Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как снизить КБМ ОСАГО?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Требование о предоставлении оригиналов полисов ОСАГО, окончивших своё действие, являются незаконными. Даже несмотря на то, что эта глупость указана в письме, которое вы получите от страховой компании, с пересчитанными суммами.
Коэффициент «бонус-малус»: как он влияет на цену страховки ОСАГО
КБМ — коэффициент «бонус-малус», применяемый при расчете суммы, которую вы должны будете заплатить за свою страховку ОСАГО. Вообще, все базовые тарифы и показатели коэффициентов установлены на законодательном уровне, поэтому принципы исчисления одинаковы для всех и не могут изменяться по желанию страховой организации (к слову, у последней должна быть лицензия на выдачу полисов ОСАГО).
Однако цены могут быть разными для каждого, кто оформляет или переоформляет страховку. Это связано с тем, что тот или иной водитель-клиент страховой несет для СК риск потери денежных средств: допустим, вы стали виновником ДТП, а страховая потеряет из-за этого около 400–500 тысяч рублей. Чем выше вероятность того, что вы спровоцируете аварию, тем менее выгодным клиентом в глазах страховщика вы становитесь.
Чтобы снизить потери, страховая пытается оценить, насколько высок риск аварийного вождения в каждом конкретном случае, еще на стадии заключения договора и уплаты страховой премии по нему (цены страховки). Оценка происходит с учетом нескольких критериев. Страховщик умножает базовую ставку сразу на ряд коэффициентов.
На то, сколько вы заплатите за свою страховку ОСАГО, кроме КБМ, влияет перечень следующих коэффициентов, установленных пунктом 2 статьи 9 Федерального закона «Об ОСАГО»:
- территориальный — учитывается степень «опасности» региона с точки зрения количества происходящих в нем ДТП, так как чем больше плотность автомобильного потока, тем выше степень аварийности;
- возраст-стаж — логично, что более молодой и менее опытный водитель представляет для СК больший риск;
- мощность — чем мощнее автомобиль, тем выше вероятность ДТП по вине его владельца;
- срок действия страховки, сезонность — показатель работает в случаях, когда водитель нерегулярно садится за руль (например, только в дачный сезон ездит за город);
- нарушений — с этим и так все понятно;
- ограничивающий — применяется, если вы обманете страховщика и из-за этого заплатите более низкую страховую премию, спровоцируете ДТП в целях получения страховки и т.д..
КБМ же представляет собой скидку или наценку (бонус и малус), в зависимости от того, насколько долго вы управляете автомобилем без аварий или насколько часто вы попадаете в ДТП — соответственно, его можно снизить. Верхние и нижние пределы коэффициента — 0,5 и 2,45. При хорошем раскладе ваша страховая премия может быть уменьшена вдвое, при худшем — увеличена почти в два с половиной раза!
Для проверки КБМ необходимы следующие данные:
- ФИО водителя;
- Дата рождения водителя;
- Серия и номер водительского удостоверения водителя;
- Действующий договор с АО «АльфаСтрахование»;
- Серия и номер ранее выданного водительского удостоверения водителя (при наличии).
Значение коэффициентов КБМ до 01 апреля 2022 г. :
Класс КБМ на период КБМ | Коэффициент КБМ на период КБМ (до 01.04.2022) | Коэффициент КБМ на период КБМ (после 01.04.2022) | Класс КБМ | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
отсутствие страховых возмещений за период КБМ | одно страховое возмещение за период КБМ | два страховых возмещения за период КБМ | три страховых возмещения за период КБМ | более трех страховых возмещений за период КБМ | |||
М | 2,45 | 3,92 | М | М | М | М | |
2,3 | 2,94 | 1 | М | М | М | М | |
1 | 1,55 | 2,25 | 2 | М | М | М | М |
2 | 1,4 | 1,76 | 3 | 1 | М | М | М |
3 | 1 | 1,17 | 4 | 1 | М | М | М |
4 | 0,95 | 1 | 5 | 2 | 1 | М | М |
5 | 0,9 | 0,91 | 6 | 3 | 1 | М | М |
6 | 0,85 | 0,83 | 7 | 4 | 2 | М | М |
7 | 0,8 | 0,78 | 8 | 4 | 2 | М | М |
8 | 0,75 | 0,74 | 9 | 5 | 2 | М | М |
9 | 0,7 | 0,68 | 10 | 5 | 2 | 1 | М |
10 | 0,65 | 0,63 | 11 | 6 | 3 | 1 | М |
11 | 0,6 | 0,57 | 12 | 6 | 3 | 1 | М |
12 | 0,55 | 0,52 | 13 | 6 | 3 | 1 | М |
13 | 0,5 | 0,46 | 13 | 7 | 3 | 1 | М |
Когда изменение уровня КБМ не ошибочно?
Законодательством предусмотрены и правомерные обнуления КБМ из-за изменения его расчета. Далее рассмотрим несколько примеров ситуаций, в которых изменение КБМ законно, поэтому вернуть старый коэффициент никак не получится.
- Перерыв в страховании. В том случае, когда страховой перерыв составил больше года, то скидка обнуляется, поскольку КБМ начисляется при ежегодном оформлении ОСАГО.
- Оформление нового полиса ОСАГО, в котором указано, что ТС могут управлять неограниченное количество водителей. Важно понимать, что при изменении типа страхового договора скидка не начисляется, а при оформлении ОСАГО на новый автомобиль КБМ вообще обнуляется.
Таблица бонус малус ОСАГО
Класс на начало годового срока страхования | Коэффициент | Класс по окончании годового срока страхования с учетом наличия страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
0 страховых выплат | 1 страховая выплата | 2 страховые выплаты | 3 страховые выплаты | 4 и более страховых выплат | ||
М | 2,45 | М | М | М | М | |
2,3 | 1 | М | М | М | М | |
1 | 1,55 | 2 | М | М | М | М |
2 | 1,4 | 3 | 1 | М | М | М |
3 | 1 | 4 | 1 | М | М | М |
4 | 0,95 | 5 | 2 | 1 | М | М |
5 | 0,9 | 6 | 3 | 1 | М | М |
6 | 0,85 | 7 | 4 | 2 | М | М |
7 | 0,8 | 8 | 4 | 2 | М | М |
8 | 0,75 | 9 | 5 | 2 | М | М |
9 | 0,7 | 10 | 5 | 2 | 1 | М |
10 | 0,65 | 11 | 6 | 3 | 1 | М |
11 | 0,6 | 12 | 6 | 3 | 1 | М |
12 | 0,55 | 13 | 6 | 3 | 1 | М |
13 | 0,5 | 13 | 7 | 3 | 1 | М |
КБМ или коэффициент бонус-малус по ОСАГО: что это такое?
С латинского языка «bonus malus» означает «хороший-плохой». Такая система коэффициентов используется в страховании, где от страховой истории владельца будет зависеть размер страхового платежа.
При определении КБМ учитываются следующие параметры:
- опыт вождения владельца транспортного средства;
- рейтинг водителя, основанный на его страховом опыте;
- система скидок при отсутствии аварийных ситуаций и обращений за выплатой страховых компенсаций.
При продлении полиса ОСАГО:
- если водитель стал участником ДТП, применяется «малус» — повышающий коэффициент;
- при безаварийном вождении, то «бонус» — понижающий коэффициент.
Такая система направлена на повышение заинтересованности владельцев автомобилей в аккуратном движении по дороге.
Как рассчитывается коэффициент бонус-малус?
Существует таблица коэффициентов, исходя из нее можно вычислить КБМ, который будет применен при расчете страхового полиса. Принцип определения следующий:
- В крайнем левом столбце выберите ваш текущий КБМ:
- для начинающих водителей выбираем коэффициент — 1, для других свой;
- опускайтесь по таблице на строку ниже за каждый безаварийный год;
- если в календарном году происходили ДТП по вашей вине, то в строке выше коэффициент определяется в зависимости от количества обращений за страховым возмещением.
- Результатом вычисления будет пересечение ячеек текущего КБМ и количества страховых случаев (ДТП).
Максимальный коэффициент (КБМ) равен 0,5. Он снижает стоимость полиса на 50% при 10-летнем безаварийном вождении.
С 1 апреля 2020 года вводятся изменения: КБМ назначается один раз в год, только 1 апреля. Нельзя будет пересчитать в течении года коэффициент бонус-малус.
КБМ устанавливается единожды в момент расчета и приобретения нового полиса ОСАГО на год. Его изменение в период действия полиса возможен в следующих случаях:
- смены собственника автомобиля;
- внесении изменений в перечень лиц, которые вправе управлять ТС (добавление или исключение водителя);
- при наличии и устранении расхождений с примененным КБМ и данными, содержащимися в базе РСА;
- изменение полиса с неограниченного на ограниченный и обратно.
Расчеты при изменении КБМ в большую или меньшую стоимость производятся с конкретной даты и до конца действия договора страхования. При увеличении коэффициента водителю или владельцу автомобиля потребуется доплатить за полис и получить новый бланк.
Как определяется КБМ, и что на него влияет?
Коэффициент бонус-малус – именно тот параметр, на который водитель в состоянии повлиять. В переводе обозначает «хороший-плохой», что точно отражает суть. В Указании Банка России от 28.07.2020 N 5515-У представлены значения КБМ. Наименьший коэффициент, на который может рассчитывать водитель, – 0,5 (спустя 11 лет безаварийной непрерывной езды). Наихудший вариант для тех, кто постоянно попадает в аварии, – 2,45 (почти в 5 раз больше).
Обратите внимание на особенности КБМ.
- При заключении договора впервые используется коэффициент, равный единице. В дальнейшем он может лишь понижаться, либо понижаться.
- Чтобы получить минимальное значение, требуется безаварийная езда на протяжении 11 лет, без длительных перерывов между страховками.
- КБМ пересматривается раз в год. Начиная с 01.04.2019, коэффициент «бонус-малус» рассчитывается раз в год на период с 1 апреля до 31 марта. Учитывается количество учётных ДТП, произошедших в истекшем периоде.
- В расчёт берутся только зарегистрированные аварии. Это ДТП, по которым производились выплаты страховщиком, в том числе на основании европротокола. Если водители не обращались в ГИБДД и за выплатами, такая авария не повлияет на КБМ.
Изменение тарификации страховки.
Пожалуй, одним из спорных моментов новшеств является расширение тарифного диапазона. Ранее этот коридор составлял 3 432 – 4 118 рублей. При этом не допускалось назначать меньшую или большую стоимость. Однако, с января 2021 года эти цифры могут меняться в обе стороны на 20%.
Очевидно, что при более широком разбросе ставок, страховые компании заинтересованы в увеличении собственной прибыли. Тем не менее, необоснованно задирать цены им не позволят. Для каждого региона учитывается аварийная статистика, которая учитывается при формировании ценовой планки:
Зеленые регионы с низким числом ДТП будут ориентироваться на нижний порог. Например, Псковская, Новгородская, Курская области и республика Карелия. В некоторых из них возможно даже понижение тарифов по сравнению с предыдущим отрезком.
Красные регионы с высокоаварийными показателями применят ставки, близкие к максимальным. К ним, пожалуй, можно отнести Ярославскую, Омскую и Владимирскую области.
А вот, нейтральные со средней аварийностью назначат базовый тариф по «экватору» коридора. Среди них Санкт-Петербург и Ленинградская область.
Не все собственники автомобилей понимают, как рассчитывается ОСАГО, и по какой причине одни должны платить больше, а другие – меньше. Подсчет величины премии по ОСАГО в нынешнее время осуществляется на основании базовой ставки и поправочных коэффициентов.
Одним из факторов, которые влияют на сумму премии в рамках автогражданской ответственности, является коэффициент бонус-малус (КБМ).
Этот показатель способствует стимулированию застрахованных собственников автомобилей к аккуратному вождению, а для страховщиков – это шанс уменьшения трат на возмещение ущерба.
Плюсом для страховой организации является то, что выплаты фирмы уменьшатся, а если застрахованный гражданин часто попадает в аварии, то это дополнительный доход.
Это объясняется тем, что такой коэффициент может увеличить стоимость страхового полиса в несколько раз, а это дополнительный доход для страховщика, который он может переправить на возмещение убытков.
Понятно, что водителю неприятно, когда «сгорает» коэффициент бонус-малус, так как из-за этого сумма предстоящей выплаты за новый срок полиса увеличивается. Часто такие случаи происходят из-за технических ошибок в сведениях, которые хранятся в Российском союзе автостраховщиков.
Обратите внимание! В такой ситуации сначала следует обратиться в страховую компанию и осведомиться об истинной причине обнуления. В некоторых случаях во время продления полиса ОСАГО коэффициент бонус-малус сгорает по той причине, что застрахованное лицо попало в аварию.
Кроме того, стандартная опечатка при внесении сведений об автомобилисте может быть причиной.
Каким образом можно восстановить КБМ
Для восстановления скидки нужно подготовить и направить жалобу страховщику, одновременно предприняв несколько обязательных шагов:
- сначала надо выяснить, когда коэффициент стал равен единице. Для этого посетив сайт РСА, следует сделать скриншот вашего полиса, который был оформлен 12 месяцев и скриншот новой страховки без учёта КБМ;
- затем дополнительно найти все полисы ОСАГО, оформленные раньше, сделав их скан-файлы или фото;
- после распечатки всех документов, их надо отправить вместе с претензией страховщику. В претензии, адресованной руководителю страховой компании, следует выразить требования о восстановлении КБМ и возврате суммы которая была переплачена.
Представитель страховой компании обязан выдать специальный бланк и направить вас к своему руководителю. Если страховщик не дал ответ в месячный срок, следует направить жалобу в РСА и Центральный Банк России, приложив к ней пакет документов.
Где указывается в полисе
Законодательством не регламентировано фиксация КБМ в полисе ОСАГО. Типовая форма полиса, утвержденная Правительством, не содержит дополнительных полей для КБМ даже в разделе 3, где перечисляются лица, допущенные к вождению ТС.
Отсутствие КБМ в полисе вполне логично – иначе бы пришлось переписывать все коэффициенты, влияющие на расчет страховой премии. Некоторые страховые компании прописывают КБМ для всех водителей, ставя его в скобках после указания данных на лицо.
Первоначально заполняя заявление о заключении договора ОСАГО, страхователь вписывает все присвоенные в прошлые года коэффициенты в разделе 7. Этого достаточно для сверки с данными РСА.
Некоторые страховые компании все же предпочитают принцип гласности КБМ. И вписывают его либо напротив каждого водителя в раздел 3 полиса, либо в раздел 8 — «особые отметки».
Как определить правильный класс
Коэффициент бонус малус соответствует классу водителя. Существует 15 степеней: от «М» до 13. Изначально новичку присваивают базовый класс 3 (скидки и надбавки не применяются).
Информацию о классах водителей собирает РСА. Каждый год уровень меняется в зависимости от количества страховых возмещений за прошедший период:
- в большую сторону за отсутствие выплат. Класс растет медленно, повышаясь на 1 ежегодно (скидка увеличивается на 5 %). Максимального можно достигнуть через 10 лет;
- в меньшую сторону за произведенные выплаты по страховке. Класс меняется быстро и неравномерно. Водителю-новичку достаточно в свой первый год спровоцировать 2 аварии, чтобы в следующем периоде потерять свой КБМ и заплатить 2,45 базовой цены полиса ОСАГО.
Коэффициент бонус-малус (КБМ) используется при расчёте стоимости полиса ОСАГО. Он представляет собой множитель, который обеспечивает автовладельцам скидку (при значениях меньше 1) или надбавку (при значениях больше 1) по отношению к базовому тарифу ОСАГО. Для уменьшения КБМ водитель должен ездить без аварий, а если он стал участником ДТП, то не должен быть признан виновным либо (в случае его виновности) по его полису не должно быть произведено выплат в порядке возмещения нанесённого им ущерба.
Значение КБМ варьируется в диапазоне от 0,5 до 2,45, что соответствует водительским классам от 13 (суперпрофессиональный, аккуратный автовладелец с многолетним безаварийным стажем) до М (недисциплинированный водитель). Начинающему водителю присваивается класс 3, которому соответствует первоначальный КБМ, равный 1. Таким образом, он первоначально оформит полис ОСАГО по базовой стоимости, а через год его КБМ может быть изменён (или оставлен без изменения) в зависимости от указанных выше обстоятельств.
Иногда автовладельцы сталкиваются с неприятным сюрпризом при проверке КБМ. Они обнаруживают, что показатель вырос либо обнулился (последним термином обозначают перевод его в первоначальное значение, равное 1).
Законодательством страховой вопрос достаточно широко освящен, ведь это та область, с которой приходится сталкиваться каждому автолюбителю.
Основным нормативным актом по такому вопросу является Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ.
В данном документе указано, кто имеет право заниматься страхованием, как защищаются интересы застрахованных граждан. Также урегулирован вопрос о том, кто должен возмещать вред, и как это осуществляется.
Учтите! По той причине, что страхование является обязательным, неимение полиса является нарушением, регулируемым КоАП. В соответствии со статьей 12.3 отсутствие страховки будет основанием для назначения штрафных санкций в размере пятисот рублей.
Если же сотрудник ГИБДД узнает, что собственник авто полис никогда не покупал, или же у него истек срок, то вступит в силу статья 12.37, и штраф за это будет существенно выше – примерно восемьсот рублей без лишения удостоверения.
Страховые коэффициенты при ДТП
Коэффициент ОСАГО устанавливается статьей 9 ФЗ №40 от 25 апреля 2002 года Об автогражданке. В категорию попадает целый перечень показателей. Они делятся на две основные группы — штрафующие и поощряющие. В первую из них включают показатели, призванные привлечь водителей, пренебрегающих правилами, к ответственности. Они призваны побудить соблюдать ПДД. Во вторую группу включают коэффициенты, которые упрощают покупку страховки для лиц, выполняющих правила движения. Коэффициенты, включенные в категорию, направлены на снижение количества ДТП. В 2021 году действуют 6 основных повышающих коэффициентов:
- Кт. Уровень зависит от числа ДТП, происходящих в регионе регистрации водителя. Обычные жители небольших городов платят меньше.
- Кн. Зависит от соблюдения условий страхового договора. Если произошло их нарушение, это повлечет за собой увеличение стоимости полиса.
- Квс. Зависит от возраста автолюбителя и его опыта вождения. Чем старше гражданин, тем ниже стоимость оформления ОСАГО.
- Коэффициент КБМ выделяют отдельно. Он зависит от уровня аварийности водителя.
- КН — коэффициент нарушений.
- КМ — коэффициент мощности. Зависит от силы двигателя автомобиля.