Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Энергосервисный контракт: мини-ТЭЦ на ГПУ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Итак, бюджетные учреждения обязаны, в случае отсутствия бюджетного финансирования на реализацию мероприятий по энергосбережению, обращаться к частным инвесторам и заключать энергосервисные контракты (постановление Правительства РФ от 07.10.2019 №1289).
Рекомендации по заключению энергосервисного контракта
Ожидаем, когда появятся следующие документы (новые требования к программам энергосбережения, методические рекомендации по расчету показателей и составу мероприятий). Пока же действовать предлагается следующим образом:
- Вносим изменения в программу энергосбережения, актуализируем ее в части мероприятий по модернизации системы отопления объектов;
- Выявляем необходимый объем финансирования для реализации сформированных мероприятий;
- Направляем в соответствующий орган исполнительной власти (в соответствии со структурой управления реализацией региональной программы энергосбережения), для начала, соответствующему главному распорядителю бюджетных средств, запрос на выделение дополнительного финансирования для реализации мероприятий;
- Если в ответ приходит отказ с аргументацией об отсутствии дополнительных бюджетных средств – прописываем в источниках финансирования реализации мероприятия по модернизации системы отопления внебюджетные средства, энергосервисный контракт.
Вся работа по подготовке и проведению закупки на энергосервис проводится в соответствии с положениями федерального закона №44-ФЗ и региональными требованиями к осуществлению закупок бюджетными учреждениями.
Каждому региону целесообразно разработать и утвердить собственную типовую форму энергосервисного контракта (в составе принципов, списка основных статей и разделов контракта), технического задания к нему и состав приложений. Сделать это можно, адаптировав под свои условия форму, рекомендованную Минэкономразвития России. При адаптации рекомендуемых форм нужно учесть региональные особенности закупок. Впоследствии наличие региональных рекомендаций значительно упростит всем бюджетным учреждениям на территории работу с энергосервисными компаниями, взаимодействие с контролирующими органами.
Предмет контракта формулируется как «оказание услуг (осуществление действий), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетического ресурса».
Срок действия энергосервисного контракта
Энергосервисный контракт заключается на срок, который необходим для внедрения энергосберегающего мероприятия и его полной окупаемости.
Проще всего это понять на примере.
Например, если срок окупаемости энергосберегающего мероприятия 1 год, тогда энергосервисный контракт заключается на срок не менее 1 года, но, как правило, на 2 – 3 года.
Откуда 2 или 3 года?
Дело в том, что главной сутью энергосервисного контракта является возможно заработать для обеих сторон контракта – заказчика и энергосервисной компании.
Экономию, которая возникает после внедрения энергосберегающего мероприятия, участники контракта делят между собой.
Для того, что бы энергосервисная компания вернула сумму своей инвестиции в энергосберегающее мероприятие, покрыла банковские проценты и немного заработала, ей необходимо получать часть экономии хотя бы на протяжении 2 – 3 лет, даже если мероприятие окупается за 1 год.
Как правило, энергосервисные контракты заключаются на срок от 1 до 5 лет.
Такие сроки диктуются реалиями нашего рынка.
Очень сложно найти мероприятия по энергосбережению, которые окупаются быстрей чем за 1 год.
С другой стороны, существует мало энергосервисных компаний, которые готовы вкладываться в проекты длительностью более пяти лет.
Уличный энергосервисный контракт
Сейчас основу уличного освещения городов и автомобильных трасс составляют ртутные газоразрядные лампы (ДРЛ) и натриевые газоразрядные лампы (ДНаТ).
Главная суть уличного энергосервисного контракта это замена газоразрядных ламп на современные светодиодные светильники.
Уличный энергосервисный контракт дает возможность выиграть обеим сторонам.
Заказчик получает:
- Современную систему освещения.
- Хороший уровень освещенности.
- Снижение эксплуатационных расходов на освещение.
- Часть достигнутой экономии (снижение затрат на электроэнергию) в течении первых 3 – 5 лет действия уличного энергосервисного контракта.
- Полную экономию по истечению срока действия энергосервисного контракта.
- И самое главное, по истечению срок действия уличного энергосервисного контракта, модернизированная система освещения полностью переход в собственность заказчика.
У исполнителя (энергосервисной компании) есть возможность хорошо заработать.
Энергосервисные контракты – новый тип гражданско-правовых договоров направленный на внедрение энергосберегающих технологий, введенный федеральным законом об энергоэффективности №261-ФЗ. Данный договор предполагает выполнение специализированной энергосервисной компанией полного комплекса работ по внедрению энергосберегающих технологий на предприятии заказчика за счет средств энергосервисной компании.
Оплата за привлеченные финансовые ресурсы и выполненные энергосервисной компанией работы производится заказчиком после внедрения проекта за счет средств, сэкономленных при внедрении энергосберегающих технологий.
Договор обычно заключается на 5-10 лет, в течение которого происходят выплаты.
Этапы заключения энергосервисного договора могут варьироваться, как и количество участников данного договора, поэтому за более подробной информацией следует обратиться в выбранную энергосервисную компанию. Однако в качестве примера алгоритма заключения энергосервисного договора для заказчика могут послужить следующие схемы работы:
1 этап. Подготовка (определение начальных условий)
1.1. Формирование требований к энергосервисной компании
1.2. Бесплатная консультация для заказчика работ
1.3. Заполнение опросных форм для проведения экспресс-обследования объекта энергосервиса для определения возможности заключение контракта и определение потенциала экономии
1.4. Подбор технических решений
1.5. Согласование схемы и этапов финансирования проекта
1.6. Определение сроков контракта
1.7. Согласование проекта с учредителем организации
2 этап. Проведение конкурса для бюджетных учреждений
2.1. Подготовка конкурсной документации
2.2. Размещение конкурсных процедур на единой городской (отраслевой) площадке
2.3. Проведение конкурса
2.4. Заключение контракта с победителем конкурса
2.5. Регистрация энергосервисного контракта
3 этап. Производственный
3.1. Фиксирование объёмов потребления энергоресурсов в базовом периоде
3.2. Строительно-монтажные работы, пуско-наладка, обучение персонала. Приём и сдача монтажно-наладочных работ
3.3. Фиксирование размера полученной экономии. Перезаключение договоров с ресурсоснабжающей организацией (в случае необходимости)
4 этап. Доходный
4.1. Верификация и мониторинг полученной экономии по согласованному графику
4.2. Замена вышедшего из эксплуатации оборудовании за счёт энергосервисной компании
4.3. Оплата по энергосервисному контракту из сэкономленных средств
4.4. Закрытие контракта и передача оборудования в собственность заказчика
Преимущества заключение энергосервисного договора
В сравнении с аналогичными методами договорного сотрудничества по внедрению энергоэффективных технологий, данный метод является наиболее выгодным. Главным преимуществом энергосервисного контракта для заказчика является тот фактор, что нет необходимости вкладывать собственные финансовые средства.
При таком партнерстве не возникают кредитные обязательства, которые существенно снижают конкурентные перспективы предприятия.
При расчете экономии во внимание берутся реальные показатели работы объекта с действующими системами. Все результаты обоснованы на точных расчетах, а не на рекламных прогнозах о сверхновом оборудовании.
Также достойна внимания и система возврата вложенных инвестиций. Энергосервисная компания является заинтересованным лицом в достижении энергоэффективности. От этого будет зависеть возврат средств, надежность, реальная оценка технических решений и нововведений для конкретного заказчика.
Проект контракта на энергосервис в бюджетном учреждении – что учесть
На уровне региона необходимо разработать и утвердить типовую форму энергосервисного контракта, технического задания и закрепить состав приложений (или откорректировать под себя рекомендованную Минэкономразвития России форму). Это снимет очень много вопросов в части реализации и результатов реализации – начиная от вопросов контрольно-счетных палат до всех остальных органов правопорядка, ведь все бюджетные учреждения региона будут использовать единую документацию.
Важно! Рекомендуемые формы нужно корректировать под условия региональных закупок, в рекомендациях изложен основной принцип построения контракта и его основные статьи/разделы.
Обязательно в предмете контракта прописать «Предметом Договора/Контракта является оказание услуг (осуществление действий), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетического ресурса». Данный вид контрактов подразумевает и услуги, и строительно-монтажные работы, однако, если указать один из этих пунктов, окажется, что логика контракта не соответствует его предмету.
Дополнительная экономия. Чтобы снять лишние вопросы, мы считаем, что вся дополнительная экономия должна оставаться у Заказчика работ. Энергосервисная компания при подготовке заявки или заключении договора оценила состав работ, текущее состояние внутреннего освещения и предложила свою цену – процент от экономии. А при наличии в договоре условия про взаимное распределение полученной сверх утвержденного планового размера экономии, энергосервисная компания запланирует минимально возможный размер экономии, который 100% будет достижим, ну а все остальное – это доп.экономия, и ситуация станет менее выгодной заказчику, предполагая минимальные обязанности ЭСКО по экономии, максимальные обязанности Заказчика по платежам. Положение о распределении дополнительной экономии в контракте исключит вопросы от контролирующих органов.
Поскольку для оплаты полученной экономии используются бюджетные средства, вовлечены сметы и госзадания, необходимо максимально подробно расписать весь документооборот между Заказчиком и Исполнителем.
Срок проведения строительно-монтажных работ – не более 120 календарных дней от даты заключения контракта, включаем данное требование и в Техническое задание, и в проект контракта.
Основными документами для фиксации сроков выполнения работ и расчетного/отчетного периода и закрытия реализованного контракта будут являться:
- Акт сдачи-приемки результатов Мероприятий (этапа Мероприятий);
- Акт достигнутой экономии за отчетный период;
- Акт реализации Контракта.
Энергосервисный контракт: плюсы и минусы
ЭСК заключается на длительный период, поэтому заказчик должен помнить, что в условиях договора необходимо четко и корректно сформулировать планируемые результаты деятельности по достижению энергоэффективности, а затем должным образом обеспечить исполнение своих обязательств. Детерминация расходов исполнителя и продуктивности его работы, а также объемов энергоресурсов является весьма затруднительной в таких условиях. В ЭСК необходимо грамотно установить объемы потребления ресурсов по их видам и включить возможность влияния на результат работы непредвиденных и форс-мажорных обстоятельств.
Несомненным плюсом ЭСК является допустимость перераспределения образовавшихся финансовых сбережений на заработную плату работников организации-заказчика (Письмо Минфина № 02-03-06/5448 от 30.12.2010).
Кроме тех условий, которые указаны выше, особенностью контракта является то, что его цена рассчитывается в особом порядке.
В приложении №2 ПП №636 Правительством устанавливаются особые условия для расчета и формирования НМЦК. Так, для контрактов, которые заключаются на период один год (либо на более краткосрочный период) цена определяется путем умножения фактического объема энергопотребления за год со стороны заказчика и стоимости энергоресурса на дату публикации извещения.
Для контрактов, которые заключаются на долгосрочный период (на календарный год и дольше), для определения НМЦК заказчику нужно перемножить фактический объем потребления за прошлый год, стоимость энергоресурса на дату публикации и минимальное количество лет, которые прописаны в контракте. Если заказчик оплачивает энергоресурсы по разным тарифам, то следует учитывать средневзвешенную цену.
При этом оплата по энергосервисному контракту производится в виде определенного процента экономии исходя из цен, которые действовали на период исполнения договора на основании ч. 13 ст. 108 44-ФЗ.
Об объекте энергосервиса
Школа № 45 построена в 1981 г. Общая площадь составляет 5500 м2. На момент старта проекта школа имела следующие характеристики:
- износ школы составлял приблизительно 25%;
- состояние деревянных окон (износ 97%) близко к неудовлетворительному;
- 80% светильников — это люминесцентные лампы;
- подвал не утеплен, трубы и стояки не изолированы;
- система теплоснабжения — централизованная, ИТП — отсутствует, калориферная установка на вентиляции демонтирована;
- школа работает в 2 смены.
Объем покупаемых топливно-энергетических ресурсов за 2010 г. составил:
- тепловая энергия — 995 Гкал (1050 тыс. руб.);
- электроэнергия — 115360 кВтч (560 тыс. руб.).
Энергетическое обследование выявило, что среднее отклонение температур в помещениях от средней границы требований СанПиНа 2.4.2.1178-02 составило 3 °С в плюс, в то же время в классах наблюдался разброс температур в 5 и более градусов. Уровень освещенности большинства помещений колеблется относительно требований санитарных норм от 0,7 до 2 раз, но в целом им соответствует.
Системные ограничения для развития энергосервиса в бюджетной сфере
При реализации пилотного проекта мы столкнулись с рядом сложностей:
1. Неполная оснащенность объектов энергосервиса приборами учета в нарушение требований закона № 261-ФЗ.
2. Несоответствие объектов энергосервиса минимальным требованиям по техническому состоянию и исправности, требованиям санитарных норм.
3. Отсутствие отработанных механизмов привлечения заемного финансирования для энергосервисных договоров в бюджетной сфере.
4. Высокие транзакционные издержки для ЭСКО при заключении контрактов непосредственно с каждым бюджетным учреждением.
5. Отсутствие на практике мер по стимулированию энергосервиса:
- субсидирование процентных ставок по кредитам;
- налоговые льготы для ЭСКО, выполняющих работы в бюджетной сфере.
Энергосервисный контракт: плюсы и минусы
ЭСК заключается на длительный период, поэтому заказчик должен помнить, что в условиях договора необходимо четко и корректно сформулировать планируемые результаты деятельности по достижению энергоэффективности, а затем должным образом обеспечить исполнение своих обязательств. Детерминация расходов исполнителя и продуктивности его работы, а также объемов энергоресурсов является весьма затруднительной в таких условиях. В ЭСК необходимо грамотно установить объемы потребления ресурсов по их видам и включить возможность влияния на результат работы непредвиденных и форс-мажорных обстоятельств.
Несомненным плюсом ЭСК является допустимость перераспределения образовавшихся финансовых сбережений на заработную плату работников организации-заказчика (Письмо Минфина № 02-03-06/5448 от 30.12.2010).
Энергосервисный контракт: плюсы и минусы
В ряде случаев такой госконтракт закрепляет договорные отношения на длительный период. За короткий срок меньше шансов получить реальную экономию. Заказчику нужно предвидеть результат, обеспечить условия выполнения принятых на себя сторонами обязательств, создать возможности для окупаемости оборудования. Иногда эти сроки превышают 10 лет. При таких долгосрочных планах сложнее предвидеть риски по расходам и точно рассчитать эффективность.
Заказчику необходимо четко представлять тот объем ресурсов, который он имеет без энергосбережения. На основании этого нужно уметь рассчитывать планируемый объем потребления. Заказчику потребуется заложить и учесть возможность непредвиденных факторов в виде изменений погодных условий или резкого увеличения числа потребителей. Потребуется думать и над правом собственности на оборудование.
Энергосервисные контракты на Западе
Так как в России становление энергосервисной деятельности сегодня страдает от ряда проблем, рассмотрим сначала, каким образом эта сфера работает на Западе. Именно в США и странах Европы энергосервисная детальность успешно функционирует на протяжении многих лет и является неотъемлемой частью энергосбережения и энергетической эффективности.
В странах Европы и США энергосервисная деятельность подкреплена как четкой нормативно-правовой базой, так и внушительными финансовыми возможностями.
Первые компании, осуществляющие энергосервисную деятельность, появились в США примерно 25 лет назад. Федеральная программа энергетического менеджмента министерства энергетики США способствует использованию так называемых «перформанс-контрактов» (Performance Contract — энергосервсиный контракт) как средство для повышения энергетической эффективности предприятий Америки. Такой контракт подразумевает использование будущего сбережения энергии для текущей модернизации предприятия и снижения текущих затрат. Своеобразная машина времени для денег.
Сегодня рынок энергосервиса в США оценивается примерно в 3,5 млрд. долл. в год. Срок окупаемости контрактов колеблется в диапазоне 5-10 лет, а снижение энергопотребления составляет 25-40%. Кроме США, системы энергосервиса успешно работают в Германии, Италии, Австрии, Чехии и других странах Европы.
Помимо применения упомянутых контрактов, на Западе существуют такие полезные направления, как котировки на бирже предлагаемой экономии в виде гарантии на «непотребление» части энергии, реализация полученного эффекта от энергосбережения на вторичных рынках ценных бумаг и многое другое. Так, во многих странах Европы и в Америке энергосервисные контракты считаются самостоятельными финансовыми активами — их можно продавать и передавать, кроме того предметом обеспечения может считаться сам контракт.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Особенности заключения энергосервисного контракта по 44-ФЗ (ст. 108)
В Законе о контрактной системе девяносто одна статья отведена тому как и когда необходимо закупать те или иные товары, работы и услуги для государственных и муниципальных нужд.
Количество подзаконных актов и других законов-постановлений-распоряжений всех органов власти сосчитать сложно. Казалось бы достаточно, но нет.
Сейчас мы приступаем к рассмотрению седьмой главы Закона и особенностям осуществления отдельных видов закупок.
С 01 января 2010 года государственные и муниципальные учреждения разных уровней были обязаны обеспечивать снижение потребления воды, газа, электричества, топлива. Установлена даже планка снижения – в течение пяти лет не менее чем на пятнадцать процентов от объёма фактического потребления 2009 года. То есть каждый год расход ресурсов должен был снижаться на три процента.