Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «С 2023 года будут повышены платежи для бизнеса по страховым взносам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С 2023 года все юридические лица и ИП перейдут на режим уплаты налогов через ЕНП. Пока действует экспериментальный режим, бизнесменам, которые решили принять в нем участие, нужно было отправить в ФНС заявление в срок с 1 апреля по 4 мая 2022 года. То есть, сейчас перейти на ЕНП пока нельзя – нужно ждать начала 2023 года.
III. Новые сроки уплаты налогов и представления отчетности
В целях реализации нового порядка администрирования унифицированы сроки представления налоговой отчетности и уплаты налогов (авансовых платежей). Приведем новые сроки относительно основных налогов:
Налог | Срок представления отчетности | Срок уплаты | Норма НК РФ |
---|---|---|---|
НДС (налогоплательщик, налоговый агент) | не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом | не позднее 28-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом | п. 1, п. 4, п. 5 ст. 174 |
Налог на прибыль | не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода | авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчетным периодом; налог – не позднее 28 марта года, следующего за налоговым периодом |
п. 1, п. 2, п. 4 ст. 287, п. 3 ст. 289 |
НДФЛ | 6-НДФЛ за I кв., полугодие, 9 мес. – не позднее 25-го числа месяца, следующего за соответствующим периодом. В 6-НДФЛ за I кв. отражаются суммы, удержанные в период с 1 января по 22 марта включительно, за полугодие – в период с 1 января по 22 июня включительно, за 9 мес. – в период с 1 января по 22 сентября включительно; за год – не позднее 25 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом |
алог, удержанный за период с 23-го числа предыдущего месяца по 22-е число текущего месяца – не позднее 28-го числа текущего месяца; налог, удержанный за период с 1 по 22 января – не позднее 28 января; налог, удержанный за период с 23 по 31 декабря – не позднее последнего рабочего дня календарного года; в отношении НДФЛ с дивидендов, выплачиваемых АО, – не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем выплаты |
п. 6 ст. 226, п. 9 ст. 226.1, п. 2 ст. 230 |
Страховые взносы | не позднее 25-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом | не позднее 28-го числа следующего календарного месяца | п. 3, п. 7 ст. 431 |
Налог, уплачиваемый при применении УСН | организации – не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом; ИП – не позднее 25 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом |
авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом; налог: организации – не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом; ИП – не позднее 28 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом |
п. 7 ст. 346.21, п. 1 ст. 346.23 |
транспортный налог (для организаций) | авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом; налог – не позднее 28 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом |
п. 1 ст. 363 | |
налог на имущество организаций | не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом | п. 1 ст. 383, п. 3 ст. 386 |
IV. Распределение ЕНП
Отраженные по единому налоговому счету суммы налоговый орган самостоятельно засчитывает в счет исполнения плательщиком обязанностей по уплате конкретных налогов, страховых взносов в следующей последовательности, установленной п. 8 ст. 45 НК РФ:
- недоимка – начиная с наиболее раннего момента ее выявления;
- налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы – с момента возникновения обязанности по их уплате;
- пени;
- проценты;
- штрафы.
Если на момент распределения суммы ЕНП недостаточно для покрытия всех налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов с совпадающими сроками их уплаты, распределение производится в соответствии с приведенной последовательностью пропорционально суммам налоговых обязательств (п. 10 ст. 45 НК РФ).
Приведенная схема уплаты и распределения применяется к большинству платежей, предусмотренных НК РФ, но есть и исключения (см. п. 1 ст. 58 НК РФ). Вне состава ЕНП уплачиваются и учитываются налоговыми органами:
- госпошлина (за исключением госпошлины, в отношении уплаты которой судом выдан исполнительный документ),
- авансовые платежи по НДФЛ, вносимые иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму в Российской Федерации на основании патента.
Данные платежи не входят в совокупную обязанность и не учитываются на едином налоговом счете (п. 2 ст. 11 НК РФ).
Могут уплачиваться не в составе ЕНП (на усмотрение плательщика):
- налог на профессиональный доход,
- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.
Общие изменения в отчетности
С 1 января 2023 года останется всего две формы отчетности:
- расчет по страховым взносам (РСВ) и
- единый отчет по сотрудникам.
Единый отчет заменит сразу четыре формы – СЗВ-ТД, СЗВ-СТАЖ, 4-ФСС, ДСВ-3. Фактически сведения о работниках будут передаваться те же самые, что и раньше, только уже в другой форме отчета. Причем подавать единый отчет нужно будет по частям с разной периодичностью. Так, например:
- часть единого отчета (вместо СЗВ-ТД), связанную с приемом на работу и увольнением, нужно будет, как и сейчас, подавать не позднее следующего рабочего дня;
- если же данные связаны с переводом на другую постоянную работу, подачей заявления о формате ведения трудовой книжки либо о предоставлении сведений о трудовой деятельности, их нужно будет сдавать не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступило указанное событие;
- часть отчета о взносах на травматизм и допвзносах на накопительную пенсию (вместо 4-ФСС и ДСВ-3) будет представляться по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года до 25-го числа следующего месяца.
Новый расчет по страховым взносам заменит СЗВ-М и действующий РСВ. Это будет отчет со сведениями о работниках и выплатах в их пользу:
- ежемесячно до 25-го числа нужно будет подавать сведения для персонифицированного учета и данные о заработке и начисленных взносах;
- а по итогам квартала, полугодия, девяти месяцев и года в отчет нужно будет включать общие суммы по облагаемой и необлагаемой базе, а также начисленные за отчетный период страховые взносы.
Сумма страховых взносов для ИП в 2022 году
Согласно федеральному закону от 15.10.2020 № 322-ФЗ, размер фиксированных взносов за текущий год составляет 43 211 ₽:
- пенсионные взносы — 34 445 ₽;
- медицинские взносы — 8766 ₽.
Платёж на медицинское страхование полностью фиксирован, не зависит от суммы дохода, который получил ИП.
Взносы на пенсионное страхование привязаны к доходам. Если предприниматель зарабатывает до 300 000 ₽, то сумма фиксированная — 34 445 ₽. При доходах свыше 300 000 ₽ необходимо заплатить фиксированную ставку плюс 1% от суммы превышения налогового лимита.
Дополнительный взнос рассчитывается по формуле:
(Прибыль за 2022 год — 300 000 ₽) х 1% = итоговая сумма дополнительного взноса в Пенсионный фонд РФ (ПФР).
Пример расчёта. Индивидуальный предприниматель заработал за год 3 750 000 ₽. Расчёт взноса на пенсионное страхование:
- 3 750 000 — 300 000 = 3 450 000 ₽.
- 3 450 000 х 1% = 34 500 ₽.
- 34 445 + 34 500 = 68 945 ₽.
Итого общая сумма пенсионных взносов составит 68 945 ₽, из которых 34 445 — это фиксированный платёж, 34 500 — дополнительный.
При этом для дополнительных взносов установлен верхний предел. Сумма не может превышать восьмикратный размер фиксированных пенсионных взносов. 275 560 ₽ — это максимум, который можно заплатить в ПФР (п. 1 ст. 430 НК).
В пресс-службе сообщили, что принципиальной новацией является создание нового органа управления, и деятельность фонда будет подотчетна наблюдательному совету, состоящему из 7 человек, которые представляют профсоюзы, работодателей, Госдуму, Совет Федерации, правительства и председателя объединенного фонда.
«Бюджет внебюджетного фонда формируется за счет страховых взносов, вне федерального бюджета и бюджетов субъектов. Эти средства расходуются исключительно на страховые цели. При этом внебюджетный фонд обеспечивает выполнение социальных обязательств государства. Для этого из федерального бюджета внебюджетный фонд получает трансферты», — уточнили в пресс-службе.
В качестве учредителя фонда будет выступать правительство РФ, в качестве собственника имущества фонда — Российская Федерация. При этом Российская Федерация несет ответственность по публичным обязательствам фонда, таким как выплата пенсий, пособий и других социальных выплат.
Как работодатели определяют сумму, подлежащую перечислению
Работодатели обязаны делать ежемесячный обязательный платеж по взносам в ПФР, ФФОМС и ФСС по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Чтобы рассчитать сумму платежа, нужно сложить все облагаемые выплаты, начисленные с начала года и до окончания соответствующего календарного месяца, и умножить на страховой тариф. Из этой величины следует вычесть взносы, перечисленные с начала года и до предшествующего календарного месяца включительно. Полученная величина и есть текущий ежемесячный платеж.
Если работодатель выплачивал сотрудникам в течение месяца пособия по больничным или декретные, то он может уменьшить взносы в ФСС по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Как известно, первые три дня больничного оплачиваются за счет работодателя, а остальные — за счет ФСС. Так вот, из суммы ежемесячного платежа можно вычесть сумму пособий, которые подлежат уплате за счет ФСС. В ситуации, когда пособия превышают взносы, величину превышения можно зачесть в счет предстоящих платежей.
Взносы «на травматизм» также перечисляются ежемесячно. Для некоторых страхователей ФСС устанавливает надбавки или скидки. В этом случае сумма платежа увеличивается или уменьшается исходя из размера надбавки или скидки.
Документы Статистика по документам и выполнению поручений
10. Типовая форма заявки, указанная в пункте 9 настоящих Правил, утверждается Федеральным фондом обязательного медицинского страхования в соответствии с пунктом 61 части 8 статьи 33 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
Ri — объем средств, направленных с 1 января по 31 декабря 2022 г. из бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования i-го субъекта Российской Федерации и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования г. Байконура на цели, указанные в пунктах 4 и 5 части 5 статьи 26 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2022 № 700)
5. Критерием отбора субъекта Российской Федерации и г. Байконура в целях предоставления иного межбюджетного трансферта является превышение объемов средств, указанных в абзацах пятом — седьмом пункта 7 настоящих Правил, по субъекту Российской Федерации и г. Байконуру над объемом доходов, поступивших в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования субъекта Российской Федерации и бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования г. Байконура с 1 января по 31 декабря 2022 г. за счет источников формирования доходов бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования, указанных в пунктах 1, 3, 4 и 61 части 4 статьи 26 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», более чем на 1 процент указанного объема доходов. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2022 № 700)
6. Результатом предоставления иных межбюджетных трансфертов является количество оплаченных в 2022 году случаев оказания медицинской помощи лицам, застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, в том числе с заболеванием и (или) подозрением на заболевание новой коронавирусной инфекцией, по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.
б) соответствие субъекта Российской Федерации и г. Байконура критерию отбора субъекта Российской Федерации и г. Байконура в целях предоставления иного межбюджетного трансферта, указанному в пункте 5 настоящих Правил. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2022 № 700)
Итак, опираясь на ст. 431 Налогового кодекса Российской Федерации, можно утвердительно заявить, что споры о том, как страховые взносы платятся (с копейками в 2022 году, или без) абсолютно беспочвенны. Пункт 5 данной статьи дает исчерпывающий ответ: платим в рублях, если сумма получилась «круглой», и в рублях и копейках, если сумма имеет дробное значение.
Порядок начисления не изменен (ст. 52 НК РФ): как и в прошлом календарном периоде, налогооблагаемая база умножается на установленный тариф. Порядок определения налогооблагаемой базы теперь устанавливает ст. 420 — 421 НК РФ. Страховые выплаты, которые не следует включать в базу для расчета СВ, закреплены в ст. 422 НК РФ. В сравнении с нормами закона № 212-ФЗ, перечень страховых выплат видоизменен в части суточных, выплат опекунам и платы работодателя на добровольное соцобеспечение.
Какова величина единого тарифа страховых взносов?
Согласно п. 3 ст. 425 НК РФ единый размер страховых взносов устанавливается в отношении взносов на:
-
обязательное пенсионное страхование;
-
обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и материнству (ВНиМ);
-
обязательное медицинское страхование.
С 2023 г. единый тариф страховых взносов составляет 30% в пределах установленной единой предельной величины расчетной базы и 15,1% сверх нее.
Другие единые тарифы страховых взносов установлены для прокуроров, судей и сотрудников Следственного комитета РФ:
В отношении кого применяются |
Единый тариф страховых взносов |
Примечание |
Основание |
|
В пределах расчетной базы | Сверх расчетной базы | |||
Прокуроры |
2,9% |
5,1% |
Отсутствуют взносы на обязательное пенсионное страхование |
п. 4 ст. 425 НК РФ |
Сотрудники Следственного комитета РФ |
||||
Судья федеральных судов |
||||
Мировые судьи |
Внебюджетные фонды Российской Федерации
Средства ПФР используются на выплаты государственных пенсий, пенсий военным, инвалидам, компенсации пенсионерам, пособий для детей в возрасте от 1,5 до 6 лет и другие цели, а также на пособия пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС. В условиях инфляции пенсии гражданам России пересматриваются в сторону повышения, несколько приближая их к темпам роста цен. Устанавливаются также минимальные пенсии.
◊ Фонды обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС) образованы в соответствии с Законом РСФСР “Об обязательном медицинском страховании граждан РСФСР” (от 28 июня 1991 г). Он определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования и направлен на усиление заинтересованности и ответственности как самого застрахованного, так и государства, предприятия, учреждения, организации в охране здоровья работников.
Страховые взносы: на что они начисляются, кто и когда их платит
На практике много споров возникает из-за выплат, которые не упомянуты в приведенных выше перечнях и не связаны с трудовыми обязанностями. Это относится, в частности, к премиям по случаю юбилея, к стоимости путевок, оплаченных работодателем и др. По мнению страхователей, взносы на такие суммы начислять не нужно, однако налоговики и сотрудники фондов считают иначе. Подобные споры нередко заканчиваются в суде, причем арбитражная практика по данному вопросу весьма противоречива (подробнее об этом читайте в статье «На какие выплаты в пользу сотрудников нужно начислить взносы в ФСС»).
В 2009 году и раньше первый, второй и третий вид страховых взносов входили в единый социальный налог. В период с 2010 года по 2022 год они регулировались Федеральным законом от 24.07.09 № 212 (далее — Закон № 212-ФЗ). Начиная с 2022 года они регулируются главой 34 Налогового кодекса.
Страховые взносы в 2020 и 2021 году
Каждая категория лиц, перечисленных выше, обладает правами и несет определенные обязанности в сфере ОМС.
Права и обязанности страхователей не затронуты изменениями: как и прежде, они должны зарегистрироваться и своевременно уплачивать взносы, и вправе получать соответствующую информацию.
Поскольку федеральные медицинские организации приобрели специфический статус, они заключают договоры на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС непосредственно с ФФОМС, который и осуществляет контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи. Соответственно, медицинские организации приобрели право обжаловать заключения ФФОМС по оценке предоставления медицинской помощи. Среди новых обязанностей таких медицинских организаций – предоставление напрямую в ФФОМС частных сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, и общих сведений о режиме работы, видах оказываемой медицинской помощи, а также показателях доступности и качества медицинской помощи. Кроме того, теперь медицинские организации вправе использовать средства нормированного страхового запаса ФФОМС для организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также приобретения и проведения ремонта медицинского оборудования.
У застрахованных лиц, помимо прав на бесплатное оказание медицинской помощи при наступлении страхового случая, выбор врача и страховой медицинской организации, их замену, появилось право выбрать медицинскую организацию, подведомственную федеральному органу исполнительной власти. При этом, право на получение достоверной информации о видах, качестве и об условиях предоставления медицинской помощи реализуется непосредственно ФФОМС.
Права и обязанности страховых медицинских организаций существенно затронуты изменениями, при этом, вопрос касается не только изъятия некоторых полномочий страховщиков. По заключаемым страховыми организациями договорам о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования ТФОМС предоставляют средства, предназначенные на расходы на ведение дела по ОМС в пределах норматива, которые являются собственными средствами страховой организации. Норматив расходов на ведение дела по ОМС устанавливается законом о бюджете территориального фонда в размере не менее 0,8 процента и не более 1,1 процента от суммы средств, поступивших в страховую медицинскую организацию по дифференцированным подушевым нормативам (в действующей редакции ФЗ «Об ОМС»). Ранее норматив расходов был установлен в размере не менее одного процента и не более двух процентов от суммы средств, поступивших в страховую медицинскую организацию по дифференцированным подушевым нормативам. Первоначальная версия проекта № 1027750 — 7 предполагала их сокращение до минимальных половины процента и максимальных одного процента.
У ФФОМС, в свою очередь, появились дополнительные расходы на ведение дела по ОМС в части оказания застрахованным лицам медицинской помощи организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти (и, конечно, собственно расходы на оказание такой помощи). Также ФФОМС приобрел право требования о возмещении расходов на оплату медицинской помощи к лицу, причинившему вред здоровью застрахованному лицу в соответствии со статьей 31 ФЗ «Об ОМС». Кроме того, ФФОМС ведет единый реестр экспертов качества медицинской помощи, включающий в себя сведения об экспертах качества медицинской помощи, которая оказывается медицинскими организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти.
Порядок направления застрахованных лиц в медицинские организации, функции и полномочия учредителей, в отношении которых осуществляют Правительство Российской Федерации или федеральные органы исполнительной власти, для оказания медицинской помощи в соответствии с едиными требованиями базовой программы обязательного медицинского страхования утвержден Приказом Минздрава России от 23.12.2020 № 1363н и зарегистрирован в Минюсте России 29.12.2020 № 61884.
В соответствии с указанным документом направление пациента в федеральную медицинскую организацию будет осуществляться лечащим врачом той медицинской организации, которая в рамках территориальной программы проводила диагностику пациента и предоставляла первичную или специализированную медицинскую помощь.
Показаниями к оказанию специализированной медицинской помощи федеральными медицинскими организациями являются:
- нетипичное течение заболевания или отсутствие эффекта от лечения;
- необходимость в отсутствующих в медицинской организации регионального подчинения методов лечения;
- риск хирургического лечения в связи с осложнениями;
- потребность в повторных хирургических вмешательствах;
- повторное обследование в диагностически сложных случаях;
- повторная госпитализация по рекомендации федеральной медицинской организации.
Вопрос о госпитализации пациента решается врачебной комиссией.
На этапе обсуждения законопроекта высказывались опасения относительно ограничения права пациента на выбор медицинской организации. Однако, обновленный порядок предусматривает обязанность врача проинформировать пациента о возможности выбора федеральной медицинской организации в случае, если помощь при заболевании (состоянии) пациента имеют возможность оказать несколько учреждений.
Тем не менее, в отсутствие правоприменительной практ��ки, остается неясным, будут ли у лечащего врача стимулы фактически обеспечивать полноту информации о возможности направления пациентов в федеральные медицинские организации при наличии иных медицинских организаций, оказывающих аналогичную специализированную медицинскую помощь, или же новый порядок станет очередным коррупциогенным фактором в медицине. Сергей Готье, директор НМИЦ трансплантологии и искусственных органов им. академика В.И. Шумакова, полагает, что попасть в федеральные медицинские организации пациентам станет проще, однако, Юрий Демин, генеральный директор СМК «РЕСО-Мед», напротив, считает поправки фактическим ограничением права на выбор медицинской организации.
В последствии средства экологических фондов распределялись в следующем порядке: 60 % средств направляется на реализацию природоохранительных мероприятий местного (городского, районного) значения с зачислением соответствующих сумм на счета городских, районных экологических фондов; 30 % средств остается в распоряжении экологических фондов, указанных в пункте 1 настоящего раздела для финансирования мероприятий соответствующего значения; 10 % средств перечисляется в Федеральный экологический фонд Российской Федерации на реализацию природоохранительных мероприятий федерального значения.
Финансирование природоохранных мероприятий является важнейшей задачей экономического механизма охраны окружающей природной среды. Среди источников финансирования экологических программ и мероприятий Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. N 2060-I «Об охране окружающей природной среды» выделяет экологические фонды.
Фиксированные платежи ИП за себя в 2022 году
Этот принцип остался с предыдущих годов, НДФЛ не отменили. Это логичный налог для предпринимателей, чей бизнес перестал считаться малым, когда доходы стали превышать сумму в 300 000 рублей за год. Если предприниматель получил за год по учету, для примера, 500 000 рублей, налог высчитывается от всей полученной суммы без учета 300 000. Человек обязан оплатить страховочные налоги за медицину и пенсию, сумма которых зафиксирована законодательством. Кроме этих налогов, необходимо произвести доплату одного процента от дохода, если он превышает 300 000 рублей в год.
Если человек не смог выплатить нужную сумму в год из-за сложных жизненных обстоятельств, то дело доводится до верховного суда. Там предстоит доказать невиновность физического лица, рассказав и убедив в непредвиденности ситуации. Это может быть госпитализация, семейные обстоятельства. Штраф для ИП может быть снижен вдвое, можно добиться отмены штрафа.
Порядок формирования средств экологических фондов зависит от вида источника образования средств.
На практике в течение 1992-1993 гг. вместе с положительным результатом деятельности внебюджетных экологических фондов проявились злоупотребления и нецелевое расходование средств экологических фондов. Для решения этой проблемы Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2268 «О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации в 1994 году» большинство государственных внебюджетных фондов, в том числе и Федеральный экологический фонд, были консолидированы в республиканском бюджете Российской Федерации. При этом сохранена целевая направленность консолидируемых фондов.
Согласно п.6 постановления Правительства Российской Федерации № 442 Министерству финансов Российской Федерации, Министерству экологии и природных ресурсов Российской Федерации с участием Центрального банка Российской Федерации было поручено разработать и утвердить порядок направления в Федеральный экологический фонд Российской Федерации и территориальные внебюджетные экологические фонды средств (в том числе валютных), поступающих от предприятий, учреждений, граждан, а также иностранных юридических лиц и граждан.