вы сможете уберечь себя и свое предприятие от подобных проблем. Наши специалисты разработают и передадут на согласование проект НДС в кратчайшие сроки.
Основные этапы разработки нормативов допустимых сбросов.
- Инвентаризация источников образования и сброса сточных вод, а также сбор всех исходных данных. При этом определяются способы отведения сточных вод с территории, наличие ливневой канализации и очистных сооружений, пути отведения хозяйственно-бытовых сточных вод. Выявляются водоохранные ограничения в районе расположения исследуемого объекта (зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, водоохранные зоны водных объектов).
- Расчет величин НДС, включающий расчет объема сточных вод предприятия и определение количества загрязняющих веществ и микроорганизмов, допустимых к сбросу. Проводятся сбор и лабораторные исследования загрязняющих веществ и сточных вод; выполняется расчёт нормативов допустимых сбросов; разрабатывается план экологического контроля; оформляется проект в соответствии с установленными формой и требованиями.
- При превышении фактических показателей сброса сточных вод над разработанными НДС разрабатывается и проходит согласование совместно с НДС План снижения (мероприятия) сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, направленный на снижение негативного влияния сточных вод на водный объект и достижение разработанных НДС.
- Согласование проекта НДС в Управлении Росприроднадзора, Управлении Роспотребнадзора, Управлении Федерального агентства по рыболовству, Росгидромет.
- Утверждение проекта НДС в отделе водных ресурсов.
- Получение «Разрешения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты».
На основании согласованного Проекта нормативов допустимых сбросов выдается Разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водный объект). Если лимиты на сбросы не установлены, то разрешение на сброс выдается на срок действия нормативов допустимых сбросов. В случае установления лимитов срок действия разрешения составляет один год.
Срок действия Проекта нормативов допустимых сбросов и Разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водный объект) при условии неизменности производственного процесса – 5 лет.
После соблюдения требуемых норм, приведенных в данном документе, предприятие получает нормативы предельно допустимого сброса (ПДС) в водоем. Документ имеет несколько разделов.
- Введение, где указываются законодательные акты, на основании которых проводится разработка проекта. Это Закон №7-ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» в ред. от 29.07.17, Водный кодекс № 74-ФЗ от 03.06.06, Пост. 23.07.2007 № 469, СанПиН 2.1.5.980-00. Пр. Росрыболовства от 18.01.2010, ГОСТы 17.1.1.01.-77 и 17.1.1.01.-78, ГН 2.1.5.1316-03.
В этом же разделе указываются данные об уже имеющихся у предприятия разрешениях на сброс в водные объекты.
- Сведения о хозяйственном объекте – реквизиты, вид деятельности, ФИО руководителя и лица, ответственного за экологию.
В этом разделе содержатся данные о географических особенностях расположения предприятия, его размере и площади водосбора.
К проекту прилагается план производственной территории с указанием водных коммуникаций, ливневок, очистных установок и сооружений. Это позволяет оценить размер предприятия и степень загрязнения им водного объекта. В этом разделе сообщаются сведения об организации, занимающейся контролем сточных вод. Это должна быть аккредитованная лаборатория, имеющая разрешение на такие работы. Чаще всего – один из филиалов ФБУЗ.
- Характеристика состояния водоема, в который осуществляется сброс. В ней указываются размеры водоёма, его расположение, глубина и рельеф. Вносятся данные о температуре воды, солености, течении и длительности замерзания. Поясняется текущая степень загрязнения, перечисляются предприятия, расположенные рядом, и указывается сфера их деятельности. Указываются сведения о текущем загрязнении. Все эти данные можно найти в открытых научных источниках. Состояние воды подтверждается лабораторными пробами.
Информация дает представление, какую нагрузку от вредных стоков может выдержать водный объект.
- Работа предприятия. В этом разделе разъясняется, как производственная деятельность влияет на экологию. Перечисляются объекты, осуществляющие сброс, и объясняются особенности техпроцесса. Указывается объем сточных вод, учтенный при помощи специальных счетчиков, перечисляются выпуски, через которые стоки сливаются в водоем. Эти данные позволяют оценить влияние производства на экологию водоема.
- Расчет нормативов НДС ведется в соответствии с методическими указаниями Минприроды N 333 от 17.12.07.
При расчетах учитываются:
- Характеристики производственного процесса, приводящие к образованию стоков.
- Особенности водного объекта.
- Данные о предприятии – тип водопользования и местонахождение стоков, через которые осуществляется сброс использованной воды.
- Данные о коммуникациях и мощностях очистных сооружений.
- Данные о качестве воды в водоеме, полученной с помощью проб.
Для расчета сброса воды в водоем рассчитывается количество воды, проходящее через каждый выпуск, а затем эти данные суммируются.
При составлении проекта ДС для давно работающих предприятий к расчету прилагаются сведения о загрязнении стоков от каждого выпуска вредными веществами и микроорганизмами за пять предыдущих лет. Это позволяет проанализировать отдаленное влияние работы предприятия на экологию.
- Обработка осадков. В разделе указывается, какие осадки остаются при очистке отработанной воды и как происходит их утилизация. Это может быть вывоз лицензированным перевозчиком с захоронением на полигоне, как отходы, или дальнейшее использование, например, для производства биогаза или извлечения фосфорных солей.
Предлагаются мероприятия по снижению выбросов и предотвращению аварийных ситуаций. Указываются меры, которые помогут сделать работу предприятия экологически более безопасной.
Особенности процедуры
Разрешение на сброс дается не для всех водных объектов. Согласно ст. 44 и 60 Водного кодекса, проект не утвердят и документы не выдадут, если планируется сбрасывать отработанную воду в водоем, являющийся лечебным и курортно-оздоровительным ресурсом или расположенным в заповеднике.
Не удастся оформить сброс в границах:
- санитарных зон источников забора воды;
- лечебно-оздоровительных местностей и курортных местностей;
- природоохранных, рыбоохранных, рыбохозяйственных зон.
Иногда по объективным причинам, например, при неполном запуске или ремонте очистных систем или недавнем пуске предприятия точно подсчитать ПДС невозможно. Иногда концентрация вредных веществ превышает нормативную.
В этих случаях согласно п.19. Пр. №2 Минприроды от 09.01.13 выдается временное согласование на сбросы (ВВС), сроком на год. Для его получения нужно предоставить в Росприроднадзор список мероприятий, направленных на снижение загрязнения воды. Продление разрешения через год проводится только при условии соблюдения заявленных мер.
Разработка проекта ДС и получение разрешения на сброс отработанной воды – сложный процесс, который лучше доверить опытным профессиональным экологам.