Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Минпромторг хочет ограничить срок эксплуатации грузовиков и автобусов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Вопрос: Согласно пункту 3 Правил организованной перевозки группы детей автобусами (утв. постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2013 г. N 1177) для осуществления организованной перевозки группы детей используется автобус, с года выпуска которого прошло не более 10 лет.
Особенности закупки автобусов для перевозки детей.
В случае закупки новых автобусов казенные и бюджетные учреждения (при закупке за счет субсидий, предоставляемых из бюджета) обязаны руководствоваться Законом № 4-ФЗ, автономные учреждения – Законом № 23-ФЗ.
Как правило, закупки автобусов осуществляются на конкурентной основе путем проведения торгов. Поскольку стоимость новых автобусов, используемых для перевозки детей, довольно высока (примерная минимальная стоимость составляет 1 00 00 руб.), их закупка у единственного поставщика на основании пп. 4, 5 п. 1 ст. 93 Закона № 4-ФЗ (распространяется на закупки на сумму до 100 00 до 400 00 руб.) невозможна.
По Закону № 23-ФЗ перечень закупок у единственного поставщика фиксируется в положении о закупках. Таким образом, в данном случае возможность закупки автобусов у единственного поставщика зависит от включения таких закупок в упомянутый перечень.
При закупке автобусов важно учитывать Постановление Правительства РФ от 14.07.2014 № 56, устанавливающее запрет на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Такой запрет введен в целях защиты внутреннего рынка РФ, развития национальной экономики и поддержки российских товаропроизводителей. Согласно указанному постановлению под запрет подпадают в том числе автобусы и прочие автотранспортные пассажирские средства с числом мест для сидения не менее 10.
Таким образом, при закупке названных транспортных средств учреждениям следует ориентироваться на российских товаропроизводителей.
Применение в городских автобусах
Городской автобус – пассажирский общественный транспорт, который перемещается на небольшие расстояния по установленному маршруту в пределах города. Служит для перевозки 8 и более пассажиров.
Требования установить тахографы на городские автобусы прописаны в Постановлении Правительства РФ от 3 декабря 2020 г. № 1998. Согласно нормативному документу, все автобусы, которые относятся к категориям М2 и М3, должны обязательно оснащаться приборами контроля.
К установке подлежат тахографы с блоками СКЗИ, произведенные в РФ. Например, модели:
- ШТРИХ-ТахоRUS;
- Меркурий ТА-001;
- DTCO 3283;
- АТОЛ Drive 5;
- EFAS V2 RUS и другие.
Требования при международных перевозках
Если требования к автобусам для перевозки пассажиров внутри города и за его пределами различаются незначительно, то международные перевозки имеют существенные отличия. Это обусловлено необходимостью пересечения государственной границы. Транспортное средство в этом случае должно соответствовать повышенным требованиям по обеспечению комфорта и безопасности людей.
Все документы, необходимые для осуществления поездки, должны иметь актуальный срок действия. Их необходимо заранее оформить надлежащим образом в соответствующих государственных и иных учреждениях, уполномоченных выдавать такие справки.
К водителям предъявляются те же требования, что и при внутригородских и междугородних поездках. В дополнение к ним требуется знание нюансов процедуры пересечения таможни, правил высадки пассажиров для прохождения проверки с участием собак, заполнения таможенной документации и т. д.
К транспорту дальнего следования применяются усиленные технические требования. Это обусловлено большой длительностью поездки.
Опасения из-за частных перевозчиков
Между тем в Санкт-Петербурге и Ленинградской области нововведение расценивают неоднозначно. Государственные перевозчики обновляют парк, но вызывает опасение ситуация с частными перевозками.
Так, в комитете по транспорту Петербурга напомнили, что ранее для городского предприятия «Пассажиравтотранс» было закуплено 20 автобусов туристического класса на 45 и 55 посадочных мест на общую сумму 379 млн руб. В текущем и следующем годах новых закупок не планируется, поскольку нет автобусов, приближающихся к возрасту 10 лет. Всего в реестре перевозчиков Санкт-Петербурга числятся 56 компаний, готовых предоставить свыше 200 автобусов для организованной перевозки детей.
Заместитель председателя комитета по развитию туризма Петербурга Нана Гвичия сообщила ТАСС, что информация о введении нормы до всех туристических компаний была доведена заблаговременно. «Мы надеемся, что они смогли выстроить логистику, и это не отразится на работе. Опасения есть у всех, но пока информации о невозможности обеспечения транспортными средствами у нас нет», — сказала Гвичия.
Основные требования к автобусам
В салоне должна быть представлена определенная информация:
- наименование и контакты контролирующего госоргана;
- правила пользования транспортом;
- ФИО водителя и кондуктора;
- указатели расположения кнопок экстренной остановки, аварийных выходов и огнетушителей;
- наименование и контакты перевозчика.
При необходимости: номера мест для сидения, а также таблички для пассажиров с детьми или людей с ограниченными возможностями.
Транспортные средства, согласно требованиям к автобусам для перевозки, должен иметь исправную отопительную систему, рабочие дверные и оконные механизмы, тахограф, а также исправное освещение салона и рабочие динамики для голосовых сообщений. Перед наступлением зимы необходимо менять шины, проверять эффективность отопительной системы, герметичность окон, аварийных люков и всех дверей. Также заранее следует проводить капитальный ремонт.
Марка, мощность, конструкция и тип ТС должны соответствовать главной цели, которая заключается в осуществлении пассажирских перевозок. Кроме того, габаритные и весовые параметры транспортного средства должны обеспечивать его свободное передвижение по дорогам РФ.
Выход в рейс невозможен без определенного пакета документов:
- путевой лист;
- техпаспорт пассажирского автобуса;
- лицензия на осуществление пассажирских перевозок;
- диагностическая карта ТО;
- удостоверение категории D;
- свидетельство о регистрации ТС;
- полис ОСАГО;
- справка о прохождении водителем медкомиссии.
Права и обязанности пассажира
Каждый пассажир, пользующийся услугами общественного транспорта, имеет определенные права:
- перевозить ручную кладь;
- требовать остановить ТС на любом участке движения, предварительно сообщив об этом кондуктору или водителю;
- получать информацию о расписании в остановочном пункте или от водителя;
- перевозить с собой детей;
- приобретать билеты на поездку любым доступным маршрутом, которыми пользуются перевозчики;
- сдавать багаж водителю в багажный отсек ТС;
- садиться или высаживаться из автотранспорта в любом остановочном пункте, предусмотренном расписанием.
Обязанности транспортировщика
Главная, основная обязанность перевозчика – безопасная доставка пассажира в пункт назначения, а при необходимости и его багажа, выполнение условий согласно договору фрахтования.
Для этого он должен осуществить:
- Своевременную подачу ТС для посадки людей в оговоренное время и высадку в установленном месте. Несоблюдение условия несет материальное взыскание.
- Обеспечить наличие исправного и безопасного ТС, соответствующего санитарным, экологическим, техническим требованиям.
- Включать в стоимость билета страхование пассажиров согласно Указу Президента РФ № 750 от 07.07.1992 г.
- Нести ответственность не только за свои действия, но и за сотрудников, включая водителей.
- Работать на основании лицензии и соблюдать ее условия.
- Обеспечить выполнение предрейсовых и послерейсовых осмотров водителей.
- Выполнять плановое и внеплановое обслуживание ТС.
- Контролировать деятельность водителей, включая работу диспетчера.
- Соблюдать права и законные интересы пассажиров.
- Предоставлять организатору поездки достоверную информацию и документы, требуемые в целях контроля соблюдения законных перевозок.
- Выполнять предписания контролирующих органов.
- Рассматривать жалобы.
- Предоставлять информацию пассажирам о маршруте движения.
- Обеспечить наличие у водителя нужных сопроводительных документов (перечень ниже).
- Уведомлять организатора поездки в случае отмены рейса письменно.
Определение требований к подвижному составу, используемому при международных автобусных перевозках
Требования к транспортным средствам, установлены Резолюцией №95/2 «О международных перевозках пассажиров автобусами CEMT/CM(95)3/FINAL)».Резолюция относится к международным автомобильным перевозкам пассажиров в нерегулярном сообщении между территориями двух стран-членов CEMT или начинающимся и заканчивающимся на территории одной и той же страны-члена и, если во время таких сообщений возникает необходимость, то с транзитом через территорию другой страны-члена CEMT или через территорию страны не члена EKMT, и с использованием транспортных средств, зарегистрированных на территории страны-члена, а также к порожним рейсам транспортных средств, связанных с этими перевозками. Если автобус соответствует всем действующим техническим нормам, то пассажирские перевозки в нерегулярном сообщении согласно Резолюции освобождаются от необходимости получения разрешения (Болгария, Италия, Молдова, Польша, Чехия и Словакия допускают на свои территории иностранные автобусы по двусторонним соглашениям).
Требования к кузову и салону пассажирских автомобильных транспортных средств М2 (имеют более 9 мест и максимальную массу не более 5000 кг) и М3 (имеют более 9 мест и максимальную массу более 5000 кг) установлены правилами UN ECE №36,52 и 107.
Каждое пассажирское автотранспортное средство должно быть зарегистрировано в установленном порядке, иметь регистрационные и отличительные знаки государства регистрации.
В Республике Беларусь с 1 января 2007 г. срок эксплуатации пассажирских автомобильных транспортных средств с разрешенной максимальной массой не более 5000 кг, применяемых при перевозках пассажиров в нерегулярном сообщении, не должен превышать десять лет с момента их изготовления, а срок эксплуатации автобусов с разрешенной максимальной массой более 5000 кг, применяемых при перевозках пассажиров в нерегулярном сообщении, не должен превышать пятнадцать лет с момента их изготовления. Срок эксплуатации автобусов, которым был произведен капитальный или восстановительный ремонт, не должен превышать пяти лет со дня выполнения ремонта.
На автобус для регулярных международных перевозок должны быть оформлены документы, подтверждающие соответствие его технического состояния требованиям, установленным нормативными документами Республики Беларусь:
— свидетельство о регистрации транспортных средств международного образца и действующий сертификат о прохождении технического осмотра;
— сертификаты соответствия автобуса техническим и экологическим требованиям, предъявляемым к пассажирским транспортным средствам в странах Европы.
Автобус, используемый для международных перевозок пассажиров, должен быть оборудован:
— сиденьями, удобными для поездок на дальние расстояния;
— дверями для входа и выхода пассажиров в количестве не менее двух;
— багажным отделением емкостью не менее 0,1 метр.куб. на одного пассажира;
— тахографом с комплектом тахограмм;
— громкоговорящей связью водителя с пассажирами.
Автобус для регулярных международных перевозок пассажиров дополнительно может быть оборудован кондиционером, телефонной связью, гардеробом, биотуалетом, баром холодильником, аудио- и видеосистемами или другим дополнительным оборудованием.
Число пассажиров в пассажирском автомобильном транспортном средстве при международной перевозке в нерегулярном сообщении не должно превышать числа мест для сидения, установленного заводом изготовителем для данного средства.
Автобус должен соответствовать экологическим требованиям, предъявляемых к автотранспортным средствам в странах прохождения маршрута. Срок эксплуатации автобуса не должен превышать 15 лет для М3 (имеют не более 9 мест, включая водителя) и 10 лет- для М2 и М1.
Автобусы могут быть одиночные, одно- и двухэтажные. Длина одиночного автобуса в СНГ должна быть не более 12 М , а в EU- не более 13,5 м-двухосного и 15 м-трехосного. В Республике Беларусь трехосный одиночный автобус может быть длиной не более 15 м. Общая масса автобуса не должна превышать для двухосного 18 т, для трехосного одиночного-24 т. Допускаемые осевые нагрузки автобусов установлены такие же, как и для грузовых транспортных средств. В Республике Беларусь для автобусов, осуществляющих междугородние и международные перевозки пассажиров, допускаются, в виде исключения, осевые нагрузки на одиночную ось 11,5 т и на сдвоенные оси при расстоянии между ними от 1,3 до 1,8 м включительно-17 т.
Минимальный объем багажного отделения автобуса должен составлять
где количество пассажиров, перевозимых на маршруте за рейс;
объем багажного отсека, приходящийся на одного пассажира,.
При посадке и высадке пассажиров из автобуса используются только служебные двери. Кроме них транспортное средство должно быть оборудовано запасным выходом и аварийными люками. Они предназначены для использования, только если во время движения или стоянки возникла опасность для жизни и здоровья пассажиров, например пожар.
Каждая дверь, которая имеется в транспортном средстве, должна с легкостью открываться изнутри. Местонахождение запасного выхода должна быть обозначено надписью — «Запасной выход», а аварийного – «Аварийный выход».
Маломестные автобусы должны иметь минимум двое дверей. В автобусах с большой вместимостью количество выходных дверей должно быть больше. Конкретное их количество зависит от наличия пассажирских мест, которыми оборудовано транспортное средство.
Государственная информационная система «Единая региональная навигационная система города Москвы» (далее – РНИС) предназначена для повышения эффективности управления транспортными средствами, а также улучшения качества предоставления транспортных услуг на территории города Москвы.
Для пешеходов (физических лиц) РНИС предоставляет следующие навигационно-информационные сервисы:
РНИС выполняет следующие функции:
- сбор, обработку и хранение мониторинговой информации, поступающей в РНИС от абонентских телематических терминалов или из информационных систем, осуществляющих сбор мониторинговой информации о движении транспортных средств на территории города Москвы, а также справочной информации, предоставляемой водителями ТС или поступающей из информационных систем, о следующих видах транспортных средств, передвигающихся на территории города Москвы:
- осуществляющих перевозки пассажиров,
- осуществляющих перевозки опасных грузов,
- осуществляющих перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов,
- эксплуатируемых в сфере жилищно-коммунального хозяйства,
- скорой и неотложной медицинской помощи города Москвы,
- осуществляющих транспортировку задержанных или перемещаемых транспортных средств,
- иных транспортных средств, зарегистрированных в РНИС.
- предоставление доступа к содержащейся в РНИС информации пользователям РНИС в соответствии с правами доступа;
- регистрация, подключение, тестирование и диагностика абонентских телематических терминалов, установленных на транспортных средствах;
- ведение единой базы данных мониторинговой и справочной информации, предметных классификаторов и справочников, включая реестры транспортных средств и абонентских телематических терминалов, прошедших процедуру тестирования и подключенных к РНИС.
Оператором РНИС является Государственное казенное учреждение города Москвы – Центр организации дорожного движения.
Сервисы РНИС предоставляются на безвозмездной основе.
Пользователями РНИС могут стать:
- АЦКН Ространснадзора;
- федеральные органы исполнительной власти, подведомственные им организации;
- органы исполнительной власти города Москвы, подведомственные им организации;
- органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве;
- экстренные оперативные службы города Москвы;
- иные организации;
- водители ТС;
- пешеходы (пилотный проект).
Кто обязан оснащать транспортные средства терминалами ГЛОНАСС
В соответствии с:
- Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств (вместе с «ТР ТС 018/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности колесных транспортных средств»)»;
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 г. № 280 «Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)»;
- Приказом Министерства транспорта России от 9 марта 2010 г. № 55 «Об утверждении перечня видов автомобильных транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров и опасных грузов, подлежащих оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS».
в обязательном порядке оснащению абонентскими телематическими терминалами ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS подлежат следующие категории транспортных средств:
- Транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров:
- транспортные средства категории “М2” (более 8 пассажирских мест с массой до 5 тонн);
- транспортные средства категории “МЗ” (более 8 пассажирских мест с массой свыше 5 тонн).
- Транспортные средства, используемые для перевозки опасных грузов:
- транспортные средства категории ЕХ/II или ЕХ/III;
- транспортные средства категории FL;
- транспортные средства категории ОХ;
- транспортные средства категории AT;
- транспортные средства категории MEMU.
Особенности транспортных средств, салона
Туристические автобусы предназначены для обеспечения комфортабельной поездки. Большое внимание уделяется конструкции кузова и оснащению салона. По своему оборудованию, а также по назначению туристический транспорт имеет много общих черт с междугородными автобусами. Кроме этого, стоит отметить, что многие специалисты не видят разницы между автобусами экскурсионного и туристического класса. В принципе для осуществления непродолжительных экскурсионных поездок целесообразно использовать туристический транспорт. В то же время, для значительных по времени и расстоянию туристических поездок эксплуатировать технику для экскурсий не слишком хорошая идея. Кроме этого, существуют универсальные модели, предназначенные для осуществления туристических и экскурсионных поездок.
Требования к водителю
Чтобы автопутешествие прошло максимально безопасно и без осложнений, водитель автобуса должен соответствовать следующим требованиям:
- Стаж категории D.
- Работа водителем не менее 1 года из последних 2 лет (ранее требования были жестче: нужно было иметь 12 из последних 13 месяцев).
- Отсутствие неоплаченных штрафов. Причем не только за ПДД, но и в целом. Отсутствие постановлений о лишении прав или административных нарушений в области дорожного движения в течение года до начала работы в сфере организованной перевозки детей.
Требования к документации
С 2021 года больше не нужно брать с собой в дорогу большой пакет документов. Из требований к документации исключен, например, список набора пищевых продуктов и порядок посадки в автобус. Теперь у водителя должны при себе быть:
- Оригинал договора фрахтования (прежде разрешалась копия).
- Маршрут поездки с остановками, местами приема пищи и пунктом назначения.
- Список пассажиров — дети в нем перечисляются вместе со взрослыми и медработником, если он есть.
- Уведомление об организованной перевозке детей.
- Копия уведомления об отрицательном решении по результатам рассмотрения заявки на сопровождение автобусов автомобилем Госавтоинспекции (при принятии такого решения).
Требования и правила перевозки пассажиров в автобусах 2022
2.1. РАС и Профсоюз в целях повышения эффективности и устойчивости работы организаций автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта будут осуществлять меры, в том числе направленные на принятие необходимых нормативных правовых актов, для решения следующих вопросов:
— реализации Национальных проектов, утвержденных Указом Президента Российской Федерации Путиным В.В. от 7 мая 2018 г. N 204;
— повсеместного перехода на договорную (контрактную) форму взаимоотношений между транспортными организациями и заказчиками выполнения городских и пригородных пассажирских перевозок по регулируемым тарифам (органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления или уполномоченных ими организаций) в соответствии с приказом Минтранса России от 29 декабря 2018 г. N 482 «Об утверждении типовых контрактов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам, и информационных карт типовых контрактов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам» и приказом Минтранса России от 30 мая 2019 г. N 158 «Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»;
— реализации федерального закона от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в субъектах РФ и муниципальных образованиях» и соответствующих подзаконных актов;
— создания условий для повышения конкурентоспособности отечественных автоперевозчиков на международном и внутреннем рынках транспортных услуг;
— оказания государственной поддержки автоколоннам войскового типа в части бюджетного финансирования приобретения подвижного состава, предоставления льгот по налогообложению;
— более полной интеграции субъектов автотранспортной деятельности и городского наземного пассажирского транспорта в объединения (ассоциации) на региональном и федеральном уровнях, в том числе в рамках Российского автотранспортного союза;
— заключения региональных и (или) территориальных отраслевых соглашений в субъектах и (или) муниципальных образованиях Российской Федерации между представителями соответствующих органов государственной власти, местного самоуправления, полномочными представителями работодателей на региональном, территориальном уровнях социального партнерства и структурными организациями Профсоюза. В случае отсутствия на региональном или муниципальном уровне социального партнерства отраслевого объединения работодателей, его полномочия может осуществлять соответственно региональное, территориальное объединение работодателей при условии, что состав членов такого объединения отвечает требованиям, установленным федеральным законом для соответствующего отраслевого (межотраслевого) объединения работодателей;
— создания отраслевого совета по профессиональным квалификациям по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту; проведения взаимных консультаций при разработке профессиональных стандартов; установления систем оплаты труда в соответствии с дифференциацией размеров должностных окладов, ставок заработной платы по уровням квалификации в отраслевых предприятиях;
— финансового оздоровления организаций и обеспечения их платежеспособности, в первую очередь, по гарантированным расчетам с работниками по заработной плате;
— создания условий для безопасного функционирования автотранспортного комплекса;
— развития Системы добровольной сертификации на автомобильном транспорте;
— повышения безопасности дорожного движения;
— формирования нормативной правовой базы в области регулирования работы автомобильного транспорта и городского наземного пассажирского транспорта;
— разработки и реализации с привлечением ведущих отраслевых учебных заведений системы по обеспечению отрасли профессиональными кадрами, организации практики и трудоустройству выпускников отраслевых учебных заведений, постоянному повышению квалификации и обучения профессиональных кадров, введению взаимного информирования: Учебное заведение — Работодатель;
— предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на закупку автобусов, работающих на газомоторном топливе, и соответствующего технологического оборудования, трамваев и троллейбусов;
3.1. Базовая (минимальная) тарифная ставка рабочих 1-го разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта при работе в нормальных условиях труда, полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда устанавливается с 1 января 2020 года в размере не ниже минимального размера оплаты труда (сокращенно — МРОТ), принятого в Российской Федерации.
В региональных отраслевых соглашениях рекомендуется установление минимальной тарифной ставки рабочих 1 разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта на основе базовой ставки, указанной в первом абзаце настоящего пункта, с применением поправочного коэффициента, учитывающего уровень жизни конкретного региона. Поправочный коэффициент определяется как отношение прожиточного минимума трудоспособного населения конкретного субъекта Российской Федерации к базовой тарифной ставке рабочих 1 разряда, установленной в первом абзаце настоящего пункта.
В регионе, где не заключено региональное отраслевое соглашение, минимальная тарифная ставка основных рабочих 1 разряда не может быть ниже базовой ставки, указанной в пункте 3.1 настоящего Соглашения.
В субъектах Российской Федерации, имеющих районирование по климатическим зонам, в региональных отраслевых соглашениях может предусматриваться дифференцированное установление минимальных размеров тарифной ставки рабочих 1 разряда с учетом прожиточного минимума конкретного района.
Ранее установленные в отраслевых организациях минимальные гарантии по оплате труда не подлежат уменьшению в связи с введением настоящего Соглашения.
3.2. Среднемесячная заработная плата работников по предприятию должна быть на уровне не менее трехкратного прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Размеры минимальных гарантий по заработной плате работников автомобильного и городского пассажирского транспорта устанавливаются в кратности к величине прожиточного минимума трудоспособного населения субъекта Российской Федерации в соответствии с таблицей 1 с примечанием.