Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Вопрос 55. Налоговые преступления: понятие и виды. Уклонение от уплаты налогов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Уклонение от уплаты налогов имеет отрицательные последствия не только для экономики, но и для государства в целом. Государственный бюджет недополучает причитающиеся ему средства, вследствие чего приходится ограничивать реализацию некоторых государственных программ, задерживать заработную плату работникам бюджетной сферы и т.д. Кроме того, неуплата налогов может иметь серьезные последствия в виде нарушения принципов конкуренции. Поэтому в настоящее время пресечение попыток неуплаты налогов возведено в ранг государственной налоговой политики.
Налоговые преступления юридических лиц: законодательная база
Привлечение к ответственности налогоплательщиков, совершивших налоговое преступление, оговорено в четырёх статьях УК РФ. Две из них посвящены преступлениям, связанным непосредственно с неуплатой налогов. Статья 199 УК РФ описывает ответственность юридического лица за уклонение от уплаты налогов. А статья 198 УК РФ – ответственность физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, за аналогичное правонарушение.
Ещё одна статья – 199.1 УК РФ – посвящена преступлениям, совершённым налоговыми агентами. А статья 199.2 УК РФ описывает ответственность, наступающую за сокрытие денег и имущества предпринимателя или организации.
Сегодня мы подробно остановимся на статье 199 УК РФ.
Статья 28.1 УПК РФ предусматривает прекращение уголовного преследования в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении следующих видов преступлений:
- Уклонение физического лица от уплаты налогов, сборов и (или) физического лица — плательщика страховых взносов от уплаты страховых взносов (статья 198 УК РФ);
- Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией — плательщиком страховых взносов (статья 199 УК РФ);
- Неисполнение обязанностей налогового агента (статья 199.1 УК РФ);
- Уклонение страхователя — физического лица от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд (статья 199.3 УК РФ);
- Уклонение страхователя-организации от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд (статья 199.4 УК РФ).
Классификация способов уклонения от уплаты налоговых платежей
Если рассматривать более подробно способы уклонения от уплаты налогов и сборов, которые используют предприятия, то можно отметить их многочисленность и разнообразие. На сегодняшний день предприятия, зарегистрированные в качестве юридических лиц, — это налогоплательщики большого числа прямых и косвенных налогов и сборов.
Исследователи предпринимали попытки классифицировать способы, при этом самая распространенная и ставшая хрестоматийной — классификация И. И. Кучерова. Автор предложил классифицировать способы в соответствии с элементами налогового механизма и со способами, которыми он подвергался воздействию.
Нельзя отрицать достоинства этой классификации, но ей присущи и недостатки. Важно отметить, что для решения криминалистических задач более точно подходит разделение способов совершения налоговых преступлений, учитывая 2 обстоятельства, которые приводились ранее: механизм формирования и уплаты налога, процесс криминализации налогового деяния. Подобный подход дает возможность объединения способов уклонения от уплаты налогов в соответствии с элементами налогообложения и формами воздействия, которое оказано на эти объекты. Определенные сочетания этих способов дают возможность охвата существенно большего числа способов совершения преступлений в сфере налоговых платежей.
Одним из распространенных способов совершения преступлений, которые предусмотрены ст. 199 УК РФ, является включение в бухгалтерскую отчетность заведомо ложных или искаженных данных. Так происходит нарушение правил бухгалтерского учета. Когда бухгалтерская отчетность составлена по всем правилам, то ее можно считать достоверной. Если в ней есть сведения, которые не соответствуют действительности, то ведение отчетности с нарушениями отражает уклонение от уплаты налогов. Подобные несоответствия выражаются в виде внесения в документы заведомо ложной информации, неотражения в документации некоторых результатов или операций.
Можно рассмотреть определенные схемы уклонения от уплаты налогов, многие из которых достаточно известны и включены в различные источники, включая Интернет.
Основная особенность схемы уклонения от налогов, которая имеет в основании неучтенный наличный оборот, широко распространена в российском легальном бизнесе. Она состоит в использовании фиктивных операций. В некоторых случаях это может быть обналичивание (обмен официально заработанных безналичных средств, которые находятся в банке на расчетном счете, на неучтенную наличность с заключением фиктивных договоров по выполнению работ или оказанию услуг). Такой договор может быть основанием для перевода денег со счетов предприятий-налогоплательщиков на счета подставной компании-однодневки, которая впоследствии за вычетом своей комиссии вернет их уже в качестве неучтенных («черных»). Эти средства часто используют с целью выплаты черной зарплаты сотрудникам, формирования личных доходов руководства (управленцев, собственников), дачи взяток чиновникам, «откатов» представителям крупных потребителей за более выгодные заказы и др. В целом операции по обналичиванию всегда влияют на искажение реальной структуры затрат из-за замещения прибыли и заработной платы.
В определенных ситуациях обналичивание можно считать идентичным понятию «отмывание денег». В этой схеме функции компании состоят в том, что она за небольшую плату может принимать от розничного продавца неучтенную наличность, осуществляя безналичные платежи на банковский счет предприятия-оптовика. С этой целью происходит заключение двух контрактов, первый из которых состоит в приобретении предприятием продукции у оптовика, а второй заключается в поставке этой же продукции розничному продавцу. Оба договора можно считать фиктивными, поскольку продукцию оптовик на самом деле передает розничному продавцу.
Часто фиктивная операция в этом случае применяется с целью разорвать стандартную цепочку «оптовик – розничный продавец». Основное ограничение массового снижения валовой выручки в рознице представлено высокой вероятностью проведения встречной проверки счетов за отгруженную продукцию, выставляемых оптовиками потребителям, а также счетов за полученную продукцию, оплаченную розничными фирмами в соответствии с их официальной финансовой отчетностью. В ситуации, когда у определенной розничной компании сумма «входящих» счетов меньше, чем сумма «исходящих» счетов от его оптового поставщика, налоговый орган вправе предположить снижение валовой выручки от продажи в розничном звене или сокрытие продукции в оптовом звене с целью ее дальнейшего выведения в неучтенный оборот.
В некоторых случаях между подлинными оптовиками и розничными торговцами может быть введена подставная компания-однодневка, принимающая на себя все обязательства по осуществлению налоговых платежей. Это отражается в отчетности, в соответствии с которой оптовик поставляет продукцию некой неизвестной ему компании, своевременно оплатившей поставку.
На самом деле оптовики передают товар розничному продавцу, а по его отчетности продукция проходит в качестве полученной от компании на реализацию (без осуществления предварительной оплаты).
Подобная отчетность хранится розничным продавцом до момента реализации всей партии продукции (пока она хранится на его складах), после чего все документы, касающиеся продукции, уничтожаются. Это происходит по той причине, что розничный продавец уверен — налоговый орган никогда не сможет провести сопоставление его «входящих» счетов с «исходящими» счетами оптового поставщика. Компания-однодневка, выполнив свое предназначение, исчезает, а вместе с ней пропадает и вся информация о ее контрагентах. Данные схемы и их использование резко расширяет возможности уклоняться от уплаты налогов в легальном бизнесе. Если используется «обналичивание», широкий доступ к неучтенной наличности получают компании, которые реализуют свою продукцию и услуги по безналичному расчету.
Обналичивающие компании никому не показывают собственные отчеты и никогда не уплачивают налоги. По этой причине на практике они работают только короткое время, впоследствии перед датой сдачи своего первого бухгалтерского баланса закрывая свои банковские счета и освобождая арендованные помещения. В этой ситуации происходит уничтожение всех документов и компания исчезает, не пройдя процедуру официальной ликвидации. Формально такой исчезнувшее предприятие можно попытаться найти на основе сведений о ее руководителе, главном бухгалтере или учредителях. Но на практике административные должности подобных фирм заняты подставными лицами (пенсионерами или инвалидами, которые за небольшую оплату только подписывают документы). Часто в таких фирмах учредителями являются мертвые души. В частности, уставные документы подобного предприятия могут содержать информацию из утерянных (недействительных) паспортов (документов умерших людей).
Работа по организации компаний-однодневок в сущности представляет собой криминальную деятельность. Но, несмотря на это, услуги подобных фирм были и по настоящее время остаются очень дешевыми и востребованными.
Так, в г. Москве в области операций обналичивания комиссия компании-однодневки составляет не более 2–3%, а официальное проведение данных операций с выплатой всей суммы обязательных налогов составляет не менее 20–30%. Если сравнить эти цифры, то можно наглядно увидеть эффективность и понять популярность фирм-однодневок.
Пример использования предприятия-однодневки в области уклонения от уплаты налогов с дальнейшим обналичиванием выведенных из-под налогообложения денег (перевод в офшоры) — «комиссионная схема», которую выявили в процессе расследования уголовного дела о поставке авиационного керосина ОАО «Шереметьево».
Расследование установило, что эти поставки осуществлялись за счет перепродажи авиатоплива от одной компании-однодневки к другой. Подобные действия позволили поставщикам уклоняться от налоговых выплат, завышая цены. При этом разница реальной цены керосина и накрученной стоимости была выведена в офшоры или обналичена, а объемы выведенных средств насчитывали миллиарды рублей.
В РФ уклонение от уплаты налогов реализуется налогоплательщиками разными методами. Наиболее популярные из них:
- уничтожение или подмена накладных или другой документации;
- искажение или устранение первичных документов, что приводит к отсутствию в этих бумагах актуального размера чистой прибыли;
- выручка, полученная от продажи товаров, проводится в меньшем размере, либо вовсе не фиксируется в документации предприятия;
- компания передает другой организации товары со счетами-фактурами;
- как только вносится оплата покупателем в виде наличной суммы, происходит уничтожение или корректировка документации.
С помощью вышеуказанных действий организации довольно легко и быстро снижают по документам свою прибыль и выручку. Даже физические лица могут пользоваться разными уловками, позволяющими уйти от налогообложения. Например, уклонение от налогов физическим лицом может заключаться в отсутствии официального арендного договора, если гражданин получает доход от сдачи своей недвижимости в аренду.
На самом деле существует много способов, позволяющих фирмам и гражданам нарушать налоговое законодательство. Обычно применяется за это наказание в рамках НК, но при специфических и сложных ситуациях может использоваться уголовная ответственность.
Меры наказания в рамках НК
Если уклонение от налогов является правонарушением, так как сокрыта небольшая сумма средств, представленная доходом, то применяется наказание в виде штрафов. При этом нарушитель обязан в любом случае перечислить в ФНС неуплаченный налог. К основным мерам наказания относятся следующие:
- если в установленные сроки не была передана декларация в налоговую службу, то уплачивается 5% от размера налога, но не меньше 1 тыс. руб. и не больше 30% от размера сбора;
- если налогоплательщик случайно занизил размер платежа или неверно рассчитал налог, то уплачивается штраф в размере 20%;
- если имеются доказательства того, что размер сбора был занижен намеренно, то увеличивается размер штрафа до 40%.
После уплаты штрафа придется заново произвести расчеты, чтобы внести положенную сумму средств в бюджет государства.
КЛАССИФИКАЦИЯ СПОСОБОВ УКЛОНЕНИЯ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ
Важное значение для правильной квалификации анализируемых преступлений имеют сведения о способах уклонения от уплаты налогов.
Один из способов совершения данного вида преступления заключается в подготовке и передаче в налоговые органы ложной информации об объектах налогообложения, для чего в документы бухгалтерской отчетности вносятся недостоверные данные.
Довольно распространенным способом такого уклонения является регистрация фирм — однодневок. В таких случаях компания, как правило, либо создается по подложным документам на очень короткий срок, либо оформляется на подставных лиц. Затем туда «сбрасывают» деньги, добытые преступным путем, конвертируют и переводят на счета «своих» фирм, расположенных чаще всего в оффшорной зоне. В свою очередь, эти фирмы путем неоднократной фильтрации через счета различных компаний отмывают «грязные» деньги. После чего российский компаньон прекращает свою деятельность, руководители фирмы скрываются от компетентных органов, и проведение проверок в отношении такой фирмы — однодневки становится крайне затруднительным. В подобных ситуациях правонарушители чувствуют себя практически в безопасности.
Способом уклонения от уплаты налогов при проведении импортных операций является в том числе создание своей фирмы за рубежом. Российские мошенники регистрируют в оффшорной зоне дочернюю либо самостоятельную компанию на свое имя или на доверенных лиц. Эта фирма заключает с отечественными предприятиями контракты на поставку в Россию различных товаров. Под них переводятся крупные суммы денег. Товар в Россию поступает частично или совсем не поступает, деньги переводятся на счета других фирм и приобретают вполне легальный вид.
Для того чтобы минимизировать налоговую нагрузку, многие налогоплательщики свою деятельность, имеющую определенные ограничения, препятствующие переходу на упрощенную систему налогообложения, делят на ряд более мелких, подпадающих под упрощенную систему налогообложения (далее — УСН) или систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход по отдельным видам деятельности (далее — ЕНВД). Например, один магазин с большой площадью делят на несколько отделов площадью менее 150 кв. м. Управляющие отделами регистрируются в качестве предпринимателей и оформляют свою торговлю через ЕНВД, получив свою площадь в аренду и заключив, например, договор поручительства, реализуют товар.
В рамках налоговой проверки обстоятельства, свидетельствующие об умышленных действиях налогоплательщика, можно установить в ходе осмотра помещения и территории, допроса сотрудников магазина, анализа движения денежных средств на расчетных счетах предпринимателей, проверки кассовых книг и ККМ, установить лицо, которому подчиняются управляющие отделами, единые складские помещения, транспорт, грузчики и иной персонал.
Так, об умышленных действиях налогоплательщика свидетельствует следующее:
- реализация товара предпринимателем осуществляется в пределах торговых площадей, используемых налогоплательщиком, при этом арендованные предпринимателем у налогоплательщика торговые площади фактически не представляют собой самостоятельную торговую точку с автономной системой торговли, имели общие входы, общие торговые залы, оформленные в едином фирменном стиле сети магазинов общества, в которых находились и товары, принадлежащие обществу, и товары предпринимателя;
- не обособлены от торговых площадей, занимаемых товарами налогоплательщика, единые складские помещения;
- получение денежных средств от покупателей товаров общества и предпринимателя осуществлялось через единые кассовые линии (кассовые терминалы), расчеты с покупателями осуществляются работниками налогоплательщика на всех кассах, в том числе принадлежащих предпринимателю. Выручка, полученная от продажи товаров, учитывается через единое программное обеспечение кассовой техники, производится совместное инкассирование выручки налогоплательщика и предпринимателя;
- товары приобретаются налогоплательщиком и предпринимателем по заявке предпринимателя у одних и тех же поставщиков, при этом товары для общества и товары для предпринимателя поступают на склад и в магазины общества, доставка, разгрузка товара и его хранение осуществляется силами общества ввиду отсутствия соответствующих работников у предпринимателя;
- трудовую деятельность фактически осуществляли одни и те же сотрудники, которые воспринимают общество и предпринимателя как единый субъект предпринимательской деятельности.
В любой стране должна существовать такая система ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах, которая бы не оставляла сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа для общественного блага. Предлагаемое ужесточение санкций, вплоть до усиления уголовного преследования, имеет своей целью увеличение степени рисков, которые должен осознавать плательщик налогов, имеющий намерение на уклонение от налогообложения, а также доведение до субъектов, вынашивающих подобные намерения, неотвратимости понесения наказания. Учитывая тот факт, что нарушение законодательства о налогах и сборах наносит ущерб прежде всего государству, подрывая его экономические основы, подобное ужесточение явилось бы вполне правомерным. Дополнительно следует закрепить ответственность за нарушение налогового законодательства среди всех лиц, задействованных в функционировании теневых финансовых схем, однако напрямую уклонение от уплаты налогов не совершающих. Например, привлекать к ответственности лиц, зарегистрировавших на себя коммерческие организации с целью последующей их продажи, не внесших изменения в ЕГРЮЛ, допустивших подобным образом преступную халатность, которая позволяет неустановленным лицам от лица формально числящегося по документам гражданина, не внесшего изменения в уставные и учредительные документы, впоследствии использовать данные фиктивные фирмы в теневых финансовых схемах. Следует возложить ответственность и на кредитно-финансовые учреждения, обслуживающие счета фиктивных фирм, за отсутствие конкретных мер (разработанные в настоящее время меры не удовлетворяют требованиям современной жизни в полном объеме и оставляют пространство для возможных лавирований) по идентификации лиц , которые имеют право на распоряжение движением денежных средств по счету. Например, в практике Управления по налоговым преступлениям ГУВД по г. Москве известны многочисленные прецеденты, когда имеется движение денежных средств по счету подставной организации, а при проведении проверки выясняется, что фирма — обладатель счета зарегистрирована на несуществующее лицо либо по подложным паспортным данным, по несуществующим адресам и фактически лицо, значащееся по документам генеральным директором указанной фирмы, документы на открытие счета не представляло, а зачастую и представить не могло. Данное обстоятельство проистекает из того факта, что, как правило, в подавляющем большинстве именно банковские учреждения и осуществляют так называемые операции по обналичиванию денежных средств, они же и имеют наибольшее количество возможностей для выявления сомнительных операций, в том числе непосредственно после их совершения, в свете чего необходимо четкое закрепление за банковскими структурами конкретных мер по идентификации клиентов. Данное обстоятельство имеет огромное значение, так как только в случае установления конкретных лиц, непосредственно обеспечивающих функционирование теневой финансовой схемы по уклонению от уплаты налогов, представится возможным привлечь к ответственности всех лиц, замешанных в нарушении налогового законодательства.
Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // СЗ РФ. 13.08.2001. N 33 (ч. I). Ст. 3418.
Понятие необоснованной налоговой выгоды введено Постановлением Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиками налоговой выгоды». В Постановлении содержатся обязательные для всех арбитражных судов разъяснения о том, как подходить к проверке тех неоднозначных ситуаций, в отношении которых налоговые органы и арбитражные суды использовали категорию «недобросовестный» налогоплательщик.
На смену данной категории назначено новое понятие — «налоговая выгода». Постановление определяет ее как «уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета».
Необходимо заметить, что разъяснения, содержащиеся в Постановлении, не свидетельствуют напрямую о необоснованности получения налоговой выгоды налогоплательщиком. Это лишь косвенные признаки, которые в своей совокупности могут склонить суд к принятию решения не в его пользу. Согласно мнению Пленума ВАС РФ, к ним относятся:
- невозможность реального осуществления налогоплательщиком указанных операций с учетом времени, местонахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;
- отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств;
- учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, если для данного вида деятельности также требуется совершение и учет иных хозяйственных операций;
- совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком в документах бухгалтерского учета.
Постановление ВАС РФ устраняет спорные моменты, которые до сих пор служат источником головной боли добропорядочных налогоплательщиков, наконец-то перечислив ряд признаков, которые не могут служить основанием для признания налоговой выгоды необоснованной:
- создание организации незадолго до совершения хозяйственной операции;
- взаимозависимость участников сделок;
- неритмичный характер хозяйственных операций;
- нарушение налогового законодательства в прошлом;
- разовый характер операции;
- осуществление операции не по местонахождению налогоплательщика;
- осуществление расчетов с использованием одного банка;
- осуществление транзитных платежей между участниками взаимосвязанных хозяйственных операций;
- использование посредников при осуществлении хозяйственных операций.
Необоснованной налоговая выгода будет считаться в том случае, если она получена в результате проведения сделок, целью которых была исключительно минимизация налоговых платежей. Такие операции следует признавать лишенными деловой цели, поскольку направленность на получение прибыли является основой предпринимательской деятельности.
Также в Постановлении особо отмечается, что налоговая выгода не может рассматриваться в качестве самостоятельной деловой цели. Если судом установлено, что главной целью, которую преследовал налогоплательщик, было получение дохода исключительно или преимущественно за счет налоговой выгоды в отсутствие намерения осуществлять реальную экономическую деятельность, в признании обоснованности ее получения может быть отказано.
Причины уклонения от уплаты налогов
Причины уклонения отуплаты налогов различны.Эта проблема актуальна не только в России. Во всех без исключения странах проблема криминогенносги в налоговой сфере всегда стоит на первом месте.
Можно выделить следующие причины, подталкивающие предпринимателей к уклонению от уплаты налогов:
1. Моральные (нравственно-психологические)
причиныв основном кроются и порождаются характером налоговых законов. Налоговый закон не является ни общим (в силу предоставления налоговых льгот отдельным категориям плательщиков (ст.56 НК РФ), в результате чего последние оказываются в более выгодном положении по сравнению с другими), ни постоянным (означает неизменность его положений на протяжении длительного периода времени. К сожалению, этого нельзя сказать о налоговых законах.), ни беспристрастным (так как их устанавливает государство и население относится к налоговому законодательству с меньшим уважением, чем к другим законам, считая, что государство устанавливает налоги исключительно в своих интересах.).
2. Политические причины
подталкивают налогоплательщика к уклонению от уплаты налогов тогда, когда налоги начинают использоваться государством не только для покрытия своих расходов, т. е. обеспечения своего функционирования, но и как инструмент социальной или экономической политики. Как инструмент экономической политики налоги проявляются в том, что государство повышает налоги на некоторые отрасли производства с целью уменьшения их удельного веса в экономике и, наоборот, понижает налоги на другие отрасли, более перспективные или слаборазвитые, с целью их быстрейшего развития.
3.Экономические причины
можно разделить на два вида:
— причины, которые зависят от финансового состояния налогоплательщика, (является определяющим фактором для уклонения от уплаты налогов. Если финансовое положение налогоплательщика стабильно, то он не встанет на путь уклонения от налогообложения, чтобы не подорвать свой авторитет.)
— причины, порожденные общей экономической конъюнктурой (проявляются в периоды экономических спадов или, наоборот, в периоды расцвета экономики и расширения международного сотрудничества).
Формы уклонения от уплаты налогов.
Эти действия характеризуются следующими обязательными признаками: -во-первых, активными действиями налогоплательщиков; -во-вторых, их направленностью на снижение размера налоговых отчислений. В этой связи, необходимо отметить, что сами по себе неумышленные действия (небрежность, счетная ошибка) не могут рассматриваться в качестве способа уклонения от уплаты налогов.
Формы уклонения от уплаты налогов:
Обход налогов — форма минимизации налоговых обязательств, при которой юридическое или физическое лицо посредством активных, чаще правомерных, действий выводит себя из категории налогоплательщиков того или иного налога и, следовательно, не уплачивает налог.
Причины уклонения от уплаты налогов различны, стремление избежать их есть своеобразная реакция на любые налоговые мероприятия государства и обусловлена попыткой собственника так или иначе защитить свое имущество, капитал или доходы от любых посягательств, даже от тех, которые освящены законом. Во всех, без исключения странах проблема криминогенности в налоговой сфере всегда стоит на первом месте.
Налоговые преступления рассматриваются государством как тяжкие, так как они влияют на экономическое положение страны, и могут заметно ослабить безопасность в данной сфере. Потому государство стремится максимально защитить себя от недобросовестных налогоплательщиков, и устанавливает жесткие правила относительно нарушителей.
Уклонение от уплаты налогов представляет собой ряд действий, направленных на уменьшение налоговых отчислений в пользу государства. Все они носят умышленный характер, и потому ответственность тут будет гарантированная. Государство рассматривает множество способов уклонения от уплаты. Чаще всего встречаются следующие:
- После получения прибыли ее реальная величина занижается. Для этого злоумышленники подменяют или аннулируют накладные, а также уничтожают оригиналы документов. Как итог – первичная документация отсутствует, и прибыль искажается в сторону, выгодную неплательщику. Уклонение от уплаты налогов и сборов тут налицо.
- После продажи определенных услуг (товаров) размер выручки отображается не в полном объеме, или вообще не фиксируется в документах. Нарушители уничтожают документы, тем самым не внося их в налоговый реестр. Итогом будет значительное уменьшение суммы налога.
- Физическое лицо сдает принадлежащую ему собственность в аренду, однако не заключает никаких официальных договоренностей, не фиксирует полученный доход в своей налоговой декларации.
Неуплата налога на прибыль
Для физических лиц это не что иное, как подоходный налог (НДФЛ). Это основной вид налога, который обязаны платить граждане со всех доходов, полученных за год.
Согласно ст.217 НК РФ, НДФЛ облагаются следующие виды доходов:
- от продажи имущества, находившегося в собственности менее определенного срока;
- от сдачи имущества в наем;
- доходы, полученные за пределами РФ;
- разного роды выигрыши (например, лотерея);
- другие виды доходов.
Если вы официально трудоустроены, подоходный налог платит за вас работодатель. Во всех остальных случаях (продажа автомобиля, недвижимости, сдача квартиры в аренду) бремя уплаты НДФЛ ложится на ваши плечи.
В срок до 1 апреля следующего за отчетным года, необходимо заполнить и передать в отделение ИФНС по месту жительства декларацию о доходах и до 1 декабря оплатить начисленную сумму.
Если вы не желаете делиться с государством, готовьтесь к неприятным последствиям со стороны контролирующих госорганов. За неподачу декларацию о доходе полагается штраф в размере 5% от суммы налога. Если просрочка составляет больше 180 дней, штраф увеличится до 30%, а со 181 дня будет рассчитываться уже как 10% от суммы налогов, подлежащей уплате, за каждый месяц просрочки.
Следует помнить, что сведения о том, что вы продали квартиру, земельный участок, машину поступают в налоговую инспекцию от органов, которые участвовали в оформлении сделки (нотариус, Росреестр, ГИБДД).
Не пытайтесь обмануть налоговую – все сделки фиксируются и передаются налоговикам.
За неуплату НДФЛ в срок начисляется пеня в размере 1/300 ставки ЦБ РФ от суммы долга за каждый день просрочки. Кроме этого, налоговая начнет выяснять, умышленно или нет вы уклоняетесь от выплат:
- если это случилось неумышленно (например, вы ошиблись в расчетах), штраф составит 20% от суммы долга. Его можно и вовсе избежать в случае самостоятельного обнаружения ошибки. Для этого требуется сначала доплатить налог, а потом сдать уточняющую декларацию;
- если вы нарушили закон умышленно, заплатить 40% от начисленного налога.
Выявление налоговых преступлений
Налоги — обязательный атрибут практически любого государства. В современных условиях они служат одним из главных рычагов, посредством которого регулируются социальные и экономические процессы, происходящие в обществе. Поэтому обязателен контроль финансового состояния дел всех субъектов хозяйственной деятельности, ибо основу доходной части российского бюджета составляют налоговые платежи.
В России действует трехуровневая система налогообложения предприятий, организаций и граждан. Первый уровень — федеральные налоги, взимаемые на территории всей страны. Они регулируются общероссийским законодательством и формируют основу доходной части государственного бюджета. Поскольку это наиболее прибыльные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. Второй уровень — это региональные налоги и сборы, устанавливаемые субъектами Российской Федерации.