Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Родительские субботы в 2023 году – какого числа?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Важнейшие православные праздники отличаются особенно торжественным богослужением. Самым большим и светлым событием в церковном календаре христиан является Пасха. Она имеет особый статус и наиболее торжественную службу. Дата празднования определяется по солнечно-лунному календарю и уникальна для каждого года (попадает в период с 4 апреля по 8 мая).
Двунадесятые праздники в 2023 году
- 7 января – Рождество Христово
- 19 января – Крещение Господне (Богоявление)
- 15 февраля – Сретение Господне.
- 7 апреля – Благовещение Пресвятой Богородицы.
- 9 апреля – Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье)
- 25 мая – Вознесение Господне
- 4 июня – День Святой Троицы, Пятидесятница
- 19 августа – Преображение Господне
- 28 августа – Успение Пресвятой Богородицы
- 21 сентября – Рождество Пресвятой Богородицы
- 27 сентября – Воздвижение Креста Господня
- 4 декабря – Введение во храм Пресвятой Богородицы
1 июня четверг |
День памяти великого князя Димитрия Донского. |
3 июня суббота |
Великорецкий крестный ход, празднование в честь Владимирской иконы Божией Матери, день равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены. Троицкая родительская суббота. |
4 июня воскресенье |
День Святой Троицы. Пятидесятница. |
5 июня понедельник |
День памяти преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой. День Святого Духа. Троицкая седмица. |
6 июня вторник |
Троицкая седмица. |
7 июня среда |
Празднование в честь Третьего обретения главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Троицкая седмица. |
8 июня четверг |
Троицкая седмица. |
9 июня пятница |
Троицкая седмица. |
10 июня суббота |
Троицкая седмица. |
11 июня воскресенье |
Троицкая седмица. |
12 июня понедельник |
Начало Петрова поста. |
13 июня вторник |
Петровский пост. |
14 июня среда |
Петровский пост. |
15 июня четверг |
Петровский пост. |
16 июня пятница |
Празднование в честь перенесения мощей благоверного царевича Димитрия из Углича в Москву. Петровский пост. |
17 июня суббота |
Петровский пост. |
18 июня воскресенье |
День памяти святого князя Феодора Ярославича Новгородского. Петровский пост. |
19 июня понедельник |
Петровский пост. |
20 июня вторник |
Петровский пост. |
21 июня среда |
Петровский пост. |
22 июня четверг |
Кириллов день. Петровский пост. |
23 июня пятница |
Петровский пост. |
24 июня суббота |
Петровский пост. |
25 июня воскресенье |
Празднование в честь обретения мощей и второго прославления благоверной великой княгини Анны Кашинской. Петровский пост. |
26 июня понедельник |
Петровский пост. |
27 июня вторник |
Петровский пост. |
28 июня среда |
Петровский пост. |
29 июня четверг |
День памяти преподобного Моисея Оптинского. Петровский пост. |
30 июня пятница |
Петровский пост. |
Остальные великие праздники делятся на двунадесятые и недвунадесятые.
Двунадесятые – это 12 важнейших праздников православного календаря, посвященных событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы. Их разделяют на две категории:
- Непереходящие
Имеют фиксированную дату, каждый год приходятся на одно и то же число. К ним относят 9 двунадесятых праздников. - Переходящие
Имеют уникальную для каждого года дату, которая зависит от даты празднования Пасхи и перемещается вместе с ней. К ним относят 3 двунадесятых праздника.
Недвунадесятые – это 5 великих праздников Православной Церкви, посвященных рождению и смерти Иоанна Предтечи – крестителя Иисуса Христа, апостолам Петру и Павлу, явлению Богородицы, обрезанию Господню и памяти святителя Василия.
Троицкая вселенская родительская суббота, наверно, самый древний в христианстве поминальный день. Он берет свое начало с апостольских времен — с I века от Рождества Христова. Совершается он всегда накануне Святой Троицы – отсюда и название.
Согласно преданию, в этот день, еще гонимые и никем не признанные, христиане собирались вместе, чтобы почтить память замученных и казненных братьев и сестер по вере, не получивших должного погребения.
Если День Святой Троицы — это своеобразный день рождения Вселенской Апостольской церкви, то Троицкая суббота представляет собой как бы последний день Ветхозаветной церкви перед раскрытием во всей полноте церкви Христовой.
Поэтому православная церковь считает важным поминать перед днем Святой Троицы всех от века усопших.
Церковь говорит о том, что Святой Дух сошел на землю в день Пятидесятницы для того, чтобы научить, освятить и привести людей к вечному спасению.
Поэтому, Церковь призывает всех людей в родительскую субботу совершить поминовение для того, чтобы очистить все души спасительной благодатью Святого Духа.
Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! В сокрушении и умилении сердца моего молюся Тебе: упокой, Господи, душу усопшия рабы Твоея (имя), в Небеснем Царствии Твоем. Владыко Вседержителю! Ты благословил еси супружесткий союз мужа и жены, егда рекл еси: не добро быти человеку единому, сотворим ему помощника по нему. Ты освятил еси союз сей во образ духовнаго союза Христа с Церковию. Верую, Господи, и исповедую, яко ты благословил еси сочетати и мене сим святым союзом с единою из рабынь Твоих. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти у мене сию рабу Твою, юже дал еси мне, яко помощницу и сопутницу жизни моея. Преклоняюся пред сею Твоею волею, и молюся Ти от всего сердца моего, приими моление мое сие о рабе Твоей (имя), и прости ей, аще согреши словом, делом, помышлением, ведением и неведением; аще земное возлюби паче небеснаго; аще о одежде и украшении тела своего печеся паче, неже о просвещении одеяния души своея; или аще небреже о чадех своих; аще преогорчи кого словом или делом; аще поропта в сердце своем на ближняго своего или осуди кого или ино что от таковых злых содела.
Вся сия прости ей, яко благий и человеколюбивый: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Не вниди в суд с рабою Твоею, яко созданием Твоим, не осуди ю по грехом ея на вечныя муки, но пощади и помилуй по велицей милости Твоей. Молю и прошу Тя, Господи, сил даруй ми по вся дни жизни моея не преставая молитися о усопшей рабе Твоей, и даже до кончины живота моего просити ей у Тебе, Судии всего мира, оставления согрешений ея. Да яко же Ты, Боже, положил еси на главу ея венец от камене честна, венчая ю зде на земли; тако увенчай ю вечною Твоею славою в Небеснем Царствии Твоем, со всеми святыми, тамо ликующими, да вкупе с ними вечно воспевает всесвятое имя Твое с Отцем и Святым Духом. Аминь.
Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на Поминовение православных воинов, погибших на поле брани
(11 сентября 1969 г.)
Мы привыкли в нашей жизни, что о всякой нужде, по поводу всякого случая мы обращаемся к Богу за Его помощью. И на каждый наш зов, на каждый крик тоски, страдания, страха мы ожидаем, что Господь вступится за нас, защитит, утешит; и мы знаем, что Он делает это постоянно и что предельную Свою заботу о нас Он явил, став Человеком и умерев за нас и ради нас.
Но иногда бывает в жизни нашего мира, что Бог обращается за помощью к человеку; и это бывает постоянно, но часто еле заметно, или вовсе остается нами незамеченным. Постоянно Бог обращается к каждому из нас, прося, моля, уговаривая быть в этом мире, который Он так возлюбил, что жизнь за него положил, быть Его живым присутствием, быть Его живой заботой, зрячей, добродействующей, внимательной. Он нам говорит: что бы мы ни сделали доброго для какого бы то ни было человека — мы для Него сделали, призывая этим нас быть как бы на Его месте.
А порой Он некоторых людей зовет к более личному служению Ему. В Ветхом Завете мы читаем о пророках: пророк Амос говорит, что пророк — это человек, с которым Бог делится мыслями Своими; но и не только мыслями, но и Своим делом. Помните пророка Исаию, который в видении созерцал Господа озирающегося и говорящего: Кого послать Мне? — и пророк встал и сказал: Меня, Господи!.
Но вот, среди пророков, среди людей, которые Богу послужили сердцем неразделенным, всей большой силой души, есть один, память которого мы совершаем сегодня и которого Христос назвал величайшим среди рожденных на земле.
И действительно, когда вдумаешься в его судьбу, кажется, нет судьбы более величественной и более трагичной. Вся судьба его была в том как бы, чтобы не быть, для того, чтобы в сознании и в видении людей возрос Единственный, Который есть: Господь.
Вспомните первое, что говорится о нем в Евангелии от Марка: Он глас, вопиющий в пустыне… Он только голос, он настолько уже неотличим от своего служения, что он стал только Божиим голосом, только благовестником; словно его, как человека плоти и крови, человека, который может тосковать, и страдать, и молиться, и искать, и стоять, в конечном итоге, перед грядущей смертью, — словно этого человека нет. Он и его призвание — одно и то же; он — голос Господень, звучащий, гремящий среди пустыни людской; той пустыни, где души пусты — потому что вокруг Иоанна были люди, а пустыня от этого оставалась неизменной.
И дальше. Сам Господь говорит о нем в Евангелии, что он — Друг Жениха. Друг, который так сильно, так крепко любит жениха и невесту, что он способен, забыв себя, служить их любви, и служить тем, чтобы никогда не оказаться лишним, никогда не быть там и тогда, когда он не нужен. Он — друг, который способен защитить любовь жениха и невесты и остаться вне, хранителем тайны этой любви. Тут тоже великая тайна человека, который способен как бы не стать для того, чтобы что-то большее, нежели он, было.
И дальше говорит он о себе по отношению к Господу: Мне надо умаляться, сходить на нет, для того чтобы Он возрос… Надо, чтобы обо мне забыли, а помнили только о Нем, чтобы мои ученики от меня отвернулись и ушли, как Андрей и Иоанн на берегу Иордана, и последовали неразделенным сердцем за Ним только: я живу лишь для того, чтобы меня не стало!.
И последнее — страшный образ Иоанна, когда он уже был в темнице, когда вокруг него суживалось кольцо смерти, когда у него уже не было выхода, когда эта колоссально великая душа заколебалась… Шла на него смерть, кончалась жизнь, в которой у него не было ничего своего: в прошлом был только подвиг отречения от себя, а впереди — мрак.
И в тот момент, когда заколебался в нем дух, послал он учеников спросить у Христа: Ты ли Тот, Которого мы ожидали?. Если Тот — то стоило в юных летах заживо умереть; если Тот — то стоило умаляться из года в год, чтобы его забыли и только образ Грядущего возрастал в глазах людей; если Тот — тогда стоило и теперь умирать уже последним умиранием, потому что все, для чего он жил, исполнено и совершено.
Но вдруг Он не Тот?. Тогда потеряно все, погублена юность, погублена зрелых лет величайшая сила, все погублено, все бессмысленно. И еще страшнее, что случилось это, поскольку Бог будто обманул: Бог, призвавший его в пустыню; Бог, отведший его от людей; Бог, вдохновивший его к подвигу самоумирания. Неужели Бог обманул, и жизнь прошла, и возврата нет?.
И вот, послав учеников ко Христу с вопросом: Ты ли Тот? — он не получает ответа прямого, утешающего; Христос не отвечает ему: Да, Я Тот, иди с миром!. Он только дает пророку ответ другого пророка о том, что слепые прозревают, что хромые ходят, что мертвые воскресают, что нищие благовествуют. Он дает ответ из Исаии, но Своих слов не прибавляет — ничего, кроме одного грозного предупреждения: Блажен тот, кто не соблазнится о Мне; пойдите, скажите Иоанну…
И этот ответ достиг Иоанна в предсмертном его ожидании: верь до конца; верь, не требуя ни знамений, ни свидетельств, ни доказательств; верь, потому что слышал ты внутри, в глубинах души твоей глас Господень, повелевающий творить дело пророка… Другие каким-то образом могут опереться на Господа в их порой величайшем подвиге; Иоанна же Бог поддерживает только тем, что повелел ему быть Предтечей и для того явить предельную веру, уверенность в вещах невидимых.
И вот почему дух захватывает, когда мы думаем о нем, и вот почему, когда мы думаем о подвиге, которому предела нет, мы вспоминаем Иоанна. Вот почему из тех, которые родились среди людей рождением ест��ственным и возносились чудесно благодатью, он из всех самый великий.
Сегодня мы празднуем день усекновения его главы. Празднуем… Слово «праздновать» мы привыкли понимать как «радость», но оно значит «оставаться без дела». И без дела можно остаться потому, что захлестнет душу радость и уже не до обычных дел, а может случиться, что руки опустились от горя и ужаса. И вот таков сегодняшний праздник: за что возьмешься перед лицом того, о чем мы слышали сегодня в Евангелии?
И в этот день, когда перед ужасом и величием этой судьбы опускаются руки, Церковь призывает нас молиться, о тех, которые тоже в ужасе, и трепете, и недоумении, а иногда в отчаянии умирали: умирали на поле битвы, умирали в застенках, умирали одинокой смертью человека. После того как вы приложитесь ко кресту, мы помолимся о всех тех, кто на поле брани жизнь положил, чтобы другие жили; склонились к земле, чтобы воспрянул другой. Вспомним тех, кто не только в наше время, а из тысячелетия в тысячелетие погибали страшной смертью, потому что они умели любить, или потому, что другие любить не умели, — вспомним всех, потому что всех объемлет Господня любовь, и за всех предстоит, молясь, великий Иоанн, который прошел до конца через всю трагедию жертвы умирания и смерти без единого слова утешения, а только по властному повелению Божию: «Верь до конца, и будь верен до конца!» Аминь.
В 2023 году Троицкая суббота, которая к тому же является Вселенской, припадает на 11 июня.
Это суббота перед праздником Святой Троицы. В этот день посещают заупокойные службы, проводящиеся в храмах, ставят свечи за упокой усопших родственников, ходят на кладбище. На Троицкую субботу принято украшать могилы свежей зеленью, ведь в эту пору природа окончательно просыпается, появляется молодая листва и травка, цветут ранние цветы.
Так как суббота является Вселенской, в этот день поминают не только родственников, но и всех когда-то живших на Земле и ушедших в мир иной христиан. Некоторые верующие люди, посещающие погосты, добровольно украшают незнакомые им могилы зелеными ветвями и травой. Также стоит отметить, что именно Троицкая Вселенская суббота является главным днем, когда почитается память всех умерших людей православной веры.
Другие дни поминовения
Есть и другие общепринятые даты, когда вспоминают и молятся за тех, кого уже нет в этом мире. В 2023 году это:
- 9 мая. По традиции в День победы поминают солдат, офицеров и мирных граждан, погибших в годы Великой Отечественной войны. 9 мая в храмах проходят служения с прошениями «о вождех и воинах…», а после – благодарственный молебен за дарование победы.
- 4 июня. Семик или седьмой четверг после Пасхи. В этот день поминают утопившихся и самоубийц. Семик не значится в церковном календаре, так как православная церковь не поминает людей, добровольно ушедших из жизни. Традиция сложилась в народе. В этот день родственники приходят на могилы и в храмы, чтобы помолиться о прощении души самоубийц.
- 28 августа. Усекновение главы Иоанна Предтечи. В этот день вспоминают, поминают и возносят молитвы за воинов. Обычай пошел еще со времен Екатерины Великой – императрица ввела его в 1769 году, в разгар русско-турецкой войны.
- 10 октября. Суббота перед Покровом. В календаре православной церкви она не значится, но в народе в этот день принято бывать на кладбищах у родных и близких.
- 15 ноября. В этот воскресный день верующие возносят молитвы о погибших в автомобильных авариях. В православном календаре эта дата поминовения (3-е воскресенье ноября) появилась в 2017 году. Службы по погибших проводятся только в кафедральных соборах.
Вселенская мясопустная суббота: что нельзя делать в этот день
Традиционно родительская суббота сопровождается поминальными обедами, основными атрибутами которых являются стоящие на столе блины, пироги, кутья, кисель, а также банка с зерном и в ней – зажженная свеча. Кроме того, в родительскую субботу принято навещать могилы родных и близких.
Однако есть определенные вещи, которые во время Вселенской родительской субботы делать нельзя. Запрещается, например, поднимать с земли оброненную вещь, если это произошло на кладбище. Поверья говорят, что раз вещь упала, лучше ее оставить мертвым.
Также нельзя класть на могилу алкоголь и сигареты, говорить усопшему «Пока» или «До свиданья». Только «Прощай», иначе, по народной примете, живой в ближайшее время сам может отправиться к покойнику.
Кроме того, в мясопустную, как и во все остальные родительские субботы, запрещено злоупотреблять алкоголем и отказывать в милостыне нуждающимся.
Есть определенные народные правила, устоявшиеся за все время, которые, не рекомендуют ряд действий в этот день:
- не принято много грустить во время поминального дня. Поминать нужно с мыслью о том, что покойный находится в лучшем мире. Печаль может только потревожить его душу;
- мясопустная родительская суббота — не время для домашних дел, разрешается только готовить.
- молиться о живых в день 6 марта 2021 на территории церквей не рекомендуется, так как празднество посвящено именно душам покойных людей;
- запрещено ссориться и громко кричать на протяжении всей Вселенской родительской субботы.
Православные обычаи на Радоницу
Верующие должны на Радоницу явиться в храм до начала службы, написать имена усопших на записках, подать их для поминовения на алтаре. Желательно, чтобы это было поминовение на проскомидии: священник вынимает частичку специальной просфоры и опускает ее в Чашу со Святыми дарами, как знак избавления усопшего от грехов. После богослужения или Литургии совершается полная панихида с пасхальными песнопениями. Рекомендуется, чтобы поминающие люди сами причащались Тела и Крови Христовой, это сделает их молитвы действеннее.
После церкви верующие идут на кладбище, где похоронены их родственники, для чтения молитв.
После прихода на кладбище верующие:
- Зажигают свечку.
- Совершают литию. Для этого приглашается священник, хотя краткий вариант чина литии может совершить любой верующий.
- Читают акафист об упокоении покойного, если возникает такое желание.
После этого родственникам нужно посидеть молча, вспомнить умершего. Затем люди посещают могилы всех покойных родственников и знакомых.
По мнению священнослужителей, не нужно есть, пить, а обычай лить на могилу водку вообще недопустим – это оскорбляет память покойного.
Есть христианский обычай, согласно которому верующие приносят на кладбище отварные яйца. Одно яйцо принято зарывать в землю возле креста, еще одно измельчают и рассыпают на могиле. Считается что птички, поклевав яйцо, выступят заступниками усопшего перед Богом. Такие обычаи не приветствуются церковью, это считается язычеством. Лучше отдать продукты нищим или нуждающимся людям. Обычай оставить на могилке еду начал появляться после революции 1917 года, когда было невозможно открыто отмечать религиозные праздники.
По традиции Пасхе предшествует 48-дневный Великий пост. Готовятся к нему 4 недели. Каждое воскресение в этот период имеет в церковном календаре свое название и смысл.
✓ 5 февраля 2023 года называется Неделя о мытаре и фарисее.
✓ 12 февраля 2023 года называется Неделя о блудном сыне.
✓ 19 февраля 2023 года называется Неделя о страшном суде.
Особенности праздника
Многих интересует, почему субботу, предназначенную для воспоминаний об усопших, принято называть родительской, ведь многие люди теряют родителей, друзей и знакомых. Точного ответа найти невозможно, ведь у разных священнослужителей ответы могут отличаться. Так, можно встретить несколько довольно весомых мнений.
Согласно первому мнению, родительской такую субботу принято называть, так как любой человек первоочередно вспоминает покинувших мир живых родителей, а потом уже остальных людей. Другое мнение имеет более христианское объяснение. Практически все седьмицы после смерти родных обычно проводят именно по субботам. Третье мнение принадлежит священнослужителям. Они утверждают, что каждый человек в подобные праздники изначально должен искренне помолиться об упокое души родителей, а после уже вспомнить других людей, отправившихся в иной мир. Таким образом, люди, давшие жизнь и научившие главным правилам жизни, должны вспоминаться в первую очередь на подобных праздниках скорби и памяти.
На Троицкую родительскую субботу в храмах и церквях читается семнадцатая поминальная кафизма. Верующие передают священникам записки, содержащие имена усопших, за которых хотят помолиться. Желательно указывать имена всех усопших, даже если они не являются родственниками или близкими людьми. Православная Церковь предусматривает большую важность для всех усопших читаемых в этот день поминальных коллективных молитв. Поэтому обязательно нужно посещать в этот день церковь. Если же по каким-то причинам человек не может посетить церковь для участия в богослужении, он может прочесть молитву самостоятельно. Считается, что молитва очень помогает людям, находящимся в загробном мире, избавляет их от мучений и страданий.
Также делается большой акцент на осознанности молитвы. Если прочитать ритуальную молитву бездумно, она не будет иметь никакой силы.
После богослужения обязательно нужно навестить родственников и близких людей на кладбище. На каждую могилку нужно положить поминальную пищу, ветки березы, веночки и цветы. Также приветствуется организация ритуальной трапезы, способствующей обсуждениям, молитвам и поминанию усопших. На столе при этом должны присутствовать традиционные блюда – вареные яйца, блины с маслом и кутья. Также в Родительскую субботу нужно раздавать милостыню и угощать едой всем бедным и нуждающимся.
Дни поминовения усопших по православному календарю
Божественная литургия в главном храме Вооруженных сил Российской Федерации
Даты особых дней поминовения усопших ежегодно изменяются так же, как и дата Пасхи, которая не закреплена за определенным днем. В 2022 году они приходятся на следующие числа:
Название | Дата |
---|---|
Мясопустная родительская суббота | 26 февраля |
суббота 2-й седмицы святой Четыредесятницы | 19 марта |
суббота 3-й седмицы святой Четыредесятницы | 26 марта |
суббота 4-й седмицы святой Четыредесятницы | 2 апреля |
Радоница | 3 мая |
день поминовения всех погибших в годы Великой Отечественной войны | 9 мая |
Троицкая родительская суббота | 11 июня |
день поминовения православных воинов, за веру, царя и Отечество на поле брани убиенных | 11 сентября |
Димитриевская родительская суббота | 5 ноября |
Для чего нужен подобный поминальный день?
Многим людям непонятно, почему подобную субботу называют родительской. В это время поминаются все усопшие, независимо от их родственных связей. Однако, Церковь объясняет подобное название праздника разносторонне. Обычно люди вспоминают о родителях, давших жизнь и научившим главным истинам жизни. Для человека естественно изначально вспоминать близких родственников и прародителей, а после всех остальных. Таким образом, первая честь и молитвы произносятся именно за родителей и праотцов.
Существует и второе объяснение подобного названия праздника. Многие люди умирают неприродной смертью: замерзают в снегах, становятся жертвами хищных животных, тонут в море или реках, принимают смерть от других людей… Не каждый человек имеет возможность после смерти получить заупокойную молитву. Некоторые уверены в отсутствии необходимости подобных молитв, ведь Господь встречает людей в загробном мире, независимо от прочтения каких-либо молитв. Но после смерти человек уже не может оправдаться или исправить плохие поступки, допущенные при жизни. Он нуждается в поминовении и молитвах живых, способных добрыми делами умилостивить Господа, просить о царстве небесном для умерших.
Во многих писаниях великих святых указывается, что после смерти человека его душа не умирает. Она попадает в мир, населенный ангелами и демонами, вступающими в яростную войну за каждую душу. Во время этой войны душа человека очень страдает, ведь не имеет возможности как-то повлиять на свою судьбу. Впрочем, этот суд не является последним – окончательное решение принимается на Страшном суде, а до этого душа человека все же имеет возможность оправдаться. Хотя Господь оставляет шанс душе человека раскаяться и исправиться, сделать это без тела значительно сложнее. Человек находится в прострации и незнакомом для себя мире. Ему сложно найти правильный путь, использовать отведенное время для правильных действий также бывает сложно. Однако, шанс спастись у человека все есть. Помочь умершим родным, близким и даже незнакомым людям помогают молитвы живых. Так, молитва помогает душе человека успокоиться и быстрее встать на правильный путь к очищению и исправлению. Поэтому требуются подобные молитвы, позволяющие молить Господа за исправление душ всех погибших естественной и насильственной смертью.