Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сравнение СРО арбитражных управляющих на 2022г.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Несмотря на то, что процедура банкротства в целом может быть достаточно затратной, работа управляющего в ней не самая большая статья расходов. Стоимость услуг данного специалиста установлена законом «О банкротстве» – 25 000 рублей за каждую процедуру, в которой участвует арбитражный управляющий. Дополнительно с банкрота будут удержаны средства в размере 7% от суммы, вырученной при реализации имущества, если суд ее назначит.
Что такое сро при банкротстве
Статья 21. Саморегулируемые организации арбитражных управляющих
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Статус саморегулируемой организации арбитражных управляющих приобретается некоммерческой организацией с даты включения сведений о некоммерческой организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
За включение некоммерческой организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
(абзац введен Федеральным законом от 27.12.2009 N 374-ФЗ)
2. Основанием для включения сведений о некоммерческой организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих является выполнение ею следующих обязательных требований:
соответствие не менее чем ста ее членов условиям членства в саморегулируемой организации арбитражных управляющих, утвержденным саморегулируемой организацией;
участие ее членов не менее чем в ста (в совокупности) процедурах, применяемых в делах о банкротстве (в том числе не завершенных на дату включения в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих), за исключением процедур, применяемых в делах о банкротстве к отсутствующим должникам;
наличие компенсационного фонда, сформированного в размере и в порядке, которые установлены статьей 25.1 настоящего Федерального закона;
наличие разработанных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и являющихся обязательными для выполнения членами саморегулируемой организации арбитражных управляющих стандартов и правил профессиональной деятельности арбитражных управляющих;
создание органов управления и специализированных органов саморегулируемой организации арбитражных управляющих, функции и компетенция которых соответствуют требованиям, предусмотренным статьей 21.1 настоящего Федерального закона.
3. Ликвидация некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации арбитражных управляющих, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
В состав ликвидационной комиссии некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации арбитражных управляющих, включается представитель национального объединения саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
4. Саморегулируемая организация арбитражных управляющих может быть реорганизована только в форме слияния двух и более саморегулируемых организаций арбитражных управляющих или в форме присоединения одной саморегулируемой организации арбитражных управляющих к другой саморегулируемой организации арбитражных управляющих в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
(абзац введен Федеральным законом от 29.07.2017 N 266-ФЗ)
(п. 4 в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 154-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Некоммерческая организация утрачивает статус саморегулируемой организации арбитражных управляющих с даты исключения сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
Финансовый управляющий и внесудебное банкротство
В сентябре 2020 года гражданам России стала доступна процедура внесудебного банкротства. Она отличается следующими особенностями:
Привлечение финансового управляющего для внесудебного банкротства не требуется. При выборе этого варианта признания себя несостоятельным должнику не придется тратиться на оплату его услуг и указывать информацию о саморегулируемой организации.
Воспользоваться правом на внесудебное банкротство удастся не всегда. Для ее начала, помимо соблюдения ограничений по общей сумме всех долгов, необходимо наличие завершенных исполнительных производств из-за невозможности взыскания средств в связи с отсутствием имущества. Кроме того, не должны быть начаты новые производства сотрудниками ФССП.
Дополнительно у процедуры внесудебного банкротства есть и другая особенность. Если во время нее у должника появится имущество, например, из-за принятия наследства или он найдет работу с большим доходом, придется сообщить об этом в МФЦ. Сразу после этого процесс будет прекращен без списания долгов. Но у должника появится возможность обратиться уже в суд для начала судебного банкротства с привлечением финансового управляющего.
Оставьте заявку на бесплатную консультацию. Мы рассмотрим ваш случай и подберем подходящий вариант для законного списания долгов с минимальными последствиями.
Выбор СРО перед началом банкротства – важный этап, и подходить к этому вопросу нужно ответственно. Не стоит указывать в заявлении первую попавшуюся организацию. Лучше собрать информацию о партнерствах, работающих в РФ, и подобрать оптимальный для себя вариант или обратиться за помощью к профессионалам.
Отказ финансового управляющего от участия в деле о банкротстве
Может так сложится, что ни один финансовый управляющий из выбранного СРО не даст своего согласия на участие в деле о банкротстве, так как за установленное по закону вознаграждение в размере 25 000 руб. за процедуру сроком минимум 6 месяцев управляющие берутся крайне неохотно. Особенно это распространено в ситуации, когда у должника нет недвижимого имущества, на которое может быть обращено взыскание. Ведь в этом случае, он также лишается права на получение вознаграждения в виде 7% от суммы реализации.
В случае, если СРО, указанное в заявлении, не предоставит кандидатуру финансового управляющего, заявитель вправе указать другое СРО, однако ситуация может повториться. При этом, если финансовый управляющий не найдется в течение трех месяцев, суд прекратит производство по делу, заявление о признании должника банкротом так и не будет рассмотрено.
Кто назначает финансового управляющего
Вы не указываете ФИО финансового управляющего в заявлении о банкротстве, а пишете наименование саморегулируемой организации. СРО сама предоставляет кандидата, и суд его утвердит после проверки.
В заявлении физического лица о признании его банкротом обязательно указывается саморегулируемая организация, из состава которой назначит ответственное лицо для конкретного дела. При отсутствии данной информации суд откажет в рассмотрении.
Выбрать СРО не проблема — только по Москве и Московской области действуют десятки организаций, в состав которых включено несколько сотен финуправляющих.
Тогда зачем договариваться заранее?
Суд направляет в СРО запрос с ходатайством о предоставлении специалиста. Далее:
- Если вы заранее обсудили дело с управляющим, он подтвердит, что свободен и готов взяться за банкротство. СРО предоставляет кандидата, который утверждается судом, и специалист приступает к исполнению обязанностей.
- Если вы выбрали СРО, но не договорились о ведении дела, СРО или финансовый управляющий отказываются сопровождать процедуру, сославшись на занятость. Тогда суд рекомендует вам найти другую организацию. Пока какое-нибудь СРО не представит подходящего специалиста, дело о банкротстве не начнется.
Сколько зарабатывает арбитражный управляющий
— Правда, что арбитражный управляющий может заработать 5,4 миллиарда? Это вообще законно?
— Закон устанавливает вознаграждение, которое состоит из фиксированной ежемесячной суммы и процентов от конкурсной массы, то есть всех активов компании. Если речь идет о крупной фирме, скорее всего, у арбитражного управляющего над этим делом работала целая команда.
Что касается того завода, управляющий успешно продал имущество банкрота на общую сумму свыше 110 млрд рублей, в том числе нефтеперерабатывающий комплекс и три лицензии на нефтедобычу. За эти деньги погасил требования кредиторов на сумму свыше 100 млрд рублей и попросил суд установить ему вознаграждение в размере 5 % от суммы удовлетворенных требований. Именно столько ему полагается по закону. Конечно, 5 млрд рублей звучит впечатляюще, а вот 5 % от удовлетворенных требований уже не так будоражат сознание.
Когда риелтор в качестве вознаграждения получает процент от сделки, это считается нормальным. А конкурсный управляющий не только продает имущество. Он фактически руководит банкротящейся компанией — до момента ее ликвидации или выхода из кризиса. Поддерживает работоспособность инфраструктуры, находит имущество, оспаривает сделки. Все это направлено на максимальное удовлетворение требований кредиторов. Чем больше удовлетворит, тем больше будет размер законного вознаграждения в рублях. На рынке взыскания долгов коллекторы работают и за 30 % от успешно полученной суммы. Так что в 5 % нет ничего сверхъестественного.
— Судя по вашей реакции, крупное вознаграждение арбитражного управляющего — это обычная практика. То есть можно взять одно такое дело, благополучно его завершить и не работать до конца жизни?
— Да, конечно. Но есть и подводные камни:
- Чтобы взять такое дело, нужно, чтобы тебе его кто-то дал.
- Чем крупнее компания, тем больше ресурсов требуется для поддержания ее работоспособности и обеспечения сохранности имущества.
- Выше персональная ответственность: если имущество пропадет, будет испорчено, убытки придется выплачивать арбитражному управляющему. Представьте предприятие за 100 млрд, где с приходом арбитражного управляющего все встало или произошла крупная авария. Все эти убытки будут повешены на него.
До конца 2021 года закон «О банкротстве» будет изменен
В Госдуму в середине мая был внесен пакет поправок в закон о банкротстве общим объемом на 519 страниц. Нижняя палата парламента должна была их обсудить и принять до конца весенней сессии. Но пока что рассмотрение поправок не стоит в повестке Думы. А вступить в силу они должны в полном объеме только через год после их опубликования, то есть, скорее всего, к осени — зиме 2022 года.
Но пока обсуждение поправок отложено. Их будет принимать Госдума нового созыва. Эти новшества уже давно, еще в 2019 году, были разработаны Минэкономразвития. Тогда их довольно жестко раскритиковали заинтересованные структуры и ведомства. Но и сейчас ясно, что в Думе предстоит жесткая битва буквально за любое новшество.
Законопроект с поправками даже вносит новое название для уже давно действующего закона. В новой редакции он называется — федеральный закон «О реструктуризации и банкротстве». Упор в нем делается именно на реструктуризацию долгов — как юр лиц, так и физиков.
Сначала вариант поправок обсуждался на совещании у президента 10 февраля 2021 года. Но тогда его разбило в пух и прах управление правовой информации президента. Президент дал поручение устранить все нарекания и внести согласованный министерствами и ведомствами проект в Думу до 10 апреля 2021 года. И вот, более чем через месяц от обозначенной даты «Ч» — свершилось. Поправки начали обсуждать в комитетах Думы.
Ответственность финансового управляющего
Финансовый управляющий должника не всегда действует добросовестно. Он может нарушить права как должника, так и одного из кредиторов.
Например, управляющий не включил в перечень имущество, принадлежащее банкротящемуся лицу. Кредитор может пожаловаться на него, потребовать расширения перечня имущества. Возможна и обратная ситуация. Финуправляющий может включить в перечень имущество, которое не должно реализовываться. Это будет на пользу кредиторам, но нарушит права должника.
Действия финансового управляющего можно обжаловать, обратившись с заявлением:
- В арбитражный суд, который рассматривает дело о банкротстве.
- В СРО, членом которой является специалист. Актуально, если он нарушает принципы работы. Возможная санкция — исключение из саморегулируемой организации, в результате чего он потеряет право заниматься данным видом деятельности.
- В прокуратуру. При необходимости, прокурор перенаправит жалобу в другой орган (кроме суда, заявление в который должно быть подано самостоятельно).
Разрешение споров и жалоб
Действия финансового управляющего при банкротстве физических лиц может становиться предметом претензий со стороны любых лиц, принимающих участие в рассмотрении конкретного дела.
Основными причинами для такого оспаривания являются исполнение обязанностей в неполном объеме, злоупотребление полномочиями, ущемление прав и интересов той или иной стороны разбирательства.
Чтобы обжаловать действия или бездействие управляющего, необходимо подать соответствующее заявление, жалобу либо ходатайство. Причем направлять свои претензии можно в одну из нижеприведенных инстанций:
- арбитражный суд;
- СРО арбитражных управляющих;
- органы полиции или прокуратура;
- Росреестр;
- ФАС.
Направлять жалобу следует в арбитражный суд – рассматривающий дело о банкротстве должника. По результатам ее рассмотрения, если будет принято положительное решение и нарушения посчитают значительными, финансовый управляющий будет отстранен от выполнения своих обязанностей.
Судебной комиссией сумма вознаграждения может быть увеличена, например, за особые заслуги арбитражного управляющего, за сложности в работе, то есть результат превысил ожидания. Так увеличивается непосредственно фиксированная часть вознаграждения. Кроме того, кредиторы, если они того захотят и предъявят данное требование, могут также увеличить выплату управляющему за счет взносов им самим. Это учитывается в процентной ставке, которая выплачивается уже после завершения делопроизводства.
Наоборот, если арбитражный представитель вел дело неподобающе, недобросовестно, плохо выполнял свои обязанности, суд может постановить о снижении суммы полагающейся ему выплаты. Размер этого снижения происходит соизмеримо с действиями, повлекшими данный процесс. Кроме того, еще необходимо доказать неправильность его действий — этим занимается тот, кто указал на них.
Также при рассмотрении учитываются действия, признанные незаконными, и те, которые повлекли за собой необоснованные расходы со стороны должника, вплоть до больших убытков. Смотрят и на периоды, когда представитель саморегулирующей организации по каким-то неуважительным причинам уклонялся от выполнения возложенных на него требований.
Таким образом, за проделанную работу в ходе дела о банкротстве, арбитражный управляющий получает вознаграждение, которое варьирует от конкретной ситуации, его статуса в деле, а также от балансовой стоимости акций компании-банкрота.
Функции финансового управляющего
Финансовый управляющий – он же и арбитражный управляющий, участвующий в деле о банкротстве физического лица. Это человек, специализирующийся на антикризисном управлении. Фактически он выполняет роль связующего звена между судом, должником и кредиторами. Его задача – соблюсти баланс интересов всех участников дела.
При банкротстве физического лица на управляющего ложатся следующие задачи:
- составление списка всех известных ему кредиторов и ведение реестра кредиторов;
- анализ финансового состояния должника, поиск имеющегося у него имущества;
- управление доходами должника, хранение средств, осуществление выплат кредиторам;
- оспаривание при необходимости сделок в судебном порядке;
- проведение общих собраний кредиторов;
- прием средств от должника и направление их на выплаты кредиторам при реструктуризации;
- продажа собственности должника и перевод вырученных средств кредиторам при введении процедуры реализации имущества;
- подготовка отчета по итогам процедуры.
Что делать, если в СРО не смогли предоставить финансового управляющего
Любой управляющий может отказаться участвовать в деле о признании физлица финансово несостоятельным. В этом случае СРО предстоит выбрать другого кандидата, а если никто из ее участников не согласиться – направить уведомление об этом в суд.
Заставить управляющего участвовать в деле на текущий момент невозможно. После получения уведомления о невозможности предоставить специалиста должнику придется выбирать другую СРО и надеяться, что в ней найдется желающий. Бесконечно попытки подобрать саморегулируемую организацию продолжаться не могут и, если в разумные сроки никто не согласится взяться за дело, суд, скорее всего, прекратит его. При этом вопрос с долгами останется нерешенным.
Есть и другой риск, что за дело возьмется начинающий управляющий. В этом случае ситуация может развиваться непредсказуемо для банкрота. Вполне возможно, что в сложных случаях специалист без опыта просто запутается или бросит дело, не закончив его. Причем в последней ситуации выбрать СРО, откуда будет назначен новый представитель, смогут уже кредиторы и фактически они при желании смогут повлиять на дальнейший ход процесса.
Без опыта выбора СРО, даже следуя всем рекомендациям, есть риск, что никто не возьмется за дело. Лучше сразу обратиться за помощью в компании, специализирующиеся на делах о банкротстве. Они имеют опыт взаимодействия с некоммерческими партнерствами управляющих и смогут сразу оценить, в каком из них есть свободные представители, готовые взяться за конкретное дело.