Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Автовладельцам на заметку: изменения по ОСАГО в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Было отмечено, что в перечень документов на получение ПВУ обязательно входит заявление от пострадавшей стороны. Шаблон такого документа может предоставить непосредственно сама СК. Несмотря на это, заявление можно составить и в свободной форме – важно лишь, чтобы оно содержало необходимую информацию.
Как выплачивается страховка, если есть КАСКО и ОСАГО
Помимо обязательного автострахования, есть добровольное – это КАСКО. Прежде чем выбрать такой вариант, нужно разобраться, что покрывает КАСКО. Теоретически этот полис может покрывать любой страховой случай, на практике выплаты определяются стоимостью полиса и условиями договора. Клиент может самостоятельно определить перечень страховых случаев. Чем их больше, тем дороже страховка, в связи с этим полный перечень рисков страхуют немногие. Как правило, по КАСКО предусмотрены выплаты в случае:
- ДТП;
- угона машины;
- повреждения отдельных элементов или механизмов машины;
- намеренного нанесения ущерба автомобилю третьими лицами;
- пожара;
- стихийного бедствия.
Также нужно знать, как работает выплата по КАСКО при аварии. Порядок обращения в страховую компанию после ДТП такой же, как и при ОСАГО, но есть две особенности:
- За выплатой может обратиться и виновник аварии.
- Обращаться участник ДТП должен в свою страховую компанию. Хотя на практике, если речь идет о пострадавшем водителе, многие страховые компании пытаются отказать в выплате, ссылаясь на то, что ущерб должна оплатить страховая компания виновника.
Итак, пострадавший в ДТП при выполнении ряда условий может обратиться в свою страховую компания для получения прямого возмещения убытков по ОСАГО. Наибольшее количество споров вызывает условие о том, что ПВУ подлежат лишь аварии, в которых произошло взаимодействие двух транспортных средств.
Суть проблемы кроется в том, что на законодательном уровне не раскрыто понятие «взаимодействие ТС». В связи с этим судебная практика показывает, что суды принимают различные решения по спорам о тех или иных ДТП. Обычно вопрос ставится следующим образом: нужно ли подтверждать наличие непосредственного контакта между ТС для того, чтобы доказать факт столкновения (или взаимодействия) автомобилей и получить основание для ПВУ? К примеру, спор может возникнуть о том, признаётся ли взаимодействием попытка спасения от возможного столкновения, в результате которой водитель врезался в столб.
Судебная практика по областным судам показывает, что чаще всего они принимают следующее решение – под взаимодействием можно понимать не только прямое столкновение, но и повреждения под влиянием возможной опасности (самих автомобилей). Это позволяет сделать вывод о том, что прямой контакт вовсе не обязателен.
Совсем иначе мыслит Верховный Суд РФ. Он говорит, что страховой случай, при котором вред был нанесён без непосредственного контакта между ТС, не является основанием для заявления на прямое возмещение убытков по ОСАГО. Этот вывод сделан на основании определения Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ №25-КГ17-1.
Выходит, что практика по подобным делам говорит следующее: прямой контакт между двумя ТС является обязательным условием для получения ПВУ по ОСАГО. В любой другой ситуации за выплатой нужно обращаться в страховую компанию виновника аварии.
Ещё одним частым спором является отказ в ПВУ по ОСАГО по причине того, что не установлена вина конкретного участника, хотя на деле вина определена (даже если она обоюдная). Закон об ОСАГО говорит о том, что при обоюдной вине страховщик обязан выплатить ущерб с учётом степени вины участников аварии. Если таковая не установлена, то возмещение ведётся в равных долях.
Судебная практика подтверждает вышесказанное. Например, Верховный Суд указывает, что СК обязана возместить вред, учитывая ту степень вины, которую установил суд.
Как возместят, деньгами или ремонтом
У российских автовладельцев есть выбор: получить по ОСАГО деньги на ремонт или же взять «натурой» – починиться на рекомендованной страховой компанией СТО. Для легковых автомобилей, находящихся в частном владении российских граждан, приоритетным остаётся натуральное возмещение ущерба. То есть страховая отправит машину в ремонт и оплатит работу автосервиса и запчасти, стоимость которых рассчитывается по методичке Банка России после осмотра.
У СК обычно заключены договоры со многими СТО, но направить повреждённый автомобиль могут не на каждую. По закону, техцентр должен находиться не дальше 50 км либо от места ДТП, либо от места жительства потерпевшего. Также выбрать СТО можно ещё на этапе заключения договора ОСАГО. Тогда при прямом возмещении туда вас и отправят на ремонт.
Есть сценарии, в которых страховая не сможет провести ремонт и может только возместить ущерб деньгами.
Если машина на гарантии и не старше двух лет, вам обязаны предложить для починки официальный дилерский центр. У СК нет договора с такой станцией? Можете требовать возмещение деньгами. То же требование будет справедливо, если страховая отказывает в направлении на ремонт в техцентр, который есть в её списке партнёров или о котором вы письменно договорились, заключая договор ОСАГО. Совсем фантастический вариант — у страховой нет ни одного партнёра-ремонтника или все предложенные станции дальше 50 км и от места ДТП, и от дома потерпевшего. В этом случае страховая должна выплатить денежную компенсацию.
Ещё ряд случаев денежного возмещения перечислен в законе об ОСАГО. Ущерб возместят в денежной форме за машину, не подлежащую восстановлению или ремонт которой превышает лимит в 400 000 рублей. Деньги может выбрать потерпевший, получивший средний или тяжкий вред здоровью в ДТП, инвалид, которому повредили в аварии специально оборудованный автомобиль, а также родственники погибшего водителя. Наконец, страхователь имеет право при заключении договора условиться со страховой об исключительно денежной форме возмещения.
Частая проблема — требование доплаты на СТО после завершения ремонта, потому что в ходе работы были выявлены дополнительные проблемы. Однако закон требует, чтобы все возможные доплаты были согласованы с потерпевшим и страховой компанией до начала ремонта. Скорректированную сумму и изменённый набор работ после найденных скрытых повреждений станция сообщает в СК и потерпевшему после приёмки машины. И лишь получив согласие, начинает работы.
Возможны варианты, в которых пострадавший может доплатить за ремонт добровольно, подписав со страховой соответствующее соглашение. Например, вы хотите ремонтироваться в полюбившемся техцентре и договариваетесь с СК, что согласны заплатить за разницу между рассчитанными затратами и реальными. Другой легитимный случай — согласие доплатить в ситуации, если стоимость ремонта и запчастей превышает установленный лимит в 400 000 руб. А третий — обоюдная вина в ДТП. Тогда каждый из участников получает лишь часть возмещения посчитанного ущерба. Обычно это половина стоимости для каждого участника, но по решению суда степень виновности может быть пересчитана, например, 70 на 30 процентов. Соответственно, виновники получают выплату соразмерно степени «невиновности».
Но при любом раскладе: сначала согласие на доплату, потом — ремонт. Провести его должны в течение 30 дней со дня передачи машины на СТО — это прописанный в законодательстве срок. За каждый день просрочки — пеня в 0,5% от суммы возмещения. Любые некачественные работы — повод подать жалобу, на что отведено 10 дней. В данном случае за восстановление автомобиля отвечает страховая компания. Если она не реагирует на претензии, придётся обращаться в суд.
В России хорошо развиты электронные каналы заключения договоров страхования – электронные ОСАГО, КАСКО и другие массовые виды страхования. Это существенно расширило географию продаж страховщиков, не имеющих собственных точек присутствия в большинстве регионов России.
Действующее страховое законодательство по обязательным видам страхования (ОСАГО, обязательное страхование гражданской ответственности владельцев опасных объектов/перевозчиков) предполагает, что при наступлении страхового случая потерпевший должен не только собрать различные справки и документы, но и предоставить их страховщику. Причём, как правило, на бумажных носителях лично или по почте.
Более того: в ОСАГО прямо предусмотрено, что обмен информацией в электронном виде не освобождает потерпевшего от предоставления всех документов для страховой выплаты на бумаге. Кроме того, есть обязанность потерпевшего предоставлять страховщику для осмотра поврежденное имущество (в ОСАГО она прямо определена законом).
В итоге в отдельных регионах возникают ситуации, когда страхователь фактически не имеет возможности получить качественное урегулирование убытка от своего страховщика, так как по договору страхования, заключенному через Интернет, оформить страховую выплату можно только в офисе страховщика – иногда за несколько тысяч километров от места постоянного проживания.
Отсюда отсутствие прямого указания на возможность и процедуру обмена электронными документами для подтверждения факта наступления страхового случая создает налоговые и иные риски в добровольных видах страхования. И это не способствует массовому переводу процессов урегулирования убытков полностью в электронную форму.
Эти проблемы препятствуют обеспечению страховой защиты – особенно в малонаселенных и отдаленных населенных пунктах – и ведут к большим затратам потерпевших на реализацию своего права на страховое возмещение. Это расходы на:
- получение и пересылку документов;
- предоставление поврежденного имущества для осмотра страховщику.
Дополнительные сложности возникли и из-за повсеместного введения ограничительных мер в связи с коронавирусом и перевода на удаленную работу части персонала страховых компаний, который занимался урегулированием убытков.
Всё это подтолкнуло законодателей к потребности в организации страховщиками полностью дистанционных сервисов по возмещению ущерба в рамках договоров страхования.
Чтобы быстро и беспрепятственно получить выплаты после аварии, нужно выполнить установленный порядок действий:
- Уведомить сотрудников ГИБДД и страховые компании виновника и пострадавшего, обменяться личными данными со второй стороной ДТП (паспортными данными, номером и серией полиса ОСАГО, номером спецзнака).
- Получить подтверждение о дорожно-транспортном происшествии – протокол об административном правонарушении или постановление по делу.
- Предоставить страховой компании установленный требованиями пакет документов.
- Получить судебное решение по делу. С итогом разбирательства можно ознакомиться по истечении 5 дней. Рекомендуется лично забрать документ и предоставить его страховой, чтобы ускорить процесс получения компенсации.
- Ознакомиться с результатом экспертизы. До момента осмотра запрещается производить работы по ремонту автомобиля. Для получения независимой оценки лучше пригласить независимого специалиста, оценщик страховой фирмы будет стремиться свести расходы компании к минимуму.
- Получить компенсацию. Срок перевода средств – 90 дней. В случае просрочки со стороны компании, клиент имеет право в судебном порядке требовать выплаты не только установленной суммы, но и пени.
Действовать нужно решительно и быстро, чтобы получить компенсацию в полном размере в более короткий срок.
Шаг 3: Обращение в страховую компанию
Для получения компенсации по полису ОСАГО вы должны обратиться в страховую компанию, предоставив постановление ГИБДД и автомобиль. Многие страховые имеют специальные центры, где принимаются заявления по ОСАГО. Там автомобиль будет осматривать эксперт страховой компании.
Чаще всего такой осмотр не выявляет скрытых повреждений автомобиля. Во избежание той ситуации, когда выплаты по ОСАГО будут сильно занижены, рекомендуется проводить независимую экспертизу.
Одним из важных моментов при обращении в страховую компанию являются сроки — 5 рабочих дней с момента ДТП. Нужно знать, что заявлять о происшествии в свои страховые компании должны оба водителя, а не только пострадавший. Если виновник аварии вовремя не обратиться в страховую, то она имеет право предъявить к нему требование о возмещении ущерба.
Что должен знать страхователь о выплатах по ОСАГО
После завершения оформления страховая компания обязана предоставить клиенту такие документы:
- полис страхования
- памятка на случай дорожно-транспортного происшествия
- правила страхования
- подтверждение оплаты
При возникновении страхового случая страховая компания виновника обязана компенсировать причинённый пострадавшему ущерб. Это может быть прямое либо денежное возмещение. Выплаты производятся только в пределах тех сумм, которые установлены действующим законодательством либо страховым договором.
В отношении выплаты по ОСАГО при ДТП страхователь должен знать следующее:
- Если водитель виноват в аварии, он не получает компенсации по автогражданке.
- Компенсация выплачивается только пострадавшему при аварии. Её определяет сотрудник дорожной полиции.
Когда повреждено иное имущество
Таким имуществом может быть:
Статус гражданина | Приблизительный перечень имущества |
водитель-потерпевший |
|
пассажиры, пешеходы |
|
собственники объектов недвижимости и движимого имущества |
|
По страховке ОСАГО выплачивается возмещение деньгами. Ремонт, восстановительные работы, предоставления аналогичного имущества не предусмотрены.
Если сумма ущерба больше лимита
Когда реальный ущерб больше чем лимит страховки, то оплата производится не более лимита.
Однако есть случаи превышения:
- Если виновник заключил договор ОСАГО с увеличенным покрытием ущерба, то есть дополнительно застраховал свою ответственность. Условия такого договора страхователь и страховщик, в том числе сумма покрытия ущерба, оговаривается между собой сами;
- Если страховщик не уплачивает добровольно суммы по страховке, не выдает направление. Тогда потерпевший может взыскать сверх страхсуммы неустойку в размере не большей установленных лимитов. Получается, что максимальное возмещение ущерба при ДТП в 2018 году может увеличиваться на сумму неустойки. И предельный размер может достигнуть 1,6 млн. руб.
Лимиты выплат по ОСАГО
Максимальные суммы компенсаций по ОСАГО при наступлении страхового случая в текущем году не претерпели изменений.
Лимиты страховых выплат при ДТП составляют:
- 400000 рублей – покрытие ущерба, если таковой был причинен имуществу одного пострадавшего при ДТП;
- 500000 рублей – причинение вреда состоянию здоровья потерпевшего лица, а также жизни такового;
- 400000 рублей – возмещение ущерба, полученного несколькими транспортными средствами, при этом каждому потерпевшему водителю полагается отдельная выплата без пропорционального деления ее на всех;
- 50000 рублей – возмещение расходов на похороны погибшего при ДТП, если выплату требуют дальние родственники такового;
- 475000 рублей – компенсация для близких родственников человека, умершего в результате дорожного происшествия;
- 50000 рублей – возмещение вреда на основании предъявления европротокола, при условии извещения о случившемся страховой фирмы не позднее 5 дней с момента ДТП.
Что делать в случае отказа
К сожалению, подобная ситуация не редкость, т.к. страховые компании не всегда заинтересованы в полной компенсации. Средняя сумма выплат не превышает 50 тыс. рублей.
Гражданский Кодекс РФ говорит о том, что автолюбитель может подать иск в течение 3-х лет с момента аварии. Одна из самых частых причин – это несогласие с денежной суммой. Но важно помнить, что в данной ситуации грамотней сначала направить досудебную претензию.
Она составляется в свободной форме с указанием обстоятельства дела и бумажными доказательствами. Претензия рассматривается 5 рабочих дней. В случае отказа можно подать ее повторно, а уже потом обращаться в суд. Дополнительным плюсом станет, если приложить к иску одну или две претензии, которые были отправлены в страховую компанию.
Причем, при оформлении бумаг можно запросить возмещение не только материального, но и морального ущерба. В настоящее время работа страховых компаний не идеальна и многие автолюбители вполне обоснованно жалуются на сумму выплат или необоснованное затягивания процесса.
Так или иначе, автострахование в современном мире, к сожалению, вынужденная необходимость т.к. количество граждан с личным транспортом растет, но их уровень вождения оставляет желать лучшего. В любом случае дополнительная страховка позволит обезопасить вас и членов семьи от негативных последствий.
Регрессное требование
В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального Закона «Об ОСАГО» в определенных случаях страховая компания имеет право предъявить регрессное требование к виновнику ДТП. Основания, дающие право страховщику взыскать свои расходы с виновника ДТП:
- Когда виновник умышленно способствовал дорожно-транспортному происшествию.
- В момент происшествия виновник был под действием алкогольного или наркотического опьянения.
- Виновник управлял автомобилем без водительских прав.
- ДТП совершил водитель, не внесенный в перечень лиц по полису ОСАГО.
- Виновник скрылся с места происшествия.
- Срок действия полиса ОСАГО на момент происшествия истек.
- Документы страховщику предоставлены позже назначенного срока.
- Виновник не предоставил автомобиль на экспертизу в установленный срок, начал ремонт или уничтожил его раньше, чем через 15 дней после ДТП.
- У виновника в момент ДТП истек срок талона на ТО.
Максимальная выплата при ДТП
Пределы по выплатам ОСАГО повысились, что отображено в таблице ниже.
Таблица 1. Суммы максимальных выплат по ОСАГО в РФ
Назначение платежа | Сумма, руб | Процент выплаты |
При нанесении вреда жизни, здоровью | 500 000 | |
Инвалидность у ребенка | ||
1 группа инвалидности | 100 | |
2 группа инвалидности | 350 000 | 70 |
3 группа инвалидности | 250 000 | 50 |
Повреждение имущества или его уничтожение | 400 000 | |
В случае смерти потерпевшего | 25 000 (на похороны) и 475 000 (компенсация ущерба) |
Если страховой полис был оформлен до нововведений, тогда расчет происходит согласно условиям по их полису. Новые правила распространяются на договора, оформленные после вступления в силу новых правил.
Если страховая компания отказывает в выплатах по ОСАГО
Согласно ФЗ-№40, если выплаты от СК будут просрочены, то пеня составит 1% от размера компенсации за каждый день. Если будет задерживаться решение об отказе от выплаты, то за каждый день начисляется пеня в размере 0,5% от размера страхового возмещения.
В том случае, если СК по необоснованным причинам приняла решение уменьшить сумму страхового возмещения, то по отношению к ней будут применены санкции в виде штрафа, составляющего 50% от всей суммы компенсации.
Обратите внимание! В соответствие с п. 3 ст. 14.1 закона «Об ОСАГО», потерпевший вправе обратиться за возмещением по здоровью не только к своей страховой компании, но и к СК виновника.
Итак, выплаты по ОСАГО – большая помощь пострадавшим в ДТП, однако компенсация в любом случае будет меньше, чем нанесённый урон. А если посчитать ещё моральный ущерб, то это, конечно, мизерное возмещение. Так что совет один: делать всё, чтобы избежать аварии на дороге.
Правила выплаты ущерба по ОСАГО
28 марта 2017 были приняты поправки к Закону об обязательном страховании ответственности автовладельцев. Согласно этим изменениям, теперь при наступлении страхового случая по ОСАГО, потерпевшая сторона имеет право получить возмещение двумя способами:
- осуществление ремонта за счет компании;
- денежная компенсация.
Чтобы получить возмещение необходимо собрать полный пакет документов. В него должны входить:
- паспорт и водительское удостоверение пострадавшего;
- европротокол (извещение о ДТП) или справка о нем и постановление по делу о правонарушении;
- документы из лечебного учреждения, в подтверждении полученных травм, если они имели место;
- ксерокопия полиса и квитанции о его оплате;
- заявление на возмещение ущерба.
Многие крупные страховые компании просят предоставить копию договора и квитанцию об его оплате, потому как разыскивать в своей первичной документации эти документы очень долго. А процедура возмещения строго ограничена во времени, а потому не терпит отлагательств.
Бланк заявления на возмещение ущерба по ОСАГО обычно у каждой компании свой. А потому страховщик обязан предоставить его клиенту для оформления документов на выплату.
Теперь более подробно рассмотрим оба вида получения ущерба по автогражданке.