- Раздел имущества

23. Понятие и признаки юридического лица.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «23. Понятие и признаки юридического лица.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Воспользовавшись услугой «Подтверждение основного вида экономической деятельности страхователя», можно без труда подтвердить основной вид деятельности страхователя. При подаче заявления в Фонд социального страхования таким образом не возникнет проблем.

Комментарии к ст. 51 ГК РФ

Государственная регистрация юридических лиц — это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных предусмотренных законодательством сведений о юридических лицах.

Государственная регистрация производится в порядке, установленном Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Осуществление государственной регистрации возложено на органы Федеральной налоговой службы (регистрирующий орган).

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:

— подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;

— решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ;

— учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

— выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица — учредителя;

— документ об уплате государственной пошлины.

Размер государственной пошлины, подлежащей уплате за государственную регистрацию юридического лица, установлен пунктом 1 части 1 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ в сумме две тысячи рублей.

Документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут быть определены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

При государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться следующие физические лица:

— руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

— учредитель (учредители) юридического лица при его создании;

— руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

— конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;

— иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.

Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом.

Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом, в случае если документы представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем. Расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом.

В ином случае, в том числе при поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении.

Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных федеральным законом. Нотариальное удостоверение документов, представляемых при государственной регистрации, необходимо только в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Основанием внесения записи в реестр является принятое регистрирующим органом решение о государственной регистрации.

Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр.

Регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, сведения, содержащиеся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в государственные внебюджетные фонды для регистрации и снятия с регистрационного учета юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей.

Основания отказа в государственной регистрации установлены статьей 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Таковыми являются:

— непредставление необходимых для государственной регистрации документов;

— представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган;

— наличие в Едином государственном реестре юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации (в этом случае не может быть зарегистрировано новое юридическое лицо, создаваемое в порядке реорганизации юридического лица, в отношении которого осуществляется процедура ликвидации).

Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, рассматриваемые в качестве таких оснований.

Решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в судебном порядке.

В каких случаях можно ликвидировать юрлицо

Процесс ликвидации, как и реорганизации юридического лица, может проводиться в добровольной или принудительной форме.

Процесс ликвидации юр лица на добровольной основе может начаться в результате:

  • принятия такого решения учредителями (участниками) компании;
  • решения органа юрлица, который имеет на это право, согласно имеющихся учредительных документов, а также если период, на который было изначально создано такое юридическое лицо, окончен (чаще всего такие сроки устанавливаются с целью достижения конкретных задач в этот период).
Читайте также:  Оформление визы в Испанию в 2022 году

Юридическое лицо может быть ликвидировано в принудительной форме исключительно по решению суда, если:

  • в процессе создания такой компании было допущено грубейшее нарушение закона, а исправить такие ошибки на данный момент не предоставляется возможным;
  • юридическое лицо ведёт свою деятельность без соответствующего разрешения или лицензии, или такая деятельность вовсе запрещена законом;
  • были неоднократно допущены грубые нарушения закона или иные правовые акты;
  • деятельность общественной или религиозной организации, благотворительного или иного фонда систематически ведётся в полном несоответствии с прописанными в уставе правилами и целями.

Другой комментарий к Ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. В п. 1 комментируемой статьи указываются отличительные признаки юридического лица:

а) организационное единство;

б) имущественная обособленность;

в) самостоятельная имущественная ответственность по своим обязательствам;

г) участие в гражданском обороте и в судебных инстанциях от своего имени.

Организационное единство выражается в том, что юридическое лицо представляет собой организацию, которая имеет самостоятельный правовой статус, не связанный с правовым статусом создавших или входящих в нее участников (учредителей). Такая обособленность юридического лица закрепляется в учредительных и локальных нормативных актах организации, определяющих порядок ведения ее дел.

Наличие организационного единства предполагает также существование определенной внутренней структуры организации, которая бы отвечала целям и задачам юридического лица и выражалась в наличии у нее органов управления.

Имущественная обособленность юридического лица означает, что имущество организации должно быть обособлено от имущества любых иных лиц, в том числе от имущества ее учредителей (участников).

Пункт 1 комментируемой статьи указывает, что такое имущество организация может иметь в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении (т.е. на основе вещного права). В связи с этим в юридической литературе иногда делается вывод о том, что не может быть признана юридическим лицом организация, у которой нет имущества на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. Однако с подобным выводом согласиться нельзя — у организации может не быть имущества, закрепленного за ней на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, поскольку помещения арендуются, а деньги находятся на счетах в банке. Поэтому при обособлении имущества другим способом (не на основе вещного права) организация может быть признана юридическим лицом. В связи с этим представляется подлежащей расширительному толкованию указанная формулировка п. 1 ст. 48. Наряду с имуществом обособлены могут быть исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации выполняемых работ или услуг, не относимые к имуществу (ст. 128 ГК РФ).

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 48 юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс (а учреждение — также и смету его расходов, утвержденную собственником). Порядок ведения бухгалтерского баланса установлен Законом о бухгалтерском учете. Находящееся на балансе организации имущество характеризует его обособленность от имущества учредителей (участников). Однако далеко не всегда балансодержатель является единственным собственником числящегося на его балансе недвижимого имущества (см. п. 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 25 февраля 1998 г. N 8). Структурное подразделение юридического лица также может составлять отдельный баланс, который не является самостоятельным, поскольку в нем не отражается ряд затрат, без которых деятельность данного подразделения невозможна. Кроме того, данные подразделения не вправе без согласия юридического лица распоряжаться каким-либо его имуществом.

Самостоятельная имущественная ответственность организации заключается в том, что по своим долгам юридическое лицо отвечает только принадлежащим ему имуществом. Из этого следует, что ни учредители (участники) юридического лица, ни третьи лица не отвечают по обязательствам данной организации. Об исключениях из указанного правила см. комментарий к ст. 56 ГК.

Участие в гражданском обороте и судебных инстанциях от своего имени означает, что юридическое лицо от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, т.е. выступать в гражданских правоотношениях в качестве самостоятельного субъекта права, в том числе в качестве истца или ответчика в суде.

2. В соответствии с п. п. 2 и 3 комментируемой статьи в зависимости от того, какие права сохраняют его учредители (участники) в отношении данного юридического лица или его имущества, юридические лица подразделяются на:

— юридические лица, в отношении которых их участники имеют обязательственные права (хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы);

— юридические лица, на имущество которых их учредители имеют вещное право (государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения);

— юридические лица, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав (общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц).

Указанная классификация не основана на единых критериях. В первом случае имеется в виду отношение участников к организации как к субъекту права; во втором — отношение учредителей к имуществу юридического лица.

В соответствии с абз. 3 п. 17 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 учредитель (участник) хозяйственного товарищества или общества, внесший в уставный (складочный) капитал не имущество в натуре, а лишь право владения и (или) пользования вещью, может сохранить за собой право собственности или иное принадлежащее ему вещное право при условии, что это прямо закреплено в учредительных документах организации.

Вместе с тем учредитель (участник) хозяйственного товарищества или общества при выходе из данной организации может изъять внесенное им имущество лишь при условии, что такая возможность пре��усмотрена законом.

3. Кодекс впервые (п. 2 ст. 48) закрепил тот факт, что правоотношения между юридическим лицом и его участниками (членами) по своей сути являются гражданскими правоотношениями.

Термин введен в связи с вступлением в силу с 1 января 1995 года первой части Гражданского кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 30.11.1994 N 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

С 1 сентября 2014 года в ст. 48 ГК РФ были внесены изменения Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ. Определение юридического лица, применявшееся до 1 сентября 2014 (ст. 48 ГК РФ):

«1. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и (или) смету.

2. В связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество.

К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы.

Читайте также:  Въезд в Беларусь в 2022 году: правила для россиян, транзит

К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения.

Понятие юридического лица

Определение термина закреплено в законе – в статье 48 ГК РФ. Юридическим лицом является зарегистрированная организация, у которой есть в собственности и управлении обособленное имущество. Такая компания имеет свои гражданские права (имущественные и личные неимущественные) и обязательства, по которым отвечает своими денежными средствами. Кроме того, организация может присутствовать в суде в качестве истца и ответчика.

Юридическое лицо должно быть обязательно зарегистрировано в ЕГРЮЛ – едином государственном реестре юридических лиц. Таким образом, вне правового поля такая компания не существует.

О том, как создавать, вести деятельность и ликвидировать юридическое лицо, прописано в Гражданском кодексе РФ и других законах. Простыми словами, юридическое лицо – это объединение людей, которое носит формализованный характер. Если группа не занесена в реестр, то и юридическим лицом ее нельзя называть.

Понятие юридического лица

1. Правовой институт юридического лица представляет собой систему правовых норм, устанавливающих порядок возникновения, реорганизации и ликвидации юридических лиц, определяющих правосубъектность юридических лиц, формы и порядок деятельности их органов, а также особенности правового положения отдельных видов юридических лиц.

Наиболее важные нормы о юридических лицах включены в гл. 4 ГК (ст. 48–123.28). Кроме того, нормы о юридических лицах содержатся в Законе о регистрации юридических лиц, Законе об акционерных обществах, Законе об обществах с ограниченной ответственностью, Законе об унитарных предприятиях, Законе о производственных кооперативах и др. (очень крупный институт).

Образование (учреждение) юридических лиц

1. Образование (учреждение) юридических лиц осуществляется в соответствии с нормами ГК (ст. 50.1–52), Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также специальных законов, определяющих правовое положение отдельных видов юридических лиц. При этом образование юридического лица допустимо только в тех организационно-правовых формах, которые предусмотрены ГК для коммерческих (п. 2 ст. 50 ГК) и для некоммерческих организаций (п. 3 ст. 50 ГК)1.

В зависимости от степени и характера участия органов государственной власти в процедуре образования юридического лица наука гражданского права традиционно выделяет следующие способы создания юридических лиц:

1) явочно-нормативный. С точки зрения данного подхода решение о создании юридического лица принимается его учредителями самостоятельно. При этом уполномоченный государственный орган вправе осуществлять контроль за процессом создания юридического лица через процедуру государственной регистрации факта создания.

В законе установлены правила создания, указывается перечень документов, которые следует представить на регистрацию. Нужно соблюсти эти (заранее установленные) требования. И обратиться («явиться») в регистрирующий орган. Требования соблюдены – производится регистрация. Данный порядок в настоящее время преобладает в Российской Федерации;

2) распорядительный. Юридическое лицо в данном случае возникает на основании распоряжения учредителя (например, уполномоченного государственного органа). Распорядительный порядок применяется при создании унитарных предприятий, учреждений и т.д.;

3) разрешительный. Предполагается, что для создания юридического лица требуется разрешение уполномоченного государственного органа, который осуществляет проверку целесообразности возникновения определенного юридического лица и правомерности процедуры его учреждения. Например, на создание коммерческой организации требуется разрешение антимонопольного органа в случае, если ее уставный капитал оплачивается акциями другой коммерческой организации, суммарная стоимость активов которой превышает 7 млрд руб. (п. 4 ч. 1 ст. 27 Закона о защите конкуренции).

Заключают сделки и участвуют в рыночных отношениях не только частные лица, но и компании – юридические лица.

Юридические лица – организации, которые создаются, осуществляют деятельность и прекращаются в порядке, предусмотренном законодательством.

Юридическим лицом признается организация, имеющая обособленное имущество и отвечающая им по своим обязательствам, которая может от своего имени приобретать и осуществлять права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. ЮЛ может быть создано на основании решения учредителя (учредителей) об учреждении. ЮЛ должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) в одной из организационно-правовых форм.

Как правило в теории юридических лиц выделяют четыре основных признака:

1) организационное единство: ЮЛ имеет собственную внутреннюю структуру органов управления, определенных уставом, обеспечивающих достижение целей деятельности, для которых оно предназначено

2) имущественная обособленность: самостоятельное участие в экономическом обороте, заключение сделок, ответственность за свои действия предполагает, что имущество ЮЛ, находящееся в его обладании, обособлено от имущества других участников оборота

3) самостоятельная имущественная ответственность: ЮЛ отвечает за выполнение своих обязанностей только собственным имуществом и только к нему и ни к кому другому кредиторы могут предъявлять свои требования; учредитель (участник) ЮЛ не отвечают по обязательствам ЮЛ, а ЮЛ не отвечает по их обязательствам

4) выступление в экономическом обороте от собственного имени: ЮЛ в обязательном порядке имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму; наименование некоммерческой структуры и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой компании должны содержать указание на характер деятельности ЮЛ

ЮЛ приобретают гражданские права и принимают на себя обязанности (прежде всего посредством заключения различного рода сделок – купли-продажи, поставки, аренды, подряда, перевозки) через свои органы. Исключение составляют два вида ЮЛ: полные товарищества и товарищества на вере, которые вступают в оборот через своих полных товарищей (участников).

Цель работы – исследование видов юридических лиц.

Задачи:

1. Раскрыть понятие, виды и классификацию юридических лиц.

2. Проанализировать деятельность юридических лиц согласно из виду.

Обязанности юридических лиц

1. Главной обязанностью юридического лица можно назвать уплату налогов и прочих платежей, установленных законодательством Российской Федерации. Кроме уплаты отчислений с прибыли, организация обязана в установленные сроки подавать соответствующую отчетность в налоговую инспекцию и другие органы, которые занимаются контролем соответствующей хозяйственной деятельности.

2. При проведении проверок, организация обязана предоставить контролерам всю необходимую документацию. Кроме того, необходимо обеспечить их допуском в необходимые помещения для проведения мероприятий по контролю.

3. Также есть определенный список видов деятельности, для осуществления которых требуется получение сертификата или лицензии. Чаще всего это связано с работой, которые проводят :

  • финансово-кредитные организации;
  • страховые фирмы;
  • биржи;
  • аптечные пункты;
  • медицинские организации;
  • а также фирмы, продающие алкогольную продукцию и табачные изделия.

4. Если в деятельности задействованы наемные работники, организация обязана официально оформить отношения с ними по всем нормам трудового законодательства. В обязательства компании также входит оплата их труда, больничных листов, а также обеспечение всех условий для их работы и предоставление ежегодных оплачиваемых отпусков. При этом организация становится плательщиком страховых взносов за своих сотрудников. Помимо того, она становится налоговым агентом по налогу на доходы физических лиц своих сотрудников.

5. После заключения договоров с другими компаниями, у организации появляются обязанности по выполнению оговоренных условий. Если обязанности по выполнению договоров выполнения работ, поставки товаров, аренды или покупки имущества, а также прочих контрактов не будут выполнены, то компании придется отвечать за такие нарушения согласно законодательству РФ.

Комментарий к статье 48 Гражданского Кодекса РФ

1. В п. 1 статьи перечисляются традиционные признаки юридического лица: наличие обособленного имущества, самостоятельная ответственность по обязательствам, приобретение и реализация гражданских прав от своего имени, выступление в качестве истца и ответчика в судах. Особенность нормы п. 1 в том, что она прямо указывает правовые формы, в которых может быть выражено имущественное обособление юридического лица:

а) право собственности (см. ст. 209 ГК и след.);

б) право хозяйственного ведения (см. ст. 294 ГК);

в) право оперативного управления (см. ст. 296 ГК).

Далее сказано, что юридическое лицо отвечает по своим обязательствам «этим имуществом», т.е., по-видимому, имуществом, принадлежащим юридическому лицу на одном из трех перечисленных вещных прав. О других допустимых правовых формах имущественного обособления статья умалчивает.

Между тем имущество юридического лица далеко не исчерпывается вещными объектами. На практике совсем другое имущество является, как правило, объектом взыскания. Обычно это средства на банковских счетах юридических лиц, т.е. принадлежащие им обязательственные права. Этим имуществом юридическое лицо и отвечает перед своими кредиторами.

Местом нахождения юридического лица считается место его государственной регистрации. Местом нахождения является соответствующий населенный пункт (муниципальное образование). Например, город Екатеринбург. Но само место государственной регистрации определяется не произвольно. Регистрация производится по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (генерального директора и т.п.). Если нет такого органа, то регистрация осуществляется по месту нахождения другого органа или лица, которые уполномочены выступать от имени юридического лица.

Знание места нахождения юридического лица, конечно, имеет юридическое значение. Так, по общему правилу исполнение обязательства (купли-продажи, подряда и пр.), в котором участвует юридическое лицо как должник, должно производиться в месте нахождения этого юридического лица (п. 1 ст. 316 ГК). Место нахождения юридического лица имеет важное значение и для применения норм других отраслей права (административного, налогового и т.д.).

Место нахождения юридического лица указываются в его учредительном документе (только город) и в Едином государственном реестре юридических лиц (п. 5 ст. 54 ГК).

Адрес юридического лица определяется путем указания населенного пункта, улицы, номера дома и офиса или квартиры.

С недавнего времени налоговая служба при создании юридического лица требует обязательно указывать конкретный номер офиса.

Предполагается, что адрес соответствует месту нахождения постоянно действующего органа юридического лица, а при отсутствии такого органа — иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица без доверенности (п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ N 61).

Значение адреса: он необходим для осуществления связи с юридическим лицом (п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ N 61). Заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывают гражданско-правовые последствия (ст. 165.1 ГК), чаще всего направляются по адресу юридического лица.

Незнание адреса (его сокрытие, сообщение ложных сведений о нем и проч.) в ряде случаев ведет к невозможности исполнения обязательства и реализации многих других субъектных прав. Применение норм других отраслей права (налогового, административного и т.д.) также требует знания адреса юридического лица.

Учитывая значение адреса юридического лица, требуется, чтобы он указывался в Едином государственном реестре юридических лиц (абз. 1 п. 3 ст. 54 ГК). При создании юридического лица регистрирующий орган может отказать в государственной регистрации при наличии подтвержденной информации о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица (указан несуществующий адрес, или объект недвижимости разрушен и т.д.) (см. п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ N 61).

На практике очень часто в различного рода документах (в том числе в договорах) указываются «юридический адрес», «фактический адрес», «почтовый адрес» и т.п. Юридическое значение имеет только тот адрес, который указан в Едином государственном реестре юридических лиц (лишь в некоторых исключительных случаях суд может отступить от этого правила, если, предположим, отправитель сообщения действовал недобросовестно).

Из изложенного видно, что юридическому лицу следует создать условия, необходимые для того, чтобы юридически значимое сообщение, доставленное по адресу юридического лица, было реально получено им. Сообщение считается доставленным даже в том случае, если оно поступило адресату, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (абз. 2 п. 1 ст. 165.1 ГК). Например, корреспонденция возвращается с пометками «организация выбыла», «юридическое лицо не находится по указанному адресу» и т.п.

Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в реестре, а также риск отсутствия по этому адресу своего органа или представителя (абз. 2 п. 3 ст. 54 ГК). Это означает, что неблагоприятные последствия возлагаются на это юридическое лицо. Если, например, в порядке, установленном договором, должник направил кредитору извещение о необходимости принятия исполнения, но оно не получено потому, что в реестре содержатся недостоверные сведения об адресе либо отсутствует орган юридического лица или представитель, то кредитор (данное юридическое лицо) считается просрочившим. Должник может потребовать возмещения убытков (подробно см. ст. 406 ГК).

Юридическое лицо — это…

Юридическое лицо — это организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных Гражданским кодексом (ст. 48 ГК РФ).

ГК РФ различает коммерческие и некоммерческие организации.

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах: потребительских кооперативов, общественных организаций, общественных движений, ассоциаций (союзов), товариществ собственников недвижимости, казачьих обществ, общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, фондов, учреждений, автономных некоммерческих организаций, религиозных организаций, публично-правовых компаний, адвокатских палат, адвокатских образований (являющихся юридическими лицами), государственных корпораций, нотариальных палат.

Создание юридического лица

Юридическое лицо создается по решению учредителей или единственного учредителя об учреждении (создании) юридического лица. Если учредитель один, то данное решение оформляется Решением единственного учредителя, если учредителей несколько – Протоколом об учреждении. Решение об учреждении юридического лица должно быть принято единогласно всеми учредителями.

Решения об учреждении обязательно должно содержать следующие сведения:

  • Организационно-правовая форма и наименование
  • Решение об утверждении Устава
  • Определен размер, способ, срок и порядок формирования имущества
  • Решение об избрании органов управления юридическим лицом
  • Иные сведения, предусмотренные для определенных организационно-правовых форм


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *