Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Малый бизнес: сущность и современные проблемы развития». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Малое предпринимательство – один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства. И если крупный бизнес – это скелет, ось современной экономики, то все многообразие мелкого и среднего предпринимательства – мышцы, живая ткань хозяйственного организма. Именно этот факт побудил меня выбрать для курсовой работы тему «Субъекты малого предпринимательства», которую я посчитал наиболее актуальной на сегодняшний день.
Предпринимательством считается любая самостоятельная систематическая коммерческая активность. Это значит, что она изначально направлена на получение прибыли за продажу своих товаров, услуг, предоставление имущества в пользование и так далее. Независимо от того, как ведется работа, она должна быть зарегистрирована в установленном законом порядке.
Размеры предприятия определяют множество уникальных критерий его работы. Небольшие фирмы государство традиционно поддерживает, снижая налоги и другие обязательные платежи, к большим — предъявляет много требований, поскольку они приносят огромный доход. Естественно, что молодым предпринимателям важно понимать разницу между всеми формами, чтобы правильно вести свою деятельность.
Малый бизнес на сегодняшний день является самым распространенным. Его проще организовать, даже имея небольшой опыт в работе или его полное отсутствие. Постепенно размеры могут увеличиться до средних, за счет увеличения годового оборота и привлечения большего количества ресурсов.
Крупным предприятием может называться только компания, охватывающая несколько регионов страны или вышедшая на международный уровень. У него всегда есть большое количество конечных потребителей, а значит спрос превышает предложение.
Что даёт статус субъекта малого бизнеса
Как мы уже говорили, государство создаёт для микро- и малого бизнеса особые льготные условия предпринимательской деятельности, преследуя следующие финансовые и социальные цели:
- обеспечить выход из тени и самозанятость лиц, оказывающих услуги населению, занятых мелким производством, работающим по типу фриланса;
- создать новые рабочие места и снизить за счет роста благосостояния населения социальную напряжённость в обществе;
- уменьшить расходы из бюджета на пособия по безработице, медицинскому страхованию и пенсионному обеспечению официально неустроенных лиц;
- развить новые виды деятельности, особенно в сфере инновационных производств, не требующих значительных затрат.
Проще всего этих целей можно добиться, сделав процедуру госрегистрации простой и быстрой, снизив административное давление на бизнес, уменьшив налоговую нагрузку. Кроме того, на деятельности начинающих предпринимателей хорошо сказывается целевое финансирование в виде безвозвратных субсидий.
Произошедшие в России реформы рассматриваются как условие возникновения и развития малого бизнеса, решающего основные функции предпринимательской деятельности. Если рассмотреть опыт всех развитых стран, то можно понять, что малое и среднее предпринимательство играет очень важную роль в экономике. Развитие такого предпринимательства влияет на экономический рост и научно-технический прогресс. Мы также можем наблюдать, что в таких развитых странах малое и среднее предпринимательство занимает около 80-99% от общего числа предприятий; почти 2/3 активного населения заняты в таком предпринимательстве, и они производят более половины валового внутреннего продукта.
Развитие малого бизнеса приводит к насыщению рынка товарами и услугами, а также к увеличению экспорта и использованию местных сырьевых ресурсов.
Фактором развития экономики любой страны является развитие малого бизнеса. В России малый бизнес был разрешен в 1988 году и в настоящее время находится на стадии развития. По сравнению с зарубежными странами, вклад малого бизнеса в экономику российского государства незначителен. Поэтому в экономических кругах постоянно ведутся споры о проблемах малого бизнеса в России. Существует достаточно исследований, посвященных понятию «малый бизнес» и его роли в экономике страны, но до сих пор в экономической теории нет единого мнения по определению этого термина.
Система государственной поддержки и защиты предпринимательства
На протяжении всего времени существования малого бизнеса в России государство старалось поддерживать малый бизнес в его развитии, признавая важность этой отрасли для экономики страны в целом. Но из этой истории мы делаем вывод, что не все они были успешными, как и не все обещания правительства, данные предпринимателям, были выполнены.
Еще в 1989 году был создан Союз малых государственных предприятий СССР. Принят Декрет об организации деятельности субъектов малого предпринимательства.
Окончательно правовой статус малые предприятия получили 8 августа 1990 года, когда было принято Постановление Совета Министров СССР № 790 «О мерах по созданию и развитию малых предприятий». Благодаря этому документу стало ясно, сколько предприятий должно быть в каких отраслях, как зарегистрировать малый бизнес и кто может выступать в качестве его учредителя. Этот документ был дополнен Постановлением Совета Министров РСФСР от 18 июля 1991 года «О мерах по поддержке и развитию малого предпринимательства в РСФСР». Теперь официально малые предприятия могут создаваться на основе государственной, муниципальной, частной собственности, а также на основе смешанной собственности и осуществлять все виды деятельности, не связанные с нарушением законодательства. Законодательство было принято Советом Министров РСФСР.
Согласно этим законам, были установлены категории малого бизнеса в соответствии с отраслями экономики.
Постановление Совета Министров РСФСР «О мерах по поддержке и развитию малого предпринимательства в РСФСР» позволило им получить некоторые льготы. Например, льготы по налогу на прибыль; разрешение амортизации в первый год эксплуатации до 50% от амортизации основных средств со сроком полезного использования более 3 лет; проведение ускоренной амортизации активной части производственных активов и другие.
После образования Российской Федерации были приняты следующие документы:
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1992 года № 548 принято Положение о Комитете по поддержке малого бизнеса и предпринимательства при Комитете по государственному имуществу Российской Федерации;
- Постановление Правительства Российской Федерации № 446 от 11 мая 1993 года «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»;
- Постановлением Правительства № 65 от 3 февраля 1994 года принято положение о Фонде поддержки малого предпринимательства в научно-технической сфере и другие законы, которые регулярно дополняются.
14 июня 1995 года Указом Президента РФ был создан Государственный комитет по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства и «…до 1 января 2008 года государственная поддержка малого предпринимательства в России осуществлялась в соответствии с Федеральным законом РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14. июня 1995 года № 88-ФЗ, состоящий из 23 статей без разделов и глав, и в соответствии с другими законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, законами и иными нормативными актами Отметим, однако, что данный закон утратил силу с 1 января 2008 года».
С начала 2008 года вступил в силу новый федеральный закон о развитии малого и среднего предпринимательства, принятый Государственной Думой 6 июля 2007 года.
5 ноября 2014 года в Государственную Думу РФ были внесены поправки, наделяющие региональные власти субъектов РФ правом взимать муниципальные налоги с 22 видов деятельности малого бизнеса. Как отмечают эксперты, новый налог на малый бизнес может в корне разрушить его. В ответ на ужесточение налогового давления руководители малого бизнеса уйдут в теневую экономику.
В нашей стране существует такая проблема, как отсутствие специализированного оборудования и неразвитость производственной инфраструктуры, что сильно тормозит развитие малого бизнеса в сфере материального производства.
Все эти негативные моменты тормозят развитие малого бизнеса, являются большой проблемой для эффективности предприятий и заставляют их направлять основные усилия не на рост производства, а на борьбу за выживание.
Однако наблюдаются и некоторые положительные моменты, закрепленные в законе:
- патентная система для малого бизнеса;
- финансовая поддержка на этапе открытия;
- образовательная поддержка в составлении грамотного бизнес-плана;
- доступность консультаций по юридическим вопросам организации и управления своим бизнесом.
Почти треть населения России так или иначе связана с малым бизнесом. Это несколько миллионов реальных владельцев, менеджеров, финансистов, организаторов производства. Это означает миллионы рабочих мест, и это означает занятость для значительной части населения России. Фактически, за все годы реформ малый бизнес был единственным растущим сектором экономики. Однако в то же время малый бизнес по-прежнему играет довольно незначительную роль в российской экономике.
Без активного и позитивного вмешательства государства могут произойти негативные изменения, вплоть до полного ограничения этого сектора экономики. Соответственно, могут обостриться экономические проблемы и усилиться социальная напряженность.
И для этого недостаточно законов.
Таким образом, малый бизнес играет важную роль в развитии современного рынка. О роли и значении развития малого бизнеса в нашем государстве ученые России спорят уже много лет.
Формирование рынка происходит за счет многих составляющих, важнейшей из которых является малый бизнес. Малые предприятия создают хорошие условия для восстановления рынка и экономики в целом: они создают конкуренцию, насыщают рынок товарами и услугами, создают новые рабочие места, лучше используют местные сырьевые ресурсы. Руководители малого бизнеса обеспечивают укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности.
Социальная роль малого бизнеса заключается в том, что он может снизить социальную напряженность, поглощая безработную часть населения и тем самым сокращая безработицу.
Современная государственная политика Российской Федерации направлена на развитие отечественного бизнеса, внедрение инновационных технологий и глубокую экономическую модернизацию.
Малый бизнес в России считается нестабильной системой, которая сильно зависит от рыночных колебаний и поэтому требует государственной поддержки. Для этого создаются определенные условия, но пока их недостаточно для стабильного развития этой отрасли экономики.
Преимущества и недостатки малого бизнеса
Малый бизнес – это форма предпринимательства, которая имеет свои достоинства и недостатки. К плюсам можно отнести следующее:
- Полный контроль деятельности и небольшие финансовые затраты. Маленькую фирму легко открыть, обладая небольшими финансовыми возможностями. В некоторых случаях будет достаточно даже собственных сбережений. В такой форме предпринимательства нет необходимости согласовывать свои решения с кем-то еще – все решается самостоятельно и быстро.
- Простое управление. Малым бизнесом очень легко управлять. Владелец предприятия сам контролирует все процессы, знает все, что происходит, и быстро реагирует на малейшие изменения на рынке.
- Гибкость и мобильность. Небольшой бизнес намного проще подстраивать под малейшие изменения в экономической ситуации страны. В случае непредвиденных обстоятельств сменить месторасположение небольшой компании очень просто. Такая форма предпринимательства очень близка к конечному потребителю, поэтому тесно связана с его желаниями.
- Продвижение. Рекламировать малое предприятие проще, чем крупную организацию. Реклама в соцсетях, эффект сарафанного радио – все это эффективные способы привлечения внимания к компании.
Дополнительная информация. Мелкий предприниматель лично осуществляет контроль за доходами, расходами, способами и стоимостью доставки товаров.
Есть у такого бизнеса и свои недостатки:
- Ограничение капитала. Небольшой размер капитала в некоторых случаях может превратиться из плюса в минус. Может произойти такая ситуация, когда это станет ограничением в развитии. В результате возникнут проблемы в модернизации производства и улучшении качества продукции или оказания услуг.
- Конкуренция. Маленьким предприятиям всегда сложно конкурировать с крупными концернами. Так как последние могут пойти на значительное снижение цен, выгодные для покупателя акции, чтобы привлечь внимание к своему товару. Небольшое производство при таких действиях понесет убытки, которые могут оказать критическое влияние.
- Экономические риски. Во время ухудшения экономической ситуации в стране небольшим компаниям остаться на плаву значительно сложнее. Крупные компании всегда могут добиться ослабления налогового бремени или получить выгодный кредит. Мелкие предприниматели в этой ситуации оказываются в невыгодном положении.
1. Предпринимательство является составным и основным компонентом рыночной экономики и представляет собой инициативную самостоятельную деятельность юридических лиц и граждан, направленную на получение прибыли и осуществляемую от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность.
2. Предпринимательская деятельность может осуществляться в виде производственного, коммерческого, финансового и консультационного предпринимательства. Основными формами предпринимательства являются индивидуальная, коллективная и корпоративная.
3. Форма организации предпринимательской деятельности, закрепленная юридическим образом, характеризует организационно-правовую форму предприятия. В соответствии с Гражданским кодексом РФ коммерческие организации могут существовать в форме хозяйственных товариществ, хозяйственных обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных предприятий.
4. Малый бизнес в любой стране является важным сектором рынка; значение малого бизнеса определяется ограничением монополизма, насыщением рынка потребительскими товарами, созданием дополнительных рабочих мест. Вследствие большего уровня издержек и риска малые предприятия нуждаются в поддержке со стороны государства.
Осуществление процесса производства на предприятии предполагает взаимодействие трех факторов производства: основных фондов (средств труда), предметов труда и рабочей силы.
Основной капитал предприятия – это денежная оценка его основных фондов. Основные фонды – средства труда, которые многократно участвуют в процессе производства, сохраняют при этом натурально-вещественную форму и переносят свою стоимость на производимую продукцию частями по мере износа в виде амортизационных отчислений.
Критериями отнесения средств труда к основным фондам являются срок и цель их использования. В соответствии с законодательством основными фондами принято считать средства труда со сроком службы более одного года, предназначенные для производственного использования.
Для организации первичного учета, статистической отчетности, оценки и анализа производится классификация основных фондов по ряду признаков:
• по натурально-вещественному составу основные фонды подразделяются на следующие группы: здания, сооружения, передаточные устройства, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и пр. Эта группировка имеет большое значение для начисления амортизации, расчетов показателей использования основных фондов, а также для изучения их динамики и структуры;
• по функциональному назначению основные фонды делятся на производственные и непроизводственные. Производственные основные фонды – это средства труда, непосредственно участвующие в процессе производства или создающие условия для его нормального осуществления (машины, оборудование, здания и т. п.) и составляющие материально-техническую базу предприятия. Непроизводственные основные фонды несут социальную нагрузку и непосредственно не участвуют в производственном процессе. к ним относятся объекты здравоохранения, просвещения, физической культуры, общественного питания и жилищно-коммунального хозяйства, находящиеся на балансе предприятия и предназначенные для удовлетворения различных потребностей работников;
• в зависимости от степени участия в производственном процессе в практике планирования и экономического анализа основные производственные фонды делятся на активные и пассивные. Активная часть фондов влияет на объем производства продукции и ее качество, непосредственно воздействуя на предмет труда (машины и оборудование). Пассивные основные фонды непосредственно не воздействуют на предмет труда, а создают условия для нормального функционирования производства (здания, сооружения и др.). Благоприятной тенденцией для предприятия принято считать повышение удельного веса активной части в структуре основных производственных фондов, так как это является одним из факторов повышения экономической эффективности деятельности предприятия.
Анализ наличия и использования основных фондов на предприятии, их качественного состояния и воспроизводства невозможен без определения их структуры. каждое предприятие должно стремиться к достижению оптимальной видовой, возрастной и технологической структуры основных фондов.
Видовая (производственная) структура основных производственных фондов характеризуется долей каждой группы фондов по натурально-вещественному составу в их общей среднегодовой стоимости. Производственная структура зависит от многих факторов, в том числе от отраслевой принадлежности предприятия, географического размещения производства, размеров предприятия, технического уровня производства и темпов ПТП, уровня концентрации, специализации, кооперирования, комбинирования и диверсификации производства.
Возрастная структура основных производственных фондов – это соотношение отдельных возрастных групп фондов в их общей стоимости. В экономическом анализе принято следующее распределение фондов по возрасту: до 5 лет; от 5 до 10; от 10 до 15; от 15 до 20; свыше 20 лет. Возрастная структура позволяет рассчитать средний возраст основных фондов как средневзвешенную величину.
Технологическая структура основных производственных фондов отражает их распределение по структурным подразделениям предприятия и удельный вес фондов каждого подразделения в их общей стоимости.
Учет и оценка основных фондов ведется в натуральном и денежном выражении. Патуральные показатели позволяют получить данные для расчета производственной мощности, баланса оборудования, технического уровня производства. Они рассчитываются по каждой группе основных фондов по их натурально-вещественному составу. Стоимостная оценка необходима для учета, анализа и планирования, для определения динамики и структуры основных фондов, амортизационных отчислений, показателей эффективности использования основных фондов, а также для расчета объема и структуры инвестиций.
Стоимостная оценка основных фондов ведется по следующим направлениям.
Первоначальная стоимость основных средств. Позволяет установить размер затрат на их покупку или возведение и является основой для их постановки на учет и определения амортизационных отчислений на реновацию (полное восстановление). Она включает все затраты по возведению (сооружению) или приобретению основных фондов, включая расходы по доставке и монтажу, а также иные расходы, необходимые для доведения данного объекта до состояния готовности к эксплуатации по назначению (за исключением ПДС). Методы первоначальной оценки основных средств во многом зависят от источника поступления основных средств на предприятие. Папример, первоначальная стоимость основных средств, внесенных учредителями в уставный капитал предприятия, определяется по договоренности сторон; первоначальная стоимость основных средств, изготовленных на самом предприятии, а также приобретенных за плату у других предприятий – исходя из фактически произведенных затрат по возведению (сооружению) или приобретению этих объектов, включая расходы по доставке, монтажу и установке. Если основные средства, бывшие в эксплуатации, получены безвозмездно, то они обычно оцениваются по остаточной стоимости.
Основные фонды предприятия могут быть созданы и приобретены в разное время, поэтому их первоначальная оценка может быть несопоставима с реальными условиями. В результате основные фонды на предприятии оценивают по восстановительной стоимости, под которой понимается стоимость их воспроизводства в современных условиях. Отклонение восстановительной стоимости основных фондов от первоначальной стоимости зависит главным образом от темпов инфляции и НТП. Восстановительная стоимость определяется в результате переоценки основных фондов.
Переоценка основных фондов (определение их реальной стоимости) позволяет объективно оценить истинную стоимость основных фондов; более правильно и точно определить затраты на производство и реализацию продукции, а также величину амортизационных отчислений, достаточную для простого воспроизводства основных фондов; объективно устанавливать продажные цены на реализуемые основные фонды и арендную плату (в случае сдачи их в аренду). В период перехода к рыночной экономике, который сопровождался высокими темпами инфляции, переоценка основных средств осуществлялась шесть раз: на 1 июля 1992 г., на 1 января 1994 г., на 1 января 1995 г., на 1 января 1996 г., на 1 января 1997 г. и на 1 января 1998 г. (выборочно).
Остаточная стоимость представляет собой разницу между первоначальной, или восстановительной, стоимостью и суммой износа, т. е. это та часть стоимости основных средств, которая еще не перенесена на производимую продукцию. Определение остаточной стоимости необходимо прежде всего для оценки качественного состояния и планов воспроизводства основных фондов, а также для составления бухгалтерского баланса.
На предприятии может также определяться ликвидационная стоимость основных фондов, которая устанавливается вычитанием выручки от реализации изношенных или снятых с эксплуатации объектов основных средств и стоимости работ по их демонтажу.
С точки зрения эффективности производства объем оборотных средств должен быть оптимальным, т. е. достаточным для обеспечения бесперебойного производственного процесса, но в то же время минимальным, не ведущим к образованию сверхнормативных запасов, замораживанию средств, росту издержек производства и реализации продукции. Необходимость формирования оборотных средств в оптимальном размере вызвана тем, что между временем потребления материальных ресурсов в производстве и поступлением выручки от реализации существует временной лаг, зависящий от множества внутренних и внешних факторов. Сумма оборотных средств, достаточная для нормального функционирования процесса производства и реализации продукции, устанавливается путем нормирования оборотных средств, которое является основой их рационального использования.
Нормирование оборотных средств – это процесс определения минимальной, но достаточной для нормального протекания производственного процесса величины оборотных средств на предприятии.
В условиях рыночной экономики значение нормирования оборотных средств очень велико: предприятия самостоятельно должны устанавливать и контролировать норматив оборотных средств, так как в конечном итоге от этого зависит эффективность деятельности предприятия и его финансовое положение (платежеспособность, устойчивость, ликвидность). Занижение величины оборотных средств влечет за собой неустойчивое финансовое положение, перебои в производственном процессе и, как следствие, снижение объема производства продукции и прибыльности. Напротив, завышение размера оборотных средств замораживает средства в любом виде (складские запасы, приостановленное производство, излишние сырье и материалы), тем самым препятствуя вложению средств в расширение и обновление производства.
В практике внутрипроизводственного планирования предприятия используют следующие методыг нормирования оборотных средств.
Аналитический метод предполагает расчет потребности в оборотных средствах в размере их фактических средних остатков с учетом роста объема производства продукции в плановом периоде. Предварительно проводится детальный анализ эффективности использования оборотных средств в базисном периоде, выявляются факторы и резервы ускорения их оборачиваемости. Применяется на предприятиях, в структуре оборотных средств которых большую долю занимают производственные запасы.
Коэффициентныгй метод основан на делении элементов оборотных средств на две группы в зависимости от изменения объема производства. Оборотные средства, входящие в первую группу, зависят от объема производства. Расчет потребности в них производится аналитическим методом исходя из их размера в прошлом периоде и предполагаемого роста объема производства (сырье, материалы, готовая продукция, незавершенное производство). вторая группа включает расходы будущих периодов, запчасти, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, т. е. все виды оборотных средств, величина которых не зависит от изменения объема производства. Нормирование оборотных средств второй группы производится на основе фактических средних остатков за прошлый период.
Метод прямого счета заключается в расчете потребности в нормируемых оборотных средствах по каждому их элементу. Достоинство этого метода заключается главным образом в том, что он позволяет точно определить потребность в оборотных средствах. Однако он достаточно трудоемок, требует высокой квалификации экономистов и в основном применяется при узкой номенклатуре материальных ресурсов. Метод используется с целью уточнения потребности в оборотных средствах действующего предприятия или при организации нового предприятия, когда нет еще ни статистических данных, ни ритмично действующего производства, ни сформированной производственной программы.
Метод прямого счета требует определения норм запаса и среднедневного расхода по отдельным видам оборотных средств. При нормировании оборотных средств необходимо учитывать зависимость норм и нормативов от длительности производственного цикла, условий материально-технического снабжения (интервалов между поставками, размеров поставляемых партий, удаленности поставщиков, скорости перевозок) и условий реализации продукции.
Методика расчета потребности в оборотных средствах способом прямого счета представлена ниже.
Общий норматив оборотных средств представляет собой сумму частных нормативов:
Нобщ = Нп. з + Нн. п + Нг. п + Нб. р,
где Нпз – норматив производственных запасов;
Нн. п – норматив незавершенного производства;
Нг. п – норматив готовой продукции;
Нб. р – норматив расходов будущих периодов.
все слагаемые общего норматива оборотных средств должны быть представлены в денежном выражении.
Норматив производственных запасов определяется по формуле:
Нп. з = Qсут · N,
где Qсут – среднедневной расход материалов, руб.;
N – норма запаса для данного элемента оборотных средств, дни.
Норма запаса оборотных средств представляет собой период (количество дней), в течение которого оборотные средства отвлечены в производственные запасы. Норма запаса складывается из текущего, подготовительного, страхового, транспортного и технологического запасов:
N = Nт. з + Nп. з + Nстр + Nтр + Nтехн.
Текущий запас – основной вид запаса, обеспечивающий непрерывность процесса производства продукции. На размер текущего запаса влияют периодичность поставок по договорам и объем потребления материалов в производстве. Он принимается обычно на уровне половины среднего интервала между поставками. Средний интервал между равномерными поставками (цикл снабжения) определяется путем деления 360 дней на число планируемых поставок.
Страховой, или гарантийныгй, запас необходим на случай непредвиденных обстоятельств (например, в случае недопоставки сырья) и устанавливается, как правило, в размере 50 % текущего запаса, но может быть и меньше этой величины в зависимости от местоположения поставщиков и вероятности перебоев.
Транспортный запас создается лишь в случае превышения сроков грузооборота в сравнении со сроками документооборота. Документооборот – время на высылку расчетных документов и сдачу их в банк, время на обработку документов в банке, время почтового пробега документов. На практике транспортный запас определяется на основе фактических данных за предшествующий период.
Технологический запас создается в период подготовки материалов к производству, включая анализ и лабораторные испытания. Технологический запас учитывается лишь в том случае, если не является частью процесса производства.
Подготовительный запас устанавливается на основании технологических расчетов или посредством хронометража и относится к материалам, которые не могут сразу идти в производство (сушка древесины, обработка зерна).
В ряде случаев устанавливается также норма сезонного запаса, когда сезонный характер носит вид заготовляемых ресурсов (сахарная свекла) или способ доставки (водным транспортом).
Норматив оборотных средств по незавершенному производству определяется по формуле:
Нн. п = Vсут. Тц. Кн. з,
где Vсут – плановый среднесуточный объем выпуска продукции по производственной себестоимости;
Тц – длительность производственного цикла, дни;
Кнз – коэффициент нарастания затрат.
Перед тем как начать собственное дело, сопоставьте все плюсы и минусы для различных экономических масштабов. Например, вот основные минусы малого бизнеса:
- большой уровень экономического риска;
- зависимость от более крупных игроков на рынке;
- высокое влияние персонала на конечный результат;
- невысокий профессионализм управленцев;
- сложности при получении кредитов и субсидий.
Имеет значение и размер первоначального капитала. Чем выше накопления, тем больше шансов продержаться во время кризиса и не обанкротиться.
Недостатки среднего бизнеса:
- жесткая конкуренция и угроза поглощения крупными предприятиями;
- трудности при получении лицензий и патентов;
- периодическая нехватка денежных средств в обороте.
Риски владения крупной компанией:
- избыточная экономическая концентрация;
- локализация хозяйственных отношений;
- блокировка горизонтальных коммерческих связей, отсутствие возможности выйти за рамки конкретного предприятия.
Субъекты МСП имеют определенные льготы:
- им разрешается держать в кассе любое количество денег, и их за это не оштрафуют;
- у них есть возможность вести упрощенный бухгалтерский учет и начислять амортизацию 1 раз в год;
- для них установлены преференции в государственных и муниципальных закупках.
Минпромторг ежегодно формирует перечень субъектов малого и среднего предпринимательства и направляет его в ФНС России. Налоговики вносят коррективы в Единый реестр.
Основные плюсы малого бизнеса:
- наличие небольшой потребности в первоначальном капитале;
- небольшие расходы на ведение предпринимательской деятельности;
- возможность быстро реагировать на изменения в рыночной сфере;
- высокая оборачиваемость собственного капитала;
- тенденция роста свободных вакансий, вовлечение населения в рабочий процесс.
Преимущества средних компаний:
- создание новых рабочих мест;
- большая продуктивность капиталовложений;
- относительно высокая доходность;
- конкурентоспособность;
- финансовая мобильность.
Плюсы крупных предприятий:
- обеспечение экономической стабильности в стране;
- изменение внешней среды бизнеса;
- экономия производственных издержек;
- внедрение в бизнес современных технологий;
- экспансия на мировых рынках и т. д.
По сути, для владельца компании неважно, к какой форме относится его ООО — это малый или средний бизнес или даже микропредприятие. Главное — это конкурентоспособность, стабильный доход и низкие издержки.
Малые предприятия и современные условия их развития
Предпринимательством считается любая самостоятельная систематическая коммерческая активность. Это значит, что она изначально направлена на получение прибыли за продажу своих товаров, услуг, предоставление имущества в пользование и так далее. Независимо от того, как ведется работа, она должна быть зарегистрирована в установленном законом порядке.
Размеры предприятия определяют множество уникальных критерий его работы. Небольшие фирмы государство традиционно поддерживает, снижая налоги и другие обязательные платежи, к большим — предъявляет много требований, поскольку они приносят огромный доход. Естественно, что молодым предпринимателям важно понимать разницу между всеми формами, чтобы правильно вести свою деятельность.
Малый бизнес на сегодняшний день является самым распространенным. Его проще организовать, даже имея небольшой опыт в работе или его полное отсутствие. Постепенно размеры могут увеличиться до средних, за счет увеличения годового оборота и привлечения большего количества ресурсов.
Крупным предприятием может называться только компания, охватывающая несколько регионов страны или вышедшая на международный уровень. У него всегда есть большое количество конечных потребителей, а значит спрос превышает предложение.
Вопреки распространенному мнению, к небольшому предпринимательству относятся не только ИП, но и маленькие компании, в штате которых находится около 50 человек. Главными особенностями такой формы можно назвать:
-
Небольшую территорию. Речь здесь идет не только о площади, занимаемой офисом фирмы, но и областью обслуживания клиентов.
-
Ограниченный список деятельности. Работать по такому принципу могут магазины, туристические агентства, небольшие производства, стоматологические или другие маленькие клиники, частные учебные заведения, специализирующиеся на курсах.
-
Минимальный набор проверок. Контролирующие органы предоставляют маленьким компаниям надзорные каникулы, а когда они заканчиваются — срок проведения проверяющих мероприятий не превышает 50-ти часов в год.
Малые предприятия и их место в экономике России
(«4») Все многообразие предпринимательской деятельности может быть классифицировано по разным признакам: виду или назначению, формам собственности, количеству собственников, организационно-правовым и организационно-экономическим формам.
По формам собственности предприятия могут быть частными, государственными, муниципальными, а также находиться в собственности общественных объединений.
По численности собственников предпринимательская деятельность может быть индивидуальной и коллективной. При индивидуальном предпринимательстве собственность принадлежит одному физическому лицу. Коллективному предпринимательству соответствует собственность, принадлежащая одновременно нескольким субъектам с определением доли каждого из них (долевая собственность) или без определения долей (совместная собственность).
Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества.
По виду или назначению предпринимательская деятельность может быть производственной, финансовой, консалтинговой, коммерческая (торговая, торгово-закупочная, торгово-посредническая, на товарных биржах) и др. Все эти виды могут функционировать раздельно или вместе. (табл. 2.1)
Табл. 2.1.
Виды предпринимательской деятельности.
Еще одной проблемой является бюрократизация нашего государственного аппарата. Ни одна программа не предусматривает мер по борьбе с чиновничьим беспределом в Российской Федерации. На уровне центрального правительства принимается огромное количество решений в поддержку предпринимательства, но никто не борется с тем, что любой человек, желающий заняться бизнесом, должен потратить уйму времени и денег лишь на то, чтобы получить всевозможные справки и разрешения. Естественно, бюрократия тесно связана со взяточничеством. Еще одной из проблем торможения развития малого предпринимательства в РФ является система отчетности, в приложении 1 приведен табель (перечень) централизованных форм государственной статистической отчетности на 2008 год.
(«7») Каждое вновь созданное предприятие малого бизнеса подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» от 8 августа 2001 года. С момента государственной регистрации предприятие считается созданным и в соответствии со ст. 51 Гражданского кодекса Российской Федерации приобретает статус юридического лица. [10]
Для государственной регистрации любой субъект предпринимательской деятельности представляет регистрирующему органу исполнительной власти следующие документы:
- заявление, которое подписывает учредитель предприятия; учредительный договор или решение о создании предприятия; устав предприятия, утвержденный учредителями; документ, подтверждающий оплату не менее 50% размера уставного капитала предприятия; свидетельство об уплате государственной пошлины; документ, подтверждающий согласие соответствующего антимонопольного органа на создание предприятия, в случае если размер уставного капитала превышает величину, установленную законодательством Российской Федерации.
Государственная регистрация должна быть осуществлена в срок не более 5 рабочих дней со дня предоставления документов в регистрирующий орган.
Малые предприятия и их место в экономике России (стр. 1 )
Малое предпринимательство – один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства. И если крупный бизнес – это скелет, ось современной экономики, то все многообразие мелкого и среднего предпринимательства – мышцы, живая ткань хозяйственного организма. Именно этот факт побудил меня выбрать для курсовой работы тему «Субъекты малого предпринимательства», которую я посчитал наиболее актуальной на сегодняшний день.
Изучение этой темы также значительно для развития малого предпринимательства в России, так как оно возродилось в нашей стране сравнительно недавно – в конце 1987 года, когда государство в лице законодательной власти благословило частную инициативу, или предпринимательство. Именно в 1987 году в СССР появились, и стали активно развиваться кооперативы. Россия сделала выбор в пользу демократического общества, основанного на рыночных отношениях и власти закона и призванного обеспечить личную свободу граждан, существование без насилия, возможность каждому трудиться на себя. Однако новые экономические структуры и по сей день переживают этап становления, несколько затянувшийся, по правде говоря.
Итак, целью работы является анализ малого предприятия и разработка предложений по совершенствованию деятельности предприятия.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность, виды, формы малого предприятия;
- приобрести практические навыки, проводя поэтапный анализ технико-экономической характеристики малого предприятия;
- раскрыть проблемы малого предприятия на конкретных примерах;
- разработка по совершенствованию деятельности малого предприятия.
Объект исследования – малое предприятие.
Предметом исследования является процесс и проблемы функционирования малого предприятия.
Работа состоит из введения, теоретической части, заключения, списка литературы.
Теоретической и методологической базой послужили Кодексы и Законы РФ, нормативные акты, отечественная литература, периодическая печать, Интернет-ресурсы.
В данной работе были использованы методы: анализ, синтез, табличный, нормативный, а также программные продукты Microsoft Word, Microsoft Excel.
В соответствии с толковым словарем В. Даля предпринимательство – есть исполнение какого-либо нового дела, совершение чего-либо значительного.
В специальных исследованиях используется его трактовка – это деятельность тем или иным способом связанная с получением прибыли, дохода.
В Энциклопедическом словаре предпринимателя мы находим такое определение: «Предпринимательство (фр. entreprise) — инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица. Предприниматель (фр. entrepreneur) может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законом, включая коммерческое посредничество, торгово-закупочную, консультативную и иную деятельность, а также операции с ценными бумагами».
Понятие малого предпринимательства неразрывно связано с размером действующих хозяйственных субъектов – малых предприятий.
В соответствии с законом от 24.07.2007г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями от 18 октября 2016 года) к субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим:
1) для юридических лиц — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
- от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
- до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек;
- выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
малый предпринимательство рыночный бизнес
Все многообразие предпринимательской деятельности может быть классифицировано по разным признакам: виду или назначению, формам собственности, количеству собственников, организационно-правовым и организационно-экономическим формам.
1) По формам собственности предприятия могут быть:
- частными
- государственными
- муниципальными
- находиться в собственности общественных объединений.
- 2)По численности собственников предпринимательская деятельность может быть:
- индивидуальная — собственность принадлежит одному физическому лицу
- коллективная — собственность, принадлежащая одновременно нескольким субъектам с определением доли каждого из них (долевая собственность) или без определения долей (совместная собственность).
3) В числе организационно-правовых форм различают:
- товарищества
- общества
- кооперативы.
4)К основным организационно-правовым формам можно отнести:
- концерны
- ассоциации
- синдикаты
- картели
- финансово-промышленные группы
- холдинги
Рассмотрим подробно одну из организационно-правовых форм – общество с ограниченной ответственностью.
Итак, общество с ограниченной ответственностью является разновидностью объединения капиталов, не требующих личного участия своих членов в делах общества. Характерными признаками этой коммерческой организации являются деление ее уставного капитала на доли участников и отсутствие ответственности последних по долгам общества. Имущество общества, включая уставной капитал, принадлежит на праве собственности ему самому как юридическому лицу и не образует объекта долевой собственности участников. Поскольку вклады участников становятся собственностью общества, нельзя сказать, что его участники отвечают по долгам общества в пределах внесенных ими вкладов. В действительности они вообще не отвечают по долгам общества, а несут лишь риск убытков. Даже те из участников, кто не внес свой вклад полностью, отвечают по обязательствам общества лишь той частью своего личного имущества, которая соответствует стоимости неоплаченной части вклада (п.1 ст.87 ГК).
Общество с ограниченной ответственностью является наиболее типичной формой «компании одного лица» и в развитых зарубежных правопорядках. Поэтому абз. 1 п. ст. 87 ГК прямо допускает такую возможность, что расходится с чисто грамматическим пониманием «общества», но вполне соответствует юридическому существу дела. ГК исключает только возможность единоличного участия в обществе с ограниченной ответственностью другой компании «одного лица».
По виду или назначению предпринимательская деятельность может быть:
- производственной
- финансовой
- консалтинговой
- коммерческая (торговая, торгово-закупочная, торгово-посредническая, на товарных биржах) и др. Все эти виды могут функционировать раздельно или вместе (таблица 1).
Таблица 1- Виды предпринимательской деятельности.
Виды предпринимательской деятельности |
|||
Производственная |
Коммерческая |
Финансовая |
Консалтинговая |
Инновационная Научно-техническая Производство товаров и оказание производственных услуг Производственное потребление товаров и услуг Выполнение строительных, ремонтно-строительных и сельскохозяйственных работ Выполнение транспортных операций и операций связи Информационная |
Торговая Торгово-закупочная Торгово-посредническая На товарных биржах |
Банковская Страховая Лизинговая На фондовых биржах |
Общее управление Администрирование Финансовое управление Управление кадрами Маркетинг Информационные технологии |
Каждое вновь созданное предприятие малого бизнеса подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» от 8 августа 2001 года. С момента государственной регистрации предприятие считается созданным и в соответствии со ст. 51 Гражданского кодекса Российской Федерации приобретает статус юридического лица.