Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как подать в суд на налоговую инспекцию физическому лицу?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Исковое заявление на налоговую службу гражданам нужно подавать в суд общей юрисдикции, организациям и предпринимателям — в арбитраж. Адрес судебного органа напрямую зависит от местонахождения инспекции.
Куда подавать иск и сколько составляет госпошлина?
Например, гражданин Петров Василий имеет спор по налогам с ИФНС Советского района г. Челябинска — значит, ему нужно идти в Советский районный суд г. Челябинска. А вот если бы Вася имел статус предпринимателя, то пошел бы в Челябинский арбитраж.
Перед подачей иска в суд не забудьте направить его в налоговую инспекцию. Лучше всего посылать исковое заявление с обратным уведомлением и описью вложения. Копию чека об отправке приложите к документам для суда.
Если вы хотите подавать иск как гражданин или предприниматель, то за оспаривание решения налоговой вам нужно заплатить 300 рублей. В случае отправки такого заявления организацией госпошлина выше — 2 тысячи рублей.
Подготавливая иск в суд на налоговую инспекцию, не пропустите срок давности. Он составляет 1 год с момента вынесения оспариваемого решения.
В статье мы рассказали общие условия подачи иска в ИФНС. Но в каждом деле бывают свои нюансы. Если вы хотите выиграть суд, советуем нанять опытного юриста. А заказать такие юридические услуги у проверенной компании вы можете на нашем портале.
Как проходит судебное разбирательство?
Налоговые споры разбираются в суде в общеисковом порядке. Иными словами, в дело вступает принцип состязательности. У каждой из сторон спора есть возможность предоставлять свои доводы и доказательства по делу, и только после рассмотрения аргументов каждой из сторон суд выносит решение. Суд с налоговой подразумевает, что вы должны быть готовы аргументировать свою позицию.
В плане доказательной базы есть важное отличие, о котором не стоит забывать:
- налоговый орган обычно предоставляет те же самые документы, которые он рассматривал при проведении выездной (или камеральной) проверки, и никаких новых свидетельств, как правило, предоставлять не нужно;
- налогоплательщик же, напротив, не связан никаким образом теми документами, которые он ранее предоставлял для проверки. То есть заявитель (или ответчик, в зависимости от инициатора разбирательства) вправе предоставить в суд на изучение в качестве подтверждения своей позиции и невиновности другие доказательства.
Как составить исковое заявление в суд на налоговую?
Заявление-иск должно содержать следующую информацию:
- шапка заявления которая включает в себя: имя суда, куда посылают иск; ФИО истца, его адрес по почте и телефонный номер; ФИО ответчика, его адрес по почте и телефонный номер
- описательная часть заявление. Здесь Вы раскрываете обстоятельства вашего дела, а также указываете нормативное обоснование законности ваших требований
- описание исковых требований – то есть предмет вашего заявления
- список приложенных документов и прочего с включением в него документа об оплате судебного сбора, если таковой предусмотрен
- в заявлении обязательно должна присутствовать дата написания и подпись истца
Почему сама Налоговая Служба подает иски на компании?
В основе исков ФНС в адрес юридических лиц лежит неисполнение требований органа. К примеру, в ходе налоговой проверки инспекторы ведомства обнаружили существенные разночтения в отчетности и первичной документации компании, что нашло отражение в уменьшенной налоговой базе. В качестве «смягченного» предупреждения сотрудники ФНС наложили на компанию штраф в размере 50000 рублей за нарушения в области сдачи отчетности. Руководство организации решило проигнорировать требования Фискального органа и продолжило работу в штатном режиме. Есть такая поговорка: «Налоговая никогда не забывает тех, к кому пришла один раз»… Второй визит «налоговиков» не заставил себя долго ждать, после чего был наложен больший штраф за неисполнение административных обязательств. В конечном итоге стороны вопроса встречаются в суде, т.к. ФНС подала иск на компанию в связи с целым комплексом нарушений. В этом деле фирму ожидает практически 100%-ный провал, т.к. правомочность действий инспекторов очевидна и доказательству не подлежит.
На основании вышеизложенного анализа мы приходим к выводу, что текущая практика «выяснения отношений» в суде между налогоплательщиком и сотрудниками ФНС оставляет желать лучшего. Каких-то существенных шансов выиграть дело у коммерческих организаций практически не наблюдается. Вообще складывается такое впечатление, что ФНС иногда «намеренно» проигрывает дела, дабы не выглядеть совсем уж «неуязвимыми». Разумеется, это достаточно огульное убеждение, однако впечатление остается именно такое. Возможно, они (сотрудники ФНС) рассчитывают в заведомо проигрышных делах на некую «удачу», некомпетентность истца или ответчика, может быть, рассчитывают на свой статус ключевого государственного учреждения. Не понятно. Компаниям важно знать только одно: лишний раз с ФНС лучше «не ругаться» и идти в суд надо только в том случае, если все говорит о вашей правоте. В крайнем случае, вопрос может решиться в досудебном порядке.
Рассмотрение налоговых споров судами
После соблюдения процедуры досудебного урегулирования налогово-правового спора путем обжалования в вышестоящем налоговом органе (если данная процедура устанавливается в качестве обязательной для конкретного случая), в соответствии со ст. 138 НК, лицо (будь то гражданин или организация) имеет возможность обратиться с соответствующей жалобой в суд.
В зависимости от категории заявителя и предмета спора документы об оспаривании действий налоговых органов и принятых ими решений направляются в различные суды:
- при наличии претензий к налогоплательщику по уплате налогов фискальные органы должны обращаться с заявлением о выдаче судебного приказа в мировые суды (ст. 17.1 КАС);
- в случае обжалования действий и решений, связанных с предпринимательской деятельностью хозяйствующего субъекта, — в арбитражный суд (ст. 29 АПК);
- при подаче жалобы на ненормативный акт или какое-либо действие должностного лица налоговой инспекции физическим лицом — в федеральный суд районного звена.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 КАС, а также исходя из нормы ч. 5 ст. 218 АПК, административное исковое заявление об обжаловании действий и решений налоговых органов, аналогичных заявлений в арбитражный суд подаются по месту нахождения того органа, действия которого обжалуются. Вопрос подведомственности и подсудности дел административного характера, к которым относятся практически все налоговые споры, в целом регулируется главой 2 КАС.
В качестве итога обозначим некоторые тезисы:
- общие правила подведомственности закреплены в НК, но для достоверного ее установления необходимо обратиться к АПК, КАС, а в редких случаях и к ФКЗ «О Конституционном суде»;
- НК устанавливает обязательное досудебное обжалование в отношении почти всех споров, связанных с обжалованием действий и ненормативных решений налоговой службы;
- общее правило территориальной подсудности — жалоба, заявление или иск направляются в суд по месту нахождения налогового органа, действия и решения которого обжалуются.
Арбитражный суд Приморского края
Компетенция арбитражного суда
Компетенция арбитражных судов определена Федеральным конституционным законом от 28.08.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и главой 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к которым относятся подведомственность и подсудность дел (споров).
Подведомственность
Подведомственность дел в федеральной судебной системе — это разграничение компетенции между Конституционным судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Каждый суд вправе рассматривать и разрешать только те дела (споры), которые отнесены к его ведению законодательными и иными нормативными правовыми актами, т.е. действовать в пределах установленной компетенции.
При определении подведомственности спора арбитражный суд, в первую очередь учитывает экономический характер такого спора, который возник в ходе осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности между хозяйствующими субъектами.
Основным критерием определения подведомственности споров арбитражному суду служит характер (предмет) возникших правоотношений (ч. 1 ст. 27 АПК РФ).
Субъектный состав предпринимательских и иных экономических правоотношений является вторым критерием, определяющим подведомственность споров арбитражному суду.
Так согласно ч. 2 ст. 27 АПК РФ арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием:
- организаций, являющихся юридическими лицами;
- граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее индивидуальный предприниматель). В случае если на дату обращения с иском в арбитражный суд индивидуальный предприниматель утратит статус индивидуального предпринимателя, то такой спор не будет подведомственен арбитражному суду;
- в случаях предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
Исходя из характера правоотношений и субъектного состава арбитражный суд рассматривает:
- экономические споры и иные дела, возникшие из гражданских правоотношений;
- экономические споры и другие дела, возникшие из административных и иных публичных правоотношений (налоговые иные финансовые, таможенные споры и т.п.). В соответствии со ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства дела:
- Об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
- Об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
- Об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
В соответствии со статьей 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) Судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.14, 7.24, 9.4, 9.5, 9.5.1, 14.1, 14.10 — 14.14, частями 1 и 2 статьи 14.16, частями 1, 3 и 4 статьи 14.17, статьями 14.18, 14.23, 14.27, 14.31 — 14.33, 15.10, частью 2 статьи 17.14, частью 6 статьи 19.5, частями 1 и 2 статьи 19.19.
Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании решений административных органов, принятых во внесудебном порядке, о привлечении к административной ответственности юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Согласно ч. 3 ст. 30.1 КоАП оспаривание решений по делу об административном правонарушении осуществляется в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. - О взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
- Другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
- дела об установлении фактов имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Такие дела арбитражные суды рассматривают в порядке особого производства (ст. 30 АПК РФ);
- дела об оспаривании решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, а также о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 31 АПК РФ);
- дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений (ст. 32 АПК РФ);
- статьей 33 АПК РФ установлена специальная (исключительная) подведомственность дел арбитражному суду.
Так в арбитражных судах подлежат рассмотрению дела независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возник спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане. В том числе подлежат рассмотрению дела о несостоятельности (банкротстве), споры о создании, реорганизации и ликвидации (коммерческих) организаций, споры об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, споры между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающие из деятельности хозяйственных товариществ и обществ (за исключением трудовых споров — дела по трудовым спорам (ст. 381 Трудового кодекса Российской Федерации — далее ТК РФ) между акционером — физическим лицом и акционерным обществом, участником иного хозяйственного товарищества или общества и этим хозяйственным товариществом или обществом подведомственны судам общей юрисдикции), а также дела о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Дела по спорам о создании, реорганизации и ликвидации, а также по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации организаций (некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений и организаций, политических партий, общественных фондов, религиозных объединений и др.), не имеющих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, не подлежат рассмотрению арбитражными судами.
Дела о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности подлежат рассмотрению в арбитражных судах и в случае привлечения к участию в деле гражданина, не имеющего статуса индивидуального предпринимателя, в том числе автора распространенных (опубликованных) сведений.
При определении подведомственности корпоративных споров арбитражному суду необходимо учитывать такие критерии как:
- характер спора, экономический;
- спор связан с деятельностью юридического лица;
- основание возникновения спорного правоотношения, участие в деятельности юридического лица;
- организационно-правовая форма юридического лица;
- предмет спора.
Подсудность
Применительно к арбитражной судебной системе под подсудностью понимают распределение между арбитражными судами дел, подведомственных арбитражным судам.
Для арбитражного процесса характерны два вида подсудности:
- Родовая;
- Территориальная.
Родовая подсудность
Родовая подсудность разграничивает дела между арбитражными судами различного уровня. По общему правилу, установленному частью 1 статьи 34 АПК РФ дела, подведомственные арбитражным судам, рассматриваются в первой инстанции арбитражными судами республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (далее — арбитражные суды субъектов Российской Федерации), за исключением дел, отнесенных к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ.
Согласно части 2 статьи 34 АПК РФ Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает:
- Дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
- Дела об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, не соответствующих закону и затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
- Экономические споры между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации.
Территориальная подсудность
Территориальная подсудность разграничивает компетенцию арбитражных судов одного звена, т.е. между арбитражными судами субъектов Российской Федерации.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации предусматривает несколько видов территориальной подсудности:
- Общая территориальная подсудность — в соответствии с правилами общей территориальной подсудности иск предъявляется в арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения или месту жительства ответчика (ст. 35 АПК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах не указано иное. Наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах.
Местом жительства согласно пункту 1 статьи 20 ГК РФ признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. - Альтернативная подсудность — правила подсудности по выбору истца установлены статьей 36 АПК РФ.
Так иск к ответчику, место нахождения или место жительства которого неизвестно, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения его имущества либо по его последнему известному месту нахождения или месту жительства в Российской Федерации.
Иск к ответчикам, находящимся или проживающим на территориях разных субъектов РФ, предъявляется в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства одного из ответчиков.
Иск к ответчику, находящемуся или проживающему на территории иностранного государства, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения на территории Российской Федерации имущества ответчика.
Иск, вытекающий из договора, в котором указано место его исполнения, может быть предъявлен также в арбитражный суд по месту исполнения договора.
Иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его филиала, представительства, расположенных вне места нахождения юридического лица, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения юридического лица или его филиала, представительства.
Иски о возмещении убытков, причиненных столкновением судов, взыскании вознаграждения за оказание помощи и спасание на море могут предъявляться в арбитражный суд по месту нахождения судна ответчика или порта приписки судна ответчика либо по месту причинения убытков. - Договорная подсудность — по правилам договорной подсудности (ст. 37 АПК РФ) общая территориальная и альтернативная подсудность, установленная статьями 35 и 36 АПК РФ, могут быть изменены по соглашению сторон до принятия арбитражным судом заявления к своему производству.
- Исключительная подсудность — по правилам исключительной подсудности, установленной статьей 38 АПК РФ, дело должно быть рассмотрено строго определенным арбитражным судом.
Так иски о правах на недвижимое имущество предъявляются в арбитражный суд по месту нахождения этого имущества.
Иски о правах на морские и воздушные суда, суда внутреннего плавания, космические объекты предъявляются в арбитражный суд по месту их государственной регистрации.
Иск к перевозчику, вытекающий из договора перевозки грузов, пассажиров и их багажа, в том числе в случае, если перевозчик является одним из ответчиков, предъявляется в арбитражный суд по месту нахождения перевозчика.
Заявление о признании должника банкротом подается в арбитражный суд по месту нахождения должника.
Заявление об установлении фактов, имеющих юридическое значение, подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства заявителя, за исключением заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения прав на недвижимое имущество, которое подается в суд по месту нахождения недвижимого имущества.
Заявление об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подается в арбитражный суд по месту нахождения судебного пристава-исполнителя.
Заявления по спорам между российскими организациями, осуществляющими деятельность или имеющими имущество на территории иностранного государства, подаются в арбитражный суд по месту государственной регистрации на территории Российской Федерации организации — ответчика.
Заявления по спорам между российскими организациями, осуществляющими деятельность или имеющими имущество на территории иностранного государства и не имеющими государственной регистрации на территории Российской Федерации, подаются в Арбитражный суд Московской области.
Заявления об оспаривании решения третейского суда и о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда подаются в арбитражный суд субъекта Российской Федерации, на территории которого принято решение третейского суда.
Заявление о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений подается стороной, в пользу которой состоялось решение иностранного суда, в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения или месту жительства должника либо, если место нахождения или место жительства должника неизвестно, по месту нахождения имущества должника. - Подсудность по связи дел характеризуется тем, что независимо от территориальной принадлежности спор подлежит разбирательству в арбитражном суде, где рассматривается другое дело, с которым связан спор. Например, встречный иск независимо от его подсудности предъявляется по месту рассмотрения первоначального иска (ч. 10 ст. 38 АПК РФ). Исковое заявление третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, согласно статье 50 АПК РФ должно быть заявлено в арбитражный суд, рассматривающий спор.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации предусматривает возможность передачи дела из одного арбитражного суда в другой арбитражный суд (ст. 39 АПК РФ).
Так дело, принятое арбитражным судом к своему производству с соблюдением правил подсудности, должно быть рассмотрено им по существу, хотя бы в дальнейшем оно стало подсудным другому арбитражному суду.
Арбитражный суд передает дело на рассмотрение другого арбитражного суда того же уровня в случае, если:- Ответчик, место нахождения или место жительства которого не было известно ранее, заявит ходатайство о передаче дела в арбитражный суд по месту его нахождения или месту жительства;
- Обе стороны заявили ходатайство о рассмотрении дела по месту нахождения большинства доказательств;
- при рассмотрении дела в суде выяснилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности;
- Одной из сторон в споре является тот же арбитражный суд;
- После отвода одного или нескольких судей либо по другим причинам невозможно сформировать состав суда для рассмотрения данного дела.
О передаче дела на рассмотрение другого арбитражного суда выносится определение. Дело с определением направляется в соответствующий арбитражный суд в пятидневный срок со дня его вынесения. Споры о подсудности между арбитражными судами в Российской Федерации не допускаются.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 129 АПК РФ арбитражный суд возвращает исковое заявление, если при рассмотрении вопроса о принятии заявления к производству установит, что дело неподсудно данному арбитражному суду.
Как правильно подать в суд на ИФНС
Для того, чтобы защитить свои права, можно обращаться с жалобой на ее действие либо же бездействие, в том числе в высшие и судебные инстанции, даже несмотря на то, что предписания налоговой службы изменить крайне сложно. Тем не менее закон предусматривает право налогоплательщика на обжалование решения ИФНС.
В каких случаях можно обратиться с жалобой на службу ИФНС в суд? Естественно, когда есть основание о ненадлежащем исполнении своих обязанностей либо их превышение. Все эти обязанности и полномочия предусмотрены действующим налоговым законодательством Российской Федерации, в соответствии с которыми налоговые органы обязаны:
- Обеспечить полностью правовое исполнение законодательства о сборах налогов с граждан;
- Соблюдать налоговую тайну;
- Осуществлять контроль исполнения законодательства о сборах и налогообложении;
- Вести учёт частных предпринимателей, а также учреждений и физических лиц;
- Обеспечивать свободное и беcплатное оповещение граждан-налогоплательщиков об их правах и обязанностях;
- Предоставить гражданам принятые формы налоговых деклараций, а также все необходимые разъяснения образа и порядка их заполнения;
- Регулярно предоставлять гражданам справки и все необходимые документы о налоговых расчётах, пенях и сборах, а также штрафных санкциях и процентных ставках;
- Предоставление подтверждающих справок налогоплательщикам о соблюдении их обязанностей по уплате налогов, разнообразных сборов, штрафных санкций, процентных ставках и пени;
- Представлять частным предпринимателям и юридическим лицам выписки из Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРИП и ЕГРЮЛ);
- Осуществлять выдачу налогоплательщикам копий свидетельств предписаний, принятых органами налоговой инспекции в отношении граждан.
Порядок и сроки рассмотрения заявления
Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) налоговых органов, должностных лиц рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий 3 месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд (). Срок рассмотрения административных исков меньше и составляет не более 1 месяца (). Естественно, у судов есть возможность при необходимости продлить эти сроки.
Если судья принимает заявление к рассмотрению, он обязательно должен уведомить заявителя о времени и месте, где будет проходить суд с налоговой инспекцией. Те вправе посетить заседание, но их неявка не будет основанием для нерассмотрения заявления. В судебном заседании суд (п. 4 ст. 200 АПК, п. 8 ст. 226 КАС):
- осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту;
- устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие);
- устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как правило, в судебной практике по спорам с налоговиками суды не связывают себя доводами, изложенными в заявлении, и полноценно проверяют законность решений и действий служащих ИФНС. Если в результате выясняется, что решение, действие или бездействие не соответствуют закону, суд признает их неправомерными и отменяет все правовые последствия, которые наступили в их результате. Копии решения направляются сторонам в течение 5 дней арбитражным судом, и в течение 3 дней судом общей юрисдикции.
Сроки рассмотрения и принятия решения
Жалоба рассматривается в течение 15 дней. На рассмотрении не требуется присутствие заявителя. В некоторых случаях срок может быть увеличен еще на 15 дней.
После вынесения решения в период до трех дней, заявителя ознакамливают с результатами рассмотрения.
Когда в рассмотрении жалобы могут отказать, причины, что делать в этом случае
Ведомство может как удовлетворить жалобу, так и выписать отказ по ней. Последнее возможно в следующих случаях:
- неверно составленная жалоба (нет подписи, оснований и т.д.);
- повторная жалоба (потому же вопросу, что и ранее);
- пропущены сроки;
- устранение нарушения до подачи заявления;
- отзыв заявителя.
Если результаты обжалования не принесли нужного результата, то в таком случае участник может пожаловаться в суд с иском и отстаивать свои права в судебном порядке.
Таким образом, подавать жалобу достаточно несложно. Кроме того, такой порядок упрощается тем, что жалоба на ифнс может быть представлена с помощью личного кабинета.
Основные права налогоплательщика в РФ
Теперь поговорим о налогоплательщиках. Согласно положениям ст. 21 НК РФ каждый налогоплательщик (ИП, юридическое или физическое лицо) имеет право:
- Бесплатно получать от налоговых органов всю необходимую информацию (о полномочиях налоговых органов, правах и обязанностях налогоплательщиков, действующих налогах и т.д.);
- Получать решения налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;
- Использовать налоговые льготы;
- Получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит;
- Возвращать суммы излишне уплаченных налогов, пени, штрафов;
- Присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
- Требовать от сотрудников ИФНС соблюдения законодательства о налогах и сборах;
- Не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов;
- Обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
- Получать возмещение убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.
OШИБКИ ПPИ ПPИНЯTИИ PEШEНИЯ ПO ИCКУ
Кaк пoкaзaлo изyчeниe пpaктики, peзyльтaты paccмoтpeния иcкa в yгoлoвныx дeлax o нaлoгoвыx пpecтyплeнияx xapaктepизyютcя cлeдyющим oбpaзoм:
для paccмoтpeния в пopядкe гpaждaнcкoгo cyдoпpoизвoдcтвa пepeдaнo 4 иcкa,
yдoвлeтвopeны в пoлнoм oбъeмe 4 иcкa.
B oднoм yгoлoвнoм дeлe пpeдcтaвитeль нaлoгoвoгo opгaнa oткaзaлcя oт иcкa в cвязи c тeм, чтo yщepб вoзмeщeн. Пo тoй жe пpичинe в дpyгoм дeлe oт иcкa oткaзaлcя пpoкypop.
Пpи paccмoтpeнии oднoгo yгoлoвнoгo дeлa иcк ocтaвлeн бeз paccмoтpeния.
Peшeния o пepeдaчe иcкa для paccмoтpeния в пopядкe гpaждaнcкoгo cyдoпpoизвoдcтвa пpиняты пo дeлaм в oтнoшeнии:
M.A.B., ocyждeннoгo Oктябpьcким paйoнным cyдoм г. Уфы 22.04.2010 пo ч. 1 cт. 199.1 УК PФ,
И., ocyждeннoгo Кpacнoкaмcким paйoнным cyдoм 08.09.2011 пo cт. 199.2 УК PФ,
B., ocyждeннoгo Tyймaзинcким paйoнным cyдoм oт 23.03.2012 пo cт. 199.2 УК PФ,
M.К.B., oбвиняeмoгo в coвepшeнии пpecтyплeния, пpeдycмoтpeннoгo ч. 1 cт. 198 УК PФ. Пocтaнoвлeниeм Ишимбaйcкoгo гopoдcкoгo cyдa oт 09.06.2012 дeлo пpeкpaщeнo в cвязи c иcтeчeниeм cpoкa дaвнocти yгoлoвнoгo пpecлeдoвaния.
Пpи этoм в peзoлютивнoй чacти пpигoвopa:
в oтнoшeнии M.A.B. зa гpaждaнcким иcтцoм ИФНC пo Oктябpьcкoмy paйoнy г. Уфы пpизнaнo пpaвo нa yдoвлeтвopeниe иcкa o взыcкaнии пpичинeннoгo yщepбa, нo peшeниe дaннoгo вoпpoca ocтaвлeнo для paccмoтpeния в пopядкe гpaждaнcкoгo cyдoпpoизвoдcтвa,
в oтнoшeнии И. гpaждaнcкий иcк мeжpaйoннoй ИФНC № 29 пo PБ пepeдaн нa paccмoтpeниe в пopядкe гpaждaнcкoгo cyдoпpoизвoдcтвa,
в oтнoшeнии B. зa мeжpaйoннoй ИФНC № 27 пo PБ пpизнaнo пpaвo нa yдoвлeтвopeниe иcкa o взыcкaнии cyммы нeyплaчeнныx нaлoгoв, вoпpoc o paзмepe вoзмeщeния пepeдaн для paccмoтpeния в пopядкe гpaждaнcкoгo cyдoпpoизвoдcтвa.
Coглacнo пocтaнoвлeнию cyдa в oтнoшeнии M.К.B. гpaждaнcкий иcк мeжpaйoннoй ИФНC № 25 пo PБ выдeлeн в oтдeльнoe гpaждaнcкoe cyдoпpoизвoдcтвo.
Иcxoдя из вышeпpивeдeнныx пpaвoвыx нopм, peшeния, пpинятыe пo иcкaм, пpeдъявлeнным к И. и M.К.B., нeльзя пpизнaть cooтвeтcтвyющими yгoлoвнo-пpoцeccyaльнoмy зaкoнy.
B пepвoм дeлe cyдy cлeдoвaлo peшить вoпpoc o пpизнaнии пpaвa нa yдoвлeтвopeниe иcкa. Bo втopoм cлeдoвaлo ocтaвить иcк бeз paccмoтpeния в cooтвeтcтвии c ч. 2 cт. 306 УПК PФ, yкaзaв в peзoлютивнoй чacти пocтaнoвлeния, чтo этo нe пpeпятcтвyeт пocлeдyющeмy eгo пpeдъявлeнию и paccмoтpeнию в пopядкe гpaждaнcкoгo cyдoпpoизвoдcтвa.
B yгoлoвнoм дeлe в oтнoшeнии И. в нapyшeниe тpeбoвaний cт.cт. 54, 44 УПК PФ oн нe пpивлeчeн в кaчecтвe гpaждaнcкoгo oтвeтчикa, a нaлoгoвый opгaн нe пpизнaн гpaждaнcким иcтцoм.
B yгoлoвнoм дeлe в oтнoшeнии M.A.B. oбвиняeмый тaкжe нe пpивлeчeн в кaчecтвe гpaждaнcкoгo oтвeтчикa. Meждy тeм пoдoбныe нapyшeния пpoцeccyaльнoгo зaкoнa cyдeбнaя пpaктикa пpизнaeт cyщecтвeнными, влeкyщими oтмeнy пpигoвopa в чacти гpaждaнcкoгo иcкa. Oб этoм cвидeтeльcтвyют, нaпpимep, oпpeдeлeния Cyдeбнoй кoллeгии пo yгoлoвным дeлaм BC PФ oт 16.12.2005 № 48-O05-101, oт 20.01.2011 № 44-Д10-38.
Кpoмe тoгo, мoтивиpoвкa aнaлизиpyeмыx peшeний в oтнoшeнии И., B., M.К.B. в чacти гpaждaнcкoгo иcкa нeyбeдитeльнa, a peшeниe пo иcкy к M.A.B. coдepжит пpoтивopeчия.
Taк, coглacнo peзoлютивнoй чacти пpигoвopa в oтнoшeнии M.A.B. зa гpaждaнcким иcтцoм — ИФНC пo Oктябpьcкoмy paйoнy г. Уфы — пpизнaнo пpaвo нa yдoвлeтвopeниe иcкa o взыcкaнии пpичинeннoгo yщepбa. Нo в мoтивиpoвoчнoй чacти cyд yкaзaл, чтo «coглacнo мaтepиaлaм дeлa ИФНC PФ пo Oктябpьcкoмy paйoнy г. Уфы cтopoнoй пo дeлy нe являeтcя, гpaждaнcкий иcк в cyд ИФНC нe зaявлялcя». Peшeниe Кpacнoкaмcкoгo paйoннoгo cyдa o пepeдaчe иcкa нaлoгoвoгo opгaнa к И. нa paccмoтpeниe в пopядкe гpaждaнcкoгo cyдoпpoизвoдcтвa мoтивиpoвaнo тeм, чтo cyммa иcкoвыx тpeбoвaний знaчитeльнa. Xoтя пo зaкoнy тaкoe peшeниe мoжeт быть пpинятo лишь пpи нeoбxoдимocти пpoизвecти дoпoлнитeльныe pacчeты. Пpи этoм дoлжeн быть peшeн вoпpoc o пpизнaнии пpaвa нa yдoвлeтвopeниe иcкa (ч. 2 cт. 309 УПК PФ), чeгo в дaннoм cлyчae cyд нe cдeлaл.
Tyймaзинcкий paйoнный cyд пpизнaл зa гpaждaнcким иcтцoм пpaвo нa yдoвлeтвopeниe иcкa o взыcкaнии c B. cyммы нeyплaчeнныx нaлoгoв, a вoпpoc o paзмepe вoзмeщeния пepeдaл для paccмoтpeния в пopядкe гpaждaнcкoгo cyдoпpoизвoдcтвa. Нo oбocнoвaл этo пpичинoй, кoтopyю, кaк пpeдcтaвляeтcя, мoжнo былo ycтpaнить в xoдe cyдeбнoгo paзбиpaтeльcтвa. A имeннo тeм, чтo в иcкoвoм зaявлeнии нe yкaзaн вид нeyплaчeннoгo нaлoгa, чтo, пo мнeнию cyдa, зaтpyдняeт oпpeдeлeниe видa бюджeтa (фeдepaльный, peгиoнaльный, мecтный), кyдa cлeдyeт зaчиcлить cyммy нaлoгa.
Peшeниe Ишимбaйcкoгo гopoдcкoгo cyдa o выдeлeнии иcкa в oтнoшeнии M.К.B. в oтдeльнoe гpaждaнcкoe cyдoпpoизвoдcтвo oбocнoвaнo нe тeм, чтo тpeбyютcя дoпoлнитeльныe pacчeты, a иными, нe пpeдycмoтpeнными зaкoнoм, oбcтoятeльcтвaми
Bo-пepвыx, тeм, чтo cyд cчитaeт вoзмoжным yдoвлeтвopить xoдaтaйcтвo cтopoны зaщиты o пpeкpaщeнии пpoизвoдcтвa пo oбвинeнию в coвepшeнии пpecтyплeния, пpeдycмoтpeннoгo ч. 1 cт. 198 УК PФ
Bo-втopыx, тeм, чтo cyд нe нaxoдит ocнoвaний для yдoвлeтвopeния дpyгoгo xoдaтaйcтвa — o пpeкpaщeнии yгoлoвнoгo пpecлeдoвaния пo ч. 1 cт. 145.1 УК PФ.
B нapyшeниe тpeбoвaний ч. 2 cт. 309 УПК PФ вoпpoc o пpaвe нa yдoвлeтвopeниe гpaждaнcкoгo иcкa пo этoмy дeлy cyд тaкжe нe peшил.
Заявление-жалоба на бездействие налоговиков (#2887)
Как оформляется жалоба в налоговую, если инспекция не реагирует на ваши требования: правила составления, образец жалобы. Порядок отправки жалобы в налоговую инспекцию.
Тривиальная ситуация. Вы имеете право на налоговый вычет (что такое вычет смотрите по ссылке). Вы подали в инспекцию все документы, которые необходимо (декларацию по форме 3 НДФЛ, заявление на вычет, заявление на возврат налога и т. д.).
Как мы уже писали инспекция обязана вернуть вам налог в течение одного месяца с момента подачи заявления на возврат (подробнее о сроках возврата налога смотрите по ссылке). Но инспекция никак не реагирует. Прошел месяц, два, три, полгода — а в ответ тишина. Что делать в такой ситуации? Писать жалобу.
Вот о том как должны быть оформлена жалоба в налоговую инспекцию мы и поговорим.
Внимание!
На нашем сайте есть уникальный сервис «Жалоба в налоговую он-лайн» который позволяет отправить жалобу на налоговую инспекцию не выходя из квартиры или офиса.