- Раздел имущества

Инклюзивное образование. Плюсы и минусы, проблемы на пути его осуществления

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инклюзивное образование. Плюсы и минусы, проблемы на пути его осуществления». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

В латинском языке одним из значений слова includo является «включать», «помещать». Термин «инклюзивность» используется для обозначения процесса внедрения людей, имеющих различные отклонения от нормы, в социум.

Понятие инклюзивности

В большинстве случаев речь идет о проблемах со здоровьем, мешающих нормальной жизнедеятельности: инвалидности, особенностях физического или умственного развития.

В последние годы все чаще звучат предложения понимать под инклюзивностью не только создание условий для полноценного участия в общественных процессах лиц с ограниченными возможностями здоровья, но и вопросы интеграции в активную социальную деятельность других групп населения. Это может быть устранение существующих препятствий для трудоустройства женщин или представителей отдельных национальностей.

Инклюзивный подход к организации общества предполагает равный доступ всех его членов ко всем благам, включая возможность для групп людей с ограничениями работать, отдыхать, перемещаться по миру наравне со всеми.

Инклюзивность направлена на изменение отношения общества к тем, кто в силу различных обстоятельств лишен возможности вести полноценную жизнь без создания для этого особых условий. Инвалиды, люди с отставаниями в развитии не должны восприниматься социумом как проблема.

Виды инклюзивного образования

Дети с нарушениями в развитии условно разделены на восемь групп.

  • Глухота. Ребенок, который не слышит с рождения или раннего возраста, нуждается в специальном обучении с акцентом на использование сурдо- и акустической аппаратуры, благодаря которой он сможет в определенной степени освоить речевой навык. Образовательная программа для детей с полным отсутствием слуха включает такие направления, как коррекция произношения, развитие причинно-следственных связей, социально-бытовое ориентирование.
  • Слабослышание или поздние проблемы со слухом. У таких детей присутствует самостоятельная речь в остаточном виде. Педагогам предстоит развить у них навык понимать чужую речь по губам, зрительно воспринимать информацию, научить читать и общаться с окружающими.
  • Слабовидение или полное отсутствие зрения, а также дети с амблиопией и косоглазием.
  • Дети с остротой зрения от 0,05 до 0,4 с возможностью коррекции. Обучение ведется с применением тифлооборудования и специальных дидактических материалов, благодаря которым облегчается усвоение новой информации.

Педагогические приемы и методы инклюзивного образования

  • Совместное групповое обучение. Каждому участнику отводится своя роль, и успех образовательной деятельности зависит от выполнения всеми членами группы возложенных на них функций. Учитель организует взаимодействие между подопечными, следит за тем, чтобы ребенок с ОВЗ принимал активное участие в процессе получения знаний.
  • Взаимное обучение. Под контролем педагога здоровый ученик передает свои умения особенному однокласснику. Такой прием доказал свою эффективность, поскольку дети с ОВЗ доверяют сверстникам и охотно перенимают от них знания и навыки. Взаимное обучение подходит для многих предметов школьной программы.
  • Игровые методы. Обширный набор приемов, включающий вариант для всех возрастных групп и условий обучения.

На чём основана идея инклюзивного образования

Простыми словами, инклюзия – это когда все дети (сверстники) учатся вместе независимо от их физических, психических, интеллектуальных и других особенностей. И не просто в одной школе, а в одном классе.

То есть обычная общеобразовательная школа принимает детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и создаёт им условия для обучения. Но при этом не организуются отдельные классы для таких детей. Они учатся вместе со сверстниками без отклонений в развитии.

Эта идея базируется на принципах гуманизма и равенства прав.

  • Человек ценен сам по себе, независимо от способностей и достижений.
  • Каждый человек мыслит и способен на чувства.
  • Любой человек имеет право на общение и хочет быть услышанным.
  • Люди нуждаются друг в друге.
  • Только при взаимодействии людей друг с другом и выстраивании взаимоотношений возможен процесс образования.
  • Человек хочет дружить с ровесниками и ощущать поддержку.
  • Обучающийся скорее достигнет прогресса в том, что он может делать, чем в том, что не может.
  • Разнообразие вносит в жизнь человека краски и обогащает все её сферы.

Как работает инклюзивное образование в других странах?

Мировая инклюзивная практика образования началась с 70-х годов прошлого века с разработки проектов на законодательном уровне и внедрения образовательных возможностей для инвалидов. В 80-90-х годах исследовалась экономическая выгода инклюзии, преимущества, польза и выгоды. В 90-х годах инклюзия получила популярность, благодаря публикациям на тему проблемы недостаточной осведомленности родителей детей-инвалидов, активности взрослых инвалидов, защиты прав людей.

На сегодняшний день положения западного образования в инклюзивной среде включены в Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В странах Европы и США существует несколько подходов:

  • Расширенный доступ к обучению детям с ограниченными потребностями.
  • Мэйнстриминг – общение учеников-инвалидов со сверстниками вне школы.
  • Интеграция – удовлетворение потребностей учеников-инвалидов в системе образования.
  • Включение (inclusion) – непосредственно сама инклюзия, т.е. перепланировка помещений под особые потребности таких детей.

Большинство западных стран выделяют финансы из государственного бюджета на инклюзивное образование и проявляют интерес в увеличении числа учащихся.

Плюсы и минусы инклюзивного образования в таблице

Преимущества Недостатки
Равные права для всех учеников, независимо от их способностей и возможностей Отсутствие материально-технической базы для внедрения инклюзии
Индивидуальная помощь тьютера в процессе обучения Отсутствие подготовленных педагогов, психологов и других специалистов, необходимых детям с особыми потребностями
Получение социальных и коммуникативных навыков детьми с особыми потребностями Стандартная программа обучения не подходит некоторым детям с особыми потребностями, поэтому требует доработки и модернизации
Получение качественного образования, а в дальнейшем — возможность обучаться в вузе, освоить профессию, стать полноправным и независимым членом общества Педагоги необъективно оценивают знания детей с особыми потребностями, поэтому оценка знаний часто не соответствует действительности
Обычные дети получают возможность развить такие человеческие качества, как эмпатия, терпение, толерантность Неприветливое, а часто и враждебное отношение к инвалидам со стороны здоровых детей и их родителей

Обучение в инклюзивных образовательных учреждениях является полезным как для детей с особыми образовательными потребностями, так и для обычных детей, членов семей
и общества в целом. Как показывают исследования, в инклюзивных классах упор делается в первую очередь на развитии сильных качеств и
талантов детей, а не на их проблемах. Взаимодействие с другими детьми способствует когнитивному, физическому, речевому, социальному и эмоциональному развитию детей
с особыми потребностями. При этом дети с типичным уровнем развития демонстрируют соответствующие модели поведения детям с особыми образовательными потребностями и
мотивируют их к развитию и целенаправленного использования новых знаний и умений. Взаимодействие между «здоровыми» детьми и детьми с особыми потребностями
в инклюзивных классах способствует налаживанию между ними дружеских отношений. Благодаря такому взаимодействию дети учатся естественно воспринимать и толерантно относиться к
человеческим различиям, они становятся более чуткими, готовыми к взаимопомощи.

Ситуация с инклюзивным образованием в России

Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже 1980 – 1990 годов. В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации открылась школа инклюзивного образования «Ковчег» (№ 1321). С осени 1992 года в России началась реализация проекта «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья», в результате которой в 11-ти регионах были созданы экспериментальные площадки по интегрированному обучению детей-инвалидов. Также были разработаны учебные планы курсов «Основы специальной (коррекционной) педагогики» и «Особенности психологии детей с ограниченными возможностями здоровья» для использования их в педагогических вузах. По данным Министерства образования и науки РФ, в 2008 – 2009 годах модель инклюзивного образования внедряется в порядке эксперимента в образовательных учреждениях различных типов в ряде субъектов Федерации: Архангельской, Владимирской, Ленинградской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Самарской, Томской и других областях. На сегодняшний день внедрение инклюзивного образования на территории РФ происходит в соответствии с Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также регламентируется Конвенцией о правах ребенка и Протоколом № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права граждан на получение образования государства-участники обязаны содействовать развитию системы инклюзивного образования. Ратификацию конвенции «О правах инвалидов» планируется провести в 2012 году.

Читайте также:  Стоимость оформления наследства у нотариуса в 2022 году

Какое образование считается инклюзивным

В настоящее время в России насчитывается порядка 2 000 000 с различными отклонениями в психофизическом развитии. Согласно данным медицинских исследований, число таких ребят ежегодно будет увеличиваться в среднем на 4-5% от общего числа детей.
Если придерживаться прежней образовательной системы, в учебные заведения страны будут ежегодно выпускать тысячи учеников, которые не смогут полноценно адаптироваться в обществе. Поэтому Министерство образования решило воспользоваться опытом западных коллег и внедрять программы инклюзивного обучения.

Цель такой методики: создать каждому ребёнку максимальные возможности для обучения в обычных условиях, внедряя особый педагогический подход.

Внимание! Термин «Инклюзивное образование» происходит от французского слова INCLUSIF, что можно перевести как «включающий в себя». В педагогике этим словом обозначают методику формирования смешанных классов, где дети с ограниченными возможностями будут заниматься вместе по единой форме обучения.

Специалисты считают, что внедрение данной методике поможет стереть социальные различия между обычными и особенными детьми. Если речь идёт об учреждениях дошкольного образования, смешанные группы развивают навыки коммуникативного общения, позволяют детям лучше адаптироваться в обществе.

Опираясь на опыт западных коллег, можно отметить, что уровень получаемых знаний в таких группах заметно выше, чем в обычных коррекционных классах.

Внутренние условия эффективной инклюзии детей с овз

3. Воспитательный потенциал инклюзивного образования проявляется и в отношении «обычных» детей. В классе появляется ребёнок с ограниченными возможностями, он отличается от остальных, он не такой, особенный. Остальные члены коллектива должны так или иначе определить свое отношение к этому ребенку. Происходит самоопределение, в голове возникает множество вопросов: Как относиться к инвалиду? Можно ли считать его таким же человеком? Заслуживает ли он уважения? «Первая цель внедрения такого образования — ребёнок с особенностями развития должен иметь возможность получить образование», — говорит член международной ассоциации «Autism. Europe», руководитель Центра реабилитации инвалидов «Наш солнечный мир» и Советник Ректора МГППУ по вопросам помощи детям с расстройствами аутистического спектра Игорь Шпицберг.

Инклюзивное образование: плюсы и минусы, особенности и рекомендации

Мэйнстриминг – программы совместных занятий и проведения досуга детей-инвалидов и обычных детей. Такие программы представляют собой мощное средство социального обучения детей и подростков.

Плюсы:

  • Развитие таких важных навыков и личностных качеств учащихся, как:
    • социальная компетентность (гибкость, эмпатия и заботливость, способность позитивной коммуникации, креативность);
    • навыки решения проблем (умение вырабатывать альтернативные решения, планировать);
    • независимость, ощущение силы, уверенности, самоуважение, эффективность, самоконтроль, адаптивное дистанцирование (например, умение сказать «нет», не быть втянутым в опасную ситуацию);
    • навыки целеполагания (формирование нормальных, или «здоровых», ожиданий и установок, умение до определенной степени контролировать окружение, целеустремленность).
      ЭМПАТИЯ (от греч. empatheia – сопереживание) – категория современной психологии, означающая способность человека представить себя на месте другого человека, понять чувства, желания, идеи и действия другого, на непроизвольном уровне.

Минусы:

  • Общение ограничивается временными рамками мероприятия и часто носит формальный характер. Обе стороны могут быть не удовлетворены своими отношениями со сверстниками.

Составной частью интеграции детей с отклонениями в развитии в общество является их интеграция в общеобразовательные учреждения, где они получают возможность совместного обучения с нормально развивающимися сверстниками.

Главным условием интеграции в России является приведение в соответствие потребностей детей с психическими и физическими нарушениями с системой образования, остающейся в целом неизменной: дети с ОВЗ в массовой школе, не приспособленной для них. Иначе говоря, ребенок должен соответствовать стандартам системы образования.

Плюсы:

  • Сохранение детско-родительских отношений и возможность полноценного участия ребенка в повседневной жизни своей семьи.
  • Обретение опыта социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
  • Полноценная речевая среда. В результате постоянного общения со слышащими детьми вырабатывается привычка к общению со слышащими, и в дальнейшем это позволяет легче адаптироваться к обучению в массовом среднем или высшем учебном заведении совместно со слышащими.

Минусы:

  • Сложные акустические условия в помещении классной комнаты или спортзала, большая количественная наполняемость класса, расстановка учебных столов, лекционная форма подачи учебного материала или постоянная работа на уроке в режиме полилога, значительный и разнообразный по лексическим, грамматическим, фонетическим и фонематическим признакам речевой материал.
    ПОЛИЛОГ – разговор многих участников (ср. диалог – разговор двух участников)
  • Плохо говорящий ребенок, не всегда правильно понимающий смысл того или иного слова или фразы, часто оказывается предметом насмешек.
  • Сложности усвоения норм социального поведения, незнание которых может сделать ребенка еще и социальным инвалидом.
  • По мере осознания себя непохожими на других, неслышащие дети как бы воздвигают стену между собой и слышащими сверстниками, отказываясь общаться с ними, замыкаясь на себе самих или, если в группе присутствуют дети с аналогичными проблемами, образуют отдельную группу.
  • Неслышащий ребенок, привыкший к повышенному вниманию в семье, в массовом учебном заведении становится одним из многих, что может быть причиной дискомфорта или стресса.
  • Дети с тяжелой потерей слуха редко приобретают себе друзей среди слышащих, и у них часто развивается чувство собственной неполноценности.
  • Незнание особенностей развития детей с ОВЗ и зачастую нежелание педагогов образовательного учреждения работать с таким ребенком.

Практика показала, что педагог, изначально спрофилированный на работу с обычными детьми в общеобразовательной школе и оказавшийся в условиях интегрированного обучения, не обладает знаниями о специфике обучения детей с ограниченными возможностями, не владеет специально-педагогическими умениями и навыками, и, следовательно, не может оценить степень нарушения и спрогнозировать пути дальнейшего развития такого ребенка. Более того, возникает эмоциональная напряженность во взаимоотношении между педагогами, учащимися с особыми образовательными потребностями и их родителями. В таком положении становится невозможной не только коррекционная работа, но и весь процесс обучения в целом. Это явление В.И. Лубовский назвал «вынужденной интеграцией».

Инклюзивное образование за и против

Статья составлена Кляузовой Вероникой Юрьевной

Термин «инклюзия» в переводе с английского языка означает «включенность». Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю)

  • Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, — в таких школах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.
  • Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.
  • Задачи инклюзивного образования состоят в том, чтобы включить всех детей в школьную систему и обеспечить их равноправие
  • Восемь принципов инклюзивного образования
  • 1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

2. Каждый человек способен чувствовать и думать;3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;4. Все люди нуждаются друг в друге;5.

Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;7.

Сторонники инклюзивного образования утверждают: образование ребенка не должно быть ограничено его физическими, интеллектуальными или психическими особенностями. Такие дети способны учиться вместе со сверстниками в общеобразовательных школах, если общество создаст для этого необходимые условия.

Модели инклюзивного образования.

Нередко возникают мнения о том, что инклюзивное образование – это методика создания отдельных условий для обучения детей, страдающих различными заболеваниями, расстройствами и другими отклонениями. На самом деле данное утверждение не верно.

Систем инклюзивного образования подразумевает именно совместное обучение обычных школьников и детей, нуждающихся в дополнительных условиях и индивидуальном подходе. Согласно статистическим данным стран, в которых описываемая система уже существует и успешно работает долгие годы, совместное обучение «особых» и обычных детей значительно упрощает процедуру внедрения первых в жизнь общества. Более того, инклюзивное образование способствует повышению квалификации педагогического состава.

«Нет никаких рычагов влияния»

– В классе у моего сына был ребенок с проблемами поведения. Он вел себя очень агрессивно: бил детей, стучал головой об стену, ругался матом. В первом классе мог сесть на девочку и кричать на всю школу: «Если не снимешь трусы, я с тебя не слезу!» Этого мальчика в классе нельзя было ни с кем посадить, потому что он начинал биться головой о парту. С самого первого дня он сидел отдельно от всех, максимально близко к учителю.

Читайте также:  Как стать опекуном пожилого человека в возрасте от 80 лет

Учительница нам говорила: «Я сделала все, что можно. Я его не выпускаю из своего внимания, и на переменах я все время над ним стою, чтобы он никого не поранил». Это выглядело очень некрасиво, – говорит Светлана Моторина, создатель музея науки «ИнноПарк», автор канала в Яндекс.Дзен «Травля: со взрослыми согласовано».

Родителям одноклассников того мальчика было очевидно, что какой-то диагноз у него есть, утверждает Светлана. Однако желание цивилизованно разобраться с проблемным поведением наталкивалось на глухую оборону руководства школы (кстати, входившей на тот момент в топ-15 по России) и мамы ребенка. Школа вполне справедливо апеллировала к тому, что любой диагноз является медицинской тайной, и без согласия родителей назвать его публично ни классный руководитель, ни директор не имеют права. Мама мальчика на контакт не шла.

– В кулуарах директор говорила, что у мальчика СДВГ, и этот ребенок в классе, потому что у классного руководителя есть сертификат тьютора. Правда, подтверждающий документ так и не показали, – продолжает свой рассказ Светлана.

Родители одноклассников предложили официально приставить к ребенку тьютора, причем они были готовы оплачивать эти услуги из своего кармана. Но и здесь возник правовой вопрос, о который разбились все дальнейшие попытки решить проблему: «Зачем ребенку тьютор, если у него нет подтвержденного диагноза?»

В результате сын Светланы подвергся жесточайшему буллингу со стороны того мальчика и семья была вынуждена перевести ребенка в другой класс.

– Когда я пыталась изменить ситуацию, избавить ребенка от травли, я получала в ответ от мамы ребенка сообщения, что я все выдумываю. У администрации школы не было желания сблизить детей и организовать ресурсную среду.

Буллинг дошел до такой степени, что мой сын приходил домой со словами: «Наверное, если бы меня не было, всем было бы лучше», у него появились суицидальные настроения. Школа не только не признала, что тот ребенок инклюзивный, но также не признала, что есть буллинг. Все свелось к стандартным фразам «дети все выдумывают», «надо давать сдачи» и т.п.

Сейчас сын еще ходит в частную технологическую школу. У него в классе есть ребенок с очень тяжелой формой аутизма – вплоть до того, что пускает слюни на стол или бьется головой. Но в школе очень круто внедрены определенные ценности: мы все равны, мы не осуждаем и не обсуждаем внешность, религию и т.п. Это не просто написано в уставе, а внедрено в традиции.

Когда мой сын пришел 1 сентября в класс, он рассказал, что учителя собрали всех детей в кружок, они знакомились. Потом очень бережно ввели этого мальчика, объяснили всем, что Ване нужна их помощь, он может уставать или делать что-то медленнее. С ребенком всегда тьютор, и если Ване становится плохо, его уводят. При этом интеллектуально он сохранен. И за все время ни разу ни у кого не возникло никакого желания над ним посмеяться или подтрунить.

Я очень хорошо отношусь к инклюзивному образованию. Но в той, первой школе, мы столкнулись с тем, что, если ребенок не на коляске, не слепой или не слабослышащий, нет никаких рычагов влияния на то, чтобы его родители признали: их сыну требуется квалифицированная помощь.

Когда у ребенка СДВГ или легкая форма аутизма, то внешне видно, что с ним что-то не так, но ты не можешь уверенно утверждать, что это инклюзивный ребенок. И нет возможности сделать так, чтобы его родители отвели ребенка к специалисту. В итоге либо мы гнобим этого ребенка, либо он делает невыносимой жизнь всех остальных детей. Третий, инклюзивный пусть, просто вычеркивается, – говорит Моторина.

«Достоинства и недостатки инклюзивного образования».

  • Современный взгляд на инклюзивное образование 2018 / Феталиева Л.П.
  • Становление инклюзивного образования младшеклассников с особыми образовательными потребностями 2015 / Феталиева Л.П.
  • Исторические этапы развития инклюзивного образования младших школьников 2016 / Феталиева Лаура Платовна, Шихалиева Сабрина Ханалиевна, Караева Салимат Атавовна
  • Модели обучения младших школьников с особыми образовательными потребностями 2015 / Феталиева Лаура Платовна, Караева Салимат Атавовна
  • Технология работы учителя на уроке в инклюзивном классе 2015 / Феталиева Лаура Платовна, Рамазанова Джавгарат Асадулаевна

ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ИНТЕГРАЦИИ

Аннотация. В статье представлен обзор источников по инклюзивному образованию детей с ограниченнъми возможностями здоровья, сопоставляются понятия «интеграция» и «инклюзия». Выявлена значимость инклюзивного обучения детей с проблемами здоровья, описаны достоинства и недостатки интегрированного обучения и инклюзии. Автор обосновывают достоинства инклюзивного обучения детей в общеобразовательной школе.

Ключевые слова: инклюзия, инклюзивное образование, интеграция, интегрированное обучение, адаптированная образовательная среда, дети с особыми потребностями.

Laura ^aHeva ADVANTAGES AND DISADVANTAGES OF INCLUSIVE

EDUCATION AND INTEGRATION

Annotation. The article provides an overview of sources on inclusive education, children with disabilities, compared the concept of «integration-tion» and «inclusion». Revealed the importance of inclusive education for children with health problems, describes the advantages and disadvantages of integrated education and inclusion. The author substantiates the advantages of inclusive education of children in secondary school.

Keywords: inclusion, inclusive education, integration, integrates training, adapted educational environment, children with special needs.

Социальные аспекты инклюзивного образования исследовали Л.И. Акатов, Н.В. Антипьева, Д.В. Зайцев, П. Романов и др. Р. Жаворонков, В.З. Кантор, Н.Н. Малофеев, Е.Ю. Шинкарева исследовали правовые аспекты инклюзивного образования. Инклюзивное образование — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Школьники учатся и используют полученные знания по-разному. Тем не менее, цель образования заключается в достижении всеми учащимися определенного общественного статуса и утверждении своей социальной значимости.

В литературе инклюзивное образование рассматривается как организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, — в таких школах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку или как совместное обучение и (или) воспитание в специально созданных условиях, включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений [4; 5].

Инклюзивное образование — это процесс, который не сводится исключительно к реформе специального образования. Этот процесс должен стать составной часть национальной политики развития общего образования [2].

В последние годы в российском образовании актуализируются ценности инклюзивного образования. Инклюзивное образование — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовле-

УДК 37 Л.П. Феталиева

© Феталиева Л.П., 2015

творения различных потребностей в обучении и воспитании детей, а также отмечает, что инклюзивное образование предполагает, что разнообразию потребностей учащихся должен соответствовать континуум сервисов, в том числе образовательная среда, наиболее благоприятная для них. В основе практики инклюзивного обучения лежит идея принятия индивидуальности каждого учащегося и, следовательно, обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребенка. Психологами и педагогами доказано, что отношения и взаимодействие здоровых детей со сверстниками с ограниченными возможностями здоровья являются важнейшим фактором, обеспечивающим успешность инклюзивного [1; 6].

Инклюзивное образование (включающее образование, совместное обучение) — это также процесс обучения детей с особыми потребностями в обычных общеобразовательных школах вместе со сверстниками. Но инклюзивное образование — более широкий процесс интеграции, подразумевающий одинаковую доступность образования для всех детей и развитие общего образования в плане приспособления к различным нуждам всех детей. Это реформирование школ, перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей т.е. процесс обучения подстраивается под нужды и потребности развития ребенка.

Обучение в общеобразовательной средней школе рассчитано на стандартный уровень интеллектуального и физического здоровья учеников. Те, кто не вписывается в рамки стандартов, вынуждены обучаться в специализированных школах. По этой причине люди с особыми потребностями оказываются обособлены, менее конкурентоспособны в дальнейшей жизни. Хотя есть у инклюзивного образования и минусы, его плюсы очевидны: совместное обучение позволяет особенным детям получить школьный аттестат, а в будущем — овладеть какой-либо профессией и интегрироваться в общество.

Читайте также:  Дополнительный отпуск по уходу за ребенком-инвалидом
Преимущества Недостатки
Равные права для всех учеников, независимо от их способностей и возможностей Отсутствие материально-технической базы для внедрения инклюзии
Индивидуальная помощь тьютера в процессе обучения Отсутствие подготовленных педагогов, психологов и других специалистов, необходимых детям с особыми потребностями
Получение социальных и коммуникативных навыков детьми с особыми потребностями Стандартная программа обучения не подходит некоторым детям с особыми потребностями, поэтому требует доработки и модернизации
Получение качественного образования, а в дальнейшем — возможность обучаться в вузе, освоить профессию, стать полноправным и независимым членом общества Педагоги необъективно оценивают знания детей с особыми потребностями, поэтому оценка знаний часто не соответствует действительности
Обычные дети получают возможность развить такие человеческие качества, как эмпатия, терпение, толерантность Неприветливое, а часто и враждебное отношение к инвалидам со стороны здоровых детей и их родителей

Совместное обучение детей здоровых и тех, что имеют особые образовательные потребности, необходимо для того, чтобы обеспечить социальную адаптацию последних. Дошкольное образование инклюзивного характера позволяет воспитать толерантность к людям с инвалидностью, так как малыши еще не имеют враждебных предубеждений против сверстников, родившихся не такими, как все. Мировой опыт подтверждает, что дошкольники, обучающиеся в совместных группах, демонстрируют более высокие результаты. Это относится и к здоровым детям, и к тем, что имеют особые потребности.

В Москве работают более 1,5 тысяч общеобразовательных школ, из них по программе инклюзивного образования – около пятидести. Кроме этого, в столице функционирует сеть специализированных образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями, которая обеспечивает создание им индивидуальной адаптивной среды:

  • детские сады компенсирующего или комбинированного вида;
  • специальные (коррекционные) школы и школы-интернаты;
  • начальные школы — детские сады компенсирующего вида;
  • средние общеобразовательные учреждения «Школа надомного обучения»;
  • средние общеобразовательные учреждения «Школа здоровья»;
  • санаторно-лесные школы;
  • санаторные школы-интернаты;
  • центры образования;
  • образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи; учреждения начального и среднего профессионального образования.

Первый регионом, узаконившим право ребенка-инвалида на получение образования в рамках общеобразовательной школы, стала Москва. В апреле 2010 года Мосгордума приняла закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» (Закон города Москвы № 16 от 28.04.2010). Новый закон закрепляет гарантии лиц с ограниченными возможностями здоровья на реализацию ими конституционного права на образование, создает необходимые условия для получения необходимого именно им образования с учетом индивидуальных потребностей. Документ устанавливает порядок организации обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья как в рамках общеобразовательной школы и специальных образовательных учреждениях, так и на дому, а также в любом другом избранном учреждении образования. Депутаты, члены комиссии по образованию и молодежной политике надеются, что теперь появится реальная возможность систематизировать выполняющиеся в рамках отдельных программ мероприятия по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, установить порядок обучения детей-инвалидов в массовой (инклюзивной) школе.
Согласно положениям Закона, прием детей-инвалидов в общеобразовательную школу должен быть организован на основе заключения медико-психолого-педагогической комиссии, а число учеников с ограниченными возможностями здоровья в одной школе определяется в соответствии с другими нормативными актами РФ и города Москвы. Кроме этого, новый закон предусматривает создание службы ранней помощи и системы психологической, медицинской и педагогической коррекции ограничений возможностей здоровья с момента их обнаружения независимо от степени их выраженности. Законодательно определены особенности приема, перевода и отчисления детей-инвалидов из образовательных учреждений, порядок финансирования образовательных учреждений, в которых обучаются лица с ограниченными возможностями здоровья, а также меры социальной поддержки педагогов, работающих с детьми-инвалидами. Финансирование инклюзивных школ осуществляется, как и массовых, общеобразовательных, по количеству учеников. Однако затраты школы, взявшей на себя миссию по обучению «особых» детей, не укладываются в этот норматив. Сегодня существует острая потребность пересмотра системы финансирования таких школ, как вариант, по схеме специализированной коррекционной школы. Эти средства должны направляться только на затраты, связанные с образовательным процессом. На них запрещено покупать компьютерное оборудование, проводить текущий и капитальный ремонт, оплачивать коммунальные услуги или школьное питание, использовать для проведения общественно значимых мероприятий. Школа, в которой внедряется система инклюзивного образования, должна быть соответствующим образом оснащена. Более подробно требования прописаны в «Общем перечне рекомендаций по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения».

Детям с особыми потребностями необходимо дать возможность развивать свои навыки, получать образование, становиться членами общества. Эти задачи решает инклюзия (inclusif) – включение в социальную деятельность инвалидов. Поскольку социализация детей происходит в учебных учреждениях, необходимо создавать специальные условия для детей-инвалидов, чтобы их социальные навыки развивались одновременно с их здоровыми сверстниками.

Все большей популярности набирает инклюзивное образование – развитие сферы образования, которое открывает всем равный доступ к обучению. Оно подразумевает создание адаптированных программ и учебных методик, учитывая особенные потребности детей с отклонениями развития (умственного, физического или психоэмоционального).

Включают систему инклюзивного образования в учебные заведения разного уровня – среднего, профессионального и высшего. Таким образом, каждый человек становиться частью общества, может сделать свой вклад, получает общение и помощь.

Существует восемь принципов инклюзивного обучения, которые противостоят ущемлению прав как здоровых детей, так и детей с инвалидностью:

  1. Достижения и способности человека не влияют на его ценность.
  2. Каждый имеет способность чувствовать и мыслить.
  3. Каждый имеет право общаться и быть услышанным.
  4. Люди нуждаются друг в друге.
  5. Настоящее образование осуществляется на основе живой коммуникации.
  6. Каждый нуждается в дружбе с ровесниками и их поддержке.
  7. Достижение прогресса обучения возможно, развивая то, на что человек способен, нежели то, на что неспособен.
  8. Разностороннее развитие способно усиливать все области жизни.
  • Способствует максимальному уровню развития навыков – подготовка окружения детей с особенностями развития к принятию и создание специальных условий, стимулирует к развитию различных навыков.
  • Способствует социализации личности – общаясь со сверстниками в инклюзивной среде, дети с ограниченными возможностями показывают лучшие результаты социального взаимодействия, нежели в специальных интернатах.
  • Инвалиды чувствуют себя частью общества – у детей-инвалидов появляется возможность заводить друзей среди сверстников, перенимать общественные модели поведения.
  • Социальное принятие – здоровые дети, работая с детьми-инвалидами, учатся принимать их, дружить с ними. Так подрастающее поколение становится толерантным и терпимым в обществе.
  • Адаптация учебной среды – обеспечиваются условия для удовлетворения образовательных потребностей детей конкретного учебного заведения.
  • При инклюзивном обучении дети получают более низкий уровень обучения, нежели их здоровые ровесники.
  • Процесс обучения затрудняют социальные и поведенческие сложности.
  • Недостаток квалифицированных кадров, умеющих сопровождать людей в инклюзивной среде.
  • Необъективная оценка ввиду снисходительного отношения.
  • Недостаток информации по учебным методам, из-за чего дети оканчивают школу, но отсутствует дальнейшее образование.
  • Отсутствие инклюзивного образования в большей части государства.
  • Несоответствие учебных планов и реальных возможностей ученика.
  • Часто отсутствует бюджет, чтобы приобрести специализированное оборудование и устройства.

Интеграция в образовании

Интеграция в образовании – это построение новой образовательной системы, основанной на включении детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс.

Интеграция в образовании предполагает совместное обучение детей с ограниченными возможностями и детей с нормальным развитием, созданием для них единого образовательного пространства, способного удовлетворить потребности всех его членов.

Интеграция в образовании связана с построением качественно новой образовательной системы, которая рассматривает мир, как систему и применяет специфические способы, методы, средства обучения, формы организации образовательного пространства.

Достижение интеграции в образовании реализуется следующими путями:

Интеграция может носить полный и частичный характер.

При полной интеграции обучение реализуется путем включения ребенка с отклонениями в развитии в образовательную среду нормальной школы. Это актуально при определенной степени развития отклонения учащегося т.е. уровень психического развития ребенка должен быть приближен к нормальному.

Частичная интеграция реализуется, когда обучение ребенка с ограниченными возможностями не может быть полноценным. Он способен освоить только часть учебной программы, а также присутствовать не на всех занятиях, а только на их части. Данная интеграция позволяет ребенку с отклонениями в развитии получить опыт взаимодействия со сверстниками.

Иногда интеграция реализуется путем временного внедрения ребенка в нормальную учебную среду т.е. они периодически объединяются с нормальными детьми, посещают обычную школу.

Интеграция в образовании отличается от инклюзии тем, что делает обучение в обычных учебных учреждениях доступным для детей с ограниченными возможностями. Ребенок просто внедряется в образовательную среду и обучается по одной с ними программе, тогда как, инклюзивное образование основано на специально созданной системе совместного обучения детей с отклонениями в развитии и нормальных детей. При этом используются разные образовательные программы.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *