Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Субъекты, объекты, суть и сроки земельного сервитута». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Сервитут прекращается по требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, при отпадении оснований, по которым он был установлен (ст. 276 ГК РФ). В том случае, если сервитут препятствует использованию земельного участка в соответствии с его назначением, собственник земельного участка имеет право требовать прекращения сервитута в судебном порядке.
Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления.
Публичный сервитут устанавливается в публичных интересах, то есть если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления, местного населения. Публичный сервитут может устанавливаться для достижения следующих целей:
-
проведения дренажных работ на земельном участке;
-
использования земельного участка;
-
прохода или проезда через земельный участок;
-
выпаса сельскохозяйственных животных;
-
прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
-
сенокошения;
-
временного пользования земельным участком в целях проведения исследовательских работ;
-
свободного доступа к прибрежной полосе;
-
использования земельного участка в целях охоты и рыболовства.
При неисполнении в надлежащем виде своих обязанностей, которые прописаны в соглашении, любая из сторон может подвергнуться наложению штрафных санкций в пользу противоположной стороны. При этом оплата штрафа не исключает выполнение обязательств.
Если у обладателя обременения возникают обстоятельства, которые будут препятствовать выполнению его обязанностей, он должен известить об этом собственника территории.
Для введения сервитута нужны неопровержимые факты, подтверждающие необходимость использования именно этой части земли. Если они имеются, то на участок вводится обременение. Инициатором этого является сервитуарий. Он обладает правом пользования частью территории в своих интересах. При этом владелец земли остается полноправным собственником.
Российское земельное законодательство выделяет два варианта сервитута: публичный и частный. Разделение производится в зависимости от правового значения возникновения договора.
Выделяют следующие различия между видами:
- Основанием для регистрации в органах Росреестра публичного договора служат региональные нормативные акты или постановления отдельного муниципалитета. Частное ограничение вводится по добровольному соглашению или по решению суда.
- Публичный вариант предполагает безвозмездное использование надела. Частный владелец имеет право на денежную компенсацию.
- Процедуры введения и прекращения существенно отличаются.
Публичное обременение осуществляется в интересах большого круга лиц. Частное соглашение заключается между конкретными людьми (организациями).
Виды земельных сервитутов
В зависимости от цели сервитут может быть частным – установленным в интересах ограниченного круга лиц, или публичным – установленным в интересах государства, муниципалитета или местного населения (публичный сервитут).
Также в зависимости от срока действия сервитут может быть срочным и постоянным. Временные рамки действия срочного сервитута оговариваются сторонами при составлении договора. Постоянный (или бессрочный) – действует до тех пор, пока не исчерпывается его необходимость или пока он не создает препятствий для владельца земли в ее использовании.
Важно! Законом предусматривается не только разделение сервитута на частный и публичный, но и предусматриваются различные способы внесения сведений о них в ЕГРН. Подробности об этом читайте ниже в инструкции.
Другой комментарий к статье 274 ГК РФ
1. Комментируемая статья устанавливает такой вид вещного права, который не предусматривало законодательство России советского периода, а также ЗК РСФСР. По смыслу данной статьи сервитут может быть установлен только в отношении земельного участка, находящегося в частной собственности, но в интересах как собственника соседнего участка, так и его пользователя или владельца. Указанная статья не предусматривает возможности установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании и в пожизненном наследуемом владении.
ЗК (ст. 23) определяет данный сервитут как частный (поскольку он устанавливается в интересах одного лица) и предусматривает наряду с ним также публичный сервитут, устанавливаемый для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения. При этом публичный сервитут может быть установлен как в отношении земельных участков, находящихся в собственности, так и в отношении земельных участков, предоставленных соответствующим лицам на праве постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения (п. 7 ст. 23). Концепция публичного сервитута оставляет без ответа вопрос, кто конкретно является субъектом данного вещного права, принимая во внимание весьма расплывчатый круг субъектов, в чьих интересах он устанавливается. А это, в свою очередь, делает затруднительным регистрацию данного права, что предусмотрено ст. 131 ГК и п. 9 ст. 23 ЗК.
2. В п. 2 комментируемой статьи установлено, что обременение земельного участка сервитутом не лишает его собственника прав владения, пользования и распоряжения. Однако хотя установление сервитута юридически не лишает лицо права пользования земельным участком, но оно может быть практически прекращено применительно к части земельного участка, например по которой проходят дороги и проезды, либо существенно ограничено, например в отношении тех земельных участков, по которым проходят те или иные линии коммуникаций.
3. Установление частного сервитута производится по соглашению, которое должно заключаться с собственником земельного участка. В данном соглашении помимо платности сервитута, устанавливаемой в соответствии с п. 5 комментируемой статьи, целесообразно зафиксировать и иные условия пользования данным участком: конкретный вид сервитута, конкретную часть земельного участка, на которую распространяется сервитут, возможные ограничения использования земельного участка, который обременен сервитутом, ответственность сторон за невыполнение условий данного соглашения.
Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления с учетом результатов общественных слушаний (п. 2 ст. 23 ЗК).
4. Комментируемая статья и п. 6 ст. 23 ЗК предусматривают возможность установления собственником земельного участка, обремененного частным сервитутом, соразмерности платы от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено законом. При обременении земельного участка собственника публичным сервитутом он вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших сервитут, соразмерной платы только в том случае, если установление такого сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка (ч. 2 п. 7 ст. 23 ЗК).
В случае если установление сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, его собственник, землепользователь и землевладелец вправе требовать изъятия, в том числе выкупа, данного земельного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившими публичный сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков (ч. 1 п. 7 ст. 23 ЗК).
Сервитут — это право пользования чужим земельным участком
Слово это происходит от латинского «servitus» (или «servitutis»), что в переводе означает подчинённое положение. Понятие пришло к нам еще из римского права, ибо споры о земельных участках ведут историю с момента появления собственности на них.
Рассмотрим пример. Вы долго копили и купили себе дачу. Большой дом, баня, 6 соток земли для огорода — красота. Но в один прекрасный день приходит сосед и заявляет: «Я могу попасть на свой участок только через твой. Давай-ка сделаем калитку и проложим тропинку прямо по твоим соткам». А потом подтянулись и другие соседи с такими же требованиями.
Оказалось, что все соседние дачи никак не соединены с дорогой. И действительно, к себе домой они могут попасть только через вашу землю. Вы, конечно, воспротивились — кому надо, чтобы по его собственности ходили чужие люди? Но соседи не растерялись и подали заявления в суд.
Сервитут на земельный участок
Гораздо сложнее, когда установление сервитута вызвано необходимостью обслуживания недвижимости, находящейся прямо на участке собственника. Допустим, гражданин пытается оформить собственность на землю, на которой располагается имущество других лиц. К примеру, на земле находится газовая труба, которая принадлежит газовому хозяйству соответствующего населенного пункта. В этом случае оформить собственность на участок земли, по документам принадлежащей администрации города, не так просто, поскольку на земле расположена недвижимость двух собственников: гражданина, который фактически владеет землей, и газового хозяйства.
- Когда речь идет о публичном сервитуте. К примеру, дорожкой, проходящей посреди участка, пользуется неограниченное количество людей. При этом, исходя из судебной практики, снять или как-то ограничить названный вид сервитута очень сложно.
- Когда земельный сервитут обуславливается наличием на соответствующем участке земли какого-то чужого имущества. В результате, собственник участка несколько ограничен в реализации своих прав по распоряжению и владению землей. В частности, такой собственник не вправе проводить строительство на месте, где располагается чужое имущество и также на определенном законодателем расстоянии от него.
- Когда собственник земли, обремененной сервитутом, желает продать свой участок. Теоретически, сервитутное обременение никак не мешает продаже земли. Однако, на практике, участок земли с сервитутом реализовать гораздо сложнее, чем землю без обременения, поскольку не все покупатели согласны на наличие такого земельного сервитута. Кроме того, наличие обременения участка может отрицательно сказаться и на продажной цене земли.
- Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в следующих случаях:
- проведение инженерных изысканий;
- капитальный или текущий ремонт линейного объекта;
- строительство временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирование строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения;
- осуществление геологического изучения недр;
- осуществление деятельности в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, за исключением земель и земельных участков в границах земель лесного фонда;
- размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
- Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 — 5 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.
- В разрешении на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указываются кадастровый номер земельного участка в случае, если планируется использование всего земельного участка, или координаты характерных точек границ территории в случае, если планируется использование земель или части земельного участка.
- Указанное в пункте 2 настоящей статьи разрешение уполномоченного органа не дает лицу, в отношении которого оно принято, право на строительство или реконструкцию объектов капитального строительства.
Он по-прежнему может владеть, пользоваться и распоряжаться своей землей, а также имеет право получать от субъекта, который инициировал установление сервитута (сервитуария) в отношении земельного участка, денежную компенсацию за пользование участком.
Договор сервитута, как и все операции с недвижимостью должны подвергаться государственной регистрации. Исключение для регистрации:
- Причины предоставления сервитута устранены раньше, чем подписана документация.
- Обременение наследуется вместе с землей.
Регистрация проходит за 5 шагов:
- Сначала договор или соглашение подписываются у нотариуса. У него есть готовая форма такой документации.
- Подают документы. Сотрудники Росреестра проверяют грамотное оформление бумаг и принимают их под роспись.
- Документы проверяет юрист. Проводится экспертиза согласно законодательным актам.
- Вносят данные в ЕГРН.
- Получают документацию, подтверждающую наличие права и дату его окончания.
Потребуется:
- договор, нормативный акт или соглашение об установлении прав, оформленный через нотариат;
- паспорта владельца и будущего обладателя сервитута;
- заявка на регистрацию, его заполняют непосредственно в Росреестре;
- кадастровые документы на землю, на которой наложено обременение;
- квитанция об оплате госпошлины за проведенную регистрацию;
- для юр лица — устав и выписка из ЕГРЮЛ;
- доверенность, для уполномоченных доверенных лиц.
Договор может быть аннулирован:
- В связи с требованием собственника, при устранении причин, по которым он был установлен. Причины для возникновения права были устранены или отпали сами собой.
- Когда земля принадлежит физическому или юридическому лицу и из-за обременения владелец не имеет возможности использовать участок по целевому назначению, то владелец вправе через суд потребовать прекращения. Пример, полноправный обладатель надела обнаружил что вместо прокладки трубопровода, устанавливают столбы для линий электропередач, тогда он может предоставить доказательства в суд, для разрешения такой конфликтной ситуации.
- Новый владелец участка после покупки с обременением может также запросить через суд прекратить права пользования в связи с отсутствием причин его установления.
- Земля ликвидирована. Случилось затопление и землетрясение, поэтому участок не пригоден для последующего использования.
- Появился нормативная база, изданная органами государственной власти об отмене публичных прав пользования.
- Сервитуарий отказал в предоставлении прав. Обычно они указывают причину отказа.
- Участки были объединены в один, соответственно сервитутное право отпадает, само собой.
Сервитут на земельный участок. Что это такое и какие дает ограничения? Как его применять на практике? Собственно, нет ничего в этом нового и необычного. Разве что с появлением защищённой законами, частной собственности на землю, появились и нормы закона для защиты прав собственников в определённых условиях и при конкретных обстоятельствах. По большому счёту такие ограничения вполне логичны, и делегировать законодательные нормы для легализации таких ограничений местной и федеральной власти, необходимо.
Используют такие несколько необычные юридические формы закрепления дополнительного обременения на право пользования достаточно часто. Но если раньше требовалось изъятие земли, выселение собственников, то сегодня во всех этих действиях, нет необходимости.
Дорогие читатели!
Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →
Это быстро и бесплатно!
Административный регламент
Для урегулирования правоотношений по оформлению обременения на землю, находящуюся в городской собственности, был принят официальный документ – Административный регламент установления сервитута. Положениями данного регламента устанавливаются:
- порядок проведения административной процедуры оказания услуг по установлению обременения;
- сроки и последовательность административных действий с указанием перечня оказываемых услуг;
- порядок взаимодействия органа местной власти с заявителями (гражданами, юрлицами, государственными структурами и организациями);
- процедура обжалования действий (бездействий) органов местной власти.
Документом также регламентируется порядок заключения соглашения о сервитуте. Все положения документа основываются на требованиях норм законодательных актов. На основании данного документа разрабатываются региональные регламенты.
Сервитут в гражданском праве: понятие и виды
В отличие от земельного, гражданское законодательство не содержит полного и подробного описания регулирования права ограниченного пользования.
Оно описывается более подробно в Лесном кодексе, Земельном и Воздушном. Например, граждане могут свободно находиться и гулять по лесам (публичный лесной сервитут) или пользоваться водоемами (публичный водный).
- Сервитут в гражданском праве — это возможность собственника объекта требовать от соседа (также собственника) получение разрешения на ограничение, что определено в статье 274 Гражданского кодекса.
- Необходимость его возникает в связи со следующими причинами:
- монтаж и использование линий электропередач, коммуникаций, водопроводов, газопроводов;
- возможность проезда или прохода на свою землю через землю соседа.
При этом гражданское законодательства расширяет действие ограниченного пользования в отношении прочей недвижимости (статья 277). Виды сервитутов в гражданском праве не имеют строго определения.
Основания возникновения сервитута
Причины и случаи применения сервитутов к земельным участкам перечислены в статье 23 Земельного кодекса.
Обременение в виде публичного сервитута применяют:
- для обеспечения проезда/прохода через участок земли, если иной путь предусмотреть невозможно, например, к береговой полосе и общественному водоему;
- когда частично участок используется для прогона сельхозживотных, сенокошения, для выпаса животных в определенное время;
- для проведения дренажных работ;
- при эксплуатации надела в качестве зоны охоты и рыболовства;
- для ремонта коммуникаций и использовании этого участка;
- когда участок задействован в целях исследовательских, изыскательских работ на определенный срок.
Сервитут на часть земли требуется для того, чтобы предоставить возможность иным лицам право эксплуатировать чужой участок, когда иного способа не существует. То есть, зарегистрировать этот вид обременения может лишь то лицо, чьи права реализовать без использования чужого надела нельзя. Налагается сервитут по обоюдной договоренности или принудительно по судебному решению.
Частное обременение может быть установлено только для реализации личных нужд. Например, гражданину принадлежит земельный надел, где имеется природный водный источник. Хозяева соседних территорий вправе попросить или затребовать разрешения на проход по территории частной земли к источнику для забора воды.