Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Усыновление (удочерение) детей с участием иностранных граждан». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Нормы об усыновлении (удочерении) ребенка содержатся не только в комментируемой главе, но также в СК РФ и в некоторых других нормативных актах. Разъяснение некоторых материальных и процессуальных вопросов дано в Постановлении Пленума Верховного Совета РФ от 20 апреля 2006 г. N 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления».
Комментарий к ст. 272 ГПК РФ
1. Соблюдение требований закона о проведении надлежащей подготовки гражданских дел к судебному разбирательству согласно позиции Пленума Верховного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 24 июня 2008 г. N 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству», является одним из основных условий правильного и своевременного их разрешения. Непроведение либо формальное проведение подготовки дел к судебному разбирательству, как правило, приводит к отложению судебного разбирательства, волоките, а в ряде случаев и к принятию необоснованных решений. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20 июля 2011 г., свидетельствует о том, что формальное отношение судей к подготовке дела к судебному разбирательству, как правило, приводит к тому, что слушания по делам неоднократно откладываются, нарушаются сроки рассмотрения дел, вынесенные судебные постановления отменяются судом кассационной инстанции.
Учитывая особую социальную значимость процедуры усыновления, законодатель в комментируемой статье, в дополнение к общим правилам подготовки дела к судебному разбирательству, устанавливает специальные для рассматриваемой категории дел требования к этой стадии судопроизводства. Таким образом, при подготовке дела об усыновлении судья должен выполнить общие задачи, стоящие перед судьей на стадии подготовки дела к судебному разбирательству (см. гл. 14 ГПК РФ), но с учетом требований комментируемой статьи, а также специфики дел особого производства. Так, на стадии подготовки дела к судебному разбирательству судья, уточнив фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, определив закон, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установив правоотношения сторон, разрешает вопрос о составе лиц, участвующих в деле, и других участников процесса, а также о представлении необходимых доказательств сторонами, другими лицами, участвующими в деле.
2. Разрешая вопрос о составе лиц, участвующих в деле, судья должен руководствоваться требованиями ч. 1 комментируемой статьи, основанной на положениях семейного законодательства (п. 1 ст. 125 СК РФ), а именно в обязательном порядке привлечь в процесс еще на стадии подготовки дела к судебному разбирательству орган опеки и попечительства. Как свидетельствует судебная практика, вопрос о процессуальном статусе органов опеки и попечительства, привлекаемых в процесс, в том числе и для дачи заключения по делу, судами решается неоднозначно. Обобщение судебной практики, отраженное в Обзоре, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20 июля 2011 г., показало, что органы опеки и попечительства, участвующие в деле в качестве органа, дающего заключения по делу, нередко привлекаются судами в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора. По мнению Президиума Верховного Суда РФ, такая практика является неправильной, поскольку в указанном случае в силу положений ст. 47 ГПК РФ органы опеки и попечительства относятся не к третьим лицам, а к лицам, участвующим в деле в качестве государственного органа, компетентного дать заключение по делу.
В судебной практике зачастую возникают вопросы о том, какой конкретно орган опеки и попечительства следует привлечь для дачи заключения. В комментируемой норме законодатель подошел к решению вопроса однозначно, определив в качестве такового орган опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) усыновляемого ребенка. Рассматриваемая позиция законодателя основана на нормах семейного законодательства и принятых в соответствии с ними подзаконных актов, логична и обоснованна, поскольку именно органу опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка должно быть достоверно известно об условиях жизни несовершеннолетнего, его интересах, желаниях и стремлениях, в том числе и о желании быть усыновленным, о факте личного общения усыновителей (усыновителя) с усыновляемым ребенком.
При выполнении на стадии подготовки судебного разбирательства задачи, связанной с представлением необходимых доказательств, как отмечено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 июня 2008 г. N 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству», судья обязан создать условия для всестороннего и полного исследования обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела. По общему правилу доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле, но с учетом характера правоотношений сторон и нормы материального права, регулирующей спорные правоотношения. При этом по делам особого производства не исключается право суда истребовать необходимые доказательства по собственной инициативе. Положения ч. 1 комментируемой статьи в части предоставления суду права истребовать от органов опеки и попечительства заключение об обоснованности и о соответствии усыновления интересам усыновляемого ребенка отражают специфику дел особого производства, судопроизводство по которым должно содержать элементы как состязательного, так и следственного начала, что, по мнению ученых, свидетельствует об особой заботе государства о защите прав ребенка .
———————————
См.: Текеев А. Особенности судебного разбирательства дел с участием несовершеннолетних // Российская юстиция. 2003. N 5. С. 3; Батова О.С. Пути устранения противоречий гражданского процессуального и семейного законодательства при рассмотрении споров, связанных с воспитанием детей // Журнал российского права. 2006. N 6. С. 144.
Другой комментарий к Ст. 269 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
1. В соответствии с комментируемой статьей усыновление или удочерение ребенка производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка.
Граждане РФ, пожелавшие усыновить ребенка, подают заявление в районный суд по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка. Что касается граждан, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации, иностранных граждан или лиц без гражданства, желающих усыновить ребенка — гражданина РФ, то заявление об усыновлении подается соответственно в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа по месту жительства или месту нахождения этого ребенка.
2. В указанные суды также подают заявления иностранные граждане или лица без гражданства, в том числе и в случаях, когда они постоянно проживают на территории РФ, поскольку ч. 2 комментируемой статьи для названных лиц не предусмотрена возможность изменения родовой подсудности дел об усыновлении в зависимости от их места жительства.
Если данные лица состоят в браке с гражданами РФ, с которыми постоянно проживают на территории РФ, и желают усыновить (удочерить) пасынка (падчерицу), являющегося гражданином РФ, либо желают совместно с мужем (женой) усыновить иного ребенка — гражданина РФ, то, учитывая, что ГПК РФ не устанавливает специальной подсудности таких дел, она определяется исходя из общих правил.
Поскольку одним из усыновителей является иностранный гражданин либо лицо без гражданства, эти дела также подсудны соответственно верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа по месту жительства ребенка (см. п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дела об усыновлении (удочерении) детей»).
Другой комментарий к статье 269 ГПК России
Усыновление относится к делам особого производства, в результате которого устанавливаются правовые отношения между усыновляемыми и усыновителями. Эти отношения аналогичны родительским. В результате усыновления возникают наследственные, алиментные и другие правоотношения. С фактическими родителями у ребенка прекращаются отношения, за исключением некоторых случаев, предусмотренных семейным законодательством.
Заявители, в качестве которых могут выступать только сами лица, желающие усыновить ребенка, осуществляют свои права как лично, так и через представителей, в т.ч. при подаче заявления в суд. При рассмотрении заявления судом присутствие самих заявителей обязательно.
В качестве заявителей могут выступать супруги, либо один из супругов, либо лицо, не состоящее в браке. При усыновлении ребенка одним из супругов требуется согласие другого супруга на усыновление, если ребенок не усыновляется обоими супругами. Согласие супруга на усыновление ребенка не требуется, если супруги прекратили семейные отношения, не проживают совместно более года и место жительства другого супруга неизвестно.
Не могут усыновить ребенка лица, не состоящие в браке. Если ребенка хотят усыновить супруги, то они могут подать совместное заявление.
Если будущий заявитель является супругом родителя ребенка, то он является единственным заявителем. Родитель ребенка лишь дает согласие на усыновление.
Заявителями могут быть как граждане РФ, так и иностранные граждане и лица без гражданства.
Дела об усыновлении рассматриваются районным судом, если заявителями выступают граждане РФ. Суды субъектов Российской Федерации рассматривают дела об усыновлении, если заявителями являются граждане РФ, постоянно проживающие за пределами РФ, иностранные граждане или лица без гражданства независимо от места их жительства. Если граждане имеют двойное гражданство, в том числе гражданство РФ, то на них распространяются нормы о гражданах РФ.
Территориальная подсудность определяется по месту жительства (нахождения) усыновленного ребенка. Место жительства ребенка определяется местом жительства его родителей. Если у ребенка нет родителей или место их нахождения неизвестно, то место жительства ребенка может определяться по месту нахождения лиц, заменивших родителей. Опекун (попечитель) обязан проживать совместно с подопечным. Если ребенок проживает в детском доме, то заявление об усыновлении подается в суд по месту нахождения детского дома.
Если ребенок оставлен родителями в родильном доме, то заявление подается в суд по месту нахождения родильного дома, как указано в комментируемой статье 269 ГПК РФ.
Кто может представлять интересы усыновителей
Посредническая деятельность по передаче детей под опеку или усыновление в РФ запрещена. Но специально уполномоченные иностранными государствами органы могут представлять интересы усыновителей через представительства, зарегистрированные в установленном порядке на территории РФ. На что уполномочены представительства:
- Подавать документы федеральному оператору данных для выбора ребенка из базы;
- Направлять документы в суд;
- Оказывать консультационную поддержку;
- Оформлять приглашения и визы;
- Участвовать в судебных разбирательствах при рассмотрении дел, получать копии судебных решений;
- Помогать усыновителям в переоформлении документов на детей.
Однако усыновителям придется лично присутствовать на судебных заседаниях, встречаться с ребенком, изучать его документы и подписывать акт, подтверждающий ознакомление с медицинскими документами несовершеннолетнего.
Статья 271 ГПК РФ. Документы, прилагаемые к заявлению об усыновлении
- К заявлению об усыновлении должны быть приложены:
1) копия свидетельства о рождении усыновителя — при усыновлении ребенка лицом, не состоящим в браке;
2) копия свидетельства о браке усыновителей (усыновителя) — при усыновлении ребенка лицами (лицом), состоящими в браке;
3) при усыновлении ребенка одним из супругов — согласие другого супруга или документ, подтверждающий, что супруги прекратили семейные отношения и не проживают совместно более года. При невозможности приобщить к заявлению соответствующий документ в заявлении должны быть указаны доказательства, подтверждающие эти факты;
4) медицинское заключение о состоянии здоровья усыновителей (усыновителя);
5) справка с места работы о занимаемой должности и заработной плате либо копия декларации о доходах или иной документ о доходах;
6) документ, подтверждающий право пользования жилым помещением или право собственности на жилое помещение;
7) документ о постановке на учет гражданина в качестве кандидата в усыновители.
8) документ о прохождении в установленном порядке подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, за исключением случаев подачи заявления об усыновлении ребенка отчимом или мачехой, близкими родственниками ребенка, лицами, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено.
1.1. К заявлению об усыновлении ребенка отчимом или мачехой, если они являются гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими на территории Российской Федерации, должны быть приложены документы, указанные в пунктах 2 — 4 и 6 части первой настоящей статьи. - К заявлению граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, иностранных граждан или лиц без гражданства об усыновлении ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, прилагаются документы, указанные в части первой настоящей статьи, а также заключение компетентного органа государства, гражданами которого являются усыновители (при усыновлении ребенка лицами без гражданства — государства, в котором эти лица имеют постоянное место жительства), об условиях их жизни и о возможности быть усыновителями, разрешение компетентного органа соответствующего государства на въезд усыновляемого ребенка в это государство и его постоянное жительство на территории этого государства.
- К заявлению граждан Российской Федерации об усыновлении ребенка, являющегося иностранным гражданином, прилагаются документы, указанные в части первой настоящей статьи, а также согласие законного представителя ребенка и компетентного органа государства, гражданином которого он является, и, если это требуется в соответствии с нормами права такого государства и (или) международным договором Российской Федерации, согласие самого ребенка на усыновление.
- Документы усыновителей — иностранных граждан должны быть легализованы в установленном порядке. После легализации они должны быть переведены на русский язык и перевод должен быть нотариально удостоверен.
- Все документы представляются в двух экземплярах.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Отношения по поводу устройства детей, оставшихся без попечения родителей, с участием иностранцев и лиц без гражданства
Российское право не содержит каких-либо специальных материальных или коллизионных норм, регулирующих выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей, если эти отношения осложнены иностранным элементом.
Российская Федерация не участвует в каких-либо соглашениях, которые определяли бы порядок такого выявления в случае наличия разного гражданства сторон семейных правоотношений или устанавливали бы применимое к указанным отношениям право.
Положения ст. 122 и 123 СК РФ не связывают проведение установленных ими процедур с российским гражданством детей.
Из этого следует, что вне зависимости от гражданства ребенка, оставшегося без попечения родителей, его выявление и учет осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации (lex fori) в порядке, предусмотренном гл.
18 СК РФ, Федеральным законом «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», Порядком формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, а также иными нормативными правовыми актами.
Выбор форм устройства для детей, выявленных на территории Российской Федерации и учтенных в качестве оставшихся без попечения родителей, в соответствии с п. 1 ст.
121 СК РФ осуществляется органом опеки и попечительства по месту жительства ребенка.
Орган опеки и попечительства вправе предпринять попытки воссоединения ребенка с кровной семьей, если это возможно (соответствующие права ребенка предусмотрены ст. 10 и 11 Конвенции ООН «О правах ребенка»).
Термин «международное усыновление» является условным и используется в юридической литературе для обозначения правовой ситуации, когда усыновитель и усыновляемый имеют разные гражданства. Кроме того, к международному усыновлению относят и случаи усыновления российских детей гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за рубежом.
Усыновление российских детей иностранными гражданами, лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, производится с некоторыми законодательно установленными отступлениями от принципа национального режима, основная задача которых состоит в обеспечении права ребенка воспитываться по возможности в стране своего происхождения. В соответствии со ст. 21 Конвенции ООН «О правах ребенка» «усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным». Кроме того, ст. 8 Конвенции гарантирует каждому ребенку право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи. Таким образом, изъятия из принципа национального режима продиктованы в первую очередь заботой об интересах детей.
Во всех случаях усыновления детей иностранными гражданами, лицами без гражданства, а также гражданами России, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, последствием усыновления может стать переезд ребенка на постоянное место жительства в другое государство, а также, возможно, смена гражданства.
Известно, что внутреннее законодательство большинства государств предусматривает упрощенный порядок предоставления гражданства детям, усыновленным подданными этих государств.
Таким образом, в вопросе об усыновлении российских детей иностранными гражданами затрагивается и публичный интерес Российской Федерации — в том смысле, что дальнейшая судьба ребенка после его усыновления находится вне юрисдикции России. Возвращение ребенка в Российскую Федерацию после отмены усыновления возможно в случаях, которые предусмотрены международными соглашениями.
Так, например, в силу ст. 15 Договора между Российской Федерацией и Итальянской Республикой о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей (подписан в 2008 г.), если того требуют интересы ребенка, он может быть возвращен на родину после отмены иностранного усыновления.
В соответствии со ст.
165 СК РФ усыновление, как и отмена усыновления, на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, производится в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является усыновитель (при усыновлении ребенка лицом без гражданства — в соответствии с законодательством государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства) на момент подачи заявления об усыновлении или об отмене усыновления. Таким образом, в качестве коллизионной привязки в этой норме выступает личный закон усыновителя.
Вместе с тем при усыновлении на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, закон настаивает на соблюдении требований ст. 124 — 126, ст. 127 (за исключением подп. 7 п.
1), ст. 128 и 129, ст. 130 (за исключением абзаца пятого), ст. 131 — 133 СК РФ. Фактически все требования российского законодательства, касающиеся порядка, оснований и условий усыновления, должны быть соблюдены в указанных случаях, за некоторыми исключениями.
Таким образом, существуют следую��ие особенности усыновления детей, являющихся гражданами Российской Федерации:
1. Для усыновления детей иностранными гражданами и лицами без гражданства п. 4 ст. 124 СК РФ установлено два предварительных условия.
Первое — невозможность передачи усыновляемого ребенка на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам этого ребенка независимо от гражданства и места жительства этих родственников.
Второе — истечение 12 месяцев со дня поступления сведений о таком ребенке в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей (ст. 1 Федерального закона «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»).
В этих целях ст.
11 Федерального закона «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» устанавливает правило, согласно которому иностранные граждане и лица без гражданства, желающие усыновить ребенка, имеют право на доступ к конфиденциальной информации о детях при наличии в соответствующей анкете ребенка информации о мерах, принятых органами опеки и попечительства, региональными операторами и федеральным оператором, по устройству (оказанию содействия в устройстве) ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации. На основании ст. 6 указанного Федерального закона информация о принятых мерах по устройству ребенка включается в документированном виде в анкету ребенка, оригинал которой хранится у регионального оператора банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, а копия — у федерального оператора.
Процедура усыновления детей граждан РФ иностранными гражданами является более сложной, чем российское усыновление. Вопрос рассматривается краевым или областным судом. Требуется более серьезная подготовка.
Порядок действий:
- Сбор документов.
- Обращение в региональный банк данных о детях-сиротах РФ.
- Постановка на учет в качестве кандидата.
- Ожидание очереди.
- Получение предложений.
- Знакомство с ребенком.
- Оформление согласия.
- Судебное заседание.
- Получение судебного решения.
- Постановка на учет в консульство.
Иностранцы имеют право действовать самостоятельно или через специализированное агентство. Однако после усыновления заключение контракта с агентством является обязательным. Так как усыновителям придется 1 раз в 6 месяцев предоставлять отчет о проживании несовершеннолетнего в семье.
Кандидаты в усыновители
По сути, к потенциальным иностранным усыновителям предъявляются те же требования, установленные ст. 127 СК, что и к россиянам. Так, усыновление российских детей иностранными гражданами допускается независимо от пола и семейного положения, одинокими или состоящими в браке совершеннолетними лицами. При этом следует учитывать, что лица, не состоящие в семейных отношениях, не могут удочерить одного и того же ребенка.
Отметим, что, помимо вышеуказанных требований, согласно ст. 124 СК, кандидаты должны обладать способностью обеспечить полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие ребенка. Кроме того, в число требований входит прохождение обязательной психолого-педагогической подготовки, которую потенциальный усыновитель может пройти или у себя на родине, или в России.
Кто имеет право представлять интересы сирот и иностранцев?
Международное усыновление при участии посредников на территории РФ запрещено. В данную категорию входят люди, занимающиеся поиском сведений о сиротах и распространяющие их третьим лицам. Представлять интересы детей должны сотрудники ООП. Аналогичные функции возьмут на себя уполномоченные органы в родной для иностранца стране.
Защищать интересы усыновителя могут организации, имеющие официальные представительства в РФ и действующие по нормам, установленным Гражданским кодексом. По закону подобные компании обладают следующими правами:
- Передавать документы иностранцев, оператору, ответственному за сведенья о сиротах, и в отделение суда.
- Получать базовую информацию об усыновляемом малыше, предоставляемую органами опеки. Распространять сведенья кому-либо, помимо заявителя, подобные организации не вправе.
- Передавать от уполномоченных органов ответы и официальные заявления.
- Помогать с въездом в Россию и выездом из нее вместе с усыновленным ребенком.
- Принимать подданного другого государства (предоставить жилье, необходимые сведенья).
- Помогать собирать документы, требуемые суду и ООП.
- Принимать участие в судопроизводстве.
- Принимать участие в оформлении документов на усыновленного малыша.
- Представлять интересы подданного другой страны и оказывать ему любую незапрещенную законом помощь.
Информация из базы данных сирот предоставляется иностранцу или лицу, защищающему его интересы. Третьим сторонам данные никто не вправе разглашать.
Усыновление иностранцем детей российских граждан подразумевает личное участие в изучении документов малыша. Если иностранец не понимает русского языка, то суд разрешит воспользоваться услугами переводчика.
Ограничения для усыновителей
Для усыновителей установлен ряд ограничений, направленный на отсеивание лиц, которые не могут предоставить все необходимое.
Важно! Ограничения делятся на стандартные и специальные. Специальные установлены дополнительными законодательными актами. Например, это относится к невозможности однополых пар или лиц из ряда стран оформить усыновление. К стандартным относятся все остальные нюансы.
Ограничения действуют при следующих факторах:
- есть недееспособность у одного из супругов;
- было лишение родительских прав или ограничено опекунство;
- право уже было отменено ранее;
- нет средств на обеспечение нужд, например, нет жилья;
- есть погашенная судимость за тяжкое и особо тяжкое преступление;
- имеется непогашенная судимость;
- нет подготовки специального характера и документа, который этот факт подтверждает;
- общее состояние здоровья является неудовлетворительным;
- есть заболевания из специального перечня, который включает в себя инфекционные болезни, онкологию, зависимости различного типа, туберкулез, травмы и болезни, которые привели к инвалидности.
Процедура усыновления детей иностранными гражданами
Взятие в семью российских детей, оставшихся без попечения родителей должно осуществляться по следующей схеме:
- Претенденты, обращаются в федеральный государственный банк, либо в отдел соцзащиты и попечения, находящийся в регионе проживания несовершеннолетнего;
- Усыновители знакомятся с малышами, внесенными в специальную базу, после чего получают разрешение посещать выбранного ребенка. Затем, они информируют о желании стать родителями крохи попечительский совет;
- Выносится вердикт об усыновлении;
Международное усыновление для людей, обладающих американским гражданством, заслуживает особого внимания, так как жители США имеют ограничения в возможности стать родителями маленького россиянина. Эти меры были приняты после громкого дела, связанного с именем Димы Яковлева. К несчастью, халатное отношение приемного отца привело к смерти усыновленного мальчика.
Средства массовой информации молниеносно подхватили скандальную тему и сформировали в сознании людей несправедливое мнение о том, что ограничивающий закон принимался, с единственной целью не разрешать процедуру усыновления российских детей для граждан Америки. Но общий смысл предпринятых действий был таков, чтобы предусмотреть:
- Ведение списков с информацией об американцах, обвиненных в нарушении личных прав и свобод человека, в том числе и по отношению к нашим соотечественникам;
- Обеспечение воздействия на людей, чьи данные попали в указанный реестр;
- Запретить указанным лицам распоряжаться имуществом, находящимся в России;
- Остановка работы предприятий, контролируемых представленными иностранными гражданами;
- Приостановка возможностей лиц находиться в органах управления компаний, которые зарегистрированы в Российской Федерации.
- Приостановление деятельности фирм, имеющих некоммерческий характер, участвующих в полит жизни России и получающих помощь без требований вернуть ее, от американских граждан и их предприятий;
- Запрет, направленный на людей с двойным гражданством. Граждане нашей страны, обладающие также американским паспортом, не могут принимать участие в компаниях, влияющих на политическую жизнь Российской Федерации;
- Ограничение для граждан США, при усыновлении российских детей.
Опираясь на представленную информацию, стоит отметить, что запрещение усыновления является лишь одной из комплекса ограничивающих мер.
Процедура усыновления детей граждан РФ иностранными гражданами является более сложной, чем российское усыновление. Вопрос рассматривается краевым или областным судом. Требуется более серьезная подготовка.
Порядок действий:
- Сбор документов.
- Обращение в региональный банк данных о детях-сиротах РФ.
- Постановка на учет в качестве кандидата.
- Ожидание очереди.
- Получение предложений.
- Знакомство с ребенком.
- Оформление согласия.
- Судебное заседание.
- Получение судебного решения.
- Постановка на учет в консульство.
Иностранцы имеют право действовать самостоятельно или через специализированное агентство. Однако после усыновления заключение контракта с агентством является обязательным. Так как усыновителям придется 1 раз в 6 месяцев предоставлять отчет о проживании несовершеннолетнего в семье.
Статья 274 ГПК РФ — Решение суда по заявлению об усыновлении
1. Суд, рассмотрев заявление об усыновлении, принимает решение, которым удовлетворяет просьбу усыновителей (усыновителя) об усыновлении ребенка или отказывает в ее удовлетворении. При удовлетворении просьбы об усыновлении суд признает ребенка усыновленным конкретными лицами (лицом) и указывает в решении суда все данные об усыновленном и усыновителях (усыновителе), необходимые для государственной регистрации усыновления в органах записи актов гражданского состояния.
Суд, удовлетворив заявление об усыновлении, может отказать в части удовлетворения просьбы усыновителей (усыновителя) о записи их в качестве родителей (родителя) ребенка в записи акта о его рождении, а также об изменении даты и места рождения ребенка.
2. При удовлетворении заявления об усыновлении права и обязанности усыновителей (усыновителя) и усыновленного ребенка устанавливаются со дня вступления решения суда в законную силу об усыновлении ребенка.
2.1. Апелляционные жалоба, представление на решение суда об удовлетворении заявления об усыновлении ребенка могут быть поданы в течение десяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.
3. Копия решения суда об усыновлении ребенка направляется судом в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу в орган записи актов гражданского состояния по месту принятия решения суда для государственной регистрации усыновления ребенка.