- Трудовое право

Русская вера и русские традиции: старообрядчество и староверы вчера и сегодня

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Русская вера и русские традиции: старообрядчество и староверы вчера и сегодня». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Венчание – это церковное Таинство, то есть священнодействие с незримым участием Самого Господа. В этом Таинстве Бог освящает брачный союз Своей благодатью. Таким образом, естественные отношения между мужчиной и женщиной обретают духовное измерение и брак становится ступенью на пути ко Господу. Образно это показано в Евангельском рассказе о чуде превращения воды в вино, совершённом Христом на свадьбе в Кане Галилейской (Ин. 2:1-11).

Брак и Венчание в Православии

Венчание не подменяет собой брак, а дополняет его. Брак без Венчания не является блудом. Церковь настаивает на необходимости проведения Таинства. Но при этом признаёт невенчанный законный союз мужчины и женщины. Приведём слова протоиерея Димитрия Карпенко:

«Не венчанный, но зарегистрированный государством брак — есть брак, который Церковь уважает и не считает грехом».

Венчанием молодожёны словно приглашают Христа на свой праздник и просят благословить их совместную жизнь. Таинство укрепляет отношения и освящает их Божественной благодатью. Однако важно понимать, что оно не является сделкой с Богом и гарантией семейного счастья. Венчание не спасёт брак, если супруги не трудятся над самим собой и не стараются жить по-христиански.

Архимандрит Андрей (Конанос) сравнивает брак с горящей лампадой:

«Если не дольёшь в нее масла, то в скором времени она начнет мерцать и потухнет. Чтобы сохранить брак, необходимо работать над этим, необходимо этому способствовать».

Преподобный Паисий Святогорец учил:

«Супруги должны, насколько это возможно, возделывать добродетель любви, чтобы двое всегда были слиты воедино и чтобы вместе с ними пребывал Третий — наш Сладчайший Христос» («Слова», том 4).

Развенчание церковного брака: мнения священников

Иерей Святослав Шевченко называет Венчание Таинством «по соединению, сращиванию двух душ в одно целое на сакральном уровне». Священник признаёт, что довольно часто слышит вопрос «Как развенчаться в церкви?». Отец Святослав подчёркивает, что Таинства не имеют обратной силы, и напоминает об ответственности супругов перед Богом за распад семьи без уважительной причины.

Священник Михаил Самохин отмечает, что развод для христианина не означает возвращения добрачной свободы:

«Необходимо не «развенчание», а повторный брак. Не свобода, а снова семья, малая церковь».

Протоиерей Андрей Ефанов говорит, что развенчание церковного брака – это народная выдумка. Такого понятия вообще нет в церковной жизни. Отец Андрей напоминает, что в некоторых случаях разведённые христиане могут получить церковное благословение на второе венчание в епархии по месту жительства.

Вот что о невозможности «развенчания» говорит протоиерей Владимир Воробьёв:

«Церковные Таинства созидают жизнь, но среди них нет ни одного, призванного разрушить ее. Венчание – это не договор, который можно расторгнуть в любое время. Природа Таинства совершенно иная».

Протоиерей Андрей Ткачёв также видит в желании «развенчаться» легкомысленное отношение к Таинству:

«Венчание превращено нами просто в красивую церемонию… И через год приходим и говорим: «Надо бы развестись и развенчаться». Венчание — это слишком серьезная вещь для того, чтобы вот так с ним баловаться».

Какой брак Церковь может признать недействительным?

Правящий архиерей может признать недействительным венчание, которое совершили, не зная о препятствиях к нему или намеренно, зная о них. Исключение: если у венчания были препятствия, которые может преодолеть благословение архиерея; если один из венчанных не достиг брачного возраста, при условии, что к моменту обнаружения факта брачный возраст уже наступил или в таком браке родился ребенок.

Также церковный брак могут признать недействительным, если один из супругов заявит о неспособности другого к брачному сожительству по естественным причинам, наступившим до брака, которые не были известны заявителю и при этом не связаны с преклонным возрастом. Такое обращение в епархии могут принять не раньше чем через два года после регистрации брака. Этот срок не обязателен в случаях, когда неспособность супруга несомненна.

Особенности процедуры

Под развенчанием подразумевают развод по разрешению священнослужителя. Во времена правления церкви браки заключались только с согласия священников. Они выполняли роль современного ЗАГСа. Развод тоже давали священники. При этом должны быть веские основания для завершения брака, прописанные в церковном уставе. Пока супруги не получили свидетельство о развенчании, они не могли жениться, выходить замуж повторно.

В наши дни официальным органом, регистрирующим браки, является ЗАГС. Развод тоже происходит по заявлению одного из супругов либо двух. Несмотря на это, осталась «привычка» венчаться в церкви, а значит, и получать развенчание нужно тоже в случае развода. С одной стороны, так и должно быть, ведь люди, которые начинают «играть» по правилам православия, должны полностью их придерживаться. Однако на самом деле нет никаких последствий, если процедура развенчания не будет выполнена.

Многие верующие уверены, что в процессе венчания в церкви происходит благословение Бога на брак, а значит, он будет счастливым. Если быть точным, Бог венчает пару в тот момент, когда происходит знакомство женщины и мужчины, а если копнуть вглубь, то в момент рождения. Бог каждому создал пару и в определенный момент делает так, чтобы супруги встретились.

Другими словами, нужно понимать, что церковные правила, общественные (ЗАГСа) и божеские — три разные вещи. Таким образом, если решено венчаться в церкви, значит, потребуется проходить и процедуру развенчания.

«Я заставлю тебя бояться меня, по апостолу Павлу!»

– Отец Александр, вы как-то упоминали о статистике разводов среди венчанных пар. Напомните, пожалуйста, что за статистика?

Читайте также:  Налог на имущество организаций заморозят на уровне 2022 года

– Эту статистику я веду уже два года. Все приходы подают в епархиальное управление данные о том, сколько у них было крещений, отпеваний и, в том числе, венчаний. А на первом этаже епархиального управления есть приемная, где сидит батюшка, отец Фома, вынужденный принимать прошения на имя митрополита о расторжении церковного брака – он тоже ведет свою статистику: сколько прошений принято, сколько удовлетворено. Вот эти данные я и сопоставил. В 2014 году в Санкт-Петербурге было 1738 венчаний и примерно 620 разводов. В 2015 году – 1638 венчаний и 901 развод. То есть тенденция – не самая лучшая. За 2016 год, понятно, данных у меня еще нет.

– Церковный развод – это то, что на светском языке люди называют «развенчанием»?

– Да, именно это слово люди, как правило, используют, хотя оно некорректно. Скажем так, на практике они приходят не к самому архиерею, а к его секретарю, или к специально поставленному решать такие вопросы священнику – к тому же отцу Фоме. Причем у отца Фомы есть свое очень мудрое требование: если пара менее года в гражданском разводе, то ее прошение не рассматривается. А с недавнего времени тех, кто хочет подать на развод, сначала стали отправлять ко мне, и лишь после разговора со мной – к отцу Фоме.

– А о чем вы говорите с ними?

– Во-первых, я задаю им вопрос: «Что у вас произошло? Что заставляет вас подавать на развод?» Некоторых этот вопрос удивляет и даже возмущает, потому что люди привыкли, что это их личное дело: захотел – женился, захотел – развелся. Зачем спрашивать?

Я объясняю, что, вступая в венчанный брак, они публично обещали Богу и Церкви хранить любовь и верность друг другу всю жизнь, а тут – «здрасьте». Поэтому, я считаю, вопрос уместен: «Что у вас произошло?» Хотя бы потому, что они получат сейчас церковный развод с правом вступления во второй венчанный брак, и где гарантия, что печальная история не повторится? Но чаще всего люди потом даже благодарят за этот разговор – хотя бы кому-то действительно оказалась важна их семейная история, их семейная трагедия, и хотя бы кто-то их выслушал.

Болезненные темы – а можно без них?

– Другими словами, для того, чтобы семейная жизнь не превратилась в коммуналку, надо прикладывать какие-то специальные усилия на протяжении брака – само собой ничего не сложится?

– Да, именно так. И поскольку не работают традиции предков, на которых зиждется и строится патриархальная семья, возникает особая потребность в том, чтобы обо всем договариваться. А договариваться надо уметь. То есть сейчас возникла потребность в специализированных программах по обучению диалогу в семье. Людей этому нужно учить перед тем, как они вступят в брак, потому что без этого происходит то, что мы сейчас видим.

– Все начинается с неумения общаться, так?

– Совершенно верно. А попытки выстроить диалог самостоятельно приводят еще к большим скандалам. Допустим, один раз попробовали какую-то болезненную тему проговорить – не получилось, вместо разговора – поругались. Значит, в следующий раз эту тему просто не трогаем. Зачем? Иначе еще раз поругаемся! И количество таких больных тем растет, растет с каждым годом, с каждым разом, когда мы поругались. И вот эта тема – табу, эта тема – табу, эта тема – табу. В итоге нам просто не о чем поговорить. А даже если и хочется о чем-то поговорить, то страшно, потому что боимся в очередной раз поругаться. Это то, как люди живут.

– Отец Александр, разве не может быть между мужем и женой табуированных тем? Ну он болеет за Спартак, она за ЦСКА – какие тут компромиссы? Разные у них взгляды на политику или на веру: один супруг – неверующий, другой – верующий, разве они могут найти точки соприкосновения в этой области?

– Понимаете, эти табуированные темы – как нарывы, которые могут закапсулироваться: внутри, полные гноя, и, чуть что не так, они прорвутся и вызовут заражение крови. Поэтому даже эти больные темы надо проговаривать. Нет, никто не говорит, что неверующий должен стать верующим, или что верующий должен стать неверующим! Но о том, как вместе жить с разными мировоззрениями, нужно говорить. Искать компромиссы, искать какие-то точки взаимопонимания.

– А вы сталкивались на практике с парами, которые прекрасно уживаются, несмотря на разные мировоззрения?

– Чаще все же, если они проявляют усердие, любовь, заботу друг о друге и вместе живут, то неверующий к вере приходит. Кстати, очень часто кто-то из супругов первый раз в жизни причащается именно на выезде «Супружеских встреч» и, что радует, потом начинает причащаться регулярно. Так что у наших программ оказывается еще и миссионерский эффект.

Конечно, когда есть конфликт ценностей, здесь крайне сложно помочь людям. Но, тем не менее, надо понимать, что табуированные темы – это мины замедленного действия, которые могут взорваться много-много лет спустя. К тому же сам факт наличия этих тем рождает недоверие друг к другу. Как показывает практика, если удается помочь людям проговорить эти табуированные темы, правильно проговорить, то обычно изменяются и отношения друг с другом.

– Можете привести пример – как это, проговаривать правильно? Есть какие-то правила таких разговоров?

– Скажем так, на наших программах – есть две программы: «Счастье навсегда» – для подготовки к вступлению в брак, и «Семейный диалог» – это программа по работе с семейными парами – и там, и там мы говорим участникам, что есть четыре принципа диалога. И если разговор вместо проговаривания ситуации, нахождения выхода из ситуации превращается в скандал, в крик, заканчивается обидой, то это первый признак того, что нарушен какой-то из этих принципов. А может быть, сразу два, или три, или все четыре.

Каторга и безвестное отсутствие

Причинами для развода сегодня считают безвестное отсутствие, длящееся не менее 3 лет, а также получение одним из супругов наказания, которое лишает его всех прав. Подобные причины действовали и раньше. Так в XV веке жена могла развестись, если узнавала, что муж до свадьбы скрыл «холопское состояние» или уже во время супружества без ведома жены «продал свободу». По законам того времени жена холопа автоматически становилась холопкой. Если такое происходило в результате незнания или обмана, Церковь разрешала женщине развод и восстановление статуса свободного человека.

С XV в. Церковь закрывала глаза на второй брак женщин, чьи мужья «безвестно отсутствовали». Как пишет в статье «Расторжение брака в Российской империи на рубеже XIX-XX вв.» О. Яненко, для развода по этой причине требовалось три условия. Первое – брак должен быть заключен официально. Второе – о нахождении мужа действительно никто ничего не знает. Третье – отсутствие длилось не менее 5 лет. Проситель проходил через многочисленные дознания, отвечал на бесконечные вопросы о родственниках, имуществе, возможных местах нахождения пропавшего. Полиция проводила расследование. В газете публиковалось объявление о безвестно отсутствующем. Если через год после публикации сообщения и розысков человек не находился, брак аннулировали.

В петровские времена появилась еще одна причина для расторжения брака – каторга. Ссылка приравнивалась к гражданской смерти, поэтому вторая половина ссыльного автоматически получала статус вдовца или вдовы. Воспользоваться этой причиной могли лишь те, кто добровольно не отправлялся за осужденным, и только при условии, что местом каторги была Сибирь.

Причины расторжения церковного брака

Обратившись к священнику с просьбой развенчать брак, вы должны привести ряд причин, доказывающих недопустимость проживания с супругом под одной крышей

Церковь примет во внимание ваше заявление, если:. Супруг вам изменил

В былые времена люди редко обращались в церковь с такой проблемой, потому что измена считалась большим позором. С точки зрения современной молодежи нет ничего зазорного в том, чтобы признать данный факт и разорвать отношения с недостойным человеком

Супруг вам изменил. В былые времена люди редко обращались в церковь с такой проблемой, потому что измена считалась большим позором. С точки зрения современной молодежи нет ничего зазорного в том, чтобы признать данный факт и разорвать отношения с недостойным человеком.

Церковь вчера и сегодня

Мы знаем, что в начале 20 века верующие люди, и в частности, прихожане евангельских церквей подвергались жестоким гонениям. Мужчин-служителей расстреливали, отправляли в ссылки и лагеря, лишали возможностей для получения хорошего образования и карьерного роста. Это привело к тому, что в церквях количество женщин во много раз превышало количество мужчин. Учитывая, что церковь благословляла только браки с единоверцами, многие прихожанки так и оставались одинокими. Некоторые вступали в брак с «неверующими» без венчания, а потом возвращались с покаянием в церковь. В советском обществе разводы хоть и были, но считались чем-то неприличным, а в гонимой церкви, да еще и с огромным гендерным перекосом, они были практически немыслимы.

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ: Как подать в суд на установление отцовства: права отца

После крушения «железного занавеса» ситуация коренным образом изменилась. В 90-х гг. 20 века в нашей стране у людей появилось больше прав и свобод, в том числе и от нравственных устоев, что, конечно же, отразилось и на семейных ценностях. В этот же период времени в евангельских церквях началось пробуждение, на служения стали приходить мужчины и женщины, люди разных возрастов. Тогда же начали открываться первые реабилитационные центры для алкоголиков и наркоманов. Так сложилось, что именно евангельские церкви стали первопроходцами на этом пути, предложив наиболее эффективные программы помощи зависимым людям.

На сегодняшний день эти программы признаны ведущими экспертами в области наркологии. Служение достигло больших масштабов. Некоторые церкви возникли именно благодаря служению наркозависимым людям. В некоторых крупных церквях сегодня более половины (!) прихожан – бывшие наркоманы.

По каким причинам церковь может признать брак недействительным

В начале прошлого века собор Русской православной церкви утвердил перечень тех причин, по которым может произойти развенчание или расторгнут брак. Кроме уже упомянутого прелюбодеяния в этот перечень были включены: — смена православной веры одним из супругов; — вступление кого-нибудь из них в другой брак; — неспособность к супружеской жи

Как нерасторжимы эти связи, так же нерасторжим должен быть и брак.

Церковь рассматривает брак как совместный духовный подвиг двух людей, как школу любви и веры, обет, данный перед лицом Господа, нарушение которого невозможно. Но, конечно, люди — не святые, поэтому изначально существовала только одна причина, по которой брак, освященный церковью, мог бы быть расторгнут — это измена одного из супругов. Но и в этом случае требовались серьезные и неопровержимые доказательства этого проступка, чтобы в последующем невиновный супруг мог вторично вступить в церковный брак. Сегодня перечень таких причин, признаваемых уважительными, существенно расширен.

В прямом смысле слова, развенчания не существует. По православным канонам, не проводят обрядов, направленных «на разрушение». Официальное свидетельство о распаде семьи не служит основанием для расторжения церковных уз. А вот вступление супруга (супруги) в другой союз таковым считается.

По разъяснениям священнослужителей, обряд развенчания провести невозможно при причине его отсутствия. Получают только разрешение на повторное воссоединение семьи.

Таинство обряда не повторяется, венцы не возлагаются. То, что среди гражданских людей называется повторным венчанием, на церковном для православных есть лишь благословение на вторую попытку обрести счастье, духовную близость. Читаются молитвы о раскаянии с просьбой о милости дать еще один шанс. Именно повторное венчание и является по факту обрядом развенчания. Церковные служители в любом случае крайне отрицательно относятся к разводам.

Читайте также:  ФНС предупредила о переносе срока подачи уведомления о переходе на УСН

Что нужно для развенчания

По православным канонам, разрушение семейного союза – большой грех. Священники всячески препятствуют этому. Государственное расторжение брака и церковное между собой принципиально различаются. ЗАГС, суд юридически оформляют желание людей развестись. А при обращении в Епархию, речь идет не о пожелании, а лишь о подтвержденной невозможности сохранить союз. Обряда, который бы просто «возвращал свободу», как будто ничего вообще не было, у православных нет.

Православие предполагает, что каждый человек стремится создать семью – «малую церковную ячейку». Поэтому, после развода христианину, который является пострадавшей стороной, предлагают как можно чаще взывать к Богу с молитвой о скорейшей встрече с человеком, с кем легко создать семью. И тогда, после свадьбы, обращаются с просьбой о повторном венчании.

Если же бракоразводный процесс состоялся по причине преступлений, зависимостей, психических болезней, пропажи без вести, других серьезных обстоятельств, доказанных документально, Архиерей Епархии выдает свидетельство о том, что признает союз распавшимся. Это доказательство, что человек, пострадавшая сторона, имеет право на повторное венчание. Виновный же, в случае желания повторно венчаться, проходит нелегкую процедуру покаяния.

Для тех, кто считает, что если существует развод, то существует и развенчание, сразу ответим: такого понятия, как «развенчание» в Церкви не существует. Не существует и обряда по прекращению церковного брака. В Церковь за разрешением Вам придется обратиться только в том случае, если Вы решили обвенчаться с новым избранником, или избранницей. После того, как Вы зарегистрируете свой новый брак в ЗАГСе, надо обратиться в областное Епархиальное управление, адрес которого можно узнать в любом храме.

Разрешение, или благословление на повторный брак, могут дать только там. Священник в храме не имеет на это права. Если Вы получили это разрешение, то можете обращаться в любой храм и обвенчаться. Еще раз уточним: не развенчание церковного брака, а Таинство венчания для новой семьи.

Если у обоих молодоженов этот брак – повторный, то венчание совершается «вторым чином», без возложения венцов. Если же один из них венчается впервые, то церемония проходит с возложением венцов.

Позволялось ли развенчание сто лет тому назад

До революции 1917 года церковь признавалась людьми на государственном уровне. По законам того времени венчанная пара не имела права на развод. Неудачные отношения, отсутствие понимания и любви в семье считались наказанием Небес, эдаким крестом, который оба супруга вынуждены были нести всю жизнь.

Создание новой семьи было возможно только в одном случае — смерть одного из супругов. Женщины, брошенные мужьями, уходили в монастыри, ибо у них не было никакой возможности обеспечить себя самостоятельно. Вырастить детей, вывести их в люди было законом жизни. При этом никто и думать не мог о разрушении церковного венчания.

Никто не утверждает, что все христианские пары, а других в то время не было, были счастливы. Многие мужчины жили на две семьи, рождались дети вне брака, но все эти действия не поощрялись Богом и людьми.

Официальный церковный брак всегда был под защитой Создателя, которого почитали, признавали и боялись все, богатые и бедные.

Кому венчаться и первый, и второй раз запрещается церковью?

Несмотря на то что повторный брак, «заключенный на небесах», не возбраняется священнослужителями, все же допустить к нему могут не всех.

Кому же наверняка откажут?

  • Паре, которая сожительствует вместе, иными словами, состоит в «гражданском браке». По церковным канонам такой брак противоречит всем христианским убеждениям.
  • Монахам, целибатам, которым принятые ими обеты запрещают вступать в брак. Священнослужители, не принявшие еще сан, могут обзавестись женой.
  • Супругам, которые оба или один из них имеют за плечами более трех браков. Церковь еще приемлет в жизни человека 3 брака. Четвертый уже расценивается как греховное деяние.
  • Изменщику, по вине которого распался предыдущий супружеский союз. Лицам, которые стали инициаторами развода, прелюбодеятелям христианство откажет в таинстве даже после прохождения исповеди.
  • Супругу с душевными расстройствами и психическими отклонениями также не разрешено проводить таинство брака.
  • Лицам до 18 лет (нижний возрастной предел для венчания — наступление гражданского совершеннолетия, когда можно оформить брак в ЗАГСе), а также лицам пожилого возраста: женщинам от 60 и мужчинам от 70 лет.
  • Жениху и невесте, брак которых не одобрен родителями, а также брачующимся, которых женят против их воли. Мнение родителей высоко ценится христианской церковью. Но и совершение таинства против желания супругов недопустимо.
  • Паре, имеющей близкие родственные связи до третьего поколения. Кровосмешение — это греховное действие.
  • Паре, в которой один из супругов или оба некрещеные.
  • Если один из супругов не оформил бракоразводный процесс с бывшим избранником и на государственном уровне еще связан семейными узами.
  • Если у венчающихся разное вероисповедание. Если желание узаконить свой брак церковно сильное, то один из супругов другой веры должен принять православие. Это условие обязательно.

Сущность венчания и отличие от обычного бракосочетания

Суть церковного таинства заключается в том, что союз, признанный представителем православной церкви, закрепляет его не только на земле, но и в небесном мире.

Даже в жизни после смерти брак будет столь же законен, ведь заключен он был и перед Богом.

Церемония, проведенная в ЗАГСе, устанавливает только земные супружеские отношения.

Более того, венчание является начальной ступенью для построения духовной связи, единства молодоженов. Естественные отношения перерастают уже в духовные, приближая их к Богу.

Поэтому, в отличие от обычного бракосочетания, к венчанию следует быть готовым внутренне, понимать, что таинство не является простой формальностью. На супругов будет возложена духовная ответственность.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *