Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как утилизировать автомобиль? Инструкция и условия снятия с учёта в ГИБДД». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Утилизация – это процесс, при котором машина полностью уничтожается безопасным способом. На специализированных пунктах ее разбирают по отдельным деталям, сортируют, в зависимости от типа материала и отправляют на переработку.
Что подразумевает утилизация автомобиля?
Еще в 2010 году в Российской Федерации была одобрена и запущена программа по утилизации автомобилей. Ее главная задача заключается не только в том, чтобы избавить людей от ненужного транспорта, но и популяризовать отечественный автопром.
При утилизации своей старой машины, какого бы года выпуска или страны происхождения она не была, каждому положена скидка на покупку нового транспортного средства. Правда, только отечественных заводов или тех, которые собираются непосредственно в России.
Скидка зависела не только от исходного автомобиля, но и от официального дилера, у которого вы планируете купить новую машину. В среднем, этот показатель варьируется от сорока до трехсот пятидесяти тысяч. Всего в программе участвовало девять производителей, в том числе некоторые модели марок Volkswagen, Opel, Nissan, Ford, SsangYong, Renault. В 2021 году программу полностью отменили, однако для россиян утилизация все-равно остается надежным способом экономии средств. Только после этого процесс за автомобиль не нужно платить транспортный налог.
Альтернативная история
Если нас волнует экология, доверяться госпрограмме нельзя. Всё надо делать самим. Есть ли вообще какая-то выгода при использовании федеральной программы? Выгоднее, чем обычный трейд-ин, хотя и ненамного. Но при этом больше бумажек и суеты и сильно ограничен выбор моделей.
Не проще ли сдать машину на разборку? Предлагающие такие услуги фирмы утверждают, что выплачивают в среднем около половины стоимости деталей, из которых состоит сдаваемый автомобиль. Приводят примеры: битый Tiguan 2012 года, не на ходу, — 400 000 рублей, пережившая аварию Mazda 3, выпущенная в 2008 году, не на ходу, — 100 000 рублей. Даже если рекламные цифры вдвое завышены, этот вариант выглядит не хуже, чем госпрограмма. Эвакуация — бесплатно, деньги в день покупки — наличными или на карточку. Не требуется собирать сертификаты и доказывать, что вы владели машиной больше года. Нет ограничений по возрасту и комплектности автомобиля.
Действия перед началом утилизации
Первым делом перед утилизацией требуется подать в Госавтоинспекцию заявление о снятии транспортного средства с учета. Вместе с ней придется оформлять объяснительную записку с причинами утилизации. В ней необходимо указать, имеется ли авто в Вашем физическом распоряжении и находится ли оно в розыске.
При наличии регистрационных документов и номеров их также необходимо сдать в ГИБДД. Если они находились в угнанном автомобиле или переданы новому владельцу при продаже, то необходимо это указать.
Результатом этих действий станет справка о снятии автомобиля с учета. Она потребуется в сервисах утилизации автомобиля. Легальный пункт утилизации не станет уничтожать автомобиль, стоящий на учете.
Если некоторые детали автомобиля необходимо сохранить, то процедура немного усложняется. Список агрегатов нужно внести в заявление о снятии с учета и объяснительную записку. Далее придется предоставить их для осмотра в ГИБДД, чтобы получить свидетельство о высвободившемся агрегате. За данное свидетельство придется заплатить госпошлину размером 200 руб., но без него продажа некоторых запчастей, например, ДВС, будет нелегальной, а у покупателя возникнут проблемы при регистрации изменений.
Вторая причина возможного осложнения процедуры – снятие с учета по доверенности. Если автовладелец не может посетить подразделение ГИБДД самостоятельно, он должен оформить на своего представителя генеральную доверенность и заверить ее у нотариуса.
Пошаговая процедура утилизации
Как утилизировать автомобиль в 2021 году в рамках действующего законодательства России? Процедура утилизации транспорта включает в себя физическую и юридическую выбраковку. Причём эти два составляющих элемента могут быть применены к автомобилю как совместно, так и раздельно. Например, если машина изношена или безвозвратно повреждена, но как объект физически существует и находится у автовладельца, то сначала от него требуются действия по юридической выбраковке, а затем можно думать о сдаче её в утиль. А если машины физически нет, например, она угнана или находится во владении другого лица, которое документально не является её собственником, то здесь идёт речь только о том, что утилизация будет происходить только с юридической точки зрения, на бумаге.
В том или другом случае юридический порядок действий будет следующий:
- Лицо, владеющее ТС, лично посещает отделение Госавтоинспекции с целью письменно заявить о своём желании провести процедуру утилизации, объясняет причину своего решения. В зависимости от причины нужно представить объяснительные записки на имя начальника МРЭО ГИБДД.
- Автовладелец получает на руки справку о совершенном юридическом действии — снятии с учёта транспортного средства с целью утилизации.
Государственная программа утилизации
Почти 8 лет назад в нашей стране появилась действующая модель поддержки отечественного автомопрома – программа утилизации транспортных средств. Также эта программа призвана улучшить общее состояние экологии и сократить количество старых, аварийно–опасных автомобилей на наших дорогах.
Любой автовладелец может войти в программу, если он владеет машиной массой до 3,5 тонн, сроком более 1 года, а её возраст более 10 лет. Для многих людей сдача старой машины в утиль и получение скидки на покупку нового автомобиля стало исполнением мечты о новом автомобиле. Актуальный список машин, которые можно купить в рамках этой госпрограммы, постоянно обновляется и находится на сайте Минпромторга.
Сколько стоит утилизация машины?
Утилизационный сбор уплачивают с 1.09.2012. Алгоритм расчёта единый для автотранспорта. Облагаются налогом лица, которые:
- ввезли транспорт в Россию;
- производят автомобили в РФ;
- купили машины с неуплаченными налогами.
Освобождаются от налогов:
- беженцы, переселенцы;
- работники консульства, международных организаций;
- владельцы старого автомобиля (более 30 лет).
Лицензионные компании бесплатно отправляют транспорт на переработку. Если машина зарегистрирована до 2012 года, налог придётся заплатить. При расчёте стоимости утилизации автомобиля базовую ставку умножают на коэффициент.
Утилизационный сбор составляет:
- до 5 тысяч рублей — транспорт на учёте до 1.09.12;
- внесение в ПТС — 350 р.
Программа утилизации даёт возможность получить скидку при покупке машины. Главная задача программы — избавиться от старого транспорта, повысить безопасность на дорогах.
Как он влияет на цены
Как уже стало понятно, утилизационный сбор даже на легковые автомобили может исчисляться сотнями тысяч рублей. С начала 2020 года выросли коэффициенты (мы в примерах учли именно актуальные значения), причем выросли значительно – какие-то на 46% (для авто с двигателями объемом до 1 литра), а какие-то – на 145% (более 3,5 литров).
Эксперты сразу оценили влияние повышения ставок на увеличение цен на автомобили – по их мнению, цены вырастут на 2-4%, но узнать точно получится только по итогу первых месяцев 2020 года.
Утильсбор был повышен для того, чтобы компенсировать очередное снижение ввозных пошлин – по требованию ВТО они были снижены с 17 до 15%, а повышение утилизационного сбора в итоге удержит заградительный тариф на уровне в 30%.
Но для тех, кто производит автомобили внутри страны, переживать, на первый взгляд, не стоит: для них Министерство промышленности и торговли поддерживает механизм промышленных субсидий – за то, что автомобили производятся внутри России, производителям компенсируют расходы на уплату утилизационного сбора.
Все это существует внутри системы специальных инвестиционных контрактов (СПИК), и с 2020 года субсидии будут выше у тех, кто добился высокого уровня локализации производства.
Другими словами, российских производителей автомобилей по технологии «отверточной сборки» в скором времени – с 2022 года – приравняют к импортерам и заставят платить утильсбор по полной (пока же им компенсируют 50% сбора).
То есть, от утилизационного сбора по факту будут освобождены те, кто смог устроить производство по полному циклу – включая штамповку, сварку и окраску кузовов (без этого производитель не наберет минимальные баллы по локализации и не получит субсидию).
Тем не менее, утилизационный сбор эксперты все еще считают попыткой государства заработать побольше. На инфраструктуру по утилизации техники, напоминает Наталья Беляева, деньги все еще не тратятся:
«Так адаптация российского законодательства к условиям членства в ВТО породила самое большое плутовство.
Ежегодно бюджет получает примерно 180 млрд рублей, из которых НИ одного рубля НЕ тратится на то, что было обещано и внесено в Закон 89-ФЗ «об отходах производства и потребления» (п.8 ст.24.1) – «компенсации из бюджета затрат на создание инфраструктуры, которая потребуется для утилизации техники».
Сейчас все стыдливо обходят тему такой компенсации. Поднимая при этом ставки утилизационного сбора.
Наталья Беляева, генеральный директор ООО Дельфи, представитель экспертного совета при Правительстве РФ.
С другой стороны, сохранение таможенных барьеров позволило поддержать отечественного производителя. Сейчас в России производится более 90% продаваемых внутри страны автомобилей, что позволило отрасли сравнительно спокойно пережить кризис.
Что касается коммерческого транспорта, утилизационный сбор вносит свои коррективы в планы бизнеса, говорит Дмитрий Мельников. По его словам, распространение сбора на полуприцепы погубило бизнес тех, кто зарабатывал на их импорте:
«Если судить по рынку грузовиков, введение утилизационного сбора дало очень многое. Восемь лет назад новых КАМАЗов, особенно в магистральных перевозках, было очень мало. Основной магистральный тягач на тот момент, на наших дорогах – 5-10 летний европейский тягач. Сейчас доля того же КАМАЗа, уже значительна, причем на эту технику пересели не только крупные федеральные компании, но и мелкий бизнес.
Конечно, нет ничего хорошего для рынка в создании искусственной конкуренции, это не здоровый путь развития. Однако, как не крути, он сработал, и отечественный производитель усилил свои позиции. И, возможно, это хорошо. Возможно, развитие отечественного автопрома – это более важная задача, чем поддержка мелких предприятий. Я не могу со своей частной позиции судить об этом.
Однако в 2018 году утилизационный сбор вновь дал о себе знать. Он в очередной раз был повышен, и были впервые введены по некоторым видам техники сборы, да еще какие. В этом году для меня лично, как для импортера техники был закрыт рынок полуприцепов. Был введен заградительный размер сбора на полуприцепы старше трех лет.
В отличии от 2012 года, когда были понятны причины и были понятны «наследники» этого рынка, в виде отечественных производителей ну скажем седельных тягачей. Которые были в состоянии обеспечить рынок техникой в необходимых объемах. В 2018 году ситуация стала совершенно непонятной.
Да, в России есть производители полуприцепов. Но, в отличии от производителей тягачей и грузовиков, эти производители на момент введения сборов не были в состоянии удовлетворить спрос не по мощностям производства, не по качеству выпускаемой продукции.
Что получилось в итоге? Прокомментирую лишь рынок полуприцепов, поскольку он будет максимально нагляден. Продажи отечественных полуприцепов не устремились вверх. Да они подросли, но не значительно. Их все равно не стали покупать!
Кто тогда заместил рынок подержанных полуприцепов из Европы? Да, по сути, никто. Единственное, на рынке появились новые игроки и увеличились продажи некоторых опять же импортных марок. За счет чего? За счет снижения цены продукции.
А за счет чего они снизили цены? Естественно, за счет качества».
Дмитрий Мельников, директор СибАвтоКонсалт.
В результате, считает эксперт, вместо работающей программы по замене и утилизации отжившей свое старой техники имеем проблему эксплуатации старой (и часто изношенной) техники на дорогах. Часть перевозчиков ушла с рынка, так как оказалась не в состоянии покупать новую технику даже по российским ценам, остальным приходится экономить и выпускать на дорогу полуприцепы старше 7-10 лет.
При этом импортная техника все же есть, но по качеству она заметно уступает «старшим братьям», менее безопасна и экологична, а еще не приносит пользы отечественному производителю, говорит Мельников:
«До введения заградительного сбора на полуприцепы, как правило эксплуатировать 15-20 летний полуприцеп было нецелесообразно. Их действительно сдавали на металлолом, поскольку купить 5-7 летний полуприцеп было выгоднее, чем эксплуатировать более старый.
Теперь такой возможности нет. Причем уже стал развиваться другой, фактически нелегальный бизнес – продажа старых рам с документами от Европейских полуприцепов, с целью восстановления этой техники кустарным способом.
Все это конечно никак не похоже на борьбу за безопасность и экологию.
Чего нам ждать от повышений 2020 года? Покажет время. В целом, экология, безопасность и поддержка отечественного производителя – это правильно и хорошо. Но методы, которыми это делается оставляют желать лучшего.
Дмитрий Мельников, директор СибАвтоКонсалт.
Поэтому как-то однозначно оценить утилизационный сбор сложно: с одной стороны, его введение загрузило работой российские автомобильные заводы, но с другой – сократило выбор, а в сфере коммерческого транспорта это было особенно разорительно.
Что такое утилизация автомобилей
Так как авто состоит из разных материалов: пластик, металл, технические жидкости, стекло и т.д., для его списания стоит обратиться в специальные организации по утилизации. Под утилизацией подразумевается уничтожение автомобиля, во время которого не будет нанесен вред окружающей среде и человеку, во время которого авто будет разобрано, а детали будут рассортированы по виду материала.
Регламентируется процедура законом об утилизации автомобилей в России — №89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления». В статье 24.1 четко указано, что за каждое колесное транспортное средство, самоходную машину, а также прицеп, необходимо уплачивать утилизационный сбор. При этом не имеет значения, авто произведено на территории РФ или ввезено в Россию.
Как сдать свой автомобиль в утилизацию?
Перед тем, как отправиться в пункт приема автомобильного лома, нужно разузнать: участвует ли данный приемщик в госпрограмме и есть ли у него лицензия. Без этих документов вся процедура становится бесполезной. Простая утилизация, т.е. сдача на металлолом, желанного сертификата на скидку не принесет. Выяснить, куда именно обращаться, можно у дилерского центра, где планируется покупка новой машины. Зачастую дилеры предпочитают сотрудничать по вопросу утилизации с конкретными приемщиками.
После того, как найден пункт по утилизации автомобилей, потребуется самостоятельное решение вопроса доставки ТС. Хорошо, если машина ходу. Но если она не в состоянии сама добраться, придется позаботиться о ее транспортировке. Услуга – платная. Оказать ее может и сам приемщик, поэтому выясняйте сразу.
Как только автомобиль принят и оформлена утилизационная справка, следующий шаг – снятие машины с учета в ГИБДД. Если этого не сделать, транспортный налог так и будет продолжать начисляться. В данной ситуации для государства бывший автовладелец остается действующим собственником ТС.
Далее – обращение в автодилерский центр. Предъявление там справки об утилизации позволяет получить скидку на покупку нового автомобиля. Размер скидки зависит от политики автодилера. Ознакомиться с величиной «премии» можно на официальных сайтах производителей, где есть еще и список дилеров конкретного региона.
Проверка авто на факт утилизации
Проверка распространяется исключительно на подержанные автомобили, у которых ранее уже был владелец. Ее целью является подтверждение того, что эксплуатационная история купленного ТС не завершилась. Чтобы получить данную информацию, водителю понадобится сайт ГИБДД или любые другие порталы, которые располагают доступом к базе данных Госавтоинспекции.
Преимуществом официального сайта ГИБДД является отсутствие платы за получение сведений. (сайты-посредники являются платными ресурсами). В качестве входных данных следует использовать:
- госномер автомобиля;
- ВИН-код;
- № кузова;
- СоР (предусматривается не всеми поисковыми системами).
На вопрос о том, можно ли ездить в документально утилизированном автомобиле ответ однозначен – нельзя. Рано или поздно сотрудники ГАИ пробьют автомобиль по базам данных и выявят его текущий статус. После этого транспортное средство будет арестовано и эвакуировано. Водитель, в свою очередь, лишится и денег, и средства передвижения.
В настоящее время в целях стимулирования спроса на новые автомобили автопроизводители за счет собственных средств реализуют корпоративные программы обновления парка (утилизации автомобилей). В рамках этих программ покупатель может сдать бывший в употреблении автомобиль на утилизацию или в «трейд-ин» и выбрать новое транспортное средство в соответствии с условиями акции и специальными предложениями.
Поэтому, если вы планируете утилизировать старый автомобиль и получить скидку на приобретаемый взамен новый автомобиль, рекомендуем узнать о наличии возможности воспользоваться программой утилизации на сайтах автопроизводителей, а также в салонах официальных дилеров.
Если вы не планируете приобретать новый автомобиль, то для утилизации имеющегося автомобиля рекомендуем придерживаться алгоритма, этапы которого изложены нами ниже.
Доверенность на утилизацию
Доверенность — необходимый документ для снятия машины с учета, если автовладелец не может посетить отделение ГИБДД сам. Документ должен быть составлен правильно.
В доверенности от юридического лица указывают:
- номер, дату составления;
- полное наименование, адрес организации;
- должность, ФИО доверителя;
- ФИО, адрес, паспортные данные доверенного лица;
- регистрационное подразделение ГИБДД, в которое Вы намерены обращаться;
- данные авто (марка, номерные знаки, VIN-код, год выпуска, номер шасси, кузова, двигателя);
- свидетельство о регистрации машины, ее паспорт;
- срок действия (действителен 1 год);
- подпись доверенного лица, доверителя.
Автовладелец, желающий сдать транспортное средство в утиль, может представить только паспорт и заявление на утилизацию. Но если он по каким-то причинам не может заниматься процедурой сам, он выписывает доверенность на своего представителя. Тогда документ заверяется нотариусом.
Можно ли получить деньги за утилизированную машину
Вопрос, можно ли сдать автомобиль на утилизацию за деньги, нередко возникает у автовладельцев. Однако государство не намерено просто так выкупать у населения автохлам по высокой цене. Как уже отмечалось, программа утилизации должна стимулировать граждан приобретать новые российские автомобили, оказывать поддержку отечественным производителям и обеспечить конкурентоспособность их продукции на внутреннем рынке.
Таким образом, сдать машину в утиль и получить деньги за неё нельзя, поскольку это невыгодно ни государству, ни автопроизводителям. Сумму компенсации за ее сдачу в утиль на руки вам никто не выдаст. Её можно только вычесть из стоимости нового транспортного средства в виде скидки или использовать в качестве первоначального взноса при оформлении автокредита. В настоящее время предусмотрены только эти два варианта.
Как списать автомобиль в ГАИ при продаже имущества? Подобная операция требуется не всегда. По действующему законодательству при покупке авто с рук можно одновременно снять ТС с учета и перерегистрировать его на нового собственника.
Для подобного рода услуги необходимо взять с собой:
- соглашение о покупке;
- расписку о получении денег за сделку продавцом;
- удостоверение личности покупателя;
- ПТС на авто;
- СТС машины (при наличии);
- полис автомобильного страхования (если есть);
- транзитные номера (при условии, что таковые имеются).
Желательно также принести копию паспорта продавца. Эта бумага пригодится при снятии ТС с учета в случае покупки авто с рук.