Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Россиянам объяснили, кто сможет выйти на пенсию в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С января 2023 года начнет работать Социальный фонд РФ. Он является правопреемником ПФР, будет заниматься назначением, перерасчетом и выплат пенсий. Индексация с 1 января 2023 года будет сделана автоматически. Подавать заявление на перерасчет не нужно.
Индексация надбавок к пенсиям с 1 января 2023 года
Исходя из нового размера фиксированной части страховой пенсии, с 1 января 2023 года будут повышены и дополнительные надбавки. Их размер составит:
- гражданам, достигшим возраста 80 лет — 7567.34 руб. (было 7220.74 руб.)
- за одного иждивенца — 2522.45 руб. (было 2406.91 руб.)
- за двух иждивенцев — 5044.90 руб. (было 4813.82 руб.)
- за трех и более иждивенцев — 7567.34 руб. (было 7220.74 руб.)
- за стаж работы в РКС от 15 лет — 3783.67 руб. (было 3282.16 руб.)
- за стаж в МКС от 20 лет — 2270.20 руб. (было 1969.29 руб.)
- за стаж работы в сельском хозяйстве от 30 лет — 1891.84 руб. (было 1641.08 руб.)
- за инвалидность I группы — 7567.34 руб. (было 7220.74 руб.)
Перерасчет надбавок также будет сделан в автоматическом режиме при индексации с 1 января 2023 года.
Таблица выхода на пенсию по годам рождения
Предлагаем «разложить все по полочкам» относительно возрастной градации «предпенсионеров», у которых введение ФЗ № 350 пришлось на последние годы перед пенсией.
Итак, рожденные в 1958 мужчины и в 1963 женщины ушли на пенсию до окончания 2018 года, то есть до вступления ФЗ № 350 в силу. Трудоспособный возраст мужчин 1963 и женщин 1968 года рождения будет продлен на полные 5 лет. В переходной категории остались мужчины 1959-1962 и женщины 1964-1967 годов рождения. Их пенсионный возраст уже не 55/60, но и не 60/65, а где-то посередине. Он каждый год поэтапно увеличивается.
В нижеследующей таблице мы покажем, каким образом это происходит
Мужчины |
Женщины |
Год наступления пенсионного возраста |
|||
Год рождения |
Пенсионный возраст по новому закону |
Год рождения |
Пенсионный возраст по новому закону |
Согласно прежнему законодательству |
Согласно новому закону |
1959(январь-июнь) |
60,5 |
1964(январь-июнь) |
55,5 |
2019(январь-июнь) |
2019(июль-декабрь) |
1959(июль-декабрь) |
60,5 |
1964(июль-декабрь) |
55.5 |
2019(июль-декабрь) |
2020(январь-июнь) |
1960(январь-июнь) |
61,5 |
1965(январь-июнь) |
56,5 |
2020(январь-июнь) |
2021(июль-декабрь) |
1960(июль-декабрь) |
61,5 |
1965(июль-декабрь) |
56,5 |
2020(июль-декабрь) |
2022(январь-июнь) |
1961 |
63 |
1966 |
58 |
2021 |
2024 |
1962 |
64 |
1967 |
59 |
2022 |
2026 |
1963 |
65 |
1968 |
60 |
2023 |
2028 |
Таблица выхода на пенсию с 2022 года в районах Крайнего Севера
«Северные» пенсии в СССР и позднее в России были больше по размеру и наступали раньше, чем у тружеников средней полосы и юга. Женщины получали право выхода на пенсию в 50 лет, мужчины – в 55. Новый закон сохранил пятилетнюю разницу в показателе пенсионного возраста «северян» и всех остальных. Но сам по себе трудоспособный возраст тружеников Крайнего Севера также вырос на 5 лет. Теперь он составляет 55/60 лет для женщин и мужчин соответственно.
И точно так же для тех, кому в 2022 году оставалось «доработать до пенсии» от нескольких месяцев до четырех лет, предусмотрено поэтапное, льготное повышение пенсионного возраста. Оно отражено в нижеследующей таблице.
Мужчины/женщины |
Год получения права на северную пенсию |
||
Дата рождения |
Новый пенсионный возраст |
По старому законодательству |
По новому законодательству |
1964/1969 |
55,5/50,5 |
2019 |
2019-2020 |
1965/1970 |
56,5/51,5 |
2020 |
2021-2022 |
1966/1971 |
58/53 |
2021 |
2024 |
1967/1972 |
59/54 |
2022 |
2026 |
1968/1973 |
60/55 |
2023 |
2028 |
Досрочный выход на пенсию
Ряд категорий граждан в 2023 году могут досрочно выйти на пенсию. К таковым относятся:
- Сотрудники, занятые на вредных производствах или чьи условия труда признаны тяжёлыми.
- Работники специализированных областей, имеющие право на получение пенсии на льготных основаниях: медицинские работники, преподавательский состав, сотрудники сферы транспорта общего пользования.
- Работники, имеющие длительный стаж работы (женщины — стаж не менее 37 лет, мужчины — 42 года).
- Работники, имеющие стаж не менее 15 лет в районах Крайнего Севера и не менее 20 лет стажа в районах, приравненных к таковым.
- Лица, находящиеся в предпенсионном возрасте, но уволенные с последнего места работы по причине сокращения штата сотрудников или ликвидации предприятия.
- Иные категории лиц.
Необходимо отметить, что при расчёте и начислении пенсии также принимают во внимание установленный региональный пенсионный прожиточный минимум. Это означает, что в случае расчёта пенсии по имеющимся у гражданина показателям, если её сумма получается меньше указанного установленного параметра, то назначается социальная доплата пенсионеру для соблюдения установленного уровня пенсионных выплат.
Условия выхода на пенсию в 2023 году для женщин и мужчин
Для выхода на пенсию по старости как на общих, так и на льготных основаниях требуется обязательное выполнение следующих нормативов:
- по количеству накопленных коэффициентов (ИПК);
- по продолжительности страхового стажа (общего или по конкретной профессии, если оформляется льготная пенсия).
Минимальные требования, установленные для ухода на пенсию в 2023 году, это 14 лет страхового стажа и 25,8 пенсионных баллов. В следующем 2024 году потребуется больше — уже 15 лет и 28,2 ИПК.
Заметим, что в страховой стаж гражданина включается не только продолжительность его официальной работы, но и определенные социально-значимые периоды. В частности:
- оплачиваемые больничные;
- срочная служба в армии;
- уход за инвалидами, пожилыми гражданами или другими лицам, нуждающимися в постоянном присмотре и помощи по заключению мед. организации;
- уход за детьми в возрасте до 1 г. 6 мес.;
- период учета в службе занятости как безработного;
- и так далее (полный список засчитываемых периодов перечислен в ст. 12 закона № 400).
За счет некоторых из перечисленных периодов формируется не только стаж гражданина, но и его индивидуальный пенсионный коэффициент. Так, например, за полный год срочной службы в армии начисляется 1,8 балла (за два года, соответственно, 3,6 балла).
Выход на пенсию государственных служащих
Для государственных гражданских служащих всех уровней власти (федеральных, региональных и муниципальных) повышение пенсионного возраста началось с 2017 года. Так же как и у всех россиян, переход к новым значениям пенсионного возраста у госслужащих происходит поэтапно. Вплоть до 2021 года повышение возраста составляет по полгоду в год, далее темп синхронизируется с общим темпом повышения пенсионного возраста в стране и начинает расти по году. В итоге мужчины-госслужащие к 2028 году будут выходить на пенсию в 65 лет, женщины-госслужащие начиная с 2034 года будут выходить на пенсию в 63 года.
Помимо этого, для всех федеральных госслужащих начиная с 2017 года повышаются требования к минимальному стажу гражданской или муниципальной службы, позволяющему получать государственную пенсию за выслугу лет, которая обычно назначается в качестве доплаты к страховой пенсии по старости. Каждый год указанный стаж растет на полгода (с 15 лет в 2016 году) до тех пор, пока не достигнет 20 лет в 2026 году.
А что получат от повышения пенсионного возраста действующие пенсионеры
Начиная с 2019 года законом предусмотрена повышенная индексация страховых пенсий темпами, опережающими прогнозный рост инфляции. В частности, страховые пенсии по старости неработающих пенсионеров в среднем будут расти на 1 тыс. рублей в месяц, или 12 тыс. рублей в год.
Так, с 1 января 2019 года индексация страховых пенсий составляет 7,05%, что выше показателя прогнозной инфляции по итогам 2018 года. Размер фиксированной выплаты после индексации увеличится до 5334,2 рубля в месяц, стоимость пенсионного балла – до 87,24 рубля. В результате индексации страховая пенсия по старости вырастет в среднем по России на 1 тыс. рублей, а ее среднегодовой размер составит 15,4 тыс. рублей.
При этом у каждого пенсионера прибавка к пенсии будет индивидуальной в зависимости от размера получаемой пенсии. Для того, чтобы узнать, на сколько с 1 января 2019 года повысится пенсия, необходимо размер получаемой пенсии умножить на 0,0705 (7,05%).
Россиянам объяснили, как происходит перерасчет пенсии
Эксперт заявил, что каждый год с 1 августа работающие пенсионеры получают прибавку к пенсии, которая учитывает страховые взносы, перечисляемые работодателем в пенсионный фонд. Страховая пенсия по старости и другие основания не учитываются ни при назначении, ни при предыдущих перерасчетах. Поэтому в данном случае не нужно подавать заявление в пенсионный фонд — за вас все сделает работодатель.
«Неработающим пенсионерам уже после назначения пенсии, возможно, придётся представить в Пенсионный фонд документы об обстоятельствах, которые могут стать основанием для пересчёта. Это, например, документы о неучтённом стаже работы. ПФР пересчитает пенсию без заявления по факту поступления подтверждающих документов», — отметила специалист.
Размер выплаты к страховой пенсии увеличат, если:
- изменилось количество нетрудоспособных членов семьи на иждивении у пенсионера;
- у пенсионера есть новые сведения о дополнительном стаже или справки о заработке;
- пенсионер накопил нужный стаж работы в районах Крайнего Севера;
- изменилась категория получателя страховой пенсии по случаю потери кормильца;
- пенсионер набрал необходимый стаж работы в сельской местности.
Ногайлиева сообщила, что в этих случаях можно подать заявление через «Госуслугу» или лично в отделении пенсионного фонда. После оформления всех документов пенсия будет пересчитана с 1 числа следующего месяца.
После ухода Путина пенсионный возраст поднимут еще раз
Отставание уровня пенсий от зарплат будет нарастать, и вести к падению качества жизни пенсионеров.
Более того, после 2028 года властям придется вернуться к обсуждению нового повышения пенсионного возраста.
Это следует из доклада Юрия Горлина и Виктора Ляшка «Повышение пенсионного возраста: пейзаж после…», представленного на Апрельской конференции в Высшей школе экономики.
При повышении пенсионного возраста главный ориентир — не индексация по уровню инфляции, а отношение среднего размера страховой пенсии по старости к средней зарплате, отмечается в докладе. Это так называемый коэффициент замещения, который характеризует выполнение пенсией своей основной функции — компенсации утрачиваемого заработка людей.
Повышение пенсионного возраста в том виде, в котором оно было одобрено, дало результат. По расчетам РАНХиГС, без него коэффициент замещения снизился бы с 32,8% в 2018 году до 27,9% к 2030 году, а потом и до 22,9% к 2050 году. Эти выкладки справедливы, если исходить из более-менее реалистичного прогноза роста ВВП на 1,5% в год.
Так вот, повышение возраста выхода на пенсию при таком росте ВВП динамику снижения замедляет — до 32,8%, 32,1% и 26,5% в 2018, 2030 и 2050 годах соответственно.
Проблема, однако, в том, что разрыв пенсий и зарплат будет увеличиваться и при ускорении роста экономики. Чем выше будут темпы роста ВВП, тем больше пенсии будут отставать от зарплаты, отмечают авторы доклада.
Разумеется, рост ВВП в какой-то пропорции ведет к росту зарплат, но пенсии если и растут, то только в меру роста доходов Пенсионного фонда (ПФР). Их будет сдерживать рост демографической нагрузки, а решения проблемы за счет наращивания трансферта правительство как раз хотело бы избежать.
Так уже было недавно, указывают авторы доклада: в нулевые при бурном росте экономики среднемесячные зарплаты увеличивались быстрее пенсий, в результате коэффициент замещения снизился — до 22,9% к 2007 году с 34,7% в 1997 году. В результате государству совокупно за три года пришлось увеличить пенсии в 2,4 раза (на 76% в реальном выражении) — прежде всего за счет увеличения бюджетных трансфертов ПФР на 3,6% ВВП.
Если допустить, что пенсионная система останется неизменной — основанной на принципе солидарности, при которой пенсии сегодняшним пенсионерам выплачиваются за счет взносов из зарплат работающих — то в не столь отдаленном будущем эти проблемы вернутся.
Пенсионные обязательства государства будут расти, возникнет риск устойчивости пенсионной системы, а после 2024 года, и особенно после 2028-го, когда закончится переходный период пенсионной реформы, возможности сохранения заявленного государством роста пенсий (к которому уже «привыкнет» население) будут ограничены, отмечается в докладе.
По мнению его авторов, обсуждение этих проблем нельзя откладывать. Как минимум надо отойти от представления, что с нынешним повышением пенсионного возраста все проблемы решены: даже к такому болезненному решению, как еще одно повышение пенсионного возраста, не исключено, придется прибегнуть еще раз.
— Доклад основан на ложных предпосылках, и его авторы выдали себя, обратившись для примера к нулевым годам, — считает доктор экономических наук, независимый эксперт по социальной политике Андрей Гудков.
— Дело в том, что в нулевые была резко снижена ставка страховых взносов, и особенно в Пенсионный фонд. В 2000 году ставка составляла 29% (28% с работодателя, 1% с зарплаты), а потом ее снизили до 20%, плюс ввели регрессивную шкалу.
Вот ларчик и открылся — почему пенсии упали по коэффициенту замещения.
Упали они настолько резко, что Владимир Путин к концу нулевых, видимо, понял, что ему на третий срок не переизбраться — и приказал поднять страховые взносы: общая ставка составила 34%, из них в Пенсионный фонд стали отчислять 26%. В результате, в 2011 году был достигнут 40-процентный коэффициент замещения.
Правда, так продолжалось всего один год. После этого правительство стало постоянно блокировать 34-процентный взнос — понижать его планку.
Юрий Горлин прав — в свое время трансферты из бюджета в Пенсионный фонд увеличились. Но на что они шли? В основном, на накопительные пенсии, где впоследствии расхищались. Так что это тоже пример не совсем удачный.
На мой взгляд, риск устойчивости пенсионной системы, о котором говорит Горлин, может возникнуть в одном случае: если страховой тариф в ПФР снизить с нынешних 22% до 20%. Вот тогда действительно для пенсионной системы повторятся нулевые.
«СП»: — То есть, либералы хотят дополнительно снизить ставку тарифа страховых взносов в ПФР, и покрыть это снижение за счет нового повышения пенсионного возраста?
— Да, и это является миной замедленного действия под Кремль. Сейчас реальная средняя продолжительность жизни мужчин в России — всего 67 лет. Реформа подняла пенсионный возраст до 65 лет.
Если его еще раз поднять в конце 2020-х, пенсионный возраст у нас будет выше, чем средняя продолжительность жизни.
Это значит, что больше половины пенсионеров-мужчин до пенсионного возраста вообще не доживут.
При таких перспективах в обществе будет неизбежно нарастать недовольство властью и отчуждение от нее. На деле, еще раз повысить пенсионный возраст — значит, создать предпосылки для массовых социальных волнений.
«СП»: — Почему ВШЭ продвигает такие идеи?
— На мой взгляд, это делается в интересах крупн��го бизнеса. Снижение ставки страхового тарифа позволяет работодателям снизить затраты, и одновременно бьет по пенсионерам.
Все это, замечу, резко противоречит обязательствам России.
С 1 января 2019 года, напомню, вступила в действие ратифицированная РФ конвенция № 102 Международной организации труда «О минимальных нормах социального обеспечения».
В том числе, ратифицирован ее раздел по пенсионному обеспечению. А там сказано, что коэффициент замещения — отношение средней пенсии к средней зарплате — должен составлять 40%.
Более того, в 1972 году МОТ уточнил: коэффициент должен быть 52%.
Замечу, что в СССР в 1932 году Центральный совет социального страхования, с подачи Иосифа Сталина, установили коэффициент замещения 50% для большинства отраслей советской экономики. Грубо говоря, было принято решение: пенсия должна быть равна половине должностного оклада.
На деле, пенсию в размере половины оклада в Российской империи получал действующий армейский резерв. То есть, традиция «половинной» пенсии очень давняя, и даже большевики ее не ломали.
А теперь ее ломают наши либералы, убеждая при этом, что они всеми силами пытаются достичь народного блага.
— В мире только одна организация полностью поддержала российскую пенсионную реформу — это МВФ, — отмечает завкафедрой международных отношений и дипломатии Московского гуманитарного университета Николай Платошкин. — Фонд отметил, что благодаря реформе людям в России придется — подчеркну, именно придется — работать дольше. А значит, ВВП РФ вырастет.
По сути, это как раба заставить работать не восемь часов, а девять. В этом случае, да, ВВП вырастет — и не надо развивать экономику, промышленность, повышать производительность труда.
Заметьте, либералы все время бубнят, что у нас главная проблема — низкая производительность труда. Но каким образом они ее решают? Заставляют людей работать больше — только и всего!
На деле, основная беда в том, что зарплаты в России очень низкие, особенно в регионах. А именно с зарплаты работодатель платит отчисления в ПФР. Потом, мы прекрасно знаем: значительная часть зарплат в России — «черные». Работнику в ведомости пишут низкую зарплату, чтобы предприниматель меньше платил в ПФР, а в конверте дают деньги, с которых налоги не платят.
Вот и считайте. Даже если с зарплаты в 11 тысяч рублей честно платить в Пенсионный фонд — много ли в фонде будет?!
Почему нас просят немного потерпеть
Официально повышение пенсионного возраста объясняли тем, что люди стали жить дольше. А раз так, зачем тратить столько лет на пенсию? Зачем спешить на лавочки, чтобы оттуда сидеть ругать молодежь? Можно ведь еще пять лет увлекательно поработать! Так, говорят, даже для здоровья полезнее, чем лежать на диване.
К тому же взамен россиянам пообещали повышать пенсию быстрее размера инфляции. Получалось вроде бы даже логично. Выходишь на пенсию на пять лет позже, зато потом и денег получаешь больше. Сплошная забота.
Реальная причина была, конечно же, не в желании мотивировать пожилых россиян на активное долголетие. Дело было в кризисе пенсионной системы как таковой. Причем характерен он не только для России, но и для мира в целом.
Причиной решения правительства внедрить невыгодную населению программу стал 2014 год, который выделился существенными изменениями в рождаемости, подкрепленными финансовым кризисом. Инициатором внесения правок выступила Государственная дума. Федеральный закон №350 от 2018 года подписан действующим российским президентом.
Перепись проживающих на территории России граждан показал существенный перевес пенсионеров над работоспособными людьми. Правительство неоднократно предпринимало попытки изменить ситуацию, стимулируя рождаемость дополнительными льготами, замораживая накопительные пенсии, но выравнивания соотношения добиться не удалось.
Государственные экономисты тщательно просчитали результативность внедрения пенсионной реформы. Прогнозы порадовали правительство – двукратное уменьшение количества мужчин, получающих выплаты и на треть уменьшится женский показатель.