Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Система взимания платы с грузовых автомобилей «Платон». Досье». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Чтобы заключить договор и получить бортовое устройство, владельцу автомобиля необходимо лично явиться в Центр поддержки пользователей. В случае, если в Центр поддержки для заключения договора на безвозмездное пользование устройством обратился не сам владелец большегруза, а его представитель, то, помимо документов, перечисленных нами выше, у представителя должна быть подтверждающая его полномочия доверенность, в том числе на получение бортового устройства «Платон».
Срок замены бортовых устройств «Платон»: подводные камни
Страсти по системе взимания платы «Платон» с автомобилей, имеющих максимальную разрешённую массу свыше 12 тонн, не утихают. Этой весной пользователей взволновали разговоры о повышении тарифа (подробности можно прочитать ), правда, вскоре владельцев грузовиков успокоили переносом индексации на лето 2021 года. А тут очередное событие: пришло время замены бортовых устройств.
Естественно, у кого-то процедура прошла быстро и гладко, а для кого-то обернулась нервотрёпкой. Мы попросили экспертов поделиться своим опытом и мнениями по этому поводу.О том, что эти устройства требуется менять каждые три года, власти и оператор системы предупреждали ещё при внедрении «Платона». Объясняют это необходимостью
«обеспечения сохранения надёжности защиты данных пользователей системы от несанкционированного доступа»
Но так как это первая замена, то волнения будут, уверены игроки рынка.
«Их обязательная единовременная замена может вызвать повторение кризиса ноября 2015 года, когда владельцы грузовиков «штурмом» брали офисы системы «Платон» в регионах, создавали стихийные и организованные очереди.Во избежание такой ситуации необходимо изменить саму процедуру.
Например, дать возможность выбрать дату, в которую перевозчик может обратиться в офис «Платон» и получить новое устройство.
И только после его установки в тягач сдать старое. Это всё поможет в сезон высокого спроса на перевозки избежать дефицита доступного для перевозок грузового транспорта», — считает директор по закупкам транспортных услуг ГК FM Logistic Эдуард Миронов.«К сожалению, у перевозчиков нет возможности заранее заменить бортовые устройства.
Нам бы хотелось, чтобы «РТ Инвест Транспортные системы» обеспечили центры обслуживания дополнительными рабочими местами и сотрудниками, увеличили время их работы, а также создали дополнительные временные центры обслуживания, в которых бы велась бесперебойная работа. Тогда процедура замены бортовых устройств будет оперативной», — высказывает пожелание директор по перевозкам и эксплуатации
Контроль и наказание за нарушения
За несвоевременную и неполную оплату по «Платону» для владельцев т/с предусмотрена административная ответственность (соответствующие поправки в Кодекс внесены Минтрансом РФ). Штрафы предусмотрены за движение без внесения платы, каковым принято считать:
- езда с выключенным или не работающим по причине поломки бортовым устройством (без оформления Маршрутной карты);
- ноль средств, внесенных на расчетный счет;
- съезд с запланированного маршрута (если нет бортового устройства);
- отклонение по времени или дате (без БУ);
- продолжение поездки при истечении средств на счету.
За такие нарушения, зафиксированные системой контроля, предусмотрена ответственность по ст. 12.21 КоАП РФ:
- 5 тыс. руб. – за первое нарушение;
- 10 тыс. руб. – за рецидив.
Штрафы одинаковые как для физических, так и для юридических лиц. В 2015 году отменена ответственность для водителей – штрафы с них не взимаются.
Использование глушилок
Действенный и простой в применении способ. Нужно уточнить информацию о приборе, который поставили в машину. А именно, на каких частотах он работает. И подобрать модель глушилки, подавляющую эти частоты. По мере необходимо, включать и выключать систему глушилкой. Сейчас на рынке представлено большое количество моделей глушилок. Они отличаются радиусом подавления, размерами, частотами подавления, временем работы от аккумулятора и от сети. Главное здесь выбрать подходящий вариант.
Например, глушилка Мгла. Защищает информацию о местоположении, передвижениях с помощью блокировки gps, Glonass маяков и трекеров. Имеет широкий частотный диапазон, подавляет сигналы в радиусе до 20 метров, может работать до 3 часов от аккумулятора, можно подключать в прикуриватель или к 220. Имеет шесть внешних антенн и монитор на корпусе, где отображаются температура, подавляемые частоты, уровень зарядка аккумуляторной батареи. Плюс небольшая по размерам: 148 x 84 x 53 мм (без антенн), масса 467 грамм.
Что должен сообщить оформитель
Где бы и как не оформлялась эта карта, водитель или владелец грузовика для правильного оформления обязан сообщить следующие данные:
Начало и конец маршрута. Иногда может потребоваться передать до трех промежуточных пунктов маршрута.
Точное время начала рейса.
Регистрационный номер самого большегрузного автомобиля.
Номер(свидетельства о регистрации большегруза (СОРС).
До 1.01.2019 для владельцев большегрузов существовала налоговая льгота. Суммы, уплаченные за проезд по системе Платон, высчитывались из транспортного налога. С 2021 года этот налог будет платиться полностью. Но платежи за проезд можно будет высчитать из статьи доходов для снижения налога на прибыль.
Какие бывают модели БУ
Приобрести БУ Платон можно только в специализированных Центрах. На сегодняшний день представлено пять моделей:
Наименование | Производитель | Описание | Сертификат |
БУ 1201 | Центрсвязьинком город Москва | Имеет форму кристалла, светодиодная индикация расположена в центре. | июль 2015 |
БУ 1201 2016 | Центрсвязьинком город Москва | Модифицированная версия предыдущей модели. | март 2016 |
БК-СВП 1.0 | ООО «Глобальные системы автоматизации» (ГЛОСАВ) г.Москва | Прямоугольная форма с индикацией вверху и внизу. | сентябрь 2016 |
БУ-101 | ООО «НТЦ «Измеритель» | Чёрная пластиковая коробочка с индикацией вверху. Кнопка управления расположена в центре. | сентябрь 2015 |
БУ МТ 001 | ООО «МосОблТелематика» | Прямоугольная форма с управлением в центре. Есть присоски для крепления к лобовому стеклу. | август 2019 |
У каждого бортового устройства есть декларации, сертификаты и паспорта. Ознакомиться с документами Вы можете на официальном ресурсе Платон.
Как оплатить водителю
Для водителей оплата проезда возможна в , через сайт системы и через терминалы. Кроме того, оплатить проезд можно через бортовое устройство и маршрутную карту, это два варианта осуществления контроля за движением автомобиля.
Бортовое устройство – небольших размеров приспособление, которое без труда устанавливается на лобовое стекло кабины. Но нельзя размещать устройство в обогреваемой зоне стекла.
Бесплатно через будет распространено 2 миллиона таких устройств. Для получения нужно в офисе системы зарегистрироваться, подписать договор и получить устройство.
Сведения с устройства передаются в центр системы непрерывно; автоматически списываются со счета деньги за проезд только по федеральным дорогам.
Существует еще способ оплаты с помощью маршрутной карты. Оформляют карту также в офисе системы «Платон», есть возможность оформить и через терминал. В карте указывают пункты отправления и назначения, промежуточные – при их наличии. Вносятся сведения об автомобиле и водителе для контроля передвижения.
Существует разница в использовании бортового устройства по сравнению с маршрутной картой. Карта предполагает передвижение по фиксированному маршруту, устройство позволяет маршрут выбирать и корректировать. Порой такие преимущества дорогого стоят, особенно в случае дорожных пробок.
Бортовое устройство Платон будет выдаваться бесплатно
Как рассчитать оплату на Платон
Оплата взимается только с тех средств, которые зарегистрированы. При этом каждое транспортное средство, соответствующее по параметрам массы, должно получить регистрационный номер в системе. Каждому клиенту присуждается свой номер, на который собственно и вносятся средства.
Процесс регистрации сопровождается выдачей клиенту банковских реквизитов, и владелец должен будет уплачивать авансовые платежи. При этом средства со счёта будут списываться, по мере того, как владелец будет передвигаться по российским дорогам.
Расчет платы производится по следующим параметрам:
- маршрутная карта – это описание схемы движения автомобиля. Она оформляется перед каждой поездкой, при этом она может быть составлена, как самим владельцем автомобиля, так и предприятием, на котором автовладелец работает. Оператор рассчитывает маршрутную карту очень подробно, поскольку указывается не только начальная и конечная точки, но и все промежуточные, которых может быть больше 10. Оплата на Платон должна поступить в течение одних суток;
- с помощью системы ГЛОНАСС. Система ГЛОНАСС контролирует все передвижения автомобиля и фиксирует любые изменения маршрутов. Сведения передаются автоматически оператору, который с легкостью может рассчитывать плату и списывать его со счёта Платона. При этом для списания средств необходимо, чтобы на Платоне были деньги. Если средств не окажется на дату списания, то автовладельцу будет начислен штраф.
Таким образом, внесение оплаты за систему в систему Платон осуществляется до того, как автомобиль начнёт передвижение.
Как получить бортовое устройство в системе «Платон»
Бортовое устройство является ключевым элементом системы «Платон». Этот небольшой прибор предназначен для автоматического слежения за маршрутом движения крупнотоннажного автомобиля по дорогам федерального уровня. Контроль за перемещением ТС осуществляется благодаря спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS или ГЛОНАСС.
Пользоваться «бортовиком» намного проще, чем маршрутной картой. Деньги списываются со счета автоматически за каждый пройденный километр пути, нет необходимости четко следовать маршруту. На сегодня уже выдано почти 350 тыс. таких устройств. Вместе с тем, маршрутных карт оформлено более 6,5 млн. Причина недостаточного распространения «бортовиков» в том, что многие компании недовольны сложностью процедуры его получения.
Оплата дорог: система Платон не дремлет
Рассчитывать на добровольную оплату вреда, причиняемого дорогам автомобилями с грузоподъемностью более 12 тонн, было бы наивно, поэтому основной задачей, поставленной перед специалистами, было внедрение надежной системы контроля. Принцип действия достаточно прост: получая данные о передвижении транспортного средства, система рассчитывает размер платы в зависимости от пробега по федеральным трассам.
По замыслу разработчиков, каждый большегрузный автомобиль должен быть оснащен бортовым устройством – БУ 1201. Перемещение фиксируют спутниковые навигационные системы: GSM и ГЛОНАСС; для повышения точности предусмотрена двухсистемность.
Контроль передвижения осуществляется при проезде фур через стационарные рамки, установленные на федеральных трассах, а также специализированными магазинами, оснащенными соответствующим оборудованием. Планируется, что к лету следующего количество рамок возрастет до 481 (в настоящее время работают не больше сотни). Около 100 автомобилей с оборудованием для контроля постоянно меняют дислокацию, поэтому обхитрить систему «Платон» для большегрузов вряд ли удастся.
Инструкция и правила эксплуатации
На каждой коробке есть личный номер, который соответствует номеру на устройстве. Передавать кому-либо Платон, либо ставить его на другой автомобиль категорически запрещается, так как каждый прибор закреплен за «своим» автомобилем. То есть пользоваться им может только на одной машине.
Бортовое устройство Платон работает при температуре от -40 до +50, тем не менее, при длительной остановке БУ лучше забрать с собой, если температура на улице спустилась ниже -10, либо поднялась выше +25 градусов.
Перед тем, как завести машину вынимайте штекер из прикуривателя, ведь при запуске двигателя может образовываться высокое напряжение, способное вывести из строя БУ. К тому же, такая поломка является не гарантийной.
Рассматриваемое нами бортовое устройство автоматически снимает определенную денежную сумму со счета владельца автомобиля. Благодаря тому, что оно определяет ваш текущий маршрут (с помощью системы Глонасс и GPS), передает данные в систему Платон через сотовых операторов и автоматически производит расчет стоимости проезда.
Система «Платон» — это современная система, которая позволяет взимать плату с грузовых автомобилей за передвижение по дорогам нашей страны. Администрированием системы и контролем за всеми операциями занимается фирма ООО РТИТС (РТ-Инвест Транспортные Системы).
Эта организация наполовину находится в ведении корпорации «Ростех», а на вторую половину принадлежит Игорю Ротенбергу – известному предпринимателю. Эти же лица указаны и в числе учредителей общества с ограниченной ответственностью. Ежегодная прибыль ООО исчисляется в десяток миллионов рублей – это плата за операторские услуги. Сама система приносит в казну государства ежегодно около 50 миллиардов рублей.
50 774 км автомобильных дорог в России входят в часть системы, именно проезд большегрузов по ним является платным. О картах будет рассказано далее.
Машины, которые затрагивает «Платон»
Как уже было сказано, рассматриваемая система касается только работы большегрузов. Согласно нормативным актам, отвечающим на вопрос о том, как работает «Платон», транспортные средства менее 12 тонн не попадают под действие системы. Под регулирование попадают большегрузы, вес которых превышает обозначенную цифру с учетом водителя и пассажиров.
Какие машины здесь следует выделить? Согласно статье 31.1 ФЗ-257, это:
- армейский и военный транспорт;
- машины спецслужб: пожарников, полиции, скорой помощи, газовых служб и т.д.;
- специальные машины для перевозки людей, за исключением транспорта грузопассажирского типа.
Стоит отметить, что изначально закон касался только дальнобойщиков.
Что делать при поломке
К сожалению, любые устройства рано или поздно ломаются, кроме того, всегда есть шанс потерять его где-то, либо, что еще хуже, забыть. Если что-то похожее произошло с вами не в пути, то действия должны быть следующими:
- Обратится в центр поддержки
- Зарегистрировать факт утраты устройства,
- Следовать советам оператора
Сделать все вышеперечисленные нужно как можно быстрее.
Намного чаще происходят случаи поломки и утраты устройства в дороге, если с вами произошла именно такая ситуация — вот что вы должны предпринять:
- Немедленно прекратить движение, сделав остановку;
- Свяжитесь с сотрудником информационного центра;
- Расскажите ему о случившейся ситуации, сообщите ему свои данные.
После этих действий, сотрудник поддержки предложит вам 2 выхода из ситуации:
- Проложить маршрут до места назначения, определив ваше местоположение;
- Проложить маршрут до ближайшего центра поддержки компании, для устранения неполадки там.
Если вы будете продолжать свой маршрут, не сообщив о поломке, то вам будет выписан штраф от 5000 до 10 000 рублей. В случае гарантийной поломки вы имеете право на получение нового устройства.
Бортовое устройство системы «Платон»
Владельцы грузовых транспортных средств с разрешенной максимальной массой больше 12 тонн должны вносить платежи в систему «Платон» в качестве компенсации за вред, который наносит их автомобиль трассам общего пользования.
Вначале все транспортные средства, за которые следует вносить плату, и их владельца необходимо зарегистрировать в реестре системы «Платон». Регистрация в реестре производится на основании заявления, которое составляет собственник транспортного средства.
В этом заявлении должны быть указаны определенные данные как о транспортном средстве (в частности, модель автомобиля, реквизиты свидетельства о его регистрации и т.д.
), так и о его собственнике (в частности, фамилия, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность, адрес регистрации).
Если для внесения платы планируется использовать бортовое устройство «Платон», то в заявлении о регистрации в реестре целесообразно указать о намерении использовать данное устройство.