Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В статье 7 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 06.01.2007) «О воинской обязанности и военной службе» (Российская газета. 2007. 10 января) установлена ответственность граждан и должностных лиц за нарушение настоящего Федерального закона.
Комментарий к ст. 21.5 КоАП
Объектом данного административного правонарушения является порядок в области воинского учета. В комментируемой статье предусмотрена ответственность допризывников за уклонение от постановки на воинский учет, необходимый для получения ими военной специальности. Воинский учет — это государственная система учета, осуществляемого в целях анализа имеющихся в стране призывных и мобилизационных людских ресурсов.
Объективная сторона правонарушения выражается в действиях (бездействии) и состоит в неисполнении гражданином обязанности по воинскому учету одним из способов, указанных в данной статье. Субъективная сторона правонарушения заключается в неисполнении гражданином обязанностей по воинскому учету без уважительной причины и выражается в умышленной или неосторожной форме вины. Субъектом данного правонарушения является гражданин, достигший возраста 17 лет, состоящий или обязанный состоять на воинском учете.
Так, в случае неявки граждан в указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, место и срок без уважительных причин, а также в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Уважительными причинами неявки гражданина по повестке военного комиссариата при условии документального подтверждения причины неявки являются:
— заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности;
— тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;
— препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;
— иные причины, признанные уважительными призывной комиссией, комиссией по первоначальной постановке на воинский учет (военным комиссаром — для граждан, призываемых на военную службу из запаса) или судом.
Также следует обратить внимание на пункт 19 Приказа Министра обороны РФ от 06.09.1999 N 400 (ред. от 28.02.2003) «О мерах по выполнению Постановления Правительства Российской Федерации от 1 июня 1999 г. N 587 «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации» (вместе с Инструкцией по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, Инструкцией по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера (Российская газета. 2003. 3 апреля)), согласно которому в конце каждого рабочего дня председатель комиссии по постановке граждан на воинский учет обязан лично проверить, все ли граждане из числа вызывавшихся явились на заседание комиссии, принять меры по установлению причин неявки граждан и повторному их вызову на комиссию (организации их розыска).
В случае уклонения гражданина от постановки на воинский учет военный комиссар района в установленном порядке извещает орган внутренних дел о необходимости его розыска и задержания.
В случае неявки без уважительной причины гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с первоначальной постановкой на воинский учет, он привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По истечении действия уважительной причины граждане являются в военный комиссариат немедленно без дополнительного вызова.
Другой комментарий к статье 21.5 КоАП РФ
1. Объектом рассматриваемого административного правонарушения выступают общественные отношения в области воинского учета.
Правовое регулирование воинского учета осуществляется Федеральным законом от 31.05.1996 N 61-ФЗ, Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Федеральным законом от 26.02.1997 N 31-ФЗ и принятыми в соответствии с ними подзаконными актами.
Объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения составляют любые действия (бездействие), нарушающие установленные требования по воинскому учету, установленные указанными нормативными актами.
2. В качестве субъекта административной ответственности выступают граждане, состоящие или обязанные состоять на воинском учете.
С субъективной стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется неосторожной и умышленной формами вины.
- лицо подлежит административной ответственности за нарушение неисполнения гражданами обязанностей по воинскому учету только в случае, если установлена его вина / ст. 1.5 КОАП РФ;
- при применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство / ст. 1.6 КОАП РФ;
- лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения / ст. 1.7 КОАП РФ;
- закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу / ст. 1.7 КОАП РФ;
- закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет / ст. 1.7 КОАП РФ;
- юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению / ст. 2.1 КОАП РФ.
За отсутствие учетного отдела по военнообязанным гражданам (прикрепленных сотрудников) и непредставление информации в соответствующие подразделения для компании предусмотрена административная ответственность. К компании могут быть применены санкции в виде штрафов в размере:
- 300-1000 рублей – несвоевременное предоставление в органы воинского распределения списков граждан. Штраф накладывается на главу компании или ответственное за данный учет лицо (ст. 21.1 КоАП).
- 500-1000 рублей – игнорирование оповещения, направленного сотруднику (повестки в военный комиссариат), тем самым препятствование его своевременной явке к месту назначения (ст. 21.2 КоАП).
- 300-1000 рублей – сокрытие информации о принятых (уволенных) военнообязанных сотрудниках (ст. 21.4 КоАП).
Согласно Положению о воинском учете осуществлять проверку формирования учета в организациях должны органы местного самоуправления и военкоматы. Если в штате компании трудится более 500 человек – ревизия проходит один раз в год; в остальных случаях – один раз в 3 года.
Как ведется воинский учет в организации
Организацию необходимо поставить на учет в военкомате. Если у компании есть филиалы, они регистрируются по месту нахождения.
Организация должна тесно взаимодействовать с военкоматом по вопросам регистрации воинской обязанности работников:
- своевременно предоставлять сведения о сотрудниках-призывниках каждый год до 1 ноября;
- если в штате числятся подростки 15–16 лет, информация о них доводится до работников военного комиссариата в сентябре;
- в течение двух недель отвечать на запросы относительно сотрудников компании, состоящих на ВУ, а также об устройстве на работу или увольнении, об изменении жизненных обстоятельств работника, состоящего на общем воинском учете.
Конституция Российской Федерации устанавливает, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; гражданин несет военную службу в соответствии с федеральным законом и имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой в установленных федеральным законом случаях (статья 59).В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 28.03.1998 ? 53-ФЗ ?О воинской обязанности и военной службе? воинская обязанность (за исключением периода мобилизации, периода военного положения и военного времени) предусматривает:
- воинский учет;
- обязательную подготовку к военной службе;
- призыв на военную службу;
- прохождение военной службы по призыву;
- пребывание в запасе;
- призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
Одной из форм реализации конституционной обязанности по защите Отечества является прохождение альтернативной гражданской службы вместо военной службы по призыву в порядке, установленном Федеральным законом от 25.07.2002 ? 113-ФЗ ?Об альтернативной гражданской службе?.
В вопросах организации исполнения воинской обязанности ключевую роль играют военные комиссариаты и их структурные подразделения.
- Цель организации воинского учета состоит в обеспечении оперативного укомплектования Вооруженных сил РФ и иных структур, обеспечивающих жизнедеятельность страны, в случае возникновения такой необходимости при военных конфликтах. Полная информация о военнообязанных лицах, подлежащих воинскому учету, аккумулируется в военных комиссариатах. Источниками поступающих туда сведений служат государственные органы и работодатели.
- При трудоустройстве по трудовому договору работодатели обязаны запрашивать у работника документы воинского учета и вносить эти сведения в личную карточку работника. Распространяется эта обязанность на всех работодателей — и юрлиц, и ИП.
- Между тем, законодательство, обязывающее взаимодействовать с военными комиссариатами, устанавливает такую обязанность только для работодателей-юрлиц. Юрлица обязаны как самостоятельно передавать определенные сведения в военные комиссариаты, так и реагировать на предназначающуюся военнообязанным работникам информацию и на запросы комиссариата в отношении таких работников. Комиссариаты вправе проверять правильность ведения воинского учета в организациях.
- Нарушения при ведении воинского учета чреваты штрафными санкциями для должностных лиц организаций. Такие штрафы установлены для нарушений, связанных с несообщением или несвоевременным сообщением в военный комиссариат сведений о военнообязанных (возникновение воинской обязанности, отсутствие постановки на воинский учет при наличии обязанности это сделать, изменение места проживания военнообязанного), а также являются следствием несообщения военнообязанному о необходимости его явки в комиссариат и необеспечения возможности для этой явки. Штраф, применяемый и к самой организации, и к ее должностным лицам, налагается за непредставление или несвоевременное представление сведений по запросу военного комиссариата.
Кто должен вести воинский учет
Воинский учет нужно вести, даже если в компании работает один военнообязанный сотрудник. Информировать военкомат обязаны все компании, причем не только о приеме и увольнении военнообязанных работников, но и об изменении их семейного положения, должности и т. п. При этом учитываются не только мужчин, но и женщин, получивших образование по военно-учетным специальностям.
Организация на основании поправок, внесенных федеральным законом № 8-ФЗ от 06.02.2019, обязана информировать военкомат о работниках, которые не встали на воинский учет, но должны были это сделать. При выявлении «уклонистов» необходимо в течение двух недель сообщить об этом в военкомат.
Из разговора с представителем военкомата:
По мнению представителей военкомата и руководитель и главный бухгалтер обязаны знать все законодательство о воинской службе, выявлять уклонистов самостоятельно и работать на укрепление обороноспособности страны.
Организация воинского учета у работодателя
На необходимость ведения воинского учета каждым из работодателей, принимающих работников на работу по трудовому договору, указывает включение в состав обязательно предъявляемых при трудоустройстве документов тех, которые свидетельствуют о постановке работника на воинский учет (ст. 65 ТК РФ). Исключений для работодателей-ИП этот перечень не предусматривает, поэтому они тоже должны запрашивать у работника, оформляемого на работу, документы воинского учета.
Такими документами являются (п. 28 Положения, утв. Постановлением № 719):
- для призывника — удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу;
- для военнослужащего запаса — военный билет или справка (временное удостоверение), его заменяющая.
На основании этих документов сведения о наличии воинской обязанности вносятся в личную карточку работника. Обязанность ведения таких карточек распространяется не только на все организации независимо от их организационно-правовых форм (п. 2 Постановления Госкомстата России от 05.01.2004 № 1), но и на ИП (пп. 3, 12 Правил ведения трудовых книжек, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225).
Комментарий к статье 21.5 КоАП РФ
В статье 7 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 06.01.2007) «О воинской обязанности и военной службе» (Российская газета. 2007. 10 января) установлена ответственность граждан и должностных лиц за нарушение настоящего Федерального закона.
Объектом данного административного правонарушения является порядок в области воинского учета. В комментируемой статье предусмотрена ответственность допризывников за уклонение от постановки на воинский учет, необходимый для получения ими военной специальности. Воинский учет — это государственная система учета, осуществляемого в целях анализа имеющихся в стране призывных и мобилизационных людских ресурсов.
Объективная сторона правонарушения выражается в действиях (бездействии) и состоит в неисполнении гражданином обязанности по воинскому учету одним из способов, указанных в данной статье. Субъективная сторона правонарушения заключается в неисполнении гражданином обязанностей по воинскому учету без уважительной причины и выражается в умышленной или неосторожной форме вины. Субъектом данного правонарушения является гражданин, достигший возраста 17 лет, состоящий или обязанный состоять на воинском учете.
Организационно-правовая регламентация воинского учета. Лица, подлежащие воинскому учету по месту работы (учебы)
Ведение воинского учета по месту работы (учебы) осуществляется в соответствии с:
Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»;
Положением о воинском учете ;
Методическими рекомендациями Генерального штаба Вооруженных Сил РФ (далее — ГШ ВС РФ) воинскому учету в организациях .
Утверждено Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. N 719.
Разработаны Главным организационно-мобилизационным управлением ГШ ВС РФ во исполнение Приказа Минобороны России от 19 ноября 2007 г. N 500.
Ответственность за надлежащее ведение воинского учета несет руководитель предприятия (организации, учреждения) (далее — предприятие).
Основные обязанности руководителя предприятия в области воинского учета заключаются в следующем.
Основные обязанности специалиста
Образец функциональных обязанностей работника, осуществляющего воинский учет, мы начинаем с представления главных задач на рабочем месте:
- При нахождении в документации воинского учета соискателей и настоящих сотрудников организации неточностей, помарок, исправлений, вырванных листов ответственный сотрудник обязан направить владельцев таких военных билетов (или альтернативных документов) в комиссариат, где они состоят (или должны состоять) на учете.
- Срочное информирование военного комиссариата об отсутствии отметок о воинской обязанности в паспортах граждан РФ (соискателей и настоящих сотрудников), а также об отсутствии пометок об оформлении на воинский учет (соответственно, в документации воинского учета). Трудящийся должен как можно скорее предоставить сведения о гражданах, которые не исполнили своих обязанностей в сфере мобилизационной военной подготовки и учета.
- Разработка плана деятельности по воинскому учету, бронированию лиц, находящихся в запасе, согласование данного проекта с военным комиссариатом.
- По установленной форме в срочном порядке предоставлять отчетность, содержащую сведения о составе запаса (воинских званиях сотрудников), разрядах, возрасте военных в запасе, трудящихся в организации.
- Предоставление иных дополнительных сведений по запросу комиссариата, который согласуется этим военным учреждением с объектом исполнительной власти в регионе.
Ответственность за нарушение правил – штрафы в 2021 году
Ведение воинского учета – обязанность каждой организации, за несоблюдение этого требования наступает административная ответственность в виде штрафов.
Нарушениями считаются:
- Непредставление сведений о потенциальных призывниках в установленные сроки;
- Неоказание содействия в явке сотрудника по повестке в военкомат;
- Намеренное либо непреднамеренное скрытие информации об актуальных данных, в особенности, переезде работника, снятии с места регистрации.
Нарушения работодателей зачастую связаны с незначительными штрафными санкциями. Единственной нормой является ст. 21.4 коап РФ. За непредставление сведений о принятии на работу, увольнение призывника, военнообязанных лиц в запасе на руководство организации налагается штраф 300-1000 руб. По этой причине организации не ведут военный учет либо делают это частично.
Однако, если военкомат направит запрос в организацию о предоставлении актуальных сведений, требование относительно ведения военного учета, все это будет проигнорировано, руководство облагается штрафами уже значительными.
- 2000 – 4000 руб. На специалиста, за неправильное, неполноценное ведение учета;
- 3000 – 5000 руб. На компанию и по 300-500 руб. На должностных лиц – руководство;
- 10 000 – 20 000 руб. На организацию, по 1000-2000 руб. На должностных лиц за невыполнение предписаний военного комиссариата, отсутствие воинского учета на предприятии.
За непредставление актуальной информации, не направление учащихся 10-11 классов, достигших 17 лет в военкомат, облагаются штрафом учебные заведения. Размер взыскания 300 – 1000 руб.
Ответственность граждан за нарушение воинского учета.
— неявка гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины, неявка в установленный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию, а равно несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания — штраф от пятисот до трёх тысяч рублей
статья 21.5 КоАП РФ;
— уклонение гражданина от медицинского освидетельствования либо обследования по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учет или от медицинского обследования по направлению призывной комиссии — штраф от пятисот до трёх тысяч рублей
статья 21.6 КоАП РФ
(за уклонение от призыва на военную службу предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со ст. 328 УК РФ
— умышленная порча или уничтожение документа воинского учёта, либо небрежное хранение, повлекшее его утрату — штраф в размере от пятисот до трёх тысяч рублей
ст. 21.7. КоАП РФ