- Раздел имущества

Права налогового органа при осуществлении процедур банкротства

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Права налогового органа при осуществлении процедур банкротства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Для руководителей и собственников бизнеса причиной неплатежеспособности могут стать не только их личные налоговые долги, но и долги обанкротившихся организаций. Это называется субсидиарная ответственность.

Субсидиарная ответственность

Субсидиарная ответственность физического лица возникает при признании организации несостоятельной, когда ее имущества недостаточно для удовлетворения требований кредиторов. По таким долгам будут отвечать контролирующие должника лица — это те, кто в течение последних трех лет влияли на действия организации-должника.

К ним могут относиться:

  • учредители;
  • руководители;
  • главный бухгалтер;
  • и другие — конечные бенефициары бизнеса, а также родственники, знакомые директора и учредителей, на которых переписаны активы фирмы-банкрота.

ФНС согласна с идеей внедрения внесудебной процедуры несостоятельности граждан, но считает, что предлагаемый механизм «не в полном объеме решает задачи по упрощению и бесплатности внесудебной процедуры банкротства», рассказал источник «Интерфакса».

Во-первых, служба предлагает сократить срок, после которого аннулируются долги, с года до шести месяцев.

Во-вторых, предлагает не распространять эту процедуру на индивидуальных предпринимателей.

В-третьих, возражение у службы вызвала обязательность обращения человека к арбитражному управляющему. Она видит угрозу в том, что фактически гражданам придется платить, так как управляющие будут неформально навязывать им допуслуги. Это приведет к снижению доступности и популярности нового механизма среди граждан, предполагает ФНС.

В связи с этим служба предлагает отказаться от обязательного участия арбитражных управляющих во внесудебном банкротстве граждан. По мнению ФНС, желающие обанкротиться без суда смогут бесплатно разместить соответствующее публичное заявление в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, будет утверждена специальная форма такого заявления. В нем должны быть указаны кредиторы и размер долгов перед ними. С момента публикации начнется полугодовой срок внесудебной процедуры банкротства.

В это время любое заинтересованное лицо сможет обратиться в суд с заявлением о несоответствии гражданина условиям внесудебного банкротства, и в случае его удовлетворения гражданин будет банкротиться через суд. Согласно проекту Николаева, в частности, у кандидата в банкроты не должно быть имущества, которое можно было бы продать. При этом кредитор, которого человек упомянул в своем заявлении, будет вправе запросить у граждан, компаний и в госорганах «иные сведения и (или) документы, необходимые для выявления несоответствия гражданина условиям внесудебного банкротства, в том числе сведения о принадлежащем гражданину имуществе, в том числе имущественных правах, и о его обязательствах», говорится в поправках ФНС к законопроекту Николаева.

По окончанию полугода гражданин освобождается от долгов, которые он указал в публичном заявлении. При этом не списывается ряд долгов, среди которых: задолженность по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью, по алиментам, зарплате и выходному пособию, по возмещению морального вред.

Роль отдела обеспечения процедур банкротства

Вы можете обратиться в ФНС России, отдел, занимающийся обеспечением процедуры банкротства, для получения максимальной информации по интересующим вопросам. Отдел обеспечения процедур банкротства в налоговой отличается работой в определенных направлениях и выполняет функции обеспечения всеми необходимыми документами. Сотрудники отдела ФНС России занимаются:

  • подготовкой и сбором документов для реализации имущества должника;
  • составлением документов для взыскания долгов;
  • подготовкой всех необходимых бумаг для начала процедуры банкротства;
  • проводит контроль над выплатами всех наложенных на лиц штрафов;
  • осуществляет списание задолженностей, которые не могут быть оплачены;
  • анализирует финансовое состояние предприятия и должника;
  • составляет отчет о причинах возникновения задолженностей;
  • подготавливает и направляет запрос о выплатах юридическим лицам;
  • имеет право остановить все операции, выполняющиеся на счетах должника.
Читайте также:  Какие товары и на каких условиях можно вернуть в интернет-магазин

Для подачи заявления и необходимых документов для проведения процедуры признания неплатежеспособности могут быть организованы встречи с кредиторами, в том числе с территориальными налоговыми органами.

Как предотвратить подачу заявления

Предотвратить подачу заявления о банкротстве со стороны ФНС можно, если бухгалтерия предприятия работает грамотно и не скрывает реальное экономическое положение. Для этого нужно доказать, что имеющаяся у компании дебиторская задолженность может быть возвращена должнику. В качестве аргумента в налоговую инспекцию предоставляется иск о взыскании дебиторки с юридического лица.

Такой ход не всегда удается, ведь судебное заявление не более, чем вероятность получения денег. Однако попытаться все же стоит. Гораздо убедительнее выглядит предоставленное в налоговую службу соглашение о выплате долга. Но такая отговорка сработает только, если сумма дебиторской задолженности превысит фискальный долг.

Еще один способ избежать подачи заявления в Арбитражный суд со стороны уполномоченного органа — обратиться в налоговую с просьбой пересмотреть сроки уплаты обязательных сборов в пользу государства. Если предприятие не было замечено в махинациях, попытках скрыть реальную финансовую картину или вывести имущество, налоговики могут пойти навстречу неплательщику и предоставить ему адекватную отсрочку.

Размер задолженности для инициации процесса банкротства налоговым органом

При процедуре банкротства налоговый орган имеет статус кредитора, то есть они также имеют право на участие в собрании кредиторов, а также вправе определять судьбу как имущества должника, так и его самого. Физлицо, коммерческая компания, налоговый орган или любой другой кредитор может осуществлять контроль деятельности арбитражных и финансовых управляющих, а также обжаловать из действие или бездействие.

Важно! Самым частым инициатором банкротства является налоговый орган (ФНС), который является уполномоченным органом в этой процедуре. Поэтому при проведении такой процедуры, налоговая консолидирует задолженность компании перед государственными внебюджетными органами и органами исполнительной власти.

300 000 рублей является порогом, достаточным для инициации процедуры банкротства. При этом суммируется совокупный долг компании по налогам, страховым взносам, а также иным обязательным платежам. Когда инициатором банкротства по налоговой задолженности выступает налоговый орган, то помимо подачи заявления в суд, инспекция также уведомляет государственные внебюджетные фонды, госведомства, а также запрашивает сведения по долгам этой компании. После этого полученные сведения направляют в судебный орган для того, чтобы общая задолженность была включена в реестр требований всех кредиторов.

Отсрочка процедуры банкротства юрлица

В определенных случаях существует возможность отсрочки обращения налоговой в арбитражный суд для признания компании должником на срок до полугода. Это возможно в том случае, если должник предоставил:

  • копию решения суда, заверенную арбитражным судом, которым установлено предоставление отсрочки или рассрочки по исполнению обязательств по задолженности;
  • документы, которые могут подтвердить, что компания осуществляет взыскание просроченной дебиторской задолженности, сумма которой превышает кредиторскую задолженность компании, а также график погашения.

В случае предоставления последних указанных документов и нарушении графика погашения задолженности, уполномоченный орган вправе подать в арбитражный суд заявление о признании компании банкротом в течение 5 дней.

Декабрь 2022

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

Налоговая в деле о банкротстве физических лиц

Подавая заявление о банкротстве гражданина, налоговики должны доказать достаточность его имущества для финансирования расходов на проведение процедуры банкротства, в том числе, предоставить сведения из ГИБДД о наличии транспортных средств, сведения из ЕРПН о наличии недвижимости.

Налоговая в деле о банкротстве в последнее время активно обжалует сделки должников, что способствует возвращению денежных средств в конкурсную массу.

Задолженность по налогам физических лиц может быть исключена из реестра, если она признана безнадежной к взысканию в силу 436-ФЗ от 28.12.2017 года. В этом случае гражданину необходимо обратиться в арбитражный суд в рамках процедуры банкротства.

Но если он умышленно не платил налоги, злоупотреблял правами, искусственно создал такую ситуацию, то задолженность из реестра не исключат (Определение ВС РФ от 10.04.2019 №309-ЭС19-87).

Читайте также:  Как законно уволиться без отработки?

Мораторий на банкротство-2020

В 2021 году в связи с приостановлением деятельности ряда предприятий из-за коронавирусной инфекции, с 4 апреля 2021 года на полгода был введен мораторий на банкротство некоторых компаний и ИП.

После отменены моратория налоговый орган сможет подать заявление через пятнадцать календарных дней. Поэтому желательно не дожидаться окончания моратория, а предпринимать необходимые шаги уже сейчас для получения отсрочки, рассрочки по уплате налогов.

Читайте по теме:

Что нельзя делать гражданину перед своим банкротством Банкротство: пошаговая инструкция банкротства в 2021 году Чем поможет адвокат по банкротству юридических лиц

Условия возбуждения дела о банкротстве

В соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) несостоятельность (банкротство) — признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов и (или) осуществить платежи, если соответствующие обязательства не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику — юридическому лицу в совокупности составляют не менее 100 тыс. руб., к должнику-гражданину — не менее 10 тыс. руб., а также имеются признаки банкротства, установленные ст. 3 Закона о банкротстве.

Первый среди равных. Права налогового органа в процедурах банкротства – очевидные и скрытые привилегии

Нормативное регулирование банкротства исходит из относительного равенства прав кредиторов должника вне зависимости от основания возникновения требований и статуса самого кредитора.

Ясно, что некоторые преимущества имеют физические лица – работники должника, а также залоговые кредиторы, первые – исходя из социальной специфики трудовых отношений, вторые как лица получившие гарантии исполнения до процедуры банкротства.

Есть еще небольшие привилегии у банка – подача заявления о банкротстве без предварительного «просуживания», например.

Однако в свете назревающей реформы банкротного законодательства, все чаще звучат разговоры о необходимости наделения налогового органа (в части фискальных требований) дополнительными правами и гарантиями. В частности, речь идет о приоритете при выборе арбитражного управляющего; о повышение очередности удовлетворения требований; признания налогового органа залоговым кредитором и т. д. и т.п.

  • Не буду комментировать саму идею предоставления приоритета бюджетным требованиям в рамках процедур банкротства, замечу лишь, что налоговый орган и сейчас имеет ряд вполне ощутимых привилегий, вытекающих, как из самого банкротного законодательства, так и практики его применения.
  • Ниже дан краткий обзор некоторых таких преимуществ и оценка того, как их реализация влияет на права иных (ординарных) кредиторов в процедуре банкротства.
  • На мой взгляд, на это полезно посмотреть для того, чтобы понять стоит ли расширять приоритеты ФНС в банкротных процедурах и за счет чего (вернее, кого) такое расширение неизбежно будет происходить.
  • Очередность удовлетворения требований

В конце 2016 г., начале 2017г., Верховный Суд «повысил» очередность удовлетворения некоторых фискальных требований (НДФЛ и взносы в ПФ), поместив их во вторую очередь текущих требований и вторую реестровую очередь (ранее они были в пятой текущей и третьей реестровой).

Что это означает для прочих «текущих» и реестровых кредиторов?

Самое очевидное – уменьшение шансов на погашение долга – особенно для текущих кредиторов четвертой и пятой очередей, которые такие шансы имеют.

Какую роль играет налоговая в процедуре банкротства

На сегодня инициатором банкротства юридического лица может стать не только сам должник или его кредитор, но и налоговый орган, подающий в арбитражный суд заявление.

Все чаще и чаще принимает участие налоговая в процедуре банкротства, используя проверенный метод – назначается выездная налоговая проверка, после которой устанавливается, что должник и его организация получают налоговую выгоду, которой нет обоснования.

В результате такого заявления подается требование в суд взыскать все накопившиеся задолженности вместе с пенями и штрафами путем признания финансовой несостоятельности.

В таких ситуациях налоговая инспекция принимает непосредственное участие в делах о банкротстве и последующих процедурах. То есть можно заявить, что налоговая выполняет превентивную деятельность в отношении налогоплательщика.

Читайте также:  Получение налоговой льготы военными пенсионерами по земельному налогу

К чему приводит задолженность

«Закон создан, для того, чтобы его нарушать», говорят некоторые авантюристы. Но не многие знают тяжесть своих деяний, а другие просто не готовы нести ответственность или боятся наказания за неподчинение правосудию. Если вы ИП и ведете свое профессиональную деятельность, вы должны хорошо понимать, что вам грозит за совершенные ошибки или за незнание НК, ГК и УК РФ.

Самая главная обязанность индивидуального предпринимателя перед налоговым законодательством — своевременно сдавать налоговую декларацию и в полном объёме уплачивать налоги в государственную казну.

От того какую схему налогообложения для своей деятельности выберет ИП, зависят и сроки сдачи отчетности, и размер налогооблагаемой базы.

Если вы не подаете своевременно отчеты, допускаете в них осознанные/неосознанные ошибки, не платите налоги вовремя и укрываетесь от своих обязанностей – у вас может пойти просрочка, и как следствие финансовая или даже уголовная ответственность, если все это вы делаете в жесткой форме, о чем гласит 122 статья НК РФ.

Налоговая проверка при банкротстве ИП

Налоговая проверка индивидуального предпринимателя производится по той же схеме, что и в отношении юрлиц. Многих бизнесменов волнует вопрос, списываются ли долги по налогам в случае банкротства ИП? Или эта процедура затрагивает долги перед кредиторами? Ведь обычно именно непомерная налоговая нагрузка становится причиной закрытия бизнеса.

В рядовой ситуации все налоговые долги предпринимателя переходят на него как на физическое лицо после ликвидации ИП. Но в случае с закрытием через банкротство последствия для индивидуального предпринимателя аналогичны тем, которые предусмотрены для юридических лиц: их задолженность перед бюджетом списывается.

Проверка может проводиться налоговиками в течение 3 лет после закрытия ИП. И тогда все недоимки в виде налогов и пени будут переложены на предпринимателя как физическое лицо. Это не мешает объявить бывшему бизнесмену о своем банкротстве уже после своего закрытия.

Банкротство предприятия по заявлению налогового органа

В последнее время все чаще и чаще сталкиваюсь с ситуацией, когда налоговый орган для реализации функции по выявлению и взысканию недоплаченных налогов использует следующую схему.

Проводит выездную налоговую проверку, устанавливает получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, направляет требование о взыскании задолженности по налогам, штрафам и пеням в обслуживающую кредитную организацию, подает в арбитражный суд заявление о признании налогоплательщика банкротом, с использованием подконтрольного арбитражного управляющего обращается с заявлением о привлечении руководителя и учредителей (участников) к субсидиарной ответственности по долгам банкрота.

Очевидно, что таким образом налоговый орган фактически выполняет превентивную деятельность для «ретивых» налогоплательщиков, не согласных на стадии проведения выездной налоговой проверки приходить к своеобразному мировому соглашению с руководством инспекции, создавая свою базу арбитражных обвинительных прецедентов.

Порядок банкротства по инициативе кредитора юридического лица

  1. Наблюдение. На этой стадии определяется платежеспособность заемщика. Выполнением этого пункта занимаются государственные органы. Этап банкротства юридического лица длится несколько месяцев.
  2. Денежное оздоровление. Оно представляет собой спасение компании от закрытия по причине невозврата кредитов. Для этого организации требуется восстановить и доказать платежеспособность, вернув все долги. Арбитражный суд определяет специальный график их погашения. Бывает, что этот этап растягивается на 1-2 года.
  3. Внешнее управление. Кредиторы вправе требовать, чтобы компанией, которая признается банкротом, управлял человек из арбитражного суда. Эту должность лицо имеет право занимать не дольше 18 месяцев. Во время его работы должнику не начисляются дополнительные пени или проценты по долгам.
  4. Конкурсное производство. Только после того, как заемщика признают банкротом, начинается конкурсное производство. Его целью является удовлетворение требований кредиторов через продажу имущества в ходе торгов. Срок этапа зачастую такой же, как и пребывание на посту управляющего банкротирующей компанией.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *