- Частное право

Алгоритм поступления для лиц с ОВЗ и инвалидностью

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Алгоритм поступления для лиц с ОВЗ и инвалидностью». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Независимо от финансового, физического и иного состояния, каждый гражданин России имеет право получить образование бесплатно. Единственным ограничением здесь является то, что обучение за счет федерального бюджета производится лишь единожды на каждой ступени образования. То есть отучиться на бакалавриате или магистратуре бесплатно можно только 1 раз, второй «заход» — придется платить из своего кармана.

Особенности проведения ЕГЭ и вступительных испытаний для лиц с разными типами инвалидности

Для незрячих:

  • Экзаменационные материалы должны быть выполнены рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа на компьютере либо зачитаны ассистентом.
  • Письменная экзаменационная работа выполняется абитуриентом также рельефно-точечным шрифтом Брайля или с помощью специальной программы на компьютере. В другом случае ее можно надиктовать ассистенту.
  • Предоставляются все необходимые письменные принадлежности, бумага для письма шрифтом Брайля, компьютер со специализированной программой.

Для слабовидящих:

  • Обеспечивается равномерное индивидуальное освещение не менее 300 люкс.
  • Предоставляется увеличивающее устройство. Можно пользоваться своим.
  • Все задания должны быть напечатаны крупным шрифтом.

Для глухих и слабослышащих:

  • Обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного или индивидуального пользования.
  • Предоставляются услуги сурдопереводчика.

Открыта ли дорога в ВУЗ лицам с инвалидностью и ОВЗ?

Люди, имеющие за плечами инвалидность, могут воспользоваться льготами при поступлении. Единственным требованием, чтобы воспользоваться ею, нужно документально подтвердить наличие определенной группы инвалидности. Для этого придется пройти медицинскую комиссию и предоставить соответствующую справку из лечащего заведения.

Получение большинства налоговых послаблений возможно после предъявления в налоговый орган по месту прописки запроса и соответствующего пакета документов. Если основания для налоговых льгот возникли ранее, а человек не имел об этом информации, он вправе потребовать предоставления услуги с того момента, как появилось право на эту услугу (т.е. «задним числом).

НДФЛ. Этим налогом облагается зарплата и другой доход всех трудоспособных граждан РФ. Трудоспособные люди с ОВЗ могут получить льготы по уплате НДФЛ – налоговый вычет. Обязательное условие – быть официально устроенным и выплачивать подоходный налог (13% от получаемой зарплаты).

Величина налогового вычета для работающих людей с инвалидностью определяется ст. 218 Налогового кодекса РФ.

  • Послабление по уплате НДФЛ бывает в размере 500 и 3000 рублей.
  • В общем случае вычет составляет 500 рублей и он предоставляется:
  • людям с I и II группой инвалидности;
  • инвалидам детства.
  1. Вычет в 3000 рублей полагается:
  • людям, получившим травмы в результате радиационных аварий или испытаний ядерного оружия;
  • инвалидам ВОВ;
  • военным, пострадавшим в процессе прохождения службы в вооруженных силах СССР или РФ.

Люди, имеющие право на более чем один налоговый вычет, получают один максимальный.

Как рассчитывается этот вычет? Вы имеете право на налоговый вычет в 500 рублей. Это значит, что Вы получите обратно 13% от этой суммы, то есть 65 рублей в месяц.

  • Пенсия подоходным налогом не облагается и с нее никакого вычета быть не может.
  • При устройстве на официальную работу инвалиду положены некоторые трудовые льготы:
  • работодатель не может заставить инвалида работать сверхурочно, в ночные часы или в выходной день – только с письменного согласия самого работника;
  • условия работы не должны вредить состоянию здоровья инвалида;
  • ежегодный отпуск человека с инвалидностью на 2 дня дольше стандартного – 30 календарных дней;
  • инвалиды I и II группы могут работать 7 часов в день или 35 часов в неделю, но оплачивать им должны полный рабочий день.

Эти льготы действуют только для официально работающих инвалидов.

Имущественный налог. По закону РФ все граждане с инвалидностью освобождены от уплаты имущественного налога. Данная льгота распространяется на следующую недвижимость:

  • квартиры;
  • дачи;
  • доли в жилых помещениях;
  • гаражные строения;
  • частные дома;
  • комнаты в общежитии.

Инвалиды с детства освобождены от уплаты имущественного взноса в полном объеме. Также регистрация ордера на квартиру бесплатна для людей данной категории.

Имущество обязательно должно быть в собственности человека с ОВЗ. Если он владеет недвижимостью на праве долевой собственности, тогда только принадлежащая ему часть не подлежит налогообложению.

Земельный налог. Люди с инвалидностью освобождены от уплаты налога на землю размером не более 600 кв.м, находящуюся в их собственности.

Читайте также:  Какое повышение социальной пенсии ожидается в 2023 году

Гарантии инвалидам в сфере образования

В сфере образования инвалидам установлены следующие гарантии.

1. Необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки:

Общее образование инвалидов осуществляется с освобождением от оплаты как в общеобразовательных учреждениях, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, так и в специальных образовательных учреждениях.

2. Обеспечение получения образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида:

  • основного общего;
  • среднего (полного) общего
  • начального профессионального;
  • среднего профессионального;
  • высшего профессионального.

3. Для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования:

Создание специальных профессиональных образовательных учреждений различных типов и видов или соответствующих условий в профессиональных образовательных учреждениях общего типа.

Специальные условия указанных образовательных учреждений должны обеспечивать выполнение индивидуальных программ реабилитации на период обучения инвалидов и состоять в следующем:

  • приспособление помещений, мебели, оборудования к возможностям инвалидов и в соответствии с требованиями безбарьерной архитектуры;
  • адаптация программ обучения к психофизиологическим особенностям инвалидов, педагогической коррекции учебного процесса.

4. Профессиональная подготовка и профессиональное образование инвалидов:

В специальных профессиональных образовательных учреждениях для инвалидов осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами на основе образовательных программ, адаптированных для обучения инвалидов.

5. Обеспечение:

  • инвалидов с освобождением от оплаты или на льготных условиях специальными учебными пособиями и литературой;
  • инвалидам возможности пользования услугами сурдопереводчиков.

6. Предоставление дополнительных льгот и возможностей при получении образования:

  • на уровне Российской Федерации;
  • в отдельных субъектах РФ.

В соответствии с Законом об Образовании № 273 во всех образовательных учреждениях должны быть созданы специальные условия для обучения лиц с инвалидностью. Но на практике далеко не все вузы оснащены должным образом. Перед подачей документов узнайте, есть ли необходимые условия в выбранном вами вузе. Сделать это можно на сайте или по телефону приемной комиссии.

Фонд социальной помощи студентам «СтудФонд» создал на своем сайте карту доступности вузов. Там вы найдете информацию о том, в каких учреждениях есть пандус, лифты, указатели, специально оборудованные туалеты и возможность вызвать дежурного. Также вам поможет выбрать вуз портал инклюзивного образования.

Например, хороший опыт работы с инвалидами имеет МГППУ. У них на сайте есть вся доступная информация. Они выделяют специальный автобус для незрячих студентов. В вузе организовано их сопровождение другими студентами. Также вуз обеспечивает 100%-е трудоустройство для своих выпускников с инвалидностью.

Около 25 % космических разработок создано глухонемыми инженерами, выпускниками Бауманки.

Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Статус «ребенок-инвалид» присваивается детям до 18 лет, имеющим инвалидность. Под инвалидностью понимаются явные нарушения функций организма, которые определяются медицинской комиссией.

Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.

Ребенку, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации или абилитации.

Управлением образования и науки Липецкой области заключено соглашение с федеральным казенным учреждением «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Липецкой области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее — МСЭ) по вопросу предоставления информации по реализации реабилитационных мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (далее — ИПРА).

Приказом управления образования и науки определен сотрудник, на которого возложены обязанности по взаимодействию с МСЭ в вопросах предоставления информации об исполнении мероприятий по психолого-педагогической реабилитации или абилитации инвалида, ребенка-инвалида.

Ответственными за реализацию мероприятий, установленных в выписке ИПРА ребенка-инвалида, являются муниципальные органы управления образованием и образовательные организации.

На основании выписки ИПРА ребенка-инвалида разрабатывается перечень необходимых мероприятий по психолого-педагогической реабилитации и абилитации ребенка-инвалида с указанием исполнителей и сроков исполнения.

Муниципальные органы управления образованием определяют конкретные образовательные организации, которые будут исполнять деятельность по реабилитации и абилитации ребенка-инвалида (инвалида).

В образовательном учреждении функции по организации психолого-педагогической реабилитации возлагаются на психолого-педагогический консилиум или психолого-педагогическую службу учреждения.

Разработанный перечень мероприятий согласуется с родителями (законными представителями) ребенка-инвалида в письменном виде и утверждается приказом по образовательной организации.

В целях реализации мероприятий по психолого-педагогической реабилитации ребенка-инвалида образовательная организация проводит:

— диагностику и консультирование;

— развивающие и коррекционные занятия;

— психологическое просвещение и образование обучающихся и родителей (законных представителей);

— психолого-педагогическое сопровождение в целом учебного процесса.

При реализации мероприятий образовательные организации обеспечивают:

— конфиденциальность предоставляемой информации;

— последовательность выполнения мероприятий;

— соблюдение сроков выполнения ИПРА ребенка-инвалида.

Заключение ПМПК ребенка с ОВЗ, как и ИПРА ребенка с инвалидностью, для родителей (законных представителей) носит заявительный характер (они имеют право не представлять эти документы в образовательные и иные организации). Вместе с тем представленное в образовательную организацию заключение ПМПК и/или ИПРА является основанием для создания условий для обучения и воспитания детей.

Законодательные основы вопроса

Поправки в законодательство, касающиеся учебы ребят с ограничениями по здоровью, внесены в 2012 году. Так, теперь ст. 79 ФЗ № 273 обязывает общеобразовательные учреждения организовывать процесс с учетом индивидуальной программы реабилитации молодого гражданина с инвалидностью. Учеба должна проходить на принципах инклюзивности и адаптивности. Права инвалидов на обучение и иные преференции гарантированы в следующих законах:

  • № 181-ФЗ от 24.11.1995;
  • № 273-ФЗ от 29.12.12.
Читайте также:  Экзамены в ГИБДД: как только неправильные ответы помогут получить «права»

Подсказка: инклюзивное обучение — это организация учебного процесса с учетом потребностей каждого ребенка в общеобразовательных организаиях.

Кроме того, Российская Федерации присоединилась к Конвенции о правах инвалидов. Данный международный документ требует от участников договора:

  • включения всех детей с инвалидностью в полный общеобразовательный процесс в пределах их возможностей;
  • организации для них доступного обучения по месту проживания;
  • обеспечения разумного приспособления, учитывающего индивидуальные потребности;
  • принятия индивидуальных мер поддержки и социализации.

Подтверждение льготных прав

Родители школьника или сам абитуриент, собрав необходимый перечень документов, вправе:

  • Отнести их лично в филиал вуза или колледжа;
  • Отправить бумаги по почте;
  • Отправить документы на электронный адрес вуза.

Общие документы для приема: паспорт абитуриента, школьный аттестат, результаты ЕГЭ и медицинская справка.

Бумаги, подтверждающие льготы при приеме в вуз:

  • Справка об инвалидности поступающего либо его родителя;
  • Индивидуальная программа реабилитации инвалида;
  • Справка с места службы родителей;
  • Удостоверение чемпионского статуса, золотой знак отличия и удостоверяющая его бумага;
  • Школьный аттестат с отличием, золотая или серебряная медаль;
  • Диплом о победе в олимпиаде;
  • Справка о доходах семьи;
  • Справки с военкомата;
  • Решение суда о лишении родителей прав, их недееспособности;
  • Приговор суда, по которому родители лишены свободы;
  • Удостоверение чернобыльца.

Студенты-инвалиды, помимо социальной стипендии, могут получать еще и академическую. Для этого им необходимо сдать сессию без троек.

О количестве льготных мест, вступительных испытаниях, количестве нужных баллов и другой информации при поступлении можно узнать на сайте вуза или в приемной комиссии. Если юридический отдел вуза отказал в поступлении на льготных условиях, можно написать заявление в Департамент образования или суд.

Особенности проведения ЕГЭ и вступительных испытаний для лиц с разными типами инвалидности

  • Экзаменационные материалы должны быть выполнены рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа на компьютере либо зачитаны ассистентом.
  • Письменная экзаменационная работа выполняется абитуриентом также рельефно-точечным шрифтом Брайля или с помощью специальной программы на компьютере. В другом случае ее можно надиктовать ассистенту.
  • Предоставляются все необходимые письменные принадлежности, бумага для письма шрифтом Брайля, компьютер со специализированной программой.
  • Обеспечивается равномерное индивидуальное освещение не менее 300 люкс.
  • Предоставляется увеличивающее устройство. Можно пользоваться своим.
  • Все задания должны быть напечатаны крупным шрифтом.

Для глухих и слабослышащих:

  • Обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного или индивидуального пользования.
  • Предоставляются услуги сурдопереводчика.

Для слепоглухих предоставляются услуги тифлосурдопереводчика.

Лица с тяжелыми нарушениями и дефектами речи могут сдавать устные экзамены в письменной форме.

Люди с проблемами опорно-двигательного аппарата или отсутствием конечностей могут сдавать письменные экзамены на компьютере со специальными программами или надиктовывать ответы ассистенту. Также они имеют право сдавать эти экзамены устно.

В чем разница статусов?

Перечень детей, относящихся к группе ОВЗ, не закрыт и, кроме того, существенно отличается от ограничений жизнедеятельности, на основании которых устанавливается инвалидность. Обучающийся с ОВЗ — это обучающийся, нуждающийся в создании специальных условий для получения, в первую очередь, качественного доступного образования. Например, у слабовидящего ребенка может быть статус ОВЗ, так как ему необходимы специальные технические приспособления (увеличительные лупы и др.), пособия для обучения в школе. При этом у такого ребенка нет таких ограничений жизнедеятельности, в соответствии с которыми присваивается статус инвалид.

Не каждому ребенку-инвалиду требуются специальные условия для получения им образования. Например, ребенок с диагнозом сахарный диабет имеет статус «инвалид», но ему не нужны специальные образовательные условия. Следовательно, он не имеет статус «обучающийся с ОВЗ». В этом случае он получает реабилитационные услуги не в образовании, а в иных сферах (здравоохранении, социальной защите).

Вместе с тем один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ. Например, глухой ребенок получает статус «инвалид» (у родителей есть справка МСЭ об инвалидности и ИПРА), а также и статус «обучающийся с ОВЗ» (имеется заключение ПМПК).

В таком случае в разделе ИПРА, посвященном образовательной реабилитации, и заключении ПМПК должны быть идентичные с заключением ПМПК формулировки.

Для разведения терминов «ОВЗ» и «инвалидность» в настоящее время разрабатывается проект внесения изменений в ФЗ-273. Законопроект включает категорию инвалидов (детей-инвалидов) в категорию обучающихся с ОВЗ при наличии у них заключения ПМПК о необходимости создания специальных условий для получения образования.

ПМПК принимает решение о выдаче заключения коллегиально, с учетом особых образовательных потребностей, обучающихся и индивидуальной ситуации развития. В заключении отражаются следующие данные:

Читайте также:  Возможно ли закрыть ООО без налоговой проверки?

— наличие/отсутствие необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов (нуждается ли ребенок в сопровождении специалистов психолого-педагогического профиля, наблюдении врачей);

— рекомендации ПМПК по созданию специальных условий обучения и воспитания ребенка на базе образовательной организации (определение образовательной программы, потребности в архитектурной доступности, необходимости сопровождения ассистентом (помощником), потребности в сопровождении тьютором, особые условия прохождения ГИА, а также рекомендации о необходимых направлениях коррекционно-развивающей работы специалистов и срок повторного прохождения ПМПК).

Современное государство дает возможность получить качественное профильное образование всем без исключения граждан, инвалидам, в том числе. Образование можно получить всем людям с ограниченными возможностями, вне зависимости от группы.

Не все граждане данной категории знают свои права и возможности. На основании этого возникают определенные ошибки. Вот самые распространенные из них.

Ошибка 1. Человек с инвалидностью получил низкий балл при поступлении и не предпринял никаких действий.

Если абитуриент понял, что ему поставили заниженную оценку, он имеет право составить апелляцию. Подавать ее требуется в специальные структуры для пересмотра ранее полученных результатов вступительных экзаменов.

Ошибка 2. Многие граждане с ограниченными возможностями изначально не пытаются поступить, опасаясь, что их не примут и откажут в поступлении. У них есть опасения, что вопросы будут непрофильными, а оценки не справедливыми.

Это не так. В ВУЗах работают специальные комиссии, установлены правила поступления. Вступительные экзамены оцениваются максимально объективно и справедливо. Вопросы полностью соответствуют базовым и профильным требованиям проходных проверок. В тест входят только такие вопросы, которые были пройдены в процессе обучения в обычных общеобразовательных заведениях.

Апелляционная комиссия при поступлении оценивает промежуточные результаты, пройденные тесты ЕГЭ в обычных школах и иные положенные в ВУЗе испытания. Таким образом можно правильно оценивать уровень знания абитуриента с инвалидностью.

Учебные заведения не имеют права отказать поступающим по причине отсутствия условий для комфортной жизнедеятельности инвалида на территории ВУЗа. Согласно современному законодательству, учреждение обязано обеспечить доступ ко всем без исключения кафедрам, а также к общественным помещениям. Доступ должен быть обеспечен для перемещения на коляске, если это нужно.

Ответы на популярные вопросы

Вопрос № 1. У абитуриента один из родителей имеет инвалидность первой группы. Может ли он поступить в ВУЗ на льготных условиях?

Возможно зачисление в ВУЗ без экзаменов. Это касается победителей в проводимых Олимпиадах и разных профильных соревнований. Это же правило автоматически распространяется на детей, у которых есть инвалидность 1 и 2 группы. Главным условием здесь является подтверждение официальными документами.

Вопрос № 2. Может ли студент с инвалидностью претендовать на общежитие в родном городе?

Комната в общежитии для студентов-инвалидов предоставляется на основании места проживания. Если студент проживает в пределах того населенного пункта, где находится ВУЗ, он не имеет права претендовать на общежитие.

Специальные жилищные льготы

В процессе трудоустройства в сфере образования, предоставление в собственность жилья, играет достаточно важную роль. Как известно, у сотрудников образования, невысокая зарплата. Купить квартиру, даже в ипотеку, очень сложно. По этой причине на уровне законодательства было принято решение предоставлять учителям жилищные кредиты на достаточно льготных условиях.

По данной программе, обычный учитель может оформить ипотеку под 8,5%. Данный кредит будет выдан при таких условиях:

  1. Подача заявления на участие в программе. Запрос отправляется в организацию местного самоуправления, строго в жилищный отдел.
  2. Наличие денежных средств для оплаты первоначального взноса.
  3. Следует встать на очередь, предназначенную для людей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Только при соблюдении перечисленных условий можно рассчитывать на то, что через определенное время будет предоставлено собственное жилье – дома или квартира.

Какие специальности можно выбирать

Самыми ходовыми считаются специальности, связанные с работой за компьютером – программирование, веб-дизайн, информационные системы безопасности, а также множество новых направлений, которые еще недостаточно развиты. Об этом также можно спросить у представителя вуза.

Чтобы работать удаленно переводчиком, не обязательно синхронным, можно попытаться поступить на факультет иностранных языков. Сейчас в приоритете восточные направления, и они развиваются стремительно.

Чтобы освоить китайский язык с нуля, нужно минимум три года посвятить основам – освоить произношение и какое-то количество иероглифов. Для среднего уровня нужно 5 лет жить в языковой среде и непрерывно общаться, слышать оригинальную речь. Высший уровень – это 10 лет языковой среды.

Такова статистика, но если будущий студент знает о каких-либо своих проблемах, он может начать делать что-то раньше и к моменту получения диплома будет продвинутым специалистом, у которого много работы.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *