Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новые правила проведения ОСС и аннулирования лицензий». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
После внесения в повестку голосования заявка будет рассмотрена в течение пяти рабочих дней. Сообщение о проведении собрания публикуется на сайте проекта «Электронный дом» за десять дней до начала голосования. При проведении первого собрания в системе собственники вправе подать отказы от проведения собрания в системе в произвольной форме в УК не позднее чем за пять дней до его начала. УК информирует инициатора о количестве отказов не позднее чем за два дня до начала ОСС, и если их число составит более 50% от общего количества голосов собственников помещений МКД, то собрание отменяется. Если заявка одобрена и отказов нет, то голосование проходит в электронном виде.
Какие еще вопросы можно вносить на ОСС
Вопросы повестки ОСС должны соответствовать требованиям Жилищного кодекса России. Чтобы внести собственный вопрос, вам необходимо выбрать тему вопроса, которая определена ЖК РФ. Для удобства выбор происходит в два этапа, сначала выбирается группа:
- вопросы, связанные с изменением состава (объема) общего имущества и пользованием общим имуществом;
- вопросы, связанные с использованием земельного участка;
- вопросы, связанные с капитальным ремонтом общего имущества;
- вопросы, связанные с управлением многоквартирным домом;
- вопросы, связанные с советом многоквартирного дома;
- вопросы, связанные с созданием товарищества собственников жилья;
- вопросы, связанные с проведением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Какие изменения были внесены и как это повлияет на выбор управляющей организации в МКД
Начнем с обзора изменений в статью 44 ЖК. Часть 2 статьи 44 теперь дополнена пунктом 4.7, основная суть которой состоит в том, что к компетенции общего собрания жильцов многоквартирного дома (МКД) теперь относится, наряду с другими вопросами, и принятие решения о выборе управляющей организации.
И, казалось бы, что тут плохого? А вся беда в том, что внесены также изменения в часть 1 статьи 46 ЖК. И согласно этим изменениям теперь, чтобы принять решение о выборе управляющей компании, необходимо набрать более 50% от общего количества голосов собственников помещений МКД. А до внесения данных поправок для принятия решения достаточно было набрать более 50% голосов присутствующих на собрании собственников.
Поясним на примере. Допустим, в доме 100 квартир и 140 собственников. Почему 140, если квартир всего 100? Потому что у некоторых квартир по два-три-четыре собственника. Например, это могут быть муж и жена — 2 собственника. Или двое родителей и двое детей — 4 собственника. А если речь идет о приватизированных квартирах, то там собственников может быть и четыре, и пять, и шесть человек.
Итак, имеем 140 собственников жилых помещений в многоквартирном доме. Необходимо принять решение о выборе управляющей компании (УК). Раньше достаточно было этот вопрос поставить на голосование на общем собрании. И решение было бы принято простым большинством голосов от общего числа собственников, принимающих участие в этом собрании.
А теперь самое главное: для того, чтобы собрание было правомочно, необходимо, чтобы на нем присутствовало не менее 50% всех собственников квартир МКД.
То есть по сложившейся практике легитимными признаются решения, принятые на собраниях, при кворуме более чем 50% голосов всех собственников. То есть в нашем случае это значит, что на собрании должно присутствовать не менее 50% от всех собственников, то есть 70 человек. А проголосовать «За» должно 25% плюс еще один голос от присутствующих на собрании собственников.
Таким образом получаем, что решение может быть принято двадцатью пятью процентами плюс еще один голос (25% + 1 голос) от количества всех собственников квартир МКД. В абсолютном выражении это составит
[ ( 70 : 2 ) + 1 ] = 36 собственников.
Этот вариант выглядит логичным при принятии такого важного решения, как выбор управляющей компании. Напомним, что такой порядок действует до 1 сентября 2022 года.
Хотя существует и другая точка зрения. Договор управления с УК имеет две стороны: с одной стороны управляющая компания, а с другой — собственники квартир в МКД. В этом случае от собственников должны подписать не менее 50% голосов от общего числа собственников в доме (часть 1 статьи 162 ЖК).
В связи с этим требованием Жилищного Кодекса существует мнение, что решение по такому вопросу также должно приниматься не простым большинством от участвующих в собрании, а более половиной голосов по всему дому.
И вот именно такой подход зафиксировал вновь принятый закон №165-ФЗ. Теперь после 01.09.2022 г. для выбора УК потребуется, чтобы «За» проголосовало более 50% всех собственников. В нашем случае это должен быть как минимум
[ ( 140 : 2 ) + 1 ] = 71 собственник
Как видим, теперь нужно будет потрудиться, чтобы собрать такое количество собственников на общее собрание.
Для чего был принят данный закон? Как мы уже увидели по существующему законодательству выбор УК может быть произведен фактически всего четвертью голосов всех собственников (25 % + 1 голос). В этом случае собственники многоквартирного дома могут разделиться на две или три группы, каждая из которых может выбрать свою управляющую компанию.
А в результате возможно одновременное или последовательное проведение общих собраний, на которых принимаются решения о смене УК. Естественно, что это приводит к различным злоупотреблениям и со стороны управляющих организаций, и со стороны собственников жилья.
Отдельно в этих случаях можно отметить фальсификацию протоколов общих собраний и подкупы собственников при принятии решений. А все вместе это сказывается на качестве управления многоквартирными домами.
Как проводится заочное голосование?
Порядок проведения заочного опроса строго регламентирован нормами законодательства. Несоблюдение этого порядка будет признано в суде основанием для отмены принятого на таком собрании решения.
Сообщение о проведении заочного голосования обычно объявляется сразу же после неудачной попытки очного сбора. Если первый раз кворум не был собран, второй раз пробовать проводить собрание в очной форме нецелесообразно.
Заочная форма голосования намного удобнее для самих собственников квартир. Проводятся такие собрания в бумажной или электронной форме через ГИС ЖКХ.
Причём на голосование в заочной форме отводится определенный период, достаточный для того, чтобы спокойно обдумать рассматриваемый вопрос без давления со стороны других собственников.
В очном голосовании некоторые жильцы могут активно выражать свою позицию, тем самым склоняя к своему решению других жильцов. Заочная форма с этой стороны является более справедливой и непубличной.
Сообщите об итогах голосования и принятых решениях всем собственникам
Итоги голосования и принятые на общем собрании решения доводятся до сведения собственников помещений в доме инициатором проведения собрания не позднее чем через 10 дней со дня принятия этих решений. Сообщение размещается в помещении дома, определенном решением общего собрания собственников и доступном для всех собственников (ч. 3 ст. 46 ЖК РФ).
Решения общего собрания в форме заочного голосования, проведенного с использованием информационной системы, автоматически формируются в форме протокола и размещаются в данной системе в течение часа после окончания голосования (п. 3.25 Порядка N 115-ПП).
Обратите внимание! Решение общего собрания собственников, принятое в установленном порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех, которые не участвовали в голосовании (ч. 5 ст. 46 ЖК РФ).
Какие сведения должны содержать бланки для голосования?
Бланки для голосования обязательно должны содержать графы «за», «против» и «воздержался», а также сведения о проголосовавшем (ФИО, сведения о документе, подтверждающем право собственности) и подпись. Иначе бланк будет считаться недействительным.
Минстроем России даны разъяснения по некоторым вопросам, касающимся проведения общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного дома
ИНФОРМАЦИЯ
по разъяснению законодательства
Минстроем России даны разъяснения по некоторым вопросам, касающимся проведения общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного дома
Департамент жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в письме от 05.10.2017 N 35851-ЕС/04 дал разъяснения по вопросу о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В частности, указано, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом и проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
Участниками общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются именно собственники, то есть — юридические и (или) физические лица, которым на праве собственности принадлежат жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме. Недопустимо считать участниками общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме ни помещения в многоквартирном доме, ни доли в общем имуществе.
Минстроем России разъяснен вопрос о представлении подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений многоквартирного дома в орган жилищного надзора
Сообщается, что Федеральным законом от 31.12.2017 N 485-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Жилищный кодекс Российской Федерации внесен ряд изменений.
В частности, в статье 46 ЖК РФ установлена обязанность управляющей организации, правления товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива в течение пяти дней с момента получения от лица, по инициативе которого было созвано общее собрание, направить подлинники (а не копии) решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в орган государственного жилищного надзора для хранения в течение трех лет.
В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане, юридические лица вправе обращаться в государственные органы, на которые возложено осуществление публично значимых функций.
Исходя из системного толкования приведенных законоположений собственники помещений в многоквартирном доме, в котором принято запрашиваемое решение общего собрания, и управляющая организация, которая таким многоквартирным домом управляет, вправе обратиться в орган государственного жилищного надзора с заявлением о предоставлении заверенных копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме.
При этом подобное предоставление информации не будет считаться, по мнению Минстроя России, распространением персональных данных, поскольку предоставление запрашиваемой информации не будет осуществляться неопределенному кругу лиц. Кроме того, информация будет предоставляться собственникам помещений в многоквартирном доме, которые вправе знать информацию о собственниках помещений, принявших участие в общем собрании, или управляющей организации, которая и передала данную информацию на хранение в орган государственного жилищного надзора.
Какие документы необходимы для проведения общего собрания собственников в МКД?
Примерный перечень документов, который должны подготовить инициаторы общего собрания:
- Уведомления каждому собственнику о проведении ОСС в МКД.
- Лист регистрации вручения уведомлений о проведении ОСС в МКД.
- Лист регистрации вручения решений собственникам в МКД.
- Сведения о собственниках в МКД (реестр собственников).
- Схема распределения долей в многоквартирном доме.
- Лист регистрации собственников в МКД, присутствующих на очном (очно-заочном) собрании.
- Решения собственников в МКД, которые необходимо вручить каждому собственнику под роспись в листе регистрации вручения решений собственникам.
- Проекты документов, которые должны быть рассмотрены и утверждены на ОСС (договор управления МКД, Устав ТСН/ТСЖ, смета доходов-расходов ТСН/ТСЖ и т.п.).
- Проект протокола ОСС в МКД.
Если собрание инициировал один из собственников помещений в МКД, то он должен передать копии решений и протокола ОСС в управляющую организацию не позднее десяти дней с даты, указанной в протоколе (ч. 1 ст. 46 ЖК РФ).
Управляющая организация, в свою очередь, передаёт копии документов в ГЖИ в течение пяти дней с момента их получения (ч. 1.1 ст. 46 ЖК РФ).
Обратите внимание, что не рекомендуется в течение трёх месяцев сдавать в ГЖИ несколько протоколов с аналогичной повесткой. Если такие протоколы поступят, орган ГЖН проведёт внеплановую проверку для установления факта соблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов ОСС (ч. 1.1 ст. 46 ЖК РФ).
Нередко ОСС проводятся с нарушениями требований к организации, оформлению документов, или инициатор включает в повестку дня вопросы, не относящиеся к компетенции собрания.
Если в результате внеплановой проверки ГЖИ выявит несоответствие проведённого вами собрания требованиям ЖК РФ и других нормативно-правовых актов, вам могут выдать предписание об устранении нарушений или о проведении мероприятий по соблюдению обязательных требований. В том числе вас могут обязать устранить нарушения в шестимесячный срок со дня направления такого предписания.
- в ГИС ЖКХ, согласно приказу Минкомсвязи и Минстроя РФ от 29.02.2016 № 74/114/пр;
- на портале Реформа ЖКХ и на сайте управляющей организации, согласно ПП РФ от 23.09.2017 № 731.
В ГИС ЖКХ загружайте протокол со всеми приложениями в исходном виде. Документ сохранится в закрытой части системы. А для Реформы ЖКХ и сайта организации обязательно обезличьте персональные данные в документе (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ).
Инструкция по проведению ОСС в форме очно-заочного голосования
Общее собрание собственников помещений в МКД, согласно ч.1 ст.44 Жилищного Кодекса РФ, признаётся органом управления домом. Общее собрание проводится для того, чтобы управляющая компания вместе с собственниками жилья смогла обсудить ряд злободневных вопросов и проблем повестки дня путём голосования и принятия решений.
Общее собрание собственников жилья может быть проведено в трёх формах (ст.44.1 ЖК РФ):
- очного голосования — в присутствии собственников помещений в доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование;
- заочного голосования — посредством опросного листа, если собрание в очной форме не состоялось из-за отсутствия кворума (ч.1 ст.47, ст.47.1 ЖК РФ).
- очно-заочного голосования — с использованием системы ГИС ЖКХ (ч.3 ст.47 ЖК РФ). Решение об использовании ГИС ЖКХ при проведении ОСС в форме заочного голосования принимается общим собранием собственников помещений (п.3.2 ч.2 ст.44, ч.1 ст.47.1 ЖК РФ).
Местом принятия решения участниками ООО является адрес регистрации Общества либо место, указанное в Уставе и (или) в документе, регламентирующем порядок проведения собрания, а также место, иным образом согласованное всеми собственниками ООО (например, в протоколе собрания участников ООО).
Что касается сроков проведения собраний и, соответственно, принятия решений, то они определяются законом об ООО. В свою очередь, сроки проведения внеочередных или других очередных собраний не регламентируются нормативными актами. Однако период их подготовки должен соответствовать требованиям Закона «Об ООО». Длительность собрания указывается в протоколе, который оформляется в разумные сроки. При этом собрание может быть признано законным, если оно прерывалось на несколько дней, но после перерыва участники рассмотрели вопросы, изначально внесенные в повестку дня, а решения были приняты большинством голосов.
Ну и, наконец, стоимость процедуры. Она зависит от затрат Общества на созыв и проведение собрания, а также от формы удостоверения факта принятия решений. Поэтому разброс может быть очень велик: от нескольких сотен рублей за почтовые отправления до сотен тысяч рублей, потраченных на перелеты и проживание в гостиницах.
Проведение общего собрания
1. В день общего собрания следует зарегистрировать всех участников.
2. В обязательном порядке на общем собрании должно присутствовать уполномоченное должностное лицо от органа местного самоуправления (УДЛ). УДЛ удостоверяет полномочия присутствующих на собрании лиц — то есть проверяет наличие документов.
Участники собрания должны иметь при себе:
- документ, удостоверяющий личность
- документ, удостоверяющий право на земельную долю
- доверенность от собственника земельной доли (если собственник не может участвовать лично)
3. Следующий шаг – решить вопрос о кворуме. Для этого следует посмотреть, в чём выражена земельная доля в свидетельствах на право собственности.
- Если доля выражена в виде простой правильной доли, для подсчёта кворума следует «складывать» доли присутствующих. Если в сумме оказалось более 50% долей — собрание правомочно.
- Если доля выражена иным способом (гектары, баллогектары и т. д.), следует считать «по головам». Пайщиков должно быть не меньше 50% от их общего количества.
4. Если кворум отсутствует, собрание признаётся несостоявшимся. А организатору общего собрания предстоит заново проходить этапы подготовки 1-3, чтобы организовать повторное собрание.
Во время проведения повторного собрания требования к кворуму смягчаются. Теперь будет достаточно 30% долей (если доля выражена в виде дроби) или 30% собственников (если доля выражена иным способом).
5. Председателем общего собрания является УДЛ от органа местного самоуправления.
ВАЖНО!
Избрание другого председателя для собрания не допускается.
Без УДЛ собрание не проводится.
6. Друг за другом рассматриваются и ставятся на голосование вопросы повестки дня.
7. Решения («за» или «против») принимаются путём открытого голосования. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство.
- Если земельная доля выражена в виде правильной дроби, «большинство» считают, складывая земельные доли. Те, кто сказали «за», должны иметь больше земли, чем те, кто сказали «против».
- Если земельные доли сопоставить невозможно, большинство считается «по головам».
Документы, подтверждающие право собственности
Пункт 2 части 5.1 статьи 48 ЖК РФ устанавливает: «5.1. При проведении общего собрания посредством очного, очно-заочного или заочного голосования в решении собственника по вопросам, поставленным на голосование, которое включается в протокол общего собрания, должны быть указаны: … 2) сведения о документе, подтверждающем право собственности лица, участвующего в голосовании, на помещение в соответствующем многоквартирном доме».
Кроме того, требования об указании в протоколе общего собрания реквизитов документов, подтверждающих право собственности, установлены приказом Минстроя России от 25.12.2015 N937/пр.
Это важно знать: Как передать квартиру в муниципальную собственность
Укажем документы, которые подтверждают право собственности на помещения МКД.
Формы проведения ОСС жильцов МКД
Проведение собрания собственников многоквартирного дома допускается в трёх формах, указанных в таблице:
Таблица 1.
Форма | Плюсы | Минусы | Примечание |
Очная | Владельцы жилья должны собраться в определенном месте, в указанное время. | Сложность в проведении, если в составе МКД числиться много помещений. Необходимость составления двух видов протоколов. Голоса в заочном способе не суммируются с очным. | Рекомендовано для одноподъездных домовладений или когда количество квартир не превышает 60. |
Очно-заочная | Допускается голосование непосредственно на месте проведения сбора либо после. Заседание жильцов состоится один раз. | Следует сначала организовать очную конференцию. | — |
Заочная | Возможность направлять письменные решения, проводить голосование по адресу нахождения собственника. Допускается сбор подписей в электронном формате. | Долгий процесс, т. к. необходимо провести два этапа. Не каждый владелец жилья в состоянии присутствовать на встрече, что автоматически лишает его права высказывать мнение о повестке дня. | Как правило, необходимо, если очный вариант не собрал кворум. |
Основания для признания протокола общего собрания ничтожным
Проведение ежегодного или экстренного заседания жильцов могут признать нелегитимным в случае судебного опротестования вынесенного решения. Однако даже при отсутствии искового заявления есть вероятность присвоения статуса «ничтожный».
Зачастую такие ситуации касаются принятия решения по теме, которая не фигурировала в повестке дня.
Но и в этом случае есть исключения из правил:
- в ОСС приняли участие 100% от количества собственников МКД;
- протокол составлялся на сборе, который не имел кворума;
- вопрос входит в перечень полномочия ОСС.
Основания для признания протокола заседания владельцев помещений в многоквартирном доме:
- противоречия нормам и требованиям действующего законодательства;
- нарушение условий формирования документов;
- попрание нравственности.