Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Транспортный налог на электромобиль в России в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для расчета транспортного налога на автомобили, вошедшие в перечень роскошных, применяется особая формула. За основу взята действующая схема расчета транспортного налога от 2003 года: количество лошадиных сил автомобиля умножается на налоговую ставку, которая привязана к мощности. Причем ставку каждый регион выбирает сам. Например, в Москве минимальная ставка пошлины составляет 12 руб. за 1 лошадиную силу — она применяется к машинам мощностью менее 100 лошадиных сил. С повышением мощности мотора растет и ставка. Автомобили мощнее 250 л. с. облагаются ставкой в 150 руб. за 1 л. с., машины мощностью от 225 до 250 л. с. имеют ставку 75 руб., а модели мощностью от 175 до 225 л. с. — ставку 65 руб. за 1 силу.
Что будет, если не заплатить транспортный налог
Если начисленный налог не уплачен вовремя, он превращается в налоговую задолженность. На эту сумму начисляется пеня. Порядок расчета пени по налогам закреплен в Налоговом кодексе Штраф. Также налоговая может начислить штраф — 20%. А если докажет, что вы не уплатили или занизили налог умышленно, то начислят 40% от недоимки.
В дальнейшем налоговая пришлет извещение с требованием оплатить. Там будут указаны суммы недоимки, пеня и срок, до которого нужно погасить задолженность взыскание. Если не заплатить налог даже после требования, начнется процедура взыскания. Налоговая обратится в суд за судебным приказом. Это упрощенный порядок взыскания, когда не нужно вызывать налогоплательщика и запрашивать у него документы. Судья единолично рассматривает заявление налоговой и выносит судебный приказ. Он имеет силу исполнительного листа — например, его можно отнести в банк или к приставам, чтобы списать деньги со счета автособственника.
Налог на электромобили и “растаможка”
Почти двукратный рост количества ввозимых в Россию электромобилей за последний год многие эксперты связывают с обнулением пошлины на импорт таких машин. Сегодня нулевая ставка действует и для юридических, и для физических лиц, в силу такая норма вступила с 4 мая 2020 года, а действовать она должна минимум до 31 декабря 2021 года.
К сожалению, отмена пошлины не избавила от уплаты прочих сборов. На сегодня это платеж за таможенное оформление автомобиля (порядка $100), уплата акциза, НДС (20% от стоимости), а также плата за Свидетельство СБКТС и систему ЭРА-ГЛОНАСС при ее отсутствии. Вместе с тем, благодаря нулевой ставке на практике удается сэкономить около 30-40 тыс. руб., если ввозить подержанный Nissan Leaf ZE0 2011 года, и до 160 тысяч в случае привоза из-за границы более свежей модификации ZE1 2019 г. в.
Самыми популярными новыми электрокарами, ввозимыми в Россию в 2021 году стали:
- Nissan Leaf – 105 шт.,
- Tesla (3, S, X) – 104 шт.,
- Audi E-tron – 61 шт.,
- Jaguar I-Pace – 57 шт.,
- Hyundai Ioniq – 7 шт.
ТОП-5 подержанных электрокаров в 2021 году:
- Nissan Leaf – 3541 шт.,
- Tesla (3, S, X) – 85 шт.,
- Mitsubishi I-MiEV –64 шт.,
- Jaguar I-Pace – 26 шт.,
- BMW I3 – 24 шт.
Льготы для владельцев электрокаров
Федеральное законодательство не предусматривает преференций по транспортному налогу для электрокаров. Однако региональные власти вправе по своему усмотрению устанавливать послабления.
Льготы по транспортному налогу могут быть актуальными как для граждан, так и для юрлиц. Как правило, льготы носят социальный характер и рассчитаны на нетрудоспособных людей, пенсионеров, многодетных семей и прочих категорий граждан, нуждающихся в дополнительной поддержке. В зависимости от норм регионального законодательства послабления выражаются в:
- Полной отмене внесения платежа.
- Оплате по сниженному тарифу.
В 2021 г. ряд субъектов страны отменил транспортный налог на электротранспорт. Налог не взимается:
- в Москве и МО;
- Калужской области;
- Липецкой области;
- Республике Кабардино-Балкарии;
- Амурской области;
- Курской области;
- Иркутской области.
Транспортный налог на электромобили в Санкт-Петербурге, Тюменской области также не действует.
Помимо отмены взимания транспортного налога на электромобиль в Москве для владельцев действуют следующие льготы:
- Платить за парковку не нужно. Даже если стоянка предполагается на территории платной парковки.
- Зарядить аккумулятор можно бесплатно от сети зарядных устройств МОЭСК.
- Снижена таможенная пошлина на ввоз.
Плюсы и минусы электромобиля
Достоинства электромобиля — бесплатные парковки, возможность стартовать со светофора быстрее 90% автомобилей, экономичность, экологичность, комплектация, стоимость и качество сборки.
Я подала документы через МФЦ, и мой автомобиль внесли в реестр парковочных разрешений электромобилей. Теперь парковка для меня бесплатна.
Главным недостатком бюджетного электромобиля считается небольшой пробег на одном заряде. В среднем это 120—170 километров в зависимости от состояния батареи. Для моего авто — около 100—120 км летом и 70—80 км зимой. Знакомый ездил на Лифе с более емкой батареей из Казани в Чебоксары — это 150 км, и еще 20 оставалось в запасе. Другой владелец Лифа ради эксперимента устроился работать в такси. Справляется.
У противников электромобилей есть один аргумент: «А как на нем уехать хотя бы за 300—400 км?» Пока это сложно: развитой инфраструктуры в России нет, станции быстрой зарядки есть только в больших городах. Но не стоит забывать, что зарядиться можно практически везде. В глухой деревне может не быть бензозаправки, но будет розетка.
По закону с 1 ноября 2016 года автозаправки обязаны установить зарядные станции для электромобилей. Значит, я могу зарядить свой электромобиль на любой АЗС.
Правда, быстрые зарядки владельцы устанавливать не торопятся, но хотя бы обычной розеткой я вправе воспользоваться.
Если хотите купить электромобиль, подумайте, как часто вы ездите за 300—400 км. Если часто, то электромобиль вам не подойдет. Большинство в повседневной жизни передвигается в пределах 60—70 км по городу — как раз на расстояние, которое может покрыть электромобиль: детей в садик, жену на работу, сам на работу, вечером за женой, за детьми, в магазин.
Еще один распространенный вопрос: «Что ты будешь делать, если у тебя внезапно кончится зарядка?» Да то же самое, что и без бензина: сяду кому-нибудь на трос и доеду до ближайшей розетки. Ситуация, когда заряд кончится ВНЕЗАПНО, практически невозможна: машина подсчитывает и показывает, сколько километров я еще могу проехать на текущем заряде.
Дорог ли электромобиль в обслуживании?
Подталкивает россиян на покупку электрокаров не только желание сберечь окружающую среду от вредоносных выхлопных газов, но и экономия. Так, стоимость зарядки авто электричеством выходит дешевле, чем покупка бензина на то же количество километров. Скажем так, на 100 км на Nissan Leaf вам понадобится около 30 рублей, чтобы подзарядить свой авто, а вот на бензин придется потратить в зависимости от потребления машины порядка 400 рублей на такое же расстояние. Причина столь низкой стоимости заправки заключается в том, что киловатт в России стоит около 2 рублей, а литр бензина АИ-95 46 рублей.
Помимо этого, электромобиль не нуждается в постоянном техническом обслуживании и техосмотре. Дело в том, что двигатель такого авто состоит из меньшего числа подвижных частей, которые подвергаются быстрому износу. В результате, авто служит дольше, не требуя от владельца постоянных дополнительных трат на ремонт.
Кто вправе не платить?
По состоянию на 2021 год взимание транспортного налога относится относится к местным (региональным) сборам, поэтому льготы предоставляются в зависимости от региона и регулируются муниципальным законодательством.
Налог на электромашины в России выплачивается по общим правилам, однако освобождены от уплаты жители Московской области. Льготы для них были введены в 2015 году статьей 26.19 Закона Моск. обл. N 151/2004-ОЗ. Согласно ст. 26.19 указанного нормативно-правового акта лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, оснащенные исключительно электрическими двигателями, освобождаются от уплаты в отношении следующих категорий автотранспорта:
- автомобили легковые;
- мотоциклы;
- мотороллеры;
- автобусы;
- тракторы.
Стоит учитывать, что также от транспортного налога освобождаются некоторые льготные категории граждан: военные пенсионеры, ветераны ВОВ, многодетные родители, инвалиды и т.д.
Предлагаем вашему вниманию и другую полезную информацию о налогах на транспорт:
- Особенности налогообложения для организаций.
- Нюансы для грузовых, самоходных, старых и выигранных машин.
- Что делать, если пришел налог на проданное авто?
- Как проверить и оплатить задолженность?
Льготы на электромобили в Москве
По причине высокой стоимости электромобилей, Россия стремится найти средства, которые позволят стимулировать их приобретение. В других странах уже применяются некоторые льготы – от снижения налогов до частичного субсидирования покупки либо предоставления льготных кредитов.
Пока все глубокие законодательные меры находятся в стадии законопроектов, в Москве владельцам электромобилей предоставили право бесплатно парковаться в центре столицы. Новшество коснулось не только электромобилей, но и мотоциклов, а также скутеров. Теперь все они могут беспрепятственно парковаться в зонах платной парковки в центре Москвы. Отдельных парковочных мест для электромобилей, которые не наносят вред окружающей среде, пока что не предусмотрено.
Льгота на бесплатную парковку, по сути, пока что единственная привилегия, предоставляемая владельцам электромобилей. Этого пока что мало для того, чтобы всерьез заинтересовать граждан покупкой электрической и дорогой машины. Но первые шаги, чтобы преломить стереотипы автомобилистов, уже сделаны, а опыт столичного региона найдет отклик в виде государственных программ поддержки.
Как платиться транспортный налог на электромобиль по регионам
Каждый субъект Российской Федерации имеет свое, автономное налоговое законодательство по транспортному налогообложению. На уровне муниципалитета возможны установления особых льготных условий, перемен в сроках и периодах налоговых выплат.
Реально установление своих, рассчитанных только для данного региона, размеров отличных для разных категорий налогоплательщиков сумм выплат (принимаются во внимание ограничения, зафиксированные в основном законодательстве). В 2018 году не во всех федеральных единицах оформили изменения, касающиеся платы по налогу на транспорт. Отдельные муниципалитеты оставили прежние цифровые значения. Самое главное, что нужно помнить владельцу электрокара — основой для установления тарифов по налоговым сборам является не федеральное законодательство, а муниципальная нормативная база.
Как платится транспортный налог на электромобиль по регионам России
Что касается оплаты транспортного налога, то нужно обозначить, что налогообложение электрокаров имеет законодательную базу.
Поэтому нужно ориентироваться на статью 357 Налогового кодекса нашей страны, которая считает налогоплательщиками те лица, на имя которых зарегистрирован электрокар. А первый пункт статьи 358 этого же документа подтверждает, что электромобили подлежат налогообложению, как и иные транспортные средства.
При этом на данный период времени не имеется дифференцированной ставки именно для электромобилей, хоть Минфин Российской Федерации еще в 2015 г. выдвигал подобный вопрос на рассмотрение, однако одобрение так и не получил. Поэтому налог на электрокары платится точно по таким тарифам, как и для машин с двигателем внутреннего сгорания – в каждом регионе свои ставки.
Не нужно выпускать из виду то, что тарифы устанавливаются на основе не федерального законодательства, а согласно муниципальной нормативной базе. Только существует единая налоговая ставка, к которой и применяются региональные коэффициенты.
При этом необходимо учесть, что указанная денежная сумма выплачивается за каждый кВт мощности автомобиля. Следовательно, если электродвигатель машины имеет характеристики в 100 кВт, то владелец заплатит по 3,5 рубля за каждый из них.
Плюсы и минусы электромобилей
Уменьшение расходов на топливо. Уменьшение шума. Легкость обслуживания. Большой ассортимент. Тренд. Безопасность.Удобство для города. Больший ресурс мотора. Небольшое количество точек для заряда машины. Ограничение по скорости и запасу хода. Потери времени. Высокая цена.Трудности эксплуатации в мороз.
Как осуществляется растаможка электромобиля в России в 2021 году
Первый электромобиль появился в России в 2007 году. Мэр Москвы издал указ, в соответствии с которым были закуплены сразу 2 автобуса и 8 машин грузового типа, работающих от электричества. Они перевозили не только пассажиров, но и грузы.
Постепенно электромобили стали появляться и у россиян. В 2021 году в РФ налажен выпуск отечественных электрокаров. Называются они – Лада Эллада. Статистические данные по объемам продаж необычного транспортного средства перспективные.
По словам министра энергетики, в 2021 году на российских дорогах можно встретить не менее 200000 единиц машин, оснащенных электродвигателем. Осталось подождать 2 года и посмотреть, совпадут ли прогнозы эксперта с реальной жизнью.
Электромобиль по действующему законодательству – обычный автомобиль. Поэтому в 2021 году транспортный налог платят как всегда. И это несмотря на то, что в 2015 году депутаты пытались ввести дифференцированную налоговую ставку для транспорта с электромотором. Но обещанного три года ждут. Так, в 2021 году депутаты снова попробуют провести законопроект и получить поддержку большинства.
Российский рынок автомобилей заполнен необычными машинами с электрическим мотором. Но, отдавая за транспортное средство кругленькую сумму денег, нужно также учитывать транспортный налог, зависящий от:
- особенностей конкретной машины;
- ставки для владельцев электрокаров, установленной в конкретном субъекте РФ;
- сколько еще автомобилей зарегистрированы за налогоплательщиком;
- сколько составляет мощность мотора;
- какова статическая тяга;
- показатель валовой вместительности.
Последние три значения содержатся в паспорте машины. Можно уточнить, какой транспортный налог действует для электрокаров, изучив статью 361 Налогового кодекса, пункт 1. Здесь описан размер налоговой ставки.
К примеру, двухколесные электромобили в России с мощностью двигателя 20 л. с. оплачивают налоговые отчисления величиной 7 рублей. Если мощность входит в диапазон 20-35 л. с., за транспортное средство придется внести 15 рублей. Специалисты обращают внимание на то, что эти данные действительны для 1 лошадиной силы. При превышении мощности значения 35 л. с., оплата 1 лошадиной силы увеличится до 50 рублей.
По статистике в 2021 году в России электрокаров стало больше всего на 16 единиц. Это по-прежнему необычный и элитный транспорт, который бережет экологию, но слишком дорогостоящий для владельца авто. Пока что отмена транспортного налога – всего лишь желание отдельных депутатов.
Единственное, что изменилось в законодательстве о транспортном налоге, так это возможность списать задолженность по отчислениям, если она накопилась до 2015 года. Остальную сумму придется оплачивать. Сделать это в 2021 году можно, в том числе, через МФЦ.
Оформлением электромобиля занимаются таможенные органы, территориально привязанные к месту постоянного проживания осуществляющего ввоз гражданина. На это время транспортное средство помещается на склад, где может находиться не более 2-х месяцев. Данного периода достаточно для разрешения всех организационных вопросов, так как обычно процедура занимает около 2-3 недель.
Первая проверка документов на предмет соответствия законодательным нормам РФ проводится при пересечении границы, поэтому до въезда на территорию страны автовладельцу следует позаботиться о наличии:
- паспортов (заграничного и гражданина России);
- заявления, в котором должно быть указано точное время прибытия груза на конкретный пропускной пункт;
- декларации по форме ТД-6. Если транспортировка осуществляется в контейнере, то проставляется отметка о несопровождаемом багаже, а если электромобиль передвигается своим ходом, то о сопровождаемом;
- таможенной расписки, подтверждающей факт внесения на счёт ведомства залоговой суммы, и заверенной инспектором. Если средства вносит не собственник, а его представитель, то понадобится прошедшая нотариальную заверку доверенность;
- комплекта документации на ТС (техпаспорт, гарантийный сертификат, договор о приобретении в собственность, страховой полис).
После тщательного осмотра электромобиля и изучения предоставленных документов сотрудник таможни внесёт запись в журнал и выдаст разрешение на въезд. Дальнейшие действия сводятся к обращению в соответствующий таможенный орган по месту пребывания для завершения регистрации, а также расчету и оплате установленных государством взносов.
Законно передвигаться на не прошедшем таможенное оформление автомобиле может:
- Иностранный гражданин, получивший право на временное пребывание в России. На таможенном посту оформляется разрешение, выдаваемое не более чем на 1 год.
- Гражданин РФ, приобретший в собственность зарегистрированный в другой стране электромобиль, оформивший временный ввоз и оплативший налоги и пошлины. Срок пребывания ограничивается 6 месяцами за 1 год, после чего он должен покинуть пределы страны с обязательным закрытием разрешения.
При отсутствии у водителя нерастаможенного авто разрешительных документов, он преследуется согласно административному или уголовному законодательству.
Дорог ли электромобиль в обслуживании?
Подталкивает россиян на покупку электрокаров не только желание сберечь окружающую среду от вредоносных выхлопных газов, но и экономия. Так, стоимость зарядки авто электричеством выходит дешевле, чем покупка бензина на то же количество километров. Скажем так, на 100 км на Nissan Leaf вам понадобится около 30 рублей, чтобы подзарядить свой авто, а вот на бензин придется потратить в зависимости от потребления машины порядка 400 рублей на такое же расстояние. Причина столь низкой стоимости заправки заключается в том, что киловатт в России стоит около 2 рублей, а литр бензина АИ-95 46 рублей.
Помимо этого, электромобиль не нуждается в постоянном техническом обслуживании и техосмотре. Дело в том, что двигатель такого авто состоит из меньшего числа подвижных частей, которые подвергаются быстрому износу. В результате, авто служит дольше, не требуя от владельца постоянных дополнительных трат на ремонт.
Таким образом, покупая электромобиль вы можете быть уверены, что будете тратить на него куда меньше денег в год, нежели на любую другую машину с двигателем внутреннего сгорания. Кроме того, все мы знаем про неприятные запахи бензина в машине после заправки, с электрокарами таких проблем вы не встретите.
Коротко об инфраструктуре для электрокаров в России
Сегодня отдельных заправочных станций для электрокаров в России не так много. Одна единственная компания «Автодром» занимается созданием подобных мест по всей стране и за минувший год ей удалось запустить 22 АЗС для электрокаров. Тем не менее, известные организации, которые предоставляют бензин на своих заправках, начали устанавливать и зарядки для машин с электронными двигателями. Среди них Татнефть, Роснефть, ТНК и другие.
Ранее власти планировали построить и ввести в эксплуатацию множество подобных заправочных пунктов на всех трассах федерального значения по всей стране. Планировалось, что каждые 20 км будет стоять заправка или зарядочный пункт с возможностью пополнить заряд электроэнергии в вашем авто. Как сегодня обстоят дела с этим, пока не известно.